бригадно лабораторная система обучения

БРИГАДНО-ЛАБОРАТОРНЫЙ МЕТОД

одна из организац. форм уч. занятий; применялся в СССР в общееоразоват. школах, а также в вузах и техникумах в 20-х — нач. 30-х гг. Сложился под влиянием далыпон-плана, строившегося на началах индивидуальной работы учащихся. В основу организации работы были положены бригады, создаваемые из учащихся во главе с бригадиром. Уч-ся работали по заданиям, рассчитанным на срок от 2 нед до 1 мес, в них указывалась уч. лит-ра, контрольные вопросы, предусматривались задачи и упражнения. Б.-л. м. включал общую работу класса, коллективную работу бригады, индивидуальную работу каждого ученика. В общую работу класса входили планирование работы, обсуждение заданий, подготовка к общим экскурсиям, объяснение нового, трудного для самостоят. ученич. изысканий материала, разъяснение встретившихся затруднений, общих для неск. бригад, и учёт (итоговые конференции). Как дополнение к заданиям на общих занятиях проводились беседы, чтение вслух статей и т. д. После выполнения всех заданий проводились заключит. занятия, на к-рых отчитывались бригады; оценивалась их работа в целом. Индивидуальный учёт труда каждого ученика отсутствовал, в результате в бригадах работали гл. обр. наиб. активные, сильные уч-ся. Всё это отрицательно сказывалось на знаниях учащихся, порождало обезличивание и безответственность. В пост. ЦК ВКП(б) от 25 авг. 1932 практика превращения Б.-л. м. в универсальный метод уч. работы была осуждена. Вместе с тем из практики сов. школы были изъяты и положит. стороны подобной организации уч. работы (деятельность малых групп, курс на самостоятельность и пр.).

Опыт активизации познават. деятельности уч-ся путём рационального сочетания индивидуальной, групповой и общеклассной форм организации уч.-воспитат. процесса используется в совр. школе. Лит.: Вендровская Р. Б., Очерки истории сов. дидактики, М., 1982.

Полезное

Смотреть что такое «БРИГАДНО-ЛАБОРАТОРНЫЙ МЕТОД» в других словарях:

бригадно-лабораторный метод — brigadinis laboratorinis metodas statusas T sritis švietimas apibrėžtis XX a. trečiąjį dešimtmetį kai kuriose mokyklose pradėtas naudoti mokymo metodas, pagal kurį mokinių grupė kolektyviai vykdydavo mokomąją užduotį, o už jos atlikimo rezultatus … Enciklopedinis edukologijos žodynas

Бригадно-лабораторный метод — одна из форм учебных занятий, применявшаяся в СССР в общеобразовательных школах, в вузах и техникумах в конце 20 начале 30 х гг. Учащиеся, объединённые в бригады во главе с бригадиром из их среды, самостоятельно работали по заданиям,… … Большая советская энциклопедия

Бригадно-лабораторный метод — форма организации учебных занятий, применявшаяся в отечественных общеобразовательных школах, вузах и техникумах в 20 30 е гг. Разработан под влиянием дальтон плана. Учащиеся класса объединялись по бригадам и работали по заданиям (срок… … Педагогический терминологический словарь

БРИГАДНО-ЛАБОРАТОРНЫЙ МЕТОД — одна из форм организации обучения, сложившаяся в учебных заведениях СССР в 20 х начале 30 х гг. под влиянием дальтон плана, строившегося на началах индивидуальной исследовательской работы учащихся … Педагогический словарь

Типы учебных занятий — Типы[1] учебных занятий это группы единиц учебных процессов, выделенные по определённым основаниям. Содержание 1 Содержание понятия «учебное занятие» 2 … Википедия

Дальтон-план — правильнее Долтон план (Dalton Plan), система организации учебно воспитательной работы в школе, основанная на принципе индивидуального обучения. Название получила от г. Долтон (Dalton, США, штат Массачусетс), где она впервые была… … Большая советская энциклопедия

экспериме́нт — а, м. 1. Воспроизведение какого л. явления или наблюдение нового явления в определенных условиях с целью изучения, исследования; опыт. Они заканчивали расчетную часть, приступали к эксперименту. Гранин, Искатели. || филос. Метод познания, при… … Малый академический словарь

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ — варианты пед. общения между обучающими и обучаемыми в уч. воспитат. процессе; осуществляются непосредственно и опосредованно. Непосредств. общение чаще всего происходит в парной форме организации занятий (учитель ученик, ученик ученик). В этом… … Российская педагогическая энциклопедия

Петербургская школа К. Мая — Содержание 1 Шаги истории 1.1 Вторая половина XIX века и начало XX века 1.2 Век XX й … Википедия

Источник

Бригадно лабораторная система обучения

бригадно лабораторная система обучения. Смотреть фото бригадно лабораторная система обучения. Смотреть картинку бригадно лабораторная система обучения. Картинка про бригадно лабораторная система обучения. Фото бригадно лабораторная система обученияРобот сообщает Вам: для этой статьи он уже подобрал похожие материалы. Посмотреть По материалам моих лекций.

В советских школах в 1920-е гг. получила распространение система обучения, называемая бригадно-лабораторным методом или бригадно-лабораторной системой обучения.

Бригадно-лабораторный метод представлял собой разновидность далтон-плана. Его особенностью являлось сочетание коллективной работы всего класса с бригадной и индивидуальной работой. Бригадой называлась часть класса – группа из нескольких человек. В далтон-плане бригадная форма не предусматривалась, что и было главным отличием бригадно-лабораторной системы обучения от обучения по далтон-плану.

При использовании бригадно-лабораторной системы обучения на общих занятиях планировалась работа, обсуждались задания, которые распределялись между бригадам, а также устанавливались сроки выполнения и обязательный минимум работы. Затем каждая бригада работала над выполнением задания, за которое перед учителем отчитывался лидер – бригадир.

Эта система обучения имела те же недостатки, что и далтон-план: снижение роли учителя в объяснении нового материала приводило к снижению уровня подготовки учеников. Кроме того, бригадная форма работы зачастую использовалась не в дополнение к индивидуальной, а вместо неё, что плохо сказывалось на личной ответственности учащихся (за бригаду учебное задание мог сделать один человек, а остальные – получить оценки, не выполнив никакой работы).

В результате в начале 1930-х гг. школы СССР вновь перешли на «дореволюционную» классно-урочную систему обучения, а использование бригадно-лабораторного метода было ограничено.

Источник

Бригадно-лабораторная система обучения

бригадно лабораторная система обучения. Смотреть фото бригадно лабораторная система обучения. Смотреть картинку бригадно лабораторная система обучения. Картинка про бригадно лабораторная система обучения. Фото бригадно лабораторная система обучения бригадно лабораторная система обучения. Смотреть фото бригадно лабораторная система обучения. Смотреть картинку бригадно лабораторная система обучения. Картинка про бригадно лабораторная система обучения. Фото бригадно лабораторная система обучения бригадно лабораторная система обучения. Смотреть фото бригадно лабораторная система обучения. Смотреть картинку бригадно лабораторная система обучения. Картинка про бригадно лабораторная система обучения. Фото бригадно лабораторная система обучения бригадно лабораторная система обучения. Смотреть фото бригадно лабораторная система обучения. Смотреть картинку бригадно лабораторная система обучения. Картинка про бригадно лабораторная система обучения. Фото бригадно лабораторная система обучения

бригадно лабораторная система обучения. Смотреть фото бригадно лабораторная система обучения. Смотреть картинку бригадно лабораторная система обучения. Картинка про бригадно лабораторная система обучения. Фото бригадно лабораторная система обучения

В советских школах в 1920-е гг. получила распространение система обучения, называемая бригадно-лабораторным методом или бригадно-лабораторной системой обучения.

Бригадно-лабораторный метод представлял собой разновидность далтон-плана. Его особенностью являлось сочетание коллективной работы всего класса с бригадной и индивидуальной работой. Бригадой называлась часть класса – группа из нескольких человек. В далтон-плане бригадная форма не предусматривалась, что и было главным отличием бригадно-лабораторной системы обучения от обучения по далтон-плану.

При использовании бригадно-лабораторной системы обучения на общих занятиях планировалась работа, обсуждались задания, которые распределялись между бригадам, а также устанавливались сроки выполнения и обязательный минимум работы. Затем каждая бригада работала над выполнением задания, за которое перед учителем отчитывался лидер – бригадир.

Эта система обучения имела те же недостатки, что и далтон-план: снижение роли учителя в объяснении нового материала приводило к снижению уровня подготовки учеников. Кроме того, бригадная форма работы зачастую использовалась не в дополнение к индивидуальной, а вместо неё, что плохо сказывалось на личной ответственности учащихся (за бригаду учебное задание мог сделать один человек, а остальные – получить оценки, не выполнив никакой работы).

В результате в начале 1930-х гг. школы СССР вновь перешли на «дореволюционную» классно-урочную систему обучения, а использование бригадно-лабораторного метода было ограничено.

В настоящее время в российских школах сохранились элементы бригадно-лабораторного обучения: на уроках бригадная форма используется для организации групповой работы учащихся, а бригадно-лабораторный метод находит применение во внеурочной работе.

Система обучения по плану Трампа

Обучение по плану Трампа получило распространение в 50-60-е годы XX в. Его автор – американский профессор Ллойд Трамп, предложивший обучать школьников по системе, которая представляла собой оригинальную модификацию лекционно-семинарской системы.

Лекционно-семинарская система традиционно применяется в вузах и позволяет сочетать занятия в больших аудиториях (100 и более человек) с занятиями в набольших группах (10-25 человек).
Для школы она была адаптирована следующим образом. Всё учебное время было поделено на три вида учебной работы.

1. Занятия с большими группами – лекции, которые читались сразу для 100-150 человек наиболее квалифицированными преподавателями с применением современных технических средств. На эти занятия отводилось 40% учебного времени.

2. Занятия в малых группах (10-15 человек) были посвящены более глубокому изучению отдельных тем. На них углублялись знания, полученные на лекции, и приобретались умения их применять на практике. В малых группах использовались разные формы организации учебной деятельности: семинары, дискуссии, практикумы. Занятия в малых группах велись рядовыми учителями или их помощниками из числа студентов или лучших учеников. Такие занятия занимали 20% учебного времени.

3. Индивидуальная работа в лабораториях, мастерских, специально оборудованных кабинетах, библиотеках и т.д. Она также проводилось рядовыми учителями или их помощниками. На индивидуальную работу отводилось 40% всего учебного времени.

Введение в школе плана Трампа отменяло классно-урочную систему. Состав малых групп постоянно менялся, в зависимости от интересов учащихся. В выборе индивидуальной работы ученику также предоставлялась свобода.

По замыслу Трампа, его система должна была организовать индивидуальное обучение на высоком научно-теоретическом уровне (этого как раз недоставало другим популярным американским системам обучения: далтон-плану и методу проектов). Однако при практической реализации уровень научных знаний, заданный на лекциях, часто не находил дальнейшего продолжения на других занятиях. Свобода учащихся в выборе содержания образования и методов учебной деятельности приводила к тому, что многие ученики не могли определиться в своих учебных интересах, что негативно сказывалось качестве образования. Поэтому план Трампа не прижился в мировой практике массовых школ. По этой системе теперь работают отдельные экспериментальные школы, а в массовой практике обучения закрепились лишь некоторые её элементы (например: проведение нестандартных уроков в форме лекций и семинаров, введение лекционно-семинарской системы в старших профильных классах как способ подготовки к обучению в вузе).

Источник

Бригадно лабораторная система обучения

Для бригадно-лабораторной системы организации занятий, претендовавшей на универсальность, было характерно умаление роли учителя, низведение его функций к периодическим консультациям учащихся. Переоценка учебных возможностей учащихся и метода самостоятельного добывания знаний привели к значительному снижению успеваемости, отсутствию системы в знаниях и несформированности важнейших общеучебных умений.

В ответ на критику бригадно-лабораторной системы обучения НИИ методов школьной работы, которым руководил В.Н. Шульгин, стал пропагандировать ее преобразование в проектную систему (метод проектов). Она была позаимствована из американской школы, где ее разработал У. Кильпатрик. Суть этой системы обучения сводится к тому, что учащиеся сами выбирают тему разработки проекта. Она должна быть связана с реальной жизнью и в зависимости от специализации (уклона) учебной группы отражать общественно-политическую, хозяйственно-производственную или культурно-бытовую ее стороны. Однако в проектной системе обучения, как и в бригадно-лабораторной, учитель оставался в той же роли: читал вводную лекцию, консультировал, подводил итоги.

С появлением первых университетов зарождается лекционно-семинарская система обучения. Она практически не претерпела существенных изменений с момента ее создания. Лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, консультации и практика по избранной специальности по-прежнему остаются ведущими формами обучения в рамках лекционно-семинарской системы. Неизменными ее атрибутами являются коллоквиумы, зачеты и экзамены.

Лекционно-семинарская система в ее чистом варианте используется в практике высшего и послевузовского образования, т.е. в условиях, когда у обучающихся уже имеется определенный опыт учебно-познавательной деятельности, когда сформированы основные общеучебные умения и прежде всего умение самостоятельного приобретения знаний. Она позволяет органично соединять массовые, групповые и индивидуальные формы обучения, хотя доминирование первых естественно предопределено особенностями возраста обучающихся: студентов, слушателей системы повышения квалификации и др.

Источник

Бригадно-лабораторный метод обучения

Вы будете перенаправлены на Автор24

История становления бригадно-лабораторной системы обучения

Бригадно-лабораторный метод обучения – это способ планирования учебно-воспитательной работы, предполагающий ее организацию посредством разделения учащихся на группы для выполнения разнообразных задач в определенные сроки

Становление бригадно-лабораторной системы обучения происходило в конце ХIХ- начале ХХ столетия. Она основана на прагматических концептуальных направлениях педагогики Джона Дьюи.

Бригадное обучение было основано на следующих принципах:

В дальнейшем бригадный метод обучения развивался последователями Джона Дьюи. Он получил активное развитие в системе отечественного образования, созданной после образования советского государства, которое было ориентировано на установку нового целевого назначения обучения, для чего применялись методы и формы педагогической теории и практики, используемые в западных, американских и российских школах.

Применение лабораторной системы обучения стало одной из разновидностей Дальтон –плана. Данная методика была построена на учете индивидуальных особенностей развития каждого учащегося и персонального подхода к нему.

В советскую практику образования был внедрен Дальтон-план, который получил название лабораторного метода обучения, а затем стал именоваться бригадно-лабораторным методом. С 1925 года он активно внедрялся в советскую систему образования, применяясь на всех уровнях и этапах обучения.

Готовые работы на аналогичную тему

Использование этого метода обучения в советском образовании можно охарактеризовать следующими особенностями:

Достоинства и недостатки применения лабораторно-бригадного метода обучения

Лабораторный метод обучения имеет следующие достоинства использования:

Такая методика обучения была ориентирована на создание практических работников, чья деятельность была бы полезной для общества. В процессе применения метода развивались навыки коллективной работы, вырабатывались способности коллективного взаимодействия, а также формировались качества самостоятельности и самодеятельности.

Однако, метод не был лишен и недостатков. К ним можно отнести следующие:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *