братия свято данилова монастыря

Данилов монастырь в наши дни

братия свято данилова монастыря. Смотреть фото братия свято данилова монастыря. Смотреть картинку братия свято данилова монастыря. Картинка про братия свято данилова монастыря. Фото братия свято данилова монастыряДанилов монастырь ставропигиальный, т. е. настоятелем его является Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Повседневной жизнью монастыря управляет его наместник. За основу богослужебной жизни возрожденной обители был принят Устав Троице-Сергиевой лавры, да и многие из братии — постриженики лавры. Основные послушания братии связаны с церковными службами: священноиноки совершают богослужения, исповедают прихожан, читают и поют на клиросе. Иноки молятся о живых и усопших; церковное богослужение, молитва за весь мир были и остаются главной составляющей жизни монастыря. Двери монастырских храмов всегда открыты для прихожан.

С 1989 г. в монастыре открыта воскресная школа. В обители работают Центр духовного развития детей и молодежи, регентско-певческие курсы и курсы звонарского мастерства, художественные и иконописные мастерские.

братия свято данилова монастыря. Смотреть фото братия свято данилова монастыря. Смотреть картинку братия свято данилова монастыря. Картинка про братия свято данилова монастыря. Фото братия свято данилова монастыряОсобо важным событием в новейшей жизни обители можно считать празднование 700-летия со дня преставления святого благоверного князя Даниила. 6 сентября 2003 г. состоялся крестный ход, который явился кульминацией торжеств. В нем приняли участие многие тысячи клириков и мирян. После торжественной литургии в Успенском соборе Кремля крестный ход отправился в Данилов монастырь. Впереди несли специально написанную для этого случая большую икону святого князя Даниила в рост, в серебряной басме, выполненную в древнем стиле (ныне икона находится в приделе святого князя Даниила, возле раки с его святыми мощами). У Боровицких ворот к нему присоединился крестный ход, который шел от Храма Христа Спасителя.

В то же время из монастыря по направлению к Даниловской площади вышел еще один крестный ход — с ковчегом с мощами святого князя Даниила. После того как крестные ходы соединились у памятника святому князю Даниилу, было совершено торжественное молебное пение преподобному.

Пбратия свято данилова монастыря. Смотреть фото братия свято данилова монастыря. Смотреть картинку братия свято данилова монастыря. Картинка про братия свято данилова монастыря. Фото братия свято данилова монастыряосле долгих лет трудных переговоров в монастырь вернулись исторические даниловские колокола. 8 сентября 2007 г. первым в Москву из Нью-Йорка был доставлен «Будничный колокол», а через год, в сентябре 2008 г., обитель вновь услышала звон своих родных колоколов. Каждый год в сентябре в Даниловом проходит Фестиваль колокольных звонов с участием лучших звонарей России.

Сегодня самый древний московский монастырь продолжает свою историю. Он является духовно-административным центром Русской Православной Церкви и резиденцией Патриарха Московского и всея Руси. Земля даниловская — воистину святая московская земля, особое место для каждого православного человека. Более чем семьсот лет от престолов монастырских храмов возносится молитва ко Господу. Жизнь Даниловой обители по-прежнему протекает под покровительством ее основателя — святого благоверного князя Даниила.

Источник

Общественное служение

Даниловский хор

Праздничный хор Данилова монастыря — один из ведущих мировых коллективов, исполняющих духовную музыку. В составе хора 30 профессиональных певцов, имеющих высшее вокально-хоровое образование. Хор является постоянным участником международных конференций и фестивалей церковной музыки в России и за ее пределами, различных благотворительных и молодежных фестивалей.

География концертной деятельности хора постоянно расширяется. Коллектив активно гастролирует по городам России, от южных областей до Дальнего Востока. Благодаря своему уникальному репертуару, душевности, искренности и неповторимой манере исполнения, хор Данилова монастыря завоевал любовь зрителей во многих странах мира.

Патриарший центр духовного развития детей и молодежи

Патриарший центр духовного развития детей и молодежи создан при московском Даниловом монастыре с целью организации церковной миссионерской, катехизической, духовно-просветительской и социальной деятельности среди различных слоев населения столицы и прежде всего в детской и молодежной среде.

Патриарший молодежный центр — это 35 различных миссионерских, просветительских и социальных проектов, около 150 профессиональных сотрудников и добровольцев, а главное — более 10 000 человек — участников наших различных инициатив — жителей Москвы и других регионов, подавляющее большинство из которых — молодежь.

Регентские курсы

Регентско-певческие курсы при Даниловом монастыре готовят руководителей (регентов) и певчих церковного хора. Обучение на Курсах осуществляется на двух отделениях — Регентском и Певческом. На Регентское отделение принимаются лица с музыкальным образованием, а на Певческом отделении прием производится по двум направлениям — с музыкальным и без музыкального образования. Форма обучения — дневная (2 года) и вечерняя(1,5 года).

Колокольный центр

Даниловский колокольный центр организован по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Деятельность Центра развивается в трех основных направлениях: научная программа, культурно-просветительская программа, прикладная программа.

Изготовление колоколов, воссоздание утраченных колоколов и дополнение существующих ансамблей, монтаж звонниц и создание систем управления звоном, расчетное обоснование динамики и прочности колоколонесущих конструкций, экспертная оценка состояния звонниц и колоколов.

Издательство Данилова монастыря

Издательство Данилова монастыря выпускает литературу богословского, катехизического, нравственно-воспитательного, церковно-публицистического содержания; детскую литературу, молитвословы, сборники канонов и акафистов и другую. Каждая выпускаемая книга имеет одобрение Издательского совета Русской Православной Церкви. Деятельность издательства осуществляется под духовным руководством наместника Данилова монастыря епископа Алексия (Поликарпова).

Интернет-журнал «Прихожанин»

Интернет-журнал Данилова ставропигиального мужского монастыря.

Центр бесплатной юридической помощи «Надежда»

В Даниловом монастыре работает Центр бесплатной юридической помощи «Надежда», в котором можно получить устные юридические консультации в области гражданского законодательства (в том числе по вопросам наследства), жилищного и семейного законодательства, трудового и налогового законодательства, земельного и административного права, конституционных прав.

Прием в Центре ведется по вторникам. График будет публиковаться на каждый месяц отдельно. График приема будет размещен в данном разделе сайта. Вход через Святые врата, далее направо, дверь в углу здания (крыльцо под козырьком), 3 этаж.

Центр помощи зависимым «Метанойя»

С 2006 года Данилов монастырь осуществляет духовное руководство и окормление православного реабилитационного центра «Метанойя», где помогают алкоголезависимым и наркозависимым людям, а также людям с нехимическими зависимостями (такими как игромания, сексоголизм, трудоголизм, интернет зависимость и пр.), и их родственникам.

Противосектантская работа

По благословению наместника Данилова ставропигиального мужского монастыря Преосвященнейшего Алексия, епископа Солнечногорского, в нашей обители осуществляется первичный прием лиц, отпавших от православия в различные секты. Встречи проходят еженедельно по вторникам (кроме праздничных дней) в Помещении для бесед с прихожанами, комната №2, с 14:30.

Источник

Подворья монастыря

Православные монастыри на Руси в большинстве своем всегда были центрами не только духовной жизни, но и хозяйственной деятельности, преображающей и облагораживающей окружающий мир. Но кто бы мог подумать, что после страшных гонений XX в., когда под вопросом было само существование Русской Церкви, монастыри, пройдя очень небольшой период восстановления, смогут вернуться и к этому своему деланию?

Даниловцы смогли. Они не только подняли из руин свою обитель, наладив в ней традиционные производства, но и вынесли свою созидательную деятельность за стены монастыря, став, как и положено примером, «светом миру». Увидеть результаты этих трудов можно в селе Михеи Сапожковского района Рязанской области, а еще в селе Можары. В поселке Долматово Домодедовского района и в деревне Ланьшино Серпуховского района Московской области, а также в скиту в честь иконы Божией Матери «Всецарица» в Нововолкове Рузского городского округа Московской области.

братия свято данилова монастыря. Смотреть фото братия свято данилова монастыря. Смотреть картинку братия свято данилова монастыря. Картинка про братия свято данилова монастыря. Фото братия свято данилова монастыря

Подворье во имя Преподобного Сергия Радонежского

В конце 1992 года в красивом уединенном месте, неподалеку от села Кривель Сапожковского района Рязанской области, братией московского Данилова монастыря было положено начало основанию подворья во имя Преподобного Сергия Радонежского.

братия свято данилова монастыря. Смотреть фото братия свято данилова монастыря. Смотреть картинку братия свято данилова монастыря. Картинка про братия свято данилова монастыря. Фото братия свято данилова монастыря

Подворье в селе Долматово

В пятидесяти километрах от Москвы, в селе Долматово, входящем в городской округ Домодедово, располагается подворье Данилова монастыря.

братия свято данилова монастыря. Смотреть фото братия свято данилова монастыря. Смотреть картинку братия свято данилова монастыря. Картинка про братия свято данилова монастыря. Фото братия свято данилова монастыря

Свято-Преображенское подворье

В 2007 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II близ деревни Ланьшино Серпуховского района Московской области, на месте, исторически не имевшего ни храма, ни монастыря, было создано Свято-Преображенское подворье Данилова ставропигиального мужского монастыря.

братия свято данилова монастыря. Смотреть фото братия свято данилова монастыря. Смотреть картинку братия свято данилова монастыря. Картинка про братия свято данилова монастыря. Фото братия свято данилова монастыря

Подворье в честь иконы Божией Матери «Всецарица»

В 2015 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Данилову ставропигиальному мужскому монастырю был передан находящийся в деревне Нововолково Рузского городского округа Московской области храм во имя Всемилостивого Спаса.

братия свято данилова монастыря. Смотреть фото братия свято данилова монастыря. Смотреть картинку братия свято данилова монастыря. Картинка про братия свято данилова монастыря. Фото братия свято данилова монастыря

Храм Святителя Николая в Измайлове (приписной храм Данилова ставропигиального мужского монастыря)

Это очень необычная на вид церковь выполнена в древних традициях русского северного зодчества. Закладка храма была совершена 5 сентября 1997 г., а полностью строительство было закончено уже в 2003 г.

Источник

МОСКОВСКИЙ ДАНИЛОВ МОНАСТЫРЬ

братия свято данилова монастыря. Смотреть фото братия свято данилова монастыря. Смотреть картинку братия свято данилова монастыря. Картинка про братия свято данилова монастыря. Фото братия свято данилова монастыря
Московский Свято-Данилов монастырь

Московский мужской монастырь во имя преподобного Даниила Столпника, ставропигия Русской Православной Церкви в черте Московской епархии

Монастырь во имя преподобного Даниила Столпника был основан не позднее 1282 года святым благоверным князем Даниилом Московским на правом берегу Москвы-реки, в пяти верстах от Кремля. Это был первый мужской монастырь в Москве. 4 марта 1303 года в возрасте 42 лет князь Даниил скончался, приняв незадолго до этого монашеский постриг в схиму, и, согласно своему завещанию, был похоронен в Даниловом монастыре.

В 1330 году братия Данилова монастыря была переведена в Кремль, где при храме Спаса-на-Бору был устроен новый монастырь, Спасский. Сам же Данилов монастырь в течение почти двух с половиной столетий пребывал в запустении. На его месте были маленький храм, ставший приходским, и кладбище.

В 1560 году, при царе Иоанне Грозном Данилов монастырь стал возрождаться, в нем была возобновлена монашеская жизнь. В 1561 г. св. митр. Макарием был освящен первый в обители каменный храм в честь Святых Отцов Семи Вселенских Соборов (первый в истории Православной Церкви храм с таким посвящением).

В 1591 году монастырь сыграл большую роль в отражении нападения крымского хана Казы-Гирея.

В 1606 году у Данилова монастыря были бои войск царя Василия Шуйского с бунтовщиками под предводительством Болотникова, потерпевшими поражение. В 1610 году самозванцем Лжедмитрием II, бежавшим из Москвы, монастырь был подожжен, но вскоре вновь отстроен и обнесен кирпичной стеной с семью башнями.

В 1652 г. в монастыре были обретены мощи блгв. кн. Даниила.

Строительство монастырской стены с восемью башнями во второй пол. XVII в., при Иоанне придало монастырю значение крепости.

В Отечественную войну 1812 года французы осквернили и ограбили храмы монастыря, похитили серебряный оклад с гробницы святого князя Даниила.

В XIX-XX вв. при обители существовала богадельня для престарелых священнослужителей и вдов духовного сословия, на территории обители располагалось одно из древнейших московских кладбищ. На кладбище Данилова монастыря были похоронены многие выдающиеся деятели русской культуры: великий русский писатель Н.В. Гоголь, поэт Н.М. Языков, художник В.Г. Перов, музыкант Н.Г. Рубинштейн и многие другие.

После революции у обители постепенно стали отбирать храмы. Формально монастырь был закрыт в 1918 году, но монастырская жизнь в обители продолжалась.

В 1930 году [1] Данилов монастырь был окончательно закрыт — последним в Москве. До 1932 года оставшаяся на свободе часть братии служила в храме Воскресения Словущего в Даниловской слободе. Братия монастыря в большинстве были расстреляны в 1937 году. Мощи святого князя Даниила бесследно исчезли. После закрытия обители храмы подверглись опустошению и перестройкам, могилы наиболее известных людей были перенесены на другие кладбища, а даниловский некрополь был уничтожен. На территории монастыря были устроены колония для несовершеннолетних преступников и склады.

братия свято данилова монастыря. Смотреть фото братия свято данилова монастыря. Смотреть картинку братия свято данилова монастыря. Картинка про братия свято данилова монастыря. Фото братия свято данилова монастыря
Московский Данилов монастырь. Cхема

Обители возвращен облик, исторически сложившийся в XVII-XIX веках. Древнейший из храмов монастыря — храм Святых Отцов Семи Вселенских соборов, — сложное сооружение, включающее в себя несколько церквей. После реставрации в храме установлен иконостас Костромской школы XVII века. На первом этаже находится храм Покрова Пресвятой Богородицы. Троицкий собор — самый большой собор монастыря. Построен в 1838 году по проекту архитектора О.Бове в стиле позднего русского классицизма. Главный престол освящен святым митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым). После реставрации интерьер собора воссоздан в виде, близком к первоначальному. В этом соборе находятся чудотворные иконы: Божией Матери «Троеручица» и преподобного Иоанна Кассиана Римлянина. В Троицком соборе совершаются воскресные и праздничные богослужения.

4 сентября 1997 года на Тульской площади был открыт и освящен памятник святому благоверному князю Даниилу Московскому.

17 марта 1998 года на Тульской площади была освящена часовня в честь святого благоверного князя Даниила Московского. Она воссоздана по новому архитектурному проекту близ места, где была первоначальная часовня, снесенная после революции и имевшая 300-летнюю историю.

В 2003-2008 гг. стараниями братии монастыря, при финансовой поддержке фонда «Связь времен», при активном содействии администрации и студентов Гарвардского университета в США Данилову монастырю был возвращен набор 18 исторических колоколов, который в 1930-е годы по инициативе члена американской благотворительной миссии в Москве научного сотрудника Гарвардского университета Томаса Виттемора ради спасения от переплавки был куплен американским промышленником Чарльзом Крейном и подарен Гарвардскому университету.

Главная святыня монастыря — частицы мощей святого благоверного князя Даниила Московского, находящиеся в ковчегах в соборах Троицком и Святых Отцов Семи Вселенских соборов. Первая после возрождения частица мощей святого князя Даниила была передана монастырю в 1986 году архиепископом Вашингтонским, митрополитом всей Америки Феодосием.

Монастырь имеет подворья: в Рязанской области, в Подмосковье и храм святителя Николая в Измайлово.

Данилов монастырь ставропигиальный, то есть настоятелем его является Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Повседневной жизнью монастыря управляет его наместник в сане архимандрита. Данилов монастырь по своему уставу общежительный — общая молитва, труд и трапеза монахов. Богослужения совершаются ежедневно. Братия обители участвуют в делах благотворительности и милосердия в лечебных и детских учреждениях, в местах заключения, преподают в светских и духовных высших учебных заведениях. При монастыре действуют воскресная школа, катехизические курсы для взрослых, издательство «Даниловский благовестник», экскурсионная служба, разные мастерские. Организован «Телефон доверия».

Монастырь открыт для посетителей с 6:00 до 21:00. Монастырь своей гостиницы не имеет и поэтому не может предложить размещение для паломников.

Источник

Даниловский монастырь: о Гарварде, Интернете и жизни час за часом (+ фото + видео)

Портал «Православие и мир» подготовил статью о Даниловском монастыре, и взял интервью у архимандрита Алексия (Поликарпова). Приятного чтения!

Даниловский монастырь

братия свято данилова монастыря. Смотреть фото братия свято данилова монастыря. Смотреть картинку братия свято данилова монастыря. Картинка про братия свято данилова монастыря. Фото братия свято данилова монастыряВ 12 веке младший сын Александра Невского князь Даниил построил монастырь и посвятил его своему святому – Даниилу Столпнику. Перед смертью князь принял монашество и был здесь похоронен, а теперь для москвичей это – его дом. Князь Даниил стал настоящим городским святым – его помощи люди просят во всех мегаполисных бедах – поиске работы, трудностям с квартирами.

История Даниловского монастыря – то взлет, то запустение. После смерти князя Даниила – запустение, пока не приснился князь Иоанну III – почему забыл обитель? Потом расцвет и снова запустение.

Жизнь монастыря глазами отца наместника – какая она?

Приехав минута в минуту, ждем у корпуса архимандрита Алексия (Поликарпова), он опаздывает минут на пять (судя по деловому портфельчику в руках – со встречи) и с задором спрашивает: «Ага, вы тоже опоздали?!». Отправляет помощника выбрать подходящую комнату для съемки – первая и вторая темноваты, в третьей лежит толстый фотоальбом об обители, четвертая нам как раз подходит – самая светлая, обстановка везде очень простая и совсем не новая, но почему-то видно, что это покои наместника.

братия свято данилова монастыря. Смотреть фото братия свято данилова монастыря. Смотреть картинку братия свято данилова монастыря. Картинка про братия свято данилова монастыря. Фото братия свято данилова монастыря

– Отец Алексий, вы помните, как в вашей жизни впервые возник Даниловский монастырь?

Впервые я услышал, что Даниловский монастырь открывается, в 1983 году. Это было событие величайшее. Обитель князя Даниила, им основанная – первый общежительный монастырь в Москве конца XIII века.

Монастырь возвращали в руинированном виде. Как говорил покойный Патриарх Алексий II, здесь было разрушено все, что можно было разрушить.

братия свято данилова монастыря. Смотреть фото братия свято данилова монастыря. Смотреть картинку братия свято данилова монастыря. Картинка про братия свято данилова монастыря. Фото братия свято данилова монастыря

Даниловский монастырь. Между 1983 и 1985

После закрытия монастыря в 1930 году здесь был центр временной изоляции детей репрессированных.

Был специальный приказ — разлучать братьев и сестер и знакомых между собой детей. В Даниловском монастыре известно место у стены, где были найдены останки множества детей. В детприемнике дети болели, умирали, и их там стали хоронить. На этом месте построена часовня.

Центр беспризорников переместился на Алтуфьевское шоссе, старые сотрудники этого центра при встречах вспоминали, что в монастыре им было хорошо. Мы и сейчас с ними продолжаем общение – в спецприёмнике открыт храм во имя святой и праведной Елизаветы Федоровны. Молодые люди приходят в церковь, могут исповедаться и причаститься.

В 1987 году я по послушанию был здесь несколько месяцев, потом вновь вернулся в Троице-Сергиеву Лавру, и в 1992 году по благословению Патриарха Алексия назначен наместником Даниловского монастыря.

С сентября 1983 года имя князя Даниила звучит по всей Москве: Патриарх Пимен благословил петь тропарь князю Даниилу в конце служб и поминать его на отпу́стах. Через три года митрополит Феодосий, предстоятель американской Православной церкви, возвращает мощи князя Даниила. Еще в 1947 году Патриарх Алексий I просил вернуть Патриархии мощи.

Имя князя Даниила было известно многим: в восстановлении монастыря участвовала вся страна. Понимаете, это же была первая ласточка: до этого закрывали и теснили, а тут вдруг открыли старое, поруганное, древнее, святое.

братия свято данилова монастыря. Смотреть фото братия свято данилова монастыря. Смотреть картинку братия свято данилова монастыря. Картинка про братия свято данилова монастыря. Фото братия свято данилова монастыря

Первая братия Даниловского монастыря.

Люди приносили последнее. Владыка Евлогий Владимирский – первый наместник монастыря – вспоминает, как к нему пришла нищая старушка и принесла мешочек мелочи: «Батюшка, возьмите. Собирала у метро, около магазинов, просила у знакомых – везде просила. Для восстановления обители вам принесла!»

И работали тоже – и стар, и млад – старушки переносили кирпичики, землю копали, сажали цветочки. Знаете – идет стройка, вокруг разруха, и вдруг – клумбочка.

– А кто были те люди, которые стали первыми монахами в монастыре?

– Первые братья были монахами из Троице-Сергиевой лавры, потом стали приходить семинаристы и люди из мира.

– А сегодня кто приходит?

– Приходят люди разные – и выпускники Московских духовных школ, и молодые – не имевшие семьи, и постарше, которые имели семьи в свое время. Приходят штурманы, архитекторы, художники, научные работники – все они здесь в монастыре объединены любовью к Богу.

– Принимаете в монастырь семейных?

– Только если они разрешили все семейные дела, если нет долгов внешних и долгов моральных, если они детей воспитали и устроили в жизни. А еще бывает, когда муж и жена по старому обычаю одновременно принимают монашество. У них есть и дети взрослые, теперь уже и внуки, и бабушка, шутя гладя внучку по голове, говорит – это будущая монахиня! Посмотрим, как сбудутся её слова!

– Говорят, что в монастырь уходят, когда…

– В монастырь не уходят, а приходят. Несколько лет человек должен быть послушником – понять: его ли это призвание, для него ли этот монастырь.

Послушник – происходит от слова послушание. А на сербском языке послушник – я недавно узнал – искушенец, искушеница. Нам знакомо это слово – искушение, испытание. Человек на испытании, он испытывает себя. И его испытывают, к нему присматриваются – сможет ли он жить здесь, здесь образ жизни довольно замкнутый, ограниченный пространством.

Мир, как говорят святые отцы – это совокупность страстей, то, что мешает человеку спасаться. Можно жить в мире свято, бороться с грехом, исполнять евангельские заповеди, но человек может решить, что ему удобнее исполнять Евангелие в обители. Монашеские обеты основаны на Евангелии – ничего нового в них нет – любить Бога и любить ближнего своего. Господь всем сказал – «будьте совершенны, так же как Отец ваш Небесный совершенный есть». Это надо в жизни своей исполнить.

Человеку свойственно иметь недостатки. У святых отцов есть выражение – «свет для монахов – это ангелы, а свет для мирян – монахи». Мы призваны к высокому, как получается – уже другое дело, но мы сокрушаемся, каемся, стараемся исправиться и надеемся на спасение.

братия свято данилова монастыря. Смотреть фото братия свято данилова монастыря. Смотреть картинку братия свято данилова монастыря. Картинка про братия свято данилова монастыря. Фото братия свято данилова монастыря

– К вашему приходу в Даниловский уже многие работы по восстановлению были проведены…

– Да. Но мы и продолжаем работу. Расписали храм Святых Отец семи вселенских соборов. Он был построен по распоряжению Ивана Грозного: по его мысли, в разных уголках Москвы должны были быть храмы во имя святых отцов – первого, второго, седьмого соборов.

– Сохранились другие храмы?

– Нет, только в Даниловском. Других храмов до нас не дошло.

– Самое яркое событие последних лет можете вспомнить?

– Конечно, возвращение колоколов из Гарварда.

За время небытия монастыря колокольня очень пострадала, верх был снят. Поэтому когда открывался монастырь, в 80-х, собрали колокола с недействующих храмов Ярославской епархии и из других епархий…

Тогдашний посол США в России господин Хартман сообщил владыке Евлогию, что колокола Даниловского монастыря находятся в Гарвардском университете. Начали писать в Гарвард, но первые обращения не увенчались успехом. Даже когда приезжал сюда президент США Рейган, он был в монастыре, ему говорили о колокольне, но существенных подвижек не произошло.

Перед празднованием 700-летия со дня преставления князя Даниила в Гарвардский университет отправилась делегация и договорилась, что башню университетского общежития Лоу Хаус, где висели колокола, обследуют, выяснят, можно ли их снять. Не разрушит ли при этом башню.

братия свято данилова монастыря. Смотреть фото братия свято данилова монастыря. Смотреть картинку братия свято данилова монастыря. Картинка про братия свято данилова монастыря. Фото братия свято данилова монастыря

В Гарварде привыкли к колоколам. Даже пытались восстановить звон, выписывали из России известного звонаря-виртуоза Сараджева, но церковного звона они не наладили, просто звонили по особым случаям – на бейсбольные матчи, на окончание года…

Один из старейших профессоров рассказывал, что в годы Второй мировой войны (он был куратором общежития) к нему пришел студент и попросил, когда закончится война, на большом колоколе сделать 100 ударов. Война закончилась, и студент напомнил о своей просьбе. Привязал себя верёвкой к языку этого колокола и действительно сделал 100 ударов в 12 тонный колокол. Сразу со всех сторон посыпались звонки – что случилось, почему у вас такой звон?

В общем, приехала из Америки делегация, и выяснилось доброжелательное отношение к передаче колоколов. Затем и Министерство обороны вернуло из Театра Советской Армии 4 колокола, и мы думаем, что они пойдут на колокольню храма Сретения, который сейчас строится. В ряду гарвардских колоколов не хватало одного – самого большого, его недавно отлили, и он в ближайшее время будет повешен на колокольню Даниловскую.

– А позаимствованные колокола вернулись в свои храмы?

– Конечно! Когда уже пошёл слух о возвращении гарвардских колоколов, правящие архиереи сразу обращались к Патриарху, чтобы колокола вернули.

– В вашем монастыре самое, наверное, сильное направление – совершенно не монастырское – большой молодежный центр, дискуссии, балы. Такой центр было бы логичнее видеть при обычном храме, не там, где люди должны удаляться от мира…

– Молодёжь приходит в храмы, и братия общается с ними, привлекает их к миссионерской работе. Это обоюдная польза, ведь Евангелие не может замкнуться! У преподобного Симеона Нового Богослова такой образ – братолюбивого нищего. Нищий нашёл золотницу, но не просто положил её карман, а делится своим небольшим богатством и с другими. Так вот я думаю, если братья обители в чём-то преуспели, то пусть делятся этим с другими людьми.

Патриарший центр содействия воспитанию детей и молодежи начался с воскресной школы, с 90-х годов. Игумен Иоасаф (Полуянов) очень активно, с большой любовью трудится в этом направлении. Все получилось постепенно: приходят малыши, приходят родители – это становится семейной воскресной школой. Дети вырастают, говорим уже с молодежью об основах веры, о семейной жизни, воспитываются катехизаторы.

– Монастырь ведёт очень активную социальную, просветительскую деятельность. А есть ли какие-то вещи, в которых вы все-таки загораживаетесь, закрываетесь от мира?

Наши кельи, прежде всего. Вообще наш принцип – польза для души. Как апостол Павел говорит – все мне позволено, но не все мне полезно. Ничто не должно обладать мною.

Пришёл ты в келью – вот такой твой микромир, в котором ты себе на несколько часов сам себе хозяин – Бог и ты!

– Как сегодня строится распорядок монастыря? Когда начинается и как проходит день?

Не знаю, во сколько монах просыпается в своей келье, это сокровенное. Он может встать очень рано, но общественное богослужение начинается в 6 часов: молебен князю Даниилу, утренние молитвы, полуночница, литургия, послушание. Кому-то днем служит молебны, которые заказывают прихожане. Кто-то пойдёт пищу прихожан и монашествующих организовывать. Кто-то занимается хозяйственной частью, кто-то – иконописной. В 5 часов – вечернее богослужение.

Отец Алексий очень неохотно отвечал на вопрос про обед: «Что же вы все про обед, да про обед спрашиваете! Как будто всё обедом ограничивается…».

– Знаете, в одном монастыре составляли устав – всё-всё расписали, а когда перечитали – вообще обед не был указан! Есть обед, для тех, кто хочет позавтракать – есть завтрак, ужин после богослужения. Официального отбоя нет, но до полуночи надо всем успокоиться.

– А кто следит за тем, чтобы были отбой вовремя и порядок?

– Есть отец благочинный. Вслушайтесь в это слово – благой, хороший чин, то есть – добрый порядок. Он следит за порядком, за богослужением.

– Смирение, послушание, искушение, благословение… Говорят, что это главные православные слова. Как вы их определяете?

– «Простите» – это монашеское благородство… Говорят – «волшебное слово» в «Родной речи» – какое? Пожалуйста. А у монаха – это простите, благословите, помолитесь.

Искушение – это испытание. Частенько можно услышать так – «вот, искушение!» Испытание большим и малым.

Смирение… знаете – самое высокое – это поставить себя перед Богом, посмотреть – кто ты есть. Друг перед другом мы всегда пытаемся показаться лучшей стороной. Все духовно, благочестиво, пристойно. А вот когда перед Богом себя поставишь – то, Господи – кто я? Как я могу оправдаться? А великие святые говорили – «я есть мерзость пред Богом и людьми». Пророк Давид говорил — «аз есмь червь, а не человек, поношение человеков».

Чем мы можем похвалиться? Что 2х2=4 – я помню. Но откуда мои знания, откуда мой ум, откуда мои способности, воля, чувства? Все это от Бога! Не должно быть самодовольства, не должно быть приниженности и униженности, достоинство человека не должно быть попрано.

– Помните: «Я червь, я царь, я раб, я Бог!». Меня Господь создал по образу Своему, значит – я великое творение Божье, Господь меня наделил многим. Вот приносит человек монашеские обеты. Он пришёл с горячим сердцем, но не говорит – «Да, я все сделаю». Он говорит – «Ей Богу содействующему честный Отче», то есть – да, я все сделаю, если мне поможет Бог.

братия свято данилова монастыря. Смотреть фото братия свято данилова монастыря. Смотреть картинку братия свято данилова монастыря. Картинка про братия свято данилова монастыря. Фото братия свято данилова монастыря

С простого надо начинать. Перед любым делом обратимся к Богу. Не растеряться, сидеть и плакать, а сосредоточиться, собрать все свои силы, мысли чувства, «Господи – благослови», и начинать. Закончим – благодарим Бога.

– Древние традиции – сажать морковки вверх ногами для воспитания смирения – применяете?

– Ну, может быть где-нибудь и растёт такая морковь, но она у нас не вырастет! И капусту вверх корешками тоже не сажаем. Но когда человек новый приходит с образованием – а ведь сейчас все с образованием – его не ставят сразу начальником, не поручают ему самое ответственное дело, сначала испытывают на простом: накрывать на стол, помогать в чем-то, готовить. Постепенно человек растёт, у него бывают ошибки, ему делают замечания и постепенно он осознаёт – кто он, сможет ли он себя тут реализовать. Человеку важно быть востребованным.

– Сколько, примерно, проходит время такого испытания?

– Обычно несколько лет – как только он пришёл в монастырь, он называется официально трудником. И не менее года он должен пробыть в этом звании.

– Послушание – это…

– …Всякое дело, которое исполняет брат обители. Утром он, может быть, звонит в колокольчик. В 5:30 (но в разных монастырях по-разному) он с молитвой идет по коридору – «пению, бдению, молитве час. Господи Иисусе Христе наш, помилуй нас». В храме может быть уже другое послушание – брат открыл храм, зажёг лампады, приготовил все к богослужению. Приходят братья, которые служат молебен, кто-то поёт, кто-то потом читает молитвы, кто-то совершает литургию. Просфоры пекутся в просфорне. Книги готовят для богослужения.

– Выходит послушание – просто ежедневная занятость?

Послушание воспитывает человека, он идёт путем отсечения собственной воли.

Послушание должно быть разумным – с рассуждением должен рассуждать и тот, кто благословляет это послушание, ну и, если даётся право оценить эти возможности, то, конечно, 100 кг я не могу поднять – ну вот даётся то, что я могу сделать.

– У монахов в принципе нет возможности своего изъявления желания?

– Конечно, он может высказать свое соображение, может быть, примут его инициативу.

А кто принимает решение о том, как в той или иной ситуации поступить?

В первую очередь, это наместник, благочинный и духовник. Если человек на послушании, то он спрашивает у старшего по послушанию.

– Что должно быть, если возникает тот конфликт, когда человек чувствует, что он не может чего-то сделать?

У нас по монастырю составляется богослужение – график на неделю: составляет отец благочинный и подписывает наместник. И каждый брат со своим расписанием, если он, положим, нездоров, он приходит и говорит, что у него есть такие-то обстоятельства, и его нужно освободить.

Ломать человека через колено – неправильно. Помочь человеку – направить его – даже если ему не очень хочется, но надо, чтобы он это понял.

– Где проходит граница между направлением и ломкой?

– Любовь. Любовь к Богу, любовь к человеку. Если родители дают только сладкое ребёнку, смогут ли они его воспитать правильно?

– Как складываются отношения у братьев с их родителями, детьми?

– Если они хотят, то они общаются между собой. Сейчас такое время, когда подчас уже и дети воспитывают родителей, уже и дети подают пример родителям.

– Как ваши родители отнеслись к вашему решению принять постриг?

Я пришёл в Церковь, и вот уже, будучи в Церкви, учился в московских духовных школах, уже оттуда перешёл в монастырь, в Троицко-Сергиеву лавру, ну а родители приняли это как мое решение.

– Не отговаривали?

Ну, у них было свое мнение, конечно…

– Кто-то, может быть, и молится об этом, и желает, чтобы его дети подобным образом устроили свою жизнь, а кого-то, может быть, и смущает вполне, конечно. Но должны вырасти все – и дети, и родители, это такой духовный рост.

– Как происходит отказ от собственности?

– Был один небогатый монах, он имел несколько золотых монет. Время от времени он спускался в то место, где хранилось его золото, разворачивал его и любовался. Эти несколько монет были его сокровищем. А в Евангелии сказано – где сокровище ваше, там и сердце ваше. Значит, его сердце было там.

В нашем монастыре ещё не было случая, чтобы к нам пришел преуспевающий человек и спросил бы, как же мне поступить со своими капиталами? Обычно у всех решены уже имущественные вопрос, ну, а если он приходит со своей ручкой, то он имеет право пользоваться этой ручкой… Келья, обстановка – это его монашеское состояние. Если есть имущество, например, квартира, он ею пользуется тогда, когда ему это необходимо, тут ничего страшного нет, это не препятствует его спасению. Говорить о полной какой-то нищете не приходится.

– Кстати, а как вы относитесь к использованию монашествующими интернета?

– Все по слову апостола Павла вспомним – что полезно, то полезно. Человек сам решает, в каком мире он живет – реальном или виртуальном. Мы знаем много примеров зависимости, когда люди ушли туда, и назад не возвращаются…

Человек сам мыслит, и спрашивает благословение. Одно дело – в игры играть. Другое дело – учиться и работать.

– Но ведь никто не напишет прошение на то, чтобы – благословите меня играть в игры?

– Точно не напишет! (смеется)

Что для вас как для наместника самое трудное в организации монашеской жизни, в руководстве?

Трудно быть руководителем. Особенно хорошо это знают подчиненные. Потому что они видят все ошибки и все недостатки. Так что – Господи, помоги нам исправлять свои недостатки и свои ошибки.

– А самая большая радость?

Единство и любовь, братьев к Богу, друг к другу, и к наместнику тоже!

– Можно попросить пожелание читателям и зрителям портала «Православие и мир»?

– Нужно любить Бога, любить ближнего, и жить в Церкви. Не просто быть верующим человеком, а я подчеркиваю – быть в Церкви. А Церковь всему научит.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *