быль монастырская кирилло белозерский монастырь

Кирилло-Белозерский монастырь: как из пещеры одинокого монаха выросла великая северная обитель

Холодная пещера на берегу Сиверского озера, что на Белозерье, стала добровольным приютом для бывшего настоятеля московской Симоновой обители священноинока Кирилла. Эту глухую северную пустынь, по преданию, указала ему сама Пресвятая Богородица в 1397 году. Со временем к нему пришли ученики и здесь вырос большой Успенский Белозерский монастырь, впоследствии названный Кирилло-Белозерским. Эта обитель не только сыграла заметную роль в истории русского монашества, но и оказалась в центре знаковых событий русской истории.

Из Москвы — в пещеру

Преподобный Кирилл Белозерский, сподвижник преподобного Сергия Радонежского, стал одним из его усердных последователей, взрастивших монашеские обители в самых разных уголках Русской земли. В Белозерье Кирилл отправился вместе с собратом из московского Симонова монастыря иноком Ферапонтом, который вскоре основал в пятнадцати верстах от Успенской пустыни еще одну — Богородице-Рождественскую. Так возникли два известных белозерских монастыря — Кириллов и Ферапонтов.

Находясь в уединении посреди дикого леса, Кирилл со смирением переносил тяжкие испытания северного пустынножительства. А потом вокруг него стали собираться ученики. Вскоре неподалеку от его пещеры, на соседнем пригорке была возведена небольшая деревянная церквушка во имя Успения Пресвятой Богородицы.

Сын Димитрия Донского удельный Белозерский князь Андрей Дмитриевич, прознав про местную общину подвижников, щедро жертвовал им образа, книги и другую церковную утварь.

«Золотой век русской святости»

По мере своего развития и возрастания обе белозерские обители стали отличаться от других монашеских общин строжайшим уставом. В монастырском обиходе Кирилл был требователен к своим ученикам так же, как к самому себе.

В суровых условиях самоограничения все послушания свершались братией строго в молчании. Любые спиртные напитки в обители были вне закона, и это правило потом унаследовал устав Соловецкого монастыря. Впоследствии, после кончины Кирилла в 1427 году, дух строгого иночества и особые порядки белозерской братии позаимствовали через его учеников и другие обители Северной Руси.

По выражению историка и публициста Георгия Федотова, XV столетие стало «золотым веком русской святости», когда устремился «духовный поток из Троицы-Сергия: на юг, в Москву, в ее городские и подмосковные монастыри, и на север, в лесные пустыни по Волге и в Заволжье». На Русском Севере в этом потоке ключевую роль тогда играла как раз Кирилло-Белозерская обитель. Среди учеников преподобного Кирилла были такие монахи-подвижники, как Нил Сорский, Корнилий Комельский, Игнатий Ламский, Александр Ошевенский. Каждый из них впоследствии основал свою обитель, где соблюдался устав Кирилла Белозерского.

Вернуть князя на трон

В 1447 году в монастырь приехал помолиться великий князь Василий Васильевич, законный наследник московского престола. Незадолго до этого его двоюродный брат Дмитрий Шемяка, самочинно захвативший власть, заключил его в неволю и силой выбил клятву об отказе от великокняжеского трона. Это обязательство теснило совесть Василия Васильевича, препятствуя ему исполнить народную волю и вернуть себе законный престол.

Игумен Кирилловой обители Трифон своей духовной властью освободил великого князя от клятв, выбитых силой. Он благословил его возглавить ополчение и восстановить справедливость, что вскоре и было сделано.

С тех пор великий князь с трепетом относился к братии Белозерской обители, щедро ей покровительствовал и даже пригласил сюда духовного писателя Пахомия Логофета, чтобы тот составил житие преподобного Кирилла. Здесь работал еще и другой ученый муж — старец Ефросин, который окончательно отредактировал «Задонщину» (памятник древнерусской литературы XV века, повествующий о победе князя Дмитрия Донского в Куликовской битве 1380 года).

Расцвет монастыря

После пожара в 1497 году в монастыре начали строить каменные здания, и первым был возведен Успенский собор. К этому времени в обители собралась богатейшая библиотека, которую удалось уберечь от огня, и монастырь стал крупнейшим книжным центром Заволочья (так на Руси называли в старину Север). К началу XVII века в монастырской библиотеке имелось уже 2029 рукописей!

