был бы ум будет и рубль
Пословицы и поговорки о деньгах — мерило отношения русского народа к финансовому капиталу
Они показывают жизненный опыт, который дает обладание большими денежными средствами. В этих выражениях можно отыскать и фразы о том, к чему ведет скудное состояние. Изучайте с детьми пословицы и поговорки о деньгах, чтобы сформировать у ребят правильное отношение к финансам. Из этих коротких примеров русского фольклора ребята узнают, какую роль играют деньги в жизни человека.
Тот без нужды живет, кто деньги бережет.
Денежки — что воробушки: прилетят да опять улетят.
У Вас рубли плачут, у нас и копейки пляшут.
Денег нет, так всякая цена дорога.
Умный человек — хозяин деньгам, а скупой — слуга.
Время деньгу даёт, а на деньги и времени не купишь.
Денежки в кармане — все друзья с нами.
Не в деньгах счастье, а в их количестве.
Береги денежку про черный день.
Деньги не малина — и зимой растут.
Один вор – всему миру разорение.
Кто до денег охоч, тот не спит и ночь.
Не было ни гроша, да вдруг алтын.
Лишняя денежка карману не тяга.
Заемное три года ждут, на четвертый забывают.
Безденежная яма самая глубокая.
С достатком и смелость приходит.
Живется, у кого денежка ведется.
На улице холодно, а деньги в кармане тают.
Деньги смогут много, а правда — все.
Три деньги в день, куда хочешь, туда и день.
По деньгам плакать — беса тешить.
Денежка без ног, а весь свет обойдёт.
Не легко деньги нажить, а легко прожить.
Деньги не голова — наживное дело.
Деньги — что камень, на душу ложатся.
Живётся, у кого денежка ведётся.
Алтыном воюют, алтыном торгуют, а без алтына горюют.
Копейка рубль бережет, а рубль голову стережет.
Деньги, что каменья: тяжело на душу ложатся.
С деньгами мил, без денег постыл.
Деньги счет любят, а хлеб меру.
Несмотря на высокую духовность, прослеживающуюся в устном творчестве народов, в целом, пословицы об отношении к деньгам выражают благосклонность к обеспеченным людям. Некоторые изречения прямо диктуют поведение, как в следующих примерах:
Считай деньги в своем кармане!
Родню считай, денег не поминай; деньги считай, родни не поминай!
Чужие деньги считать — не разбогатеть.
Береги денежку про черный день!
Не кланяюсь богачу, свои денежки плачу.
Пословицы о деньгах для детей
Народная мудрость и основы воспитания детей, а также формирование отношения к материальным средствам хорошо демонстрируют пословицы о деньгах для детей:
Блюди хлеб про еду, а копейку про беду.
Денежка без ног, а весь свет обойдет.
Деньги — гости: то нет, то горсти.
Была бы догадка, а на Москве денег кадка.
Денежки — что голуби: где обживутся, там и поведутся.
Трудно деньги нажить, а с деньгами и дураку можно жить.
Добр Мартын, коли есть алтын; худ Роман, коли пуст карман.
Кто до денег охоч, тот не спит и ночь.
Был бы ум, будет и рубль; не будет ума, не будет и рубля.
Самые распространенные и употребляемые пословицы и поговорки про деньги знакомы нам с самого детства и воспринимаются как обычные прописные истины. Ну кому не известно «Копейка рубль бережет»? Ниже приведены еще несколько примеров, характеризующих денежные взаимоотношение в народе:
Не пожалеть за рубль алтына; не придет рубль, так придет полтина.
Охал дядя, на чужие деньги глядя.
Площадная речь, что надо деньги беречь.
Мужик богатый гребет деньги лопатой.
Финансовая игра «Был бы ум — будет и рубль»
Седова Анна Анатольевна
Финансовая игра «Был бы ум — будет и рубль»
ФИНАНСОВАЯ ИГРА
«Был бы ум – будет и рубль»
для старших дошкольников
по образовательной области «Речевое развитие»
учитель –логопед: Седова А. А.
МБДОУ «Детский сад №2 комбинированного вида», Гатчинского района, Лен. обл.
Цель: Формирование понимания, что «деньги не появляются сами собой, а зарабатываются» у детей 5-7 лет средствами викторины.
— показать необходимость знаний, как средства зарабатывания денег;
— закрепить знания по лексической теме «Одежда. Обувь. Головные уборы»
— развивать словарный запас и грамматический строй речи;
— активизировать познавательные и мыслительные процессы;
— содействовать развитию самоанализа и формированию самооценки;
— формировать активную жизненную позицию, здорового интереса к деньгам, осознания правил их честного зарабатывания.
Содержание: ребенок, выбирая вопросы разной степени сложности (чем сложнее вопрос, тем он дороже стоит, зарабатывает монеты номиналом 1 рубль, 2 рубля, 5 рублей или 10 рублей.
Оборудование: напечатанные монеты номиналом 1 рубль, 2 рубля, 5 рублей или 10 рублей (каждой по 10 шт., лоток с ячейками «Банк», вопросы викторины по теме «Одежда. Обувь. Головные уборы»
Количество играющих: 3-5 человек.
Ход игры.
Логопед: Здравствуйте дети! Сейчас мы с вами поиграем в особенную игру. В этой игре можно зарабатывать деньги. Но,сначала объясним тайный смысл пословицы: «Денежки труд любят».
Логопед: Предлагаю потрудиться, да своим умом заработать деньги, ответив на вопросы! Вопросы будут про одежду, обувь и головные уборы. За каждый правильный ответ вы получите заплату. Зарплата – это монеты из нашего банка.
1. Как называется одежда, которую носят летом? (летняя одежда)
2. Как называется одежда, которую носят зимой? (зимняя одежда)
3. Как назовем одежду, которую носят женщины? (женская одежда)
4. Как называется обувь, которую носят мужчины? (мужская обувь)
5. Одежда для детей какая? (детская одежда)
Теперь вы можете выбрать вопросы стоимостью 2 рубля, 5 рублей и 10 рублей. Они посложнее. Чем дороже денежка, тем сложнее вопрос. Также остались вопросы стоимостью 1 рубль. Сколько рублей хочешь заработать? Сделай свой выбор!
Вопросы за 1 рубль
6. Из чего сделаны резиновые сапоги? (из резины)
7. Из чего сшита кожаная куртка? (из кожи)
8. Из чего сшит шёлковый халат? (из шёлка)
9. Из чего связан шерстяной шарф? (из шерсти)
10. Из чего сшита меховая шапка? (из меха)
Вопросы за 2 рубля
1. Что можно надеть на праздник? (платье, костюм,)
2. Что можно носить дома? (халат, тапки,)
3. Что можно одеть для занятий спортом? (спортивный костюм,)
4. Что можно надеть на пляж? (купальник,)
5. Что можно надеть от дождя? (плащ)
6. Что нужно обуть в дождь? (резиновые сапоги)
7. Что нужно завязать на шею зимой? (шарф)
8. Что можно надеть на горку? (комбинезон)
9. Что надевают на ночь? (пижаму)
10. Что надевают на голову чтобы защитится от солнца? (панаму, шляпу)
Вопросы за 5 рублей «Четвертый лишний»
1. Чешки, футболка, шляпа, шорты.
2. Шуба, пальто, куртка, сарафан.
3. Кроить, строить, шить, вязать.
4. Бейсболка, берет, шляпа, носки.
5. Одежда шерстяная, грязная, кожаная, резиновая.
6. Тапки, ботинки, сапоги, валенки.
7. Костюм клоуна, детский, женский, мужской.
8. Брюки, юбка, шорты, футболка.
9. Халат, варежки, пижама, фартук.
10. Шапка, шарф, шуба, купальник.
Вопросы за 10 рублей
1. Как называется платье без рукавов. (Сарафан)
2. Обувь из ткани. (Тапки)
3. Варежки с пальцами. (Перчатки)
4. Сюда можно спрятать руки. (Карман)
5. Пиджак, которому оторвали рукава. (Жилет)
7. Обувь Кота в сапогах. (сапоги)
8. Что потеряла на балу Золушка. (туфельку)
9. Любимый головной убор художника. (берет)
10. Спортивная кепка. (бейсболка)
Логопед: Молодцы, ребята справились с заданиями! Каждый посчитает, сколько смог заработать.
Ребята, а правда, что высокую зарплату платят людям, которые много знают и много умеют? Согласны ли вы с пословицей «Был бы ум – будет и рубль»?
Вывод: Чтобы повысить свой доход, нужно хорошо учиться и много знать.
Видео «Финансовая грамотность для дошкольников» «Финансовая грамотность для дошкольников» интервью Разработка и внедрение стратегий финансового образования населения является важным направлением.
«Пусть всегда будет Мама!» Сегодня я хочу предложить Вам посмотреть наш вариант поздравительной газеты и папки – передвижки ко Дню Матери. Но сначала, немного истории.
«Пусть всегда будет мир» (фотоотчет) Воспитатель: Тыргоалэ Татьяна Владимировна. Пусть будет мир. Пусть небо будет голубым, Пусть в небе не клубится дым, Пусть пушки грозные.
Финансовая игра «Мини-музей» в подготовительной группе Финансовая игра «Мини музей» в подготовительной группе. Воспитатель: Симонова Л. А., высшая кв. категорияФинансовая грамотность – это особое.
Консультация «Пусть очаг будет вечным, пусть жизнь будет бесконечной» Консультация “Пусть очаг будет вечным, пусть жизнь будет бесконечной”. Для наших детей очень интересны игры,танцы, песни отражающие традиционные.
Мастер-класс по изготовлению кейс-лэпбука «Финансовая грамотность» В своем мастер-классе я хочу рассказать вам как своими руками, изготовить кейс-лепбук. Лепбук- универсальное дидактическое пособие для.
Стенгазета «Пусть будет мир на всей планете!» МирНет, слово «мир» останется едва ли, Когда войны не будут люди знать. Ведь то, что раньше миром называли, Все станут просто жизнью называть.
Стенгазета «Пусть будет мир на всей земле, пусть будет мир на всей планете!» во второй младшей группе к 9 мая Пусть будет мир на всей Земле! Пусть будет мир на всей планете! Пусть спит спокойно вся страна! Война и вовсе не нужна! Ни взрослым не.
Отдохнем. Пословицы про деньги.
Трудовые деньги век кормят.
Трудовая денежка всегда крепка.
Деньгам счет, а хлебу мера.
Тот без нужды живет, кто деньги бережет.
Копейка копейку родит.
Не легко деньги нажить, а легко прожить.
Гроша нет за душой.
Дёшев ситец, да линюч.
Затем деньги и круглы, чтоб веселей катились.
Без денег день худенек.
За свой грош везде хорош.
Денег нет, так всякая цена дорога.
В одном кармане дыра, да и другой чинить пора.
Трудно деньги нажить, а с деньгами и дурак может жить.
Где много воды, там больше будет, где много денег, там прибудет.
В одном кармане смеркается, в другом заря занимается.
Добр Мартын, коли есть алтын; худ Роман, коли пуст карман.
Не бей дубьем, бей рублем.
Не горюй о деньгах: не они нас наживали, а мы их.
Праведная денежка до веку живет.
Деньги приходят и уходят как вода.
Была бы догадка, а на Москве денег кадка.
Где приход да расход, там не без хлопот.
Много звезд на свете, да высоко, много золота в земле, да глубоко, а за пазухой грош на всякое время хорош.
Бывает и то, что деньгам не рад.
И наша денежка не щербата
Был бы ум, будет и рубль; не будет ума, не будет и рубля.
Денежки труд любят.
Без копейки рубля нет.
Хуже всех бед, когда денег нет.
Лишняя денежка карману не тяга.
Деньги не щепки, на полу не подымешь.
Денег ни гроша, да слава хороша.
На дворе мороз, а в кармане денежки тают.
Живется, у кого денежка ведется.
Каков товар, такова и цена.
Кто до денег охоч, тот не спит и ночь.
Через золото слезы льются.
С достатком и смелость приходит.
Дорого, да мило, дёшево, да гнило.
Береги денежку про черный день.
Не было ни гроша, да вдруг алтын.
Денежка без ног, а весь свет обойдёт.
Считай деньги в своем кармане!
Деньги не голова: наживное дело.
Уговор дороже денег.
На кукиш ничего не купишь.
Дружба дружбой, а денежкам счет.
На улице холодно, а деньги в кармане тают.
Деньги смогут много, а правда все.
Не горюй о деньгах не они нас нажили, а мы их.
Деньги счетом крепки.
Были бы побрякунчики, будут и поплясунчики.
Блюди хлеб про еду, а копейку про беду.
Деньги не щепки, счетом крепки.
Живут люди доходом, а проживают расходом.
Была бы в сусеке рожь, будет и в кармане грош.
Деньги расход любят, расход деньги пожирает, а человек и то и другое уважает.
Про совместный отдых с девушками, и почему она должна тоже платить, хоть немного)))
Утреннее)) обсуждаем со старой подругой поездку на море, я всё выяснил по ценам датам, и тут:
Понятно, что вопрос подразумевает, готов ли я оплатить отдых)))
И надо сказать, я много раз ездил с девушками, на условиях моей оплаты, и похоже кое чего понял. например
ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ ПОЛНОСТЬЮ ОПЛАЧИВАТЬ ОТДЫХ ЗА ДЕВУШКУ. даже если она сама этого хочет.
Во вторых, если ты всё сам оплатил, это может вылиться в то что она может поругаться с тобой до момента вылета и соскочить с поездки в последний момент. если вы в это не верите, значит вы никогда не стояли в аэропорту в 4 утра с посадочным талоном в руках и мыслями, я вообще один лечу или мы вдвоем все-таки
Однажды у меня была такая ситуация, которая сейчас кажется комичной.
Подруга уговорила меня поехать на отдых. как обычно с аргументами «Я устала работать, мне срочно надо развеяться, давай хоть куда нить съездим», а я в тот момент на мели, собираю последние деньги и покупаю тур на КИПР. по итогам в ночь перед вылетом лежим в одной кровати и она мне устраивает цирк, ругается со мной из серии вот и езжай один, я на эмоциях еду в аэропорт часов за шесть до вылета. благо регистрацию открыли заранее, скидываю её фото, посадочного талона из аэропорта:
И так бы лететь мне одному по двойной цене, но меня спасло, что я заранее взял с подруги 10тр типа за билет. и жаба жаба жаба, заставила её приехать и всё таки полететь со мной, а там уже море солнце песок и никаких обид.
И с того момента я взял за правило, можно добавить девушке денег на отдых, но часть она должна оплатить сама. ибо мы ценим, только то, что досталось нам не просто так.
Была ещё одна оплаченная мной, очень странная поездка с девушкой в Марсель, но она заслуживает отдельного рассказа, как нить соберусь напишу.
чукча не писатель, пишу на эмоциях, так что за ошибки и запятые сорян)))
Был бы ум будет и рубль
Пословица про ум и глупость:
Был бы ум, будет и рубль; не будет ума, не будет и рубля.
Смысл пословицы
Смысл этой пословицы можно понять исходя из того, что она про ум и глупость. Дополнительную информацию можно почерпнуть из описания похожих пословиц и выражений.
Похожие пословицы и выражения
Пословицы отмеченные звёздочкой содержит подробное описание, раскрывающее их значение и смысл.
Смотрите все пословицы про ум и глупость
Скачать пословицу
Вы можете скачать изображение с текстом пословицы, поделиться им с друзьями в социальных сетях либо использовать в презентациях. Для скачивания, нажмите на картинке.
Задать вопрос
Свои вопросы, предложения и замечания присылайте через предложенную ниже форму.
Благодаря Вашим отзывам и оценкам, мы постараемся сделать проект «Игра слов» ещё лучше.
Был бы ум, будет и рубль: как правильно выстроить занятия по финансовой грамотности
Наталья Калашникова
Без критического мышления и умения применять свои знания в повседневной жизни (функциональной грамотности) в 21 веке никуда, и чем раньше человек овладеет этими компетенциями, тем меньше неурядиц и неопределенности будет ждать его на жизненном пути. О том, как правильно построенные занятия по финансовой грамотности помогают эффективно развивать эти умения, рассказывает Наталья Калашникова, доктор педагогических наук, профессор, автор пособия «Секреты финансовой грамотности» для начальной школы.
Грамотный контекст
Финансовая грамотность — это способность принимать правильные финансовые решения, избегать необоснованной потери денег, планировать благополучие себя и семьи. Финансово грамотный человек изучает эти вопросы в течение все жизни, и начинать стоит уже в младшем возрасте. Но, организуя учебный процесс, необходимо учитывать, что финансовая грамотность — составляющая грамотности функциональной, и последняя обязательно должна быть контекстом, в котором реализуется учебный курс.
Какие компетенции включает в себя функциональная грамотность? Помимо финансовой в нее входит математическая, читательская и естественно-научная грамотность, критическое мышление, креативность и глобальные компетенции (способность изучать глобальные и межкультурные проблемы, понимать и оценивать различные мировоззренческие позиции и точки зрения). То, насколько они будут усвоены учениками, зависит от правильной организации учебного процесса и подготовки корректных материалов: все должно быть нацелено на то, чтобы школьники учились применять полученные знания для решения внеучебных задач, в нетипичных ситуациях, умели находить новые для себя способы деятельности. Финансовая грамотность, как предмет очень жизненный и практичный, позволяет развить в учениках все вышеперечисленные компетенции. Главное правильно выстроить материалы курса: задания, тесты, кейсы и исследования.
Вопросы — ключ к мотивации
Театр начинается с вешалки, а задание — с заголовка. С одной стороны, он должен затрагивать те знания, которые у детей уже есть, а с другой стороны, вызывать удивление, желание уточнить или задать вопрос. Например, заголовок «Сколько стоит праздник?», предваряющий разбор ситуации организации дня рождения в кафе. При этом нужно обязательно фиксировать вопросы детей на доске и указывать их авторство. Это подчеркивает, что получение новых знаний — процесс совместный, и каждый будет видеть, благодаря кому и какому вопросу, все изучили что-то новое. Записанные вопросы важно соотносить с теми, которые следуют после кейса или возникают в процессе его разбора. Эта работа очень важна: она является мотивирующим фактором, особенно, если мы подчеркиваем авторство.
К этим вопросам можно вернуться в конце изучения темы. Зачастую, когда на этапе рефлексии у детей спрашивают, чему они научились, те с трудом формулируют ответ. Вот почему важно сохранять те вопросы, которые они сами задавали в начале урока: чтобы появлялось четкое осознание, с чем разобрались, а что, может быть, осталось еще не выясненным. Можно на основе этих вопросов попросить детей подготовить короткий рассказ о том, какие секреты финансовой грамотности сегодня удалось открыть и как их можно использовать.
Больше жизненности
Сами задания и кейсы должны быть основаны на жизненном материале и описаны таким образом, чтобы тоже эмоционально вовлекать детей в обсуждение и озвучивание своих предположений. Например, для всех детей устраивают праздник на день рождения, но мало кто задумывался, сколько это может стоить, и что в празднике самое важное. Такая постановка вопроса дает не только повод для практики по составлению и анализу сметы, но и затрагивает нравственный аспект: главное, чтобы праздник порадовал не только именинника, но и гостей. Эта установка в свою очередь повлияет и на то, как будет выглядеть смета.
Фрагмент кейса из пособия «Секреты финансовой грамоты»
Нравственные вопросы должны вообще проходить через весь курс. Например, какого человека нужно считать богатым? Вначале детям кажется, что богатый — это финансово преуспевающий человек, но в процессе обсуждения в классе или в группах горизонт нравственных ориентаций ребенка расширяется, он понимает, что богатый — это тот, кому есть чем порадовать другого человека и т. д.
Также важны задания, предполагающие конструктивный выбор, тренирующие принимать взвешенные решения в повседневной жизни. Например, в нашем пособии есть задание, где нужно выбрать, что купить: шоколадку из натурального какао за 100 рублей или за 20 из заменителя? Здесь речь идет не только о финансах, но и о выборе в пользу здорового образа жизни.
Не менее полезны и игровые задания, не предусматривающие единственного правильного ответа. Например, Мистер Питт решил откладывать деньги, но так случилось, что у него неожиданно сломалась машина. Нужно ли брать деньги, отложенные на квартиру, или копить дальше? Подобные кейсы учат применять свои знания в неоднозначных, нетипичных ситуациях, и это тоже является компетенцией функционально грамотного человека.
Вообще все кейсы должны быть сформулированы таким образом, чтобы их решение было применимо не только в учебном, но и в бытовом контексте. Например, нужно представить, если бы был умный дом-копилка, который бы сам регулировал расход энергии и ресурсов, каким бы он был? А если это обычный дом, как экономить? И тут дети часто выдвигают очень интересные предложения, а некоторые даже начинают проводить эксперименты: сколько можно сэкономить, если выключать воду, когда намыливаешь посуду и т. д. Теория переходит в жизненную практику.
Фактический материал — лучшая основа
Не стоит забывать, что детям в рамках курса необходимо работать с реальными документами. Они могут быть представлены в пособии, но можно попросить детей принести на урок, например, настоящие квитанции об оплате коммунальных услуг. И всем классом проанализировать этот документ: какие услуги требуют наибольших расходов, от чего зависит их величина и т.д. Такие задания, связанные с анализом и интерпретацией данных важны для формирования функциональной грамотности как мета-навыка.
Фрагмент кейса из пособия «Секреты финансовой грамоты»
На становление функциональной грамотности работает и естественное включение в курс исследовательских практик. Например, детям можно дать задание выяснить, откуда деньги приходят в семью. Они могут опросить одноклассников, старшеклассников, родственников, учителей и на основании их ответов подвести статистику: сколько человек приняли участие в опросе, какие были заданы вопросы, какие даны ответы и т. д. То есть параллельно с овладением финансовой грамотностью дети открывают для себя методы научного исследования. В то же время маленькие социологи учатся устанавливать и развивать отношения с другими людьми, своими респондентами. Очень важно, что этот кейс побуждает детей выяснять, как все происходит в реальной жизни — это помогает более осознанно усвоить изучаемый материал.
Опять же, очень важно, чтобы в результате своих изысканий ученики сделали нравственно правильные выводы, что источником денег является труд, а те, кто уже не работают, получают пенсию в соответствии со своим стажем. Если говорить об альтернативных источниках дохода, таких, как стипендии или гранты, то можно устроить встречу со старшеклассником-стипендиатом, который расскажет, как работает эта система. Так изучение нового материала превратится в живое и увлекательное исследование, неразрывно связанное с окружающей реальностью.
Творчество вдохновляет
Для развития креативности, которае тоже является частью функциональной грамотности, важно давать ученикам задания, стимулирующие воображение. Например, придумать необычное интервью, которое вы возьмете у денег. Примечательно, что дети часто возвращаются к тем работам, которые они делают в рамках дополнительных занятий, и сами отмечают те, которые считают наиболее интересными. Поэтому, чем креативнее будет задание, тем больше шансов, что материал будет качественно усвоен.
Фрагмент кейса из пособия «Секреты финансовой грамоты»
Азы аналитики
Развитию функциональной грамотности и мышления вообще способствуют также задания на преобразование информации: из текста в схему и наоборот, работа с таблицами. Например, выстроить схему, по которой осуществляются безналичные платежи или изобразить, как связан личный бюджет и бюджет семьи. Схема помогает ребенку нагляднее понять те процессы и действия, которые он не может выполнить, а заполнение таблиц развивает аналитические навыки.
Схожую функцию выполняют и задания на классификацию, описание данных и демонстрацию их свойств. Например, из множества продуктов, представленных на картинке, нужно выбрать те, которые потребуются для определенной цели, Кроме классификации здесь можно найти место и для группового обсуждения: а дружба — это товар или услуга? Все ли можно купить за деньги? Здесь мы снова возвращаемся к нравственной грамотности, которая в финансовых вопросах важна не меньше, чем функциональная.