боровск сколько церквей и монастырей
БОРОВСК
Впервые упоминается в летописи под 1358 годом, в духовной грамоте московского князя Ивана Красного, среди городов, принадлежащих ему. Город к тому времени уже существовал, когда он был основан, неизвестно. Косвенное свидетельство — упоминание в житии Пафнутия Боровского того факта, что его дед был баскаком [2] в Боровске, в сочетании с датой рождения самого Пафнутия отодвигает дату основания по крайней мере в конец XIII века.
В XIV веке Боровск находится почти на самой границе с Литвой и после Московского, он успевает побывать в Рязанском княжестве, затем снова попадает в Московское, к Дмитрию Донскому, а тот отдает его в удел своему двоюродному брату, серпуховскому князю Владимиру Андреевичу Храброму. При нем город переживает расцвет, ведется интенсивное каменное строительство, следы которого до наших дней не дошли. После его смерти в 1410 году, после раздела Серпуховского княжества, Боровск на короткое время становится центром собственного княжества.
В 1456 году боровский князь Василий Ярославич был сослан в Углич, его сын бежал в Литву, а Боровск с уделом был объявлен неотъемлемой частью Московского княжества. Еще дважды Боровск передавали в «кормление», последний раз это сделал Иван Грозный. С 1557 по 1569 год Боровск принадлежал Владимиру Андреевичу Старицкому, а после его казни вернулся в прямое подчинение Москве.
Меж тем все это время Боровск оставался недалеко от границы. Был укреплен сам город, деревянным острогом с башнями. В середине XV века около города был основан Пафнутьев-Боровский монастырь, который тоже был укреплен. В Смутное время, в 1610 году, на Боровск напали сторонники Лжедмитрия Второго — «Тушинского Вора». Город защищали войска под командованием воевод Волконского, Змеева и Челищева. Последние два перешли на сторону нападавших, в результате чего и город, и монастырь были взяты и разграблены, а Михаил Волконский был убит в монастыре после его сдачи.
В 1665 в Боровск был сослан и заключен в Пафнутьев-Боровский монастырь протопоп Аввакум. Он оставался там до мая 1666 года, а затем снова с сентября 1666 по апрель 1667. Идея правительства состояла в том, что вдали от Москвы Аввакум окажется изолирован от старообрядцев и не будет представлять такой опасности. На самом деле, как это часто бывает, все оказалось совсем наоборот. Сначала Аввакуму удалось приобрести в глазах монахов статус мученика за веру, а потом ему позволили более или менее свободно проповедовать, и жители Боровска в больших количествах стали переходить в старую веру. В Боровск сослали и сестер Евдокию Урусову и Феодосию Морозову, известную широкой публике по картине Василия Сурикова. Обе были посажены в яму, а потом им запретили давать пищу, так что в той же яме они и умерли. В результате всего этого Боровск на долгое время стал центром старообрядчества, в XIX веке большинство боровских купцов были старообрядцами.
При Петре город отдаляется, наконец, от границы на безопасное расстояние, а при учреждении губерний входит в состав Московской. При екатерининской административной реформе в 1777 году Боровск получает герб и статус уездного города Калужского наместничества (позже — Калужской губернии), а в 1779 году — городской план, согласно которому исчезают последние остатки Боровской крепости. Сообщается, что город в это время жил торговлей и текстильной промышленностью (в Боровске было пять парусных фабрик).
Через Боровск осенью 1812 года дважды прошли отступавшие наполеоновские войска, один раз из Москвы в Тарутино, а потом, проиграв Тарутинское сражение, обратно на Смоленскую дорогу. Город они при этом полностью разграбили. По преданию, Наполеон провел в Боровске одну ночь.
Усилиями боровских купцов через город не прошла железная дорога — хотя станция Балабаново оказалась в пятнадцати километрах. В результате этого в Боровске никогда не было тяжелой промышленности.
С октября 1941 по январь 1942 года Боровск был оккупирован немецкими войсками, который, в частности, устроили в Пафнутьевом монастыре концлагерь.
Хотя половина боровских церквей была уничтожена советской властью, город в целом сохранил свой исторический облик. Этот факт, а также живописное расположение центра Боровска на высоком правом берегу Протвы, привлекает сюда художников.
Статистика
Религия
До 1917 года Боровск называли городом церквей. Тогда в нем было 11 православных храмов, а всего на территории Боровского района было 30 православных храмов.
В первой половине XIX века существовало Боровское викариатство Калужской епархии. Сейчас Калужская епархия именуется «Калужской и Боровской».
Храмы Боровска и Боровского района
До 1917 г. Боровск называли городом церквей. Тогда в нем было 11 православных храмов, а всего на территории Боровского района было 30 православных храмов.
Последние два храма в настоящее время являются городскими на основании решения Калужского облисполкома от 3 мая 1989 г., согласно которому с. Роща и с. Рябушки вошли в черту г. Боровска;
Были закрыты и сейчас возвращены епархии 8 храмов:
Не передано 8 храмов:
Разрушено 11 храмов:
Кроме того, на сегодняшний день в районе построен 1 новый храм в г. Балабаново.
Монастыри
Боровск сколько церквей и монастырей
Город Боровск расположен на р. Протве (приток р. Оки), в 13 км к западу от железнодорожной станции Балабаново на линии Москва-Брянск, в 90 км к юго-западу от Москвы. Население его составляют 14 300 человек. В 2000 г. Боровску был присвоен статус исторического города России. В нем сохранилось много исторических памятников. На территории города расположен древний Свято-Пафнутьев Боровский монастырь.
Основание Боровска относится к XII-XIII вв. Впервые он упоминается в 1395 г. За свою историю город испытал на себе тяготы междоусобных войн, монголо-татарского ига и польско-литовской интервенции. В XVII в. Боровск стал одним из центров старообрядчества. Здесь находились в ссылке руководители раскола: протопоп Аввакум, княгиня Евдокия Урусова, боярыня Феодосия Морозова.
До 1917 г. Боровск называли городом церквей. Тогда в нем было 11 православных храмов, а всего на территории Боровского района было 30 православных храмов. Кроме того в г. Боровске было 3 старообрядческих храма: пятиглавый Покровский собор на Московской улице (ныне Коммунистическая ул.), трехглавая церковь во имя Всех Святых на Успенской ул. (ныне ул. Ленина) и храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы (ул. Циолковского).
Из всех действовавших перед революцией храмов в ХХ в. не закрывались 3 храма:
Благовещенский собор в г. Боровске; храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в с. Роща; храм в честь великомученика Димитрия Солунского в с. Рябушки.
Последние два храма в настоящее время являются городскими на основании решения Калужского облисполкома от 3 мая 1989 г., согласно которому с. Роща и с. Рябушки вошли в черту г. Боровска;
были закрыты и сейчас возвращены епархии 8 храмов:
не передано 8 храмов:
разрушено 11 храмов:
Кроме того, на сегодняшний день в районе построен 1 новый храм в г. Балабаново.
Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы
Адрес: Боровский район, д. Тимашово
Телефон: +7 (962) 096-60-62
Адрес web-сайта: http://timashovo.cerkov.ru
Настоятель: протоиерей Антоний Сомик
Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в с. Роща
Адрес: г. Боровск, ул. Шмидта, 35
Телефон: (48438) 4-22-01
Настоятель: священник Сергий Поляков
Храм в честь Архангела Михаила
Адрес: Боровский район, с. Красное
Настоятель: протоиерей Игорь Павлов
Храм в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского
Адрес: Боровский район, г. Балабаново, ул. Гагарина
Телефон: (48438) 2-19-21
Настоятель: протоиерей Михаил Блинов
Храм в честь святых благоверных князей и страстотерпцев Бориса и Глеба
Адрес: г. Боровск, ул. Коммунистическая, 102
Телефон: (48438) 6-57-41; тел: 8 (953) 317 — 06-34
Адрес собственного web-сайта: www.borovsk-khram.ru
Настоятель: иерей Андрей Иевлев
Благовещенский кафедральный собор
Адрес: г. Боровск, ул. Ленина, 1
Телефон: (48438) 4-40-91
Настоятель: протоиерей Димитрий Орлов
Боровск
Содержание
Общее описание [ править ]
Райцентр Калужской области, расположенный примерно в 106 км к северу от Калуги и 80 км к югу от Москвы. На р. Протве. Население – около 15 тыс. человек.
Краеведы говорят, что в Боровске лучше чем где-либо сохранилась «рядовая застройка» XVI-XIX веков. Кажется, что время замерло не только в домах и геранях на окнах, но и в людях.
История города [ править ]
Первые вести о городе относятся к XIII в.
Большим город никогда не был, легко передавался «большими» князьями из рук в руки. Во время нашествия Лжедимитрия II Боровск потерял большинство жителей и 6 из 16 храмов. В XVII в. в городе жило меньше тысячи человек, крепость была слабой, гарнизон – маленьким.
Даже в старину Боровский край воспринимался как место для отдыха, успокоения. Так Пётр I неоднократно, порой до месяца, отдыхал на р. Истье, лечился здешними минеральными водами.
В 1812 г. французы при отступлении взяли Боровск и, убедившись, что казна увезена, а вино вылито, с досады сожгли 5/6 города вместе с Пафнутиев-Боровским монастырём. 11 октября Наполеон был в городе на пути к Малоярославцу, а 14-го – уже откатываясь от Малоярославца. В Боровском уезде во всей силе развернулось партизанское движение, которое и нанесло основной урон войскам Наполеона; народные мстители убили здесь 2193 интервентов и пленили 1300. До сих пор на ул. Ленина (бывшей Успенской) стоит трёхэтажный дом, где останавливался Наполеон.
В XIX в., хотя и появились в городе заводики, но всё-таки основной доход боровчанам приносил сбор грибов и огородничество. Недаром город назван в честь соснового бора.
Святые [ править ]
Пафнутий Боровский до монашеского пострига носил имя Пафнутий. Родился он в селе Кудинове, около Боровска в семье принявшего православие татарина Мартина и его жены Фотинии.
Постриг Пафнутий принял будучи ещё молодым, в Покровском монастыре. Наставником его был ученик Сергия Радонежского Никита Серпуховской. Пафнутий Боровский является основателем Боровской обители Рождества Богородицы, которую сейчас больше знают как Пафнутиево-Боровский монастырь.
Монастырю в г.Боровск уже больше 555-ти лет. Монастырь действующий.
Монастыри [ править ]
Пафнутьев-Боровский мужской монастырь [ править ]
Монастырь находится в 3 км от Боровска на левом берегу Протвы. Одной стороной он погружён в лес. Те, кто приезжают на рейсовом автобусе, идут к Боровскому монастырю через лес по тропинке. Особенно прекрасной эта прогулка получается весенним утром, когда поют птицы.
Когда русские стали прогонять ханских баскаков, один из них был вынужден креститься и поселиться в сельце под Боровском. В 20 лет внук бывшего баскака постригся в Покровском монастыре в Высоковской слободе Боровска с именем Пафнутия и прожил в нём 30 лет. На 51-ом году жизни он заболел, оставил игуменство, постригся в великую схиму и ушёл в лес. Туда к нему стали собираться монахи.
Пафнутий Боровский во всём подавал пример братии нового Боровского монастыря. Келья его была самая убогая, из пищи он брал худшее, в понедельник и пятницу не вкушая совсем, а работу брал самую тяжёлую и первым приходил на службу в храм. Не удивительно, что его любили и почитали. Немало постриженников и учеников Пафнутия впоследствии прославились святостью, среди них наиболее известны прп. Иосиф Волоцкий и его брат, архиепископ Ростовский Вассиан Рыло.
К Богу Пафнутий отошёл в 1477 г., 83-х лет, предсказав день своей смерти. При жизни прозорливого старца считали своим молитвенником московские князья Василий Тёмный и Иоанн III, а после смерти – Иоанн IV Грозный. Память святого празднуется 1 (14) мая.
Благовещенский собор Боровска сегодня хранит как святыню посох преподобного Пафнутия.
Около 1467 г. белокаменный собор Рождества Пресвятой Богородицы расписывал известный иконописец-мирянин Дионисий. Преподобный многому научил молодого Дионисия. Иконописец по болезни ног не мог приступить к работе. Св. Пафнутий сказал ему: «Дионисий! Бог да благословит тебя, начни доброе дело; Господь и Пречистая Матерь Божия подаст здравие ногам твоим». Мастер, поверив словам преподобного, принялся за дело и выздоровел. В другой раз в нарушение заповеди старца не есть мяса в обители Дионисий отведал ягнёнка и тут же так заболел, что вовсе не мог двигаться. Преподобный заповедал мастеру слушаться наставников и исцелил его при помощи освящённой воды.
На месте этого собора был потом построен новый, фрагменты росписей Дионисия остались только на отдельных каменных блоках.
Монастырю не раз пришлось отражать литовские и татарские набеги. В 1610 г. крепость осадили войска Лжедимитрия II вместе с поляками гетмана Сапеги. Оборону держал князь Михаил Волконский с воинами, монахами и жителями Боровска. После 10 дней осады враги вошли в крепость и убили всех, кто был в монастыре. В том числе – пребывавшего на покое архимандрита Иоасафа – руководителя героической обороны Троице-Сергиева монастыря.
Князя Волконского, который бился до конца, настигли и убили в Успенской церкви. Летописец написал о чуде: «Того ж князя Михаила кровь прыснула на левой крылос, и многожды тое кровь скребляху и мыша, но не можаху тое крови ни соскресть, ни смыти». Этот же летописец поведал, что число убитых доходило до 12 тыс. По преданию, изменник указал полякам ход под Тайницкой башней, которую с тех пор называют «башней измены».
Когда в 1919 г. большевики впервые попробовали ограбить монастырскую ризницу, куда жертвовали многие русские цари, на окрестных церквях ударили в колокола, и крестьянское большинство остановило произвол. Но в 1922 г. монастырь всё-таки закрыли, устроив здесь исправительную колонию, потом музей на основе церковного имущества, расхищение которого довершили немцы в 1941 г.
Сегодня монастырь восстановлен. Действует 5 храмов. Братия – немногим более 10 человек.
Сердце обители – собор Рождества Пресвятой Богородицы (1586); в нём покоятся мощи прп. Пафнутия. Сохранились: трапезная палата с церковью Рождества Христова (1511), больничные палаты с церковью пророка Илии (1670), колокольня (1690), архимандритские палаты и братские корпуса (XVII в.). Под пристроенной к архимандритским палатам церковью свт. Митрофана, патриарха Цареградского (1760) расположена усыпальница настоятелей.
Святой источник. У стены монастыря – затянутые ряской пруды, вырытые монахами при Пафнутии. Кваканье сотен лягушек заглушает всё. Эти пруды, имевшие оборонительное значение, подпитывает р. Истерьма. А между прудами и рекой находится святой источник прп. Пафнутия с купальней.
Боровский монастырь принимает трудников мужского пола.
Проезд. На автобусе, по дороге от Балабаново к Боровску сойти, не доезжая до конечной, – на ост. «Посёлок Роща» – и около 1 км пройти пешком налево через лес. Адрес: 248002, Калужская обл., г. Боровск, п/о Роща. Тел.: (48438) 4-47-62, 4-37-39. Время работы: Богослужения. Пн.-Сб. – братский молебен, полунощница, часы – в 5.30, в 7.00 – литургия. В Вс. две литургии – в 7.00 и в 10.00. Молебен прп. Пафнутию в Пн.-Сб. – в 12.00, в Вс. – в 14.00. Вечернее богослужение в 17.00. Сайт : www.pafnuty-abbey.ru
Храмы [ править ]
Всего в городе 9 храмов, из них 5 – действующих.
Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы (Боровск) [ править ]
Храм Димитрия Солунского (слобода Рябушки) [ править ]
Борисоглебский храм [ править ]
Год постройки: 1704.
Адрес: Калужская область, Боровский район, г. Боровск, ул. Коммунистическая.
Покровская церковь [ править ]
Проезд из Москвы / Из Санкт-Петербурга [ править ]
Из Москвы в Боровск: С Киевского вокзала или ст. Очаково на электропоезде до Балабаново (кроме «экспрессов»). Электрички идут чуть реже двух раз в час, ехать 1 ч 50 мин. Затем от Балабаново на автобусе до Боровска (ходят каждые 20 мин, и столько же ехать).
На машине по трассе М3 до Балабаново, затем 15 км в сторону. Всего 113 км, 1 ч 40 мин пути.
Из Санкт-Петербурга в Боровск: проезд в Боровск на машине по М10 и в Клину свернуть на А108, 780 км.
Прочая информация [ править ]
Куда дальше из Боровска [ править ]
От Боровска до Малоярославца 25 мин на электропоезде в направлении Москвы. Электрички следуют в среднем два раза в час.
Монастыри, часовни, храмы, церкви
Земля боровская — настоящий архитектурный заповедник. Двадцать восемь древних храмов построили на ней когда-то наши предки. До 1917 г. Боровск называли городом церквей. Они были свидетельством крепкой веры боровчан. Большинство церквей еще во второй половине XX века были включены в реестр памятников архитектуры, охраняемых государством. Каждый из храмов уникальное произведение искусства, имеющее немаловажное значение в истории развития русской национальной культуры.
В тихом живописном месте всего в ста километрах от Москвы располагается древняя обитель, основанная в середине XV века прп. Пафнутием Боровским. С тех пор это место как магнит притягивает к себе паломников со всей России, ближнего и дальнего зарубежья. Они приходят, чтобы в монастырских стенах отдохнуть от житейских проблем, скинуть со своих плеч бремя повседневных забот, насладиться внутренней тишиной намоленного веками места.
Боровский монастырь основан преподобным Пафнутием Боровским в 1444 году на возвышенности при впадении реки Истремы в реку Протву. После смерти прп. Пафнутия игуменом монастыря стал его ученик, преподобный Иосиф Волоцкий, который вскоре, по причине нежелания братии принять общежительный устав, ушёл в Волоколамское княжество и основал новую обитель — Иосифо-Волоцкий монастырь. Стены и башни Пафнутьево-Боровского монастыря относятся к XVI–XVII векам. Есть версия, что строительством Поваренной, Оружейной и Георгиевской башен монастыря руководил знаменитый архитектор Феодор Конь, автор сооружений Белого города в Москве, Смоленского кремля и Симонова монастыря.
КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР ВО ИМЯ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Благовещенский Кафедральный собор издревле существовал в г. Боровске. Правда, в древности он был деревянным и находился на территории городища. (Сейчас это двор районной администрации). Когда центр жизни города стала смещаться с городища на торговую площадь, вероятней всего, после очередного пожара, Благовещенский собор возвели на новом месте каменным, где он и ныне стоит. Во время войны 1812 года Благовещенский собор, как и многие русские святыни, подвергся поруганию и разорению. В 1819 году к четверику собора были пристроены трапезная с приделами и колокольня. Южный придел в честь святителя Николая был освящён в 1819 г. епископом Филаретом Гумилевским; северный — в честь Казанской иконы Божией Матери, освящён в 1829 г. епископом Гавриилом. Таким образом, нынешний вид Благовещенского собора сложился к 1819 году.
В советский период Благовещенский собор не закрывался и не разорялся. Здесь не прерывались церковные службы и общие молитвы.
В настоящее время большое внимание и большие средства в Благовещенском соборе отданы реставрации. Восстанавливаются внутренний и внешний вид храма, ведётся реставрация икон, киотов, иконостасови облачений. При соборе действует мастерская церковного и лицевого шитья, в задачи которой входит реставрация старинных, и создание новых предметов церковного шитья в древнерусских традициях.
Адрес: Калужская область, Боровский район, город Боровск, пл.Ленина 1
ХРАМ ВО ИМЯ ПРЕОБРАЖЕНИЯ СПАСА НА ВЗГОРЬЕ
Адрес: Калужская область, Боровский район, город Боровск, на пересечение пл.Ленина и улицы Урицкого (ранее ул. Спасская)
ХРАМ ВО ИМЯ ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ
Впервые упомянут как деревянный в 1650 г. В 1814 на средства прихожан был построен кирпичный храм. В 1925 г. храм был закрыт, и приспособлен под машинно-тракторную станцию. Во время войны здание храма сильно пострадало от артиллерийского обстрела. после войны здание не восстанавливали. а приспособили под водонапорную башню: разобрали свод и вместо него поставили бак, в результате храмовое здание потеряло исторический облик. В начале 90-х годов ХХ века были начаты работы по восстановлению облика храма, продолжающиеся и сейчас.
Адрес: Калужская область, Боровский район, город Боровск, угол ул. Мира и ул. Володарского (ранее ул. Воздвиженская)
ХРАМ ВО ИМЯ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ НА РОЩЕ
В 1701 году здесь на погосте стояла деревянная церковь с пределом апостола Андрея Первозванного. Существующий ныне каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы на старом кладбище, окруженном оградой, высится на левом берегу реки Протвы значительно выше селения, террасами спускающего к реке. Выразительный силуэт одноглавой церкви, построенной в 1708 году, с трех — ярусной колокольней, возведенной вместе с трапезной в конце 18 века, господствует над местностью. Церковь несколько приземистым восьмериком на двух — цветном четверике построена в стиле барокко и является интереснейшим образом его поздней разновидности. Главный пятиярусный иконостас украшен деревянной резьбой с позолотой. В храме находится Иверская икона Божией Матери со Святой Горы Афон. В 1923 году в дар храму была принесена икона Господа Вседержителя, некогда принадлежавшая родственникам грузинского царя Давида. Особо почитается также икона Божией Матери «Утоли моя печали», обретенная, по преданию, в реке Протве.
В советское время храм действовал с небольшими перерывами, а после Великой Отечественной войны богослужения в нем совершались регулярно. Особенно примечателен факт о венчании в этом храме в 1880 г. К.Э. Циолковского.
Адрес: Калужская область, Боровский район, город Боровск, ул. Шмидта, 35 (ранее Рощинская слобода).
ХРАМ ВО ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ДМИТРИЯ СОЛУНСКОГО
На левом берегу Протвы и речки Истермы в Рябушинской слободе, бывшей до 1764 г. подмонастырской служней Пафнутиева монастыря, на самой высокой точке местного рельефа — на обрыве, круто спадавшем к Протве, поставлен каменный храм вмч. Димитрия в 1804 г. В храме три престола: центральный — в честь великомученика Димитрия Солунского, северный — в честь святителя Николая, южный — в честь великомученика Георгия Победоносца. Главной святыней храма является чудотворный образ великомученика Димитрия Солунского, написанный по левкасу и вызолоченный сусальным золотом. Особо почитаются иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и «Троеручица», а также Распятие с предстоящими. Возле храма есть два святых источника: великомученика Димитрия Солунского, расположенный под горой, и святителя Николая в 400-500 метрах от храма по реке Протве.
Адрес: Калужская область, Боровский район, город Боровск, село Рябушки, улица Пугачева, 10
Старообрядческая часовня — памятник во имя святых мучениц и исповедниц боярыни Феодосии Морозовой (в инокинях Феодоры), княгини Евдокии Урусовой и иже с ними пострадавших за правоверие в XVII в. (Боровское городище)
Часовня-памятник пока единственная в Боровске современная культовая постройка. Появление ее на Боровском городище связано с последними годами жизни и местом захоронения здесь сестер Соковниных — боярыни Феодосии Морозовой и княгини Евдокии Урусовой. Это место стало чтимым у старообрядцев— со своими горестями и печалями приходили они на могилу святых жен и просили о помощи. Могила боровских мучениц до нашего времени не сохранилась. Часовню строили на народные деньги в течение 2001- 2005 гг.
Адрес: Калужская область, Боровский район, город Боровск, ул. Советская, 8А
СТАРООБРЯДЧЕСКИЙ ХРАМ ВО ИМЯ ВСЕХ СВЯТЫХ
История появления этого храма связана с Всесвятской общиной, объединившей старообрядцев. Долгое время для богослужений старообрядческой общиной использовался дом на улице Успенской (ныне улица Ленина), затем в 1905 г., с получением свободы вероисповедания, моленный дом стал приобретать внешний вид храма. В 1928 г. храм был закрыт, и почти сразу в нем был размещен Дом культуры. В 1970-х гг. был существенно переделан фасад храма. В настоящее время здесь располагается Музейно-выставочный центр.
Адрес: Калужская область, Боровский район, город Боровск, улица Ленина 27
Адрес: Калужская область, Боровский район, город Боровск, улица Циолковского (ранее ул.Круглая)
Адрес: Калужская область, Боровский район, город Боровск, улица Коммунистическая, в районе дома №63
ХРАМ ВО ИМЯ ПРЕОБРАЖЕНИЯ СПАСА НА ПЛОЩАДИ (не сохранился)
Прежде на месте каменной Преображенской церкви стояла деревянная во имя святой великомученицы Параскевы Пятницы с приделом пророка Илии. В 1649 г. вместо нее возвели новый деревянный о трех главах храм, нареченный, видимо, тогда же в честь Преображения Спаса. При храме была колокольня из деревянных брусьев с пятью средними и малыми колоколами. В 1654 г. в нем значились два придела: пророка Илии и святой Параскевы Пятницы, в 1685 г. – один придел, посвященный святой Параскеве Пятнице. В том же 1685 г. отмечалось, что «… по сказке той церкви попов и выборных старожилов, та церковь и в ней месные образы и книги и сосуды и ризы и колокола и всякая церковная утварь строение той церкви приходских людей Ивана Селезнева с товарыщи…» Особо выделялся резной образ святой Параскевы Пятницы в киоте, «а на нем прикладу 2 венца жемчужных, ожерелье низаное ж, жемчуг в венцах и в ожерелье мелкой; у той же иконы пятеры серги с жемчуги». В 1736 г. прихожанами был построен кирпичный храм так же с приделом святой великомученицы Параскевы Пятницы и колокольней. Приход храма в тот год состоял из 54 дворов.
Тюремный храм ул. Берникова Тюремный замок, в котором расположился храм, возвели еще в 1866 г. на окраине Боровска. Рассчитан «замок» был на 63 уголовных заключенных и имел статус исполнительной тюрьмы. Храму отвели место на втором этаже центрального корпуса «замка». В его обустройстве принимали участие боровчане, в том числе и старообрядцы. Вот как об этом писал журнал «Церковь» в 1914 г.: «3-го сего февраля было освящение нового храма при боровской уездной тюрьме. Священник боровской Спасской церкви Иоанн Чистяков в конце Литургии сказал слово, называя в слове старообрядцев раскольниками. И старообрядцы жертвовали на сей храм. Некоторые были видныя лица на сем торжестве в храме, как-то: боровский городской голова Пафнутий Егорович Капырин и Алексей Пафнутьевич Ежиков, крупный фабрикант… После освящения в квартире Боровского уездного исправника был обед для лиц, участвовавших в торжестве освящения церкви…»
Среди присутствовавших находились и духовные лица: архимандрит Пафнутьева монастыря Венедикт, благочинный 1-го округа Боровского уезда протоиерей Петр Георгиевский и протоиерей Благовещенского собора Василий Покровский. Деньги на устройство иконостаса тюремного храма внес личный почетный гражданин Иван Давыдович Зуев, состоявший церковным старостой при храме Успения Пресвятой Богородицы с. Нижнего Боровского уезда. Служба в храме проходила обычно в праздники, здесь же венчались и местные жители. После октябрьских событий 1917 г. «замок» продолжали использовать под тюрьму, но называли ее Боровским уездным исправительно-трудовым домом. В помещение тюремного храма устроили клуб. В 30-е гг. ХХ в. ввиду нехватки жилья Тюремный замок превратили в «Дом ударника», куда стали селить передовиков производства ткацкой фабрики «Красный Октябрь» (бывшей Полежаевской). В клубе нуждаться тоже не стали — его помещение разделили стеной и обустроили две квартиры. В 1993 г. при ремонте одной из них были выявлены фрагменты масляной живописи на религиозную тематику. Лишь они и служат до сих пор напоминанием о бывшем тюремном храме. Кстати, во имя какого святого или церковного праздника был освящен храм, пока остается загадкой. В настоящее время освобожденные от жильцов исторические тюремные постройки находятся в довольно плачевном состоянии.
Адрес: Калужская область, Боровский район, город Боровск, улица Берникова, 66
ЦЕРКОВЬ ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ ТРОИЦЫ (не сохранилась) Год постройки: 1793.
Год утраты: Не установлен.
Кирпичная церковь в стиле провинциального барокко, построенная в 1793. Здание типа восьмерик на четверике с трапезной с южным Михаило-Архангельским приделом и колокольней. Закрыта и разобрана в 1930-х, на месте церкви пустырь
Адрес: Калужская область, Боровский район, город Боровск, улица Коммунистическая, между домами 49, 53, 55 (ранее ул. Троицкая (Московская)).
ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА (не сохранилась)
Кирпичная церковь в стиле классицизма, построенная вместо каменного здания 1659. В XV-XVIII вв. тут существовал женский Рождественский монастырь, упраздненный в 1764. Трапезная и колокольня со шпилем выстроены в 1817, однокупольный главный храм с боковыми шестиколонными портиками сооружен в 1837. В трапезной Казанско-Тихвинский и Сретенский приделы. Закрыта и снесена в 1930-х. На месте церкви в настоящее время расположено здание школы.
Адрес: Калужская область, Боровский район, город Боровск, улица Ленина 41 (ранее Успенская).
ЦЕРКОВЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (не сохранилась)
Кирпичная церковь в стиле классицизма, построенная в 1826. Однокупольный храм с боковыми портиками, небольшой трапезной и трёхъярусной колокольней под шпилем. В трапезной был придел Михаила Малеина. Была приписана к Благовещенскому собору. Закрыта в 1925, занята производством. Взорвана в середине 1960 годов. На её месте был построен кинотеатр.
С 1633 до XVIII в. тут существовал небольшой мужской Успенский, что на Гноище, монастырь.
Год постройки: 1826.
Год утраты: Не установлен.
Адрес: Калужская область, Боровский район, город Боровск, улица Ленина, находился на месте дома № 9.
Новости
Опросы
Какую общественную территорию необходимо благоустроить в 2022 году в рамках реализации федерального приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды»
Всего проголосовавших: 646