боголюбская икона божьей матери фото
Боголюбская икона Божией Матери
БОГОЛЮБСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
День памяти: 18 июня (старый стиль) — 1 июля (новый стиль)
Боголюбская икона Божией Матери, одна из древнейших чудотворных икон России, написана в XII веке по просьбе благоверного князя Андрея Боголюбского (память 4 июля) в память о явлении ему Божией Матери.
В 1157 году святой благоверный великий князь Суздальский Андрей Юрьевич (Георгиевич), один из первых собирателей и строителей Российской земли, названный за благочестие Боголюбским, покинул Вышгород и направился на свою родину, в Ростово-Суздальскую землю.
Святому князю Андрею сопутствовала чудотворная икона Пресвятой Богородицы, нареченная впоследствии Владимирской и ставшая покровительницей всей Российской земли. 18 июня примерно в десяти верстах от Владимира повозка с иконой без видимых причин внезапно остановилась, и лошади не могли сдвинуть её с места. Замена лошадей также ни к чему не привела. Князь Андрей приказал совершить молебное пение в честь Божией Матери перед Её чудотворной иконой, потом уединенно молился в шатре. Во время усердной молитвы князю явилась Сама Царица Небесная и повелела чудотворную икону поставить во Владимире, а на сем месте устроить храм и монастырь в честь Её Рождества.
Чудотворная икона была торжественно возвращена во Владимир, а на месте явления Божией Матери князь Андрей заложил белокаменную церковь Рождества Богородицы и основал монастырь. В память о том, что Божия Матерь возлюбило это место, монастырь стали называть Боголюбским. Позднее так же был назван и возникший рядом город.
Вдохновлённый явлением Пресвятой Богородицы, святой князь Андрей, которого с тех пор стали называть Боголюбским, повелел написать на кипарисовой доске икону, изобразив Пречистую Деву такою, какой Она ему явилась. На иконе Богородица изображена стоящей с поднятыми в молитве руками и с ликом, обращённым к явившемуся Ей Господу Иисусу Христу. В правой руке Божия Матерь держит хартию с Её молитвой к Сыну Своему: «Да благословит Он место сие, Ею избранное». Новописанная икона была торжественно перенесена в воздвигнутый храм Рождества Богородицы и названа Боголюбивой, или Боголюбской.
В советское время после закрытия монастыря чудотворный образ хранился во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике. В мае 1993 года Боголюбская икона Пресвятой Богородицы возвращена Церкви и в настоящее время находится в Успенском соборе Княгинина монастыря во Владимире. Для древней святыни изготовлен специальный киот, в котором поддерживаются оптимальные климатические условия.
Успенский собор Княгинина монастыря
Существует несколько разнящихся между собой изводов Боголюбского образа.Например на Московской Боголюбской иконе Божией Матери помимо Спасителя и Богородицы изображены наиболее чтимые святые.
Иконография
Боголюбский образ принадлежит к иконографическому типу Агиосоритиссы (от названия часовни Агия Сорос в Константинополе).
Боголюбский образ восходит к типу известной константинопольской иконы «Богоматери Агиосоритиссы» («Просительницы», «Заступницы»), которая находилась в Халкопратийском храме и потому именовалась также и «Богоматерью Халкопратийской».
Боголюбский образ принадлежит к иконографическому типу Агиосоритиссы (от названия часовни Агия Сорос в Константинополе).
В отличие от святыни Влахернского храма «Оранты» она была иконой «обетной». На иконах этого типа нередко помещали в верхнем правом углу изображение благословляющего Христа, а внизу писали фигуру припадающего к стопам Божией Матери заказчика иконы. Характерно, что на позднейших списках с Боголюбского образа часто изображали фигуру склонившегося перед Пречистой князя Андрея. В росписях храмов изображение «Агиосоритиссы» располагали в качестве парного образу «Христа Милосердого», на западных гранях столпов, фланкирующих алтарную нишу.
Стиль
В 1915 году замечательный русский византолог Н. П. Кондаков впервые констатировал факт, что Боголюбская икона, этот «драгоценный, по строгости общего типа, памятник», клонится «к сожалению, к окончательному разрушению». Его слова имели вес, и 1918 году были предприняты первые пробные раскрытия иконы. В 1956 году чудотворный образ был передан из Владимиро-Суздальского музея реставраторам Центральных реставрационных мастерских (ныне Всероссийский реставрационный центр имени академика И. Э. Грабаря). Только к 1970-му удалось завершить работу и дойти до первоначальной надписи на свитке, который, как и изображение Спасителя в правом верхнем углу, был дописан не ранее XIII века, а текст надписи («Владыко Многомилостиве, Господи Иисусе Христе, услыши молитву мою…») приписан уже в XVIII столетии.
Мозаичная «Агиосоритисса» в церкви Санта Мария дель Аммиральо в Палермо
Богоматерь Боголюбская имеет очевидное сходство с такими характерными образцами живописи времени Комнинов, как изображения «Агиосоритиссы» на мозаике в церкви Санта Мария дель Аммиральо в Палермо, на мозаике в церкви Димитрия в Солуни, на фреске собора Мирожского монастыря в Пскове. Лик Девы Марии во многом напоминает Ее образ из композиции «Страшный суд» и лик Анны из «Сретения» в росписи Бачковской костницы, созданной во второй половине XII века константинопольскими художниками. Ссылаяся на приведенные аналогии, можно предположить, что автором чудотворного образа вероятнее всего был византийский мастер, прибывший в свите принцессы Комнины ко двору Юрия Долгорукого и оставшийся в Суздале после ухода князя на киевское княжение.
Боголюбский образ, как выяснилось после последней реставрации, был в свое время необычайно красочным произведением. Фигура Божией Матери в зеленовато-серого цвета хитоне и кирпично-красном мафории выделялась на светлом фоне серебристого оттенка. На челе и плече Пречистой сохранились отверстия для накладных звезд из драгоценного металла, некогда украшавших мафорий. Вероятнее всего, таким же был изначально венец вокруг Ее главы. Лик Девы Марии, при всем его видимом сходстве с византийскими образцами, воплощал национальные представления славян об идеальной красоте. Цвет румянца на ланитах Богородицы был более ярким, чем на византийских иконах, а Ее очи были лучезарного голубого цвета.
Чтимые чудотворные списки с иконы
Образ Божией Матери Боголюбской прославлен неисчислимыми чудотворениями, на протяжении многих веков являя благодатную помощь верующему русскому народу. Слава о чудесах и знамениях, совершенных от иконы, побуждала верующих людей во многих местах России обращаться к написанию копий с чтимого образа, которые со временем получили широкое распространение и восприняли благодатную силу чудотворений.
Из московских списков наиболее чтимым был образ над Варварскими воротами Китай-города.
Варварские ворота Китай-города (фото 1890 года)
На нем помимо Пречистой изображены молящиеся святители и блаженные московские, и сам этот особый извод, в XVII столетии названный «Моление о народе», был святыней собственно московской, охранявшей жителей столицы.
Ко дню празднования Боголюбской, то есть к 18 июня по старому стилю, перед этим образом служили торжественный молебен, после чего икона спускалась со своего обычного места вниз и на три дня ставилась в специальной шатровой часовне-«палатке». Сам чудотворный список пребывает ныне в Петропавловском храме у Яузских ворот, а его «заместительница» (на время, пока образ спускался в часовню) в Воскресенском храме в Сокольниках.
Храм Воскресения Христова в Сокольниках
Чудотворениями, прекращением смертоносных эпидемий, особенно чумы и холеры, прославилась Угличская Боголюбивая Матерь Божия в 1654 году (храм во имя царевича Димитрия), Московская, Тульская, Козловская и Елатемская (Тамбовская губерния) в 1711 году, Зимаровская (с. Зимарово близ Раненбурга Рязанской губернии) и Юрьевская (с. Юрьевское Боровского уезда) в 1831 году, Тарусская в 1848 и 1870 годах и другие списки древней чудотворной иконы.
Первообраз Боголюбской иконы с 1992 года находился в Свято-Успенском девичьем Княгинином монастыре во Владимире(г.Владимир, Княгининская ул., 37-А).
Боголюбская икона в Успенском девичьем Княгинином монастыре во Владимире
Но в 2009 году при очередном обследовании иконы, ее состояние было найдено катастрофическим, и икону перенесли на реставрацию воВладимиро-Суздальский музей (г.Владимир, ул.Большая Московская, д.43). Там она находится по сей день под присмотром музейных работников.
Празднование Боголюбской иконе (а вслед за ней и всем чудотворным спискам с нее) было установлено святым благоверным великим князем Андреем Боголюбским 1 июля (18 июня по старому стилю).
Тропарь, глас 1
Боголюбивая Царице, / Неискусномужная Дево, Богородице Марие! / Моли за ны Тебе Возлюбившаго / и рождшагося от Тебе Сына Твоего, Христа Бога нашего, / подати нам оставление прегрешений, / мирови мир, земли плодов изобилие, / пастырем святыню и всему человечу роду спасение. / Грады наша и страны Российския от нахождения иноплеменных заступи / и от междуусобныя брани сохрани. / О Мати Боголюбивая Дево! / О Царице Всепетая! / Ризою Своею покрый нас от всякаго зла, / от видимых и невидимых враг защити // и спаси души наша.
Кондак, глас 3
Дева днесь предстоит Сыну, / руце Свои к Нему простирающи, / святый князь Андрей радуется, / и с ним Российская страна торжествует, // нас бо ради молит Богородица Превечного Бога.
Молитва
О Пречистая Госпоже Богородице, Мати Боголюбивая, Надеждо нашего спасения! Воззри милостивно на люди сия, предстоящия с верою и любовию и покланяющияся пречистому образу Твоему: приими наше хвалебное пение сие и пролей тёплую Твою молитву о нас грешных ко Господу, да, презрев вся наша согрешения, спасёт и помилует нас. О Предивная Владычице! Покажи на нас чудныя милости Твоя: сохрани невредимы пастыри церковныя и все христолюбивое воинство. Молим Тя умиленно, избави нас от всякия скорби, настави на путь всякия добродетели и благостыни, спаси от искушений, бед и болезней, изми от нас оклеветания и распри, сохрани нас от молниеноснаго грома, от запаления огненнаго, от глада, труса, потопа и смертоносныя язвы: подай нам Твою милостивую помощь на пути в мори и на суши, да не погибнем люте. О Всемилостивая, Боголюбивая Мати! Со упованием твёрдым возсылаем к Тебе нашу смиренную молитву: не отрини наших слез и воздыханий, не забуди нас во вся дни жизни нашея, но всегда пребывай с нами и Твоим заступлением и ходатайством у Господа подаждь нам отраду, утешение, защиту и помощь, да выну славим и величаем преблагословенное и всепетое имя Твое.
БОГОЛЮБСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Боголюбская икона Божией Матери. Фото 2016 г., после реставрации |
Икона Божией Матери Боголюбская
Ныне насчитывается немногим более трех десятков доподлинно «домонгольских», то есть написанных еще до Батыева нашествия, русских икон. Среди них и несколько образов Богородицы, в том числе «Великая Панагия» из Ярославля, иконы «Знамение» Новгородская, «Умиления» Белозерская. К ним принадлежит и чудотворная икона Богородицы Боголюбская, исполненная утонченнейшей пластики и удивительной одухотворенности.
Написан этот образ в 1157 году. Примечательно, что целых девять лет пребывал он при княжьем дворе, в церкви Рождества Богородицы в Боголюбове, рядом с другой великой чудотворной иконой, впоследствии поименованной Владимирской, пока ту не перенесли в Успенский собор града Владимира. Тем самым Боголюбская, одна из первых икон, написанных русскими мастерами, словно бы переняла благодатную силу соседствовавшего с нею прижизненного (письма апостола Луки) образа Пречистой, став своего рода палладиумом первых шагов церковной и государственной самостоятельности Северо-Восточной Руси.
Еще в 1155 году святой благоверный князь Андрей Боголюбский покинул киевский Вышгород, чтобы перенести в свой удел и утвердить великокняжеский престол на суздальских землях; взял он с собою и чудотворный образ Царицы Небесной. Когда князь подъехал к Владимиру на расстояние семи верст, кони, везшие повозку с чудотворной иконой, замерли как вкопанные. Благочестивый князь узрел в этом знамение и дал обет устроить на том месте обитель во имя Пречистой. Помолившись, он был удостоен видения Богородицы, в правой руке державшей свиток, а левую простершей к Сыну Своему.
Такой и изобразили княжеские мастера Богоматерь на иконе, написанной в память об этом событии (происшедшем 18 июня) и установленной в церкви Рождества Богородицы в Боголюбове. Название для этого пригородного дворца (впоследствии вокруг него разрастется и предместье Владимира) избрал сам князь, узревший, что «Матерь Божия возлюбила место сие».
Половцы и татары не раз разоряли эту обитель, но Пречистая всегда оставалась верною Защитницею принятого Ею под Свой Матерний покров монастыря, и слава его и внешнее благосостояние век от века росли. В XV веке великий князь Василий Темный повелел поставить список с чудотворной в дворцовую Сретенскую церковь Московского Кремля. А богомольный царь Федор Алексеевич в 1680 году украсил первый образ Боголюбской золотым крестом.
Боголюбская икона Божией Матери. Список |
На позднейших списках с чудотворной иконы часто изображают еще и встающие от земли очертания самого монастыря с фигурой склонившегося перед Пречистой князя Андрея, вошедшего в историю с тем же именем, что и основанная им в Боголюбове обитель.
Из московских списков наиболее чтимым был образ над Варварскими воротами Китай-города. На нем помимо Пречистой изображены молящиеся святители и блаженные Московские, и сам этот особый извод, в XVII столетии известный как «Моление о народе», был святыней собственно московской, охранявшей жителей белокаменной столицы.
Возобновленная к началу 1990-х, Боголюбская обитель под Владимиром сохранила все свои храмы, включая древнейший Рождественский, соборный Боголюбский (где у правого столпа пребывала чудотворная) и приписной к монастырю, всемирно знаменитый храм Покрова Богородицы на Нерли.
Боголюбский образ пребывал в специальном «климатическом киоте» в местном ряду собора Успенского Княгинина монастыря во Владимире. Но древнюю икону не пощадило время и людская небрежительность: она была много раз записана и поновлена, пострадала от недолжных условий хранения, так что в 2009 году остро встал вопрос о срочном спасении святыни. Образ был отправлен на реставрацию во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И. Э. Грабаря. В результате многолетней работы реставраторам удалось спасти святыню домонгольского периода и раскрыть первоначальный замысел иконописца. В марте 2016 года за эту работу генеральный директор Центра им. И. Э. Грабаря Александр Лесовой и реставратор Александр Горматюк получили премию газеты «The Art Newspaper Russia» [1].
Молитвословия
Боголюби́вая Царице,/ Неискусному́жная Де́во, Богоро́дице Мари́е!/ Моли́ за ны́ Тебе́ Возлюби́вшаго/ и ро́ждшагося от Тебе́ Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего,/ пода́ти на́м оставле́ние прегреше́ний,/ ми́рови ми́р, земли́ плодо́в изоби́лие,/ па́стырем святы́ню/ и всему́ челове́чу ро́ду спасе́ние./ Гра́ды наш’а и страны́ Росси́йския от нахожде́ния иноплеме́нных заступи́/ и от междоусо́бныя бра́ни сохрани́./ О Ма́ти Боголюби́вая Де́во!/ О Цари́це Всепе́тая!/ Ри́зою Свое́ю покры́й на́с от вся́каго зла,/ от ви́димых и неви́димых вра́г защити́// и спаси́ ду́ши на́ша.
Ин тропарь, глас тот же:
Всепе́тая и Всесла́вная Цари́це Богоро́дице,/ Ма́ти всея́ тва́ри Соде́теля,/ христиа́нская наде́ждо и Засту́пнице,/ печа́льных утеше́ние,/ ненаде́ющихся и отча́явшихся ско́рое наде́яние,/ мо́лим Тя́: ми́лостива бу́ди на́м, гре́шным,/ и не оста́ви ра́б Свои́х,/ и не отри́ни моле́ния ве́рных,/ в ско́рбех и беда́х пред честны́м о́бразом Твои́м избавле́ния тре́бующих./ О Влады́чице, Блага́я Помо́щнице!/ Ри́зою Твое́ю честно́ю на́с защити́/ и от все́х зо́л изба́ви,/ моля́щи Сы́на Твоего́, Христа́ Бога на́шего,// да спасе́т ду́ши на́ша, я́ко Милосе́рд.
Кондак, глас 3. Творение Патриарха Сергия (подобен; Дева днесь:)
Де́ва дне́сь предстои́т Сы́ну,/ ру́це Свои́ к Нему́ простира́ющи,/ святы́й кня́зь Андре́й ра́дуется,/ и с ни́м Росси́йская страна́ торжеству́ет,/ на́с бо ра́ди мо́лит Богоро́дица// Преве́чнаго Бо́га.
Велича́ем Тя́,/ Пресвята́я Де́во,/ и чти́м о́браз Тво́й святы́й,/ его́же благове́рный кня́зь Андре́й даде́ на́м на враги́ в побе́ду// и все́м ве́рным во спасе́ние.
О Пречистая Госпоже Богородице, Мати Боголюбивая, Надеждо нашего спасения! Воззри милостивно на люди сия, предстоящия с верою и любовию и покланяющияся пречистому образу Твоему: приими наше хвалебное пение сие и пролей тёплую Твою молитву о нас грешных ко Господу, да, презрев вся наша согрешения, спасёт и помилует нас. О Предивная Владычице! Покажи на нас чудныя милости Твоя: сохрани невредимы пастыри церковныя и все христолюбивое воинство. Молим Тя умиленно, избави нас от всякия скорби, настави на путь всякия добродетели и благостыни, спаси от искушений, бед и болезней, изми от нас оклеветания и распри, сохрани нас от молниеноснаго грома, от запаления огненнаго, от глада, труса, потопа и смертоносныя язвы: подай нам Твою милостивую помощь на пути в мори и на суши, да не погибнем люте. О Всемилостивая, Боголюбивая Мати! Со упованием твёрдым возсылаем к Тебе нашу смиренную молитву: не отрини наших слез и воздыханий, не забуди нас во вся дни жизни нашея, но всегда пребывай с нами и Твоим заступлением и ходатайством у Господа подаждь нам отраду, утешение, защиту и помощь, да выну славим и величаем преблагословенное и всепетое имя Твое. Аминь.
Боголюбская икона Богоматери
Происходит из собора Рождества Богородицы Боголюбского дворца близ Владимира.
Боголюбовская икона Божьей Матери является уникальным произведением древнерусского искусства. Созданная около 1158 года по повелению князя Андрея Боголюбского, она считается первой иконой, написанной на Русской земле. Создание ее связывают с преданием о явлении Богородицы князю Андрею во время его моления близ устья реки Нерль в 1155 году. Позднее в этом месте, названном Боголюбовом, князем был возведен великолепный дворцовый ансамбль. Здесь, в Рождественском храме и был помещен образ Богородицы.
Боголюбовская икона — выдающийся пример живописи княжеских мастеров. Она была создана выдающимся греческим иконописцем или русским мастером, хорошо знакомым с византийским искусством этого времени. Начиная с последней трети XVII века, в связи с особым отношением в царской семье к Боголюбовской иконе Божьей Матери, устанавливается ее общерусское почитание. Наиболее широкое распространение культ этой иконы получает в XVIII–XIX веках: появляется большое количество списков, основываются храмы и монастыри в ее честь.
Особенно прославился Боголюбовский образ во время эпидемии чумы 1771 года, когда, как считается, именно после перенесения этой чудотворной иконы из Боголюбовского монастыря во Владимир, эпидемия прекратилась. В честь этого события был установлен обычай ежегодного принесения иконы в губернский центр и ношение ее по городам и селам губернии.
По всей видимости, именно это привело к тому, что к началу ХХ века живопись данного памятника оказалась в плачевном состоянии. В 1918 году были проведены срочные работы по консервации иконы реставраторами Комиссии по сохранению и раскрытию древней живописи под руководством А. И. Анисимова, В. Т. Георгиевского и И. Э. Грабаря.
После закрытия Боголюбовского монастыря в 1920-е годы икону поместили в церковь Иоакима и Анны в Боголюбове, позднее — во владимирский Успенский собор.
Размещенная после многолетней реставрации в одном из залов Исторической экспозиции ВСМЗ, Боголюбовская икона находилась под мониторингом музейных работников. Большая проблема с сохранностью иконы возникла в начале 1990-х годов в связи с просьбой Церкви о передаче иконы в ставший действующим Успенский собор Княгинина монастыря во Владимире. В 1993 году благодаря усилиям Владимиро-Суздальского музея-заповедника проблема была решена: по заказу и на деньги ВСМЗ фирма, изготовившая саркофаг для мавзолея В. И. Ленина, сделала уникальную установку. Была создана герметично закрытая витрина из особого стекла в комплексе со специальным прибором, который обеспечивал постоянный благоприятный для иконы температурно-влажностный режим.
