более развито левое полушарие мозга у девочек или мальчиков
Различия между мужским и женским мозгом
Доказано, что женский мозг примерно на 8-12 процентов меньше, чем мужской, что, впрочем, отнюдь не говорит о том, что представительницы слабого пола по природе глупее. Тем не менее разница существует. Некоторые вещи мужской и женский мозг воспринимают по-разному. Исследователи узнали, почему так происходит и в чем главное различие между мозгом мужчины и женщины.
Существуют ли различия
Веками не утихают споры о разнице мышления, поведения и восприятия ситуаций мужчинами и женщинами. Но если раньше дискуссии больше напоминали обвинения, за которыми ничего не стоит, то сегодня на данную тему можно серьезно полемизировать, основываясь на реальных научных фактах.
В своем большинстве межполовые различия между мужчиной и женщиной – это результат особенностей строения и работы головного мозга. Именно от него зависят когнитивные и поведенческие различия, присущи обоим полам. Было время, когда исследователи даже говорили о «поле» мозга. Сторонники данной теории утверждали, что мозг всех мужчин работает по обобщенной схеме, в то время как у серого вещества всех женщин есть своя унифицированная «программа».
Правда, со временем от этой теории пришлось отказаться. Все потому, что, как оказалось, в природе почти не существует чисто «женских» или чисто «мужских» типов мозга. Хотя тот факт, что «центр управления» у слабого и сильного пола имеет некие половые особенности, ученые не отрицают.
Международная группа исследователей в течение многих лет наблюдала за поведением почти 500 тысяч людей разного возраста, а также изучила примерно 2,5 тысячи снимков МРТ головного мозга мужчин и женщин в возрасте от 44 до 77 лет. Это позволило ученым сделать ряд потрясающих открытий. Специалистам удалось исследовать и измерить 68 разных участков центральной нервной системы. Результаты показали, что у женщин кора головного мозга, как правило, более толстая, чем у мужчин, зато у сильного пола мозг больше по размерам.
Вес и объем
Первая и самая очевидная отличительная черта между мужским и женским мозгом – это физиологическое строение органа. Во-первых, у мужчин он примерно на 100 г тяжелее, а также больше по объему. Правда, этот факт исследователи часто объясняют не столько особенностями самого органа, сколько общими физиологическими характеристиками человеческого тела.
Мужские тела в принципе больше и объемнее, нежели женские. Возможно поэтому и мозг у сильного пола более крупный. Как свидетельствуют данные современной науки, эта характеристика никак не влияет на когнитивные или другие способности. Вспомнить хотя бы мозг неандертальца. Он был куда весомее, чем у современного человека. Но делало ли это его умнее? Поэтому специалисты акцентируют, что для хорошей работы мозга важно не его объем и вес, а качество связей между нейронами.
Интересно и то, что разные части мужского и женского мозга также отличаются по параметрам. К примеру, у барышень больше по размерам правый лобный полюс, треугольная часть, нижняя и средняя лобные извилины, височная плоскость, передняя часть поясной извилины и левая парагиппокампальная, теменная покрышка, островковая кора, таламус, извилины Гешля, предклинье, а также боковая часть затылочной коры. У мужского пола по размерам больше гиппокамп, миндалины, задняя часть поясных и передняя часть парагиппокампальных извилин, височные полюса, скорлупа и некоторые области мозжечка.
Развитие полушарий
Наверное, многие знают, что левое полушарие головного мозга отвечает за рациональность мышления, логику и способность к анализу. Правое контролирует эмоции и интуицию. Оба они по-разному развиты у мужчин и женщин. Скорее всего, большинство из читающих эти строки подумали, что левая часть мозга больше развита у мужского пола, а правая – у женского. И ошиблись.
Полушария головного мозга у мужчин и женщин на самом деле развиты неодинаково. Еще в утробе матери у мальчиков более медленно развивается левое полушарие, но относительно быстро «набирает вес» правое. Специалисты предполагают, что так происходит из-за воздействия тестостерона. А вот у женщин в равной степени задействованы в работе обе полусферы. В результате дамам легче управлять навыками, характерными для левого полушария (вербальные умения, коммуникация), а у мужчин более развиты способности, которыми управляет правая часть мозга (активное действие, конкуренция).
Эта особенность строения головного мозга влияет на способность полов проявлять пространственные и социальные навыки. Мужчины больше ориентированы на развитие пространственного мышления, им легче воспринимать действительность и быстро координировать с ней свои действия. Строение женского мозга рассчитано на развитие социальных навыков, работу в аналитическом и интуитивном режиме, а также на мультизадачность (выполнение нескольких задач одновременно).
Разница существует и на клеточном уровне. В мозгу женщин нервные клетки располагаются плотнее друг к другу, нежели в мужском. И эта особенность имеет решающее значение, когда речь идет о скорости передачи сигналов между разными частями мозга. Кроме того, у мужчин более тесно «общаются» отдельные области внутри полушария, в то время как у женщин больше развиты межполушарные связи. Это объясняется тем, что у барышень правая и левая полусферы соединены более плотными нервными волокнами, чем у мужчин. Этот фактор влияет на особенности, о которых поговорим дальше.
Вербальные навыки
О том, что все женщины – большие любительницы поговорить, даже анекдоты слагают. Но как оказывается, желание поболтать у прекрасного пола заложено самой природой. И опять-таки все дело в особенностях строения ЦНС.
Мы уже говорили о том, что полушария мозга у представителей полов развиты неодинаково. Отсюда и различие в работе с вербальной информацией. Для «переваривания» услышанного женщины используют сразу оба полушария (в том числе и левое, ответственное за восприятие вербальной информации). Мужчинам свойственно делать это преимущественно правым.
К тому же (и об этом мы также уже говорили) оба полушария в женском организме связаны с помощью мощных нервных волокон, благодаря чему происходит более эффективный обмен информацией. В мужской голове для данной цели природа использовала более тонкие волокна. Кстати, именно особенностями строения волокон, связывающих полушария, врачи объясняют, почему женщины, как правило, легче восстанавливают вербальные навыки (речь) после перенесенного инсульта.
Эта же особенность конструкции мозга объясняет, почему мальчики начинают говорить и читать позже, нежели девочки.
Но почему природа решила, что вербальные навыки у обоих полов должны быть развиты неодинаково? Теорию, объясняющую эти различия, выдвинул американский психолог Дж. Леви. Согласно его гипотезе, причина всему – эволюционные процессы. Основная задача первобытного мужчины заключалась в охоте. А для этого ему жизненно важно было хорошо ориентироваться в пространстве, а не разговаривать.
Что касается женщины, то даже в каменном веке она была хранительницей домашнего очага, занималась детьми и создавала семейный уют. Было важно обмениваться опытом, решать вопросы с другими женщинами. И в этом ей помогали коммуникативные навыки, которые в ходе эволюции более усовершенствовались вместе с левым полушарием головного мозга.
Восприятие
Знаете ли вы, что у женщин более развиты слух, обоняние и вкусовые рецепторы? Зато мужчин (охотников по своей сути) природа наделила способностью лучше различать мелкие движущиеся объекты. И в этих различиях главную роль также сыграли особенности функционирования головного мозга.
Еще одно различие – разное восприятие цветов. Помните анекдот, где мужчина видит все платья синими, а для женщины это больше десятка принципиально разных оттенков? Так вот, не спешите смеяться над мужем, если в очередной раз он не увидит цветовых различий между двумя, скажем, красными вещами. Дело в том, что так устроен мужской мозг – он просто не воспринимает некоторые оттенки настолько остро, как женщины. Взять хотя бы оранжевый цвет. Любая барышня не только отчетливо рассмотрит среди цветовых пятен оранжевые, но и сможет распознать несколько апельсиновых оттенков. А вот для мужского мозга оранжевый цвет всегда выглядит больше как красный. Кроме того, сильному полу трудно улавливать разницу между оттенками желтого, синего и зеленого.
Стресс
Мужской и женский мозг по-разному реагируют на стресс. В состоянии эмоционального потрясения у мужчин активизируется левое полушарие, отвечающее за рациональное мышление, а правое на это время остается в состоянии спокойствия. Что касается женщин, то в стрессовых ситуациях у них, наоборот, активизируется правая часть мозга, отвечающая за эмоции.
По этой причине мужчины в состоянии стресса склонны запоминать детали самого происшествия, а женщины – эмоции, вызванные им. Кроме того, в ходе научного эксперимента было доказано, что барышни лучше запоминают события, вызвавшие у них всплеск эмоций. И в этом разгадка на вечный вопрос мужчин, почему женщины донимают их: «Как? Ты не помнишь, какой сегодня день?!». Все просто: причина не в том, что мужчина плохой и забыл о чем-то, просто его мозг по другой системе классифицирует события и воспоминания, связанные с ними.
Память
Кстати, о памяти. У большинства женщин она и вправду лучше, чем у мужчин. Но только до определенного возраста. После менопаузы, когда в женском организме снижается концентрация эстрогена, память резко ухудшается. С изменением гормонального фона женщины теряют свое превосходство над мужчинами в плане памяти, и в пожилом возрасте представители обоих полов идут «на равных». Кроме того, у женщин климактерического возраста снижается способность к обучению и усвоению новой информации, бывает трудно вспомнить то, что она знала и хорошо помнила раньше. Поэтому в пожилом возрасте дамы больше, чем мужчины подвержены когнитивным нарушениям, в том числе деменции.
В 2016 году исследователи выяснили, что женщины лучше мужчин проходят тесты на запоминание слов и знание языка. Но что самое интересное, в некоторых случаях эта способность женского мозга делает своей обладательнице медвежью услугу. Дело в том, что ранние стадии болезни Альцгеймера, как правило, диагностируют с помощью именно таких тестов – на запоминание слов. Вот и получается, что женский мозг, обладающий хорошей вербальной памятью, может маскировать начальную стадию болезни. По этой причине диагностировать раннюю стадию Альцгеймера у женщин намного сложнее, чем у представителей сильного пола.
Работа в коллективе
Исследования показали, что женщины и мужчины по-разному приспосабливаются к работе в коллективе. Представительницы прекрасного пола больше склонны к тому, что в шутку называют «дружить против кого-то». Женщины легко объединяются в группы, только в том случае если понимают, что за их поведением наблюдают другие женщины. В обычных условиях двум дамам бывает довольно сложно найти общий язык. Мужчинам работать в паре куда легче, хотя, как показывают исследования, сильный пол больше предрасположен работать в большом коллективе, нежели разбиваться на «группировки». Интересно и то, что если паре из мужчины и женщины приходится работать над одним проектом, то дама обычно настроена более дружелюбно и готова к мирному сотрудничеству, чего не скажешь о ее коллеге.
Кроме того, исследователи сопоставили активность головного мозга и эффективность работы в коллективе. Оказалось, что работоспособность мужчин и женщин регулируют разные группы нейронов, поэтому эффективность работы более высокая в однополых группах напарников. По сравнению с мужским, женский мозг способен быстрее и легче перестраиваться с одной задачи на другую. Сильному полу для переключения между делами требуется довольно много энергии и усилий, мужчинам трудно одновременно выполнять несколько задач.
Сексуальное поведение
Высказывание о том, что мужчины любят глазами имеет под собой вполне реальное научное обоснование. Мужской мозг запрограммирован так, что лучше воспринимает визуальные образы. Также хорошо на сильный пол воздействуют запахи. Вот и весь секрет, как завоевать расположение мужского пола.
Женский мозг настроен по-другому и склонен оценивать сексуального партнера комплексно. Эволюция позаботилась о том, чтобы женщина подсознательно выбирала пару, учитывая то, насколько здоровое потомство он может ей дать.
Наш мозг усыхает по-разному
Объем головного мозга – показатель не статический. С возрастом (примерно после 30 годов) орган начинает усыхать. За год человек может терять до 0,2 % от общего объема серого вещества. Таким образом, к 70 годам мозг может весить примерно на 200 г меньше, чем в 25-летнем возрасте. Но что интересно, у представителей разных полов мозг усыхает по-разному.
В 2016 году финские ученые в ходе исследования обнаружили, что женский мозг стареет быстрее, чем мужской. Причем эта тенденция сохраняется в течение всей жизни, начиная примерно с 35 лет. Специалисты определили, какие части головного мозга усыхают больше всего. Как оказалось, этот процесс у мужчин и женщин протекает по разным схемам.
Мужской мозг с годами теряет объемы преимущественно за счет усыхания лобной и височной доли органа. Они отвечают за эмоциональность и познавательные функции. Женский уменьшается за счет гиппокампуса и теменной доли, задействованных в визуальном и пространственном восприятии, функции памяти и изучения языков.
На сегодняшний день у специалистов нет единого мнения, как эти возрастные изменения влияют на общее состояние здоровья. Ученые предполагают, что именно эти трансформации являются причиной, почему женщины преклонного возраста более склонны к болезни Альцгеймера, а у мужчин чаще диагностируют недуг Паркинсона.
Так почему мы такие разные
Однозначного ответа, который бы объяснил, почему возникают различия между мужским и женским мозгом, не существует. Согласно одной из теорий, виной половые хромосомы. Но по мнению большинства исследователей, их роль в дифференциации полов далеко не самая главная. Более серьезное влияние на функционирование мозга играют гормоны – эстроген, прогестерон и андрогены. Также ученые соглашаются с тем, что то, каким будет мозг взрослого человека, во многом зависит от условий, в которых растет ребенок, а также от питания. Доказано и то, что структура мозга, его работоспособность в течение жизни могут меняться под воздействием неких внешних обстоятельств и опыта. Именно поэтому ученым трудно с точностью определить, какие из различий между мужским и женским мозгом врожденные, а какие приобретенные.
Современным исследователям о строении и работе головного мозга известно куда больше, чем их коллегам 150 и даже 50 лет тому назад. Но ученый мир соглашается: даже этой информации недостаточно, чтобы разгадать все тайны человеческого мозга. Исследования продолжаются, и кто знает, что обнаружат ученые в ближайшем времени: еще больше различий между мужским и женским мыслительным центром или, наоборот – факты, подтверждающие наше сходство.
Больше свежей и актуальной информации о здоровье на нашем канале в Telegram. Подписывайтесь: https://t.me/foodandhealthru
Более развито левое полушарие мозга у девочек или мальчиков
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Леворукие дети — почему они такие и какие психологические особенности имеют по сравнению с правшами?
Статья:
Леворукие дети — почему они такие и какие психологические особенности имеют по сравнению с правшами?
На самом деле это такие же дети, имеющие вескую причину для появления такой яркой и порой мешающей жить особенности.
Им непросто самостоятельно адаптироваться в современном мире, подстроенном под правшей, поэтому задача взрослых — помочь малышам в этом на начальном этапе жизни.
КТО ТАКИЕ ЛЕВШИ?
Самое главное, что должны понять родители не совсем обычных детей — они подарили жизнь особенному ребенку и в этом их огромное везение! Левша — это эмоциональный, доверчивый, искренний человек, у которого на генетическом уровне развиты способности к творчеству. Желание ближе познакомиться с миром творчества малыши проявляют с самого раннего возраста.
Принято считать, что леворукость — это нормальное явление.
Главное — своевременная диагностика, ведь до пяти лет у детей очевидные признаки леворукости проявляются недостаточно ярко.
С года до полутора лет обычный здоровый ребенок не обращает внимания на то, какая рука у него является ведущей, когда берет ложку, чашку или игрушку. Между тем, если измерить их силовые показатели, то у правшей в правой руке они будут выше, чем в левой. Если не акцентировать внимание крохи на том, какой рукой он ест, рисует, играет, то вполне может получиться так, что малыш, когда вырастет, с одинаковым успехом сможет управлять как левой, так и правой рукой.
Важно понимать, что леворукость — это ни в коем случае не патология и не отклонение от нормы. А значит, леворукие дети не нуждаются в том, чтобы их переучивали управляться правой рукой. Отмечено, что малыши, которых с детства пытались переучить, быстро уставали, теряли аппетит, страдали головными болями и нарушениями сна, в некоторых случаях даже заикались. Все это указывает на то, что для ребенка такие меры были серьезным стрессом и его сознание оказывало им активное сопротивление.
Психические особенности левшей
Леворукие дети имеют свои психологические особенности, но они являются просто результатом своеобразного функционирования мозга. Обычно такие малыши более чуткие, возбудимые, впечатлительные, не всегда способны контролировать собственные эмоции, что приводит к проявлению неуравновешенности и перепадам настроения.
Очень может быть, что левша начнет говорить несколько позже ровесников, кроме того, до определенного возраста у него будут возникать затруднения с определением правой и левой сторон. На занятиях у таких детей могут возникнуть определенные сложности, о которых подробнее будет сказано ниже. В некоторых случаях леворукие дети производят впечатление медлительных и долго думающих.
Означает ли все это, что малышу уготована участь ученика и человека со средними успехами? Конечно же, нет. Даже испытывая временные трудности в учебе, малыш очень скоро научится с ними справляться, адаптируется в обществе и проявит себя как вполне успешная и перспективная личность. Для этого ему, правда, придется немало потрудиться.
Вместе с их некоторыми особенностями, малыши с ведущей левой рукой имеют неординарную фантазию, отлично развитое образное мышление, четко выраженные пристрастия, артистические способности. Обычно леворукие дети спокойно относятся к материальной стороне жизни и больше внимания уделяют ее творческой стороне. Такой малыш не даст скучать окружающим его людям никогда!
Нужна ли левше помощь?
Конечно же, дети, преимущественно использующие в качестве ведущей левую руку, имеют некоторые психологические особенности и нуждаются в помощи взрослых, хотя бы на в период становления их как личностей и в начале обучения.
Очень важно будет подобрать специально адаптированное для левши оборудование: письменный стол, принадлежности для письма и рисования.
Кроме того, нужно будет беседовать с ребенком о том, что левая рука вместо правой в качестве ведущей — это не увечье, а всего лишь особенность, которая в жизни может быть даже полезной.
Ребенок должен понимать, что он ничем не хуже других детей, а в чем-то их даже превосходит. Повзрослевшим детям в качестве подтверждения своих слов можно привести примеры известных личностей, которые также были леворукими, при этом добились мирового признания. Это Александр Пушкин, Альберт Эйнштейн, Майкл Джексон и многие другие. Интернет вам в помощь – вы можете найти знаменитых левшей, наверно, в любой сфере деятельности, и если вы приведете такие примеры из области интересов ребенка, это станет для него дополнительным мотиватором развития.
Причины леворукости
Причины, в связи с которыми дети становятся леворукими, самые разные. Чаще всего это:
Итак, наиболее частая причина — это все-таки наследственность. На сегодняшний день пока не известны принципы передачи леворукости, но можно точно сказать, что в семьях, где хотя бы один из родителей левша, леворукие дети рождаются чаще всего. В подавляющем большинстве случаев генетические левши не имеют каких-либо нарушений в развитии, развиваются так же, как и все остальные дети, и отличаются от них лишь этой особенностью.
Так называемое компенсаторная леворукость имеет прямое отношение к повреждениям мозга – чаще всего левого полушария. Так как за работу правой луки отвечает именно левое полушарие, то в случае повреждений в его области функции, присущие ему, может взять на себя правое.
В результате дети становятся леворукими сначала в процессе выполнения бытовых действий, а затем и во время обучения (рисования, письма и т.д.). У таких детей часто можно наблюдать отклонения в развитии речи и моторики. Но леворукость в данном случае не является их причиной или следствием, эти отклонения – результат сбоев в работе определенных участков мозга.
Третий тип леворукости у праворуких от рождения детей – вызванная травмой или стремлением перенять леворукость от друзей или близких.
И еще один вариант леворукости — с приставкой «псевдо». К пяти годам у детей уже отмечается доминирование одного из двух полушарий мозга. При этом у некоторых малышей отмечается такая особенность мозга, которая становится причиной атипии психического развития, что становится преградой для формирования межполушарного взаимодействия. Чаще всего такие дети одинаково хорошо пользуются обеими руками.
Отсутствие межполушарного взаимодействия — единственная причина, которая прямо не может влиять на развитие леворукости. Поэтому при ее своевременной диагностике можно будет поработать с ребенком над развитием праворукости.
Кроме того, можно отметить, что леворуким ребенок может стать не на физическом, а на психологическом уровне – «скрытым левшой»: когда ребенок имеет все признаки левши, при этом основной у него остается правая рука. У таких людей доминирующим является правое полушарие.
Сравнительная характеристика левши и правши
На сегодняшний день существует несколько основных мнений относительно способностей, которыми обладают леворукие дети по сравнению с праворукими. Одно из мнений основано на том, что нервно-психическая деятельность левшей значительно хуже, чем у правшей. Другой взгляд состоит в том, что способности у детей с доминирующей правой и левой рукой не отличаются ни в худшую, ни в лучшую сторону.
Есть и третье мнение. Согласно ему, леворукие дети имеют высокие по сравнению с правшами показатели нервно-психической деятельности и способны на ускоренную адаптацию к условиям внешнего мира. Историческими личностями, подтверждающими это убеждение, являются Юлий Цезарь, Александр Македонский, Леонардо да Винчи и другие.
Все три мнения касательно особенностей леворуких детей имеют право на существование, и все они отвечают главным концепциям появления леворукости, дополняя друг друга.
Считается, что связи между полушариями мозга у левшей не такие прочные, как у правшей, поэтому, возможно, они себя более активно проявляют в творчестве, ведь их мышление не ограничено жесткими рамками. Другой же стороной медали является замедленное формирование основных навыков, которые требуют активного взаимодействия между собой двух полушарий мозга.
Леворукие дети демонстрирует повышенное количество психофизиологических характеристик, и это доказанный факт. Кроме того, стоит поговорить о способности детей с доминирующей левой или правой рукой реагировать на запахи. Так, например, левши способны с максимальной точностью оценить неприятные запахи. Правши же остаются более чувствительными к приятным запахам и положительным эмоциям.
Таким образом, для левшей характерен пессимистичный настрой, тогда как правшам более свойственно оставаться оптимистами.
Обучение леворуких детей в школе: основные проблемы
Психологи уверяют, что дети с доминирующей левой рукой имеют определенные сложности в процессе обучения в школе, как минимум, большие, чем дети-правши. Чаще всего левши сталкиваются с проблемами в процессе обучения чтению, письму и счету — навыкам, которые требуют полноценного зрительного восприятия. Определенные нарушения этого восприятия, наряду с нарушениями зрительно-моторной координации и зрительной памяти, приводят к образованию таких проблем:
Отдельным пунктом стоит рассмотреть одну из основных проблем обучения ребенка-левши в школе: его переучивание. Как уже отмечалось выше, этот процесс негативным образом сказывается на общем психическом и физическом состоянии малыша.
Родителям стоит вмешаться, если переучивание имеет место в случае с их ребенком, поступившем в школу, и объяснить учителю, что дело не только в левой ведущей руке, но и в особенностях функционирования полушарий мозга.
Намеренное переучивание может стать причиной нарушения речи, эмоциональной подавленности ребенка. Неутешительной является статистика, подтверждающая тот факт, что каждый третий школьник с заиканием — это переученный в свое время левша.
Леворукие дети достаточно часто страдают неврозами, и этот вопрос продолжает глубоко изучаться по сегодняшний день.
Малыши действительно истощают себя перманентными школьными страхами (бояться осуждения одноклассников, учителей), но лишь в случаях, когда родители проявляют повышенную тревожность в отношении их леворукости.
Как помочь адаптироваться леворуким детям?
Из всего вышесказанного можно сделать вывод: менять то, что заложено природой, противоестественно, поэтому самое правильное решение — помочь леворуким детям приспособиться к условиям окружающего мира.
В странах СНГ пока не разрабатываются методики обучения левшей письму и чтению, по крайней мере в государственных школах. Отсутствуют такие методики и на уроках труда и искусства. Именно поэтому у леворуких детей не остается другого варианта, кроме как приспособиться к праворукому миру. Чтобы упростить им эту задачу, взрослые могут:
В заключение отметим, что психологические и некоторые физические особенности леворуких детей не должны считаться странностями или дефектами. Левша — это такой же полноценный член общества, как и правша. Более того, он имеет все возможности, чтобы развить свои порой нетрадиционные способности, если взрослые окажут посильную помощь, обеспечат поддержку и понимание.