богоявленский собор в енисейске адрес

Богоявленский собор в Енисейске

Богоявленский собор в Енисейске был одним из красивейших соборов Сибири.

Богоявленский собор в г. Енисейске. Источник: сайт Архивного агентства Красноярского края, www.красноярские-архивы.рф Богоявленский собор в г. Енисейске. Источник: сайт Архивного агентства Красноярского края, www.красноярские-архивы.рф

Богоявленский собор в Енисейске — памятник архитектуры, объект культурного наследия федерального значения (с 1995), построенный До наших дней сохранился частично.

Первые упоминания о Богоявленской соборной церкви Енисейска относятся к 1647 г. Тогда енисейский воевода Ф. Полибин, сообщая в Сибирский приказ о состоянии острожных укреплений, назвал среди прочих городских построек деревянную церковь Богоявления. Она располагалась за пределами острога, с западной стороны, и имела два придела.

После разрушительного наводнения 1649 г. церковь была восстановлена, но в 1703 г. сгорела при пожаре. Через некоторое время жители Енисейска обратились к тобольским властям с просьбой о разрешении строительства каменной соборной церкви «во имя преждебывшея соборныя церкви Богоявления». Челобитную о выделении железа для церковного строения подписали сибирский дворянин Симеон Дмитриев Надеин и подьячий приказной избы Федор Красильников.

Строительство каменного здания стало возможным лишь после приезда в Енисейск московского каменщика Федота Чайки, присланного из Тобольска для сооружения Гостиного двора. Прибыв в Енисейск в 1708 г., он собрал строительную артель из 12 енисейских казаков. Обладая большим опытом строительства каменных зданий, к сентябрю 1712 г. он завершил возведение Богоявленской соборной церкви.

В мае 1778 г. Богоявленский собор снова пострадал при пожаре. В ходе ремонта с обеих сторон колокольни в 1779—1780 гг. были пристроены двухэтажные каменные палатки. Окончательно архитектурный облик Богоявленского собора сложился к 1780 г. и впоследствии претерпел лишь незначительные изменения.

Собор был одноглавым, в отличие от современных Богоявленскому собору уральских и сибирских культовых построек — в основном пятиглавых. Одноглавие енисейского собора являлось хотя и редким, но весьма характерным для сибирского зодчества первой половины XVIII в. архитектурным «украинизмом». Это связывают с тем, что Тобольскую кафедру с конца XVII в. занимали в основном украинские церковные иерархи.

Убранство собора было богатым. Протоиерей Гавриил Ушаков в своем рапорте в ноябре 1854 г. докладывал: «В церкви нашей по описи значится серебра в утвари, ризах и на иконах 13 пудов 16 фунтов, в колоколах меди — 440 пудов 17 фунтов, из коих один небольшой колокол весом 16 пудов 36 фунтов замечателен тем, что вылит в Амстердаме в 1634 г.».

В Богоявленском соборе имелись библиотека, читальня, где совершались светские и религиозные чтения, устраивались благотворительные мероприятия. Из документов следует, что именно здесь по большей части регистрировались акты рождения, бракосочетания и смерти. К собору с 1862 г. были приписаны кладбищенская Крестовоздвиженская, а позднее и Входо-Иерусалимская церкви. Собор располагал 132 десятинами земли в деревне Озерной.

В 1869 г. Енисейск сгорел почти дотла, осталась лишь его седьмая часть. В огне пожара погибло пять церквей и женский монастырь. Белокаменный Богоявленский собор почернел от огня и дыма. На деньги купца Аверкия Матонина общими усилиями Богоявленский собор был полностью восстановлен.

Протоиереями собора в разные времена были: Даниил Безлуцкий (1772), Гавриил Ушаков (1826—1859), Михаил Белозеров (1859—1870), Павел Любомудров (1870—1873), Дмитрий Евтихиев (1873—1905). Последним протоиереем собора был Петр Климовский (1922—1930.).

