богоявленский монастырь углич святыни

Богоявленский Угличский женский монастырь

Мiръ Россия Ярославская область Углич Богоявленский Угличский женский монастырь

богоявленский монастырь углич святыни. Смотреть фото богоявленский монастырь углич святыни. Смотреть картинку богоявленский монастырь углич святыни. Картинка про богоявленский монастырь углич святыни. Фото богоявленский монастырь углич святыни

Содержание

История [ править ]

богоявленский монастырь углич святыни. Смотреть фото богоявленский монастырь углич святыни. Смотреть картинку богоявленский монастырь углич святыни. Картинка про богоявленский монастырь углич святыни. Фото богоявленский монастырь углич святыни

Богоявленский монастырь основан в конце XIV века женой Димитрия Донского – великой княгиней Евдокией, в иночестве Евфросиньей. Располагалась обитель в северо-западной части кремля.

В Богоявленском монастыре 20 ноября 1591 г. была пострижена в инокини царица Мария Федоровна Нагая, мать царевича Димитрия. В то время обитель была деревянной и имела два храма – Богоявленский и Смоленский.

В 1609 г. поляки сожгли монастырь, убив игуменью Анастасию и пять сестер. В 1629 г. при участии инокини Марфы, матери царя Михаила Федоровича, монастырь восстанавливается на прежнем месте. Великая старица жаловала возрожденной обители деньги, села, пустыни, мельницы.

В 1661 г. игуменья Пелагея обратилась с просьбой к царю Алексею Михайловичу о перенесении построек монастыря на пустопорожние земли, принадлежавшие Ростовскому Архиерейскому дому. Такое разрешение было получено. К 1670-м годам на новом месте уже стояли деревянные церкви во имя Богоявления Господня и во имя иконы Божией Матери, именуемой «Страстная».

Богоявленский собор От удара молнии 26 сентября 1677 г. сгорела деревянная церковь Богоявления. В 1689 г. митрополит Ростовский Иона Сысоевич выдал грамоту на строительство нового, каменного храма. В 1700 г. бригадой строителей из местных посадских людей возведена пятиглавая церковь во имя Богоявления Господня – на подклете, с трапезной и колокольней (сломана в 1834 г.). Главный престол был освящен во имя Богоявления Господня; придельный – во имя Смоленской иконы Божией Матери. В подклете храма было освящено еще два престола – во имя славных и всехвальных апостолов Иоанна Богослова и Андрея Первозванного; а в 1775 г. – во имя Иоанна Милостивого и святителя Димитрия, митрополита Ростовского.

В 1846 г. нижние престолы храма были упразднены и подклетные помещения заняты больницей.

В 1853 г., в связи с освящением нового Богоявленского собора, церковь Богоявления упразднена. В 1854 г. она переосвящена во имя Смоленской иконы Божией Матери.

Смоленский же придел бывшей Богоявленской церкви переустроен на средства угличского почетного гражданина Ивана Аркадьевича Зимина и освящен во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. В нем место храмовой иконы занял крест с частицей мощей более шестидесяти святых, в том числе и князя Димитрия. Был поновлен и интерьер основного храма – его стены и своды расписаны сценами с изображением чудес Смоленской Богоматери. Старый пятиярусный иконостас заменен новым, трехъярусным. С севера к паперти-галерее пристроено крыльцо.

Особенно почиталась икона «Благовещение», написанная в 1696 г. известным царским изографом И.М. Бобылевым. Эта святыня была подарена храму старцем Пахомием – казначеем Троице-Сергиевой Лавры.

В память Федоровской иконы Божией Матери, подаренной монастырю матерью царя Михаила Федоровича Романова – инокиней Марфой, 21 мая 1805 г. была заложена одноименная каменная пятиглавая однопрестольная церковь.

Строительство храма завершилось в 1818 г. В этом же году церковь была освящена. В 1822-1824 гг. Тимофеем Медведевым расписан интерьер храма. Тогда же установлен иконостас в виде венца, поддерживаемого четырьмя колоннами.