В XV веке в обители была возведена километровая неприступная каменная стена с восемью башнями и тремя воротами. В это время ни в одном монастыре Русского Севера не было столько каменных зданий! В XVI веке обитель расширилась еще более и разделилась на две части — большую Успенскую и малую Ивановскую на горе. К XVII веку под Кирилло-Белозерским монастырем образовалась обширная слобода из служилых и мастеровых людей, а по объему земельных вотчин он уступал только Свято-Троицкому Сергиеву монастырю.

Обитель царей. Обитель опальных

Изначально богатство и рост Белозерской обители обеспечивался за счет самых высокопоставленных покровителей. В 1528 году ее посетила великокняжеская чета — Василий III и Елена Глинская, которые горячо молились преподобному Кириллу о даровании наследника. Молитвы были услышаны, и у них вскоре родился сын Иоанн, будущий Грозный царь. В знак благодарности великий князь щедро облагодетельствовал белозерцев, и вскоре на его средства здесь выросли две каменные церкви — во имя Архангела Гавриила и в честь Иоанна Предтечи.

Сам царь Иоанн Васильевич всю жизнь горячо любил Кириллову обитель, бывал здесь не раз и однажды пожертвовал ей невиданную по тем временам сумму — 24000 рублей. Здесь он намеревался даже постричься в иноки, но сделал это перед самой смертью на московском подворье от священника Белозерского монастыря.

Тесные кельи Кирилловой обители стали местом ссылки опальной знати не только в эпоху опричнины. В разные времена здесь содержались в неволе, к примеру, гонимые бояре Владимир и Михаил Воротынские, Иван Хабаров, Василий Собакин, московский митрополит Иоасаф, патриарх-реформатор Никон, Иван Шуйский, касимовский князь Симеон Бекбулатович…

Смута и после нее

В XVII-XVIII веках братия Кириллова монастыря помогала строить Иверскую обитель на Валдае и трудилась при восстановлении Валаамской. В 1722 году Белозерье посетил император Петр I его супруга императрица Екатерина I.

Упадок

Постепенный упадок монастыря начался с 1764 года после указа Екатерины II о секуляризации церковных и монастырских земель. Лишившись крестьян и вотчин, некогда богатейшая обитель разоряется и ветшает. В 1776 году монастырская слобода официально преобразована в город Кириллов.

С приходом большевиков в 1918 году здесь были расстреляны последний настоятель монастыря архимандрит Анастасий и местный епископ Варсонофий. Новая власть упразднила обитель, а святые иконы, церковная утварь и уникальная библиотека поступили в распоряжение столичных музеев. Большинство старинных сооружений сохранились до наших дней благодаря открытию в 1924 году в разоренном монастыре Кирилло-Белозерского музея-заповедника.

Возрождение

В 1997 году часть территории обители была передана Вологодской епархии. В том же году в храме над гробом преподобного Кирилла Белозерского впервые за много лет была отслужена Божественная литургия. В настоящее время возрожденная Кирилло-Белозерская мужская обитель продолжает восстанавливаться, но до былого величия еще далеко.

Источник

быль монастырская кирилло белозерский монастырь. Смотреть фото быль монастырская кирилло белозерский монастырь. Смотреть картинку быль монастырская кирилло белозерский монастырь. Картинка про быль монастырская кирилло белозерский монастырь. Фото быль монастырская кирилло белозерский монастырьnord_ursus

Записки северного медведя

Cogito ergo sum

Осмотрев в прошлой части сам город Кириллов, который являет собой небольшой райцентр в Вологодской области, теперь отправимся в породивший его Кирилло-Белозерский мужской монастырь. Существует он с 1397 года, и был когда-то одним из наиболее крупных и зажиточных монастырей на севере России, а также и крепостью. Но времена величия давно остались в прошлом. Зато у маленького города Кириллова есть свой почти что кремль. В наше время на большей части территории монастыря находится музей-заповедник, но в постсоветские годы маленькая часть обители всё-таки была возвращена церкви.

2. В первой части мы подходили вплотную к монастырю по городским улицам, с которых мощные монастырские башни во многих местах хорошо просматриваются. Главным входом служит Казанская башня с воротами. Перед ней небольшая площадь и сувенирные лавки. В последние годы Кириллов стал довольно популярным туристическим местом. Я это заметил особенно хорошо, поскольку побывал здесь летом в выходные дни.

3. Стенды для туристов. Также есть в городе типовые туристические указатели коричневого цвета.