В советское время была разобрана храмовая часть и венчание колокольни собора. Известно, что кирпичи из этого храма вывозились как строительный материал в Игарку. Много лет в оставшейся части собора размещалась котельная. До нашего времени сохранилась трапезная Богоявленского собора с придельными храмами и его колокольня с двумя палатками XIX в.

Богоявленский собор включен в долгосрочную целевую программу «Подготовка к 400-летию города Енисейска в 2019 г.» в числе городских объектов, подлежащих реставрации.

Богоявленский собор в Енисейске находится по адресу: Красноярcкий край, Енисейский район, г. Енисейск, пер. Пожарный, 1.

Источник

Богоявленский собор в енисейске адрес

Сегодня 03.11 2021 Собор встретил икону «Господь благословляет детей».

В Евангелиях от Матфея и Марка есть упоминания о том, что к Спасителю неоднократно приходили малыши, внимательно слушая проповеди Божьего Сына. Показать полностью. Чистые сердцем ребята особенно остро ощущали свет, исходящий от Иисуса Христа, наслаждались Его вниманием, любовью и добротой. Господь даже ставил их в пример своим ученикам: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное… и кто примет одно такое дитя во имя Моё, тот Меня принимает». С тех пор в Святом Писании невинный ребёнок, с радостью и умилением впитывающий царящую в храме благодать, является олицетворением искренности, кротости, смирения и самозабвенной веры в Творца. В память об этом библейском эпизоде и создавались святыни, на которых Творец говорит с малышами.

богоявленский собор в енисейске адрес. Смотреть фото богоявленский собор в енисейске адрес. Смотреть картинку богоявленский собор в енисейске адрес. Картинка про богоявленский собор в енисейске адрес. Фото богоявленский собор в енисейске адресПроизошло это в 910 году.

К Константинополю подступили войска варваров.
Такие набеги заканчивались кровавой резней, и жители византийской столицы оправданно ждали, что к утру они могут проститься с жизнью. Показать полностью.

Священники города молились об избавлении от врагов, и в 4-м часу ночи юродивому Андрею Константинопольскому (славянину попавшему в византийский плен) явилось видение.

На небе он увидел идущую по воздуху Богородицу, озарённую небесным светом, окруженную ангелами и сонмом святых.
.
.

богоявленский собор в енисейске адрес. Смотреть фото богоявленский собор в енисейске адрес. Смотреть картинку богоявленский собор в енисейске адрес. Картинка про богоявленский собор в енисейске адрес. Фото богоявленский собор в енисейске адресКак описывает это видение св. Димитрий Ростовский,
Богородица «сняла с Себя блиставшее наподобие молнии великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей и, держа его с великою торжественностью Своими Пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом”.

Чудесный покров защитил город.

Поднявшаяся буря разметала корабли варваров, избавив жителей Константинополя от смерти.

Конечно, факт чуда невозможно доказать научно, однако о самом факте осады и спасительной бури есть немало исторических сведений.

Ра́дуйся, Ра́досте на́ша, покры́й на́с от вся́каго зла́ честны́м Твои́м омофо́ром!

Источник

Богоявленский собор в енисейске адрес

Объект культурного наследия федерального значения

«Богоявленский собор», 1738–1750 гг.

(г. Енисейск, пер. Пожарный, 1)

Богоявленский собор выстроен на средства московских дворян С. и Е. Надеиных, взамен сгоревшей в 1732 деревянной на каменном подклете одноименной церкви, находившейся на территории посада близ западной стены острога. Первым, по грамоте архиепископа Антония был заложен северные теплый придельный храм Сергия Радонежского. Главный холодный храм Богоявления выстроен к 1750 г. Южный придельный теплый храм Введения заложен 1758г. и завершен к 1764 г. Никольский придел над папертью устроен в 1760 г. купцом С. Трескиным В 1779-80 годы на средства енисейского купца П. Трескина были построены двухэтажные каменные палатки, охватившие с двух сторон колокольню. Каменная ограда на кирпичных столбах была возведена вокруг собора в 1819-1826 гг. купцом М. Соколовым.

В 1865г каменные палатки заменены новыми.

В 1940-60 годы почти полностью разобран главный объем храма и завершения приделов; купольное со шпилем завершение колокольни заменено шатровым по деревянному каркасу. Изменены и заложены проемы.

Ремонтно-реставрационные работы на объекте начались в 2015 году и будут завершены к началу празднования 400-летия города Енисейска.

Общее описание архитектурного объекта.

Одноэтажный объем здания состоит из расположенных на продольной оси: сохранившегося фрагмента четверика, трапезной с двумя боковыми приделами, ярусной колокольни с двухэтажными палатками у ее северного и южного фасадов. Северный придельный храм включает: кубический объем четверика собственного храма с полукруглой алтарной апсидой и примыкающей с запада трапезной.

Крыша на трапезной двускатная, на храмовых объемах боковых приделов крыши четырехскатные, на трапезных приделов крыши односкатные. Продольно ориентированное помещение трапезной холодного храма объединено с вытянутыми вдоль продольной оси здания помещениями боковых придельных храмов.

С запада к помещению трапезной холодного храма примыкает продольно вытянутое помещение церковного притвора. На первых этажах северной и южной палаток поперечными капитальными стенами вычленено по два неравных по площади помещения.

На вторых этажах северной и южной палаток находится по одному продольно вытянутому помещению. На втором этаже колокольни располагается почти квадратное помещение бывшего придельного храма, сообщающееся с полукруглым помещением его алтарной апсиды.

Источник

Енисейск. Собор Богоявления Господня.

Карта и ближайшие объекты

богоявленский собор в енисейске адрес. Смотреть фото богоявленский собор в енисейске адрес. Смотреть картинку богоявленский собор в енисейске адрес. Картинка про богоявленский собор в енисейске адрес. Фото богоявленский собор в енисейске адрес

Статьи

Богоявленский собор в Енисейске хорошо известен исследователям сибирского каменного зодчества XVIII века. Однако, несмотря на значительное количество публикаций, в богатой строительной истории этого интереснейшего памятника культовой архитектуры еще много неясного. Так, в исследовательской литературе помимо разночтения в датировках основных строительных этапов здания, сложилось устойчивое мнение о том, что каменный Богоявленский собор в Енисейске строился дважды: впервые в 1709-1712 гг., второй раз — заново после пожара 1732 года.При этом все без исключения исследователи относят сохранившиеся руины здания к «второму» Богоявленскому собору. Вследствие этого в литературе никогда ранее не ставился вопрос о первоначальном архитектурном облике енисейского Богоявленского собора, возведенного в 1709-1712 гг.

Подобная ситуация сложилась потому, что авторы публикаций, высказывая свое мнение, главным образом опирались на документальные источники XIX века, в основном литературного характера, без соотнесения их с документами XVIII столетия, графическими изображениями собора и результатами натурного изучения его остатков. Между тем комплексный анализ литературных и иконографических источников в сопоставлении с данными натурного изучения здания дает возможность уточнить строительную периодизацию памятника и приблизится к его первоначальным архитектурным формам.

Это здание отметили документальные источники первой четверти XVIII века.Материалы же, собранные в 1734-1735 гг. экспедицией Миллера Г.Ф. не только опровергают легенду о гибели Богоявленского собора в пожаре 1732 года, но и дают нам некоторое представление о его архитектурном облике того времени. Это становится возможным благодаря наиболее раннему из известных нам графических изображений Богоявленского собора на гравюре Е.А. Федосеева «Вид города Енисейска», выполненной в 1770 году по рисунку талантливого русского гравера и рисовальщика М.И. Махаева.

Собор принадлежал к типу русской трапезной церкви, получившей широкое распространение в ранний период развития сибирского каменного зодчества в первой четверти XVIII века. Обнаруживая тесную общетипологическую взаимосвязь с современными постройками других центров каменного строительства Урала и Сибири — Троицким собором в Верхотурье (1703-1710 гг.), Благовещенской церковью в Тюмени (1700-1704 гг.), Спасской церковью (1706-1710 гг.) и Богоявленским собором в Иркутске (1718-1746 гг.), енисейский Богоявленский собор обладал рядом своеобразных черт. Его пропорциональный строй, весь архитектурный образ были глубоко индивидуальны.

В представительном архитектурном облике здания конструктивный тип «восьмерик на четверике» — основное композиционное достижение русского зодчества конца XVII века сочетался с широтно скомпанованной трапезной, изначально включавшей в себя северный придельный храм Сергия Радонежского. Такое построение трапезной при продольно осевом развитии плана здания, восходит к бесстолпным храмам, получившим широкое распространение в посадском строительстве Москвы во второй половине XVII столетия.

Важной стилеобразующей чертой архитектуры Богоявленского собора была барочная форма пластически очерченной кровли храмового восьмерика, образцом которой, возможно, была форма кровель Троицкого собора в Тюмени (1708-1715 гг.). Особое значение для раскрытия строительной истории Богоявленского собора и изучения процесса развития его архитектурной композиции имеет рисунок Богоявленского собора, недавно обнаруженный нами в фондах тобольского филиала государственного архива Тюменской области.

Характерным элементом объемной композиции Богоявленского собора, раскрывающим особенности енисейского каменного зодчества последней четверти XVIII века, стала форма барабанов глав храмового пятиглавия. В их пластически очерченных «оплавленных» силуэтах угадывается мотив вертикальных волют — одной из излюбленных форм европейского барокко. О постепенном проникновении в храмовое зодчество Енисейска архитектурных мотивов европеизированного барокко обеих российских столиц говорит прием завершения композиции соборной колокольни высоким шпилем. Благодаря нему здание Богоявленского собора значительно повысило свою главенствующую роль в иерархии храмов Енисейска и его силуэте.

В таком виде Богоявленский собор просуществовал до начала 1930-х годов, после чего была разобрана его храмовая часть и венчание колокольни. К сегодняшнему дню сохранилась трапезная Богоявленского собора с придельными храмами и его колокольня с двумя фланкирующими ее палатками XIX века. Изучение кирпичной кладки стен здания полностью подтверждает последовательное изменение архитектурного облика памятника, зафиксированное иконографическими источниками.

Таким образом, комплексное изучение документальных источников в совокупности с натурным исследованием остатков здания позволяет сделать вывод о том, что Богоявленский собор под слоем позднейших наслоений сохранил часть своих первоначальных форм, имеющих отношение к первому строительному периоду 1709-1712 годов. Это обстоятельство дает возможность значительно расширить наши знания о раннем этапе развития каменного зодчества Сибири и особенностях становления его «енисейской школы».

Источник: статья архитектора Шумова К.Ю. «К 300-летию Богоявленского собора в Енисейске. К вопросу о первоначальном облике Богоявленского собора в Енисейске» на сайте «История архитектуры Красноярского края»

Приход Градо-Енисейского Богоявленского собора открыт приблизительно в 1690 г., так как имеются сведения, что в этом году построен был деревянный Богоявленский Собор с определением к нему причта: из протоиерея, 2 священников, диакона и 2 дьячков. В 1703 г. этот деревянный собор и 2 других церкви вместе со всеми городскими постройкам сгорели. Исторических сведений о происхождении прихода не имеется.

Три деревни, входящие в состав прихода, находятся на противоположном берегу Енисея, другие же три находятся на том берегу, где расположен и город. Собор находится на берегу Енисея.

Церквей в приходе три: собор и две кладбищенские церкви; все три каменные. Богоявленский собор построен в 1750 г., кладбищенская Абалакская церковь Входо-Иерусалимская выстроена в 1801 г., а другая Крестовоздвиженская в 1794 г. В соборе престолов три: главный – Богоявленский, правый – Введенский и левый – в в честь преподобного Сергия Радонежского. В Крестовоздвиженской кладбищенской церкви престол только один – Воздвижения Креста Господня. Во Входо-Иерусалимской кладбищенской церкви два престола – главный Входа Господня во Иерусалим и другой – в честь Всех Святых.

В 1869 г. собор подвергался пожару, но после был ремонтирован; поврежденный пожаром придел в честь св. Николая, который находится над папертью, не поправлен и не отделан до сего времени. Древних икон, крестов, богослужебных книг и других каких-либо предметов церковной утвари не имеется. Церковной летописи при храме нет и не велось. Библиотека при храме есть, в последние годы выписывается журнал «Духовная беседа».

В соборе имеется чтимая икона Божией Матери «Утоли моя печали», празднуется 25 января. Из собора бывают крестные ходы: 8 июля – с иконой Божией Матери Казанской крестный ход по городу и в девятую пятницу крестный ход из города в деревню Нижне-Пашенную.

В приходе имеется одна часовня в деревне Нижне-Пашенной; основана она примерно лет 100 тому назад, в 1910 году старое ветхое здание было снесено, а на этом же месте построено новое.

Церковных школ в приходе нет. В приходе находится министерская школа и городское училище; как школа, так и училище помещаются в хороших зданиях, мебелью и другими школьными принадлежностями богаты. Из приходских учреждений имеется только попечительство. Из гражданских учреждений в приходе имеется — почтовая контора и народная читальня; в последней устраиваются чтения как религиозно нравственные, так и светские и, кроме чтений, еще в этой же читальне устраиваются спектакли с благотворительной целью.

Причт в Богоявленском соборе состоит из пяти человек: протоиерея, священника, диакона и 2-х псаломщиков. Жалования от казны получают: протоиерей — 400 руб., священник – 300 руб., диакон — 200 руб. и два псаломщика – по 200 руб. Доход за 1915 г. был 1900 руб.

Причтовые дома имеются, всего три дома. Один из них недавно отремонтирован и сдается под квартиру. Дом, в котором живет протоиерей, требует капитального ремонта. Квартиры 2-го священника и диакона требуют дополнительного ремонта.

Сенокосной земли имеется 67 дес. 728 кв. сажень. У причта имеется капиталов 12000 руб., из них взято взаимообразно 500 руб., церковных капиталов не имеется.

Населения в приходе 368 душ мужчин и 381 душа женщин. Население преимущественно состоит из коренных сибиряков. В приходе насчитывается православных 749 человек, католиков — 20 человек, лютеран — 18 человек и евреев 30 человек. Прихожане большей частью занимаются торговлей, рыбным промыслом; некоторые из прихожан имеют свои золотые прииски и занимаются золотопромышленностью.

«Краткое описание приходов Енисейской епархии» 1916 г.

Особенности архитектуры того времени: одноглавие (пятиглавие вернулось позже, при Елизавете), и расположение на одной оси храма, трапезной и колокольни, так называемый «корабль» – все это есть и у Богоявленского собора. Стоит обратить внимание и на декорацию стен, она выполнена фасонными кирпичами различной конфигурации, которые делали на месте.

Источник

Собор Богоявления (Богоявленский) по пер.Пожарный, 1 в г. Енисейске

богоявленский собор в енисейске адрес. Смотреть фото богоявленский собор в енисейске адрес. Смотреть картинку богоявленский собор в енисейске адрес. Картинка про богоявленский собор в енисейске адрес. Фото богоявленский собор в енисейске адрес

богоявленский собор в енисейске адрес. Смотреть фото богоявленский собор в енисейске адрес. Смотреть картинку богоявленский собор в енисейске адрес. Картинка про богоявленский собор в енисейске адрес. Фото богоявленский собор в енисейске адрес

Одноэтажный объем здания состоит из расположенных на продольной оси: сохранившегося фрагмента четверика, трапезной с двумя боковыми приделами, ярусной колокольни с двухэтажными палатками у ее северного и южного фасадов. Северный придельный храм включает: кубический объем четверика собственного храма с полукруглой алтарной апсидой и примыкающей с запада трапезной. Алтарная апсида придела в две оси оконных проемов, его храмовая часть в две оси оконных проемов в первом ярусе и в один оконный проем во втором ярусе, трапезная в одну оконную ось. Южный придельный храм включает: кубический объем четверика собственного храма с полукруглой алтарной апсидой и примыкающей с запада трапезной.

Алтарная апсида придела в две оси оконных проемов, его храмовая часть в две оси оконных проемов в первом ярусе и в один оконный проем во втором ярусе, трапезная в две оконные оси. Двухэтажный объем северной палатки имеет на северном фасаде на первом этаже две оси дверных проемов, на втором этаже – три оси оконных проемов. На западном фасаде эта палатка имеет на втором этаже две оси оконных проемов. Двухэтажный объем южной палатки имеет на южном фасаде на первом этаже одну ось дверных проемов, на втором этаже – три оси оконных проемов. На западном фасаде эта палатка имеет на втором этаже две оси оконных проемов. На западном фасаде колокольни расположен главный вход в здание и два небольших оконных проема на первом этаже и один оконный проем на втором этаже. Крыша на трапезной двускатная, на храмовых объемах боковых приделов крыши четырехскатные, на трапезных приделов крыши односкатные.

Продольно ориентированное помещение трапезной холодного храма объединено с вытянутыми вдоль продольной оси здания помещениями боковых придельных храмов. С запада к помещению трапезной холодного храма примыкает продольно вытянутое помещение церковного притвора. На первых этажах северной и южной палаток поперечными капитальными стенами вычленено по два неравных по площади помещения. На вторых этажах северной и южной палаток находится по одному продольно вытянутому помещению. На втором этаже колокольни располагается почти квадратное помещение бывшего придельного храма, сообщающееся с полукруглым помещением его алтарной апсиды.

Интерьер просторной двухстолпной трапезной развит в поперечном направлении. Помещения трапезной холодного храма и боковых придельных храмов сообщаются через широкие арочные проемы, устроенные между квадратными в сечении столпами, западной стеной храмового четверика и западной стеной самой трапезной. Трапезная, боковые придельные храмы, нижний ярус и ярус «звона» на колокольне перекрыты кирпичными сводами. Алтарная апсида придельного храма на втором этаже колокольни также перекрыта кирпичным сводом (конха).

Фасады здания богато украшены кирпичным декором: это крупные квадратные ширинки на угловых стеновых лопатках; профилированные штукатурные рамы вокруг окон первого этажа; профилированный венчающий карниз небольшого выноса; орнаментальный фриз в виде метрического ряда кирпичных Ж-образных элементов («жучковый» фриз); профилированные полукруглые архивольты на окнах второго этажа; колончатые наличники оконных проемов с навершием в виде двух встречных профилированных завитков-волют с размещенной между ними керамической деталью – «бутоном», помещенной в нишу; фриз в виде тройного поребрика, фриз в виде метрического ряда кирпичных балясин, раскрепованные по ребрам восьмерика колокольни; фриз в виде метрического ряда квадратных ширинок, раскрепованный по ребрам восьмерика колокольни; тройные полукруглого сечения вертикальные тяги на ребрах восьмерика колокольни; богато профилированный цокольный пояс.

Описание составлено в 1985 году архитекторами Гринберг Ю.И. и Шумовым К.Ю., дополнено и откорректировано архитектором Разваляевым Е.О. в 2013 году.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *