богоявленский братский монастырь могилев

Богоявленский братский монастырь (Могилёв)

Речь Посполитая

богоявленский братский монастырь могилев. Смотреть фото богоявленский братский монастырь могилев. Смотреть картинку богоявленский братский монастырь могилев. Картинка про богоявленский братский монастырь могилев. Фото богоявленский братский монастырь могилев

Российская Империя

богоявленский братский монастырь могилев. Смотреть фото богоявленский братский монастырь могилев. Смотреть картинку богоявленский братский монастырь могилев. Картинка про богоявленский братский монастырь могилев. Фото богоявленский братский монастырь могилев

Советское время

После Октябрьской революции с 1918 года монастырь, а с 1928 года и обе церкви были закрыты. В помещении Богоявленского храма располагался филиал Центрального государственного архива Октябрьской революции (ЦГАОР), в Иоанно-Богословском храме — секретный архив. Через год после закрытия обители её игумен Митрофан (Туров) с иеромонахами Тимофеем (Савченко) и Арсением (Томашёвым) организовали в доме на окраине Могилёва подпольный монастырь. В дальнейшем к ним присоединились архимандрит Белыничского монастыря Марк (Сидляр), иеромонахи Илларион (Подопригорье) и Иринарх (Жабыко) из Киева. В 1936 году они были приговорены к различным срокам заключения за тайное совершение крещений и панихид.

богоявленский братский монастырь могилев. Смотреть фото богоявленский братский монастырь могилев. Смотреть картинку богоявленский братский монастырь могилев. Картинка про богоявленский братский монастырь могилев. Фото богоявленский братский монастырь могилев

Монастырский двор, на котором располагались постройки Богоявленской обители, представлял собой узкий участок земли неправильной полигональной формы, сильно вытянутый вдоль центральной Шкловской улицы Могилёва. Богоявленская церковь располагалась в его южной части, немного в стороне от остальных зданий, и была правильно ориентирована по оси запад-восток. Несколько северо-восточнее её находился небольшой теплый каменный храм Иоанна Богослова, скорее всего, центрической формы с шатровым покрытием. На кругообразно расположенных внутри этой церкви хорах был дополнительно устроен престол во имя Святителя Николая. Третья, по-видимому трапезная, Всехсвятская церковь была встроена в келейные корпуса монастыря. По периметру монастырского двора размещались настоятельский и жилые корпуса, дом для собраний братства, каменные богадельня и типография. Колокольня находилась на примыкающем к Шкловской улице краю участка. С одной стороны к ней были пристроен каменный дом с двумя погребами и тремя амбарами, с другой — деревянный дом и шесть каменных лавок.

Богоявленская церковь

богоявленский братский монастырь могилев. Смотреть фото богоявленский братский монастырь могилев. Смотреть картинку богоявленский братский монастырь могилев. Картинка про богоявленский братский монастырь могилев. Фото богоявленский братский монастырь могилев

Богоявленский храм монастыря представлял собой крупную трёхнефовую крестово-купольную базилику. Двухбашенный многоярусный портал обрамлял только центральный неф, а два боковых крыла здания завершались невысокими фронтонами. Основной высотной доминантой здания был купол, без наложения на неё других высотных деталей, благодаря чему достигался эффект целостности многобашенной и многообъёмной композиции здания. Все три нефа заканчивались полукруглыми апсидами. Перед главным входом был пристроен невысокий притвор-барбакан. Такое взаимодействие объёмно-пространственных форм здания вносит в его образ устойчивые ступенчато-пирамидальные мотивы.

К художественным особенностям храма специалисты относят объёмно-пространственную композицию, исполненную в духе классицизма с минимальным использованием изогнутых линий и форм в стиле барокко. При этом в построении фасада главного нефа, оформленного горизонтальными рядами арочных ниш, прослеживаются мотивы ренессанса, унаследованные от традиции православного храмостроения предыдущего столетия. Некоторые исследователи характеризовали Богоявленский храм как церковь в смешанном итальянском стиле XVI века.

богоявленский братский монастырь могилев. Смотреть фото богоявленский братский монастырь могилев. Смотреть картинку богоявленский братский монастырь могилев. Картинка про богоявленский братский монастырь могилев. Фото богоявленский братский монастырь могилев

Типография сыграла значительную роль в распространении просвещения на территории Белоруссии.

На протяжении всей его истории монастырь хранил чудотворную икону Божией Матери, называемою Братской.

Согласно устоявшейся церковной традиции, известно три случая, когда Богородица своим заступничеством через этот образ спасла город от неминуемой погибели. Первое чудо, связанное с явлением иконы, произошло 19 марта 1655 года во время осады города войсками Речи Посполитой под командованием гетмана Великого княжества Литовского Януша Радзивилла, когда икона, изливая слёзы по молитве перед ней, спасла город от взрыва порохового заряда, который должен был разрушить городские укрепления. В другой раз почитаемый образ Богоматери в 1708 году уберёг горожан от расправы князя Меньшикова, который задумал отомстить Могилёву за избиение «москвитян» в 1661 году. По преданию, когда князь стоял в Богоявленском храме перед чудотворной иконой, он был внезапно повержен на землю, после чего устрашённый и смущённый этим знаком Божьего гнева уже не замышлял ничего против города и его жителей. В третий раз икона спасла город от пожара в 1910 году, когда ветер понес пламя загоревшегося предместья Луполово в сторону центра города, Воскресенской церкви и Богоявленского монастыря. После того как горожане вынесли икону Пречистой Девы на охваченные огнём улицы, ветер, внезапно изменив направление, понес пожар прочь от городского центра. Как всегда бывает в случае чудотворных образов, сохранилось множество документированных свидетельств чудесных исцелений перед Могилёво-Братской иконой Божией Матери.

Источник

Богоявленский братский монастырь могилев

Костромской Епархии заштатный мужской. Находится на берегу реки Волги против устья реки Солонцы, впадающей в Волгу, расстоянием от города Костромы в 35, а от посада Соли Большой в 3 вёрстах. Местоположение оного самое красивое ибо, будучи окружаем двумя реками, стоит он на возвышенном месте, и с южной стороны осеняется самородной рощей, состоящей из берёзовых, ореховых и дубовых деревьев. Название своё имеет от Бабаек, то есть вытесанных брёвен наподобие больших вёсел, которыми по воде справляют лес как строевой, так и дровяной вниз по реке Волге, от Ярославля из реки Шексны втекающей в Волгу. Эти бабайки с плотов лесных хозяева складывают на берег и отдают оные в монастырь, потому что в тех бабайках работникам, когда они лес из Волги введут в реку Солонцу, нужды уже не имеется. Сказывают, что даже якобы в монастыре сем и первоначальная церковь во имя Святителя Николая Чудотворца построена была из вышеозначенных бабаек. По писцовым книгам Павла Волынского значится, что этот монастырь построен из давних лет, и в 1621 году во время генерального межеванья была в нём ЦЕРКОВЬ СОБОРНАЯ, во имя св. Николая с приделом Преп. Сергия Радонежского Чудотворца. По сей церкви монастырь называется ещё и Николаевским. Ныне же ЦЕРКВИ в оном все каменные: СОБОРНАЯ двухэтажная, в верхнем этаже храм во имя Похвалы Пресвятой Богородицы, а в нижнем – во имя св. Николая Чудотворца. ОГРАДА кругом монастыря на 180 саженях каменная же.

Настоятели в сем монастыре были иногда Строители, иногда Игумены: с 1709 года, когда приписан он был к Николаевскому же Переславля Залесского, что на Болоте, монастырю, присылались от того монастыря Строители, и монастырь назывался Бабаевской пустыней до 1728 года. А в сем году 5 Августа, по благословению Святейшего Правительствующего Синода и по определению бывшей в Москве духовной Дикастерии, Бабаевская пустынь отписана от Переславского, что на болоте, монастыря, и велено именоваться оной по-прежнему монастырём; почему тогда и произведён сюда в Игумена Галактион, каковое Игуменское начальство продолжалось до 1764 года, в котором при сочинении Духовных Штатов оставлен этот монастырь на своём содержании и управляется доныне Строителями.

Бабозерская Николаевская пустынь

Упразднённая в 1764 году. Находилась в прежней Устюжской, а нынешней Вологодской Епархии в Тотемском уезде, от Тотьмы к юго-востоку в 85 вёрстах при озере, именуемом Бабье, почему и прозвана Бабозерской. До Штатов настоятельство в ней было Строительское, и церковь одна, которая после приписана была к Маркушевскому монастырю, в 60 вёрстах к югу от неё находившемуся, а с состояния Духовных Штатов обращена была в приходскую Бабозерского погоста, но в 1806 году сгорела. По переписным книгам 7186 / 1678 года дворов крестьянских за этой пустынью было девять, а по генеральному свидетельству 1722 года, всех крестьян и вкладчиков мужского пола – 153 душ, земли 80 четвертей, сена на 555 пудов.

Багатев или Богаев Николаевский монастырь

Мужской, в 1764 году упразднённый. Находился в Костромской Губернии. Вероятно, он то же, что и Бабаевский.

Балаклаевский Георгиевский монастырь

Екатеринославской Епархии 3 класса мужской находится в безуездном городе Балакаеве, по которому и название своё имеет Балаклаевский, а Георгиевский – по главной церкви. В 1806 году при учреждении оному монастырю штата, положено быть в нём Настоятелю, но не сказано именно – Игумену ли или Архимандриту. Ныне находится Архимандрит, которому 1806 года Января 3 по Именному Высочайшему Указу, последовавшему на докладе св. Синода, повелено производить жалованье Игуменское по 200 рублей в год.

Балахонский Покровский монастырь

Мужской, упразднённый. Находится в Нижегородской Епархии в городе Балахне, почему и называется Балахонским. В нём две ЦЕРКВИ каменные:

1) во имя Покрова Пресвятой Богородицы, по которой монастырь именуется ещё и Покровским, с приделом во имя преп. Сергия Радонежского;

2) во имя св. Николая Чудотворца.

До учреждения Духовных Штатов было за монастырём сим 97 душ крестьян, а с того времени, будучи оставлен на своём содержании, вскоре упразднён.

Балахонский Рождественский монастырь

Мужской, упразднённый. Находился в Нижегородской Епархии в городе Балахне. В нём были две ЦЕРКВИ каменные:

1) во имя Рождества Божьей Матери, почему назывался монастырь Рождественским, с приделами

а) во имя Владимирской Божьей Матери, и

б) Священномученика Антипы.

Балдинский Воскресенский монастырь

См. Болдинский Воскресенский.

Барколабовский Вознесенский монастырь

См. Борколабовский Вознесенский.

Батуринский Крестовоздвиженский монастырь

Девичий. В 1674 году Игуменья оного с сёстрами была в Москве с прошением к Государю об отводе к монастырю сему мельницы и других угодий.

Батуринский Николаевский Крупицкий монастырь

3 класса мужской. Находится в Черниговской Епархии и Губернии близ безуездного города Батурина, по которому и прозывается Батуринским, за рекой Сеймом в лесу подле ветхого или древнего, бывшего Крупицкого монастыря, почему называется ещё и Крупецким. Батуринский этот монастырь основан в XVI веке после разорений и опустошений, причинённых краю сему от Татар и Литовцев, которые с прочими селениями разорили и Крупицкий ветхий монастырь, долгое время стоявший после того впусте. Наконец монахиня Макрина, придя на сие место, поселилась при обветшавшей пустой деревянной церкви; после Макрины начали собираться сюда иноки и вскоре устроили монастырь, наименовав его поблизости к городу Батуринским, и по смежности к Крупицкому Крупицким. В монастыре сем две ЦЕРКВИ:

1) каменная во имя св. Николая Чудотворца с приделами

а) во имя Благовещения Божьей Матери и

б) св. Иоанна Богослова, построенная Малороссийским Генеральным судьёй Иваном Домонтовичем. По сей церкви именуется монастырь Николаевским.

2) деревянная во имя Преображения Господня с трапезой. В соборной Николаевской церкви находится часть св. мощей Великомученицы Варвары, принесённая в 1691 году. О сем в дневных записках св. Димитрия, Митрополита Ростовского, в бытность его Игуменом в сем монастыре, записано так:

«Января 13 дня, во вторник, пренесены бысть славно в монастырь Батуринский часть мощей Святой Великомученицы Варвары, самая персь, вложенная в серебряный образ. Сия часть, лежавшая в Батурине, в казённой палате, сюда положена по блаженной памяти Иосифе Тукальском, Митрополите Киевском, в Чигирине преставившемся, и была аки под спудом сокровенна, и едва кому известна, даже до сего года. По многому моему молению и старанию немалому, ясновельможный Иван Мазепа, Гетман Их Царского Пресветлого Величества, отдал оную в монастырь наш. Я перенёс из Батурина в монастырь с великолепным крестным ходом, при множестве народа; и учредил каждого вторника петь молебен святой Великомученице Варваре».

Начальство в монастыре сем издавна Игуменское, но были иногда и Архимандриты, которые священнослужение отправляли против Киево-Николаевского монастыря. До 1786 года находился он на своём содержании, а в 1786 году, Апреля 10, положен в 3 класс.

Батуринский Николаевский Крупицкий Ветхий монастырь

Находится подле вышеупомянутого Батуринского монастыря, на берегу реки Сейма на низменном месте при небольших озёрах, и окружается со всех сторон лесом. Крупицким этот монастырь наименован по случаю крупиц, падавших близ монастыря сего во время бывшего голода. О сем происшествии записано собственной рукой св. Димитрия, Митрополита Ростовского, на напрестольном Евангелии в бытность его в сем монастыре. Строения здесь одна только церковь деревянная во имя св. Николая Чудотворца, по которой называется монастырь и Николаевским.

Березинский Успенский монастырь

См. Успенский Березинский.

Березовский Воскресенский монастырь

См. Воскресенский Березовский.

Берендеев Пятницкий монастырь

Бывший мужской, по упразднению обращённый в приходскую церковь. Находится в селе Берендееве, по которому и название своё имеет, на берегу реки Истры, от города Воскресенска в 20 вёрстах. В нём две ЦЕРКВИ деревянные:

1) Похвалы Пресвятой Богородицы,

2) Николая Чудотворца.

Когда же и кем построены, не известно, выключая только, что в 1679 году, Мая в 23 день, по Указу Государя Царя Феодора Алексиевича всея России Самодержца и по наказу из приказа большого дворца, был приписан к Воскресенскому монастырю, Новый Иерусалим именуемому, с принадлежащими к нему тогда вотчинами, и с бывшими в нём Строителем и братией. С 1711 года этот монастырь с вотчинами отдан и состоял во владении за Государыней Царицей Параскевой Феодоровной, по кончине же Её этот монастырь состоял за Царицей Параскевой Иоанновной по 1732 год, в котором, по указу Государыни Императрицы Анны Иоанновны отдан монастырь по-прежнему во владение Воскресенскому монастырю. В 1764 году, при сочинении Духовных Штатов, упразднён.

Берлюковская Николаевская пустынь

Московской Губернии и Епархии, расстоянием от столичного города Москвы в 40, а от бывшего уездного города Богородска в 20 вёрстах. Лежит при реке Воре, впадающей в Клязьму, а от большой, так называемой Стромынской дороги в правую сторону окружена лесом. Первоначально когда и кем построена, сведений никаких нет. Но только известно, что до 1778 года, были в ней строения все деревянные, в великой ветхости и запустении, а в оном году старанием Преосвященнейшего Платона, Митрополита Московского и Коломенского, по местоположению её, заслуживающему внимание, подаянием доброхотных дателей, под присмотром определённых от Его Высокопреосвященства из Перервенского монастыря Иеромонахов Иоасафа с братом его родным Николаем, возобновлена, и ныне находится в цветущем состоянии под начальством Строителя помянутого Иеромонаха Николая, второго из возобновивших оную. В этой пустыни ныне находятся:

1) СОБОРНАЯ ЦЕРКОВЬ Живоначальной Троицы, построенная по новейшему вкусу об одной главе. Внутри оной – великолепный и позолоченный иконостас с медными кованными, золочёнными и местами с посеребрённой чеканной резьбой финифтяными образами и крупными стразами, украшенными царскими вратами, двумя хорами и местом Строительским. Пред оной в трапезе два придела, первый – с правой стороны Николая Чудотворца, а второй – с левой стороны св. мученика Мины, и как в трапезе, так и в приделах украшены стенным писанием, довольно хорошего иконного письма.

2) Над входом в оную построена в два этажа КОЛОКОЛЬНЯ с порядочным и довольно согласным звоном, из коих большой с лишком в 300 пудов, второй в 102, а третий в 53 пуда, литые в 1783 году; сверх того ещё 5 колоколов меньших.

3) ОГРАДА с башнями, двумя воротами и

4) целым корпусом КЕЛИЙ, для приезда Архиерейского – каменные, другие же кельи и прочие потребные строения для монастыря – деревянные.

5) Внутри оного для приезда богомольцев к имеющемуся в сей пустыне чудотворному образу св. Николая отделённая от внутренности оного решёткой ГОСТИНИЦА, с порядочным прибором, в которой приезжающие молельщики принимаются и угощаются коштом монастырским.

Бершадский Преображенский монастырь

Подольской Епархии 3 класса заштатный мужской. Находится в Воеводстве Брацлавском в Панстве Мошинского, Ольгопольского повета при местечке Бершаде, от которого и название своё имеет, близ реки Дохна, текущей от запада в местечко Бершад. Этот монастырь в 1744 году разорён Униатским Офицером Бенским, и в том же году, по дозволению Переяславской Консистории, Строителем Иеромонахом Иоасафом возобновлён, потом при Игумене Иакове коштом и доброхотным подаянием построены две церкви и келий тридцать шесть, в 1789 году по воспоследовавшему на православие гонению выгнаны из оного все монашествующие за границу в Турецкую область, от чего монастырь был в запустении по 1794 год, то есть до восстановившегося в сем крае благочестия. В этом году по дозволению Преосвященного бывшего тогда здешних новоприсоединённых Губерний Архиепископа Виктора, при Строителе Иеромонахе Терентии, собственными, монашествующих трудами и доброхотным подаянием паки оный возобновлён. ЦЕРКВЕЙ в оном монастыре находится две:

1) главная во имя Преображения Господня;

2) зимняя во имя преп. Онуфрия великого, обе каменные;

3) настоятельские и братские КЕЛЬИ;

4) ОГРАДА и прочие строения деревянные.

В оном монастыре с 1800 года учреждено общежитие по резолюции Преосвященного Иоанникия, Епископа Подольского и Брацлавского, последовавшей на основании Святейшего Правительствующего Синода в 1799 году, Марта от 24 дня Указа. Содержание монастырь получает от доброхотного подаяния, от земли, отмежёванной к нему от Графа Мошинского в 1786 году, и от мельницы.

Беседный Тихвинский Николаевский монастырь

Новгородской Епархии заштатный мужской. Находится в Тихвинском уезде при большой Ярославской дороге. Начало своё получил в 6791 / 1283 году, по случаю явления Пресвятой Богородицы со Святителем Николаем некоему Георгию, а по тогдашнему просторечию Юрышу, в недальнем расстоянии от города Тихвина на пустынном месте в беседовании своём на колоде сосновой, из которой после сделан крест на соборную, в Тихвине большом монастыре во имя Успения Пресвятой Богородицы, церковь. На месте явления Пресвятой Богородицы построена часовня деревянная и при ней поставлен сделанный из той же колоды крест. По прошествии нескольких лет оная часовня с той соборной церковью троекратно горела до основания, но крест, сделанный из вышеописанной колоды, оставался невредим и находим был в дальнем расстоянии от сего монастыря в можжевельнике. Действительно же учреждён этот монастырь в 7068 / 1560 году, во время бытия в Тихвине для поклонения Пресвятой Богоматери чудотворному её образу Государя Царя Иоанна Васильевича, и коштом Его Царского Величества построены ЦЕРКВИ каменные:

1) СОБОРНАЯ во имя Святителя Николая;

2) Иоанна Предтечи с трапезой и настоятельской кельей; внизу оных амбары хлебные, погреба и квасоварня;

3) над КЕЛЬЕЙ настоятельской – КОЛОКОЛЬНЯ об одном шпице каменная, что всё и доныне стоит в целости;

4) монастырь ограждён деревянной СТЕНОЙ, в которой при святых воротах построена деревянная келья, а в недальнем расстоянии от ворот –

5) ЧАСОВНЯ, деревянная же.

До состоявшихся Духовных Штатов было за ним крестьян 91 душа и начальство Игуменское; а в 1764 году положен он в числе заштатных монастырей, и учреждено Строительство.

Бизюков Григорьевский монастырь

Что в Пропасной Балке, 2 класса мужской. Находится в Екатеринославской Епархии в Херсонской Губернии в Бериславском округе, от Херсона в 90, а от Бериславля в 15 вёрстах, вверх по течению реки Днепра, при береге оного на каменистом возвышенном грунте. Начало монастырю сему положил и устроил оный Игумен, после бывший Архимандритом Софрониевой Молчанской пустыни, Феодосий, называвшийся в миру Феодор Петров сын Маслов, родом Малороссиянин, постриженец Свенского Успенского Орловской Епархии монастыря. Он, живши прежде в Валахии, в Тисманском монастыре, что при реке Тисе, и проходя там разные послушания, избран и определён был в Игумена того монастыря, в котором звании, будучи во время бывшей с 1769 года Турецкой с Россией войны, весьма много вспомоществовал Российскому войску монастырским имуществом, как-то: хлебом, скотом да прочими пособиями. Почему для избежания ненависти и злодейства от Порты Оттоманской, со всеми Тисманского монастыря монашествующими препровождён в Россию и дано ему начальство и управление с оставлением при нём Игуменства Севской Епархии, что ныне Курской, над Софрониевой Можайской пустыней. По прибытию своему в Россию оный Игумен Феодосий в знак благодарности своей к Светлейшему Князю Григорию Александровичу Потёмкину, принявшему его в своё покровительство, воздвигнул церковь во имя св. Священномученика Григория Великого Армении, сотезоименитого Князю Потёмкину, и тем положил основание монастырю новому, которой наименован Новогригорьевским, и приписан к Софрониевой пустыне, со всеми угодьями своими, из числа которых было за оной пустыней и Новогригорьевским монастырём в 1787 году, отмежёванной на вечное владение на реке Ингульце, по течению её с левой стороны, 15.000 десятин земли, и дозволено было на той реке Ингульце построить мельницу; потом в 1792 году, Сентября 29 дня Именным Высочайшим Государыни Императрицы ЕКАТЕРИНЫ II Указом, данным Сенату за собственноручным Её Величества подписанием, подтверждено так: «причисленную к Софрониевой Григорьевскую пустынь, в Херсонском уезде стоящую, с присоединёнными к ней от покойного Генерала фельдмаршала, Екатеринославского и Таврического Генерала Губернатора, Князя Потёмкина-Таврического в том уезде дачами и с заведениями монастырскими оставить по-прежнему при той пустыни». Вследствие чего вышеупомянутый Архимандрит Феодосий, как Молчанской Софрониевой, так и Новогригорьевской пустынями управлял до кончины своей, последовавшей в 1803 году, Декабря 9, в Софрониевой пустыни. Однако и по смерти его Новогригорьевская находилась приписной к Софрониевой пустыни по 1805 год, в котором по Именному Высочайшему Указу от 4 Декабря, последовавшему на доклад Святейшего Синода, состоявший в Смоленской Епархии Ставропигиальный Крестовоздвиженский Бизюков монастырь за ветхостью упразднён и обращён в приходскую церковь; а Новогригорьевская пустынь обращена в Штатный второклассный Епархиальный монастырь, с названием Григорьевский Бизюков; церковное же и монастырское имущество из оного Крестовоздвиженского перевезено в сей новоучреждённый Григорьевский Бизюков монастырь.

Строений в монастыре сем ныне – одна только ЦЕРКОВЬ во имя священномученика Григория о трёх главах, построенная около 1783 года. Нижняя часть оной сделана из камня на глине, а верх деревянный, и покрыта листовым железом. КЕЛЬИ же братские хворостяные, глиной обмазанные, очень ветхие; а колокольни и ограды не имеется.

Настоятелями в монастыре сем были с учреждения оного Штатного Архимандриты:

1) Феодосий, в 1804 году переведённый из Лубенского монастыря, который в 1807 году, Октября 17, скончался.

2) Галактион, с 1808 года и доныне.

Бизюков Крестовоздвиженский монастырь

См. выше, Часть II, Отделение III, Статья III, Глава V.

Битюцкий Троицкий монастырь

Мужской, упразднённый. Находился в Воронежской Епархии в Бобровском уезде, на правом берегу реки Битюка, от которой и название своё получил, против села Тишанки, в 6 вёрстах от него. Построен по благословению Воронежского Преосвященного Митрофана около 1685 года тогда, как места сии были ещё вольные и вновь населялись только жителями. Он окружён был великими лесами и вблизи от себя не имел никакого селения. Славен был этот монастырь скотоводством, и почитался в числе знатных и богатых монастырей Воронежской Епархии. Он имел в уездном, Воронежской Губернии, городе Павловске подворье, которое было в виде монастыря, имело братию и послушников и несколько строений с деревянной церковью, которая с 1766 (по переведению соборного Штата из крепости Азовской и по сгоранию Павловского собора, была вместе и соборной городовой церковью. По уничтожению монастыря уничтожена и сия пустынь, а церковь оная оставалась соборной до 1791 года. Ныне же перенесена на кладбище города Павловска.

Строения в Битюцком монастыре были все деревянные; а начальство по большей части Архимандричье. До учреждения Духовных Штатов было за ним 48 душ крестьян. По Штатам же оный в 1764 году упразднён, и деревянная церковь из оного перенесена в село Тишанку.

Благовещенская Веретенская пустынь

См. Веретенская Благовещенская.

Благовещенская на Касьянове Волочке пустынь

Благовещенская Сретенская пустынь

Женская, упразднённая. Находилась в Архангельской Епархии в Онежском уезде, от города Онеги во 177 вёрстах. Строения в ней все деревянные ветхие.

Благовещенская Ямецкая пустынь

См. Ямецкая Благовещенская.

Благовещенский Астраханский монастырь

3 класса женский. Местоположение имеет в городе Астрахани на гористом месте за белым городом, против восточных городских, называемых Вознесенских ворот, от реки Кутулевы в 120 саженях. Строения в этом монастыре как ЦЕРКВИ (из которых главная во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, почему и монастырь название своё Благовещенского имеет), так Игуменьинские и монахиньские КЕЛЬИ и ОГРАДА, в 1754 году построенная Преосвященным Мефодием, Епископом Астраханским, в бытность его ещё Архимандритом в Спасо-Преображенском монастыре, на иждивение Преосвященного Илариона, Епископа Астраханского, все деревянные.

Благовещенский Виленский монастырь

См. Виленский Благовещенский.

Благовещенский Винницкий монастырь

См. Винницкий Благовещенский.

Благовещенский Вязниковский монастырь

См. Вязниковский Благовещенский.

Благовещенский Друйский монастырь

См. Друйский Благовещенский.

Благовещенский Дуниловский монастырь

См. Дуниловский Благовещенский.

Благовещенский Медынский или Мядынский монастырь

Мужской, упразднённый. Находился в Медынском уезде Калужской Губернии и Епархии. До 1764 года состоял он приписным к Воскресенскому, Новый Иерусалим именуемому, монастырю, а с тех пор оставлен на своём содержании и потом вскоре упразднён.

Благовещенский Муромский монастырь

Владимирской Епархии, 3 класса мужской, находящийся в конце города Мурома, в старом Городище на горе, над рекой Окой. Построен в 1563 году по Указу Государя Царя Иоанна Васильевича из Государственной казны. Название Благовещенского имеет по главной каменной, во имя Благовещения Пресвятой Богородицы церкви, в коей почивают в одной раке мощи святых благоверных Муромских Князей, Константина и чад его, Михаила и Феодора, по верху земли открыто. Начальство в сем монастыре от самого основания оного доныне продолжается Игуменское. До учреждения Духовных Штатов было за ним 108 душ крестьян.

Благовещенский Монастырь

Нижегородской Епархии, третьего класса мужеской, находящийся в Нижнем Новгороде, близ устья реки Оки на холме в Благовещенской слободке, от Кремля в 2 вёрстах. Построен тщанием и иждивением Алексия, Митрополита Московского и всея России Чудотворца, в 6875 / 1367 году по вторичном сего Святителя из Орды в Москву возвращении, во время бывшего тогда в Нижнем Новгороде владетельного Князя Бориса Константиновича, который споспешествовал строению сего монастыря. В нём ныне ЦЕРКОВЬ СОБОРНАЯ, построенная в 1647 году, во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, каменная, по которой и называется монастырь Благовещенский. Также кельи Настоятельские, братские и ограда каменные. Этот монастырь по 1749 год принадлежал к Патриаршему дому, а с того времени находится под ведением Нижегородских Преосвященных Архиереев. До учреждения Духовных Штатов было за ним 4.197 душ крестьян. Начальство в нём было с 1423 года Архимандрическое до 1764, а тогда по Штату положен он в 3 классе. Но в 1798 году, на основании Именного Высочайшего Указа, учреждена там Архимандрия 3 класса.

Благовещенский Монастырь

Новгородской Епархии мужской, упразднённый. Находился расстоянием от Новгорода в 5 вёрстах при озере Мячине, на левой нагорной стороне реки Волхова, а от Юрьева монастыря в 2 вёрстах.

Построен в лето 6679 / 1171 Новгородскими Архиепископами, Иоанном и братом его Григорием, собственным их иждивением. В 1615 году, при описании монастыря сего после Шведского разорения, были в нём строения:

1) ЦЕРКОВЬ каменная, во имя Благовещения Пресвятой Богородицы с приделом на хорах во имя Феодора Студийского;

2) на воротах ЦЕРКОВЬ во имя Богоявления Господня и Иоанна, Архиепископа Новгородского, построенная в 1423 году Евфимием I, Архиепископом Новгородским. Ныне же находится одна только церковь каменная во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, почему и назывался монастырь Благовещенским, построенная в 1179 году Иоанном Архиепископом. Здесь погребён был в 1310 году св. Феоктист, Архиепископ Новгородский, во имя коего и придел сооружён и освящён был при означенной церкви. А в 1786 году, Января 23, св. мощи его перенесены в Юрьев монастырь и положены у северной стены близ алтаря, под спудом, придел же во имя его и доныне существует. С начала построения того Благовещенского монастыря было начальство Игуменское; около 1750 года приписан был он к Духову Новгородскому монастырю и состоял за оным до 1764 года, в котором по учреждению Штатов оставлен на своём содержании; а в 1786 году обращён в приходскую Церковь. Строения в нём кроме главной церкви, и доныне существующей, были все деревянные. До учреждения Штатов этот монастырь имел 280 душ крестьян.

Благовещенский Новгородский монастырь

Женский, упоминается в расписании монастырей 1740 года.

Благовещенский Нежинский, Назарет Именуемый монастырь

Черниговской Епархии, 2 класса мужской, находящийся в городе Нежине. Основан в 1702 году по Указу Государя ПЕТРА Первого, и построен иждивением Преосвященного Стефана Яворского, Митрополита Рязанского и Муромского, Святейшего Всероссийского Патриаршего престола Экзарха, под смотрением брата его, Нежинского Протопопа Павла Яворского. По совершении каменной трёхпрестольной: а) во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, б) Сретения Господня, и в) святого первомученика Архидиакона Стефана, церкви, в 1716 году, Июля 23, освящена она четырьмя Преосвященными Архиереями: 1) Митрополитом Стефаном; 2) Киевским Митрополитом Иоасафом; 3) Архиепископом Черниговским Антонием Стаховским и 4) Епископом Переяславским Кириллом Шумлянским, соборно. Главная церковь Благовещенская наречена Богородичным Назаретом, и в монастыре учреждена Архимандрия, доныне продолжающаяся. В 1717 году приписан к нему монастырь Ветхорождественский Нежинский, и дано позволение Архимандритам отправлять священнослужение в шапке, на ковре, с осенением свечным, каждением и пением и другими преимуществами, как видно из нижеследующей грамоты:

Подлинную грамоту Преосвященный Стефан Митрополит Рязанский подписал собственноручно так: Смиренный Стефан Яворский, Божьей милостью православный Архиепископ, Митрополит Рязанский и Муромский, Экзарх Святейшего Всероссийского Патриаршего престола между Патриаршеством.

Благовещенский Орбозомский или Ворбозомский монастырь

См. Ворбозомский Благовещенский.

Благовещенский Суражицкий монастырь

См. Суражицкий Благовещенский.

Благовещенский Чебоксарский монастырь

Женский, упразднённый. Находился в городе Чебоксарах, Губернии и Епархии Казанской.

Бобренев Рождественский монастырь

Мужской, с 1764 года заштатный, находящийся в Московской Епархии, от города Коломны, к северу не более версты за рекой Москвой, при Егорьевской дороге и при озере в приятной равнине при слободе Бобрихе, от которой и название своё Бобренев получил, между пахотными полями со всех сторон в виду на много вёрст; когда построен, неизвестно. В 1790 году при Преосвященном Афанасии, Епископе Коломенском, возобновлён, обнесён кругом невысокой каменной оградой с четырьмя небольшими башнями, и посредине оного воздвигнута новой архитектуры круглая церковь в два этажа с трапезой, из коих вверху церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, а внизу Алексия человека Божия, Игуменские кельи и Архиерейский дом на каменных жилых покоях деревянные; почему иногда служил тамошнему Архиерею летним загородным домом, хотя и был особенный Архиерейский таковой дом, называвшийся Подлипки.

Богарадный Введенский монастырь

Находился подле св. врат Волоколамского Иосифова монастыря, и сооружён Преп. Иосифом Волоколамским по случаю голода, бывшего в этой стране, для помещения в нём малолетних, престарелых и прочих, имеющих нужду в призрении. Преподобный Иосиф, соорудив в нём церковь во имя Входа во храм Божьей Матери, и оградив всё здание стеной, определил Настоятелем Строителя; и обитель назвал Богарадной, яко Бога ради помещаются в ней для пребывания.

Боголюбов монастырь

Владимирской Епархии 3 класса мужской. Находится от города Владимира в 11 вёрстах, между реками Клязьмой и Нерлью, на возвышенном месте. Название своё имеет от основателя оного, Князя Андрея Боголюбского, который начало оному положил в 1158 году по таковому случаю: когда взял он из Киевского Вышгорода образ Святой Богоматери, нарицаемый ныне Владимирский, шёл в Ростов и остановился на том, где ныне Боголюбов монастырь, месте; то с оного кони, на коих тот образ везён был, не могли вдаль идти, хотя вместо оных и другие переменяемы были. В знак того знамения, Князь Андрей заложил сперва на оном месте церковь каменную во имя Рождества Пресвятой Богоматери, потом и город тут выстроил, назвав оный, по своему проименованию, Боголюбовым, определив в нём быть и монастырю, в коем монашествующие с того же времени и были. А в 1215 году и Владимирский Епископ Иоанн там принял схиму, чаятельно, что и настоятельство Игуменское в том монастыре учреждено с тогдашнего же времени; потому что оного монастыря Игумены по летописям из давних лет не поминаются. Город Боголюбов, как по убиению Князя Андрея от Кучковичев, так и после того при нахождении Рязанцев с Половцами, был разорён, но монастырь остался цел. Строения в нём ныне: церковь главная во имя Владимирской Божьей Матери, и кельи каменные древней архитектуры. Начальство в оном было Игуменское до 1799 года, а в сем году, по определению Святейшего Синода, на основании Именного Высочайшего, 1797 года Декабря 18 дня, Указа, Игумен Филарет произведён в Архимандрита. До учреждения Духовных Штатов, было за монастырём сим 702 души крестьян, и состоял приписным к Синодальной области.

Боголепова пустынь

Упразднённая и в приходскую церковь обращённая. Находилась в Московской Губернии в Клинском уезде, расстоянием от города Клина в 31 версте.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *