богоявленский собор в угличе
Богоявленский женский монастырь г. Углич
Монахини Богоявленского монастыря в городе Углич обращаются ко всем, кто хочет принять безвозмездное участие в восстановлении Богоявленского монастыря в городе Углич и может оказать посильную помощь.
Настоятельница Богоявленского женского монастыря
Игумения Антонина
Новости монастыря
Объявления
Православные храмы
Православная вера испокон веков передается на Руси от родителей к детям и становится тем единственным стержнем, который проводит благочестивого человека до конца его земной жизни и приводит его в Царствие Небесное. Вера руководит его деяниями и помыслами, помогает сострадать страждущим подаяниями и в обретении душевного спокойствия.
Современному человеку свойственно вспоминать о Боге, когда у него или его близких случаются неприятности, непреодолимые трудности в жизни или болезни. Только тогда он начинает искать помощи у Бога, чудотворные иконы, которые помогают исцелять недуги и поправлять материальное положение, даже готов совершить паломничество к святым местам.
На самом деле, о Боге нужно думать всегда, и православные храмы, соборы и церкви помогают нам в этом стремлении, открывая свои двери для всех желающих стать добрее, чище и светлее.
Православная Русь славится своими святыми местами, где каждый верующий может преклонить колени и попросить о здравии перед чудотворными иконами или мощами святых.
К великому сожалению, многие святыни монастырей и храмов были разграблены во время революций, войн и бедствий, разрушены сами храмы и церкви. Но силами верных служителей церкви и неравнодушных благочестивых прихожан восстанавливаются и даже возводятся новые соборы, храмы, церкви и часовни.
Богоявленский женский монастырь тоже не миновали трудные времена. Он также имеет многовековую историю, которая чтит память обо всех событиях, в том числе и о трагических, в результате которых в 16 веке были разрушены его стены, погибли сестры и игуменья Анастасия. Но волей Божьей, монастырь снова возродил свою жизнь на благо прихожанам.
Богоявленский Собор в городе Углич | Храм Федоровской иконы Божией Матери | Храм Смоленской иконы Божией Матери |
Богоявленский Собор женского монастыря, храмы Федоровской и Смоленской иконы Божией Матери снова принимают всех верующих, желающих преклонить колена перед чудотворными иконами и мощами святых, которыми славятся они далеко не только за пределами города Углич, но и за пределами Великой Руси.
Молитесь Матери Божией, и Её милосердие прикоснется к вам.
Где мир да любовь, там и Бог, там всякое благо.
Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью!
«…если кто хочет подать милостыню монахиням, пусть подает. Подающий милостыню им получит большую награду, нежели подающий милостыню слепым, хромым и прокаженным. Могущий подавать милостыню монахиням получит от Бога награду и венец великий…»
«Помогая другим, прежде всего, ты помогаешь себе. »
Достойно есть, яко воистину блажити Тебя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тебя величаем.
Храмы монастыря
Богоявленский монастырь был восстановлен на рубеже XVI-XVII веков. Первоначально находился на территории кремля, в юго-западной части, где в настоящее время располагается парк, напротив Казанской церкви. В 1609 г. монастырь был разграблен и разрушен польскими войсками, захватившими город. При этом были убиты настоятельница игуменья Анастасия «с тридесятью пятью сестрами и с двумястами честных дев и жен множеством». В 1620-х гг. монастырь был восстановлен по распоряжению великой старицы инокини Марфы (Ксении Ивановны Шестовой, матери царя Михаила Феодоровича).
В 1661 г. при постройке новых крепостных стен кремля монастырь был выведен на посад, на Ростовскую дорогу, на землю, принадлежавшую ростовскому митрополиту Ионе Сысоевичу, где до Смутного времени, находилась церковь Святителя Иоанна Милостивого, Патриарха Александрийского. Так Богоявленский монастырь был размещен на современном месте.
На территории Богоявленского женского монастыря находится один собор и три храма:
За стенами монастыря находится:
Поделиться:
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Янв | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
Архивы
Икона дня
Православный календарь
Мч. Нестора Солунского (ок. 306).
Прп. Нестора Летописца, Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1114). Прп. Нестора, некнижного, Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Обретение мощей блгв. кн. Андрея Смоленского в Переславле-Залесском (1539). Мцц. Капитолины и Еротииды (304). Мч. Марка и иже с ним.
Прмч. Сергия Чернухина (1942).
Кол., 249 зач., I, 1–2, 7–11.Лк., 55 зач., XI, 1–10.Мч.:Еф., 233 зач., VI, 10–17.Лк., 106 зач., XXI, 12–19.
Богоявленский монастырь – обитель в центре Углича
На пересечении главных улиц русского города стоит монастырь, который ведет свою историю с XIV века. По преданию, женская обитель была основана женой Дмитрия Донского – княгиней Евдокией. На долю монастыря выпало немало испытаний. Он был полностью разрушен в Смутные времена и на несколько десятков лет закрывался от верующих в XX веке.
Содержание:
История монастыря
Считается, что самый древний из монастырей Углича изначально построили на территории Угличского кремля в конце XIV столетия, благодаря княгине Евдокии. По другой версии, девичья обитель была основана на сто лет позже, когда в Угличе жила седьмая жена Ивана Грозного и мать его наследника, восьмилетнего царевича Димитрия.
Вид Богоявленского монастыря с улицы 9 января
Некоторые летописи пишут, что история монастыря начинается намного раньше. Скорее всего, он был заложен в 1295 году, во время правления князя Дмитрия Борисовича Угличского.
В 1609 году в русский город на Волге ворвались польско-литовские войска и сожгли все деревянные здания Углича. Женская обитель в кремле не пережила Смутного времени и сгорела дотла. При набеге погибли настоятельница игуменья Анастасия, два священника, 35 монахинь и 260 женщин.
Вид на собор Богоявления Господня и северный келейный корпус
После изгнания чужеземцев, в 1620-1629-х годах началось возрождение монастыря. Деревянные храмы и кельи были отстроены заново под руководством матери царя Михаила Федоровича Романова, инокини по имени Марфа.
Шло время, и территория Угличского кремля стала тесной. Монастырю не хватало места, поэтому монахини задумались о переезде. В 1661 году они обосновались в новой части города, рядом с земляным рвом на Ростовской дороге, которую теперь называют «Ростовской улицей».
Вид Богоявленского собора с Ростовской улицы
Первое каменное здание – Богоявленская или Смоленская церковь появилось в 1700 году. В XIX столетии старинный монастырь пережил масштабную реконструкцию. На его территории построили большой собор, новую церковь, ограду и сестринские корпуса.
В народе Угличскую обитель называли «государыниным богомольем». Монастырь владел несколькими селами и деревнями, имел пахотные, сенокосные угодья и получал богатые пожертвования от царской семьи и других знатных лиц.
Вид на монастырские ворота с территории Богоявленского монастыря
Инокини Богоявленской обители слыли большими рукодельницами. Они мастерски владели орнаментальным и лицевым шитьем, умели искусно вышивать золотом, серебром, жемчугом, шелковыми нитями и создавали настоящие произведения декоративно-прикладного искусства.
В 1930-е годы монастырь закрыли, а колокольню и ограду разрушили. Несколько десятков лет добротные здания использовались под склады и неоднократно перестраивались. В 1970-80-е годы в двух храмах провели реставрацию и передали их городскому историко-художественному музею. Монашеская жизнь на территории обители была возобновлена в 2010 году.
Церковь Феодоровской иконы Божией Матери с колокольней (слева), церковь Смоленской иконы Божией Матери (справа)
Архитектурные памятники
Великолепный монастырский ансамбль – одна из главных святынь Угличского края. Самая старая Смоленская церковь была построена в 1700 году. Небольшой пятиглавый храм украшен наличниками, декоративным карнизом и поливной зеленой черепицей.
Вторая церковь – Федоровская посвящена иконе Божьей Матери, которую подарила монастырю инокиня Марфа. Каменное здание в классическом стиле было построено в 1805-1818 годах. Внутри сохранились росписи начала XIX века, сделанные Епифаном Медведевым, и фрески 1862 года, которые написал Егор Дьяконов.
Вид церкви Смоленской иконы Божией Матери
Богоявленский собор был возведен в 1853 году за огромные по тем временам деньги – 60 тысяч рублей серебром Помпезный храм в русско-византийском стиле выглядит немного тяжеловесно, но славится богатым декором.
Полезная информация для паломников и туристов
Туристы, которые путешествуют по городам «Золотого кольца» России, с удовольствием посещают старую обитель в Угличе. Монастырь действующий, богослужения в нем проходят дважды в день – в 9:00 и 16:00.
Вид церкви иконы Божией Матери «Достойно есть» при кельях
Специальных экскурсий для приезжих нет, но все желающие могут зайти на территорию и посетить храмы. Гостей просят уважать монастырские традиции. Фото- и видеосъемку в обители разрешено проводить только с благословения настоятельницы.
Как добраться
Вид церкви иконы Божией Матери «Достойно есть» при кельях
Женский монастырь находится по адресу Студенческий городок, 12, в 0,6 км к юго-востоку от учличского кремля. От автостанции сюда легко дойти пешком по улицам Ольги Берггольц и Октябрьской. Если вы приехали в Углич на поезде, от ж/д вокзала садитесь на любой автобус, который идет в центр города, и выходите на Ростовской улице прямо возле монастыря.
Богоявленский Угличский женский монастырь
Мiръ Россия Ярославская область Углич Богоявленский Угличский женский монастырь
Содержание
История [ править ]
Богоявленский монастырь основан в конце XIV века женой Димитрия Донского – великой княгиней Евдокией, в иночестве Евфросиньей. Располагалась обитель в северо-западной части кремля.
В Богоявленском монастыре 20 ноября 1591 г. была пострижена в инокини царица Мария Федоровна Нагая, мать царевича Димитрия. В то время обитель была деревянной и имела два храма – Богоявленский и Смоленский.
В 1609 г. поляки сожгли монастырь, убив игуменью Анастасию и пять сестер. В 1629 г. при участии инокини Марфы, матери царя Михаила Федоровича, монастырь восстанавливается на прежнем месте. Великая старица жаловала возрожденной обители деньги, села, пустыни, мельницы.
В 1661 г. игуменья Пелагея обратилась с просьбой к царю Алексею Михайловичу о перенесении построек монастыря на пустопорожние земли, принадлежавшие Ростовскому Архиерейскому дому. Такое разрешение было получено. К 1670-м годам на новом месте уже стояли деревянные церкви во имя Богоявления Господня и во имя иконы Божией Матери, именуемой «Страстная».
Богоявленский собор От удара молнии 26 сентября 1677 г. сгорела деревянная церковь Богоявления. В 1689 г. митрополит Ростовский Иона Сысоевич выдал грамоту на строительство нового, каменного храма. В 1700 г. бригадой строителей из местных посадских людей возведена пятиглавая церковь во имя Богоявления Господня – на подклете, с трапезной и колокольней (сломана в 1834 г.). Главный престол был освящен во имя Богоявления Господня; придельный – во имя Смоленской иконы Божией Матери. В подклете храма было освящено еще два престола – во имя славных и всехвальных апостолов Иоанна Богослова и Андрея Первозванного; а в 1775 г. – во имя Иоанна Милостивого и святителя Димитрия, митрополита Ростовского.
В 1846 г. нижние престолы храма были упразднены и подклетные помещения заняты больницей.
В 1853 г., в связи с освящением нового Богоявленского собора, церковь Богоявления упразднена. В 1854 г. она переосвящена во имя Смоленской иконы Божией Матери.
Смоленский же придел бывшей Богоявленской церкви переустроен на средства угличского почетного гражданина Ивана Аркадьевича Зимина и освящен во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. В нем место храмовой иконы занял крест с частицей мощей более шестидесяти святых, в том числе и князя Димитрия. Был поновлен и интерьер основного храма – его стены и своды расписаны сценами с изображением чудес Смоленской Богоматери. Старый пятиярусный иконостас заменен новым, трехъярусным. С севера к паперти-галерее пристроено крыльцо.
Особенно почиталась икона «Благовещение», написанная в 1696 г. известным царским изографом И.М. Бобылевым. Эта святыня была подарена храму старцем Пахомием – казначеем Троице-Сергиевой Лавры.
В память Федоровской иконы Божией Матери, подаренной монастырю матерью царя Михаила Федоровича Романова – инокиней Марфой, 21 мая 1805 г. была заложена одноименная каменная пятиглавая однопрестольная церковь.
Строительство храма завершилось в 1818 г. В этом же году церковь была освящена. В 1822-1824 гг. Тимофеем Медведевым расписан интерьер храма. Тогда же установлен иконостас в виде венца, поддерживаемого четырьмя колоннами.
В 1826-1837 гг. с запада пристроена небольшая паперть и возвышающаяся над ней ярусная колокольня (разобрана в 50-е годы того же века), в нижнем ярусе которого размещалась библиотека.
В 1862 г. храм поновлен, вместо старого иконостаса установлен новый, пятиярусный, стены расписаны изображениями чудес от Федоровской иконы Божией Матери. Живописные работы выполнены ярославским мещанином Егором Дьяконовым.
В 1890 г. на заводе купца Оловянишникова заказан колокол в 500 пудов. Он был восьмым по счету, и самым большим.
Строительство нового Богоявленского каменного собора по проекту К.Н. Тона началось 19 октября 1843 г. на земле, купленной монастырем у купца Г.В.Буторина. В октябре 1853 года состоялось освящение трех его престолов: во имя богоявления Господня; во имя Толгской иконы Божией Матери; во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца и Иоанна Милостивого.
Пятиглавый, на подклете, собор был точной копией церкви во имя Святой Екатерины в Петербурге.
В 1870-е годы Д.Г. Буренин с сыном Павлом выполнил настенную роспись. В 1881 г. храм был частично отремонтирован, а в 1904-1906 гг. произведен капитальный ремонт.
В подклете под алтарем Толгского престола была устроена часовня для хранения особо чтимой святыни храма – иконы «Недремлющее око».
В Богоявленском соборе особенно почитались: список с чудотворного Толгского образа, пожертвованный обители в 1852 г. московской купчихой Татьяной Степановной Будыниной; икона Николая Чудотворца, подаренная в том же году петербургским купцом Матвеем Тимофеевичем Бриховым; гробница с частичками мощей Иоанна Милостивого, пожертвованная в 1845 г. помещиком Московской губернии Гаврилом Павловичем Головиным.
В 1887 г. в одной из башен монастырской ограды освящена однопрестольная церковь во имя иконы Божией Матери, именуемой «Достойно есть», устроенная на средства благодетелей.
Богоявленский монастырь закрыт в 1930-е годы. В советское период его храмы использовались под складские помещения.
В 1970-1980-е годы в Смоленской и Федоровской церквах проведена реставрация под руководством архитектора С.Е. Новикова. В 1976 г. Смоленский храм передан Угличскому историческо-художественному музею, в 1992 г. – Федоровский. В 2000 г. Богоявленский собор передан Русской Православной Церкви. в октябре 2010 года монастырь открыт вновь, начинается восстановление утраченной святыни.
Осенним Синодом 2010 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, вновь после более, чем 92-годичного забвения обитель возродила свою жизнь. Назначена настоятельница монахиня Антонина (Злотникова). Началось восстановление утраченной святыни.
Современное состояние [ править ]
В настоящее время монастырь действующий.
Богоявленский Собор женского монастыря, храмы Федоровской и Смоленской иконы Божией Матери снова принимают всех верующих, желающих преклонить колена перед чудотворными иконами и мощами святых, которыми славятся они далеко не только за пределами города Углич, но и за пределами Великой Руси.
При монастыре действует просфорный цех, который обеспечивает просфорами соседние приходы.
Храмы [ править ]
Святыни [ править ]
Престольные праздники [ править ]
Богоявленский женский монастырь города Углича Епархиальные монастыри РПЦ
История
Богоявленский женский монастырь расположен почти в геометрическом центре исторической части Углича на пересечении нескольких важных улиц. Сам облик обители неопровержимо свидетельствует, что она является одной из главных святынь, важной и неотъемлемой частью истории Угличского края.
Богоявленский девичий монастырь первоначально находился на территории Угличского Кремля.
Время и обстоятельства основания Богоявленского монастыря не известны, но старинные предания и работы исследователей относят это событие к далекому прошлому. В Угличском летописце сообщается: «Монастырь Богоявленский девический… изначала построен бысть благочестивым князем Димитрием Борисовичем Углическим, внуком Василковым, в лето же 6803 (1295) году» и «в нем погребалися благоверныя Углическия по смерти княгини».
Неоспоримым фактом является сообщение Угличского летописца, что опальная царица последняя супруга царя Ивана Грозного Мария Феодоровна Нагая, мать святаго царевича Димитрия 20 ноября 1591 года приняла постриг в Богоявленском монастыре и находилась в нем до 9 апреля 1592 года, когда была сослана в Никольский монастырь «что на Выксе».
В трагические годы для нашего Отечества, в период Смутного времени начала XVII века, Богоявленская обитель разделила участь города и других монастырей края. Во время нападений на Углич отрядов поляков и литовцев монастырь подвергся разорению. Тогда погибли настоятельница игумения Анастасия, 2 священника, 2 чтеца, 35 инокинь, 200 юных девиц и 60 женщин. Деревянные здания монастыря, как и большинство построек крепости, были сожжены.
Около 1620 года Богоявленский девичий монастырь был восстановлен на прежнем месте великой старицей инокиней Марфой Ивановной — матерью первого царя из династии Романовых Михаила Феодоровича. Как известно, первым вкладом инокини Марфы в Богоявленский монастырь был список с чудотворной костромской иконы Божией Матери «Феодоровской» в 1620 году.
Богоявленский женский монастырь славился рукоделием : лицевым, орнаментальным шитьем; вышивками шелками, жемчугом, золотыми и серебряными нитями. Здесь сохранялись и передавались секреты создания уникальных произведений искусства.
В 1661 году, при проведении работ по возведению новых укреплений кремля, монастырь был переведен на новое место, вблизи земляного рва на Ростовской дороге, где он находится и ныне. Монастырь восстановлен в память о царице Марии Нагой, принявшей в нем иночество.
Богоявленская обитель была заново построена на средства великой старицы инокини Марфы и снабжена всем необходимым для служб. В числе пожертвованных предметов были сохранившиеся до наших дней и находящиеся в собрании Угличского музея Евангелие 1628 года и медное кадило. По упоминавшимся вкладным грамотам от 28 февраля и 30 ноября 1629 года были даны «село Парфеньево с деревнями и со всеми угодьи» в Рожаловском стане Угличского уезда, пустоши Селиванцево и Луговская в Городском стане, обеспечившие достаток обители. Позднее от представителей царской династии и других знатных лиц поступило еще немало пожертвований. В числе жертвователей были и царь Михаил Феодорович, и супруга царя Иоанна V Алексеевича царица Прасковья.
Монастырь сначала был деревянным, в конце XVII — начале XVIII веков построена каменная Богоявленская (позднее Смоленская) церковь. Особенно масштабное строительство велось в начале XIX века, когда были построены сестринские корпуса, Феодоровская церковь, ограда, а в 1853 году завершилось строительство огромного Богоявленского собора. Архитектором величественного храма стал К. Тон.
Таким образом, в судьбе угличского Богоявленского монастыря запечатлелась связь двух российских правящих династий — Рюриковичей и Романовых. При Рюриковичах монастырь был основан, последняя супруга Иоанна Грозного приняла в нем иночество и провела год после гибели сына. Мать первого царя из Дома Романовых Михаила Феодоровича восстановила монастырь и назвала «государыниным богомольем».
Богоявленский монастырь закрыт в годы. В советский период его храмы использовались под складские помещения. В годах были разрушены колокольня и ограда монастыря, в последующие десятилетия церковь «Достойно есть» была превращена в неприглядный барак, подверглись искажающим перестройкам келейные корпуса. Так архитектурный ансамбль обители утрачивал единство, на смену художественному совершенству и почитанию приходили равнодушие и упадок.
Осенним Синодом 2010 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, вновь после более, чем
Назначена настоятельница монахиня Антонина (Злотникова). Началось восстановление утраченной святыни. Матушка очень деятельно принялась за сложное дело возрождения святыни. Она очень ревностно приступила к своим обязанностям, имея опыт труда и занятием социальной работы в Спасо-Яковлевском Димитриевом мужском монастыре города Ростова Великого, где она создала медицинский центр им. святителя Димитрия. В Угличе она продолжает вести масштабную социальную работу, являясь начальником отдела социального служения и милосердия «Благо» Угличского благочиния Переславской Епархии, обеспечивая всем необходимым нуждающихся, оказывая посильную помощь.
За прошедшие со времени открытия монастыря нескольких лет стараниями игумении Антонины (Злотниковой) и сестер, при поддержке благотворителей сделано немало. Восстановлена ограда, колокольня и церковь иконы Божией Матери «Достойно есть», ремонтируются возвращенные корпуса келий. Смоленский, Феодоровский и Богоявленский храмы приводятся в порядок, принимают благолепный благоустроенный вид. Резные иконостасы, утварь, иконы, вновь обретаемые святыни наглядно свидетельствуют, что в древние стены возвращается жизнь, возрождается почитание прославленной обители.
В селе Климатино в 25 км от г. Углича находится монастырское подворье. Нужно сохранить исторический Храм Успения Божией Матери, построенный тщанием прихожан в 1800 году и закрытым в 1925 году, в настоящее время — это одни стены, да и те, в аварийном состоянии. Местные жители уповают на Бога о его восстановлении, так как в город им добраться не по силам, да и транспорт ходит нерегулярно.
Просим сотворить святую милостыню:
— принять участие в восстановлении храма в селе Климатино, имевшего 4 предела: Успения Божией Матери, Покрова Божией Матери, святителя Николая, пророка Илии.
— принять участие в восстановлении храма в селе Воскресенское (подворье монастыря), имевшего 3 предела: Воскресение Словущего, Иверской иконы Божией Матери, св. Леонтия Ростовского.
— принять участие в восстановлении аварийных келейных корпусов, возвращенных монастырю.
Реквизиты для пожертвования:
Номер карты Сбербанка России 4279 7700 1009 0185
Настоятельница
Святые и подвижники благочестия
Праздники и чтимые даты
Святыни и святые источники
Храмы и Богослужения
В начале 1840-х гг. монастырем было приобретено соседнее имение купца Г.В. Буторина, где находились два дома и роскошный фруктовый сад с яблонями и грушами. С этим событием связана интересная история.
В книге А.Н. Ушакова рассказывается, что у игумении Еликониды (Муратовой) возникло намерение построить новый Богоявленский храм, но для него на территории монастыря не было места. Наиболее удобным для строительства оказывалась земля, занятая имением Буториных. Настоятельница через казначею мать Маргариту неоднократно обращалась с просьбой продать имение, но хозяевам было жалко расставаться с родовым домом и замечательным садом, кроме того, у них были три сына-наследника.
Казначея обращалась с предложением осенью, а зимой на сад в огромном количестве налетели вороны и галки. Птицы причиняли большое беспокойство хозяевам и соседям, и их не удавалось прогнать никаким способом. Весной Буторины увидели, что деревья высохли. Предпринимались попытки вновь насадить сад, но деревья не прижились. Тогда Г.В. Буторин, опасаясь, что несчастья могут перейти на него самого, сам предложил монастырю купить имение. При этом хозяйка вспомнила, что несколько раз видела, как три белых лебедя садились в одном и том же месте и подолгу не улетали.
19 октября 1843 г. на приобретенной территории был заложен новый Богоявленский теплый собор. Алтари его трех престолов были размещены в тех местах, где садились лебеди.
Строительство храма стало настоящим подвигом для насельниц монастыря. Обитель не обладала достаточными средствами для столь крупного строительства, не было крупных вкладов и помощи со стороны. Поэтому многие сестры сами занимались заготовкой бутового камня для фундамента, копали глину, формовали и обжигали кирпичи, привозили к месту строительства материалы, разрабатывали и пережигали известь. Среди них была и будущая настоятельница монастыря Измарагда (Воскресенская) (в то время монахиня Алевтина), проведшая семь лет на кирпичном заводе в одной версте от города. Другие монахини занимались сбором пожертвований, которые шли на наем рабочих. Со временем стали появляться вклады и приношения.
11 июня 1844 г. была начата каменная кладка собора, а в 1853 г. он был завершен. 17 октября архиепископом Евгением были освящены главный престол и правый придел в честь Толгской иконы Божией Матери, на следующий день 18 октября – левый придел в честь Николая Чудотворца и Иоанна Милостивого. Освящение последнего проводил архимандрит Никодим, впоследствии ставший епископом Енисейским и Красноярским.
Собор был выстроен по проекту крупнейшего русского архитектора Константина Андреевича Тона, построившего Храм Христа Спасителя в Москве, большое количество других зданий, соборов, церквей, создававшего альбомы типовых проектов для церковных и гражданских построек, занимавшегося реставрацией древних памятников.
Интерьер храма представляет собой обширный зал с четырьмя столбами, поддерживающими своды. Алтарные апсиды размещены за дополнительной парой столбов, заменяющих восточную стену четверика. С запада в храм ведет небольшое помещение паперти, над которой на втором этаже размещена ризница, куда ведет широкая и удобная внутристенная лестница. Под собором находится обширный подвал, который в основном имеет конструктивное значение, укрепляя основание здания. Он также мог использоваться в хозяйственных целях. Под северной апсидой собора размещалась часовня, где находилась почитаемая икона Божией Матери «Недремлющее око». В часовню был вход с Ростовской улицы, завершенный железным козырьком.
Богоявленский собор был теплым храмом монастыря, где богослужения совершались в зимнее время. Для отопления служили четыре огромные печи, облицованные белыми изразцами, сохранившиеся до настоящего времени. Две находятся у боковых стен в западной части четверика, другие две в промежуточных арках алтарей, за столбами.
Внутреннее убранство собора отличалось роскошью и богатством. Главное украшение составлял величественный четырехъярусный вызолоченный на полимент червонным золотом иконостас – один из лучших в городе. Он имел богатую тонкую резьбу, многие иконы были покрыты серебряными окладами. Небольшие иконостасы, выполненные в том же стиле, окружали четыре столба храмовой части. Для освещения храма использовалось огромное четырехъярусное паникадило, висевшее под центральным куполом. В соборе был пол, выложенный узорными чугунными плитами, солея отделялась железной решеткой, главный престол был покрыт серебряным облачением с позолотой. В храмовой части у правого переднего столба размещался вызолоченный футляр с плащаницей, над которым была бронзовая позолоченная сень, изящной отделки, изготовленная на петербургской ювелирной фабрике Верховцева, пожертвованная в 1871 г. У левого столба находилась резная вызолоченная сень, под которой размещалась гробница с частицами мощей разных святых, в том числе в отдельном ковчеге – святителя Иоанна Милостивого. Около правого столба находилось игуменское место с резной отделкой.
Интерьер храма был расписан известным угличским живописцем Дмитрием Григорьевичем Бурениным с сыном Павлом. Более вероятно, что собор расписывался при строительнице собора игумении Еликониде (Муратовой), т.е. до 1864 г.
Правая сторона храма была расписана на тему чудес от Толгской иконы Божией Матери, а левая – чудес святителей Николая Чудотворца и Иоанна Милостивого. В центре сводов, на куполе, размещается храмовая композиция «Богоявление», ниже на парусах, очевидно, были изображения Евангелистов. Над правым клиросом заметен сюжет «Коронование Божией Матери». На паперти росписи на тему Страшного Суда.
В настоящее время росписи собора находятся в плохом состоянии. Живопись верхней части стен и сводов большей частью осыпалась. Повсюду заметны утраты, потемнение и загрязнение.
Храм имел наружные росписи. Над западным входом в полукруглой нише размещалось изображение Богоявления Господня, защищенное застекленной рамой. 23 апреля 1888 г. в нишах алтарей были установлены выполненные на цинковых листах иконы Богоявления Господня, Явления Толгской иконы Божией Матери и Николая Чудотворца. В 1889 г. в тимпанах кокошников храма были также выполнены росписи на цинковых листах с изображением Пресвятой Троицы, Рождества Христова, Преображения Господня, Воскресения и Вознесения Господня, Воздвижения креста Господня, Благовещения пресвятой Богородицы и икон Богородицы Феодоровской и Иверской.
Иконы в алтарных нишах были утрачены, вскоре после закрытия храма, а росписи кокошников в значительно поврежденном состоянии, цинковые листы исчезли. Деревянные рамы, на которых они крепились, были сняты при ремонте фасадов в 2006 г.
Главы собора первоначально были полностью вызолочены – в таком виде храм, несомненно, производил очень сильное впечатление, сияющие купола возвышались над всем городом. Но на рубеже XIX-XX веков, не имея возможности поддерживать позолоту, главы были покрашены в голубой цвет и покрыты золотыми звездами. В таком виде, в значительно обветшавшем состоянии, они сохранялись до конца 1980-х гг., когда главы были отреставрированы и покрыты медными листами. Звезды были также изготовлены, но их не успели установить.