5. И Казанская башня. Внутри неё находится касса музея (на территорию вход, конечно, бесплатный, но в нескольких зданиях музейные экспозиции, на которые сразу можно купить билеты).

6. Самый красивый вид на обитель — с берега Сиверского озера. Правда, храмы отсюда видно плохо, и монастырь скорее выглядит как крепость (что, в общем-то, тоже правда).

Свою историю монастырь ведёт с 1397 года, когда здесь поселился преподобный Кирилл Белозерский — монах из Москвы, ушедший нести духовный подвиг на Север вместе с монахом Ферапонтом, который поблизости основал Ферапонтов монастырь. Обоих святых при канонизации назвали Белозерскими, потому что в те времена городу Белоозеру (Белозерску) подчинялась эта территория, хотя сами они к нему не имели отношения. Достаточно быстро Кирилло-Белозерский монастырь стал одним из форпостов Русского государства на севере (всё-таки в те времена у монастырей было гораздо больше функций), в 1612-13 годах выдержав осаду польско-литовскими войсками. А при монастыре выросла слобода, которая и стала в конце XVIII века уездным городом (времена расцвета монастыря в ту эпоху уже закончились).

7. Та часть монастырской-крепостной стены, которая у берега озера, построена была в конце XVI века.

8. А при мне возле неё люди загорали и купались. К моменту моей поездки период жары уже закончился (поэтому хорошо, что я не поехал в июле, как сначала собирался), но было по-прежнему тепло — около 20 градусов.

9. Теперь отправимся внутрь. В кадре видна Вологодская башня (1656 год). Эта часть стены была построена во второй половине XVII века, расширив территорию монастыря (так называемый Новый город).

10. Какая-то туристическая штука. What is Monetodavilka? Kto-nibud’ znaet?

11. А тут была граница обители до расширения. Перед нами Святые ворота и надвратная церковь Иоанна Лествичника (1572). Справа от них — Казённая палата, слева — келейный корпус. Построены также в XVI веке. Людей тут, как видим, много. Кроме туристов, тут, по-видимому, и местные любят гулять.

12. На сводах ворот сохранились старинные фрески:

13. Ну а это самое ядро монастыря. Справа налево: Трапезная палата, колокольня, Успенский собор, а левее его виднеется церковь Кирилла Белозерского. Перед храмами — почти что площадь. Здесь такой «город в городе».

По количеству каменных построек 15-16 веков уже заметно, сколь зажиточным был монастырь в те времена. Он же был одним из крупнейших в стране церковных землевладельцев. И, видимо, многим из местных монахов это было не по душе, потому что именно здесь в 15 веке зародилось движение нестяжателей, которые противостояли иосифлянам.

14. Успенский собор 1497 года — старейшее сохранившееся здание монастыря. Хотя здесь Русский Север, собор построен в раннемосковском стиле.

15. На барабане купола — красивая и тонкая резьба по камню.

16. Собор в наши дни является музеем. Внутри сохранились фрески (я, признаться, не купил отдельный билет на фотосъёмку, хотя, по-моему, это никто и не контролирует).

17. Иконостас XVIII века:

18. Сбоку к собору пристроено два более поздних придела — Князя Владимира и святого Епифания.

19. С западной стороны — пристройка 18 века:

20. А это дом архимандрита. Построен в 17 веке, затем перестраивался в начале 19-го.

После революции монастырь был закрыт, а его настоятеля расстреляли. При этом, с точки зрения сохранения наследия, Кирилло-Белозерскому монастырю повезло — в нём не сделали военную часть, тюрьму или какие-нибудь склады, а создали уже в 1924 году музей-заповедник, который действует и сейчас.

21. Церковь Евфимия Великого и Большая больничная палата (17 век). Несколько дальше находится действующая и ныне в качестве монастырской церковь Сергия Радонежского, до которой я так и не дошёл (впрочем, она всё равно в лесах была).

22. Трапезная палата и колокольня. Тут прямо осязаемый дух старины — словно как и не изменилось ничего за четыре с половиной века.

24. Нашёл интересную вывеску. Возникло подозрение, что это реквизит каких-то киносъёмок.

25. «Соловецкий театр». Не иначе, как здесь снимают фильм, где Кирилло-Белозерский монастырь играет роль Соловецкого. Так и оказалось — уже после поездки я выяснил, что в августе тут снимали фильм «Обитель» по роману Захара Прилепина.

26. Действие в нём происходит на Соловках в период нахождения там Соловецкого лагеря:

27. Белозерская башня, одетая в леса. Уже не первый год в монастыре идёт кропотливая реставрация.

28. А тут виден 270-летний дуб. Он рос тут тогда, когда города Кириллова ещё не существовало.

29. Домик келаря (XVII век):

30. А это Водяные врата с надвратной Спасо-Преображенской церковью (1595 год):

31. Вода озера за проёмом в каменной стене смотрится очень интересно:

32. А внутри этих врат есть советский артефакт:

33. Колокольня (1757-61 годы). Теперь поднимемся на неё.

34. По пути наверх — небольшая экспозиция с санями и колокольчиками:

35. Колокола побольше — церковные.

36. Колокольня не очень высокая, но виды с неё довольно интересные. Вот, теперь уже сверху, Святые ворота, а дальше — Ферапонтовская и Вологодская башни:

37. Церковь Кирилла Белозерского (1780 год), пристроенная вплотную к Успенскому собору (кадра с земли почему-то не нашлось, хотя я и внутрь заходил). Эта церковь действует, и в ней хранятся мощи святого Кирилла.

38. Белозерская башня:

39. Преображенская церковь, а за ней — водная гладь Сиверского озера:

40. Здесь чувствуется простор. С колокольни слышен шум моторных лодок.

41. А за озером — леса:

43. А вон вдалеке гора Маура, стоя на которой, согласно житию, Кирилл Белозерский и увидел место, где решил основать монастырь. Я был близко к ней, но на саму гору не поднимался.

Вообще здесь довольно холмистая местность — поблизости проходит водораздел каспийского и беломорского бассейнов (а неподалёку и балтийского). Немного странно, находясь тут, представлять, что Сиверское озеро относится к бассейну Волги. В районе Кириллова проходит Северо-Двинская водная система (один из её каналов я видел из автобуса по пути в Вологду), построенная в XIX веке, а до неё здесь был волок, а значит мимо монастыря проходил и торговый путь.

44. На этом я рассказ о монастыре подведу к концу. Напоследок — ещё два вечерних снимка. Я ночевал в Кириллове и, заселившись в гостиницу, после заката пошёл прогуляться и посидеть на камне у воды.

А дальше отправимся в окрестности Кириллова, где тоже есть монастыри. Первым делом — в Горицы, где я побывал ещё в первый день, и дошёл туда из Кириллова пешком.

Источник

Кирилло-Белозерский монастырь: как из пещеры одинокого монаха выросла великая северная обитель

Холодная пещера на берегу Сиверского озера, что на Белозерье, стала добровольным приютом для бывшего настоятеля московской Симоновой обители священноинока Кирилла. Эту глухую северную пустынь, по преданию, указала ему сама Пресвятая Богородица в 1397 году. Со временем к нему пришли ученики и здесь вырос большой Успенский Белозерский монастырь, впоследствии названный Кирилло-Белозерским. Эта обитель не только сыграла заметную роль в истории русского монашества, но и оказалась в центре знаковых событий русской истории.

Из Москвы — в пещеру

Преподобный Кирилл Белозерский, сподвижник преподобного Сергия Радонежского, стал одним из его усердных последователей, взрастивших монашеские обители в самых разных уголках Русской земли. В Белозерье Кирилл отправился вместе с собратом из московского Симонова монастыря иноком Ферапонтом, который вскоре основал в пятнадцати верстах от Успенской пустыни еще одну — Богородице-Рождественскую. Так возникли два известных белозерских монастыря — Кириллов и Ферапонтов.

Находясь в уединении посреди дикого леса, Кирилл со смирением переносил тяжкие испытания северного пустынножительства. А потом вокруг него стали собираться ученики. Вскоре неподалеку от его пещеры, на соседнем пригорке была возведена небольшая деревянная церквушка во имя Успения Пресвятой Богородицы.

Сын Димитрия Донского удельный Белозерский князь Андрей Дмитриевич, прознав про местную общину подвижников, щедро жертвовал им образа, книги и другую церковную утварь.

«Золотой век русской святости»

По мере своего развития и возрастания обе белозерские обители стали отличаться от других монашеских общин строжайшим уставом. В монастырском обиходе Кирилл был требователен к своим ученикам так же, как к самому себе.