В 1826-1837 гг. с запада пристроена небольшая паперть и возвышающаяся над ней ярусная колокольня (разобрана в 50-е годы того же века), в нижнем ярусе которого размещалась библиотека.

В 1862 г. храм поновлен, вместо старого иконостаса установлен новый, пятиярусный, стены расписаны изображениями чудес от Федоровской иконы Божией Матери. Живописные работы выполнены ярославским мещанином Егором Дьяконовым.

В 1890 г. на заводе купца Оловянишникова заказан колокол в 500 пудов. Он был восьмым по счету, и самым большим.

Строительство нового Богоявленского каменного собора по проекту К.Н. Тона началось 19 октября 1843 г. на земле, купленной монастырем у купца Г.В.Буторина. В октябре 1853 года состоялось освящение трех его престолов: во имя богоявления Господня; во имя Толгской иконы Божией Матери; во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца и Иоанна Милостивого.

Пятиглавый, на подклете, собор был точной копией церкви во имя Святой Екатерины в Петербурге.

В 1870-е годы Д.Г. Буренин с сыном Павлом выполнил настенную роспись. В 1881 г. храм был частично отремонтирован, а в 1904-1906 гг. произведен капитальный ремонт.

В подклете под алтарем Толгского престола была устроена часовня для хранения особо чтимой святыни храма – иконы «Недремлющее око».

В Богоявленском соборе особенно почитались: список с чудотворного Толгского образа, пожертвованный обители в 1852 г. московской купчихой Татьяной Степановной Будыниной; икона Николая Чудотворца, подаренная в том же году петербургским купцом Матвеем Тимофеевичем Бриховым; гробница с частичками мощей Иоанна Милостивого, пожертвованная в 1845 г. помещиком Московской губернии Гаврилом Павловичем Головиным.

В 1887 г. в одной из башен монастырской ограды освящена однопрестольная церковь во имя иконы Божией Матери, именуемой «Достойно есть», устроенная на средства благодетелей.

Богоявленский монастырь закрыт в 1930-е годы. В советское период его храмы использовались под складские помещения.

В 1970-1980-е годы в Смоленской и Федоровской церквах проведена реставрация под руководством архитектора С.Е. Новикова. В 1976 г. Смоленский храм передан Угличскому историческо-художественному музею, в 1992 г. – Федоровский. В 2000 г. Богоявленский собор передан Русской Православной Церкви. в октябре 2010 года монастырь открыт вновь, начинается восстановление утраченной святыни.

Осенним Синодом 2010 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, вновь после более, чем 92-годичного забвения обитель возродила свою жизнь. Назначена настоятельница монахиня Антонина (Злотникова). Началось восстановление утраченной святыни.

Современное состояние [ править ]

В настоящее время монастырь действующий.

Богоявленский Собор женского монастыря, храмы Федоровской и Смоленской иконы Божией Матери снова принимают всех верующих, желающих преклонить колена перед чудотворными иконами и мощами святых, которыми славятся они далеко не только за пределами города Углич, но и за пределами Великой Руси.

При монастыре действует просфорный цех, который обеспечивает просфорами соседние приходы.

Храмы [ править ]

Святыни [ править ]

Престольные праздники [ править ]

Источник

Чудотворные иконы монастыря

Феодоровская икона Божьей Матери

Икона потерялась, когда Руси грозило страшнейшее татарское нашествие, но, как чудо, появилась вновь. Как считают православные христиане, святой Феодор Стратилат не один раз возвращал святыню верующим. Именно потому она носит его имя.

Святой благоверный князь Роман Угличский

Его святые нетленные мощи были обретены через 200 лет. От святых мощей истекали многочисленные чудесные исцеления. Частицы мощей находятся в многих храмах Угличского благочиния. В том числе и в нашем монастыре есть икона с частицей мощей святого князя Романа Угличского.

Иоанн-младенец Ванечка Чеполосов

Мощи святого были обретены при строительстве храма во имя Иоанна Предтечи. От мощей происходили чудотворения. Приходящие с верой к мощам святого Иоанна по его молитвам получают здравие, избавляются от опасностей и бед.

Икона Божией Матери «Недремлющее Око»

Икона Богоматери «Недремлющее Око» была подарена нашей обители ещё в XIX веке и хранилась в часовне, устроенной в подклете Богоявленского собора. Однако, в годы гонений Она была утрачена и теперь в Смоленской церкви женского монастыря находится точный список с Неё.

Иерусалимская икона Божией Матери

Иерусалимская икона Божией Матери, была написана в Гефсимании, – она одна из 70 икон Богородицы, созданных святым Евангелистом Лукой. По преданию, именно от иконы Божией Матери Иерусалимской исходил голос наставивший преподобную Марию Егепитскую на путь истинный.

Святитель Николай архиепископ Мир Ликийских

Святитель Николай архиепископ Мир Ликийских, известен каждому человеку. Во многих городах устроены храмы в его память. Во многих домах находится его икона. На Руси с радостью и любовь почитают святителя Николая.

Святая Блаженная Матрона Московская

Святая Блаженная Матрона Московская уроженица Тульской губернии – всеми известная святая 20 века. Она всегда принимала и помогала больным и нуждающимся в совете людей. Её начали почитать ещё до официального канонизации.

«…если кто хочет подать милостыню монахиням, пусть подает. Подающий милостыню им получит большую награду, нежели подающий милостыню слепым, хромым и прокаженным. Могущий подавать милостыню монахиням получит от Бога награду и венец великий…»

«Помогая другим, прежде всего, ты помогаешь себе. »

Достойно есть, яко воистину блажити Тебя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тебя величаем.

Источник

По святым местам. Богоявленский собор, г. Углич, Переславская епархия

Святая Анастасия Угличская жила на рубеже XVI-XVII веков и пострадала в период Смутного времени. Она была настоятельницей Богоявленского монастыря, главный храм которого мы посетим в этот раз. А также многое узнаем о святой подвижнице.

«Этот храм был построен не на средства монастыря или жертвователей – никакой видимой помощи не было, но зато была любовь к Богу, вера в помощь Царицы Небесной и ревность к благолепию дома Божия» – так современники говорили о возведении Богоявленского собора. О нем наш сегодняшний рассказ. История возведения главного монастырского храма напоминает легенду или сказку.

Игумения Антонина (Злотникова), настоятельница монастыря:

– Игумения Еликонида приняла решение строить большой собор, чтобы можно было молиться и принимать паломников и страждущих; в общем, жить полноценной жизнью. Но территория монастыря была маленькая, поэтому сестры стали молиться об исполнении этого желания, и произошло чудесное событие.

– Здесь было имение купца Буторина. У него был великолепный роскошный сад – его гордость и, можно сказать, диво всего города. Он очень долго отказывался уступить это место под строительство храма. В этом саду был пруд, на него прилетали лебеди и всегда садились на одно и то же место – было несколько таких мест. По прошествии некоторого времени его сад вдруг засох, и тогда купец понял, что должен отдать это место монастырю.

А там, где садились три лебедя, в будущем построили храм с тремя приделами.

– Территория стала приобретать законченный вид и, по некоторым данным, она не уступала площади Троице-Сергиевой лавры начала XX столетия. И сестры после такого чудесного события (они получили большую территорию, у них появилась возможность построить большой храм) начали заниматься строительством основного собора нашего монастыря – Богоявленского.

Семь лет сестры и монахини работали за городом: сами рыли глину, делали кирпич и отвозили его к месту возведения церкви, а еще собирали камень, щебень и песок.

– Но так как средств не хватало, то матушка игумения приняла решение взять в аренду под Ярославлем на десять лет (или даже на пятнадцать лет) кирпичный завод. И направляла своих сестер в цеха: там они своими руками изготавливали кирпич, обжигали его и на повозках отправляли в город Углич для того, чтобы начать строительство.

Слух о самоотверженном труде монахинь достиг Москвы. Знаменитый архитектор Константин Тон откликнулся на просьбу сделать проект церкви.

– Чудесным образом храм был возведен за десять лет. Имена благотворителей сокрыты от нас. Но, согласитесь, для того времени, когда не было специальной техники, построить почти пятиэтажное здание, собор, за десять лет – это, конечно, чудо.

В «Ярославских губернских ведомостях» за 24 октября 1853 года писали: «Октябрь ознаменовался здесь одним из тех событий, которые должны занимать первые страницы хроники каждой местности. 17-го числа ректор Ярославской духовной семинарии освятил северный придел перед ранней литургией, перед поздней литургией был освящен придел Толгской иконы Божией Матери, а на следующий день, 18-го числа, архиепископ Ярославский и Ростовский Евгений освятил главный придел Богоявления Господня».

Но то, что стало итогом труда многих людей, выражением их молитв, чаяния и надежд, подверглось поруганию в советские годы.

– Здесь очень долгое время в советский период хранили и продавали керосин. И даже наш прекрасный собор, великолепное сооружение города, назвали «керосинка».

Так что пусть вас, дорогие паломники, не смущает эта дверь… Центральный вход в храм с другой стороны, через него и войдем внутрь.

– Несмотря на те разрушения, которые произошли за годы советской власти, здесь еще сохранились краски. Видно, что здесь присутствует голубой цвет, бирюзовый, карминный. До сих пор приходят и говорят: «Какая у вас прекрасная лепнина!» Но это не лепнина, это росписи.

Но главное, что в этом храме сохранилось, это прекрасная акустика.

– Когда-то собор отапливался четырьмя кафельными печами. Здесь две, и две были в алтаре. Причем нужно было немного отопительного материала – внутри стен были проложены воздуховоды. И, конечно, еще из-за этого храм пострадал, потому что пытались пробить стены, искали клады или что-то еще. Тем не менее в храме всегда было тепло. Еще здесь был теплый пол – чугунный, кованый, который исчез в перестроечное время.

От того, что было, осталось немного. По словам местных жителей, многие иконы были сожжены, лишь несколько святых образов уцелело.

– В первый год, когда открылся монастырь и мы с сестрами стали наводить элементарный порядок в храмах, я наткнулась на непонятно чей выцветший образ. Приняла решение сохранить эту икону до следующего лета, посмотреть, может быть, какое-то подобие мы найдем в других храмах, потому что иконы где-то повторяются. И мы решили оставить икону в алтаре Феодоровской церкви, где она перезимовала.

И произошло интересное, можно сказать, чудесное для нас событие: когда на следующее лето мы перешли служить в летний храм, священник вынес нам из алтаря икону, и мы на ней прочитали, что это образ святой преподобномученицы Анастасии.

Сейчас этот образ святой покровительницы обители находится в Смоленском храме. Другая чудесная находка, связанная с преподобномученицей, обнаружилась уже в Богоявленском соборе.

– Мы наводили порядок в соборе и в ризнице, то есть наверху, нашли очень много рукописных книг: Псалтирь, книги Священного Писания. Старые книги, видимо, тоже сохранились для нас, чтобы мы больше знали об истории этого монастыря. И в тех местах, в которых даже не ожидали, мы нашли часть службы нашей преподобномученице Анастасии. И мы очень благодарны игумении Смарагде, которая (по благословению тогда правящего владыки Вениамина) дописала эту службу и практически восстановила служебное почитание нашей великой святой.

История таит немало биографий женщин средневековой Руси и Российского государства Нового времени. Боярыни, княгини, царевны и царицы – мы представляем их в теремах за вышиванием в богатых, тяжелых одеждах. Да, тогда женщине была отведена весьма скромная роль, но даже на таком месте многие из наших предшественниц совершали настоящие подвиги.

В начале XVII века настоятельницей монастыря была игумения Анастасия. Этот период совпал со Смутным временем: неоднократные нападения польско-литовских интервентов разоряли город, а в 1609 году пострадал и Богоявленский монастырь. Поляки убили всех раненых русских воинов, а вместе с нимиигумению Анастасию, тридцать пять сестер, двух иереев, двух чтецов, двести дев и шестьдесят жен.

– Анастасия была причислена к лику святых еще в XVII веке, и остались сведения, что она очень многим помогала, поэтому жители ее чтили и всегда ей поклонялись. На ее могиле всегда горела лампада, ее могила всегда была посещаема.

Могила Анастасии находилась в нескольких десятках метров к юго-востоку от церкви Флора и Лавра, во дворе одного из домов по Благовещенской улице. Жители поддерживали горение лампады на могиле и обращались к игумении за помощью.

– Она всегда была почитаема, могилу посещали. И некоторое время назад (я не знаю точно, но не так давно) были подняты ее мощи. Сейчас они на экспертизе, но в нашем соборе уже готово место для ее мощей.

Об Анастасии Угличской известно мало. Она родилась в XVI веке, происходила из знатного рода; по одной из версий, была родственницей инокини Марфы, матери первого русского царя из династии Романовых. Память святой преподобномученицы Анастасии и тридцати пяти инокинь, пострадавших вместе с ней, Православная Церковь празднует 23 апреля, 5 июня (в день Собора Ростово-Ярославских святых) и во второе воскресенье по Пятидесятнице – в день всех святых, в земле Российской просиявших.

– Восемь лет мы занимаемся восстановлением этой обители и имеем возможность славить нашу преподобномученицу, молиться ей, совершать службу. И чувствуем ее особое покровительство и помощь нам, потому что часть постригов в нашей обители совершалась именно в день празднования памяти этой преподобномученицы, 23 апреля. Мы видим, можно сказать, глубокое соединение Церкви Небесной и Церкви земной. И видим, что эта святая не отступает от того места, от той обители, ради спасения которой она отдала жизнь.

Источник

Богоявленский женский монастырь города Углича Епархиальные монастыри РПЦ

богоявленский монастырь углич святыни. Смотреть фото богоявленский монастырь углич святыни. Смотреть картинку богоявленский монастырь углич святыни. Картинка про богоявленский монастырь углич святыни. Фото богоявленский монастырь углич святыни

История

Богоявленский женский монастырь расположен почти в геометрическом центре исторической части Углича на пересечении нескольких важных улиц. Сам облик обители неопровержимо свидетельствует, что она является одной из главных святынь, важной и неотъемлемой частью истории Угличского края.

Богоявленский девичий монастырь первоначально находился на территории Угличского Кремля.

Время и обстоятельства основания Богоявленского монастыря не известны, но старинные предания и работы исследователей относят это событие к далекому прошлому. В Угличском летописце сообщается: «Монастырь Богоявленский девический… изначала построен бысть благочестивым князем Димитрием Борисовичем Углическим, внуком Василковым, в лето же 6803 (1295) году» и «в нем погребалися благоверныя Углическия по смерти княгини».

Неоспоримым фактом является сообщение Угличского летописца, что опальная царица последняя супруга царя Ивана Грозного Мария Феодоровна Нагая, мать святаго царевича Димитрия 20 ноября 1591 года приняла постриг в Богоявленском монастыре и находилась в нем до 9 апреля 1592 года, когда была сослана в Никольский монастырь «что на Выксе».
В трагические годы для нашего Отечества, в период Смутного времени начала XVII века, Богоявленская обитель разделила участь города и других монастырей края. Во время нападений на Углич отрядов поляков и литовцев монастырь подвергся разорению. Тогда погибли настоятельница игумения Анастасия, 2 священника, 2 чтеца, 35 инокинь, 200 юных девиц и 60 женщин. Деревянные здания монастыря, как и большинство построек крепости, были сожжены.

Около 1620 года Богоявленский девичий монастырь был восстановлен на прежнем месте великой старицей инокиней Марфой Ивановной — матерью первого царя из династии Романовых Михаила Феодоровича. Как известно, первым вкладом инокини Марфы в Богоявленский монастырь был список с чудотворной костромской иконы Божией Матери «Феодоровской» в 1620 году.
Богоявленский женский монастырь славился рукоделием : лицевым, орнаментальным шитьем; вышивками шелками, жемчугом, золотыми и серебряными нитями. Здесь сохранялись и передавались секреты создания уникальных произведений искусства.

В 1661 году, при проведении работ по возведению новых укреплений кремля, монастырь был переведен на новое место, вблизи земляного рва на Ростовской дороге, где он находится и ныне. Монастырь восстановлен в память о царице Марии Нагой, принявшей в нем иночество.

Богоявленская обитель была заново построена на средства великой старицы инокини Марфы и снабжена всем необходимым для служб. В числе пожертвованных предметов были сохранившиеся до наших дней и находящиеся в собрании Угличского музея Евангелие 1628 года и медное кадило. По упоминавшимся вкладным грамотам от 28 февраля и 30 ноября 1629 года были даны «село Парфеньево с деревнями и со всеми угодьи» в Рожаловском стане Угличского уезда, пустоши Селиванцево и Луговская в Городском стане, обеспечившие достаток обители. Позднее от представителей царской династии и других знатных лиц поступило еще немало пожертвований. В числе жертвователей были и царь Михаил Феодорович, и супруга царя Иоанна V Алексеевича царица Прасковья.

Монастырь сначала был деревянным, в конце XVII — начале XVIII веков построена каменная Богоявленская (позднее Смоленская) церковь. Особенно масштабное строительство велось в начале XIX века, когда были построены сестринские корпуса, Феодоровская церковь, ограда, а в 1853 году завершилось строительство огромного Богоявленского собора. Архитектором величественного храма стал К. Тон.

Таким образом, в судьбе угличского Богоявленского монастыря запечатлелась связь двух российских правящих династий — Рюриковичей и Романовых. При Рюриковичах монастырь был основан, последняя супруга Иоанна Грозного приняла в нем иночество и провела год после гибели сына. Мать первого царя из Дома Романовых Михаила Феодоровича восстановила монастырь и назвала «государыниным богомольем».

Богоявленский монастырь закрыт в годы. В советский период его храмы использовались под складские помещения. В годах были разрушены колокольня и ограда монастыря, в последующие десятилетия церковь «Достойно есть» была превращена в неприглядный барак, подверглись искажающим перестройкам келейные корпуса. Так архитектурный ансамбль обители утрачивал единство, на смену художественному совершенству и почитанию приходили равнодушие и упадок.

Осенним Синодом 2010 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, вновь после более, чем

Назначена настоятельница монахиня Антонина (Злотникова). Началось восстановление утраченной святыни. Матушка очень деятельно принялась за сложное дело возрождения святыни. Она очень ревностно приступила к своим обязанностям, имея опыт труда и занятием социальной работы в Спасо-Яковлевском Димитриевом мужском монастыре города Ростова Великого, где она создала медицинский центр им. святителя Димитрия. В Угличе она продолжает вести масштабную социальную работу, являясь начальником отдела социального служения и милосердия «Благо» Угличского благочиния Переславской Епархии, обеспечивая всем необходимым нуждающихся, оказывая посильную помощь.

За прошедшие со времени открытия монастыря нескольких лет стараниями игумении Антонины (Злотниковой) и сестер, при поддержке благотворителей сделано немало. Восстановлена ограда, колокольня и церковь иконы Божией Матери «Достойно есть», ремонтируются возвращенные корпуса келий. Смоленский, Феодоровский и Богоявленский храмы приводятся в порядок, принимают благолепный благоустроенный вид. Резные иконостасы, утварь, иконы, вновь обретаемые святыни наглядно свидетельствуют, что в древние стены возвращается жизнь, возрождается почитание прославленной обители.

В селе Климатино в 25 км от г. Углича находится монастырское подворье. Нужно сохранить исторический Храм Успения Божией Матери, построенный тщанием прихожан в 1800 году и закрытым в 1925 году, в настоящее время — это одни стены, да и те, в аварийном состоянии. Местные жители уповают на Бога о его восстановлении, так как в город им добраться не по силам, да и транспорт ходит нерегулярно.

Просим сотворить святую милостыню:
— принять участие в восстановлении храма в селе Климатино, имевшего 4 предела: Успения Божией Матери, Покрова Божией Матери, святителя Николая, пророка Илии.
— принять участие в восстановлении храма в селе Воскресенское (подворье монастыря), имевшего 3 предела: Воскресение Словущего, Иверской иконы Божией Матери, св. Леонтия Ростовского.
— принять участие в восстановлении аварийных келейных корпусов, возвращенных монастырю.

Реквизиты для пожертвования:

Номер карты Сбербанка России 4279 7700 1009 0185

Настоятельница

богоявленский монастырь углич святыни. Смотреть фото богоявленский монастырь углич святыни. Смотреть картинку богоявленский монастырь углич святыни. Картинка про богоявленский монастырь углич святыни. Фото богоявленский монастырь углич святыни

Святые и подвижники благочестия

Праздники и чтимые даты

Святыни и святые источники

Храмы и Богослужения

богоявленский монастырь углич святыни. Смотреть фото богоявленский монастырь углич святыни. Смотреть картинку богоявленский монастырь углич святыни. Картинка про богоявленский монастырь углич святыни. Фото богоявленский монастырь углич святыни

В начале 1840-х гг. монастырем было приобретено соседнее имение купца Г.В. Буторина, где находились два дома и роскошный фруктовый сад с яблонями и грушами. С этим событием связана интересная история.

В книге А.Н. Ушакова рассказывается, что у игумении Еликониды (Муратовой) возникло намерение построить новый Богоявленский храм, но для него на территории монастыря не было места. Наиболее удобным для строительства оказывалась земля, занятая имением Буториных. Настоятельница через казначею мать Маргариту неоднократно обращалась с просьбой продать имение, но хозяевам было жалко расставаться с родовым домом и замечательным садом, кроме того, у них были три сына-наследника.

Казначея обращалась с предложением осенью, а зимой на сад в огромном количестве налетели вороны и галки. Птицы причиняли большое беспокойство хозяевам и соседям, и их не удавалось прогнать никаким способом. Весной Буторины увидели, что деревья высохли. Предпринимались попытки вновь насадить сад, но деревья не прижились. Тогда Г.В. Буторин, опасаясь, что несчастья могут перейти на него самого, сам предложил монастырю купить имение. При этом хозяйка вспомнила, что несколько раз видела, как три белых лебедя садились в одном и том же месте и подолгу не улетали.

19 октября 1843 г. на приобретенной территории был заложен новый Богоявленский теплый собор. Алтари его трех престолов были размещены в тех местах, где садились лебеди.

Строительство храма стало настоящим подвигом для насельниц монастыря. Обитель не обладала достаточными средствами для столь крупного строительства, не было крупных вкладов и помощи со стороны. Поэтому многие сестры сами занимались заготовкой бутового камня для фундамента, копали глину, формовали и обжигали кирпичи, привозили к месту строительства материалы, разрабатывали и пережигали известь. Среди них была и будущая настоятельница монастыря Измарагда (Воскресенская) (в то время монахиня Алевтина), проведшая семь лет на кирпичном заводе в одной версте от города. Другие монахини занимались сбором пожертвований, которые шли на наем рабочих. Со временем стали появляться вклады и приношения.

11 июня 1844 г. была начата каменная кладка собора, а в 1853 г. он был завершен. 17 октября архиепископом Евгением были освящены главный престол и правый придел в честь Толгской иконы Божией Матери, на следующий день 18 октября – левый придел в честь Николая Чудотворца и Иоанна Милостивого. Освящение последнего проводил архимандрит Никодим, впоследствии ставший епископом Енисейским и Красноярским.

Собор был выстроен по проекту крупнейшего русского архитектора Константина Андреевича Тона, построившего Храм Христа Спасителя в Москве, большое количество других зданий, соборов, церквей, создававшего альбомы типовых проектов для церковных и гражданских построек, занимавшегося реставрацией древних памятников.

Интерьер храма представляет собой обширный зал с четырьмя столбами, поддерживающими своды. Алтарные апсиды размещены за дополнительной парой столбов, заменяющих восточную стену четверика. С запада в храм ведет небольшое помещение паперти, над которой на втором этаже размещена ризница, куда ведет широкая и удобная внутристенная лестница. Под собором находится обширный подвал, который в основном имеет конструктивное значение, укрепляя основание здания. Он также мог использоваться в хозяйственных целях. Под северной апсидой собора размещалась часовня, где находилась почитаемая икона Божией Матери «Недремлющее око». В часовню был вход с Ростовской улицы, завершенный железным козырьком.

Богоявленский собор был теплым храмом монастыря, где богослужения совершались в зимнее время. Для отопления служили четыре огромные печи, облицованные белыми изразцами, сохранившиеся до настоящего времени. Две находятся у боковых стен в западной части четверика, другие две в промежуточных арках алтарей, за столбами.

Внутреннее убранство собора отличалось роскошью и богатством. Главное украшение составлял величественный четырехъярусный вызолоченный на полимент червонным золотом иконостас – один из лучших в городе. Он имел богатую тонкую резьбу, многие иконы были покрыты серебряными окладами. Небольшие иконостасы, выполненные в том же стиле, окружали четыре столба храмовой части. Для освещения храма использовалось огромное четырехъярусное паникадило, висевшее под центральным куполом. В соборе был пол, выложенный узорными чугунными плитами, солея отделялась железной решеткой, главный престол был покрыт серебряным облачением с позолотой. В храмовой части у правого переднего столба размещался вызолоченный футляр с плащаницей, над которым была бронзовая позолоченная сень, изящной отделки, изготовленная на петербургской ювелирной фабрике Верховцева, пожертвованная в 1871 г. У левого столба находилась резная вызолоченная сень, под которой размещалась гробница с частицами мощей разных святых, в том числе в отдельном ковчеге – святителя Иоанна Милостивого. Около правого столба находилось игуменское место с резной отделкой.

Интерьер храма был расписан известным угличским живописцем Дмитрием Григорьевичем Бурениным с сыном Павлом. Более вероятно, что собор расписывался при строительнице собора игумении Еликониде (Муратовой), т.е. до 1864 г.

Правая сторона храма была расписана на тему чудес от Толгской иконы Божией Матери, а левая – чудес святителей Николая Чудотворца и Иоанна Милостивого. В центре сводов, на куполе, размещается храмовая композиция «Богоявление», ниже на парусах, очевидно, были изображения Евангелистов. Над правым клиросом заметен сюжет «Коронование Божией Матери». На паперти росписи на тему Страшного Суда.

В настоящее время росписи собора находятся в плохом состоянии. Живопись верхней части стен и сводов большей частью осыпалась. Повсюду заметны утраты, потемнение и загрязнение.

Храм имел наружные росписи. Над западным входом в полукруглой нише размещалось изображение Богоявления Господня, защищенное застекленной рамой. 23 апреля 1888 г. в нишах алтарей были установлены выполненные на цинковых листах иконы Богоявления Господня, Явления Толгской иконы Божией Матери и Николая Чудотворца. В 1889 г. в тимпанах кокошников храма были также выполнены росписи на цинковых листах с изображением Пресвятой Троицы, Рождества Христова, Преображения Господня, Воскресения и Вознесения Господня, Воздвижения креста Господня, Благовещения пресвятой Богородицы и икон Богородицы Феодоровской и Иверской.

Иконы в алтарных нишах были утрачены, вскоре после закрытия храма, а росписи кокошников в значительно поврежденном состоянии, цинковые листы исчезли. Деревянные рамы, на которых они крепились, были сняты при ремонте фасадов в 2006 г.

Главы собора первоначально были полностью вызолочены – в таком виде храм, несомненно, производил очень сильное впечатление, сияющие купола возвышались над всем городом. Но на рубеже XIX-XX веков, не имея возможности поддерживать позолоту, главы были покрашены в голубой цвет и покрыты золотыми звездами. В таком виде, в значительно обветшавшем состоянии, они сохранялись до конца 1980-х гг., когда главы были отреставрированы и покрыты медными листами. Звезды были также изготовлены, но их не успели установить.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *