большим мезоциклом технологии обучения является
17.2. Типы мезоциклов и особенности их построения
При рассмотрении типов и особенностей построения мезоциклов следует учитывать, какие основные задачи надо решить в них для формирования нужного относительно устойчивого кумулятивного эффекта. К сожалению, при обосновании особенностей построения этих структурных образований авторы альтернативных концепций организации тренировочного процесса используют несколько отличающуюся терминологию. Однако учет специфических особенностей разделения тренировочного процесса в различных моделях построения годичных циклов подготовки на этапы, обеспечивающие специфические особенности развития, сохранения и утраты спортивной формы, позволяет выделить типы мезоциклов, решающих определенные специфические задачи подготовки: втягивающий; базовый или развивающий; специально-подготовительный, или моделирующий; предсоревновательный (подводящий); соревновательный; восстановительный.
Основной задачей втягивающего мезоцикла является постепенное подведение спортсменов к предельным объемам выполнения специфической тренировочной работы. Втягивающие мезоциклы обычно образуются несколькими микроциклами с постепенно возрастающей нагрузкой (с 20–30 до 60–70 % от планируемой в ударных микроциклах). Это обеспечивается использованием определенных упражнений, методикой их сочетания, использованием дополнительных факторов и условий, направленных на постепенное повышение нагрузки, а также активизацией восстановительных процессов в системах, определяющих различные стороны подготовленности спортсменов.
Следует учитывать, что втягивающие мезоциклы встречаются только в «классической» модели, разработанной Л. П. Матвеевым, и в модели Ю. В. Верхошанского. Причем Л. П. Матвеев рекомендует использовать мезоцикл такого типа не всегда, а только в некоторых случаях – в начале очередного цикла подготовки, после вынужденных или запланированных длительных перерывов в тренировочном процессе, после болезни, травмы, рождения ребенка или других подобных случаях. Чаще бывает достаточным в начале очередного макроцикла включить в тренировочный процесс 1–2 втягивающих микроцикла.
В базовых, или развивающих, мезоциклах планируется основная работа по повышению функциональных возможностей систем организма, совершенствованию физической, технической, тактической и психической подготовленности. Тренировочная программа в них характеризуется использованием занятий с большим суммарным объемом работы.
В мезоциклах такого типа специалисты рекомендуют использовать нагрузки с различной направленностью и величиной. Так, в модели Л. П. Матвеева выделяются общий базовый и общий развивающий мезоциклы, в которых рекомендуется использовать преимущественно средства общей и вспомогательной подготовки, осваиваемые так, чтобы не допускать длительных периодов недовосстановления. В модели Ю. В. Верхошанского мезоциклы такого типа используются на этапе специальной физической подготовки (включает серию однонаправленных мезоциклов), основанных преимущественно на средствах специальной подготовки, реализуемых в режиме длительного периода недовосстановления. В модели А. П. Бондарчука их место на этапе развития спортивной формы, в котором рекомендуется использовать средства как общей, так и специальной подготовки, которые в большей степени лимитируют дальнейшее совершенствование спортивного мастерства. В модели В. Б. Иссурина к ним следует отнести накопительный и трансформирующий мезоциклы. А при «блочном» построении годичного цикла, рекомендуемом В. Ф. Тарановым, к базовым мезоциклам следует отнести функциональный, силовой, скоростно-силовой и скоростной «блоки» подготовки, в которые в соответствии с их основными задачами могут быть использованы средства как общей, так и специальной подготовки.
Базовые мезоциклы составляют основу подготовительного периода или периода развития спортивной формы, а в продолжительном соревновательном периоде включаются с целью восстановления несколько утраченных физических качеств и двигательных навыков.
В отдельных рекомендуемых моделях мезоциклов используемые средства могут иметь направленность на преимущественное развитие определенных сторон подготовленности (блок «повышения аэробной мощности» или «силовой подготовки» по Ю. В. Верхошанскому, или «накопительные» и «трансформирующие» мезоциклы по модели В. Б. Иссурина). В других моделях широко используются базовые мезоциклы, в которых параллельно (комплексно) решаются все основные задачи специальной и общей подготовки (модели Л. П. Матвеева или А. П. Бондарчука).
В базовых, или развивающих мезоциклах объем тренировочной работы достигает максимальных величин. При этом микроциклы, входящие в мезоциклы такого типа, включают достаточно много занятий с большими нагрузками. Вместе с тем для достижения необходимой динамики кумулятивного эффекта при сочетании различных микроциклов в мезоциклах такого типа очередной микроцикл может начинаться на фоне полного восстановления (такое сочетание предполагается в модели А. П. Матвеева) или на фоне выраженного утомления (такое состояние характерно для модели Ю. В. Верхошанского).
В. Н. Платонов (1997, 2004) отмечает, что продолжительная работа с большими нагрузками, выполняемыми на фоне недовосстановления, способствует мобилизации возможностей функциональных систем организма, предъявляет высокие требования к психической сфере спортсмена. Однако для получения положительного эффекта необходимо умение сочетать большие величины нагрузки с оптимальным восстановлением. Чем большие мобилизационные резервы необходимо использовать организму при выполнении тренировочной или соревновательной нагрузки, тем продолжительнее должен быть период восстановления после нее. Иногда для этого требуется 1–3 и более восстановительных микроциклов с небольшими по величине нагрузками. В модели Ю. В. Верхошанского рекомендуется после достаточно длительного этапа подготовки на фоне неполного восстановления (этап специальной физической подготовки) проводить целый мезоцикл, построенный по типу восстановительного (этап технической подготовки). Вместе с тем В. Н. Платонов (1992, 2004, 2013) отмечает, что в тренировке юных спортсменов на более ранних этапах многолетней подготовки режим нагрузок, приводящий к длительному периоду недовосстановления, противопоказан.
Специально-подготовительные, или моделирующие, мезоциклы в основном решают задачи становления основных компонентов соревновательной деятельности. В мезоциклах такого типа решаются задачи трансформации (применительно к специфике соревновательной деятельности) возможностей спортсменов, достигнутых в предыдущих мезоциклах. В них осуществляется интегративная подготовка на основе широкого применения соревновательных и специально-подготовительных упражнений, максимально приближенных к соревновательным. При этом обеспечивается более полная реализация накопленного двигательного потенциала в соревновательном упражнении.
Мезоцикл такого типа используется на этапе специальной подготовки подготовительного периода (по модели Л. П. Матвеева). В модели Ю. В. Верхошанского он представлен как этап «технической подготовки». При «блочной» модели построения тренировки выделяются специальные «моделирующие» блоки. В. Н. Платонов считает целесообразным при многоцикловом планировании годичной подготовки от цикла к циклу увеличивать продолжительность специально-подготовительных мезоциклов при параллельном уменьшении продолжительности и количества базовых.
Предсоревновательный, или подводящий, мезоцикл предназначен для окончательного становления спортивной формы за счет устранения отдельных недостатков, выявленных в ходе подготовки спортсмена, совершенствования его технического мастерства. Особое место при реализации задач мезоцикла этого типа занимает целенаправленная психическая и тактическая подготовка, а также обеспечение восстановления после предшествующей напряженной подготовки, создание условий для завершения формирования реакций адаптации. Важное место отводится моделированию режимов предстоящих соревнований. Для таких мезоциклов характерна высокая интенсивность тренировочного процесса. Вместе с тем происходит постепенное снижение нагрузок по мере приближения к соревнованиям за счет существенного снижения объемов выполняемых упражнений. Использование мезоциклов такого типа характерно при построении тренировки по моделям Л. П. Матвеева и Ю. В. Верхошанского. В модели В. Б. Иссурина такой мезоцикл носит название «реализационного», в модели В. Ф. Таранова – «моделирующего».
По модели А. П. Бондарчука, соревновательное упражнение должно быть использовано на протяжении всего этапа развития и сохранения спортивной формы, и выделение отдельного этапа моделирования соревновательной деятельности не предусматривается.
Соревновательный мезоцикл, или этап сохранения спортивной формы, предназначен для оптимизации возможностей максимальной реализации накопленного двигательного потенциала в условиях соревнований. Такой мезоцикл планируется в период проведения серии спортивных соревнований. В этом мезоцикле снижается объем общей тренировочной нагрузки при преобладании целостного выполнения соревновательного упражнения или отдельных его элементов. Нагрузка большинства занятий имеет среднюю или малую величину. Отдельные занятия с большими или значительными нагрузками могут планироваться в случае, если промежуток между соревнованиями составляет 8–10 дней. Структура мезоцикла определяется спецификой вида спорта, особенностями календаря стартов и реализуемой модели тренировочного процесса, квалификацией и уровнем подготовленности спортсмена.
При продолжительном соревновательном периоде реализуется несколько соревновательных мезоциклов, причем по модели Л. П. Матвеева при больших временны?х интервалах между соревнованиями рекомендуется в эти интервалы включить базовый мезоцикл специальной направленности, а при «блочной модели» проводить блоки для устранения выявленных недостатков в подготовленности (скоростно-силовой, скоростной или моделирующий). Для сохранения высокого уровня спортивной формы по модели, предлагаемой А. П. Бондарчуком, необходимо через 3–4 недели заменить некоторые средства подготовки.
Восстановительный мезоцикл чаще всего составляет основу переходного периода (по Л. П. Матвееву), этапа утраты спортивной формы (по А. П. Бондарчуку) или организуется специально после напряженной серии соревнований. В его рамках проводятся комплексы упражнений, способствующих активизации восстановительных процессов, эмоциональной разрядке; иногда используются упражнения, направленные на устранение проявившихся недостатков, не являющихся главными для данного вида спорта. Соревновательные и специально-подготовительные упражнения почти полностью исключаются из занятий.
В. Н. Платонов (2013) считает целесообразным различать восстановительно-подготовительные и восстановительно-поддерживающие мезоциклы. Восстановительно-подготовительные мезоциклы используются после участия в серии напряженных соревнований. В этих случаях мезоцикл начинается с микроцикла с невысокой нагрузкой и значительным объемом восстановительных упражнений. Затем нагрузка постепенно увеличивается. Ее направленность обусловливается необходимостью устранения недостатков в подготовленности, выявленных в ходе соревнования. Восстановительно-поддерживающий мезоцикл предусматривает физическое и психическое восстановление после нагрузки предшествующего мезоцикла и тренировку поддерживающего характера, не допускающую существенной деадаптации в отношении различных составляющих подготовленности спортсмена.
Вместе с тем при организации подготовки по модели, предложенной Ю. В. Верхошанским, на этапе технической подготовки, построенном по типу восстановительного мезоцикла, рекомендуется наряду с упражнениями ОФП, способствующими активизации восстановительных процессов, использовать специально-подготовительные и соревновательные упражнения, способствующие в рамках технического совершенствования реализации возрастающего уровня специальной физической подготовленности. Кроме того, на данном этапе рекомендуется выполнять упражнения, помогающие воспитанию скоростных возможностей.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Российский государственный социальный университет
Рубежный контроль 4
по дисциплине « Теория и методика физической культуры и спорта »
Мезоцикл – как система микроциклов
(тема практического задания)
Мегей Павел Романович
Оглавление
Введение
В физической культуре и спорте у спортсменов и спортсменов высокой квалификации идет многолетний процесс спортивной подготовки.
Спортивная подготовка – это целесообразное использование знаний, средств, методов и условий, позволяющее направлено воздействовать на развитие спортсмена и обеспечить необходимую степень его готовности к спортивным достижениям.[2] Спортивная подготовка идет как многолетний процесс разделенный на циклы. В спорте высоких достижений выделяют 3 вида циклов. Исходя из выбранной темы в данной работе рассматриваются только 2 цикла и их структура.
Следует отметить, что в отдельных видах спорта нет четких границ между стадиями и этапами многолетнего процесса, как и строгих временных рамок. Преимущественная направленность в выборе тренировочного процесса на этапе многолетней подготовки определяется с учетом сенсетивных периодах развития физических качеств.
Нагрузка – это воздействие физических упражнений на организм спортсмена, вызывающие активную реакцию его функциональных систем.[1]
Микроциклы создающие систему выражены в физической культуре как отдельные виды циклов. В спорте высоких достижений используют циклы для подготовки к соревнованиям или для восстановления и т.д.
В работе разобраны маленькие и средние циклы (Микроцикл и мезоцикл.), каждый цикл имеет свои особенности и меняет восприятие организма к воздействию на него.
Общие понятия
В процессе построения спортивной подготовки целостность тренировочного процесса обеспечивается на основе определенной структуры, которая представляет собой относительно устойчивый порядок объединения компонентов ( подсистем, сторон и отдельных звеньев), их закономерное отношение друг с другом и общую последовательность.
В подготовке спортсменов высокой квалификации можно выделить 3 цикла спортивной подготовки:
Мезоцикл – Это средний тренировочный цикл продолжительностью от 2 до 6 недель. Включающий относительно законченный ряд микроциклов.
Макроцикл – Это большой тренировочный цикл типа полугодичного, годичного, многолетнего, связанный с развитием, стабилизации и временной утратой спортивной формы и включающий законченный ряд периодов, этапов, мезоциклов
Микроцикл является важным компонентом спортивной подготовки, за счет микроциклов строятся определенные системы подготовки спортсмена в мезоцикле.
Микроцикл.
Рассмотрим микроцикл внешние признаки.
— Наличие двух фаз в его структуре – стимуляционной фазы (кумулятивной) и восстановительной фазы (разгрузка и отдых).
— Часто окончание микроциклов связанно с восстановительной фазой, хотя она встречается и в середине его.
— Регулярная повторяемость в оптимальной последовательности занятий разной направленности, разного объема и разной интенсивности.
С помощью анализа тренировочного процесса можно выделить направления тренировочных микроциклов:
1.Втягивающие микроциклы характеризуются невысокой суммарной нагрузкой и направленны на подведение организма спортсмена к напряженной тренировочной работе.[5]
Базовые микроциклы (общеподготовительные) – характеризуется большим суммарным объемам нагрузок.
3. Контрольно – подготовительный микроцикл – делятся на специально подготовительные и модельные.
Подводящие микроциклы – Содержание в этих ммикроциклах может быть разнообразным. Оно зависит от системы подведения спортсмена к соревнованиям, особенностей его подготовки к главным стартам на заключительном этапе.
Восстановительные микроциклы обычно завершают серию напряженных базовых, контрольно – подготовительных микроциклов.
Соревновательные микроциклы – имеют основной режим, соответствующий программе соревнований.
Мезоциклы
Мезоциклы определяются по внешним признакам:
— Повторное воспроизведение ряда микроциклов единой последовательности либо чередование различных микроциклов в определенной последовательности
— Смена одной направленности микроциклов другими характеризует и смену мезоцикла.
— Заканчивает мезоцикл восстановительными (разгрузочным) микроциклом, соревнованиями или контрольным испытанием.
Анализируя тренировочный процесс можно выделить определенное число типовых мезоциклов:
Втягивающий мезоцикл – их задача – подведение спортсменов к эффективному выполнению специфической тренировочной работы.[4]
Базовые мезоциклы – в них планируется основная работа по повышению функциональных возможностей основных систем организма, совершенствованию физической, технической, тактической и психической направленности.
Контрольно – подготовительные мезоциклы – особенностью является применение соревновательных и специально – подготовительных упражнений.
Предсоревновательные мезоциклы – предназначены для окончательного становления спортивной формы за счет устранения недостатков в ходе подготовки спортсмена.
Соревновательный мезоцикл – Их структура определяется спецификой видов спорта, особенностями спортивного календаря, квалификацией и уровнем подготовленности спортсмена.
Восстановительный мезоцикл – составляет основу переходного период и организуется специально после напряженной серии соревнований.
Мезоцикл – как система микроциклов.
Мезоцикл и микроцикл влияют на многолетний процесс спортивной подготовки от новичка до высот мастерства может быть представлен в виде последовательно чередующихся больших стадий, включающие отдельные этапы многолетней подготовки, связанные с возрастными и квалификационными показателями спортсменов.
Исходя из наших знаний о микроциклах и мезоциклах можно построить систему. При создании системы тренировок стоит понимать, что четкой границы между этапами не существует.
Микроциклы разного типа служат, образно говоря, строительными блоками, из которых складываются мезоциклы. Один мезоцикл образует систему который включает в себя как минимум две системы микроциклов. В большинстве своем мезоциклы содержат от 3 до 6 микроциклов и имеют общую продолжительность близкую к месячной. Представим систему которые образуют микроциклы в таком порядке: Ординарный – ударный – восстановительный, а затем эта же совокупность микроциклов повторяется в том же порядке, то значит, это два мезоцикла одного и того же типа. Если же наблюдается смена совокупностей микроциклов в такой, например, системы: Ординарный – ударный – восстановительный, а за тем подводящий – соревновательный – восстановительный, то здесь тоже два мезоцикла, но разного типа.
Выводы
При выполнении данной работы прослеживается две системы мезоциклов, которые состоят из повторяющихся или совершенно разных микроциклов.
Стоит понимать что, систему которую образуют микроциклы каждый спортсмен или высококвалифицированный спортсмен подбирает под себя и под задачи которые нужно решать таким мезоциклом.
Мезоцикл может иметь форму двух одинаковых систем микроциклов, так же в показан мезоцикл который имеет две разные системы микроциклов. Из этого следует, что мезоциклы могут быть разнообразны в зависимости от подбора микроциклов, и нужного результата за определенное время отведенное на него: подготовка к соревнованиям, восстановление и т.д.
Мезоцикл в системе микроциклов зависит от масштаба времени, в пределах которого протекает тренировочный процесс.
При построении системы следует учитывать про сенсетивные (чувствительные) периоды развития росто – весовых показателей и физических качеств детей школьного возраста или рассматривать их как начинающих спортсменов.
Так же мы можем сказать, что структура мезоциклов закономерно видоизменяется в процессе тренировки прежде всего в зависимости от содержания подготовки спортсмена по этапам и периода большого тренировочного цикла.
Список используемых источников
Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения. – К.: Олимпийская литература, 2004 – 808 с. Библиогр.: 1068 назв. Ил. 522. Табл. 206
М.Л. Виленский, А.И. Зайцев. Физическая культура студента: Учебник/ Под ред. В.И. Ильинича М.: Гардарики, 2000. – 488 с.
Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. Пособия для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 480 с.
Тхоревский В.И. Теория и методика фитнес тренировки:Авторская редакция Ассоциация профессионалов фитнеса, 2000. – 181с.
Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. Пособие для студ.высш.учеб.заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – 4 – е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 480с.
Лекция 20. Построение мезоциклов в спортивной тренировке
1. Мезоцикл как система микроциклов.
2. Факторы, влияющие на построение мезоциклов.
1.Характеристика мезоцикла
Построение тренировочного процесса на основе мезоциклов позволяет систематизировать его в соответствии с главной задачей периода или этапа подготовки, обеспечить оптимальную динамику тренировочных и соревновательных нагрузок, целесообразное сочетание различных средств и методов подготовки, соответствие между факторами педагогического воздействия и восстановительными мероприятиями, достичь преемственности в воспитании различных качеств и способностей. Внешними признаками мезоцикла являются: 1) повторное воспроизведение ряда микроциклов (обычно однородных) в единой последовательности либо чередование различных микроциклов в определенной последовательности. При этом в подготовительном периоде они чаще повторяются, а в соревновательном чаще чередуются; 2) смена одной направленности микроциклов другими характеризует и смену мезоцикла; 3) заканчивается мезоцикл восстановительным (разгрузочным) микроциклом, соревнованиями или контрольными испытаниями.
2.Типы мезоциклов
Анализ тренировочного процесса в различных видах спорта позволяет выделить определенное число типовых мезоциклов: втягивающих, базовых, контрольно-подготовительных, предсоревновательных, соревновательных, восстановительных.
Базовые мезоциклы. В них планируется основная работа по повышению функциональных возможностей основных систем организма, совершенствованию физической, технической, тактической и психической подготовленности. Тренировочная программа характеризуется использованием всей совокупности средств, большой по объему и интенсивности тренировочной работой, широким использованием занятий с большими нагрузками. Базовые мезоциклы составляют основу подготовительного периода, а в соревновательный включаются с целью восстановления физических качеств и навыков, утраченных в ходе стартов.
Контрольно-подготовительные мезоциклы. Характерной особенностью тренировочного процесса в этих мезоциклах является широкое применение соревновательных и специально подготовительных упражнений, максимально приближенных к соревновательным. Эти мезоциклы характеризуются, как правило, высокой интенсивностью тренировочной нагрузки, соответствующей соревновательной или приближенной к ней. Они используются во второй половине подготовительного периода и в соревновательном периоде как промежуточные мезоциклы между напряженными стартами, если для этого имеется соответствующее время.
Предсоревновательные (подводящие) мезоциклы предназначены для окончательного становления спортивной формы за счет устранения отдельных недостатков, выявленных в ходе подготовки спортсмена, совершенствования его технических возможностей. Особое место в этих мезоциклах занимает целенаправленная психическая и тактическая подготовка. Важное место отводится моделированию режима предстоящего соревнования.
Общая тенденция динамики нагрузок в этих мезоциклах характеризуется, как правило, постепенным снижением суммарного объема и объема интенсивных средств тренировки перед главными соревнованиями. Это связано с существованием в организме механизма «запаздывающей трансформации» кумулятивного эффекта тренировки, который состоит в том, что пик спортивных достижений как бы отстает по времени от пиков общего и частных наиболее интенсивных объемов нагрузки. Эти мезоциклы характерны для этап непосредственной подготовки к главному старту и имеют важное значение при переезде спортсменов в новые контрастные климатогеографические условия.
Соревновательные мезоциклы. Их структура определяется спецификой вида спорта, особенностями спортивного календаря, квалификацией и уровнем подготовленности спортсмена. В большинстве видов спорта соревнования проводятся в течение всего года на протяжении 5-10 месяцев. В течение этого времени может проводиться несколько соревновательных мезоциклов. В простейших случаях мезоциклы данного типа состоят из одного подводящего и одного соревновательного микроциклов. В этих мезоциклах увеличен объем соревновательных упражнений.
Восстановительный мезоцикл составляет основу переходного периода и организуется специально после напряженной серии соревнований. В отдельных случаях в процессе этого мезоцикла возможно использование упражнений, направленных на устранение проявившихся недостатков или подтягивание физических способностей, не являющихся главными для данного вида спорта. Объем соревновательных и специально подготовительных упражнений значительно снижается.
3.Сочетание микроциклов в мезоцикле
Исходя из задач, поставленных в мезоцикле, в тренировке спортсменов могут применяться микроциклы, средства и направленность которых способствуют преимущественно повышению уровня отдельных сторон специальной подготовленности, осуществлению интегральной подготовки или восстановлению и созданию условий для протекания адаптационных процессов после больших суммарных нагрузок предыдущих микроциклов.
Сочетание и суммарная нагрузка микроциклов в мезоциклах во многом зависит от этапа многолетней подготовки. Идентичные по направленности мезоциклы на более ранних этапах многолетней подготовки, по сравнению с этапом максимального использования индивидуальных возможностей, характеризуются не только меньшим суммарным объемом работы, несколько иной направленностью, содержанием и т.п., но и меньшей нагрузкой отдельных микроциклов, более щадящим режимом работы (см.табл.10).
Подбор микроциклов различных типов, их суммарная нагрузка, особенности сочетания определяются также типом мезоцикла (см.табл.11).