брянский петропавловский женский монастырь
Петро-Павловский женский монастырь (Брянск)
Мiръ Россия Брянская область Брянск Петро-Павловский женский монастырь (Брянск)
Содержание
История [ править ]
Древнейшую обитель Брянского края – Петро-Павловский монастырь города Брянска – можно сравнить с краеугольным камнем Православной веры на Брянской земле.
Монастырь был основан в 1275 году и на протяжении веков почитался верующими, в особенности это было связано с пребыванием в нем Святых мощей его основателя – Преподобного благоверного князя Олега Брянского, который сочетал служение государственного мужа с монашеской аскезой, и удалившись от княжения, заботился о своем народе молитвой и милостыней.
При императрице Екатерине II обитель была лишена всех вотчин и угодий, постепенно пришла в упадок и в 1830 году была упразднена. Однако по прошению градского Брянского общества и ходатайству местных купцов Ивана и Козьмы Семыкиных, пожертвовавших средства на восстановление обители, для вдов, девиц и сирот, монастырь был восстановлен как женский на правах общежития.
Хозяйство было немалым и состояло из фруктового сада, скотного двора, лугов, земельных наделов и лесных угодий. Имелись рукодельня, иконописная и чеканная мастерские, церковно-приходская школа. В обители тогда было около 200 сестер.
В июне 1923 года монастырь был закрыт. В Ильинском храме устроили рабочий клуб, затем кинотеатр имени Демьяна Бедного. В середине 70-ых этот храм разрушили, на его месте стоит ныне гостиница «Брянск». Введенский храм был разграблен и занят губернским архивом. Ограда и почти все строения обители, в том числе фонтан, устроенный братьями Могилевцевыми, были разрушены. Сохранилось здание монастырской больницы, которое занимает кожно-венерологический диспансер, и несколько домов-келлий.
От кладбища, на котором были погребены и известные жители города, уцелело лишь несколько могил. Неизвестно, где находятся святыни обители: два деревянных резных образа Святителя Николая и такой же образ Великомученицы Параскевы. В 1944 году возобновилось приходское Богослужение в Введенском храме. В начале 30-ых годов, по благословению Брянского архиепископа Даниила (Троицкого) были обретены и вновь погребены под Алтарем Введенского храма во избежание поругания от безбожных властей мощи Преподобного князя Олега.
По ходатайству Преосвященного Феофилакта, Епископа Брянского и Севского, определением Священного синода Русской православной Церкви от 7 октября 2002 года был возобновлен Петро-Павловский женский епархиальный монастырь. По просьбе Преосвященного Епископа Феофилакта настоятельницей монастыря была назначена монахиня Сергия (Ежикова).
Современное состояние [ править ]
Возрождение обители происходит при непосредственном архипастырском руководстве Преосвященного Епископа Феофилакта, который часто посещает монастырь, и все здесь происходит по его благословению и совету. Важное значение придается изучению истории обители и ознакомлению с ней жителей и гостей Брянска. Ко дню памяти Преподобного князя Олега Брянским Епархиальным Управлением издан буклет о монастыре. Создается библиотека, готовится к открытию монастырское отделение (для девочек) Епархиальной воскресной школы. С помощью благотворителей начаты работы по ремонту Введенского храма: окрашен фасад, капитально отремонтирован пол. Необходимо произвести обследование состояния фундаментов храма, пострадавшего при строительстве гостиницы «Брянск», отремонтировать кровлю и благоукрасить интерьер.
Ведутся работы по газификации обители. Многое предстоит сделать для приспособления под жилой корпус ветхого церковного дома.
Один из важнейших вопросов – строительство монастырской ограды, которая поможет благоустроить территорию и защитить от поругания уцелевшую часть монастырского кладбища.
Исторически у Петро-Павловского монастыря были довольно большие земельные наделы, ныне территория невелика.
Брянский Петро-Павловский женский монастырь Епархиальные монастыри РПЦ
История
Монастырь был основан в 1275 году преподобным благоверным князем Олегом, сыном благоверного князя Романа, внуком мученика и исповедника князя Михаила Черниговского.
Преподобный князь Олег после смерти отца, благоверного князя Романа Брянского, передал княжение своему брату и племяннику, а сам принял постриг в Петровской обители. Еще при жизни князя Олега началось его почитание за богоугодное житие. Он мирно преставился в начале XIVв. и был погребен в Петровском монастыре.
В июне 1923 года монастырь был закрыт. В Ильинском храме устроили рабочий клуб, затем кинотеатр имени Демьяна Бедного. В середине 70-х этот храм разрушили, на его месте стоит ныне гостиница «Брянск». Введенский храм был разграблен и занят губернским архивом. Ограда и почти все строения обители, в том числе фонтан, устроенный братьями Могилевцевыми, были разрушены. Сохранилось здание монастырской больницы, которое занимает кожно-венерологический диспансер, и несколько домов-келлий.
В начале 30-х годов, по благословению Брянского архиепископа Даниила (Троицкого) были обретены и вновь погребены под алтарем Введенского храма во избежание поругания от безбожных властей мощи преподобного князя Олега. 10 августа 1995 года честные останки Святого Олега были вновь обретены и с тех пор открыто почивали во Введенском храме Петропавловской обители до 2012 года, а затем перенесены в Брянский Кафедральный Собор Святой Троицы.
В 1944 году возобновилось приходское богослужение в Введенском храме.
По ходатайству Преосвященного Феофилакта, Епископа Брянского и Севского, определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 7 октября 2002 года был возобновлен Петро-Павловский женский епархиальный монастырь.
Брянский петропавловский женский монастырь
Календарь 2014
Святые и святыни обители
Главными Святынями обители являются икона и ее основателя Преподобного благоверного князя Олега с частицей мощей и ковчег с частицей мощей Преподобного князя Олега Брянского, хранящийся в Алтаре. Ковчег выносится из Алтаря во время совершения Акафистов Преподобному князю Олегу и на Всенощном бдении в день его памяти. Преподобный князь Олег после смерти отца, Благоверного князя Романа Брянского, передал княжение своему брату и племяннику, а сам принял постриг в Петровской обители. Еще при жизни князя Олега началось его почитание за Богоугодное житие. Он мирно преставился в н. XIVв. и был погребен в Петровском монастыре. В начале 1930-х годов, при Архиепископе Брянском и Севском Данииле (Троицком), мощи Преподобного Олега были обретены и, во избежание поругания от безбожных властей, перезахоронены под Алтарем монастырского храма в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. 10 августа 1995 года, по благословению Архиепископа Брянского и Севского Мелхиседека, состоялось второе обретение мощей Святого, и с того времени они открыто почивали и обители. 30 сентября 2006г., по благословению Епископа Брянского и Севского Феофилакта, Святые мощи были торжественно перенесены в соборный храм в честь Воскресения Христова, а в настоящее время почивают в Кафедральном Соборе Святой Троицы.
4 декабря 2008 года Преосвященный Епископ Феофилакт благословил обитель иконой Преподобных жен Дивеевских Александры, Марфы и Елены с частицами их Святых мощей.
12 июля 2011 года Преосвященный Епископ Феофилакт благословил обитель иконой Святых Превоверховных Апостолов Петра и Павла.
30 декабря 2012 года Свято-Троице-Серафимо-Дивеевским женским монастырем обители была подарена икона Святых Дивеевских Блаженных Пелагеи, Параскевы и Марии, с частицами их Святых мощей с записью « В дар Петро-Павловскому женскому монастырю г.Брянска от Серафимо-Дивеевского монастыря».
По благословению схиархимандрита Илии (Ноздрева)в настоящее время в Алтаре храма находятся частицы Святых Мощей Свт.Димитрия Ростовского и Сщмч.Владимира, митр.Киевского.
Петро-Павловский женский епархиальный монастырь: лучшие советы перед посещением
История монастыря
В конце XIII века для обороны западных рубежей князь Олег возвёл посад в излучине Десны, который в дальнейшем преобразовался в Петропавловский монастырь.
Долгое время посад назывался Петровской обителью, и был не женским епархиальным монастырём, а мужским, выполняя двойную роль — духовную и военную. В те века монахи соседствовали с воинами дружин, вместе защищая свою землю.
Святой преподобный благоверный князь Олег, приняв наследство, отказался от престола в пользу брата. После отказа от княжения он ушёл в монахи, в тот самый основанный им же Петровский посад, где обитал до самой смерти, и там же был погребён.
В смутные времена постоянных войн монастырь несколько раз уничтожали до основания. В XVI веке его захватили литовцы, а через сто лет разграбили запорожские казаки-наёмники, нанятые на службу польским королём Сигизмундом III.
К началу 18 столетия на месте бывшего Петровского монастыря сохранилась только ветхая деревянная церковь. Её в 1702 году снесли и возвели каменную. Строительство каменного храма и послужило началом возрождения обители.
Основание и строительство
В новой церкви устроили два придела: в честь Введения Богородицы в храм, и в честь апостолов Петра и Павла. Церковь в народе называли по первому приделу, Введенской, а монастырь по названию второго придела, Петропавловским. Через несколько лет, к середине 18 века, у монастыря появилась каменная ограда, возвели надвратную церковь Пророка Илии, здесь же разместилось Духовное правление Брянска. Монастырь владел крепостными людьми, землями, мастерскими.
Процветание закончилось в 1764 году.
Указом Екатерины Великой монастырь понизили в классе до третьего, и отобрали в казну все угодья. Отныне в нём должны были находиться только игумен и одиннадцать монахов, которым полагалось из казны содержание менее одной тысячи рублей в год.
Для сбора средств на сохранение и ремонт обители, братия начала побираться по окрестным сёлам и городам. Брянские купцы выделили достаточно пожертвований для начала ремонта, но в 1830 году Николай I окончательно упразднил монастырь. Местные жители не сдались, и за три года упросили Императора отменить Указ. В 1833 году Николай разрешил восстановить обитель и поселить в нём монахинь, образовав женский монастырь. Обрадованные горожане Брянска собрали огромную сумму пожертвований и приступили к ремонту.
Становление женской обители
За три года восстановили разрушающиеся строения, построили общежитие, и осенью 1836 года в нём поселились первые монахини.
Женская обитель снова ожила.
К середине 19 века деревянную надвратную церковь снесли, возведя каменную, построили гостиницу для богомольцев. В начале 20 столетия провели водопровод, а в 1911 построили больницу.
Всё это время число насельниц обители возрастало. К началу 20 века вместо четырнадцати в монастыре проживало 200 монахинь.
Возродилось и хозяйство монастыря — при нём писали иконы, работала приходская школа для девочек. У обители снова появилась пахотная земля и недвижимость в Брянске.
Советские годы и закрытие
После прихода Советской власти часть монашеских келий забрали для поселения в них рабочих, но сократившаяся обитель продолжала деятельность до 1923 года. Затем ценности реквизировали, и монастырь закрыли. В надвратном храме открыли клуб, а затем кинотеатр, проработавший до 1974 года. В храм Введения Богородицы перенесли областной архив. В целом, монастырь без ухода постепенно разрушался.
Во время фашистской оккупации 1941-1943 годов немцы разрешили Богослужения, но после освобождения монастырь снова закрыли.
Восстановление монастыря
Только в 1989 году началась реконструкция сохранившихся сооружений обители. На монастырском храме и колокольне восстановили навершия, и ещё тринадцать лет продолжался ремонт зданий.
По ходатайству Брянского епископа Феофилакта Священный синод РПЦ возобновил деятельность женского монастыря 7 октября 2002 года.
Описание и архитектура
Памятников древних времён на территории монастыря не осталось. Самое старое сооружение относится к 18 веку, это Введенская церковь. Здания неоднократно перестраивались под различные нужды и окончательно реконструированы уже в 21 веке.
Архитектура Введенской церкви выдержана в стилистике Московских храмов 17 века, с пятью маковками, двумя престолами, шатровой колокольней, и характерными деталями фронтона «нарышкинского стиля».
Надвратная церковь Илии не сохранилась. В 1976 году разваливающееся здание взорвали. На его месте выстроена гостиница, а рядом установлен памятный крест.
Святыни обители
Главная святыня обители — образ основателя, икона Святого князя Олега, пожертвованная Великим князем Константином в 1893 году. Изначально святого похоронили на территории монастыря, но перед закрытием обители, в 30-е годы прошлого века, обретённые мощи перезахоронили под алтарём Введенской церкви. В 1995 году их обрели повторно, и по 2006 год хранили в церкви открыто. Затем торжественно перенесли в Кафедральный собор Брянска, где они покоятся и сейчас.
В монастырском храме находится копия образа Казанской Богородицы, утраченная и вновь обретённая, и ещё несколько чтимых образов и частиц мощей святых.
Как добраться
Адрес: Брянск, ул. Кулькова, 14.
Добраться можно на троллейбусе 3, 4 и 10; маршрутных такси 32, 36, 42, 43, 58, 166. Ехать до остановки «Гостиница Брянск» или Школы № 1.
На территорию и в храм вход свободный. В монастыре работает воскресная школа.
Православная Брянщина. Петропавловский женский монастырь Брянской епархии
Аудио
Православная программа Брянской епархии.
– В центре Брянска в живописном уголке уединилась древнейшая монастырская обитель – Петропавловская. Она возвышается на склоне, с которого открывается красивый вид на пойму реки Десны.
– Петропавловский женский монастырь уникален для истории православия на Брянской земле. Эта обитель первой появилась в черте города в 1275 году; ее основал преподобный благоверный князь Олег Брянский, сын князя Романа Брянского и внук святого мученика Михаила, князя Черниговского. После смерти отца князь Олег отказался от княжества и принял монашеский постриг в основанной им обители.
Игумения Елена (Бахарева), настоятельница Брянского Петропавловского женского монастыря:
– После открытия монастыря где-то лет через пятнадцать произошло чудо – исцеление князя Романа Михайловича Брянского и обретение Свенской иконы. В Киево-Печерскую лавру ездили петровские монахи (потому что монастырь раньше назывался Петровским монастырем, потом уже он стал называться Петропавловским). Поэтому это самая древняя обитель на этой земле. Конечно, она была в более крупных объемах, были большие монашеские угодья, теперь – то, что осталось. Но это совершенно не умаляет святости этой земли.
– За многовековую историю Петропавловский мужской монастырь пережил разорение и упадок. С 1830 года был восстановлен как женский. До революции обитель расцветала, в ней проживало около двухсот сестер. Но в результате новой политики государства в 1923 году монастырь оказался закрыт.
– Со временем уничтожили все монастырские постройки: семь каменных корпусов и тридцать деревянных келий. В 1970-е взорвали Ильинский храм и на его месте построили гостиницу «Брянск». Уцелела только Введенская церковь – уникальный памятник архитектуры 1702 года, построенная в стиле нарышкинского барокко с нарядным декором, горой кокошников. Но на этом история поруганной обители не закончилась.
Игумения Елена (Бахарева):
– Введенский храм был открыт в 1941 году, когда всего несколько церквей были действующими. Он был приходским храмом.
– В конце 1980-х годов Введенский храм реставрировался, и в 2002 году здесь был возобновлен Петропавловский женский монастырь. Эта обитель любима людьми, ведь в советские годы, когда большинство храмов было закрыто, Введенская церковь действовала.
Игумения Елена (Бахарева):
– Многие люди по сорок лет сюда ходят, их еще детьми сюда приводили. Даже из Калужской области приезжают, потому что их возили детьми именно сюда. И до сих пор они приезжают, хотя сейчас сами уже стали бабушками, дедушками. И, как правило, хотят крестить здесь внуков, потому что очень многое связано с этим храмом, сохранились теплые впечатления и память об этом монастыре.
– Игумения обители Елена старается сохранить прежний облик монастыря и с трепетом относится к реставрации храма и святынь, которые особенно дороги прихожанам.
Игумения Елена (Бахарева):
– Я понимаю, что люди хотят видеть те же старые иконы, те же ризы. Мы их потихонечку реставрируем, немного внося что-то новое и сохраняя то, что было.
– В военном 1941 году оставшиеся в живых сестры обители пели на клиросе. Храм больше не закрывался.
Игумения Елена (Бахарева):
– Здесь были насельницы, которые (по рассказам свидетелей, кто долго здесь живет) жили в бараках рядом с монастырем. Они прислуживали здесь, работали в храме. Сейчас, конечно, уже в живых никого не осталось.
– Одна из главных святынь монастыря – ковчег с частицей мощей благоверного князя Олега Брянского, основателя обители. Также здесь хранится фрагмент его одежды, обувь.
Игумения Елена (Бахарева):
– Обувь обнаружена при обретении мощей (есть документы). Мы ее отреставрировали.
– Особо почитаема и икона Богоматери, написанная во второй половине XIX века. Это список с чудотворной Казанской иконы Божией Матери, хранящейся в Богородицкой Площанской мужской пустыни.
Игумения Елена (Бахарева):
– Один и тот же иконописец писал список с иконы; как в Площанской пустыни, так и у нас (там даже подписано). У иконы была риза, мы ее достали, заменили ткань, многие детали взяли со старой ризы и сохранили так, чтобы в целом все напоминало то, что было. И люди были очень благодарны, особенно бабушки: они подходили, плакали, благодарили.
Достаточно много народа приходит на празднование в честь Казанской иконы. В Площанскую пустынь старые люди уже не могут поехать, им сложно, поэтому они приходят к нам. У нас всегда совершается крестный ход. Это очень чтимая икона, есть свидетельства, что люди получали помощь; может быть, какие-то исцеления. В благодарность люди приносят золотые крестики, золотые вещи, мы их вывешиваем на икону, но строго отбираем, не так, что кто хочет, тот и повесил. Только если действительно что-то было: обретение помощи, успокоение, решение вопроса, тогда мы эти предметы вешаем, чтобы люди видели, что Богородица помогает. Сейчас мы делаем вторую ризу для иконы. Вообще это очень длительный процесс, но мы надеемся, что вторую ризу, которая была, тоже доделаем.
– Сейчас монастырь скромно ютится на небольшой территории. Здесь немного насельниц, но сохранился молитвенный дух этой некогда знаменитой обители. С 2013 года настоятельницей монастыря назначена игумения Елена (Бахарева).
Игумения Елена (Бахарева):
– Начинала я одна. Сейчас сестер хоть всего несколько человек, но все-таки мы есть, все сестры несут послушания. Во-первых, начнем с того, что нет места, где поселить сестер – зданий практически нет. Сейчас нам вернули здание кожно-венерологической больницы, которое исторически является нашим зданием. Оно было построено сто лет назад, при Первой мировой войне, великим князем Константином, как больница для раненых во время войны. Потом к зданию что-то пристраивалось. Но исторически по всем документам это здание принадлежит именно Петропавловскому монастырю. Все документы сохранены, поэтому на основании этих документов нам это здание передали.
Сейчас в здании идет ремонт, но очень сложно, потому что все-таки сто лет прошло. Мы сталкиваемся со сложными проблемами во время реставрации: приходится все перестраивать, кирпич уже практически не держит; все надо менять, все пришло в негодность. Но все равно работы идут практически без перерыва, в этом году они не останавливались даже зимой. Произведена замена крыши, полная замена потолков, частичная замена межэтажных перекрытий, проводим газовое отопление. То есть работа идет; она будет очень длительной, не один год и не два, потому что реставрировать сейчас сложно, в том числе и финансово. Но Господь нас не оставляет, потихонечку движемся.
– В одном из переданных монастырю помещений разместились кельи сестер. В основном здании идут демонтажные и ремонтные работы. Здесь планируется сделать кризисный центр для женщин, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Игумения Елена (Бахарева):
– В части помещения будет размещаться «Дом мамы» (с благословения митрополита Александра), на небольшое количество семей. Часть будет отведена воскресной школе, потому что воскресная школа у нас немаленькая; нам не хватает того помещения, в котором детки сейчас занимаются. Может быть, часть помещения будет и для паломников, потому что люди приезжают, хотят остановиться на какое-то короткое время, а мы не имеем возможности их принять. Даже кельи, которые отремонтировали, заняты. Дополнительно мы никого (даже сестер) сейчас взять чисто физически не можем. Но ремонтные работы идут; надеемся, что когда всё это сделаем, сможем принять желающих.
– Как и в давние времена, при Петропавловском монастыре действует иконописная мастерская.
Игумения Елена (Бахарева):
– У меня была мечта, чтобы у нас, как в любом монастыре, что-то делалось для монастыря. Одна из первых насельниц, которая сюда приехала, пошла учиться и окончила иконописное отделение. Были планы, чтобы у нас не один человек работал, поэтому мы обучали не только ее, но и других, но время вводит свои коррективы, люди нужны везде, поэтому она осталась одна у нас. В храме уже есть иконы, написанные ее рукой, и реставрационные работы она ведет. Мы довольны.
– Послушание иконописца несет сестра Мария. Одна из ее первых работ – икона Божией Матери «Неупиваемая чаша». Над этим образом монахиня трудилась около года.
Инокиня Мария (Дашко), насельница Брянского Петропавловского женского монастыря:
– На иконе «Неупиваемая чаша» очень много всяких украшений, узоры на полях, на фоне; все это надо было подготовить до начала письма, вставить камни, потом позолотить, и только потом уже было само написание, которое тоже происходит долго.
– Иконописная мастерская находится в уединенном месте – небольшой комнате в верхней части храма. Монахиня Мария окончила иконописное отделение Брянского духовного училища, затем была на стажировке в Троице-Сергиевой лавре.
Инокиня Мария (Дашко):
– У меня была такая ситуация в жизни, что по состоянию здоровья я осталась без работы. И тогда я стала задумываться, чем мне заняться таким, чтобы мне это было интересно. Была возможность поучиться, я пришла в наше духовное училище и стала изучать иконопись. Потом все-таки пришлось это оставить, недолго я поучилась в тот момент, нужно было все-таки какую-то иную работу искать. Я поняла, что иконопись – это не то, чем можно зарабатывать, у меня не получается это вместе сопоставить. Настоящая икона пишется долго, и я считаю, что это не бизнес, конечно, это что-то особенное. Тогда для себя я решила, что, может быть, для себя что-то и буду писать, но не на продажу. Я нашла другую работу.
Потом уже, через несколько лет, когда я пришла в монастырь, матушка дала мне первое послушание (которое для меня было совершенно неожиданным) – она сказала: «Иди и доучивайся в духовном училище». Я снова с первого курса стала учиться, три года отучилась, окончила. Господь сподобил стажироваться в Троице-Сергиевой лавре в прошлом году; для меня было счастье побыть там две недели.
– Монахиня Мария родом из Екатеринбурга, в Брянск приехала к родным. Ее дядя – известный художник Иван Дашко.
Инокиня Мария (Дашко):
– Когда я уехала с Урала, была далеко невоцерковленной. Воцерковляться я стала уже здесь, в Брянске, и очень эту землю полюбила. Мне всегда нравилось в Брянске после Екатеринбурга (город-миллионник). Здесь так тихо, благодатно, зелено. Потом, когда я пришла к Богу, поняла, что на самом деле тут везде благодать Божия разлита в воздухе, потому что здесь святая земля, веками православие. Здесь у меня жил дедушка, живет мой дядя, довольно-таки известный художник Иван Дашко. Сейчас он старенький, уже не пишет. Он живописец, как он себя называет – поэт русской природы, очень любил писать брянские пейзажи.
– При монастыре есть и свое небольшое хозяйство.
Игумения Елена (Бахарева):
– Монастырь живет: у нас есть и пасека, и огород, мы и курочек держим. Есть иконописная мастерская. Вот так, понемножечку, чтобы это было нам по силам, мы стараемся, чтобы монастырь жил, дышал, даже в городских условиях.
– Небольшая пасека появилась здесь несколько лет назад.
– Пчелы живут в городских условиях в необычных ульях и приносят хороший урожай.
Валерий Кузьменок, пчеловод Брянского Петропавловского женского монастыря:
– Привезли из Карачевского монастыря обычных пчел, сделали им павильонные ульи – и совсем другое дело: в прошлом году мы прилично собрали меда с одного улья. В этом году подкупили еще четыре улья. Ульи очень узкие, там стоит процессор, поддерживает определенную температуру, пчелы не тратят силы, чтобы воду носить – там у них все есть. Соответственно, тридцать процентов пчел освобождаются от своей работы. Получается, что с Брянского асфальта мед добываем. (Смеется.) Весной-то, конечно, здесь всякое разнотравье, сады, этим и пользуемся. У нас в прошлом году около ста килограммов меда с одного улья было. В колхозе норма – пятнадцать килограммов, а у нас – сто.
– С женской заботой и любовью сестры создают красоту в обители. Летом на монастырской территории благоухают алые розы и радуют глаз ухоженные палисадники.
Игумения Елена (Бахарева):
– У нас есть люди, которые имеют к этому рвение, они работают с любовью, усердием. У монахини Марии, которая иконописец, имеется определенная часть грядок, цветников, а на другой части другой человек работает. Так что у всех своя территория, все занимаются с большой любовью и радостью. Это чувствуется, когда всё начинает цвести.
Тамара Амеличкина, флорист Брянского Петропавловского женского монастыря:
– Хочется, чтобы наша древнейшая обитель Олега Брянского вся благоухала. Мечта такая, чтобы было как в Дивеево, как в Троице-Сергиевой лавре, как в Оптиной пустыни. Мы к этому должны стремиться.
– Главное в святой обители – конечно же, молитва, поэтому богослужения здесь совершаются постоянно.
Игумения Елена (Бахарева):
– Службы у нас проходят каждый день утром и вечером. У нас литургия и вечерние службы. Полный круг с повечерием, как в других монастырях, нам сложно служить, потому что у нас мало насельниц, и все несут по три послушания.
– Монастыри во все времена оказывали помощь нуждающимся, сиротам и бездомным. При Петропавловской обители уже на протяжении многих лет действует благотворительная столовая.
Игумения Елена (Бахарева), настоятельница Брянского Петропавловского монастыря:
– Мы кормим малоимущих. Мы как открыли эту столовую по благословению митрополита Александра, так до сих пор не закрываем; у нас это происходит круглый год.
Инокиня Екатерина (Еричева), насельница Брянского Петропавловского женского монастыря:
– Сегодня у нас щи, на второе макароны, картошка и компот.
– А летом людей много бывает?
Инокиня Екатерина (Еричева):
– До пятнадцати человек приходят. Иногда больше, но меньше десяти не бывает. Добавку просят, даем. Все уходят довольные.
– Сейчас у православных христиан идет Петров пост, он установлен в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла в память о том, как после сошествия на них Святого Духа в день Пятидесятницы они постом и молитвой готовились к проповеди Евангелия по всему миру.
– День памяти апостолов Петра и Павла совершается 12 июля. Это престольный праздник Брянской Петропавловской обители, поэтому его здесь особенно ждут и старательно к нему готовятся.
Игумения Елена (Бахарева):
– Конечно, для нашей обители этот пост более чтимый, потому что он заканчивается нашим престольным праздником в честь Петра и Павла. Обычно торжества большие, народу всегда много. Это большой праздник для Брянска и всей Брянской области, для Брянской епархии. Люди приезжают со всех концов Брянской области именно сюда.
Ведущие Дмитрий Терехов и Елена Ларина