буддийский монастырь в китае
Буддийские храмы в Китае — 5 необычных монастырей
Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
Предлагаем вам снова прикоснуться к древней буддистской культуре и совершить очередное путешествие, на этот раз – в буддийские храмы в Китае.
Китайская архитектура, даже воплощенная по традиционным канонам буддизма, неповторима. Она вобрала в себя черты фасадов императорских дворцов с их легкой помпезностью и классических индийских храмов с простыми крышами в несколько ярусов. Сочетание этих двух стилей вылилось в китайские памятники буддизма – яркие, щедро украшенные барельефами, скульптурами и золотом.
Таких шедевров архитектуры и зодчества по всей стране – огромное количество, и перечислить их все довольно непросто. В этой статье мы составили список самых знаменитых, любопытных или необычных храмов Поднебесной с описанием. Вместе мы узнаем, где находится каждый из них, когда был основан, чем он примечателен и какая тайна за ним кроется.
Храм Неба
Китайцы называют его довольно просто – Тяньтань. Он был построен во времена правителя Юн Лэ из семейства Мин в первой половине 15-го столетия на юге столичного Пекина.
Своей известностью он обязан необычному по китайским меркам виду – с основанием в форме круга. Однако эта форма была выбрана неслучайно – она как нельзя лучше символизирует небо.
Другое название этого места – Храм мольбы о хорошем урожае. Сюда стекались люди перед летней страдой с обращениями к небу, к буддам о плодородии.
Это интересно! Целые поколения императоров каждый год в конце декабря – в день зимнего солнцестояния – приезжали в Тяньтань, обращаясь к небесам с мольбами об удачном лете и хороших посевах.
Заходя на территорию храма, посетители попадают в уютный парк, который носит одноименное название – парк Храма Неба. Он начинается с большого алтаря, открытого любому желающему. Дальше, к главному зданию, которое находится на севере, приводит широкая дорога – около тридцати метров в ширину.
Шаолинь
Наверное, самый знаменитый монастырь не только в Поднебесной, но и за ее пределами – Шаолинь. Поэтому мы не могли обойти его стороной.
Расположенный на горе Суньшань, он в названии имеет прямую отсылку к своему географическом местоположению, а именно переводится как «лесной храм на холме Шаоши». Его основателем считается Бодхидхарма, достигший этих краев в 5-м столетии по пути из родной Индии. Он был известен тем, что нес в массы китайскую версию учения дзен – чань-буддизм.
Статуя Бодхидхармы
На месте будущего храма учитель обосновался на долгие девять лет. Вместе со своими учениками он занимался медитациями и физическими упражнениями, в основе которых лежала имитация поведения животных. Позже, спустя века, эта практика трансформировалась в искусство ведения боев без орудий, которое стали передавать преемникам в монастыре.
Местные монахи получили широкую славу благодаря своим способностям. Они участвовали во многих войнах, а также отстаивали собственную территорию. Но именно это послужило причиной тому, что к началу прошлого века Шаолинь был практически полностью разорен, а здания – разрушены.
Не желая «хоронить» древнее наследие своего государства, Правительство издало указ по восстановлению монастыря. Сегодня Шаолинь снова завоевал былую славу, сюда стекаются туристы со всего мира, желающие хотя бы одним глазком взглянуть на боевое искусство в действии.
Обучение же реальных бойцов проходит за высокими трехметровыми стенами. Их окружает памятный лес, засаженный в честь монахов, живших здесь. Кроме того, на территории теперь можно посетить музей и прикоснуться к огромному изваянию Будды.
Храм Нефритового Будды
Он был основан в Шанхае относительно недавно – в 1882 году. Основание храма связано со значимым в его истории событием – в этот год из Бирмы (нынешней Мьянмы) по морю привезли два изваяния Великого Учителя Шакьямуни.
Одно из них внушительных размеров – высотой два метра и весом три тонны. Оно выполнено из белого камня, инкрустировано драгоценностями и показывает Будду, погрузившегося в размышления. Другое изваяние имеет более скромные размеры, но изображает Будду, испытывающего состояние Пробуждения.
Сегодня эти статуи красуются в самом центре главного зала, который называют Домом Нефритового Будды.
Кроме того, оказавшись в шанхайском храме, следует также взглянуть на Зал небесных владык, Зал великого мудреца, залы созерцания и чтения священных писаний.
Сам фасад храма легко разглядеть издали – он ярко-желтый, а на крышу водружены многочисленные фигурки будд, божеств.
Храм Пяти пагод
В Пекине существует художественный музей, и он не совсем обычный, потому что расположился в здании Храма Пяти пагод, некогда крупного и могущественного. Также он известен под именем Храма Великого Пробуждения праведника.
Он был эпицентром распространения буддийской философии по китайским широтам, а с 1961 года стал признан национальным достоянием. Впрочем, и сегодня к нему рвутся паломники со всей страны, а потому святыня является одной из самых охраняемых в мире.
Стены храма строились в период правления семейства Мин. Изначально они были выполнены кирпичной и белой мраморной кладкой. Фасад щедро усыпан резной символикой, скульптурами в филигранном исполнении.
Но главная особенность этого храма, из-за которой он получил свое название следующая: в основе его стоят пять ступ. Четыре из них расположились в каждом углу прямоугольного фундамента, а пятая – в центре. За века непростой судьбы храм не раз менял свой внешний вид.
Храм Тысячи Будд
Говоря о красивейших храмах Китая, нельзя не упомянуть о пещерных постройках, которых в Поднебесной огромное множество. Одна из них – Цяньфодун, больше известная как Храм Тысячи Будд.
Его история насчитывает больше полутора тысяч лет. Появился он в пещерах близ провинциального городка современности Цзюхуа. Потребовалась смена десятка императорских семейств, чтобы довести строительство до конца.
На сегодняшний день тут сосредоточены древние постройки и важные артефакты, которым перевалило за добрую тысячу лет.
Цяньфодун оставил нам в качестве наследия:
Любой желающий может приехать сюда сейчас, однако на осмотр может не хватить и нескольких дней – свыше двухсот пещер были уже отреставрированы.
Заключение
Большое спасибо за внимание, дорогие читатели!
Мы благодарны вам за то, что вы активно поддерживаете блог — рекомендуете наши статьи в социальных сетях!
Присоединяйтесь к нам — подписываетесь на сайт, чтобы получать новые интересные статьи себе на почту!
Буддийские монастыри в Китае
Буддийские монастыри в Китае
Чаще всего буддийские монахи в Китае постоянно жили при монастырях, которые и становились центрами деятельности той или иной секты, школы, направления буддизма. Монастырей, больших, средних и мелких, было в Китае очень много. Только в Северном Китае в V – VI веках (Северная Вэй) насчитывалось 47 крупных монастырей, имевших официально утвержденный государством статут, иногда даже дотацию со стороны властей, и 846 монастырей среднего размера, основанных и существовавших в значительной мере благодаря благодеяниям аристократов из «сильных домов», приобретших в ту эпоху немалую власть в стране [896, 76]. В каждом из этих монастырей насчитывалось по нескольку десятков, а то и сотен монахов и послушников, служек, рабов. Кроме того, существовало около 30 тысяч мелких монастырей-храмов и монастырей-пагод, которые располагались буквально по всему Китаю, обслуживали текущие потребности населения и чуть ли не официально назывались «народными»84.
В VII – VIII веках, с начала Тан, число монастырей в Китае, видимо, еще больше возросло. Из дневников японского буддиста-пилигрима Эньнина, совершившего в середине IX века путешествие в Китай и прожившего некоторое время в китайских буддийских монастырях, явствует, что буквально вся страна была покрыта густой сетью буддийских монастырей, храмов и пагод. В небольших городах и поселках их было по два-три, в более крупных городах они исчислялись десятками [664, 165 и сл.].
Наиболее богатые и влиятельные монастыри располагались обычно вне городов и поселений – в живописной местности, нередко в горах, но недалеко от перекрестков дорог. Подчас это бывали целые городки, включавшие в себя храмы с громадными статуями-идолами будд и божеств, дворцы-павильоны с изображениями на буддийские темы, с громадными залами, помещениями для библиотеки и медитации, с комнатами для гостей, а также более скромные дома-кельи для монахов [454, 84 – 85; 658]. Такие монастыри, обнесенные крепкой каменной стеной, были одновременно и храмами, и культурными центрами, и гостиницами, и университетами для жаждущих знаний, и укреплениями, где в смутную пору можно было отсидеться за крепостными стенами. В больших монастырях обитало обычно 150 – 200 монахов и послушников, не считая служек, рабов и т. п. В летнее время число монахов нередко возрастало до 200 – 300 за счет странствующей братии [664, 166]. Городские и поселковые монастыри были значительно меньше размерами и скромнее. Большинство их имели лишь монашеские кельи и несколько подсобных помещений, где обитали монахи, обслуживавшие буддийские храмы. Иногда, правда, в пригородах больших городов располагались крупные храмы. Они, как правило, представляли собой самостоятельные храмовые комплексы, стоящие в окружении красивых рощ и садов.
Одновременно с ростом количества монастырей в Китае росло число монахов и всего храмового персонала. Во времена расцвета буддизма они исчислялись многими сотнями тысяч, а то и миллионами, что много даже для Китая. В состав монастырской сангхи в широком смысле этого слова входили самые разные люди. На низшей ступени стояли монастырские рабы. Они делились на государственных рабов, милостиво пожертвованных императором монастырю для помощи в хозяйстве, и приобретенных монастырем долговых рабов (продавших себя или проданных родителями). Рабы исполняли всю черную работу, а также трудились на монастырских землях. Статут их не был неизменно рабским: часть их могла со временем получить в пользование участок земли и выплачивать монастырю ренту. В случае большого везения рабы могли стать послушниками и даже монахами [268, 270; 454, 86].
На следующей ступени находились служки, добровольно пришедшие в монастырь в надежде на определенные льготы, в частности освобождение от налогов. Число их было довольно велико. Они считались кандидатами; дальнейшее их продвижение по монастырской иерархии зависело от прохождения ими кандидатского срока. Кандидаты-служки, выполняя текущую работу, одновременно изучали сутры, чтобы стать образованными буддистами. Экзамен у них принимали не сами монахи, а специально назначенные правительственные чиновники. Выдержавшие экзамен получали от государства диплом и становились послушниками85. Подавляющее большинство на этом и останавливалось. Именно из этих людей рекрутировалась армия полуграмотных монахов, которые жили в «народных» монастырях и отдельных храмах, обслуживая несложные потребности культа, исполняя погребальные и даже магические обряды. Репутация такого рода монахов обычно бывала невысокой [541, 152].
Послушники, которые приобретали достаточно знаний, имели способности и стремление идти дальше, со временем могли стать полноценными монахами. Такие монахи обычно жили при крупных монастырях, бывших центрами развития буддизма. Как правило, почти все члены сангхи крупных монастырей, находившихся под особым покровительством властей или «сильных домов», были родом из верхов китайского общества и еще до прихода в монастырь получали хорошее конфуцианское образование. Именно из этой среды происходили наиболее знающие и высокочтимые проповедники и патриархи различных школ и направлений китайского буддизма. Но разумеется, бывали случаи, когда выдающимися деятелями буддизма становились выходцы из простого народа. Так, например, знаменитый Хуэй-нэн до прихода в монастырь был неграмотным дровосеком.
Монах, прошедший сложный и многостепенный обряд посвящения [658, 297 – 352], становился полноправным членом сангхи. Со временем он мог подняться на высокую административную должность, а в плане личного совершенствования достигнуть той или иной степени святости. Здесь многое зависело от образа жизни и действий самого монаха, от степени его знаний, стараний, авторитета, усидчивости, умения вытерпеть часы медитации. Обычно в каждом из более или менее значительных монастырей существовали свои «святые» – отшельники, затворники, которые годами не выходили из кельи, не разговаривали, проводя почти все время в медитации или даже трансе. Видимо, именно такого рода буддисты-фанатики прибегали иногда к самосожжению, видя в этом акте средство очищения и своего будущего обожествления [417]. Такой тип монахов, конечно, не мог быть массовым. Основная масса членов сангхи вела более умеренный образ жизни. Они нормально питались, тщательно следили за своей гигиеной, выполняли различные обязанности: читали сутры над больными и покойниками, совершали обряды перед алтарями будд и божеств, а иногда и пускались в длительные дальние путешествия по примеру древнеиндийских бикшу [214; 365, 259 – 272].
Из числа этих монахов избиралась администрация сангхи. Разумеется, в отдельных случаях авторитет и знания того или иного проповедника, развиваемые им идеи и взгляды не требовали какого?то акта избрания. Вокруг такого человека сами группировались ученики и последователи, и таким образом подчас создавался новый центр буддизма, новый монастырь, иногда даже новая школа или секта. Но чаще избирались как глава сангхи, настоятель монастыря, так и несколько его ближайших помощников – ректор, эконом, контролер, казначей. С эпохи Тан над несколькими сангхами района или провинции иногда ставились назначенные властями администраторы, обычно из наиболее уважаемых монахов, руководителей крупных монастырей. Это были своеобразные епископы и архиепископы. Однако, в отличие от своих коллег в христианском мире, высокопоставленные церковные деятели в китайском буддизме не превращались в администраторов и носили свой титул лишь как почетное звание. К реальной власти над сангхами они не стремились, ограничиваясь руководством своей собственной. На практике каждый монастырь, особенно крупный, существовал автономно и представлял самостоятельную ячейку буддизма, центр буддистов того или иного района [1028].
11 самых красивых храмов Китая
Туристы в КНР едут не только ради шоппинга, но и для того, чтобы посмотреть старинные буддийские храмы. Многие из них построены несколько тысяч лет, что делает такие памятники китайской архитектуры и истории еще более привлекательными для иностранцев.
Какие храмы есть в Китае
В Поднебесной есть традиционные буддийские храмы, которые напоминают императорские дворцы, и храмы с многоярусными крышами. Последние были построены под влиянием индийских храмов.
Китайские храмы строились под влиянием двух стилей, благодаря чему они получились такими оригинальными, неповторимыми и яркими. Кроме ярких красок, храмы Поднебесной отличаются богатым украшением – скульптурами и барельефами.
Храм Неба, Пекин
Находится на юге китайской столицы. Также известен под именем Тяньтань. У Храма Неба необычная круглая форма, что выделяет его среди всех храмов Китая. Такая форма связана с верой китайцев в небо. Ведь круглая форма у жителей Поднебесной – это символ неба.
Построили Храм Неба в Пекине во время правления императора Юн Лэ (династия Мин) в 1420 г. На входе в парк стоит большой алтарь, от которого в северную часть комплекса проложена широкая дорога (30 м).
Храм Нефритового Будды, Шанхай
Памятник знаменит тем, что тут стоят две огромные статуи Будды, которых доставили на территорию Китая из Бирмы. Первую статую поставили на нынешнем месте еще в начале 1880-х гг., вторую доставили сюда позже. Привлекают внимание посетителей не только Будды, но и примечательный внешний вид храма. Его стены выкрашены желтой краской, крыша – многоярусная, с красивыми карнизами, которые украшают статуи.
Центральным местом комплекса считается зал, носящий название Дом Нефритового Будды. Там 2-метровая скульптура главного божества буддизма, выполнена из белого нефрита.
Монастырь Шаолинь
Таинственное и легендарное место Поднебесной, слава о котором стала разноситься по Азии и Европе еще в 5 в. нашей эры. Храм построил монах Бодхидхарма, выбравший для своих молитв, медитаций и раздумий гору Суньшань.
Девять лет монах просидел в пещере на горе Суньшань и медитировал. Он основал монастырь, передав своим ученикам уникальную технику медитации и поддержания физической формы. Монахи принимали участие в войнах и восстаниях, которые случались в Китае. Из-за этого Шаолинь много раз горел, грабился и разрушался. В начале 20 в. от первоначальных построек монастыря осталось только несколько павильонов, стен и построек.
Шаолинь восстановили на деньги правительства страны. Монастырь – это множество двориков разных форм и размеров, построенные на склоне горы. При возведении применялся террасный принцип, поэтому попасть в каждый двор можно по ступенькам, ведущим вверх. Монастырь окружен стеной, которая имеет высоту 3 м, а периметр составляет 900 м. Вход в Шаолинь – через южные ворота. Снаружи храма находится Дес Дагоб, каждая из которых поставлена в память о конкретном монахе.
Храм Пяти пагод
Строить стены из кирпича и белого мрамора начали во времена династии Мин. Фасад сделали резным, украсив символикой и скульптурами. В основании храма Пяти Пагод стоят пять ступ, четыре из которых стоят по углам прямоугольного фундамента. Еще одна установлена в центре зала. Внешний вид неоднократно менялся, что связано с приходом к власти разных императоров.
Сейчас внутри храма находится художественный музей. Посетители приезжают сюда не только ради интересных экспонатов, но и ради самого Храма Пяти Пагод, ведь именно отсюда буддизм стал распространяться по всему Китаю. В начале 1960-х гг. храм получил статус национального достояния. С тех пор святыню охраняют в усиленном режиме.
Храм Тысячи Будд
Другое название – Цяньфодун. Древнейший пещерный монастырь, история которого началась 1,5 тыс. лет назад. Построили его возле небольшого городка Цзюхуа. Стролили Храм Тысячи Будд множество императоров, что отражается в архитектуре храма. В Цяньфодуне больше 700 пещер, которые занимают 40 тыс. м2. На стенах прекрасно сохранились рисунки божеств, иллюстрации с мантрами, фрески. Внутри монастыря стоят 500 ступ и множество статуй Будды.
Храм Вон Тай Син, Гонконг
Находится в центре района Коулун. Ежегодно сюда приезжает огромное количество паломников, которые исповедуют буддизм и даосизм. Из-за наплыва приезжих правительство Гонконга вынуждено обеспечивать круглосуточную охрану храма, который находится в рейтинге как одно из самых востребованных у туристов и паломников мест в бывшей британской колонии.
Строительство началось в начале 1920-х гг. В составе комплекса есть и залы, и павильоны, и архивные помещения, и библиотека, где можно познакомиться с религиозными текстами.
Архитектура храма Вонг Тай Син отражает традиционные подходы возведения храмовых зданий. Посетители увидят крышу, покрытую золотом, красные столбы.
Храм Гуансяосы, Гуанчжоу
История этого строения в Китае насчитывает 17 столетий. За это время храмовый комплекс видел взлеты и падения династий, бесчисленную смену правителей на троне. Поменялось и предназначение храма. Ранее он был резиденцией царя, а потом стал местом, куда приходили помолиться и подумать, пофилософствовать.
На востоке и западе комплекса находятся древнейшие в Китае пагоды, сделанные из железа. На территории храма расположены статуя Будды из бронзы, колокол Дабэйчжун, терем спящего Будды и павильон Шести патриархов чань-буддизма.
Храм Кумбум Чортер, горы Тибет
Входит в состав монастырского комплекса «Пелкор Чеде», который построен монахами в горах Тибета. Храм среди туристов и паломников известен также как «Ступа 10 тысяч Будд, божеств и Бодхисаттв».
Фундамент храма заложили в 1560 г., сейчас под крышей храма находится 108 комнат, стены которых покрыты изображениями.
10 тысяч изображений нанесено на интерьеры Кумбум Чортер. На храме установлена статуя Будды Майтрейи. Монастырь действующий, при нем открыто четыре монастырских колледжа.
Храм Юаньтун, Куньмин
В самом центре города расположенный единственный буддийский храм, который возвели в период нахождения у власти императоров династии Тан (7-10 вв.). Чтобы попасть в центральный зал, нужно спуститься по ступеням вниз. Это нехарактерно для китайских храмов, у которых ступени ведут вверх.
Паломники храма собираются в большом восьмиугольном павильоне, который построили на живописном пруде с мостами.
Храм Шуанлинь в Шаньси
В 6 км от города Пиньяо есть деревня Чиаотоу, где стоит храм Шуанлинь. Одновременно это и Музей Древней скульптуры, где выставлено больше 2 тыс. экспонатов.
Шаунлинь состоит из 10 малых и больших помещений, и залов, где читаются сутры. Отдельно можно посетить комнаты, в которых жили монахи. В одном из залов есть Веда –и скульптура богини Квон-йин на пьедестале.
Даосский храм, гора Тайшань
Построили монахи в окрестностях на вершине Горы Восхода, которую считают священной даосисты. Храму уже больше 3 тыс. лет и все это время сюда ходят паломники.
Площадь храмового комплекса – 96 тыс. м2, охватывающей 5 главных залов и большое количество других комнат и помещений. Центральным объектом комплекса считается Дворец Небесного Благословения, построенного в 1008 г.
Красота в равновесии
В Китае буддизм представлен в трех языковых группах: китайской, тибетской и языка пали (один из языков индийской группы), который распространен на юге КНР. Всего в стране насчитывается более 200 тысяч буддийских монахов всех школ и направлений, действуют более 20 тысяч буддийских храмов.
Тибетский буддизм (ламаизм) наиболее распространен в автономных районах Тибет и Внутренняя Монголия, а также в провинции Цинхай. Его исповедуют тибетцы, монголы, народы юйгу, мэньба, лоба, ту.
Буддийское храмовое зодчество, возникшее в Индии, начало процветать в Китае с династии Северная Вэй (386-534 гг.). В Cредние века эти культовые сооружения познали периоды как расцвета, так и упадка. Но и до сих пор многочисленные буддийские храмы Китая обладают огромной исторической и художественной ценностью.
В архитектуре китайцы придавали большое значение древнекитайской натурфилософии, основанной на синтезе начал инь и ян, стремились к симметрии, что отражало гармонию и стабильность, присущую китайскому менталитету. Именно поэтому буддийские храмы, где совершались и такие традиционные для китайцев небуддийские обряды, как поминовение предков и поклонение алтарям Неба и Земли, имели форму прямоугольника. Их фасады тянулись с севера на юг, все постройки располагались вдоль центральной оси. При проектировании храмовых комплексов строго соблюдались все пропорции. Кроме того, китайские храмы и монастыри были гармонично вписаны в природный ландшафт.
Дизайн храмовой архитектуры строился в основном по одной модели: напротив главного входа расположен павильон Небесного императора, по обеим сторонам от которого находятся колокольная и барабанная башни. Далее следует павильон Будды Шакьямуни, хранилище буддийских сутр, зал для изучения буддизма и другие помещения. До династий Суй и Тан (581-907 гг.) обычно перед храмовым комплексом или во дворе возводились пагоды, позже их заменили павильоны и залы. Обычно на территории храма есть и живописный сад.