В настоящее время Боголюбовская икона Божьей Матери находится в специально изготовленной усовершенствованной витрине в Успенском соборе Княгинина монастыря на условиях временного хранения под постоянным наблюдением музейных реставраторов.
Информация воспроизводится по материалам Владимиро-Суздальского музея-заповедника (www.museum.vladimir.ru).
Боголюбская икона Пресвятой Богородицы
1 июля (18 июня ст. ст.) Церковь почитает Боголюбскую икону Пресвятой Богородицы. Перед Боголюбской иконой Богородицы молятся о даровании здравия, об избавлении от смертоносных эпидемий и стихийных бедствий.
Содержание:
Боголюбская икона Пресвятой Богородицы. История
По преданию, в 1155 году, во время перенесения будущей Владимирской иконы в Залесье из Вышгорода, князю Андрею Юрьевичу в походном шатре явилась Пресвятая Богородица и повелела ему поставить икону во Владимире. На месте явления Богородицы князь основал свою резиденцию (ныне село Боголюбово), для которой повелел написать особую икону, изображающую его видение. Новый образ был поставлен в княжеском замке. Позднее на месте замка возник Боголюбский монастырь.
Начиная с последней трети XVII века, в связи с особым отношением в царской семье к Боголюбской иконе Пресвятой Богородицы, устанавливается ее общерусское почитание. Наиболее широкое распространение этот образ получил в XVIII–XIX веках: появилось большое количество списков, были основаны храмы и монастыри в ее честь.
Особенно прославился Боголюбский образ во время эпидемии чумы 1771 года, когда, как считается, именно после перенесения этой чудотворной иконы из Боголюбского монастыря во Владимир, эпидемия прекратилась. В честь этого события был установлен обычай ежегодного принесения иконы в губернский центр и ношение ее по городам и селам губернии.
В августе 1918 года икона была частично раскрыта реставраторами Комиссии по сохранению и реставрации памятников древней живописи во главе с Григорием Чириковым, которые определили ее сохранность как плохую. Во второй половине XX века она была отреставрирована М. В. Романовой. С 1992 года первообраз иконы находился в Свято-Успенском девичьем Княгинином монастыре во Владимире. После ухудшения состояния с 4 июня 2009 года Боголюбская икона была отдана на реставрацию во Владимиро-Суздальский музей. Есть несколько списков Боголюбской иконы: Боголюбская-Московская (написана в начале XVIII века); Боголюбская-Зимаровская (происходит из приходской церкви села Зимарово Рязанской губернии; Боголюбская-Угличская (происходит из церкви святого царевича Димитрия в Угличе); Боголюбская-Юрьевская (происходит из с. Юрьевское Боровского уезда Калужской губернии).
Тропарь и кондак Боголюбской иконе Пресвятой Богородицы
Тропарь, глас 4.
Боголюбивая Царице, Мати Марие Богородице, Мати Христа Бога нашего. Неизглаголанным девством и чистотою Ты еси Пречистая, превечнаго Бога возлюби Единаго от Святыя Троицы, в ложесна своя над всеми сущаго Бога, от Духа Свята прият. И родила еси превечнаго Сына, Бога прежде век от Отца рожденаго, на освобождение от тмы смертныя человечю роду, падшим востание, мертвым воскресение. О! Мати Госпоже Боголюбивая. Царице неискусомужная Девице, моли за ны возлюбившаго. И рождьшагося из Тебе Сына Твоего Христа Бога нашего. Подати нам оставление прегрешении наших. Церквам благолепие миру умирение. Благоплодие и изобилие земли. Православным людем здравие и наследствие. На враги же победу и одоление даруй, иереом же и человечю роду спасение. Грады наши и страны християнския, от нахождения иноплеменных Мати Боголюбивая заступи. И междоусобныя брани укроти, и мир умири. О! Священная Царице, О! Мати Боголюбивая Девице Всепетая. Ризою своею покрый нас от всякаго зла, и от видимых и невидимых враг защити. И спаси душа наша.
Кондак, глас 8.
Дево и Мати Боголюбивая Царице, неискусобрачная Богородице Владычице Марие, християнская заступница, милостивая ходатайца, к Сыну Своему и Богу нашему за ны рабы Твоя. Ты бо Госпоже Царице богоизбранная Отроковице, по умолению благовернаго князя Андрея, изволила сему пречюдному образу Своему, от страны греческия царствующаго града изыти, и явити милость Свою в новопросвещенныя люди русския земли, и не изволи достигнути образ Твой честныи града Ростова, и возлюби себе место в пределех страны владимирския, и сугубо невидим образ Твой честныи, на пути отходя, и паки являяся таможе, и возлюби себе место, идеже ныне обитель имени Твоего святаго, Боголюбивая Мати. Ко всей стране русстей милость и помощь, и исцеление подаеши, с верою приходящим. Яко о Тебе Богородице вся тварь радуется.
Иконография Боголюбского образа Пресвятой Богородицы
На иконе Богородица изображается в рост, в молении перед Господом. В руках Пресвятой Богородицы обычно изображают свиток. Во многих вариантах иконы к Богородице коленопреклоненно обращаются предстоящие, состав которых меняется в зависимости от иконографического извода, чаще всего среди припадающих изображается князь Андрей Боголюбский. Иконографически Боголюбскую икону относят к типу Агиосоритисса (Деисусная икона), с той разницей, что в Боголюбской иконе «восстановлена» утраченная в иконах Богородицы Агиосоритиссы деисусная композиция: в ней явно изображен Христос, в молении к Которому и показана Пресвятая Дева. На Боголюбской иконе Богородица изображается в роли заступницы и посредницы.
Боголюбская икона Пресвятой Богородицы. Около 1158–1174 гг., происходит из собора Рождества Богородицы Боголюбского дворца близ Владимира. Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник
Боголюбская икона Пресвятой Богородицы, с житием святых Зосимы и Савватия Соловецких. 1545 г. Успенский cобор Московского Кремля
Боголюбская икона Пресвятой Богородицы с предстоящими Савватием и Зосимой Соловецкими, с житием Савватия и Зосимы в 29 клеймах. Новгород, 1545 г. Музеи Московского Кремля
Боголюбская икона Пресвятой Богородицы. Вторая половина XVI в. Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник
Боголюбская икона Пресвятой Богородицы. Вторая половина XVI в. Москва, ГИМ
Боголюбская икона Пресвятой Богородицы. Первая четверть XVII в. Москва, ГИМ
Боголюбская икона Пресвятой Богородицы. Спас на престоле, с припадающими. Дом-музей П. Д. Корина, начало XVII в.
Боголюбская икона Пресвятой Богородицы (в верхнем ряду справа). Иконостас семейных икон царя Алексея Михайловича. XVII в. Москва, Государственный музей Новодевичьего монастыря
Боголюбская икона Пресвятой Богородицы. Вторая половина XIX в. Москва, Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева
Боголюбский монастырь
Владимиро-суздальский князь Андрей Юрьевич Боголюбский около 1158 года основал загородную резиденцию — Боголюбово, в котором также воздвиг храм в честь Рождества Богородицы. Позднейшие источники объясняли выбор места волей Богородицы. Ансамбль княжеской резиденции включал в себя, помимо храмов, двухэтажный каменный дворец и каменный киворий. Замок был огражден каменными стенами. Князь Андрей был убит в своем замке. Предполагаемое место убиения князя Андрея, находящееся под лестницей лестничной башни, сохранилось до настоящего времени. Монастырь на территории бывшего замка был устроен при преемниках Андрея, в начале XIII века, однако ранние сведения об истории обители очень скудны и датируются гораздо более поздним временем. В академических списках древнерусских монастырей он не числится.
Ансамбль Боголюбского монастыря
По грамоте царей Иоанна и Петра Алексеевичей 1687 года обитель стала патриаршим домовым монастырем; в 1753 году — синодальным; позднее монастырь перешел в ведение владимирских архиереев; с 1882 года до закрытия управлялся викариями Владимирской епархии. При учреждении штатов в 1763 году монастырю был усвоен 3-й класс, в 1872 — 2-й, в 1891 году — 1-й. Собор в честь Боголюбской иконы Божией матери возведен в 1855–1866 годах в «русско-византийском стиле» по проекту Константина Тона.
3 июня 1923 года монастырь был закрыт. В 1991 году часть зданий была передана монашествующим РПЦ во главе со схиигуменом Никодимом. 14 января 1997 года по решению священноначалия сюда были переведены 60 инокинь из Задонского Спасо-Преображенского монастыря; возникли два монастыря: мужской и женский. После этого началась активное возрождение Боголюбского монастыря.
Собор в честь Боголюбской иконы Пресвятой Богородицы одноименного монастыря