В суровых условиях самоограничения все послушания свершались братией строго в молчании. Любые спиртные напитки в обители были вне закона, и это правило потом унаследовал устав Соловецкого монастыря. Впоследствии, после кончины Кирилла в 1427 году, дух строгого иночества и особые порядки белозерской братии позаимствовали через его учеников и другие обители Северной Руси.

По выражению историка и публициста Георгия Федотова, XV столетие стало «золотым веком русской святости», когда устремился «духовный поток из Троицы-Сергия: на юг, в Москву, в ее городские и подмосковные монастыри, и на север, в лесные пустыни по Волге и в Заволжье». На Русском Севере в этом потоке ключевую роль тогда играла как раз Кирилло-Белозерская обитель. Среди учеников преподобного Кирилла были такие монахи-подвижники, как Нил Сорский, Корнилий Комельский, Игнатий Ламский, Александр Ошевенский. Каждый из них впоследствии основал свою обитель, где соблюдался устав Кирилла Белозерского.

Вернуть князя на трон

В 1447 году в монастырь приехал помолиться великий князь Василий Васильевич, законный наследник московского престола. Незадолго до этого его двоюродный брат Дмитрий Шемяка, самочинно захвативший власть, заключил его в неволю и силой выбил клятву об отказе от великокняжеского трона. Это обязательство теснило совесть Василия Васильевича, препятствуя ему исполнить народную волю и вернуть себе законный престол.

Игумен Кирилловой обители Трифон своей духовной властью освободил великого князя от клятв, выбитых силой. Он благословил его возглавить ополчение и восстановить справедливость, что вскоре и было сделано.

С тех пор великий князь с трепетом относился к братии Белозерской обители, щедро ей покровительствовал и даже пригласил сюда духовного писателя Пахомия Логофета, чтобы тот составил житие преподобного Кирилла. Здесь работал еще и другой ученый муж — старец Ефросин, который окончательно отредактировал «Задонщину» (памятник древнерусской литературы XV века, повествующий о победе князя Дмитрия Донского в Куликовской битве 1380 года).

Расцвет монастыря

После пожара в 1497 году в монастыре начали строить каменные здания, и первым был возведен Успенский собор. К этому времени в обители собралась богатейшая библиотека, которую удалось уберечь от огня, и монастырь стал крупнейшим книжным центром Заволочья (так на Руси называли в старину Север). К началу XVII века в монастырской библиотеке имелось уже 2029 рукописей!

В XV веке в обители была возведена километровая неприступная каменная стена с восемью башнями и тремя воротами. В это время ни в одном монастыре Русского Севера не было столько каменных зданий! В XVI веке обитель расширилась еще более и разделилась на две части — большую Успенскую и малую Ивановскую на горе. К XVII веку под Кирилло-Белозерским монастырем образовалась обширная слобода из служилых и мастеровых людей, а по объему земельных вотчин он уступал только Свято-Троицкому Сергиеву монастырю.

Обитель царей. Обитель опальных

Изначально богатство и рост Белозерской обители обеспечивался за счет самых высокопоставленных покровителей. В 1528 году ее посетила великокняжеская чета — Василий III и Елена Глинская, которые горячо молились преподобному Кириллу о даровании наследника. Молитвы были услышаны, и у них вскоре родился сын Иоанн, будущий Грозный царь. В знак благодарности великий князь щедро облагодетельствовал белозерцев, и вскоре на его средства здесь выросли две каменные церкви — во имя Архангела Гавриила и в честь Иоанна Предтечи.

Сам царь Иоанн Васильевич всю жизнь горячо любил Кириллову обитель, бывал здесь не раз и однажды пожертвовал ей невиданную по тем временам сумму — 24000 рублей. Здесь он намеревался даже постричься в иноки, но сделал это перед самой смертью на московском подворье от священника Белозерского монастыря.

Тесные кельи Кирилловой обители стали местом ссылки опальной знати не только в эпоху опричнины. В разные времена здесь содержались в неволе, к примеру, гонимые бояре Владимир и Михаил Воротынские, Иван Хабаров, Василий Собакин, московский митрополит Иоасаф, патриарх-реформатор Никон, Иван Шуйский, касимовский князь Симеон Бекбулатович…

Смута и после нее

В XVII-XVIII веках братия Кириллова монастыря помогала строить Иверскую обитель на Валдае и трудилась при восстановлении Валаамской. В 1722 году Белозерье посетил император Петр I его супруга императрица Екатерина I.

Упадок

Постепенный упадок монастыря начался с 1764 года после указа Екатерины II о секуляризации церковных и монастырских земель. Лишившись крестьян и вотчин, некогда богатейшая обитель разоряется и ветшает. В 1776 году монастырская слобода официально преобразована в город Кириллов.

С приходом большевиков в 1918 году здесь были расстреляны последний настоятель монастыря архимандрит Анастасий и местный епископ Варсонофий. Новая власть упразднила обитель, а святые иконы, церковная утварь и уникальная библиотека поступили в распоряжение столичных музеев. Большинство старинных сооружений сохранились до наших дней благодаря открытию в 1924 году в разоренном монастыре Кирилло-Белозерского музея-заповедника.

Возрождение

В 1997 году часть территории обители была передана Вологодской епархии. В том же году в храме над гробом преподобного Кирилла Белозерского впервые за много лет была отслужена Божественная литургия. В настоящее время возрожденная Кирилло-Белозерская мужская обитель продолжает восстанавливаться, но до былого величия еще далеко.

Источник

Кирилло-Белозерский музей-заповедник – площадка для съёмки новых фильмов

«Достояние республики», «Крестьянский сын», «Гармония. Город счастья», «Грешная любовь», «Апостол», «Роман с кокаином», «Пелагия и Белый бульдог», «Раскол», «Монах и бес», «Обитель» – вот первая десятка фильмов, снятая в стенах ансамбля Кирилло-Белозерского монастыря. Вторую, думается, режиссеры откроют в новом десятилетии. А оно уже началось.

Архимандричьи кельи, Колокольня, стены Нового города, часть Ивановского монастыря, Поварня, церковь Преображения, Московская, Вологодская, Свиточная башни… Пожалуй, не найдется в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике такого строения, которо не стало бы площадкой для съёмок.

Первым громким фильмом, частично снятым в Кириллове и его окрестностях в 1970-м году, стал фильм «Достояние республики» с Андреем Мироновым и Олегом Табаковым в главных ролях. Спустя четыре года супруга Андрея Тарковского – Ирина – здесь же сняла свою лучшую, по мнению критиков, картину «Крестьянский сын».

Интересно, что оба фильма были приключенческими и рассказывали об одной эпохе – Гражданской войне. Монастырь предстает в них полуразрушенным осколком старого мира— на древних стенах происходят перестрелки, а в сырых подвалах прячут сокровища, отнятые у дворян-эксплуататоров.

В наше время на территории архитектурного ансамбля Кирилло-Белозерского монастыря в 2008 году снимали ещё один фильм на тему Гражданской войны – «Гармония. Город счастья». Фильм не был завершён.

Тематика фильмов снятых на Кирилловской земле разнообразна: годы революции, Великая Отечественная война 1941-1945 годов, драмы из старинной жизни, фильмы о современности.

В 1997 году в Кириллове и Кирилловском районе снимали мелодраму, «Грешная любовь», монастырь в фильме нужен был потому, что по сценарию главная героиня работает экскурсоводом на его территории.

В августе 2006 года в Кириллове, на территории Кирилло-Белозерского монастыря, в местечке Топорня проходили съёмки сериала «Апостол». Съёмочный процесс длился два года. Монастырь поменял облик ещё в июне. Из музея-заповедника для съёмок сделали немецкую разведшколу времён Великой Отечественной войны, в которую внедряются русские разведчики. Знакомые элементы лагеря для военнопленных: нацистская символика и надписи на немецком языке, колючая проволока на стенах, тюремные бараки, смотровая вышка, немецкие офицеры – всё это декорации снимавшегося фильма.

В фильме снимались известные актёры Евгений Миронов, Николай Фоменко, Александр Баширов и другие. В Кириллове для местных мужчин был проведён кастинг для участия в массовке. За съёмками наблюдали местные жители и многочисленные туристы, приезжающие на экскурсию в музей. Съёмки сериала начинал снимать Геннадий Сидоров, а продолжил и закончил снимать другой режиссёр Юрий Мороз.

Позже Геннадий Сидоров в 2010 году снимал в Кириллове сериал «Роман с кокаином», который, навсегда остался последним фильмом режиссера.

Юрий Мороз опять снимает на Кирилловской земле в 2008 году сериал «Пелагия и Белый бульдог». Этот сериал о приключениях монахини-сыщицы Пелагии, из романа Бориса Акунина «Пелагия. Белый бульдог». Сам писатель Борис Акунин неоднократно бывал в наших краях. В своём романе он описывает город Заволжск, который стоит на большой реке. Эти вот пейзажи и снимали в Кириллове. По признанию режиссёра, без кирилловских пейзажей передать эстетику книги Бориса Акунина не получилось бы. На роль главной героини-монашки Пелагии автор произведения сам выбрал актрису Полину Кутепову. Местные жители приняли участие в съёмках – играли монахов, батюшек, старушек, прихожан.

С тех пор целый ряд фильмов и сериалов, где так или иначе рассказывается о монашеском бытии, снимался здесь. В 2010 году режиссёр Николай Досталь снимал на территории архитектурных памятников Кирилло-Белозерского и Ферапонтого монастырей 20-серийный исторический фильм «Раскол». Это фильм роман о непростом, драматическом отрезке русской истории XVII века. Главные действующие лица – Алексей Михайлович, второй царь из династии Романовых, патриарх Никон, протопоп Аввакум, боярыня Морозова, другие исторические личности. В Кириллов съёмочную группу привели два обстоятельства. Согласно истории, именно в Кирилло-Белозерском монастыре провёл в ссылке последние пять лет жизни патриарх Никон. Вторая причина – превосходная сохранность комплекса.

Основные роли в фильме играют неизвестные актёры, а некоторые дебютанты в кино. В массовке снимались жители Кириллова и студенты Вологодского областного училища культуры, им предстояло играть роль стрельцов, монахов и обычных прохожих.

В 2012 году в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике на первом этаже Архимандричьих келий открылась уникальная выставка «Из 21-го в 17-й век. История и костюм» Это был совместный проект музея и создателей художественного фильма «Раскол».

Работа над «Расколом» навела Н.Достоля на мысль о следующем проекте – фильме «Монах и бес». Для съёмок очередного фильма режиссёр вновь приезжает в Кириллов. Когда снимали «Раскол» Николай Досталь ездил в Нило-Сорскую пустынь, читал книги о Нило-сорской пустыни и насельниках этой обители. Действие фильма разворачивается в 19 веке. Главными героями окажутся Иван Семёнович и бес по имени Легион. По задумке режиссёра бес всякий раз является монаху в образе обычного человека, когда монах остаётся один. Главный герой Иван Семёнович имеет два прототипа – Ивана Семёновича Шапошникова, монаха Нило-Сорской пустыни и Ивана Новгородского. На съёмках фильма сам Николай Досталь отметил, что кинолента о монахе и бесе пронизана хорошим чувством юмора, иронией. Но при этом фильм не комедийный, а серьезный и глубокий.

Премьера картины состоялась в июне 2016 года на Московском международном кинофестивале.

В 2018 году в Кириллове, на территории архитектурного ансамбля Кирилло-Белозерского монастыря проходили съёмки восьмисерийного художественного фильма «Обитель» по одноименному роману Захара Прилепина! Роман повествует о жизни Соловецкого лагеря особого назначения в конце 20-х годов XX века, где действовали свои суровые законы.

Съемки фильма проходили по заказу телеканала «Россия 1» и при финансовой поддержке Министерства культуры РФ. Продюсером картины является Валерий Тодоровский. Режиссер «Обители» Александр Велединский. Главные роли в фильме исполнили: Евгений Ткачук, Александра Ребенок, Сергей Безруков, Виктор Раков и другие. Премьера ленты ожидается на телеканале России-1.

Из десяти картин, снятых на Кирилловской земле, три фильма являются экранизациями произведений писателей: Раисы Григорьевой – «Крестьянский сын», Марка Агеева «Роман с кокаином», Захара Прилепина «Обитель». Остальные фильмы сняты по оригинальным сценариям.

А вот некоторые российские кинематографисты имеют на Кирилловской земле родственные связи. Народный артист России Пётр Вельяминов в 1996 году в Вологде, дал интервью газете «Губернские новости» и рассказал о своём предке преподобном Кирилле-Белозерском. О нем сохранились сведения и в семейном архиве артиста.

Кроме того, снимали не только художественные, но и документальные фильмы. По заказу Кирилло-Белозерского музея-заповедника был снят документальный фильм «Быль монастырская». Автор и режиссёр – Снежана Малашина – выпускница Вологодского областного училища культуры. Зрителей фильм знакомит с историей Кирилло-Белозерского монастыря, сообщают в пресс-службе музея.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *