боровск храм михаила архангела в красном

1-е Боровское Благочиние

Официальный сайт. Калужская Епархия. Русская Православная Церковь.

боровск храм михаила архангела в красном. Смотреть фото боровск храм михаила архангела в красном. Смотреть картинку боровск храм михаила архангела в красном. Картинка про боровск храм михаила архангела в красном. Фото боровск храм михаила архангела в красном

боровск храм михаила архангела в красном. Смотреть фото боровск храм михаила архангела в красном. Смотреть картинку боровск храм михаила архангела в красном. Картинка про боровск храм михаила архангела в красном. Фото боровск храм михаила архангела в красном

Приходы благочиния

боровск храм михаила архангела в красном. Смотреть фото боровск храм михаила архангела в красном. Смотреть картинку боровск храм михаила архангела в красном. Картинка про боровск храм михаила архангела в красном. Фото боровск храм михаила архангела в красном

Храм в честь Архангела Михаила в с. Красное

боровск храм михаила архангела в красном. Смотреть фото боровск храм михаила архангела в красном. Смотреть картинку боровск храм михаила архангела в красном. Картинка про боровск храм михаила архангела в красном. Фото боровск храм михаила архангела в красномСтарый деревянный храм был построен в 1774 г. Храм каменный с приделом в честь Николая Чудотворца была заново построена в 1910 г. Иваном Васильевичем Зембулатовым и родственниками: Владимиром, Дмитрием, Петром Дмитриевичем, Николаем Владимировичем и Владимиром Николаевичем Челищевыми. При храме имелась земская школа.

Храм был закрыт 1959 г. Храм передан Епархии 24 ноября 1994 г. Главный престол храма, как и прежний, был освящен в честь Архангела Михаила, второй — в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских. После освящения нового храма старый деревянный храм стал приписным к нему.

Настоятель храма благочинный 1-го Боровского округа, протоиерей Игорь Павлов. Тел: 8-905-640-13-77

боровск храм михаила архангела в красном. Смотреть фото боровск храм михаила архангела в красном. Смотреть картинку боровск храм михаила архангела в красном. Картинка про боровск храм михаила архангела в красном. Фото боровск храм михаила архангела в красном боровск храм михаила архангела в красном. Смотреть фото боровск храм михаила архангела в красном. Смотреть картинку боровск храм михаила архангела в красном. Картинка про боровск храм михаила архангела в красном. Фото боровск храм михаила архангела в красном боровск храм михаила архангела в красном. Смотреть фото боровск храм михаила архангела в красном. Смотреть картинку боровск храм михаила архангела в красном. Картинка про боровск храм михаила архангела в красном. Фото боровск храм михаила архангела в красном боровск храм михаила архангела в красном. Смотреть фото боровск храм михаила архангела в красном. Смотреть картинку боровск храм михаила архангела в красном. Картинка про боровск храм михаила архангела в красном. Фото боровск храм михаила архангела в красном
боровск храм михаила архангела в красном. Смотреть фото боровск храм михаила архангела в красном. Смотреть картинку боровск храм михаила архангела в красном. Картинка про боровск храм михаила архангела в красном. Фото боровск храм михаила архангела в красном боровск храм михаила архангела в красном. Смотреть фото боровск храм михаила архангела в красном. Смотреть картинку боровск храм михаила архангела в красном. Картинка про боровск храм михаила архангела в красном. Фото боровск храм михаила архангела в красном боровск храм михаила архангела в красном. Смотреть фото боровск храм михаила архангела в красном. Смотреть картинку боровск храм михаила архангела в красном. Картинка про боровск храм михаила архангела в красном. Фото боровск храм михаила архангела в красном боровск храм михаила архангела в красном. Смотреть фото боровск храм михаила архангела в красном. Смотреть картинку боровск храм михаила архангела в красном. Картинка про боровск храм михаила архангела в красном. Фото боровск храм михаила архангела в красном
боровск храм михаила архангела в красном. Смотреть фото боровск храм михаила архангела в красном. Смотреть картинку боровск храм михаила архангела в красном. Картинка про боровск храм михаила архангела в красном. Фото боровск храм михаила архангела в красном боровск храм михаила архангела в красном. Смотреть фото боровск храм михаила архангела в красном. Смотреть картинку боровск храм михаила архангела в красном. Картинка про боровск храм михаила архангела в красном. Фото боровск храм михаила архангела в красном

Расписание богослужений в храме в честь Арх. Михаила в д. Красное

10:00 – Молебен. Панихида.

17:00 – Всенощное бдение. Исповедь.

Неделя 21-я по Пятидесятнице.

08:30 – Часы. Божественная Литургия.

10:00 – Молебен. Панихида.

17:00 – Всенощное бдение. Исповедь.

Собор Архангела Михаила и прочих Небесных Сил Безплотных.

( Божественную Литургию совершит Митрополит Калужский и Боровский Климент )

17:00 – Всенощное бдение. Исповедь.

Иконы Божией Матери «Скоропослушница».

08:30 – Часы. Божественная Литургия.

17:00 – Всенощное бдение. Исповедь.

08:30 – Часы. Божественная Литургия.

17:00 – Вечерня. Утреня. Полиелей. Исповедь.

Преп. Феодора Студита.

08:30 – Часы. Божественная Литургия.

10:00 – Молебен. Панихида.

17:00 – Всенощное бдение. Исповедь.

Неделя 23-я по Пятидесятнице. Ап. Матфея.

08:30 – Часы. Божественная Литургия.

«Село Красное – красивое»


(Статья опубликована 30 сентября 2011 в газете «Балабаново»)

Здание храма возвели по традиционной для приходских церквей планировочной схеме, но со свойственной для строительной моды того времени многочастностью объёмов и дробностью деталей. Декоративное убранство фасадов церкви выполнили в псевдорусском стиле, представляя в одной постройке весь спектр архитектурных приёмов русского зодчества: кокошники, аркатурные пояса, навесные гирьки, ширинки, шатровое завершение колокольни… Страховая оценка построенного храма с дубовым иконостасом составила 28000 рублей.

Таким образом, благодаря капиталу И.В.Зембулатова, желанию церковного старосты П.Д.Челищева и его последователей построить достойный храм, а также таланту гражданских инженеров А.А.Меньшова и Б.А.Савицкого, над селом Красным и его живописными окрестностями вознёсся необыкновенно стройный и красивый каменный храм во имя архангела Михаила.
Недалеко от него продолжал стоять и деревянный храм постройки 1774 года. На 3 августа 1910 г. его страховая оценка составляла 4100 рублей. По заявлению от 31 декабря 1910 г. данный страховой договор был расторгнут, а старый храм предложили разобрать. (Правда, по свидетельству местных жителей он стоял и в 20-х гг. ХХ в. Видимо, сказывалось ещё сохранявшееся в местных жителях высокое духовное состояние и чувство уважение к древней святыне).

боровск храм михаила архангела в красном. Смотреть фото боровск храм михаила архангела в красном. Смотреть картинку боровск храм михаила архангела в красном. Картинка про боровск храм михаила архангела в красном. Фото боровск храм михаила архангела в красном

Революционные события 1917 г. и бурное социалистическое строительство оказали значительное воздействие на дальнейшую судьбу нового храма и обитателей села Красного.
Жизнь и бытовой уклад красносельчан менялись: постепенно они перебирались в города, о помещиках и фабрикантах стали забывать. Тяжёлым потрясением и испытанием для всех стали годы Великой Отечественной войны. Женщины, старики и дети приняли участие в укреплении оборонительных рубежей: рыли окопы, устанавливали и маскировали огневые точки, оборудовали ложный аэродром в районе д. Митяево. С октября 1941 г. по январь 1942 г. село оккупировали немецко-фашистские войска. По воспоминаниям свидетелей этих событий, селу не было нанесено большого материального ущерба. В ходе боевых действий снаряды пролетали в основном мимо. Новоявленные же постояльцы — вражеские солдаты и офицеры — старались вести себя культурно: уважительно относились к старикам и женщинам с детьми, любили показывать фотографии своих жён и детей, вести рассказы о них.
После освобождения Боровского района для жителей села начались трудные годы восстановления хозяйства и оказания помощи фронту. Вручную перекапывали поля и сеяли хлеб. За зерном приходилось ходить пешком на станцию Балабаново, обратно возвращались, неся на своих плечах полные мешки зерна. Все работы в основном выполняли женщины, старики и дети. Из ушедших на фронт 19 мужчин так и не вернулись в село, погибли или пропали без вести. К тому же значительная часть красносельчан вынуждена была уйти в город – на ткацкую фабрику «Красный Октябрь», бывшую Полежаевскую. В сельском хозяйстве оставались работать немногие.
Отток населения из села по разным причинам продолжался и в последующие десятилетия.
В 1991 г. в селе насчитывалось 39 постоянных хозяйственных дворов, в которых проживали 56 человек (28 мужчин и 28 женщин). Из них: 7 человек были в возрасте до 18 лет, 17 человек — с 18 лет и до пенсии, 32 человека — пенсионеры, в области сельского хозяйства работали только 6 человек, в других отраслях — 16. По данным на 1 января 1999 г., в селе было 25 постоянных хозяйственных дворов, проживали в них 42 человека: из них двое работали в области сельского хозяйства, остальное население составляли пенсионеры и один учащийся. В настоящее время в селе почти не осталось местных жителей. Правда, в летнее время число проживающих в селе увеличивается, в среднем, на 55 человек за счёт приезжающих родственников и дачников.
Храм, неразрывно связанный с селом, за ХХ столетие успел претерпеть совершенное опустошение. Известно, что уже в первые годы советской власти в храме были изъяты иконы и предметы церковной утвари, но капитал храма не тронули. Происходило всё это, якобы, без столкновений представителей власти с местным населением. Изъятие ценностей продолжилось в марте 1922 года. Тогда Боровская уездная комиссия по изъятию церковных ценностей в Фонд помощи голодающим из храма архангела Михаила забрала пять серебряных церковных предметов: потир, звездицу, ковш, тарелочку, кадило и восемь риз.
Существенный ущерб был нанесён храму во время Великой Отечественной войны. В период боевых действий октября 1941 — января 1942 гг. храм обстреливался. Ущерб оценили в 118000 рублей. (Свидетельства местных жителей по данному вопросу противоречивы: одни говорят, что серьёзно при перестрелке храм не пострадал, а найденные стреляные гильзы принадлежали нашим орудиям, другие, в том числе протоиерей И.И.Покровский говорили, что немцы преднамеренно обстреливали храм и частично его разрушили).
Вынужденный закрыться в военное время, храм в 1944 г. был открыт вновь. Священником в нём продолжал служить Иоанн Иоаннович Покровский, назначенный сюда ещё в 1922 г. В 1948 г. 16 апреля он скончался и был похоронен рядом с храмом.
Новым священником храма, по сведениям на 23 июля 1948 г., значился Александр Николаевич Борисов. Продолжая служить в нём и в 50-е гг. ХХ века, он сообщал, что число прихожан храма постоянно уменьшается, а молодые вообще не хотят ходить в него. В 1957 г. 4 сентября его сменил священник Михаил Михайлович Ежов, радевший всей душой о храме и о приходе. Но его место быстро занял другой — о.Борис Голуб. В целях личной наживы он продал из храма великолепный дубовый иконостас (после 1959 г.), за что, правда, был судим. Иконостас вывезли ночью в г.Кромы Орловской области, отдельные детали его в спешке бросили — они потом оказались в Калужском областном художественном музее.
После этого происшествия храм долгое время оставался без священника. Данное обстоятельство, а также небольшое количество прихожан и, как следствие, малодоходность прихода привели к закрытию храма архангела Михаила и снятию его с учёта действующих. Произошло это в 1960 г. после того, как 16 мая вышло постановление Совета по делам РПЦ при Совмине СССР.
Опустевшему зданию храма сразу нашли применение: в 1961 г. оно использовалось под склад колхозом им.М.И.Кутузова Сатинского сельсовета, в 1970 г. — колхозом «Восход» под промышленный цех подсобного хозяйства.
В 60-90-х гг. ХХ в. храму был нанесён дотоле небывалый ущерб: духовно опустошённое местное население и появившиеся в округе в большом количестве дачники, явно безразличные к истории этих мест и к их святыням, пытались отбить в храме и унести всё, что можно, вплоть до метлахской половой плитки, кирпичей и надгробных памятников XVII—нач. ХХ вв. Ими была нарушена и охранная зона храма (12 октября 1987 г. его зарегистрировали в качестве регионального памятника): её застроили дачами и гаражами. Грустно, что это святотатство совершили не во время военных действий, и даже не в ходе антирелигиозных кампаний, а в спокойное мирное время, когда этого явно можно было избежать. (К слову, в Армении до сих пор считается святым каждый даже заброшенный храм или его развалины, и ни у кого не поднимается рука взять оттуда хотя бы один камень!)
Слава Богу, для храма архангела Михаила всё это осталось в прошлом: 6 мая 1994 г. он был возвращён Русской Православной Церкви. Началось восстановление здания и обустройство его интерьера. Сначала всеми работами руководил настоятель боровского Благовещенского собора о.Димитрий Орлов. В настоящее время эта забота лежит на настоятеле Архангельского храма о.Игоре Павлове, поставленном сюда в августе 2008 г.

боровск храм михаила архангела в красном. Смотреть фото боровск храм михаила архангела в красном. Смотреть картинку боровск храм михаила архангела в красном. Картинка про боровск храм михаила архангела в красном. Фото боровск храм михаила архангела в красном

***
Храм накануне столетия своего существования, за которое он многое успел увидеть и пережить, стоя на виду у древнего Боровска. Хочется пожелать этому красивому храму и его скромному приходу более счастливой судьбы. Да сохранит его Господь Бог предстательством архистратига Михаила и святителя Николая, которым посвящены алтари этого святилища!

Н.П. Лошкарёва,
В.Г. Пуцко.
(Даты до 1918 г. даны по старому стилю).

Реквизиты храма Архангела Михаила:
ИНН 4003029132 КПП 402501001
Р/с 40703810222230150085 в ОСБ 7786 г. Обнинск
К/с 30101810100000000612 Калужское ОСБ 8608
г. Калуга – БИК 042908612. «Архиерейское Подворье – храм в честь Архангела Михаила в д. Красное Боровского района.»

Источник

Храм Архангела Михаила (Красное)

боровск храм михаила архангела в красном. Смотреть фото боровск храм михаила архангела в красном. Смотреть картинку боровск храм михаила архангела в красном. Картинка про боровск храм михаила архангела в красном. Фото боровск храм михаила архангела в красном

Храм Архангела Михаила — старинный пятикупольный храм в селе Красное, Торжковского района, Тверской области. Год постройки — 1864, русско-византийский стиль.

Содержание

История [ править ]

боровск храм михаила архангела в красном. Смотреть фото боровск храм михаила архангела в красном. Смотреть картинку боровск храм михаила архангела в красном. Картинка про боровск храм михаила архангела в красном. Фото боровск храм михаила архангела в красном

Старинный пятикупольный храм с главным престолом, освещенным в честь Архангела Михаила и иконы Божией Матери Казанская и двумя боковыми приделами: правым- в честь святителя Николая чудотворца и великомученика Георгия Победоносца, левым — в честь апостолов Петра и Павла и пророка Илии и каменная колокольня, которые возвышаются над полями.

До 1917 года село называлось Архангельским погостом, что при реке Осуга. Когда-то в старину здесь существовал монастырь, но был закрыт во времена Петра I. В документах за 1624 год описывается собор Архистратига Михаила с деревянным приделом святителя Николая чудотворца и летняя деревянная церковь, а так же две кельи при соборе.

В 1846 году была составлена опись Михайловской церкви и её имущества. Здесь отмечается, что деревянная церковь Архистратига Михаила на каменном фундаменте построена в 1757 году силами («тщанием») прихожан на месте, видимо, сгоревшего или разрушившегося от старости храма. Кроме церкви, в 1757 году была построена колокольня.

При этой деревянной церкви с 1859 году строится новая каменная с колокольней. В церковной ведомости за 1910 года сказано: «Церковь построена в 1864 году тщанием госпожи Измалковой и купца Краснопёрова при помощи прихожан.

боровск храм михаила архангела в красном. Смотреть фото боровск храм михаила архангела в красном. Смотреть картинку боровск храм михаила архангела в красном. Картинка про боровск храм михаила архангела в красном. Фото боровск храм михаила архангела в красном

Основной вклад в строительство сделала помещица деревни Мишково (расположенной в 3-х верстах от Архангельского) Анна Васильевна Измалкова – супруга генерал-майора. По преданию, она отличалась набожностью. До сих пор на литургии в храме за неё возносится молитва «о упокоении души приснопамятной строительницы храма сего Анны». Во времена революционной смуты её прах был перенесен из семейного склепа и захоронен в стене церковного подвала.

С 1898 году и некоторое время после революции в храме служил Сергей Николаевич Прилуцкий, родственник (двоюродный брат) митрополита Николая Ярушевича. Митрополит Николай, будучи студентом Петербургской семинарии, приезжал в село Красное к родственникам и пел на клиросе.

После революции в 1937 году храм был закрыт, но не разграблен. Во время войны, в 1941-1945 годах, в нем был склад медикаментов, т.е. это был стратегический объект. Немецкие самолеты летали над этой местностью, но храм чудом оставался цел.

После войны матушка отца Сергия Прилуцкого помогала ходатайствовать об открытии храма. Благодаря её родственным связям с митрополитом Николаем, храм был снова открыт в 1946 году.

Престольные праздники [ править ]

Контакты [ править ]

Адрес: 172088, Тверская область, Торжокский район, село Красное

Паломнику [ править ]

Информация о расписании богослужений отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела

Источник

Красное. Церковь Михаила Архангела.

Карта и ближайшие объекты

боровск храм михаила архангела в красном. Смотреть фото боровск храм михаила архангела в красном. Смотреть картинку боровск храм михаила архангела в красном. Картинка про боровск храм михаила архангела в красном. Фото боровск храм михаила архангела в красном

Статьи

Старый деревянный храм был построен в 1774 г. Храм каменный с приделом в честь Николая Чудотворца была заново построена в 1910 г. Иваном Васильевичем Зембулатовым и родственниками: Владимиром, Дмитрием, Петром Дмитриевичем, Николаем Владимировичем и Влад. Николаевичем Челищевыми. При храме имелась земская школа. Храм был закрыт 1959 г. Храм передан Епархии 24 ноября 1994 г.

Деревянный храм во имя благоверных князей Бориса и Глеба известен с начала 17 века. В 1610-е годы он горел, но в 1621 году значился уже отстроенным заново. Возведён он был деревянным с приделом преподобного Пафнутия. Стоял храм в Мякишевской слободе Пафнутьева монастыря. Вокруг храма находился погост. В 1685 году храм вновь сгорел вместе со всеми предметами церковной утвари. На погосте осталась стоять только одна колокольня, рубленная на восемь углов, с пятью небольшими колоколами на ней. В том же году приходские люди из Мякишевской слободы Савелий Игнатьев, Ефим и Кирилл Девятые и Иван Якрвлев «с товарыщи» начали строить новую «древяную клецки поземную тёплую» церковь преподобного Пафнутия. Возможно, она возводилась как временная, поскольку согласно документам в 1704 году в слободе стоял уже кирпичный холодный храм, вновь наречённый во имя благоверных князей Бориса и Глеба с трапезной и южным тёплым приделом во имя преподобного Пафнутия.

В конце 18 века четверик храма надстроили и украсили пятиглавием, с запада к трапезной пристроили четырёхъярусную колокольню, придав тем самым зданию церкви законченный вид. Строительные работы производились «самым добрым мастерством», о чём и отметили в храмовой описи 1806 года. В ней также было сказано следующее: «Внутри оной настоящей Борисо-Глебской церкви царские врата с евангелистами писаны в красках. В 1-ом ярусе образ храмовой Бориса и Глеба, на нём венцы и риза чеканная сребропозлащённая, образ Николая Чудотворца без окладу, образ Пафнутия Чудотворца на нём венец и цата сребропозлащённая. Во 2-м ярусе четыренадесять господских праздников». Всего упоминалось шесть ярусов иконостаса, а в приделе преподобного Пафнутия четыре.

В 1811 году 1 апреля храму были преподнесены немалые дары: «крест благословящей сребропозлащённый черневой работы» и серебряное кадило пожертвовал московский купец Иван Иванович Капырин, «ризы парчёвые по голубой земле, на них оплечье парчёвые по земле серебряной, оплечье и около пололу и крест золотаго с травами серебренными, звезда также белой парчи. » боровский купец Яков Тимофеевич Щукин. Вполне возможно, столь дорогие подарки, как и другая утварь храма, в нашествие наполеоновской армии в октябре 1812 года были спасены. Такую надежду оставляют воспоминания священника храма Алексия Яковлева: «Вход в церковь северных дверей, хотя и был разбит, но похищения касательно ризницы, сосудов и прочих церковных вещей, внимания достойных, также не было. Потому что мною священником со старостою церковным достойные церковные вещи, все были вывозимы и паки в церковь сохранёнными доставлены». После ухода неприятельской армии прихожане заново отремонтировали и обустроили здание храма. Но в ночь на 21 июня 1889 года в нём случился очередной пожар, который уничтожил крышу, главы, кресты и интерьеры храма. Восстановление требовало больших денежных средств. Прихожане их не имели. Тогда стараниями епархиального начальства был образован Комитет по восстановлению храма, который нашёл деньги для возобновления иконостасов. Благодаря же пожертвованиям Александра Прокофьевича Смирнова, вложившего 1500 рублей, и Николая Степановича Степанова, вложившего до 600 рублей, был восстановлен внешний облик храма.

Приход в 1916 году был небольшой, всего 16 домов, в которых проживали 36 мужчин и 50 женщин. Старообрядцев на территории прихода числилось больше: 89 мужчин и 96 женщин. Доход храма в это время складывался из суммы аренды за пахотную землю и процентов с неподвижеого капитала в размере 3979 рублей 12 копеек, хранившегося в кредитных учреждениях.

Святые свидетели вечности: храмы и монастыри Боровска. Автор-составитель Лошкарёва Н.П. Калуга: Золотая аллея», 2010.

Церковь Михаила Архангела находится в селе Красное Калужской области.

Первый деревянный храм был построен в 1774 году. Он прослужил прихожанам почти полтора века. В 1910 году рядом с ним возвели новую каменную церковь с колокольней и главным престолом в честь Михаила Архангела. В Государственном архиве сохранились документы об этой стройке. Вначале специально для строительства церкви Михаила Архангела построили кирпичный завод. Здание было построено в псевдорусском стиле. Большие окна, традиционный четверик, широкая трапезная с главкой придела. Ярко-красный цвет кирпича гармонировал летом с зеленью, зимой со снегами, и строение выглядело очень нарядно.

В первые годы после революции церковь Михаила Архангела в селе продолжала действовать, невзирая на то, что большевики забрали иконы и другие предметы церковной утвари. Во время войны 1941 года здание сильно пострадало. Чтобы сберечь, его закрыли, но в конце войны по инициативе прихожан и настоятеля богослужения возобновились.

Окончательно церковь закрыли в 1960 году, помещение использовали под склад. Местные варвары пытались отбить метлахскую плитку, которой были выложены полы в здании. В 1994 году культовый объект передали Калужской Епархии. Выглядел он удручающе, поэтому почти сразу начались реставрационные работы.

С. Красное. Архангельская, деревянная, сооружена в 1744 г. Кондыревым.

Источник: Опись церковных памятников Калужской губернии. Тарусский уезд. Н.И. де-Рошефор, СПб., 1882. С. 43

Источник

Храм во имя Архангела Михаила

боровск храм михаила архангела в красном. Смотреть фото боровск храм михаила архангела в красном. Смотреть картинку боровск храм михаила архангела в красном. Картинка про боровск храм михаила архангела в красном. Фото боровск храм михаила архангела в красном

Вблизи Боровска у подножия крутой возвышенности на берегу спокойно несущей свои воды реки Протва живописно расположилось село Красное – красивое. Как будто подтверждая это замечательное звание, над селом и ближайшей окрестностью воспаряет стройный силуэт храма Архангела Михаила. Он прекрасно просматривается из Боровска и со всех высоких точек нижнего и верхнего течения реки Протва, являясь одной из самых ярких и красивых жемчужин в её до бесконечности извивающемся ожерелье. Письменных источников по ранней истории села и храма фактически не сохранилось, но мы попробуем её реконструировать.

Впервые село Красное упоминается в середине XV в., когда оно являлось княжеским и переходило от одних владельцев к другим. Не исключено, что где-то невдалеке мог существовать и княжеский Красный двор, подобно тому, как это имело место в древнем Киеве, вблизи от основанного князем Всеволодом Ярославичем Михайловского Выдубицкого монастыря (1070 г.). Выбранное для соборного храма место постройки над днепровской кручей, опасное и близкое к обрыву, не было случайным, ведь киевляне построили его по образцу раннесредневековых ораториев архангела Михаила, являвшегося на горных высотах. Так учитывалась усвоенная архангелу «исключительная роль в союзе неба и земли в борьбе светлого и тёмного начала в космосе истории». В средневековой Руси, как и в Византии, архангела Михаила почитали как пособника христианам в их борьбе с неверными, покровителя населённых мест и их правителей. Поэтому архангелу Михаилу посвящались храмы в Киеве, Переяславле, Чернигове, Смоленске, Новгороде, Владимире, а затем и в Москве. Таким образом, за названием села и за посвящением его церкви архангелу Михаилу стоит давняя традиция.

Совершенно очевидно, что храм продолжал стоять в селе в XVI в. Для него в конце уходившего столетия или начале XVII были выполнены царские врата (сохранились благодаря тому, что в 1897 г. их передали в созданный в Калуге Исторический музей, а в 1948 г. они оказались в областном художественном музее, где теперь и хранятся), а возможно ещё и ряд икон для храмового иконостаса. Иконография и стиль живописи царских врат говорит о том, что село Красное в культурном отношении вовсе не являлось захолустьем. В определённой мере сказывалась близость Пафнутьева монастыря, сохранившиеся древности которого всё ещё ждут своего внимательного и вдумчивого исследователя.

Семнадцатый век также продолжает оставаться недостаточно познанной страницей истории, как для храма, так и для села. Хотя именно с этого времени встречается гораздо больше документальных сведений о том, например, что село входило в окологородный стан Боровского уезда и делилось на жребии. Жребии, т.е. части, принадлежали разным владельцам. В течение столетия ими были Л.С. Юров, К.В. Патрикеев, боярин Н.И. Романов, а также Челищевы, Дурновы, Загряжские. Именно в середине XVII в. впервые документально упоминается деревянный храм архангела Михаила с приделом Николая чудотворца.

Упоминается храм и в 1774 г. В этот год взамен ранее существовавшего на средства прихожан, местных помещиков Челищевых и Зембулатовых, был возведён новый деревянный с приделом Николая чудотворца, не отапливаемый храм. Объёмное построение его было выполнено по традиционной схеме: к мощному кубическому срубу четверика надстроили восьмерик, завершавшийся фонариком, с восточной стороны прирубили пятигранную апсиду, а с противоположной западной стороны – скромную по размерам и отделке трапезную. она соединила храм с невысокой колокольней, завершавшейся устремлённым в небо шпилем. Всю постройку обшили тёсом, а крышу покрыли железом. Храм стоял на крутой горке, возвышаясь над селом и его окрестностями. Возможно, что на деньги тех же помещиков храм был вновь

обустроен и снабжён предметами церковной утвари. И, конечно, сюда были перенесены более ранние иконы, царские врата и утварь.

Село Красное в это время насчитывало приблизительно 28 дворов, в которых проживали 140 мужчин и 136 женщин. Стояли в селе и два помещичьих деревянных дома: капитанов Семёна Алексеевича Челищева и Ивана Васильевича Зембулатова. При усадебном доме С.А. Челищева располагался регулярный сад с плодовыми деревьями и кустарниками. В трёх сельских прудах разводили карасей, которых подавали на стол обоим помещикам. На прудах стояли мельницы. Оброк с них собирал помещик И.В. Зембулатов. Крестьяне обрабатывали землю помещичью и свою. Выращивали на ней в основном рожь, овёс и горох, так как они росли лучше, и лишь местами – ячмень, пшеницу и гречиху. Женщины, как обычно, помимо полевой работы занимались ещё и домашней, в том числе пряли лён, шерсть, посконь, ткали холсты и сукна.

Размеренная сельская жизнь была нарушена в октябре 1812 г. приходом армии французского императора Наполеона I Бонапарта. Позже красновский священник Василий Алексеев, отвечая на вопросы анкеты историка А.И. Михайловского-Данилевского, сообщит, что неприятель не обошёл села, подвергнув храм «обруганию», «истребив» престол и жертвенник. «Церковная же утварь и все святые иконы» были «соблюдены прихожанами». Особо священник отметил, что в селе «подвигов, достойных памяти и внимания, не было».

Важной вехой в истории села, да и храма, стало размещение в этих местах двух бумагопрядильных фабрик: купца Батурина в 1832 г. и купца Занегина в 1836 г. Работали на них боровчане и жители других уездов. «Чужаки» жили при фабриках, а потому на какое-то время становились прихожанами Архангельского храма. Красновские же крестьяне, постепенно освобождаясь от крепостной зависимости, также могли работать на данных фабриках. Часть их держала небольшие ткацкие станки и производила сырьё на дому. К концу XIX – нач. ХХ вв. большинство взрослого работоспособного населения села Красное занималась отхожими промыслами или работала на боровских фабриках.

Существенное уменьшение количества местного населения к 1870 г., возможно, сказалось на приходе храма: он стал малочислен и беден. В результате 6 октября 1870 г. его приписали к боровской церкви Спаса Преображения на Взгорье.

Решение о возвращении приходу самостоятельности было принято 13 июня 1896 г. Святейшим Синодом. Значительную роль в этом сыграло прошение местного помещика в должности церковного старосты Петра Дмитриевича Челищева. Он, не отрицая малочисленности прихода, заявил о сумме в 20572 рубля, «наращенной» за несколько лет из 3000 рублей, завещанных помещиком Иваном Васильевичем Зембулатовым на сооружение нового храма. Челищев просил отчислить от указанной суммы 2% в пользу причта, а остальную её часть хранить для дальнейшего «наращивания». Староста также отметил, что в храме достаточно предметов церковной утвари.

Вопрос о строительстве каменного храма в селе Красное окончательно был решён в начале ХХ века. В ноябре–декабре 1902 г. гражданским инженером губернской земской управы Аркадием Аркадьевичем Меньшовым был подготовлен проект и описание нового храма. Он же рассчитал общую стоимость работ по смете, составившую 29999 руб. 14 коп. В мае 1903 г. был избран строительный комитет. В него вошли благочинный 1-го округа о. Пётр Георгиевский, священник храма о. Александр Румянцев, церковный староста П.Д. Челищев и прихожане храма: статский советник Николай Владимирович, Сергей Владимирович, Николай Николаевич Челищевы, – а также прихожанин храма в с. Федотове, проживавший в д. Тишинка, фабрикант, временно московский купец, благотворитель Александр Прокопьевич Смирнов, священник церкви с. Беницы о. Иоанн Виноградов, крестьяне Андрей Павлов и Тит Тимофеев из д. Бёрдовка, Лаврентий Иванов из д. Митенки и Никифор Сергеевич Соколов. Председателем строительного комитета сначала избрали о. П. Георгиевского, но после его просьбы об освобождении от этой должности в связи с нехваткой времени и удалённостью места жительства от места строительства, председателем избрали Николая Владимировича Челищева.

В том же году для исправления проекта нового храма и ведения надсмотра за его строительством вместо инженера А.А. Меньшова назначили гражданского инженера строительного отделения губернского правления статского советника Болеслава Антоновича Савицкого, а 3 августа 1904 г. вышел последний указ Калужской духовной консистории о начале строительства храма в текущем году. В 1910 г. он был построен. Сначала в храме, 4 декабря 1910 г., благочинным о. Петром Георгиевским был освящён придел Николая Чудотворца, затем 1 июня 1911 г. настоятель Пафнутьева монастыря архимандрит Венедикт освятил главный престол – во имя архангела Михаила.

Здание храма возвели по традиционной для приходских церквей планировочной схеме, но со свойственной для строительной моды того времени многочастностью объёмов и дробностью деталей. Декоративное убранство фасадов церкви выполнили в псевдорусском стиле, представляя в одной постройке весь спектр архитектурных приёмов русского зодчества: кокошники, аркатурные пояса, навесные гирьки, ширинки, шатровое завершение колокольни… Страховая оценка построенного храма с дубовым иконостасом составила 28000 рублей.

Таким образом, благодаря капиталу И.В. Зембулатова, желанию церковного старосты П.Д. Челищева и его последователей построить достойный храм, а также таланту гражданских инженеров А.А. Меньшова и Б.А. Савицкого над селом Красным и его живописными окрестностями вознёсся стройный и красивый каменный храм во имя архангела Михаила.

Недалеко от него продолжал стоять и деревянный храм постройки 1774 г. На 3 августа 1910 г. его страховая оценка составляла 4100 рублей. По заявлению от 31 декабря 1910 г. данный страховой договор был расторгнут, а старый храм предложили разобрать. Правда, по свидетельству местных жителей он стоял и в 20-х гг. ХХ в. Видимо, сказывалось сохранявшееся в местных жителях высокое духовное состояние и чувство уважения к древней святыне.

Революционные события 1917 г. и социалистическое строительство оказали негативное воздействие на дальнейшую судьбу нового храма и обитателей села красного. Жизнь и бытовой уклад красносельчан менялся: постепенно они перебирались в города. Тяжёлым потрясением и испытанием для всех стали годы Великой Отечественной войны. Женщины, старики и дети приняли участие в укреплении оборонительных рубежей: рыли окопы, устанавливали и маскировали огневые точки, оборудовали ложный аэродром в районе д. Митяево. С октября 1941 г. по январь 1942 г. село оккупировали немецко-фашистские войска. По воспоминаниям свидетелей этих событий, селу не было нанесено большого материального ущерба. Новоявленные же постояльцы – вражеские солдаты и офицеры – старались вести себя культурно: уважительно относились к старикам и женщинам с детьми, любили показывать фотографии своих жён и детей и вести рассказы о них.

После освобождения Боровского района для жителей села начались трудные годы восстановления хозяйства и оказание помощи фронту. Вручную перекапывали поля и сеяли хлеб. За зерном приходилось ходить пешком на станцию Балабаново, обратно возвращались, неся на своих плечах полные мешки зерна. Все работы в основном выполняли женщины, старики и дети. На их хрупких плечах продолжало лежать и бремя послевоенного восстановления хозяйства: ведь из ушедших на фронт мужчин 19 так и не вернулись в село. к тому же значительная часть красносельчан вынуждена была уйти в город на ткацкую фабрику «Красный Октябрь», бывшую Полежаевскую. В сельском хозяйстве оставались работать немногие. Отток населения из села по разным причинам продолжался и в последующие десятилетия.

В настоящее время в селе почти не осталось местных жителей. Правда, в летнее время их число увеличивается, в среднем, на 55 человек за счёт приезжающих родственников и дачников.

Храм за ХХ столетие успел претерпеть совершенное опустошение и возрождение. Уже в первые годы Советской власти из храма были изъяты иконы и предметы церковной утвари, но капитал храма не тронули. Происходило всё это, якобы, без столкновений представителей власти с местным населением. Изъятие ценностей продолжилось в марте 1922 г. Тогда Боровской уездной комиссией по изъятию церковных ценностей в фонд помощи голодающим из храма Архангела Михаила забрали пять серебряных церковных предметов: потир, звездицу, ковш, тарелочку, кадило и восемь риз.

Существенный ущерб был нанесён храму во время Великой Отечественной войны. В период боевых действий октября 1941 – января 1942 гг. храм обстреливался. Ущерб оценили в 118000 рублей. (Свидетельства местных жителей по данному вопросу противоречивы: одни говорят, что серьёзно при перестрелке храм не пострадал, а найденные стреляные гильзы принадлежали нашим орудиям, другие, в том числе протоиерей И.И. Покровский, говорили, что немцы преднамеренно обстреливали храм и частично его разрушили).

Вынужденный закрыться в военное время, храм в 1944 г. был открыт вновь. Священником в нём продолжал служить Иоанн Иоаннович Покровский, назначенный сюда ещё в 1922 г. В 1948 г. 16 апреля он скончался и был похоронен рядом с храмом.

После него в храме служили священники Александр Николаевич Борисов, Михаил Михайлович Ежов, Борис Голуб. Отец Александр Борисов в 1-й половине 1950‑х гг. сообщал, что число прихожан храма постоянно уменьшается, а молодые вообще не хотят ходить в него. Не тронутый за первые десятилетия Советской власти великолепный дубовый иконостас после 1959 г. из храма вывезли в г. Кромы Орловской области. Очевидно, что это спасло его от поругания и разрушения. (Отдельные детали иконостаса потом оказались

в Калужском областном художественном музее). Исчезновение иконостаса из храма местные власти посчитали серьёзным происшествием. Данное обстоятельство, а также небольшое количество прихожан и, как следствие, малодоходность прихода привели к закрытию храма Архангела Михаила и снятию его с учёта действующих в 1960 г. Опустевшему зданию храма сразу нашли применение: в 1961 г. оно использовалось под склад колхозом им. М.И. Кутузова Сатинского сельсовета, в 1970 г. – колхозом «Восход» под промышленный цех подсобного хозяйства. В результате за последние десятилетия ХХ в. храму был нанесён дотоле небывалый ущерб: духовно опустошённое местное население и появившиеся в округе в большом количестве дачники, явно безразличные к истории этих мест и к их святыням, отбивали в храме и уносили из него всё, что можно, вплоть до метлахской напольной плитки, кирпичей и надгробных памятников XVII – нач. ХХ вв. с древнего храмового некрополя. Ими была нарушена охранная зона храма (12 октября 1987 г. его зарегистрировали в качестве регионального памятника): её застроили дачами и гаражами. Храм Архангела Михаила вернули Русской Православной Церкви 6 мая 1994 г. Началось планомерное профессиональное восстановление здания храма и обустройство его интерьера. Сначала всеми работами руководил настоятель боровского Благовещенского собора о. Димитрий Орлов. С августа 2008 г. эта забота легла на плечи настоятеля Архангельского храма о. Игоря Павлова. Сегодня возрожденный храм посещают не только местные жители, но и прихожане соседних городов и деревень.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *