богородице рождественский женский монастырь караганда
Богородице рождественский женский монастырь караганда
Епископ Карагандинский и Шахтинский
Мы в социальных сетях
Богородице-Рождественский женский монастырь
Богородице-Рождественский храм был зарегистрирован в местных органах власти 1955 году на праздник Вознесения Господня.
Храм сооружен на основании старого саманного дома, построенного в сороковых годах XX века. В 1976 г. при капитальном ремонте северная, западная и южная стены были заменены на кирпичные. Размеры храма 15х16 метров.
Строителем, основателем и первым настоятелем храма был преподобный старец схиархимандрит Севастиан Карагандинский. Храм неоднократно посещали известные церковные деятели XX столетия: святитель Николай (Могилевский), митрополит Алма-Атинский и Казахстанский, митрополит Казахстанский Иосиф (Чернов), митрополит Волоколамский Питирим (Нечаев) и многие другие.
В 1998 году по постановлению Священного Синода Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) от 09.06.1998г. за №45 на территории храма образован Богородице-Рождественский женский монастырь. Настоятельницей монастыря назначена монахиня Севастиана (Жукова).
Богослужения совершаются ежедневно
08.00 Утреннее богослужение
16.00 Вечернее богослужение
Таинства и обряды:
Таинство Крещения совершается ежедневно в 11.00
Остальные Таинства и обряды совешаются по согласованию со священником.
Воскресная школа:
Воскресная школа работает после воскресной Божественной Литургии.
При монастыре работает молодежный клуб.
Чтимые святыни:
Мемориальная келия прп. Севастиана Карагандинского
Ковчег с частицей мощей прп. Севастиана
Множество древних икон
Адрес: 100019, Республика Казахстан, г. Караганда, ул. Западная, 34
Тел. 8(7212) 41-68-68
Проезд автобусами №7, №02, №28, №33, №34, №121, №122, №127, №134, №146 до остановки «Поликлиника» («Роддом»)
Настоятельница: и.о. настоятельницы монахиня Иоанна (Ведерникова)
Клирики: архимандрит Петр (Горошко)
Монастырь Рождества Пресвятой Богородицы
Фото и описание
История женского монастыря в честь Рождества Пресвятой Богородицы в городе Караганде началась в 40-х годах ХХ ст. Именно тогда преподобный старец схиархимандрит Севастиан построил храм, который был освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В местных органах власти храм был зарегистрирован в 1955 г. в день празднования Вознесения Господня.
Храм построен на основании старого саманного дома. В 1976 г. во время капитального ремонта южную, северную и западную стены храма заменили на кирпичные.
Святыню неоднократно посещали такие известные церковные деятели XX ст., как: митрополит Алма-Атинский и Казахстанский святитель Николай (Могилевский), митрополит Казахстанский Иосиф, митрополит Волоколамский Питирим и многие другие.
В 1955 г. по благословению преподобного старца Севастиана при храме была основана иноческая женская община, которая состояла из освободившихся из Карлага и других мест лишения свободы монашествующих. В 1998 г. Священный Синод Русской Православной Церкви своим постановлением распорядился образовать на территории храма женский Богородице-Рождественский монастырь. Настоятельницей монастыря назначили монахиню Севастиану (Жукову), которая на протяжении 17 лет несла труды по управлению монастырем. Благодаря деятельности игуменьи карагандинский монастырь стал одним из известнейших духовных центров Республики Казахстан.
В обители сохранялись дух святого старца и его заветы. Благодаря усердию матушки была сделана мемориальная келья преподобного схиархимандрита Севастиана, где хранятся облачение, иконы и личные вещи исповедника.
На сегодняшний день женский монастырь является одной из достопримечательностей города Караганды.
Богородице рождественский женский монастырь караганда
Узнав от других верующих, что в лагере находится священник отец Севастиан, несколько монахинь разыскали его и стали помогать. Навещали в воскресные дни, привозили продукты, чистое белье, епитрахиль и поручи. Если удавалось выйти на прогулку, они вместе молились, исповедовались.
По слабости здоровья отца Севастиана поставили работать хлеборезом, затем сторожем складов в зоне лагеря. В ночные дежурства он всегда молился. И начальство, приходя с проверкой, неизменно заставало его бодрствующим. Отец Севастиан рассказывал, как иногда в зону привозили кинофильмы и всех заключенных сгоняли в клуб. «Я в кино не ходил, — вспоминал он, — все идут, а я скажу напарнику: «Ты иди за меня в кино, а я за тебя подежурю».
Разрешения служить не было, поэтому для совместной молитвы верующие во главе с отцом Севастианом собирались тайно по ночам. Каждый раз требы совершались в новом доме. И каждый раз дом этот был набит битком. Люди приходили и уходили по одному или парами, чтобы не привлекать внимания. Окна наглухо завешивались одеялами. И никто ни разу не выдал. Люди в Караганде надежные.
«Если бы я не был сиротой, я бы так не сочувствовал другому»
Вспоминает Вера Афанасьевна Ткаченко, келейница:
Когда я подросла, отец Севастиан взял меня к себе келейницей. В те годы церковь наша была еще не зарегистрирована мы лет десять ходили молиться по домам. Вот, допустим, на Федоровку надо идти молиться и Батюшка говорит: «Утром встаем в половине пятого и идем на Федоровку». И мы все встаем и идем пешочком на Федоровку. Через плечо книги, Батюшка с батожочком, мать Варя, мать Груша — это батюшкин хор. Там помолимся, и в половине восьмого Батюшка благословлял меня идти на работу (не работать нельзя было, преследовали тех, кто не работал). А с работы прихожу — опять надо идти молиться. С одного конца Караганды идем в другой, потому что нельзя было служить на одном и том же месте.
Батюшка был исключительный человек. С плачущими он плакал, с радующимися — радовался. Он всегда держал умную молитву, она была в. его сердце. Но жизнь его души была сокрыта.
У меня забота была такая: смотрю с клироса в алтарь — ага, Батюшка разоблачается, мне нужно скорее идти в келью, приготовить, чтобы Батюшка пришел, и все было уже на столе. Батюшка покушал — надо чтобы скорее лег отдохнуть. А здесь народ идет — то один, то другой, а Батюшка уставший, иногда скажет: «Не могу принять». «Батюшка, как же мне сказать им?» «А вот так и скажи и не обидь, и найди, как сказать. Если необходимо, пусть подождут». Я иду: «Батюшка — говорю — отдыхает». Вот Батюшка отдохнул, книжечку читает. Опять: «Батюшка, женщина пришла». «Пусть ждет». А сам все читает. Опять идешь, объясняешься. А народ ропщет: «Э-э, да это ты сама не хочешь к Батюшке пустить!» Я — к нему. Он: — «Нет, пусть подождут, еще время не пришло». «Батюшка, они говорят, что это я к Вам не пускаю». А он: «Любишь кататься, люби и саночки возить. Я ведь и сам у старца жил в Оптиной Пустыни». Бывало, я совсем к нему не допускала, потому что Батюшка скажет: «Я не могу сегодня принять, я очень плохо себя чувствую». И люди говорили: «Вера очень строгая, поколотить может».
После 10 лет тайной церковной жизни, община получила возможность открыть в Карагандинском районе Михайловка молитвенный дом. В 1955 году была зарегистрирована религиозная община, все вместе купили два саманных домика, стоявших рядом, и объединили их под одну крышу. Хотели поднять потолок, но власти не дали такого разрешения.
Тогда все прихожане взялись за лопаты и за одну ночь тайно выкопали пол на метр вниз (вывезли на машинах 50 кубометров земли), покрыли пол досками и утром в храме уже совершался молебен. Отец Севастиан говорил, что в Караганде люди живут под землей (в саманных землянках), работают под землей (в шахтах), а теперь и молятся под землей.
Церковная жизнь была устроена по Оптинскому уставу. В храме соблюдались и соблюдаются до сих пор традиции, взятые отцом Севастианом из старой Оптины. Например, Великим постом священники служат в зеленом облачении, а на Троицу в белом. Поют на два клироса, но не нотным, а монашеским молитвенным распевом. Службы никогда не сокращаются. В храме читается неусыпаемая Псалтырь. Отец Севастиан строго за этим следил и, чувствуя близкую кончину, часто напоминал, чтобы на священнические и руководящие должности ставили хотя слабых и немощных, но своих. Тогда все будет без изменений, как было при нем.
Удивительно, как разоренная и опустевшая Оптина пустынь, которая была закрыта и уничтожена на своем историческом месте, вдруг проросла своим уставом, традициями и даже старчеством в далекой Караганде. Уникальность карагандинской общины в том, что внутри нее живут оптинские традиции и дореволюционный оптинский дух, которые в современной Оптиной пустыни монахи заново открывают по книгам.
Матушка и огурцы
Вспоминает Таисия Владимировна Фомина о монахине Анастасии:
С матушкой Анастасией я была очень близка. Мать Анастасия — это была истинная любовь. На кого-то она нашумит, а меня жалела всю жизнь. Она шла путем юродства, ее трудно было понять. Вот, родной ее брат (в Петербурге жил), он считал, что она сумасшедшая. В семье ее очень любили, а когда она стала чудить, все о ней плакали.
Что ей принесут — все ей нужно, все возьмет, а через пять минут у нее уже ничего нет, все раздала. А тех, у кого провидела большую нужду или горе, ублажала больше остальных. Кто-то поропщет, что она другого так ублажает, а у того случится такое горе, что ничему не обрадуешься.
При церкви матушка работала не покладая рук, все мыла, все убирала. Она варила очень вкусный квас и кисель из овса. Куда идет за отцом Севастианом и кисель с собой несет. Батюшка едет на Мелькомбинат, и она за ним. Она и пешком могла пойти, и знала все дома, в которые он заходил.
Раз он поехал на Мелькомбинат к Александре Софроновне — у ее мужа был рак пищевода, и отец Севастиан поехал причастить его и отслужить молебен. И пока они в доме молились, матушка пошла на огороде хозяйничать. И когда Софроновна вышла и поглядела на огород, ей плохо стало. Матушка все огурцы, которые должны были уже зацвести, повырывала, верхушками воткнула в землю, корнями наверх. «Мать! Да что ты наделала! Хоть бери палку и лупи тебя!» А на следующий день ударил такой мороз, что все на огороде померзло. А матушка заранее у Софроновны на огороде убрала, но никакого убытка ей не причинила.
А то, бывало, она придет, человеку поработает, все, что может, сделает, а потом, чтобы ее не хвалили, чужие валенки наденет и пойдет. «Мать, что ж ты чужие валенки надела?» — «Ах, тебе валенки жалко?» Бах! Один валенок в одну сторону кидает, другой — в другую, и пошла разутая. Благодарить ее или ругать? Все в недоумении — очень сложное дело.
Вот еще вам случай расскажу. Идет матушка по церкви, всех расталкивает. Подошла к матери Тамаре, сбросила ее со стула: «Ну-ка, вставай, я больного человека посажу!» Старую мать Тамару согнала, а тетю Лизу, которая была намного моложе ее, посадила. Сестры ворчат: «Ну что ты, мать, дурака валяешь?» И что вы думаете? Тетя Лиза вскоре заболела. Все плохо ей, плохо, в больницу положили, и там плохо. Потом обнаружили рак. Матушка на операцию не благословила, она предвидела, что человек умрет. И молодая, здоровая тетя Лиза через полгода умерла. А мать Тамара прожила еще пятнадцать лет. Вот и все. Нам кажется это чудачеством, а у нее свой закон. Но матушка — это была такая любовь, таким человеком была она, каких уж нет.
Последующие 60 лет этой приходской общины (и до сегодняшнего дня) не похожи ни на что другое в современной церковной жизни. В Караганде, на месте мученичества и исповедничества сотен тысяч безвинно осужденных, сохранилось живое, не книжное старчество. Оно так органично вошло в жизни уже трех поколений прихожан, что люди даже не представляют себе какой-то другой духовной жизни.
Мишенька
Вспоминает Ольга Сергеевна Мартынова:
У меня заболел шестилетний племянник — упал с велосипеда и стал хромать. Родители не обратили на это внимания. Я решила сама показать его врачу. Хирург осмотрел и сказал: «У него гниет бедро». Сделали операцию и неудачно. Во второй раз вскрыли, зачистили кость, но опять неудачно. Тогда я пошла в церковь, и вдруг отец Севастиан сам меня спрашивает: «Ольга, у тебя кто-то болеет?» «Да, — отвечаю — племянник» — «А ты переведи его в Михайловскую больницу, у тебя ведь там хирург знакомый». Я договорилась и перевела племянника в эту больницу.
Я пошла в больницу, там была с мальчиком его мать. Мы взяли Мишу и на руках по очереди донесли его до церкви. Дело было перед вечерней. Занесли в храм, поднесли к отцу Севастиану. Батюшка его зовет: «Ми-ишенька, Ми-ишенька!» А он только глазами повел и лежит, как плеть, весь высох, безжизненный.
Батюшка говорит: «Поднеси его к иконе Святой Троицы в исповедальной». Я поднесла. Батюшка попросил, чтобы поставили стул и говорит: «Поставь Мишеньку на стул!» Я — в ужасе! У ребенка руки и ноги как плети, как он встанет, он ведь уже полумертвый! Батюшка тогда зовет мать и говорит: «Вы его с двух сторон держите и ставьте. Смелее, смелее!» Поставили его, ножки коснулись стула, а мы с двух сторон держим, вытягиваем его в рост. Затем отец Севастиан позвал еще монахинь и сказал им: «Молитесь Богу!» — и сам стал молиться. Мы держим Мишу и я смотрю: он твердеет, твердеет, прямеет, прямеет, выпрямился и встал на свои ножки!
Батюшка говорит: «Снимайте со стула, ведите его, он своими ножками пойдет». И Миша пошел своими ножками. Все — в ужасе! А отец Севастиан помазал его св. маслом и говорит матери: «Ты останься здесь с ним ночевать, мы его завтра причастим, он и хромать не будет». Но мать не осталась, уехала с Мишей на радостях домой. И еще отец Севастиан просил ее привезти мешок муки в благодарность Богу, а она привезла только маленький мешочек. И вырос наш Мишенька, стал такой хорошенький, но на одну ножку хромал — ведь мать не послушалась, не оставила его причастить.
«У прп.Севастиана не было пустых слов»
Рассказывает отец Александр Киселев, бывший алтарником у прп.Севастиана:
Мне было пятнадцать, когда в 1956 г. мы по благословению прп.Севастиана из Тамбовской области приехали в Караганду. На Воздвижение Креста Господня он благословил меня в алтарь и благословил стихарь. И с того времени по праздничным дням я стал прислуживать в алтаре.
Первые четыре года наша семья проживала в небольшой землянке, а в 61-м году, по благословению прп.Севастиана, мы купили домик побольше. И когда он пришел его освящать, остался у нас ночевать. Надо сказать, что когда прп.Севастиан приезжал на Мелькомбинат (район Караганды), сразу собирался народ, человек шестьдесят и более. Не надо было никого приглашать, все оставляли свои дела и приходили, чтобы помолиться и потрапезничать с ним. Преподобный освятил наш дом, народ уже разошелся, мы сидели с ним за вечерним чаем, и он говорит: «Шура, вам бы нужно на окна ставни сделать». Я говорю: «Батюшка, да здесь много кое-чего нужно», — и не обратил во внимания на его слова. Месяца через два, в вечернее время в окно комнаты, где жил наш дедушка, хулиганы бросили кирпич, который пролетел рядом с головой дедушки и упал в углу. Тогда я вспомнил, что надо ставни сделать. У прп.Севастиана не было пустых слов, а что скажет, то нужно выполнять.
Был еще случай очень интересный. В один год в Караганде был неурожай на картофель, и прп.Севастиан своим чадам давал осенью картофель по мешку или по два на семью. В том числе дал мешок картофеля нашему дяде, семья которого состояла из трех человек. Прошла зима, и перед Пасхой дядя пришел домой и говорит своей жене: «Шура, у наших соседей по батюшкиному благословению картошка не убывает. Им дали мешок, они всей семьей ели, и картошка не убывает». — «А мы-то с тобой, — говорит жена, — тоже картошку не покупали, а всю зиму ее варили, и у нас-то, посмотри, еще картошка есть». Вот такое было чудо.
23 достопримечательности Караганды, которые стоит посмотреть
«Место, где растет желтая акация» – а именно так на казахском звучит Караганда – совсем «юный» город, образован менее 100 лет назад. Тем не менее город интересный, самобытный, с пусть недолгой, но богатой историей.
Достопримечательности Караганды удивительны и красивы, а окрестности города способны поразить воображение шедеврами, созданными природой. Каждый турист найдет, что посмотреть в Караганде, куда отправиться за впечатлениями, где увлекательно и с пользой провести время.
Карагандинская областная мечеть (Мечеть Анет-Баба)
Карагандинская областная мечеть – самый крупный мусульманский храм в Казахстане, роскошный архитектурный ансамбль, окруженный просторным парком. Мечеть современная, первый камень заложили в начале нового тысячелетия, спустя десять лет, в 2011 году, состоялось торжественное открытие, на котором присутствовал президент республики.
Мечеть выполнена в соответствии с традициями классической исламской архитектуры. Трехэтажное здание венчает купол, по углам устремляются в небо четыре минарета, высота которых более 50 м. Внешней отделкой и внутренним убранством занимались ведущие мастера Казахстана. Особо впечатляющими получились витражи на окнах, художественная роспись стен, затейливая вязь орнамента в декоре.
В мечети могут одновременно находиться 4000 человек. Вход свободный для всех желающих, исключение – мужской и женский молельные залы, куда могут попасть только прихожане мечети.
Адрес: Мечеть Анет-Баба, Караганда, Казахстан.
Каркаралинский национальный парк
Каркаралинский национальный парк – дивная природная достопримечательность Казахстана, ошеломляющая богатством и разнообразием растительности и животных. На территории более 90 га обитает без малого две сотни видов животных, многие из которых занесены в Красную книгу. А зеленое великолепие парка дополняют живописные горные хребты, колоритные озера, прозрачные ручьи.
На берегу одного из озер растет знаменитое «дерево желаний», увешенное разноцветными ленточками. По поверью, загаданное у дерева желание, подкрепленное яркой лентой на ветке, обязательно сбудется.
В парке проложено несколько туристических троп разной протяженности. Маршруты продуманы так, чтобы «охватить» максимальное количество интересных мест. Среди них таинственные скальные пещеры, руины буддийского храма, останки древнего города, существовавшего в эпоху поздней бронзы.
В местном Музее природы можно ознакомиться с подробным описанием тех представителей флоры и фауны, что обитают и произрастают в парке.
Адрес: Каркаралинский национальный парк, Казахстан.
Свято-Введенский собор
Кафедральный собор Введения во храм Пресвятой Богородицы – главная православная церковь Караганды, один из самых крупных храмов в Казахстане. Освящение места будущего культового сооружения и закладка камня произошли в 1991 году. Спустя четыре года в храме прошла первая служба, а в 2000 году его освятили. Архитектурная особенность собора – необычное основание, формой имитирующее Ноев ковчег.
За оригинальную задумку архитектор был удостоен первой премии на конкурсе проектов церквей. Во внутреннем убранстве храма выделяется трехъярусный деревянный иконостас, над которым «колдовали» местные резчики по дереву, причем работы длились почти четыре года. Реликвия церкви – мощи святого Севастиана Карагандинского.
Важная часть жизни собора – деятельность группы «Милосердие». Здесь словом и делом поддерживают одиноких, инвалидов, людей, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации, волонтеры курируют хоспис, детские дома и дома престарелых, больницы города. Также при соборе работает воскресная школа.
Адрес: Свято-Введенский собор прихода Карагандинской и Шахтинской епархии, Gapeev Street, Караганда, Казахстан.
Михайло-Архангельский собор
Михайло-Архангельский собор – «шахтерский храм», самая старая и первая, официально разрешенная, церковь в Караганде. Хотя здание церкви возвели в 1946 году, история собора началась много раньше. В начале 30-х годов в этом месте началось кладбище печально знаменитого Копай-город.
Со всех концов Советского Союза в голую казахскую степь свозили ссыльных для работы на шахтах. Люди не выдерживали голод, холод и невыносимые условия жизни, умирали. Возможно, единственное, что поддерживало отчаявшихся, была молитва – службы совершались тайно, в землянках.
Лишь во время войны чудом удалось добиться разрешения на строительство церкви. В последующие годы в храме подняли стены основного зала, пристроили ризницу, тамбуры, помещения для духовных лиц. А в 1987 году он получил статус собора. Сейчас, несмотря на то что собор расположен на далекой окраине города на пустыре, в окружении заброшенных шахт и могил, он всегда полон прихожан.
Адрес: Собор Архангела Михаила, Караганда, Казахстан.
Памятник фразе «Где-где? В Караганде!»
Забавный памятник расхожей фразе «Где-где? В Караганде!» установлен в центре … Караганды. Инициировал сооружение монумента знаменитый продюсер, уроженец Казахстана, Бари Алибасов. Памятник даже попал в Книгу рекордов Гиннеса как первое, и единственное на тот момент, материальное воплощение вербального шедевра.
Инсталляция представляет собой скульптурную группу из двух мужичков и сурка, каждому персонажу отведена конкретная, ярко читаемая роль. Мужчина-приезжий с внушительным чемоданом вглядывается вдаль, словно пытаясь понять, где находится. Его оппонент, местный житель, иронично разводит руками. А взирает на безмолвный диалог, прислонясь к дорожному столбу и хитро улыбаясь, сурок – символ Караганды.
Традиционно, с каждым памятником нужно что-то проделать – прикоснуться, погладить, почесать, чтобы получить некие «дивиденды». Карагандинская инсталляция не исключение, более того, количество возможностей «заказать» исполнения желаний сразу несколько.
Адрес: Памятник фразе «Где-где? В Караганде», проспект Нуркена Абдирова, Караганда, Казахстан.
Собор Пресвятой Девы Марии Фатимской
Собор Пресвятой Девы Марии Фатимской – самый крупный католический храм в Казахстане, красивое, величественное здание. Несмотря на то, что костел современной постройки (возведен в первое десятилетие 21 века), его облик напоминает средневековый замок. Культовое сооружение в Караганде – своеобразный «ремейк» знаменитого Кельнского собора, уникальной постройки, являющейся великолепным образцом готической архитектуры.
Кирпичные стены собора облицованы ракушечником, между башнями с колоколами расположена беломраморная статуя Девы Марии Фатимской. Во внутреннем убранстве выделяются плиточные фрески, витражи, позолоченный алтарь с резными деревянными деталями. На масштабной диораме изображены библейские сюжеты. За небольшую плату можно прослушать увлекательную лекцию о жизни Христа, причем на желаемом языке.
В соборе находится самый крупный в республике орган, регулярно проходят концерты, часто орган звучит в сопровождении местного симфонического оркестра.
Адрес: Римско-католический кафедральный собор, проспект Шахтеров, Караганда, Казахстан.
Собор Святого Иосифа
Собор Святого Иосифа – первый католический храм в Караганде. Среди сосланных в степи Казахстана в 30-е годы было много поволжских немцев, поляков, прибалтов. Практически сразу верующие католики, невзирая на жестокие гонения, начали тайно собираться на молитвы в частных домах.
При этом властям неизменно отправлялись прошения совершать богослужения открыто. Чудо произошло в 1977 году, общине позволили построить культовое сооружение. Спустя три года новый храм освятил епископ.
По чьей-то властной прихоти возведенные в те годы церкви не должны были отличаться от обыкновенных жилых домов, тем более иметь культовые черты. Поэтому собор фактически располагался в обычном доме. Уже в нынешнем столетии храм реконструировали, пристроили высокую башню.
Возможно, внешне собор Святого Иосифа не столь величествен и роскошен, нежели другие храмы. Но его внутренне убранство прекрасно, а сам собор, получивший титул базилики – частичка истории, хранящий память о трудной судьбе страны, о людях, в страшные времена не предавших веры.
Адрес: Римско-католический приход Святого Иосифа, улица Коммитерна, Караганда, Казахстан.
Центральный парк культуры и отдыха
Центральный парк культуры и отдыха в Караганде – роскошный зеленый оазис, великолепное место для прогулок и отдыха местных жителей и гостей города. Парк заложили в 30-е годы прошлого века, на территории в 4 га высадили березы и тополя, обустроили водоем. Открытие было отложено из-за войны, первых посетителей парк принял уже после победы.
В парке с огромным количеством зеленых насаждений установлены причудливые фонтаны, проложены аллеи и тропинки, облагорожен берег озера. Можно совершить приятную и полезную прогулку в тени деревьев или поплавать на лодке или катамаране по озеру, развлечься на аттракционах.
Помимо площадок с современными аттракционами в парке есть отлично сохранившийся «раритет» – развлекательный детский городок с советскими качелями и каруселями. В парке часто дают концерты, летом мероприятия проходят под открытым небом.
Адрес: Центральный парк Караганды, Караганда, Казахстан.
Музей Карлаг
В окрестностях Караганды в селе Долинка находится музей Карлаг – музей скорби и памяти о тысячах репрессированных, сосланных в Казахстан в 30-50-е годы прошлого века. Примечательно, что экспозиции располагаются в здании, некогда бывшем Управлением лагерей Карлага.
Коллекции музея жестко, без «ретуши» рассказывают об ужасах прошлого. Залы стилизованы под различные лагерные помещения. Есть мужской и женский бараки в миниатюре (реальные были огромными, вмещали до 200 человек), комната для фотографирования со старинным съемочным аппаратом, карцер, пыточная со множеством приспособлений для мучения людей, расстрельная стена.
В каждом помещении «живут» реалистичные восковые фигуры, при неярком свете не отличимые от настоящих людей, что еще больше добавляет жути и усиливает ощущение «провала» во времени. Среди экспозиций – вагон, точная копия теплушек, что привозили в степи поселенцев.
В музее представлена уникальная коллекция печатных изданий, документов, фотографий: разрешенные книги с замазанными фамилиями «неугодных», экземпляры газеты «Путевка», распространявшейся в Карлаге, дневники репрессированных, записи допросов.
Адрес: Музей КарЛаг, Долинка, Казахстан.
Казахский драматический театр им. С. Сейфуллина
Одно из старейших культурных заведений Казахстана – драматический театр в Караганде. Театр «на пороге» векового юбилея, он открылся в 1932 году. В середине 60-х ему присвоили имя знаменитого казахского писателя Сакена Сейфуллина.
Изначально театр размещался в обычном доме, делил сцену с театром имени Станиславского. К концу века старое помещение пришло в негодность. В 2008 году театр въехал в новое здание с двумя зрительными залами на 700 и 200 мест. На открытие приезжал президент республики.
Репертуар театра состоит из постановок самых разных жанров по произведениям как казахских драматургов, так и мировых классиков. Спектакли идут в основном на казахском языке. Театр участвует в различных республиканских и международных фестивалях. Яркие спектакли и талантливые актеры не единожды становились лауреатами премий, отмечались наградами и призами.
Адрес: Карагандинский областной академический казахский драматический театр имени Сакена Сейфуллина, проспект Бухар-Жырау, Караганда, Казахстан.
Дворец спорта им. Н. Абдирова
Крупный спортивный центр Караганды – дворец спорта имени Героя Советского Союза, летчика Нуркена Абдирова. Дворец построили в середине прошлого века, монументальное трехэтажное здание, декорированное керамической мозаикой и резным орнаментом, отнесено к архитектурным памятникам.
Во дворце работают спортивные школы гимнастики, бокса, тяжелой атлетики. Гордостью является 25-метровый бассейн на 5 дорожек, самый большой в городе. Здесь занимаются плаванием и прыжками в воду. Во дворце проходят различные соревнования и турниры, также организовываются выставки и ярмарки.
Адрес: Дворец спорта им. Нуркена Абдирова, проспект Бухар-Жырау, Караганда, Казахстан.
Дворец культуры горняков
Визитная карточка Караганды – роскошный и величественный Дворец культуры горняков. Все особенные даты и значимые события празднуются именно во дворце, зрительный зал которого может вместить более 1000 человек. Здание дворца возвели в середине прошлого века. Строительство, начатое в 1940 году, затянулось, свои «коррективы» внесла война. Дворец открылся лишь в 1952 году.
В архитектурной стилистике здания прослеживается влияние национальной культуры. Фасад декорирован ганчевыми арками с ажурным орнаментом, выступают вперед мощные, «граненные» колонны, верх которых украшен символичной скульптурной группой – это фигуры воина, строителя, колхозницы, шахтера, пастуха и акына.
Внутренние помещения изысканы и богаты: стены из глянцевого искусственного мрамора украшены картинами и коврами, на ажурную глиногипсовую стену нанесены силуэты танцовщиц, этажи соединяют мраморные лестницы с перилами из бронзы, с декорированного росписью купола спускаются хрустальные люстры, повсюду установлены изящные бронзовые скульптуры, красивая мебель.
Адрес: Дворец культуры горняков, проспект Бухар-Жырау, Караганда, Казахстан.
Экологический музей
Единственный в своем роде музей, посвященный острейшей проблеме современности – экологии, находится в Караганде. Основанный в 1995 году, своей миссией Экомузей определил защиту и сохранение окружающей среды, внедрение экологической культуры.
Музейные экспозиции – это лишь «верхушка айсберга», сотрудники музея проделывают огромную исследовательскую и просветительскую работу, информируют людей о всевозможных экологических проблемах и катастрофах, привлекают волонтеров для природоохранной деятельности.
Среди уникальных экспонатов Экологического музея – различные образцы полезных ископаемых, орудия войны, фрагменты и детали техники, используемой в космической и ядерной промышленности, «говорящие» инсталляции и фотоколлажи. Экспонаты искали по всему Казахстану, одни были найдены музейными сотрудниками, другие принесли обычные люди. Музей регулярно выезжает с выставками в разные города страны и мира.
Адрес: ЭкоМузей, проспект Бухар-Жырау, Караганда, Казахстан.
Монастырь Рождества Пресвятой Богородицы
Монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы – действующее культовое сооружение в Караганде, центр духовной жизни города. История монастыря берет начало в 40-е годы прошлого века, когда старец Севастиан организовал молельный дом в частном жилище.
В 1955 году община преподобного старца официально зарегистрировала Богородице-Рождественский храм. Церковь получилась в результате перестройки обычного жилого дома. Поскольку здание было слишком маленьким, с низким потолком, прихожане своими руками увеличили площадь – углубили его, откопав немалое количество земли.
Во время масштабного ремонта в 70-е годы саманные стены заменили на кирпичные, увеличили размеры церкви. В 1998 году указом Священного синода на территории храма был образован православный женский монастырь. Севастин Карагандинский увековечен в монументе, памятник открыли в 2016 году во время торжественных мероприятий по случаю 50-летия со дня преставления преподобного старца.
Адрес: Богородице-Рождественский женский монастырь, улица Западная, Караганда, Казахстан.
Карагандинский театр музыкальной комедии
Первый и единственный в республике Казахстан русский театр музыкальной комедии находится в Караганде. Свой дебютный сезон театр отыграл в 1973 году. Причем произошло это в городе Темиртау. Спустя семь лет труппа перебралась в Караганду, где для нее специально выстроили здание. В нулевые театру присвоен статус академического.
Несмотря на то, что основной жанр театра – оперетта, в репертуаре присутствуют мюзиклы, оперы, балеты, комедийные спектакли, детские сказочные постановки, музыкальные вечера, праздничные шоу. А всего за полувековую историю театра его репертуар пополнился более чем двумястами спектаклями. Театр активно гастролирует, побывал с постановками во многих странах мира.
Адрес: Академический театр музыкальной комедии, проспект Бухар-Жырау, Караганда, Казахстан.
Карагандинский областной историко-краеведческий музей
Историко-краеведческий музей – самый крупный музей не только Караганды, но и всей республики. Музей открылся в 1932 году, именовался как Политехнический, количество экспонатов не превышало тысячи. В конце 30-х годов музей переименовали в Краеведческий, а экспозиции стремительно прирастали новыми единицами. В 1964 году музей получил свое нынешнее название, спустя 15 лет переехал в новое, современное здание огромной площади – боле 2500 м².
В настоящее время в 14 выставочных залах и запасниках музея содержится около 140000 экспонатов, музей поделен на 4 тематических отдела. В отделе археологии и этнографии представлены древние артефакты каменного века, обнаруженные при раскопках.
Отдел общей истории знакомит с удивительными представителями флоры и фауны региона, здесь выставлены чучела птиц и животных.
Отдел современной истории рассказывает о становлении и развитии нынешней республики. Музей активно использует инновационные технологии для более наглядной демонстрации значимых и интересных предметов и событий.
Адрес: Историко-краеведческий музей, улица Ерубаева, Караганда, Казахстан.
Озеро Балхаш
Жемчужина Казахстана, дивная природная достопримечательность – озеро Балхаш. Самый большой водоем республики славится не только размерами, уникальность озера заключается в «коллаборации» пресной и соленой воды в одной чаше. При этом благодаря перешейку соленая вода восточной половины озера не смешивается с пресной водой западной части. Подобного нет нигде в мире.
Балхаш привлекает туристов не только природными красотами, но и вариативностью отдыха. К услугам натуралистов – богатые флорой и фауной окрестности озера, среди которых есть «краснокнижные» виды. Для любителей пляжного, ленивого времяпрепровождения – чистый, песчаный берег и теплая, прозрачная вода.
Сторонники активного отдыха оценят великолепные условия для долгих заплывов на воде и сплавов на байдарках или каноэ. Адептов «тихой охоты» ожидают косяки разнообразной рыбы. А для романтиков здесь просто рай – можно пойти под парусом по водной глади, «купаясь» в солнечных лучах или в ночных отблесках звезд.
Адрес: Озеро Балхаш, Казахстан.
Бетпак-Дала
Бетпак-Дала – огромная глинистая пустошь, раскинувшаяся на 75000 км², одна из самых крупных пустынь подобного плана в мире. Есть несколько вариантов значения названия пустыни. В переводе с тюркского Бетпак-Дала – топкая равнина, у персов равнина злосчастная, у казахов бессовестная. А русские называют ее Голодной степью.
Несмотря на то, что в пустыне есть естественные водоемы, это очень засушливый регион. В среднем, всего пять дождливых дней в году. Здесь не живут люди, а растительный и животный мир крайне скуден. Как всякое малоизученное место, пустыня имеет свои легенды. Казахи считают, что Бетпак-Дала – кладбище батыров (богатырей), и даже утверждают, что находили их останки.
В 30-е годы прошлого века изучением пустыни плотно занимался биолог Виктор Селевин. (В честь него назван местный эндемик селевиния, похожий на крупную мышь зверек, чьи предки «водили дружбу» с мамонтами). По записям исследователя была составлена книга «Конец белого пятна». Многообещающее название – «от лукавого», неизведанная пустыня так и осталась малоизученной.
Адрес: Бетпак-Дала, Казахстан.
Урочище Бектау-Ата
Удивительное и загадочное место посреди казахских степей, окутанное множеством тайн и легенд, нагромождение причудливых каменных глыб разных размеров и форм, окруженное густой растительностью – урочище Бектау-Ата. У наиболее «выдающихся» вершин горного массива есть имена.
Самая высокая (более 1000 м) называется Пик. А Черепаха, Змея, Гриб формой действительно напоминают соответствующих представителей флоры и фауны. В урочище, в отличие от близлежащих степей, растет множество видов растений, среди них редкие и «краснокнижные».
Существует две версии возникновения странных гор. Согласно первой, миллионы лет назад в этом месте рождался вулкан, но извержения так и не случилось. Раскаленная лава опалила горные породы, а ветер и осадки, долгие годы воздействуя на размягченный гранит, довершили создание природного шедевра.
Знаковое место в урочище – пещера Аулие-Тас. Пещера огромная, в нее можно войти в полный рост и даже прогуляться далеко вглубь. Но главная ее загадка – наличие подземного источника, несмотря на приличную высоту расположения пещеры (около 600 м). Вода источника считается священной, обладает лечебными и волшебными свойствами. Она не только исцеляет от недугов, но и «помогает» женщинам забеременеть.
Адрес: Урочище Бектау-Ата, Казахстан.
Аксоран
«Крыша степей» Аксоран – самая высокая скала горного массива Кызыларай, возвышающаяся над землей более чем на 1500 м. Склоны вершины богаты растительностью, покрыты уникальными сосновыми борами. Разнообразен животный мир, в горах Кызыларай обитает основная популяция архаров- горных баранов.
С вершины горы открываются фантастические виды на окрестности, кажется, что вся степь словно на ладони. Можно легко различить объекты, находящиеся на расстоянии более 100 км. Аксоран посещает немного туристов (возможно, пока), поэтому здесь практически первозданная природа и почти нет проложенных троп. Как следствие, велика вероятность получить ни с чем не сравнимые ощущения первопроходца.
Адрес: Аксоран, Казахстан.
Бегазы
Бегазы – один из самых крупных мемориальных комплексов эпохи бронзы, ценнейшая историческая и археологическая достопримечательность Казахстана. Судя по сопутствующим находкам, могильник относится к 9-8 векам до нашей эры, там преимущественно захоронена знать – вожди племен и религиозные деятели.
Могильный комплекс состоит из множества погребений, относящихся к разному времени захоронения. Все мавзолеи ориентированы входом на восток, имеют квадратную форму, для их строительства использовались громадные каменные плиты до трех тонн весом, а высота некоторых сооружений достигает 4,5 м. Некоторые монументы разделены на две камеры, одна – для умершего, вторая – своеобразный поминальный стол. В могильнике есть место, где тела умерших кремировали.
Во время раскопок были найдены предметы быта, украшения, фрагменты хозяйственных и военных орудий, кости животных. Многие артефакты сейчас хранятся в разных музеях мира.
Адрес: Некрополь Бегазы, Казахстан.
Метеоритный кратер Шунак
Любопытный памятник природы, образованный при помощи космических сил, – кратер Шунак. Долгое время полагали, что кратер вулканического происхождения. Но в 70-е годы прошлого столетия провели тщательные исследования, результаты которых доказали внеземное вмешательство.
Миллионы лет назад на Землю упал крупный метеорит, уничтоживший все живое в многокилометровом радиусе. Астроблема получила имя близстоящей горы Шунак.
Сейчас место приземления метеорита – это огромная впадина диаметром более 3000 м и глубиной около 400 м, окруженная 100-метровым валом. Плоское дно покрыто рыхлыми озерными осадками, предполагают, что в месте взрыва метеорита образовалось озеро с достаточно высокой температурой воды. Внешним видом астроблема напоминает типичный лунный или марсианский кратер.
Адрес: Метеоритный кратер Шунак, Казахстан.
Мавзолей Домбауыл
Мавзолей Домбауыл – памятник архитектуры, одно из самых древнейших сооружений на территории Казахстана. Неизвестна дата постройки культового здания, но косвенные признаки указывают на доисламский период, времена правления гуннов в 8-9 веках.
Точной информации, чью могилу скрывает мавзолей, нет, на этот счет есть разные варианты. Широко распространена версия, что мавзолей посвящен воину, музыканту и поэту Домбауылу, верному и надежному спутнику хана Джучи. В пользу этой версии говорит расположенный в прямой видимости мавзолей сына Чингисхана.
Мавзолей имеет форму юрты или стога, напоминает египетскую пирамиду в миниатюре, стены из перемешанных с глиной камней очень толстые, не менее двух метров, высота купола – более пяти метров. Внутри здание квадратное, пол выложен плоскими камнями, под купол можно подняться по лестнице.
Для своего «возраста» мавзолей неплохо сохранился, лишь незначительную часть разрушило время. В 70-е годы провели реконструкцию культового сооружения.
Адрес: Мавзолей Домбауыл, Казахстан.