богослужебное название дня накануне пасхи

Пасха Христова и подвижный богослужебный круг

богослужебное название дня накануне пасхи. Смотреть фото богослужебное название дня накануне пасхи. Смотреть картинку богослужебное название дня накануне пасхи. Картинка про богослужебное название дня накануне пасхи. Фото богослужебное название дня накануне пасхи

Воскресение Христово, Пасха, является главным церковным праздником, как поется в церковных песнопениях, «праздником праздников и торжеством из торжеств». Пасха всегда празднуется в воскресенье и поэтому приходится не на определенное число, а на разные даты. Русская Православная Церковь живет по особому, юлианскому календарю и по нему же вычисляет день празднования Пасхи. Мы отмечаем Пасху в первое воскресенье после весеннего полнолуния, после дня весеннего равноденствия. Наше вычисление Пасхи находится в полном соответствии с постановлениями I Вселенского Собора.

От дня празднования Пасхи зависят все связанные с ней подвижные праздники: Вход Господень в Иерусалим (в воскресенье перед Пасхой), Вознесение Господне (на сороковой день после Пасхи) и Троица, или Пятидесятница (на пятидесятый день по Пасхе). Также от Пасхи зависит Великий пост, он готовит нас к дню Воскресения Христова и начинается за семь недель до Пасхи.

Великий пост

богослужебное название дня накануне пасхи. Смотреть фото богослужебное название дня накануне пасхи. Смотреть картинку богослужебное название дня накануне пасхи. Картинка про богослужебное название дня накануне пасхи. Фото богослужебное название дня накануне пасхи

Великопостное богослужение довольно сильно отличается от обычного, годового. Хотя совершается суточный круг служб, но богослужение отмечено особой строгостью и продолжительностью, на службе меньше поют, больше читают, священники облачены в черные строгие ризы.

Во время служб часто читается молитва преподобного Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

Вход Господень в Иерусалим

богослужебное название дня накануне пасхи. Смотреть фото богослужебное название дня накануне пасхи. Смотреть картинку богослужебное название дня накануне пасхи. Картинка про богослужебное название дня накануне пасхи. Фото богослужебное название дня накануне пасхи

Накануне этого дня, в субботу, Церковь празднует воскрешение праведного Лазаря. Тропарь Лазаревой субботы и Входа Господа в Иерусалим один:

Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне.Прежде Своего страдания удостоверяя (нас) во всеобщем воскресении, Ты воскресил из мертвых Лазаря, Христос Бог наш. Посему и мы, подобно детям нося знаменье победы, восклицаем Тебе, Победителю смерти: «Осанна в вышних, благословен Грядущий во имя Господне».

Страстная седмица

богослужебное название дня накануне пасхи. Смотреть фото богослужебное название дня накануне пасхи. Смотреть картинку богослужебное название дня накануне пасхи. Картинка про богослужебное название дня накануне пасхи. Фото богослужебное название дня накануне пасхи

Следующая неделя перед Пасхой имеет название Страстной седмицы. То есть неделя, посвященная страстям, страданиям Спасителя. Службы Страстной седмицы очень важны и строги. Каждый день посвящен определенным воспоминаниям. Дни Страстной седмицы носят название Великих. В Великую Среду мы вспоминаем предательство Иуды. В Великий Четверг (Четверток) — Тайную Вечерю и установление Таинства причащения, в этот же день, накануне Страстной пятницы, на службе вечером читаются 12 Евангелий, посвященных страстям, страданиям Христовым. И в Великую Пятницу (Пяток) мы вспоминаем страдания, распятие и погребение Спасителя. Состоится вынос плащаницы (изображения Христа во гробе), и вечером служится чин погребения. В Великую Субботу плащаница продолжает лежать во время всех служб в центре храма и только перед пасхальным богослужением заносится в алтарь.

Пасха Христова и Светлая седмица

богослужебное название дня накануне пасхи. Смотреть фото богослужебное название дня накануне пасхи. Смотреть картинку богослужебное название дня накануне пасхи. Картинка про богослужебное название дня накануне пасхи. Фото богослужебное название дня накануне пасхи

Новозаветная Пасха — радостное переживание священнейшего события: воскресения из мертвых Господа нашего Иисуса Христа в третий день после дня распятия. Пасха наша, Христос, заклан за нас (1 Кор 5, 7). Воскресение Христово знаменует победу над смертью и прообразует всеобщее воскресение. Пасхальная радость предызображает нескончаемое блаженство в невечерние дни в Царствии Небесном.

Служба Святой Пасхи происходит таким образом. С вечера в субботу перед плащаницей начинают читать книгу Деяний святых апостолов. В одинадцать часов или в половине двенадцатого совершается полунощница, и плащаница уносится в алтарь. В полночь начинается пасхальный крестный ход вокруг храма. Ночное шествие вокруг храма с иконами, хоругвями и свечами напоминает идущих ко гробу Спасителя жен-мироносиц. Обойдя храм крестным ходом с пением: «Воскресение Твое, Христе Спасе. », верующие останавливаются перед закрытыми дверьми храма: они олицетворяют камень, которым был завален гроб Распятого. Предстоятель с кадилом возглашает: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно, и во веки веков». Затем священнослужители трижды поют тропарь Пасхи:

Начинается пасхальная заутреня, главной частью которой является пасхальный канон — творение святого Иоанна Дамаскина. После каждой песни совершается каждение. Священнослужители приветствуют друг друга и прихожан: «Христос Воскресе!» Верующие отвечают: «Воистину Воскресе!» В конце утрени хор поет победно-радостные стихиры Пасхи. После утрени поются часы, а затем совершается пасхальная Божественная литургия.

богослужебное название дня накануне пасхи. Смотреть фото богослужебное название дня накануне пасхи. Смотреть картинку богослужебное название дня накануне пасхи. Картинка про богослужебное название дня накануне пасхи. Фото богослужебное название дня накануне пасхи

В пасхальные дни христиане приветствуют друг друга радостным победным восклицанием: «Христос Воскресе!» При этом с апостольских времен принято целование. По традиции верующие дарят друг другу красные яйца. Предание говорит, что этот обычай берет свое начало от равноапостольной Марии Магдалины, которая поднесла императору Тиверию красное яйцо с приветствием «Христос Воскресе!» Яйцо служит символом гроба и возникновения жизни в самых недрах его; окрашенное красной краской, оно знаменует возрождение наше Кровью Иисуса Христа.

Праздник Пасхи празднуется в продолжение тридцати девяти дней. Особенно торжественно совершается служба в первые семь дней — на Светлой седмице. Все эти дни царские врата открыты, символически указывая, что Спаситель Своим воскресением открыл нам Царство Небесное. Служба на Светлой седмице почти такая же, как в день самой Пасхи. Каждый день после литургии совершается пасхальный крестный ход вокруг храма. Земные поклоны во время богослужения и молитвы отменяются до дня Святой Троицы.

Вознесение Господне

богослужебное название дня накануне пасхи. Смотреть фото богослужебное название дня накануне пасхи. Смотреть картинку богослужебное название дня накануне пасхи. Картинка про богослужебное название дня накануне пасхи. Фото богослужебное название дня накануне пасхи

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником, обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.Ты вознесся во славе, Христос Бог наш, исполнив радостью учеников Своих чрез обещание им Духа Святого, уверив их Своим благословением в том, что Ты Сын Божий, Спаситель мира.

Пятидесятница. День Святой Троицы

богослужебное название дня накануне пасхи. Смотреть фото богослужебное название дня накануне пасхи. Смотреть картинку богослужебное название дня накануне пасхи. Картинка про богослужебное название дня накануне пасхи. Фото богослужебное название дня накануне пасхи

Спустя десять дней после Вознесения Господня, в седьмое воскресенье после Пасхи, Церковь празднует день Сошествия Святого Духа на апостолов. В этот день принято украшать храм травой и зелеными ветвями деревьев. Живая зелень символизирует животворящее действие Духа Святого.

После Божественной литургии в этот день служится великая вечерня, на которой читаются особые коленопреклоненные молитвы.

Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей Вселенную, Человеколюбче, слава Тебе!Благословен Ты, Христос Бог наш, явивший премудрыми рыбаков (то есть апостолов), ниспослав им Духа Святого, и ими уловивший Вселенную. Слава Тебе, Человеколюбец!

[1] О преподобной Марии Египетской мы пишем на с. 371. (2 ф., с. 28)

[2] См. об этом на с. 294-295. (1 ф., с. 154)

[3] Об этом событии мы пишем на с. 325. (1 ф., с. 171)

Источник

Богослужебные круги

Богослужебные круги – определенная повторяющаяся последовательность богослужений или составляющих их молитвословий.

1. Суточный богослужебный круг – последовательность богослужений одного дня. Полный суточный богослужебный круг состоит из девятого часа, вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, первого, третьего и шестого часов, изобразительных или литургии. Этот порядок меняется в дни, когда совершается Всенощное бдение (опускаются повечерие и полунощница), некоторые дни Великого поста, а также накануне праздников Рождества Христова и Крещения.

Богослужебные сутки начинаются с вечера. (По примеру пророка и Боговидца Моисея, который, описывая творение Богом мира, начинает «день» с вечера, так и в Православной Церкви день начинается с вечера – вечернею.)

Вечерня – служба, на которой мы благодарим Бога за проходящий день.

Повечерие – служба, в которых мы просим у Господа Бога прощения грехов и чтобы Он дал нам, на сон грядущим (идущим), покой тела и души и сохранил нас от козней диавола во время сна.

Полунощница – служба предназначена для совершения в полночь, в воспоминание ночной молитвы Спасителя в Гефсиманском саду. Эта служба призывает верующих быть всегда готовыми ко дню Страшного Суда, который наступит внезапно, как «жених в полунощи», согласно притчи о десяти девах.

Утреня – служба, на которой мы благодарим Бога за прошедшую ночь и просим у Него милостей на наступающий день.

Первый час освящает молитвою уже наступивший день.

На третьем часе упоминается сошествие Святого Духа на апостолов.

На шестом часе воспоминается распятие Господа нашего Иисуса Христа.

Божественная Литургия есть самое главное Богослужение. На ней воспоминается вся земная жизнь Спасителя и совершается таинство святого Причащения, установленное Самим Спасителем на Тайной вечери.

Все эти службы в древности в монастырях и у отшельников совершались отдельно, в положенное для каждой из них время. Но потом, для удобства верующих, были они соединены в три Богослужения: вечернее, утреннее и дневное.

Вечернее Богослужение состоит из девятого часа, вечерни и повечерия.

Утреннее – из полунощницы, утрени и первого часа.

Дневное – из третьего и шестого часов и Литургии.

Накануне больших праздников и воскресных дней совершается вечерняя служба, в которой соединяются: вечерня, утреня и первый час. Такое Богослужение называется всенощным бдением (всенощною), потому что у древних христиан оно продолжалось всю ночь. Слово «бдение» значит: «бодрствование».

В настоящее время порядок суточного богослужебного круга в приходской практике обычно не соблюдается – опускаются девятый час, повечерие и полунощница. Богослужения суточного богослужебного круга содержатся в часослове.

Схема суточного круга Богослужения

Вечер
1. Девятый час – (≈ 3 часа дня)
2. Вечерня (около 9-го часа дня, считая от восхода солнца, т. е. примерно время заката).
3. Повечерие (совершается «по вечери», то есть после вечерней трапезы, после ужина, который бывает по окончании Вечерни).

Утро
1. Полунощница – (00 часов)
2. Утреня (должна начинаться еще затемно, но с таким расчетом, чтобы к концу утрени уже взошло солнце; в Неделю Пасхи начинается ровно в полночь, а два дня в году – четверг 5-й седмицы Великого поста (день чтения Великого канона) и в Великую Пятницу – служение утрени назначается в вечернее время самим Уставом)
3. Первый час – (≈ 6 часов утра)

День
1. Третий час – (≈ 9 часов утра)
2. Шестой час – (≈ 12 часов дня)
3. Литургия (чаще всего утром).

2. Седмичный богослужебный круг – тематическая последовательность богослужений в пределах одной недели. См.: Тропари и кондаки дней седмицы

В воскресенье Церковь воспоминает и прославляет Воскресение Христово.

В понедельник (первый день после воскресенья) прославляются бесплотные силы – Ангелы, созданные прежде человека, ближайшие слуги Божии.

Во вторник прославляется святый Иоанн Креститель, как больший из всех пророков и праведных.

В среду воспоминается предательство Господа Иудою и, в связи с этим, совершается служба в память Креста Господня (день постный).

В четверг прославляются святые Апостолы и святитель Николай Чудотворец.

В субботудень покоя – прославляются Божия Матерь, Которая ублажается и ежедневно, праотцы, пророки, апостолы, мученики, преподобные, праведные и все святые, достигшие упокоения в Господе. Также поминаются все усопшие в истинной вере и надежде на воскресение и жизнь вечную.

Службы – совокупность изменяемых составных частей богослужения седмичного богослужебного круга – содержатся в октоихе. Богослужение седмичного богослужебного круга подчинено одному из восьми гласов и т.о. образуются восьминедельные гласовые циклы, повторяющиеся в течение года несколько раз. Счет гласов начинается со дня Пасхи с первого гласа.

Первым днем седмичного богослужебного круга считается воскресенье.

Каждый день в году посвящается памяти тех или других святых, а также и особым священным событиям – праздникам и постам.

Из всех праздников самым большим является праздник Светлого Христова Воскресения (Пасха). Это есть праздников Праздник и Торжество из торжеств. Пасха бывает не раньше 22 марта (4 апреля н. ст.) и не позже 25 апреля (8 мая н. ст.), в первый воскресный день после весеннего полнолуния.

Затем бывает в году двенадцать великих праздников, установленных в честь Господа нашего Иисуса Христа и Божией Матери, которые называются двунадесятыми.

Есть праздники и в честь великих святых и в честь бесплотных Сил небесных – Ангелов.

Потому все праздники в году по своему содержанию делятся на Господские, Богородичные и святых.

По времени празднования праздники делятся на неподвижные, которые бывают каждый год в одни и те же числа месяца, и подвижные, которые хотя бывают в одни и те же дни недели, но приходятся на разные числа месяца в соответствии с временем празднования Пасхи. По торжественности церковной службы праздники делятся на великие, средние и малые.

Великие праздники всегда имеют всенощное бдение; средние же праздники – не всегда.

Богослужебный церковный год начинается 1 сентября старого стиля, а весь годовой круг Богослужений строится применительно к празднику Пасхи.

Службы неподвижного годового богослужебного круга содержатся в минеях, подвижного – в Триоди Постной (Великого поста) и Триоди Цветной (Пятидесятницы). Соединение подвижного и неподвижного годовых богослужебных кругов осуществляется при помощи приводимых в уставе Марковых глав (названных по имени их составителя монаха Марка).

Богослужение каждого дня представляет собой соединение почти неменяющейся основы из молитвословий суточного богослужебного круга с изменяемыми молитвословиями, связанными с богослужебной тематикой данного дня из минеи и октоиха или триоди (Постной или Цветной), причем во время Великого поста и Пятидесятницы молитвословия из октоиха почти не используются.

Одиннадцатинедельный круг евангельских чтений и стихир на воскресной утрени

Суточный круг богослужения
Все лекции Православных просветительских курсов

Источник

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

богослужебное название дня накануне пасхи. Смотреть фото богослужебное название дня накануне пасхи. Смотреть картинку богослужебное название дня накануне пасхи. Картинка про богослужебное название дня накануне пасхи. Фото богослужебное название дня накануне пасхибогослужебное название дня накануне пасхи. Смотреть фото богослужебное название дня накануне пасхи. Смотреть картинку богослужебное название дня накануне пасхи. Картинка про богослужебное название дня накануне пасхи. Фото богослужебное название дня накануне пасхибогослужебное название дня накануне пасхи. Смотреть фото богослужебное название дня накануне пасхи. Смотреть картинку богослужебное название дня накануне пасхи. Картинка про богослужебное название дня накануне пасхи. Фото богослужебное название дня накануне пасхибогослужебное название дня накануне пасхи. Смотреть фото богослужебное название дня накануне пасхи. Смотреть картинку богослужебное название дня накануне пасхи. Картинка про богослужебное название дня накануне пасхи. Фото богослужебное название дня накануне пасхибогослужебное название дня накануне пасхи. Смотреть фото богослужебное название дня накануне пасхи. Смотреть картинку богослужебное название дня накануне пасхи. Картинка про богослужебное название дня накануне пасхи. Фото богослужебное название дня накануне пасхи

богослужебное название дня накануне пасхи. Смотреть фото богослужебное название дня накануне пасхи. Смотреть картинку богослужебное название дня накануне пасхи. Картинка про богослужебное название дня накануне пасхи. Фото богослужебное название дня накануне пасхи

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл принял руководителя Правового управления Московской Патриархии игумению Ксению (Чернегу)

Назначен и.о. заместителя председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата

Назначен и.о. генерального директора художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино»

В.Р. Легойда прокомментировал решения Священного Синода Русской Православной Церкви

Состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви

Архив

Богослужебные указания за 27 мая 2020 года

Среда 6-й седмицы по Пасхе. Отдание праздника Пасхи. Предпразднство Вознесения Господня.

Мч. Иси́дора. Блж. Иси́дора, Христа ради юродивого, Ростовского чудотворца. Прп. Ники́ты, затворника Печерского, еп. Новгородского (службу зри 31 января).

Совершается служба отдания праздника Пасхи70.

Начало вседневной вечерни (и утрени) – как в 1-й день Пасхи. Иерей, облачившись в епитрахиль и фелонь, с пасхальным трисвещником и Крестом в левой руке, с кадилом в правой руке, после начального возгласа: «Благословен Бог наш…» (при открытых царских вратах), поет: «Христос воскресе…» (трижды). Певцы также трижды повторяют тропарь. Иерей поет стихи пасхального начала: «Да воскреснет Бог…». Певцы после каждого стиха: «Христос воскресе…». Затем читается 103-й псалом.

По предначинательном псалме – великая ектения и кафизма 9-я.

На «Господи, воззвах» стихиры праздника Триоди (о слепом), глас 2-й, глас 4-й, глас 5-й и глас 8-й – 6. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 8-й: «Кто возглаго́лет си́лы Твоя́…».

Входа нет. Прокимен дня. «Сподоби, Господи». Ектения: «Исполним вечернюю…», и молитва главопреклонения.

На стиховне стихира воскресная Триоди, глас 5-й: «Тебе, Воплоще́ннаго Спа́са Христа…», и стихиры Пасхи, глас тот же (с их припевами). «Слава, и ныне» – Пасхи, глас тот же: «Воскресения день…» (в конце «Христос воскресе…» – единожды, как окончание стихиры).

По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезнача́льное Слово…». «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Радуйся, две́ре Господня…». Сугубая сокращенная ектения, и прочее по обычаю.

Иерей (или диакон) – «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благословен…». Певцы: «Утверди, Боже…». Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст после вечерни произносится без Креста (на амвоне при закрытых царских вратах): «Воскресый из мертвых…», поминаются святой храма и дня.

Примечание. На малом повечерии во вторник вечера поется рядовая служба Минеи (этого дня).

На утрене после возгласа: «Слава Святей…» и пасхального начала (как и на вечерне) сразу: «Слава в вышних Богу…» и шестопсалмие.

На «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезнача́льное Слово…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Радуйся, две́ре Господня…».

Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении.

По 1-м стихословии – седальны воскресные, глас 5-й (см. в Неделю о слепом). «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же (см. в Неделю о слепом).

По 2-м стихословии – седален праздника Триоди, глас 5-й: «Отцу́ и Ду́хови Собезнача́льный…». «Слава, и ныне» – тот же седален.

«Воскресение Христово видевше…» (единожды). Псалом 50-й.

Каноны: Пасхи на 6 (ирмосы по дважды), Триоди (о слепом) на 4 и Триоди (предпразднства Вознесения) на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия Вознесения: «Спаси́телю Богу…».

По 3-й песни – кондак и икос праздника Триоди, глас 4-й (см. в Неделю о слепом); седален праздника Триоди, глас 1-й: «Воочи́л еси, Христе́…» (см. в среду 6-й седмицы по Пасхе). «Слава, и ныне» – предпразднства Вознесения, глас тот же: «Роди́лся еси…».

По 6-й песни – кондак и икос Пасхи, глас 8-й.

На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы Пасхи. (Совершается обычное каждение.)

Примечание. «К тропаре́м же кано́нов слепа́го и предпра́зднства, глаго́лем стихи́ пе́сней» (ср.: Типикон, гл. 50, «В среду 6-я седмицы по Пасце»).

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Пасхи: «Пло́тию усну́в…» (дважды). «Слава, и ныне» – светилен праздника Триоди: «У́мныя мои́ о́чи…» (см. в Неделю о слепом).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех (от отметки «на 4») стихиры праздника Триоди (о слепом), глас 2-й, глас 4-й и глас 5-й – 4 (см. во вторник вечером на «Господи, воззвах»), и стихиры Пасхи, глас 5-й (с их припевами). «Слава, и ныне» – Пасхи, глас тот же: «Воскресения день…» (в конце «Христос воскресе…» – единожды, как окончание стихиры).

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезнача́льное Слово…». «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Радуйся, две́ре Господня…». Ектении. Отпуст воскресный без Креста: «Воскресый из мертвых. », поминаются святой храма и дня.

Часы обычные (трехпсалмные). На часах – тропарь воскресный: «Собезнача́льное Слово…», и кондак праздника Триоди (о слепом): «Душе́вныма очи́ма…».

На Литургии после возгласа «Благословено Царство. » – пасхальное начало (при открытых царских вратах).

Блаженны от канона Пасхи, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и песнь 6-я – 4.

На входе: «Прииди́те, поклони́мся… воскресы́й из мертвых, пою́щия Ти…».

По входе – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезнача́льное Слово…». «Слава» – кондак праздника Триоди (о слепом), глас 4-й: «Душе́вныма очи́ма ослепле́н. », «И ныне» – кондак Пасхи, глас 8-й: «Аще и во гроб…».

Прокимен Пасхи, глас 8-й: «Сей день, его́же сотвори́ Господь, возра́дуемся и возвесели́мся во-нь»; стих: «Испове́дайтеся Го́сподеви. ».

Апостол и Евангелие – дня.

Аллилуиарий Пасхи, глас 4-й: «Ты, воскре́с, уще́дриши Сио́на»; стих: «Господь с Небесе́ на зе́млю призре́».

Причастен Пасхи: «Тело Христово…».

Примечание. «На трапе́зе быва́ет бра́тии утеше́ние вели́кое, си́речь: еле́ем, ры́бою и вино́м» (Типикон, гл 50, «В среду 6-я седмицы по Пасце, на утрени»).

70 «В греческой Цветной Триоди, помимо того чинопоследования, какое имеется в славянской Триоди, дается и другое для вторника и среды настоящей седмицы, в котором во вторник полагается отдание Недели слепого, а в среду – отдание Пасхи. По этому чинопоследованию, служба отдания Пасхи на утрене и на Литургии во всем сходна с пасхальной службой. На вечерне положены стихиры на «Господи, воззвах» воскресные, глас 1-й, на 6. «Слава, и ныне» – «Всемирную славу…». На стиховне – стихира 1-го гласа «Страстию Твоею, Христе…», затем стихиры Пасхи. Отпуст вечерни пасхальный. Это чинопоследование положено для того, чтобы сообщить отданию Пасхи ту же торжественность, какую имеют все отдания великих праздников. Часы также положены пасхальные. О предпраздничном каноне Вознесения сказано, что он поется, когда изволит настоятель. Полагаем, что для приходских церквей допустимо принять это чинопоследование» [Из Православного календаря на 1929 год, изд. Митрополита Сергия (Страгородского)].

Источник

Пасха. Светлое Христово Воскресение

Пасха Христова – торжество из торжеств. Об этом говорит в своем слове и св. Епифаний Кипрский: «Праздник Пасхи торжественнее всех праздников: он составляет для всего мира торжество обновления и спасения. Сей-то праздник есть глава и верх всех праздников. ». Церковь в своих священных песнопениях называет Пасху Великою, двери райские нам отверзающей, Неделей святой, светлым Христовым Воскресением, призывает торжествовать ее землю и небо, мир видимый и невидимый, ибо «Христос воста, веселие вечное».

Слово «Пасха» ведет свое начало еще от ветхозаветного праздника Пасхи, который в свою очередь так назван был от еврейского слова «песах» («проходит мимо») – для обозначения события исхода евреев из Египта и египетского рабства. Ангел, погубивший египетских первенцев, когда видел кровь пасхального Агнца на дверях еврейских жилищ, проходил мимо.

История праздника

Праздник Пасхи установлен уже в Апостольской Церкви и праздновался в те времена. Древняя Церковь под именем Пасхи соединяла две седмицы: предшествующую дню Воскресения и последующую за ним. Для обозначения той и другой части праздника употреблялись особые наименования: Пасха Крестная, или Пасха Страданий, и Пасха Воскресная, т.е. Пасха Воскресения. После Никейского Собора (325 г.) эти наименования считаются вышедшими из употребления, и вводится новое название – Страстная и Светлая седмицы, а сам день Воскресения назван Пасхой.

В первые века христианства Пасху праздновали не везде в одно и то же время. На Востоке, в Малоазийских Церквах, праздновали ее в 14-й день нисана (марта), на какой бы день седмицы не приходилось это число. А Западная Церковь, почитая неприличным праздновать Пасху вместе с иудеями, совершала ее в первый воскресный день после весеннего полнолуния. Попытка установить согласие по этому вопросу между Церквами была сделана при св. Поликарпе, епископе Смирнском, в середине II века, но успехом не увенчалась. Два различных обычая существовали до 1-го Вселенского Собора (325 г.), на котором было вынесено постановление праздновать Пасху (по правилам Церкви Александрийской) повсеместно в первое воскресенье после пасхального полнолуния, в пределах между 22 марта и 25 апреля, чтобы христианская Пасха всегда праздновалась после иудейской.

Особенности пасхального богослужения

Пасхальное богослужение совершается особенно торжественно как в первый день Пасхи, так и во всю Светлую седмицу.

С вечера в храме читаются Деяния Апостолов, составляющие непреложные свидетельства Воскресения Христова.

Со времен апостольских Церковь совершает пасхальное богослужение ночью. Подобно древнему Израилю, бодрствовавшему в ночь избавления своего от египетского рабства, и новый Израиль – Святая Церковь бодрствует «в священную и спасительную ночь светлого Воскресения Христова» – провозвестницу светоносного дня духовного обновления и освобождения от рабства греху и диаволу.

В день Пасхи и во всю Светлую седмицу священник совершает начало утрени, литургии и вечерни, а также все каждения с Крестом и пасхальным трисвечником (или свечой) в левой руке и кадилом – в правой. Диакон совершает каждение и произносит ектении со свечой в левой руке. Он выходит из алтаря и входит в него через царские врата. (В обычное же время диакон может проходить через царские врата только тогда, когда он несет Евангелие или другую святыню.)

На пасхальной утрени и утрени каждого дня Светлой седмицы не бывает шестопсалмия, и великое славословие не поется. (На Светлой седмице, но не в первый день Пасхи, полиелей бывает только в день праздника Благовещения, храмового праздника или великомученика Георгия, 23 апреля.)

Полунощница

Эта служба относятся еще к Постной Триоди. Она начинается за час или полчаса до пасхальной утрени. Перед этим священнослужители совершают входные молитвы и облачаются в полное облачение.

Пасхальная утреня. Начало пения Цветной Триоди

Перед началом утрени священник в полном облачении, имея в левой руке пасхальный трисвечник с Крестам, а в правой – кадило, совершает вместе с диаконом каждение Престола (трижды).

После каждения священник становится на Горнем месте и поет с диаконом стихиру (трижды): «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».

После этого священник, взяв кадило и стоя лицом к востоку, трижды крестообразно знаменует кадилом затворенные церковные двери и творит велегласно начало утрени 193 (без возгласа диакона: «Благослови, Владыко»): «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно и во веки веков». Хор: «Аминь». Духовенство трижды поет тропарь: «Христос воскресе. », и хор трижды повторяет тропарь. Затем духовенство поет стихи: «Да воскреснет Бог. », «Яко исчезает дым. », «Тако да погибнут грешницы. », «Сей день, его же сотвори Господь. », «Слава. » и «И ныне», а хор после каждого стиха – тропарь: «Христос воскресе. ». После тропаря на «И ныне» священнослужители поют первую половину тропаря: «Христос воскресе из мертвых. », а хор допевает: «И сущим во гробех живот даровав».

В этот момент открываются церковные двери и все участники крестного хода при пении тропаря: «Христос воскресе. » входят в храм, ликуя и радуясь, «узрев Царя Христа из гроба, яко Жениха, происходяща». Священник входят в алтарь, а диакон на солее произносит мирную ектению.

После каждой песни и заключительного пения тропаря: «Христос воскресе. » диакон произносит малую ектению, а священник – особый возглас. Все эти возгласы приведены в Типиконе, Цветной Триоди и в книге «Служба на Пасхальную седмицу».

После 3-й песни поется ипакои: «Предварившия утро. ».

По 6-й песни – кондак: «Аще и во гроб. » и икос: «Еже прежде солнца. », затем – «Воскресение Христово видевше. » (трижды) и «Воскрес Иисус от гроба, якоже пророче, даде нам живот вечный и велию милость» (трижды).

На 8-й песни перед Троичным тропарем: «Отче Вседержителю. » поется припев: «Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе».

На 9-й песни вместо припева: «Христос воскресе из мертвых. » поются особые припевы к ирмосу и тропарям. Первый припев (к ирмосу): «Величай, душе моя, Воскресшаго тридневно от гроба Христа Жизнодавца» и т.д.

Сразу после стихир читается слово св. Иоанна Златоуста: «Аще кто благочестив и боголюбив. », в котором – на основании притчи Спасителя о работниках виноградника ( Мф. 20, 1–16 ) – все призываются насладиться светлым торжеством Святой Пасхи и войти в радость Господа своего. После этого пасхального слова поется тропарь св. Иоанну Златоусту: «Уст твоих. » (единственное песнопение святому в службе Пасхи).

После отпуста, осеняя народ Крестом на три стороны, священник трижды произносит приветствие: «Христос воскресе». Народ трижды отвечает: «Воистину воскресе». Хор поет тропарь: «Христос воскресе. » (трижды), «И нам дарова живот вечный, поклоняемся Его тридневному Воскресению», а затем многолетие.

Пасхальные часы

Они поются как в первый день Пасхи, так и во всю Светлую седмицу. На Светлой седмице 1-й час поется после утрени, 3-й и 6-й часы – перед литургией, 9-й час – перед вечерней.

Литургия

Литургия в день Св. Пасхи бывает «порану», «труда ради бденнаго».

Начало литургии 205 – такое же, как и пасхальной утрени. Диакон: «Благослови, владыко». Священник: «Благословенно Царство. ». Хор: «Аминь».

Затем священник перед Престолом, имея в левой руке Крест и трисвечник, а в правой – кадило, и диакон на Горнем месте со свечой поют трижды тропарь: «Христос воскресе. ». Хор трижды повторяет.

Далее священнослужители поют стихи: «Да воскреснет Бог. ». Хор после каждого стиха поет один раз тропарь: «Христос воскресе. ». Священник с диаконом в это время совершает каждение Престола, алтаря, иконостаса и народа. При каждении народа священник приветствует молящихся словами: «Христос воскресе».

После чтения Евангелия произносятся ектении сугубая и об оглашенных; заупокойной ектении не бывает (до вторника Фоминой седмицы).

Задостойник на литургии поется с припевом: «Ангел вопияше Благодатней. » и ирмос 9-й песни: «Светися, светися, новый Иерусалиме. ».

Причастный стих: «Тело Христово приимите, Источника безсмертнаго вкусите».

По окончании литургии бывает христосование священнослужителей с народом. При целовании и приветствии христиане издревле дарят друг другу красные яйца. Яйцо есть символ жизни.

Обычай дарить пасхальные яйца, согласно древнему церковному преданию, ведет свое начало от св. Марии Магдалины, которая преподнесла императору Тиверию красное яйцо с приветствием: «Христос воскресе».

Чин освящения артоса

В конце литургии в день Пасхи, после заамвонной молитвы, совершается освящение артоса (в переводе с греческого означает «хлеб»). Артосом называется большая просфора с изображением на ней Креста или Воскресения Христова. В день Пасхи она полагается на аналое в храме (обычно у местной иконы Спасителя) и находится там всю Светлую седмицу. Во время крестного хода на этой седмице обычно носят и артос, а в монастырях после литургии он переносится в трапезную при пении тропаря. Здесь после трапезы бывает возношение артоса, а потом он снова переносится в храм при пении 9-й песни пасхального канона. В светлую пятницу вечером, т.е. на субботу, артос раздробляется и раздается верующим в субботу после литургии для вкушения (прежде принятия обычной пищи).

В этот день также освящаются куличи, пасхи, яйца и «брашна мяс». Освящение яств бывает вне храма, так как, по Уставу, их запрещено вносить в храм. Священник читает молитву из Требника: «Во еже благословити брашна, мяса во Святую и Великую Неделю Пасхи» и затем окропляет яства святой водой. В это время поются песнопения пасхального канона.

Если освящение куличей и пасох совершается в Великую Субботу (до светлой утрени), то пасхальных песнопений петь нельзя; следует петь тропарь Великой Субботы: «Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный. ».

Великая вечерня в первый день Пасхи

Уставные особенности богослужения на Пасхальной седмице

Вся седмица, называемая Великой, или Светлой, есть как бы один великий светлый праздник Пасхи. Отцы Церкви и церковные правила 6-го Вселенского Собора (66-е правило) повелевают верующим в течение всей Светлой седмицы в храмах упражняться в пениях духовных, радуясь и торжествуя о Воскресшем Господе.

Богослужения на Светлой седмице совершаются при открытых царских вратах – в знак того, что Господь Своим Воскресением отверз верующим двери рая. Они остаются открытыми и после богослужения, а закрываются только в субботу, перед 9-м часом.

К пасхальному канону, в конце каждой песни, присоединяются Богородичны (преп. Феофана и Иосифа), напечатанные в Цветной Триоди. Малые ектении произносятся только после 3-й, 6-й и 9-й песни. Каждение священник совершает с трисвечником и Крестом.

Литургия 218 совершается точно так же, как и в первый день: прокимен, Апостол, Аллилуарий и Евангелие положены на каждый день Светлой седмицы особые. Причем Евангелие читается только одним диаконом.

Причастен для всех один и тот же: «Тело Христово приимите. ».

В субботу после литургии разрезается и раздается молящимся артос. Перед этим читается из Требника молитва на раздробление артоса.

Вечерня предваряется пасхальным 9-м часом и имеет то же последование, что и в первый день, только на ней совершается вход с кадилом, а не с Евангелием. Евангелие не читается.

Есть обычай в пятницу Светлой седмицы совершать последование в честь обновления храма Пресвятой Богородицы «Живоносный (Живоприемный) Источник». На вечерни и утрени к пасхальным песнопениям присоединяются особые стихиры в честь Богородицы, а на утрени – канон Никифора Каллиста (XIV в.).

На литургии – прокимен, Апостол и Евангелие дня и Богородицы.

После литургии обычно совершается освящение воды. Порядок его таков (в богослужебной практике Троице-Сергиевой Лавры). После литургийного отпуста священнослужители выходят к сосудам с водой, и диакон произносит: «Благослови, владыко». Священник: «Благословен Бог наш. », и священнослужители поют трижды: «Христос воскресе. », затем стихи Пасхи: «Да воскреснет Бог. ». В это время совершается малое каждение. Далее – «Бог Господь. », тропари: «Еже радуйся, Ангелом приимшая. » и прочее последование малого освящения воды. При погружении Креста в воду поется обычный тропарь: «Спаси, Господи, люди Твоя. », и сразу бывает крестный ход.

По другой практике, освящение воды совершается по заамвонной молитве. Хор поет (трижды): «Христос воскресе. », настоятель произносит возглас: «Благословение Господне на вас. », и сразу хор поет тропари: «Еже радуйся, Ангелом приимшая. » и т.д.

Неделя Антипасхи (Фомина)

Светлая седмица заканчивается Фоминым воскресеньем, являющимся как бы заменой (повторением) самого Пасхального дня, отчего оно и названо еще Антипасхою (в переводе с греческого – «вместо Пасхи»).

В этот день в первый раз обновляется память Воскресения Христова, т.е. воспоминаются те события, при которых Христос являлся женам-мироносицам, Апостолам. В девятый день Господь благоволил обновить радость Своего Воскресения новым явлением Апостолам, в том числе и Фоме, который осязанием язв Господа удостоверился в действительности Его Воскресения. (В воспоминание этого события сама Неделя получила название «Неделя о Фоме».)

Вся служба в Неделю Фомину побуждает верующих пробудиться от сна греховного, обратиться к Солнцу Правды – Христу, укрепить в себе веру и вместе с ап. Фомою искренно, радостно воскликнуть: «Господь мой и Бог мой».

Уставные особенности в Неделю Антипасхи

Богослужение посвящено, главным образом, воспоминанию явлений Христа по Воскресении Апостолам, а в том числе и Фоме. Согласно Уставу, в Неделю Антипасхи воскресные песнопения из Октоиха не поются, вся служба – праздника (по Цветной Триоди). Не поются и пасхальные песнопения 220 за исключением тропаря «Христос воскресе. » в начале и конце служб и ирмосов пасхального канона на катавасии.

Начиная с Фомина воскресенья, возобновляется на службах (на вечерни и утрени) стихословие Псалтири, полиелей и прочее последование. Восстанавливается обычная структура всенощного бдения, а также часов и литургии (за исключением некоторых особенностей).

В Неделю Антипасхи, в начале великой вечерня, перед шестопсалмием, после начального возгласа литургии и после отпуста ее поется (трижды) тропарь: «Христос воскресе. » (об этом подробнее см. ниже).

Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен: «Похвали, Иерусалиме, Господа, хвали Бога твоего, Сионе». Евангелие от Мф., зач. 116. После Евангелия – «Воскресение Христово» (трижды). «Слава» – «Молитвами Апостолов. », «И ныне» – «Молитвами Богородицы. », «Помилуй мя, Боже. », «Воскрес Иисус от гроба. ».

Канон праздника Антипасхи: «Поим вси людие. ». Припев к тропарям канона: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».

Катавасия – пасхальные ирмосы: «Воскресения день. ».

На 9-й песни «Честнейшую. » не поем; диакон, совершая обычное каждение, перед местным образом Божией Матери запевает ирмос: «Тебе светлую свещу».

Хор продолжает: «И Матерь Божию, пречудную славу и высшую всех тварей, песньми величаем».

На литургии – изобразительны. По входе – тропарь: «Запечатану гробу. », «Слава, и ныне» – кондак: «Любопытную десницею. ». Прокимен: «Велий Господь наш и велия крепость Его и разума Его несть числа». Стих: «Хвалите Господа, яко благ псалом; Богови нашему да усладится хваление». Апостол – Деян., зач. 14. Евангелие от Ин., зач. 65. Задостойник: «Ангел вопияше. », «Светися, светися. ».

В конце литургии вместо «Видехом Свет истинный» поется тропарь: «Христос воскресе. » (один раз). По возгласе: «Слава Тебе, Христе Боже. » – «Христос воскресе. » (трижды).

Отпуст: «Воскресый из мертвых Христос, истинный Бог наш. ». Этот же отпуст бывает и на утрени до отдания Пасхи.

Неделя Антипасхи имеет попразднство, которое продолжается до субботы, в субботу – отдание. В течение всей Фоминой седмицы тропарь, кондак, прокимен и причастен – праздника (Недели Антипасхи) и святому.

В Фомино воскресенье вечером совершается великая вечерня, которая предваряется 9-м часом. После начального возгласа чтец читает (трижды) тропарь: «Христос воскресе. », Трисвятое по «Отче наш», «Приидите, поклонимся. » и прочее последование 9-го часа.

На вечерни кафизмы нет. Вход с кадилом. Великий прокимен: «Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса».

После прокимна – сугубая ектения, «Сподоби Господи. » и просительная ектения. Далее обычное последование великой вечерни. По «Ныне отпущаеши. » – тропарь святого Минеи, «Слава, и ныне» – тропарь праздника.

В прочие воскресные дни вечером (до Пятидесятницы) вечерня бывает без входа и великого прокимна – обычная.

Во вторник (или в понедельник) Фоминой седмицы бывает служба с поминовением усопших (этот день известен под названием «Радоница»). В Триоди нет специального последования этой службы. Обычно после вечернего богослужения или после литургии совершается полная панихида, в которую включаются и пасхальные песнопения.

В храме Московской Духовной академии, по установившейся практике, в этот день на утрени, по 6-и песни канона, священнослужители выходят на середину храма и поминают усопших, а в конце утрени совершается заупокойная лития.

Поминовение усопших в этот день совершается также и на кладбищах, куда верующие вместе с молитвой приносят близким усопшим и всем православным христианам радостную весть о Воскресении Христовом, предвозвещающем общее воскресение умерших и жизнь «в невечернем дни Царствия Христова».

С Фоминой Недели начинается обычное ежедневное поминовение усопших (панихиды, сорокоусты и проч.), а также совершается таинство Брака.

Особенности служб от Фоминой Недели до отдания Пасхи

В состав воскресных богослужений от Недели Фоминой до Пятидесятницы входят песнопения: 1) пасхальные; 2) воскресные (по гласу Недели) и 3) Цветной Триоди. Все эти песнопения помещены последовательно в Цветной Триоди.

Пасхальные песнопения обозначаются в богослужебных книгах словам «Пасха», например, «канон Пасхи».

Воскресные песнопения обозначаются словом «воскресны», например: «стихиры воскресны».

Песнопения Триоди обозначается словами: «Триоди», «праздника», «праздника Триоди», «настоящий Недели», или названием Недели: мироносиц, расслабленного, слепого, или словом «дне», например: «седален дне».

Но после Преполовения (т.е. в дни попразднства Преполовения, которое продолжается 7 дней) слово «праздника» указывает на песнопения Преполовения, а не Недели расслабленного или самарянына.

Во все Недели (воскресенья) Цветной Триоди Минея оставляется, за исключением служб св. вмч. Георгия, св. апостолу и евангелисту Иоанну Богослову, святителю Николаю и храмового праздника. Службы остальным святым (полиелейным) и бдением совершаются на повечериях.

В седмичные дни от Недели Фоминой до отдания Пасхи службы Цветной Триоди соединяется с Минеей, причем песнопения Триоди (стихиры, тропари, каноны) всюду предваряют песнопения Минеи.

Уставной порядок пения и чтения тропаря «Христос воскресе. »

От Фоминой Недели до отдания Пасхи все службы начинаются (после возгласа иерея) троекратным пением или чтением тропаря: «Христос воскресе. ».

Так, в начале всенощного бдения «Христос воскресе. » поется трижды священнослужителями, причем третий раз они поют половину тропаря, а хор доканчивает: «И сущим во гробех живот даровав». Перед шестопсалмием этот тропарь трижды поет хор.

На литургии после возгласа: «Благословенно Царство. » священнослужители в алтаре поют два с половиной раза тропарь: «Христос воскресе. », хор доканчивает: «И сущим во гробех живот даровав». (Царские врата в это время открываются.) «Христос воскресе. » поется (один раз) также вместо «Видехом свет истинный. » и после возгласа: «Слава Тебе, Христе Боже. » (трижды). Но в конце всех прочих служб (вечерни, утрени и др.), после возгласа: «Слава Тебе, Христе Боже. » – конец обычный: «Слава, и ныне» и прочее.

Тропарь «Христос воскресе. » поется также в начале молебна, панихиды, таинства Крещения, Венчания, Отпевания и других служб.

На воскресном всенощном бдении стихиры Пасхи с припевами «Да воскреснет Бог» поются только после стиховных (воскресных) стихир великой вечерни, причем порядок пения их таков: первая стихира воскресная, а затем пасхальная. Далее на «Слава» поется стихира снова воскресная, на «И ныне» – пасхальная «Воскресения день и просветимся торжеством. ». В конце последней стихиры Пасхи «Христос воскресе. » поется только один раз. На утрени в хвалитных стихирах стихиры Пасхи не поются. В седмичные дни стихиры Пасхи не поются вовсе.

На воскресном всенощном бдении, после прочтения Евангелия, «Воскресение Христово видевше. » поется трижды. В седмичные дни «Воскресение Христово видевше. » поется на утрени один раз (после кафизмы).

Канон Пасхи с Богородичными поется (в соединении с каноном Цветной Триоди) в Недели: жен-мироносиц, о расслабленном, о самаряныне и о слепом. К Богородичным тропарям припев: «Пресвятая Богородице, спаси нас». К тропарям Триоди припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Заключительное «Христос воскресе. » (трижды) в конце каждой песни не поется.

9-я песнь поется следующим образом. После 8-й песни – ирмос: «Светися, светися. », припев «Христос воскресе из мертвых. » и тропарь: «О Божественного, о любезного», затем припев и тропарь: «О, Пасха Велия»; после этого Богородичны тропари с припевом: «Пресвятая Богородице, спаси нас» и затем читаются тропари канона Триоди с припевом к тропарям: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».

После канона – светилен Пасхи и Триоди.

Во все Недели (воскресенья) до отдания Пасхи «Честнейшую. » не поется, после катавасии 8-й песни сразу следует ирмос 9-й песни. Но в седмичные дни «Честнейшую. » поется.

Эксапостиларий «Плотию уснув» поется в тех же Неделях, когда поется и канон Пасхи. Во время пения канона и эксапостилария царския врата открыты.

На 1-м часе принято петь вместо «Взбранной Воеводе. » – кондак: «Аще и во гроб. ».

В воскресные и седмичные дни – в период пения Цветной Триоди – на литургии поются изобразительны.

После малого входа (в воскресенья) – тропарь воскресный, «Слава» – кондак Триоди, «И ныне» – кондак Пасхи. Вместо «Достойно» – «Ангел вопияше. », «Светися, светися. ».

Причастен Пасхи – «Тело Христово приимите» (во все дни от отдания Пасхи, кроме седмиц Фоминой и Преполовения с его попразднством).

В воскресные и седмичные дни отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых, Христос, истинный Бог наш. ». Пасхальный отпуст произносится только после литургии в день отдания Пасхи.

Земные поклоны во время богослужения до дня Святой Троицы Устав отменяет.

Богослужебные особенности каждой Недели от праздника Святой Пасхи до отдания его

Всего Недель до отдания Пасхи – шесть, а до Пятидесятницы – семь.

1-я Неделя – Пасхальная, 2-я – Фомина, 3-я – св. жен-мироносиц, 4-я – о расслабленном, 5-я – о самаряныне, 6-я – о слепом, 7-я – святых отцев 1-го Вселенского Собора.

По своим воспоминаниям эти Недели (воскресенья) и седмицы относятся к Божественному прославлению Воскресшего Христа.

Третья Неделя по Пасхе носит название св. женмироносиц.

Святая Церковь в своем богослужении в 3-ю Неделю побуждает нас перенестись мысленно от Голгофы ко гробу Христову и Его славному Воскресению, весть о котором удостоились воспринять первыми жены-мироносицы.

На утрени, на «Бог Господь. », поются три тропаря Великой Субботы: «Егда снизшел еси. » (дважды), на «Слава» – «Благообразный Иосиф. », «И ныне» – «Мироносицам женам. ».

Евангелие, читаемое на утрене (Мк., зач. 71) и на литургии (Мк., зач. 69), повествует о погребении Господа, Его Воскресении и явлении мироносицам.

Четвертая Неделя – о расслабленном.

В эту Неделю Церковь воспоминает чудесное исцеление расслабленного Иисусом Христом во второй год Его евангельской проповеди, в день иудейской Пятидесятницы.

В среду 4-й седмицы празднуется Преполовение Пятидесятницы.

В этот день воспоминается событие из жизни Спасителя, когда Он в Преполовение ветхозаветного праздника Кущей учил в храме о Своем Божественном посланничестве и таинственной воде, под которой разумеется благодатное учение Христово и благодатные дары Святого Духа. Об этой воде говорится и в тропаре Преполовения: «Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водами, яко всем, Спасе, возопил еси: жаждай да грядет ко Мне и да пиет, Источниче жизни нашея Христе Боже, слава Тебе».

Вся служба Преполовения совершается по Триоди. Накануне праздника совершается великая вечерня. Но стихословится не «Блажен муж. », а рядовая кафизма; бывает вход с кадилом и читаются три паремии. На утрени полиелея нет. Канон – Триоди, но не Пасхи. Катавасия: «Море огустил еси. ». «Честнейшую. » не поется, после 8-й песни – сразу ирмос 9-й песни. Поется великое славословие. На литургии вместо «Достойно» поется ирмос: «Чужде матерем девство. ». После литургии бывает по обычаю водоосвящение в воспоминание Божественного учения о живой воде Св. Духа.

Преполовение празднуется 8 дней. Отдание в среду 5-й седмицы.

В отдание на литургии поется Задостойник: «Чужде матерем девство. ». В дни между Преполовением и его отданием – Задостойник Пасхи: «Ангел вопияше. », «Светися, светися. ».

Пятая Неделя – о самаряныне.

В эту Неделю Святая Церковь воспоминает евангельскую беседу Господа Иисуса Христа с женщиной – самарянкой (Евангелие на утрени – от Ин., зач. 63).

Служба Недели о самаряныне поется четыре дня: в воскресенье, четверг, пятницу и субботу. В понедельник же и вторник – служба попразднства Преполовения, в среду – отдание его.

Шестая Неделя – о слепом.

В эту Неделю воспоминается дарование Христом Спасителем зрения слепорожденному в Иерусалиме в третий год Его общественного служения, в праздник обновления храма (Мф., зач. 67).

Отдание Пасхи совершается в среду 6-й седмицы. Одновременно поются песнопения Недели о слепом и предпразднства Вознесения Господня (предпразднство – только один день).

На утрени, после кафизмы, поется обычное во все дни святой Пасхи «Воскресение Христово видевше. ». Канонов три: Пасхи, Недели о слепом и предпразднства Вознесения.

На 9-й песни «Честнейшую. » не поется, но поется ирмос 9-й песни пасхального канона с припевами (как на Пасхальной седмице) и после канона – светилен Пасхи: «Плотию уснув. » (дважды) и эксапостиларий Недели о слепом.

Часы читаются обычные, трипсалмные (а не пасхальные).

После литургии священнослужители снимают Плащаницу с Престола и полагают в устроенный для нее ковчег (так называемую гробницу). Особого чина для этого в Уставе нет.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *