братия сретенского монастыря список
Келарь Анастасий
К годовщине упокоения приснопоминаемого схиархимандрита Анастасия (Попова)
1 ноября 2005 года после тяжелой непродолжительной болезни отошел ко Господу насельник Сретенского монастыря схиархимандрит Анастасий (Попов). Ему было всего 58 лет. Для иеродиакона Феофана (Бортникова) отец Анастасий стал «прекрасным ангелом», показавшим, каким может быть монашеский путь, а паломничество на Афон – самым запоминающимся.
Пасмурным, серым и сырым зимним днем я впервые вошел в святые врата Псково-Печерского монастыря. В нижней его части около будки охранника, у Лазаревского храма, я впервые увидел настоящего монаха. Из Успенского собора в развевающихся черных одеждах летел мне навстречу прекрасный ангел. Это был игумен Анастасий. Пролетая мимо, он что-то сказал сторожу и полетел в ворота хозяйственного двора. Позже, вспоминая эти минуты, я осознал: что-то произошло со мной, когда я вошел в ворота, когда я увидел настоящих монахов, храмы. Наверное, многие проходили этим путем, когда ты не понимаешь, что с тобой происходит. Кино не кино, видение не видение, невозможно выразить словами чувства. Это как будто ты вернулся домой, но ты этого еще не понимаешь. Тогда я еще не знал, что более десяти лет я буду на послушании у этого монаха, и что его зовут необычным, для светского человека, именем Анастасий. К этому времени он уже около двадцати лет жил в монастыре и нес послушание келаря.
Через несколько лет, в начале двухтысячных годов, мы с братией монастыря побывали на Афоне. Там мы много общались, и отец Анастасий часто рассказывал о себе.
В Псково-Печерский монастырь он приехал в 1975 году, но до этого он некоторое время прожил под Ригой в пустыни. Ему пришлось пройти искушения от властей, которые враждебно относились к Церкви.
Алексей Попов, так в миру звали отца Анастасия, был примерным советским школьником, пионером и комсомольцем. Отслужил в Советской армии, был радистом в ракетных войсках на территории Армении. Он с любовью вспоминал эти годы и людей, с которыми он повстречался в это время. Особенно он вспоминал простых людей, которые раздавали солдатам виноград и лепешки, когда они выезжали на учения.
По окончании службы Алексей поступил в институт в родном Петрозаводске, это был филиал ленинградского вуза. В институте, как рассказывал отец Анастасий, его стали продвигать по комсомольской линии и назначили на ответственную должность. Но в этом же институте он познакомился с верующими людьми и для него открылась новая, необыкновенная жизнь, о которой он до сих пор и не знал.
Как рассказывал отец Анастасий, когда он вернулся из паломнической поездки из Прибалтики и стал собираться в Псково-Печерский монастырь, его вызвали в областной отдел ВЛКСМ, где стали угрожать и отговаривать от поездки в Печоры. Но его уже ничто не могло остановить, и в 1975 году он уехал в монастырь.
МОСКОВСКИЙ СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Основан в конце XIV века [1] на месте встречи чудотворной Владимирской иконы Божией Матери в память об избавлении Москвы от нашествия Тамерлана.
По преданию, в районе ул. Дзержинского лежали владения полулегендарного боярина Кучки и «Кучково поле»; в XII—XIV вв. здесь проходил путь из Киева и Смоленска во Владимир на Клязьме, Ростов Великий и другие города. По этой дороге в 1382 г. Дмитрий Донской поехал собирать войска против Тохтамыша, и эта угроза заставила хана, разорив город, отступить из Москвы. Во время нашествия Тамерлана, в 1395 г. дошедшего уже до г. Ельца, по этой дороге из г. Владимира в Кремль пронесли Владимирскую икону Богоматери, которую москвичи встретили на месте теперешних Сретенских ворот. У места встречи иконы была поставлена церковь, потом Сретенский монастырь. По монастырю и улица получила название Сретенки (в XVII в. называлась «Встретенской»).
В 1677 году главный храм монастыря был построен заново и освящен в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери, c юго-востока пристроен придел Рождества Иоанна Предтечи.
В дни празднования Сретения Владимирской иконы Божией Матери из Успенского собора Кремля в монастырь совершались ежегодные крестные ходы. В XIX веке первосвятительская кафедра временно находилась в Сретенском монастыре. Вплоть до революции на территории монастыря находилось кладбище, где были похоронены участники Отечественной войны 1812 года. К 1917 году в монастыре было 3 храма с 6 престолами.
После октябрьского переворота 1917 года Сретенский монастырь стал одним из главных центров борьбы с безбожной властью за Православие. Настоятелем обители в те годы был священномученик архиепископ Иларион (Троицкий), выдающийся богослов и проповедник. В 1922 году Сретенский монастырь был захвачен обновленцами, здесь по четвергам и пятницам служил, хотя и «по-старому», обновленческий епископ Антонин (Грановский). Но уже в 1923 году усилиями священномученика Илариона Сретенская обитель стала первой, вновь вернувшейся под омофор патриарха Всероссийского святителя Тихона, а ее собор был переосвящен великим чином.
В конце 1925 года Сретенский монастырь был закрыт. В 1928-1930 годах большая часть храмов и сооружений монастыря были разрушены. Вскоре здесь разместилось общежитие офицеров НКВД. На монастырской территории, примыкающей к зданиям главного ЧК страны, велись рассстрелы. Эта земля была буквально пропитана кровью тысяч новых мучеников страшной эпохи гонений на Церковь. В память о всех жертвах богоборческий власти при входе в монастырь в 1995 году был установлен поклонный крест, освященный патриархом Алексием II.
В советское время на месте кладбищенского погоста было построено здание средней школы. К 1990 году из былых храмов обители сохранился один закрытый храм с 2 престолами.
Вид с юго-востока на Владимирский собор Сретенского монастыря и часть новой стены с воротами. 30 июля 2001 года. Фото Комлева А. Р. c сайта temples.ru |
В 1991 году сохранившийся собор Владимирской иконы Божией Матери был возвращен Церкви и открыт как приходской храм Сретенским православным братством.
В 1993 году здесь было открыто подворье Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, в 1995 году преобразованное в Сретенский ставропигиальный мужской монастырь.
9-10 мая 1999 года в монастыре состоялось прославление епископа Верейского Илариона в лике священномучеников.
Была возведена колокольня, восстановлены старинные монастырские помещения, построены два новых пятиэтажных корпуса и перестроен один четырехэтажный, где разместились братия обители и Сретенская духовная семинария. Ныне в Сретенском монастыре живут и подвизаются более сорока насельников. При монастыре организованы катехизические курсы, которые посещаются главным образом недавно вступившими в церковную жизнь людьми. В настоящее время на курсах обучается около четырехсот человек.
Сретенское книжное издательство — одно из крупнейших в современной России. Издательство выпускает богослужебную, богословскую, историческую, художественную литературу, книги по всем основным областям религиозной жизни.
У Сретенского монастыря также имеется два скита: мужской и женский. Первый, во имя преподобного Серафима Саровского, находится в Рязанской области. Второй скит, во имя пророка Божия Илии, находится в Московской области. Братия монастыря совершает регулярные поездки в Чечню для оказания духовной и материальной помощи российским воинам и местным жителям. При монастыре действуют Сретенское высшее православное монастырское училище, Российский центр по изучению Туринской Плащаницы, воскресная школа, издательство и интернет-журнал «Православие.Ru». Под патронажем Сретенского монастыря восстанавливается колхоз «Воскресение». В 2003 году кооператив «Воскресение» получил государственную Столыпинскую премию как «самый эффективный землепользователь в России».
Храмы монастыря
Сретенский собор
Находится в середине монастырского двора. Построен на месте древнего храма, стоявшего с 1397 г. Освящен 24 августа 1679 г.
Собор сооружен в 1679 г. по заказу царя Феодора Алексеевича. Вскоре после возведения основного объема к нему пристроили с севера, юга и запада арочные крыльца. В 1706 г. к южному фасаду пристраивают придел Иоанна Предтечи и примерно тогда же западное крыльцо превращают в паперть.
В храме этом интересно устройство сводов; последующие перестройки и ремонты мало изменили первоначальный вид его. Внутри сохранились фрески 1707 г., выполненные по заказу стольника С. Ф. Грибоедова мастерами костромской школы.
Согласно сведениям местных старожилов, записанным М. Л. Богоявленским, после 1917 г. в соборе помещались последовательно: общежитие, гараж, реставрационные мастерские. На нем ныне висит охранная доска с датами постройки и сообщением о том, что собор «реставрирован в 1958—1962 гг.». Реставрация была, однако, неполной: верх оставлен бескрестным.
Внутри в 1990 г. располагался «Всесоюзный художественный научно-реставрационный центр им. Грабаря. Отдел реставрации скульптуры». Хода посетителям не было. К 1990 г. на храме и приделе восстановлены кованые позолоченные узорные кресты. С начала 1991 г. собор вновь стал действующим.
Церковь преподобной Марии Египетской
Находилась к востоку от собора. Один из древнейших храмов Москвы. В справочнике Александровского, располагавшего церкви по времени построения, он имеет №3 и идет сразу вслед за собором Спаса на Бору в Кремле и церковью Всех Святых на Кулишках.
Церковь разрушена в 1930 г. На ее месте пустырь. В 1930-х гг. при разборке храма установлено, что он построен не позже XVI в.
Храм святитель Николая Чудотворца
Закрыт в 1924 г.; разрушен в 1928 г.
В 1930-х гг. при разборке Никольской церкви установлено, что она была построена не позже XVI в. Особенно сохранными оказались ее формы – одноглавый четверик на подклете, перекрытый крестчатым сводом с уложенной по нему чернолощенной черепицей».
Сейчас на ее месте пустырь.
Святыни
Мощи сщмч. Илариона (Троицкого), икона с частицей мощей преподобного Серафима Саровского, точная копия Туринской Плащаницы в натуральную величину (негатив и позитив), чтимый список Владимирской иконы Божией Матери.
Настоятели, наместники
Использованные материалы
[1] Исследователи называют разные года основания: 1379, 1395, 1397.
Некураев о Сретенке
1) Общий абрис
+Из (https://telegra.ph/file/cd8401e758bab26bf37ae.jpg) Сретенской семинарии студенты младших курсов сообщают, что с ними проводятся беседы и по телефону, и лично о том, чтобы они прекращали всякие обсуждения нынешней ситуации в семинарии, потому что всё это «происки митрополита Тихона, он заказывает и оплачивает все статьи», которые выходят с критикой всего того, что делается в Сретенке архиепископом Амвросием.
Особенно усердствует в этом иеромонах Андроник (Пантак), которого, кстати, именно митрополит Тихон (и это известно всем и в семинарии, и в монастыре) спас от крайне неприятной для него ситуации, и которому владыка Тихон в бытность свою ректором категорически запретил даже приближаться к студентам. Отец Андроник, ты не забыл об этом? Ведь отец Тихон заботился о твоем спасении. Сейчас Андроник не упускает ни одной возможности лягнуть или сказать какую-нибудь гадость в адрес своего бывшего духовного отца, который совершил его монашеский постриг. Так что, все враги Тихона, внимание! Вам есть к кому обращаться.
Второй персонаж – это Дмитрий Дементьев, так называемый «психолог». О кошмаре его лекций помнят все без исключения выпускники Сретенки. И понятно было, что о. Иоанн (Лудищев) держал его только из снисхождения. Это была единственная фигура, которую можно поставит в упрек прежнему руководству семинарии, в том числе лично Тихону и Иоанну. Но видно, что они держали его просто из жалости.
Оба эти товарища говорят о том, что Тихон активно общается со студентами, и уверяют их, что митрополит Тихон проплачивает все статьи. Со своей стороны Некураев может официально заявить, что никаких финансовых предложений к нему ни от кого никогда не поступало.
Может быть митрополит Тихон заплатил профессору Маршевой и еще нескольким ведущим представителям научной и вузовской общественности, включая зам руководителя рособрнадзора, чтобы они написали Святейшему Патриарху Кириллу письмо о грубейших, вопиющих нарушениях порядка защиты ВКР? Или заплатил о. Вадиму Леонову за его статьи об убийственных для Церкви реформах в пастырском образовании, которые проводят Ермаков, Великанов и Домусчи? Или Роману Михайловичу Коню, который несколько месяцев назад написал первую (а недавно и вторую) статью о том, как ставленник архиепископа Амвросия, привезенный им из провинции, пытается внедрить ересь Филиокве в русскую православную богословскую школу, что доказано его же статьями.
Есть известная всем поговорка: «с больной головы на здоровую». Можно рушить все устои и традиции, сложившиеся за 20 лет в Сретенской духовной семинарии. Можно беспардоннейшим и грубейшим образом нарушать ключевые пункты приказа минобрнауки и тем самым создать угрозу закрытия семинарии, можно сообщить студентам МДА порядок раскладки билетов на экзамене, чтобы потом похвалиться резко возросшую успеваемость за всего лишь год ректорства в МДА архиепископа Амвросия, а когда шулерство открывается, перевалить вину на статиста, можно разрушить старейшее издательство Русской Православной Церкви, разогнав большую часть прекрасных специалистов, заменив их на ничто не умеющих нецерковных людей, о чем писал в фб владыка Силуан. Можно приглашать на ночные сеансы в баню студентов младших курсов, что, собственно говоря, больше всего и обсуждают сейчас в соц сетях нынешние студенты Сретенки. Наконец, можно глумливо прохаживаться по древнему Сретенскому монастырю и под камеры декламировать «Иуду Искариота» Леонида Андреева, а потом разместить это на монастырском сайте, всё это можно. Но виноват оказывается во всём бывший наместник и ректор Сретенки.
На самом деле митрополиту Тихону (как большинству монахов, выпускников Сретенской семинарии, студентов и прихожан монастыря) сейчас лучше всего вообще ничего не делать, а просто сидеть и смотреть, что вытворяет и что будет вытворять новый владыка наместник и ректор.
Есть еще одна поговорка: «человек талантливый талантлив во всем». Можно ее продолжить: «человек неадекватный – во всем неадекватен».+ (отсюда)
2) Православная эскортница Марианна Заборовская
+🔴НЕКУРАЕВ, [21.06.20 21:52]
Мы (https://telegra.ph/file/6e94871b94a9cebbae6c5.jpg) уже рассказывали (https://t.me/Necuraev/606), как Амвросий постепенно отстреливает членов сретенской команды Тихона. Сегодня вскрываем, кто же входит в команду самого Амвросия (или, уместнее было бы сказать, эскорт — на ваше усмотрение). Итак, знакомьтесь, одно из самых выделяющихся лиц «новой» Сретенки — Марианна Заборовская, заместитель руководителя пресс-службы Сретенского мужского монастыря.
Эту девушку Амвросий забрал с собой из Питера, откуда она очень вовремя сбежала после того, как будучи сотрудницей Санкт-Петербургской епархии прославилась разрушением семьи местного диакона (несложно догадаться, как именно). Разведенная Марианна сейчас активно пытается соблазнить уже сретенских семинаристов (от себя не убежишь), на что Амвросий по какой-то причине не обращает внимания. Мало того, он настолько прикипел к этому уникальному кадру, что даже после многочисленных требований сретенской братии и своих обещаний ее уволить, оставил у себя.
Когда же вставал выбор между Марианной и братией Сретенского монастыря, Амвросий без колебаний выбрал Марианну. В январе этого года на соборе братии монастыря (о котором мы еще подробно расскажем), монахи спросили наместника, не смущает ли его ничего в поведении его сотрудницы. На что архиепископ Амвросий, в присутствии всех монахов монастыря и двух приглашеных архереев, открыто заявил, что Заборовская УЖЕ уволена. А тем временем Марианна до сих пор занимает свою должность и продолжает активную деятельность, в чем нетрудно убедиться, заглянув в ее инстаграм. Таким образом, Амвросий попросту солгал всему монастырю в присутствии свидетелей. И эту историю уж точно смогут подтвердить все участники собора.
Это еще не конец веселья. Марианной недовольны не только монахи, но и прихожане Сретенки, которые по делу возмущались ее присутствием в монастыре во время режима самоизоляции, в которое остальных просто не пускали на территорию, а семинаристы разъехались на карантин. Только представьте: пустой храм, Амвросий, монахи и Марианна — назовем эту картину «Амвросиевская идиллия».
Марианна по праву входит в список православных эскортниц (https://vseeresi.com/2019/11/29/2019-%D0%B3%D0%BE%D0%B4-%D0%BF%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B8%D0%B9%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D1%8D%D1%81%D0%BA%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%BD%D0%B8%D1%86%D1%8B/). До недавнего времени ее соцсети были кладезем волшебной инфы, правда, не так давно она их все-таки по приказу шефа почистила, особенно после скандального прошлого. Но у нас осталось много интересного со страниц замруководителя пресс-службы, наслаждайтесь (https://t.me/Necuraev/637)⬇️
Сегодня Марианна пытается строить из себя невинную деревенскую девушку (любимый образ православных дам), а вот какие фотографии она отправляет вечерами семинаристам, и лично любимому владыченьке — вопрос другой.
Все-таки ни братия монастыря, ни антикризисные пярщики не могут заставить Амвросия избавиться от той, к кому он так прикипел — ведомые мужчины это так печально, особенно архиереи! А как вам новое лицо Сретенки, которая руками Амвросия превращается из монастыря в бордель?
Некое пиар-агенство по поручению, как они шепотом сообщают, самого архиепископа Амвросия (Ермакова) обивает пороги московских и федеральных СМИ, унизительно упрашивая и присовокупляя к просьбам сумму с пятью нулями, разместить компромат на своих оппонентов. Но до сих пор даже у неприязненно относящихся к Церкви СМИ, по-видимому, нет никакого желания становиться союзниками нынешнего Сретенского руководства.
Некураев берет на себя благотворительную миссию по отношению к пиар-агенству владыки Амвросия и совершенно безвозмездно (то есть даром) — публикует этот материал для своих любимых читателей (https://t.me/Necuraev/651).
Надеемся, что многочисленная сретенская пиар-служба (20 человек, зарплаты для Сретенского монастыря космические) и их шеф оценят наш благородный поступок. Сэкономленные монастырские средства мы предлагаем употребить на улучшение питания сретенской братии (к братии: просьба проконтролировать, сэкономленная сумма немалая 😀)
Естественно, первое, о чем бдительно стучат аналитики архиепископа Амвросия — это о якобы критике нашим каналом Святейшего Патриарха. Подводят под статью: 58 (б). Всё узнаваемо, в лучших традициях.
Неадекватные всегда и во всем поступают неадекватно, и неадекватный пиар продвигают неадекватно, и экзамены принимают неадекватно, и хозяйствуют неадекватно, и исполнителей для себя, елки-палки, находит неадекватных, и прочая, и прочая, и прочая.
Ну кто бы сомневался, что в нынешних дискуссиях на сайтах и в соцсетях участвуют выпускники и учащиеся разоряемой на их глазах любимой Сретенки? Точно так же нет никаких сомнений, что на тех же сайтах и в соцсетях истошно голосят щедро оплачиваемые, но крайне непрофессиональные члены знаменитой «профессиональной» пиар-команды нового ректора Сретенки, по всей видимости, будущие профессора нового отделения «Церковь и СМИ».
История обители
Сретенский монастырь был основан в память о чудесном спасении Москвы от полчищ Тамерлана заступничеством Божией Матери. Чудесна и история возрождения этой обители, разрушенной и поруганной безбожниками.
Сретенский монастырь – один из духовных центров Православия
Сретенский монастырь сегодня – это восстановленные и построенные заново замечательные храмы и колокольня, монастырская стена, удобные корпуса для братии, духовная семинария, православное издательство и интернет-портал, многочисленные просветительские проекты, большое скитское хозяйство, а главное – молитвенная жизнь, собравшая вокруг себя и приводящая ко Христу множество верных.
Здесь получают утешение страждущие, находят радость унывающие, вдохновляются на подвиги ленивые, духовно возгораются теплохладные, открывают для себя волю Божию неприкаянные, обретают Смысл бестолковые, укрепляются в вере сомневающиеся, обретают Христа ищущие, возвращаются к Отцу блудные. Сретенский монастырь ныне – один из духовных центров Православия.
История основания монастыря
Основание Сретенского монастыря – история чудесная и удивительная. В 1395 году с юга к Москве подошли полчища Тимура (Тамерлана), непобедимого и жестокого завоевателя, захватившего всю Малую Азию, Кавказ, Иран, Анатолию, Хорезм, Индию. Сил преодолеть такое нашествие у Москвы не было. Предстоятель Русской Церкви митрополит Киприан и великий князь Василий I, старший сын Дмитрия Донского, повелели перенести из города Владимира-на-Клязьме величайшую святыню – Владимирскую икону Божией Матери.
8 сентября (26 августа ст.ст.) крестный ход с иконой прибыл в Москву, где на Кучковом поле у деревянного храма преподобной Марии Египетской (1385) был отслужен молебен. Летопись сообщает: «Весь град изыде противу иконы на сретение ее». Москвичи – от мала до велика – плакали и просили Пресвятую Богородицу о помощи.
«Весь град изыде противу иконы на сретение ее»
Той же ночью Тамерлан увидел во сне, как с небес на землю опустился столп света, в нем появилась величественная Жена, окруженная бесчисленным ангельским войском, и повелела ему покинуть Московские пределы. Советники объяснили напуганному хану: сия Жена – Мать Христианского Бога, Заступница русских, и сила Ее неодолима. Тамерлан был настолько поражен видением, что развернул войска на юг и обрушился на хана Золотой Орды Тохтамыша, которому Москва платила дань. Так Золотая Орда перестала существовать как единое государство, что для Руси стало важнейшим моментом в освобождении от ига.
В 1397 году на месте встречи иконы Божией Матери князь Василий I повелел построить монастырь
Праздник Сретения (встречи) Владимирской иконы стал главным праздником Москвы. В этом же году на месте чудесной встречи была построена деревянная церковь Сретения, а в 1397 году князь Василий I объявил о создании Сретенского мужского монастыря, в состав которого вошла также приходская церковь преподобной Марии Египетской.
Чудотворную Владимирскую икону Божией Матери поместили в Успенском соборе Кремля, и каждый год на праздник Сретения переносили ее торжественным и многолюдным крестным ходом в Сретенский монастырь.
ЧУДО В РУССКОЙ ИСТОРИИ
короткометражный фильм
Главные исторические вехи жизни обители
Постепенно обитель росла и благоукрашалась, являлась ежегодным центром главных московских крестных ходов. При великом князе Иоанне III деревянные храмы были перестроены в камне. Щедрые пожертвования внес в монастырскую казну Иоанн IV, который посетил обитель после успешного взятия Казани.
В течение шести веков обитель делила с соотечественниками все радости и беды. В годы русско-польской войны в Сретенском монастыре располагался штаб русских ополченцев Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского. В обители оказывали первую помощь князю после тяжелого ранения в бою.
В 1679 году был построен собор в честь Сретения Владимирской иконы – и сегодня он главный собор обители
В XVII веке царская семья Романовых вносила в Сретенский монастырь щедрые вклады. При царях Михаиле и Феодоре Романовых были возведены келейный и настоятельский корпуса, а в 1679 году был построен новый собор в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери, сохранившийся до наших дней. В 1706 году к Сретенскому собору пристроили придел в честь Рождества Иоанна Предтечи, а к храму преподобной Марии Египетской – придел в честь праздника Сретения Господня. В этом же году из Константинополя привезли частицу мощей преподобной Марии Египетской. В 1707 году Сретенский собор расписали по заказу стольника Семена Федоровича Грибоедова, предка известного драматурга, уникальными фресками – последним шедевром древнерусского искусства в Москве.
Знал монастырь и времена упадка: он пострадал во время Великого пожара 1737 года, а в 1764 году Екатерина II объявила обитель заштатной и ограничила количество братии до семи человек.
В день Бородинской битвы – 26 августа 1812 года, в праздник Сретения Владимирской иконы Божией Матери, – из Сретенского монастыря отправился всенародный крестный ход с чудотворными иконами. Позднее в обители разместился госпиталь для раненых воинов, многие из них были похоронены на монастырском кладбище.
Французы разграбили два древних храма монастыря, а потом жили в них и там же устроили лазарет. Но богослужение не прерывалось и совершалось в надвратном храме святителя Николая Чудотворца.
Сретенский монастырь уцелел в Большом московском пожаре 1812 года, и здесь до восстановления Успенского собора Московского Кремля находились Владимирская и Иверская иконы Пресвятой Богородицы.
В XIX столетии монастырь начал возрождаться и к концу века стал одним из самых известных в Москве, в том числе благодаря своим чудесным колокольным звонам.
Активное участие в благоустройстве обители принимали московские митрополиты Платон (Левшин; 1737–1812) и Филарет (Дроздов; 1782–1867). Братия монастыря составляла 25 человек, имелись церковно-приходская школа и паломническая гостиница.
После революции 1917 года Сретенский монастырь был одним из главных центров Православия в Москве. Здесь часто служил Святейший Патриарх Тихон. Настоятелем обители с 1920 по 1923 год был сподвижник Патриарха священномученик Иларион (Троицкий), замечательный богослов и проповедник, борец с раскольниками-обновленцами. В ноябре 1925 года он был арестован и отправлен во вторую и последнюю ссылку в Соловецкий лагерь особого назначения, из которого уже не вернулся.
Перед закрытием монастыря, в декабре 1925 года, здесь был пострижен в рясофор Сергей Извеков – будущий Патриарх Московский и всея Руси Пимен.
Годы запустения и разорения древней святыни
Монастырь, имевший за плечами историю длиной в пять с половиной столетий, в 1925 году прекратил свое существование. Большинство зданий обители разрушили – как говорилось в официальных документах: «для расширения уличного движения». Снесли один из древнейших в Москве храмов – церковь преподобной Марии Египетской. На бывшей территории обители устроили застенки, здесь расстреливали и хоронили в безымянных могилах многих осужденных за веру Христову. На месте монастырского кладбища в 1950-е годы построили школу.
От прекрасной обители остался только древний Владимирский собор, который превратили в общежитие офицеров НКВД. Для этого церковь разделили на несколько этажей, установили печи, и необходимый температурный режим, конечно, не соблюдался. Срывая кресты, большевики повредили обшивку купола, что привело к протечкам. Сильно пострадали и могли совсем погибнуть уникальные фрески, но, по Промыслу Божиему, они сохранились благодаря тому, что стены собора были окрашены и оклеены обоями. В 1958–1962 годах фасад собора был отреставрирован, но состояние фресок оставалось плачевным.
С 1960-х до начала 1990-х годов здесь находился Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени И.Э. Грабаря.
Возрождение монастыря по благословению старца
Могла ли снова возродиться к жизни старинная обитель? Братия прошедших веков с Небес наверняка молились об этом. Возможно ли, чтобы возрождение монастыря началось трудами всего одного человека, пусть даже очень умного и талантливого? Возможно, если человек этот действует по воле Божией и по благословению старца!
Отец Иоанн произнес: «А теперь слушай волю Божию… Ты вернешься в Москву и будешь строить подворье»
Митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов) вспоминает: «Неразрывно связано с отцом Иоанном (Крестьянкиным) все, что касается возрождения и становления монашеской жизни в нашем Сретенском монастыре. Осенью 1993 года, под праздник Иверской иконы Божией Матери, я приехал к отцу Иоанну… Мы засиделись тогда довольно долго. Уже началась всенощная. Отец Иоанн, взглянув на часы, заторопился и отправил меня в храм, сказав, что скоро подойдет и сам. Вместе с молодыми монастырскими иеромонахами мы, уже облачившись, ждали акафист в древнем пещерном алтаре Успенского собора.
Вдруг к нам подошел отец Иоанн. Мы расстались с ним полчаса назад, но тут он сразу показался мне каким-то необычным – сосредоточенно-строгим. Не говоря ни слова, батюшка взял меня за руку и подвел в центр алтаря, к престолу. Здесь он сделал три глубоких поклона, с благоговением приложился к Святой Трапезе и велел мне сделать то же. Потом, обратившись ко мне, он произнес:
– А теперь слушай волю Божию…
Никогда до этого я не слышал от отца Иоанна подобных слов.
– Ты вернешься в Москву и сразу пойдешь к Святейшему Патриарху, – объявил мне отец Иоанн. – Проси у него, чтобы он благословил тебя перейти из Донского в братию Псково-Печерского монастыря. Проси Святейшего, чтобы он благословил создание подворья Псково-Печерского монастыря в Москве, и ты будешь строить это подворье.
Я не знал, что и сказать. С одной стороны, было отчетливо ясно, что вот сейчас, в эту самую минуту, меняется моя жизнь. И в то же время умом я понимал, что сказанное батюшкой осуществить совершенно нереально… Здесь необходимо небольшое пояснение. К тому времени в Русской Церкви было возрождено уже 360 монастырей, и с каждым месяцем их число увеличивалось. Немало из этих провинциальных обителей хотели иметь свои подворья в столице и так донимали Патриарха, что Святейший на одном из собраний духовенства очень твердо предупредил, чтобы с подобными просьбами к нему впредь не обращались… Все это я объяснил отцу Иоанну. Но тот даже бровью не повел.
– Ничего не бойся! – сказал он. – Иди к Святейшему и передай то, что я тебе сказал. Святейший все благословит…
Отец Иоанн никогда не бросался великими и страшными словами, такими как “я скажу тебе волю Божию”. Ни раньше, ни потом я таких слов от него не слышал. Поэтому воспринял сказанное мне более чем серьезно и, превозмогая страх, решил исполнить все точно, как сказал старец.
Мне вскоре представился удобный случай встретиться с Патриархом, и я с замиранием сердца слово в слово передал Святейшему, что наказал мне батюшка: и о переводе меня в братию Псково-Печерского монастыря, и о создании монастырского подворья в Москве… К моему удивлению, Святейший неожиданно нашел мысль о Псково-Печерском подворье очень своевременной и правильной».
В дни радостей и испытаний
Владыка Тихон (Шевкунов) вспоминает еще: «Со дня открытия подворья… всегда – в дни радостей и испытаний – нас поддерживала молитва, благословение, а иногда и строгое взыскание отца Иоанна (Крестьянкина). Он передал нам множество своих икон, в том числе и любимую – Владимирскую. Отец Иоанн благословил создание монастырского издательства, семинарии, подсобного хозяйства. Вообще, особенно в первые, самые сложные годы, батюшка следил буквально за каждым шагом в возрождающейся обители. А после того как отпала тревога по поводу закрытия Печор для паломников, именно отец Иоанн благословил просить Святейшего о преобразовании подворья в Сретенский монастырь.
«Всегда – в дни радостей и испытаний – нас поддерживала молитва отца Иоанна (Крестьянкина)»
Зураб Михайлович Чавчавадзе, генеральный директор Благотворительного фонда святителя Василия Великого, директор одноименной православной гимназии, духовное чадо владыки Тихона, вспоминает: «Когда отец Тихон пришел в Сретенский монастырь, у монастыря не было ничего, даже забора, который бы огораживал храм от проезжей части Большой Лубянской улицы. До него тут обосновалась община так называемых “неообновленцев”, установивших здесь свои правила: в храме не было ни икон, ни подсвечников, а вместо царских врат стояла какая-то двустворчатая “калитка”.
Первую всенощную отец Тихон служил у запертых дверей храма прямо под открытым небом
Патриарх Алексий II благословил отца Тихона отслужить здесь первую службу в канун Сретения Господня. Мы с отцом Тихоном приехали к началу всенощной и обнаружили на двери храма огромный замок. Выяснилось, что бывший настоятель храма отправился служить в соседнюю церковь. На просьбу передать нам ключи от замка он ответил категорическим отказом. Тот февральский вечер выдался на редкость морозным, и, тем не менее, отец Тихон принял решение служить всенощную под открытым небом прямо у закрытых дверей храма. Помню, что при елеопомазании мы прикладывались к его руке, как к куску льда. На следующее утро бывший настоятель все же открыл храм и сказал, чтобы отец Тихон сослужил Литургию вместе с ним. Причащали людей из двух чаш. Бывший настоятель причащал свою паству, а отец Тихон – нашу».
Начало возрождения монастыря
Монахиня Амвросия (Горбунова) Монахиня Амвросия (Горбунова) вспоминает еще: «В первые годы Сретенский храм был очень запущенный, даже какой-то черный стоял. Мы, помню, лестницу принесли, начали паутину снимать. Все фрески были черными. Когда отец Тихон начал служить, с февраля месяца, к Троице наш храм стал просветляться. Я еще очень хорошо запомнила, когда к нам из Печор привезли много икон. Это и Николай Угодник, и Матерь Божия, потом Троица Святая – они все сейчас на колоннах висят. И привезли еще мученика Корнилия из Печор – такая длинная икона, во весь рост…»
Архитектор-реставратор Алексей Котов свидетельствует: «В целом территория монастыря на тот момент выглядела просто ужасно: в сохранившихся постройках на его исторической территории жили люди, причем квартиры зачастую топились буржуйками – и это в 1994 году! В полуразрушенных домах, в которые и войти-то было страшно, располагалось множество мелких организаций; часть помещений была совершенно обрушена и просто никак не использовалась – из-за аварийного их состояния. На монастырской территории была построена и действовала школа».
Н.Н. Шабалина Наталья Николаевна Шабалина, архитектор, прихожанка и сотрудница Сретенского монастыря, духовное чадо владыки Тихона (Шевкунова), рассказывает: «Это была необычайная радость. За два с половиной месяца, которые прошли с момента нашего входа в монастырь, мы уже многое успели сделать. Помогал готовиться к первой Пасхе Псково-Печерский монастырь, потому что своей братии в монастыре почти еще не было. Из Печор привезли старинные хоругви, фонарь, которыми мы пользуемся по сей день, и маленькие царские врата. К Пасхе мы сами повесили колокол.
На службу пришло очень много прихожан. Но все мы поместились в храме, поэтому и куличи святили прямо в соборе. А вот разговлялись на улице. Для прихожан в наших скромных восьмиметровых комнатках мы наготовили салатов и спускали еду вниз. Всех угощали какао. Теперь на Пасху мы раздаем готовые наборы. А какао стало традицией…
Через год после нашей первой Пасхи, в 1995 году, подворье было преобразовано в Сретенский ставропигиальный мужской монастырь. У батюшки много друзей и знакомых, все они пошли к нему на службу, батюшка долго сам исповедовал – лет десять. А потом уже прихожан стало немыслимо, и братия выросла, появилось много отцов – молодых иеромонахов».
О первой братии вспоминает Михаил Родионов, духовное чадо владыки Тихона (Шевкунова): «Первая братия нашего монастыря: иеромонах Феодосий из Почаева, отец Никита – с прихода, отец Анастасий, монах Михаил, инок Алексий – из Печорского монастыря. Братия потом еще приходила. Гоша Трошин – иноком. Из Печор приезжали иеромонахи служить: отец Иоасаф, отец Мефодий, отец Кирилл. Александр Геништа, будущий отец Митрофан († 21.07.1999), наверное, первый, кто пришел работать в наш монастырь в 1993 году. Его, наверное, можно назвать нашим первым насельником – тем, кто был первым пострижен именно в нашем монастыре».
По молитвам старца
Архитектор-реставратор Алексей Котов делится: «8 сентября 1995 года должно было торжественно отмечаться 600-летие перенесения Владимирской иконы Божией Матери из Владимира в Москву. Но в соборе не было иконостаса, а стены и полы находились в удручающем состоянии, фрески закопченные и облупленные. Перед началом работ по иконостасу наши имена были сообщены архимандриту Иоанну (Крестьянкину). Он обещал поминать всех нас и молиться об успешном завершении этого дела.
К 1 августа нам собрали леса, и работы закипели. Рабочих для установки иконостаса не было, нам выделили одного опытного мастера, плотника; его звали Владимир. А так собирать свое детище нам приходилось самим. Также отец Тихон выделил нам трех помощников, одним из них был насельник обители иеромонах Симеон; а на поднятии тяжелых элементов нам также помогал иеромонах Владимир, обладавший, как выяснилось, недюжинной физической силой.
Несколько дней перед праздником Владимирской иконы Божией Матери мы буквально дневали и ночевали в монастыре. В середине дня 7 сентября намеченный основной объем работ по иконостасу был закончен – на то время это был один из самых крупных новых иконостасов. Замечательный светлый интерьер собора с редкой двухстолпной системой перекрытия воспринимается с иконостасом как единое целое. Вместе с прекрасным хором это делает службу в храме монастыря исключительной по своему воздействию на человека. Я не раз слышал подтверждение этому».
«Это было грандиозное, невероятное событие!»
Наталья Николаевна Шабалина вспоминает: «В 1995 году батюшка Тихон решил отпраздновать 600-летие Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Был и крестный ход, и дополнительно мы постились. Братии тогда еще мало было. И мы стали думать, разрабатывать план, как нам взять чудотворную Владимирскую икону из Третьяковской галереи, которая находилась в экспозиции, и нам ее ни за что не хотели давать. И Третьяковка помогала, и Родионов, директор Третьяковской галереи, и искусствоведы… Главный специалист по древнерусской живописи Надежда Геннадьевна Бекенева, человек православный, дала заключение, что можно уникальную икону привезти в наш храм. А потом к нам в монастырь пришел иеромонах Никодим (Бекенев), и оказалось, что это его мама.
Для того чтобы привезти к нам в монастырь Владимирскую икону, нужно было, во-первых, организовать ее охрану, во-вторых, сделать для иконы герметичную капсулу со строгим соблюдением температурного режима. Привлекли какой-то завод, они все сделали с электронной сигнализацией, с датчиками электронными. Мы ожидали, что будет много народу, и народу действительно было очень много – по объему организации это было грандиозное мероприятие.
К всенощной привезли и установили чудотворную Владимирскую икону. Вечером шел крестный ход из Кремля, который нес ее список. Шел какой-то невероятный ливень. Такое событие…
В храм привезли Владимирскую икону – к ней с благоговением прикладывались, пели: «Надеющиеся на Тебя да не погибнем»
Батюшка умеет все организовать – он очень талантливый организатор. Он все предусмотрел… Храм был полон – просто битком набит. Люди с благоговением прикладывались к иконе. Пели: “Надеющиеся на Тебя да не погибнем…”
На ночь икону должны были увезти и снова вернуть ее в храм утром. И вот когда икону уже должны были увезти, многие люди, стоящие за воротами, не успели к ней приложиться. И тогда батюшка с кем-то из иеромонахов вышел с маслицем от лампады, которая горела у Владимирской иконы, и пошел по улице вдоль Лубянки и всех помазывал – всю очередь. Он помазывал всех до двух или трех часов ночи. Это было грандиозное, невероятное событие! И с духовной точки зрения, и с точки зрения организации всего этого торжества…
На следующее утро, 8 сентября, Владимирскую снова привезли. Я помню, что были чудеса, необыкновенные исцеления, связанные с иконой. Народ долго не мог забыть этого события».
ВСТРЕЧА ВЛАДИМИРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ, 1995 год
видеохроника
Путь веры – «хождение по водам»
О. Николаева с супругом
протоиереем Владимиром Вигилянским Олеся Николаева, известная поэтесса, прозаик, эссеист, профессор Литературного института имени Горького, свидетельствует: «В жизни Сретенского монастыря за прошедшие годы происходило много событий. Каюсь, ведь сколько раз, когда мне приходилось слышать от отца Тихона о том, что конкретно он собирается совершить к вящей славе Божией, меня охватывало сомнение и планы отца наместника казались мне невыполнимой мечтательностью, благостным прекраснодушием. И каждый раз я была посрамлена, ибо они исполнялись с преизбытком, с превышением задуманного.
Теперь, когда какое-то дело, которое я должна осуществить, представляется мне неподъемным, а то и вовсе невозможным, вспоминаю отца Тихона, для которого сама эта невозможность становилась путем, на который он мужественно вступал и по которому его направлял Господь. Ведь “невозможное человекам возможно Богу” (Лк. 18: 27) – это и есть путь веры, “хождение по водам”. Ныне даже издательство Сретенского монастыря – крупнейшее в православном мире. Есть что-то символичное в том, что книга архимандрита Тихона, ныне митрополита Псковского и Порховского, разошлась фантастическим для нынешних интернетовских времен тиражом. Это лишнее доказательство того, что печать изобилия лежит на всем, что выходит из стен Сретенского монастыря».
Наш любимый Сретенский монастырь
Наталья Николаевна Шабалина говорит: «И вот у нас в результате многолетних трудов получились огромная площадь и новый огромный храм. Я хожу и каждый раз думаю: откуда взялась такая огромная площадь?! Возможно ли было все это себе представить в 1993 году, в тот снежный вечер под Сретение, когда в сугробах служили всенощную? Можно ли было себе тогда представить эту прекрасную семинарию, этот чудесный огромный храм, этот цветущий сад и все прочее, чем является сейчас наш любимый Сретенский монастырь?»