часовня музей спаса на крови
Часовня музей спаса на крови
Каменное убранство
В создании каменного убранства храма Воскресения Христова (Спаса на Крови) принимали участие государственные и частные фабрики и мастерские России и Италии. Разнообразие и обилие поделочного камня поражает воображение и притягивает взгляд.
Облицовку наружного цоколя темно- и светло-серым валаамским гранитом, привезенным с острова в Ладожском озере, выполняла известная в Санкт-Петербурге в конце XIX века мастерская Гаэтано Ботта. Там же из темно-красного норвежского гранита изготовили объемные кресты и двадцать мемориальных досок с надписями о деяниях императора Александра II.
Все работы из эстляндского мрамора на фасадах выполняли мастера петербургской фирмы «Кос и Дюрр». Работа фирмы «Кос и Дюрр» высоко ценилась. Специалисты принимали участие в строительстве многих зданий в Санкт-Петербурге, Москве и других городах: Кронштадтского Морского собора, Гатчинского дворца и других.
Особое внимание уделено месту смертельного ранения императора Александра II. Над ним по рисунку архитектора А. Парланда возведена шатровая сень. Сень в данном случае – это художественно оформленный навес на колоннах, символизирующий собой покров или защиту данного места. Для ее создания мастера Петергофской и Екатеринбургской гранильных фабрик и Колыванской шлифовальной фабрики использовали лучшие образцы отечественных поделочных камней – родонита и различных видов яшмы.
В гармонии с ярким мозаичным убранством нижняя часть стен облицована итальянским серпентинитом спокойного серовато-зеленого цвета. Светлые прожилки кальцита образуют на поверхности камня причудливые узоры, придающие поверхности камня сходство с кожей змеи (serpent).
Нижняя часть подкупольных пилонов (опорных столбов) оформлена лабрадоритом благородного темно-серого, почти черного цвета, добытым на Волынском месторождении Украины. Название связано с местом первого обнаружения породы, полуостровом Лабрадор в Северной Америке.
Лабрадорит переливается радужным светом при любом освещении за счет особенностей своего строения. Сине-зеленые переливы составили ему славу уникального самоцвета.
Каменный пол храма представляет собой мозаичный «ковер», созданный из красочных сортов итальянского мрамора в Генуэзской фирме «Нови». Более десятка видов камня различных расцветок в руках мастеров превратились в сорок пять практически не повторяющихся узоров, покрывающих поверхность пола площадью более 600 кв. м.
Там же, в фирме «Нови», из итальянского мрамора нежных пастельных оттенков был выполнен иконостас. Это один из важнейших элементов убранства храма, поэтому к исполнению работ привлекали ответственных и имеющих большие знания в церковном искусстве специалистов.
Итальянские мастера работали по эскизам А. А. Парланда. Изящная резьба по камню в иконостасе выполнена безупречно и создает полное впечатление резьбы по дереву.
Перед иконостасом, слева и справа, находятся киоты, отделяющие клиросы от основного храмового пространства. Над каждым киотом в течение двенадцати лет работали камнерезы России, используя лучшие поделочные камни: яшму – ревневскую, орскую, аушкульскую; родонит, коргонский порфир (кварцит). Великолепная резьба по камню, искусное сочетание разноцветных минералов придают киотам особую декоративность.
Все работы по созданию каменного убранства храма Воскресения Христова выполнены замечательными мастерами своего дела, благодаря которым красота природного камня представлена самым лучшим образом.
Часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери при храме Спас-на-Крови. Музей камня
Фотографии
К архитектурному ансамблю Спаса-на-Крови относится часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери.
Режим работы 2021
С 1 мая по 30 сентября
С 1 октября по 30 апреля
Посещение выставки
«Гимн солнечному камню. Янтарь. А. М. Крылов» в Часовне-музее «Спаса на Крови»:
Важно знать!
Стоимость билетов 2021
Цены и льготы в 2021 году остаются прежними:
Полная стоимость
Комплексный билет
Льготные билеты
Бесплатное посещение
Бесплатно посещать Часовню-ризницу Иверской иконы Божией Матери могут следующие посетители:
Адрес и как добраться?
Официальный сайт
Концепция возведения
На нужды возведения святого собора в память о гибели императора Александра Второго осуществлялись денежные поступления, вся Россия сюда слала святые образы и иные церковные реликвии. Для хранения ценных вещей потребовалось специальное сооружение.
Часовня была возведена в 1907-м году также выдающимся Парландом. Через год ее освятил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский.
Архитектурное оформление
Ризницу отождествляют с “русским стилем” однако с примесью византийских мотивов. Здание — прямоугольное. Фасады отделывались зигерсдорфским кирпичом, как и храм. По схеме — это “восьмерик на четверике”. Купол имеет 16-тискатное ребристое покрытие.
Главный фасад смотрит на канал Грибоедова. Его колонки выполнены из эстляндского мрамора. Боковые стороны поддерживают столбы, в их углублениях видны глазурованные изразцы. Основной вход выделяют удвоенные колонны, над ним — кокошник-фронтон, по центру — икона из мозаики “Спас нерукотворный”. Наверху — окольцованная Христова монограмма.
История ризницы
Помимо икон здесь содержали каменные образцы от Голгофы, из пещер — Вифлеемской и Гефсиманской, в том числе, крест с частичками от Живоносного Гроба. Святое строение служило в качестве музейного здания, где можно было увидеть чертежи и эскизы, образцы камней и других материалов, которые использовали зодчие в отделке. Его посещали все желающие.
Поскольку в 30-е прошлого века ризница эксплуатировалась неподобным образом, интерьер и часть декора фасадов утратились. Навершием стал шпиль вместо христограммы. К счастью, во время реставрации здания в начале 70-х советской эпохи ее возродили там, где она и была изначально. Тогда Спас-на-Крови и ризницу официально объявили музеем державной значимости, который отдали в ведение Исаакиевского собора.
За 4 года до конца прошлого столетия и тысячелетия пост-советские специалисты восстановили икону, выполненную из мозаики и украшающую венец ризничного входа. В 5-ом году нашего века возродили по крупицам архивных материалов венчающую купол хризму.
Экспозиционное пространство
В 2013 году в часовне-ризнице открыли Музей камня, 1-ая и главная часть которого посвящена одноименному герою-материалу, определившему его название и принимавшему активнейшее участие в строительстве и обустройстве Спаса и Исаакия.
Для всеобщего обозрения выставлен мрамор отечественного и итальянского происхождения, имеются тут наши яшмы и порфиры, серпентинит и малахит, а также прочие цветные поделочные камни. Вызывают неподдельный восторг у гостей выставки декоративно-прикладные изделия, выполненные из этих ценнейших ископаемых.
Следующая часть — янтарная. Никого не оставляют равнодушным 6 янтарных икон, а особенно модель Исаакиевского собора, выполненная в масштабе 1:200 из янтаря, дело золотых рук современного большого мастера Александра Крылова. Немалую ценность представляют изделия из Исаакия — печати с резьбой, плакетки и пресс-папье техники флорентийской мозаики.
Центр занимает реставрационный материал. Ценный декор Царских врат был подвергнут разрушению в советские 20-е. Для восстановления художником-экспертом Ларисой Соломниковой была разработана уникальнейшая методика. На выставке представлены исторические фрагменты и фотоматериалы, сделанные во время проведения этих работ.
В экспозиции имеются творения мозаичиста Игоря Лаврененко. Он провел огромнейшую работу по возрождению на фланкирующих столбиках Царских врат — изображений афонских святых. Здесь можно также увидеть возрожденные интерьеры наружных дверных полотен. Восстановлением входа с юго-запада занимался реставратор высшей категории Сергей Смирнов.
В целом, музей самобытен, и интересен и взрослым, и детям. К тому же, тут можно почерпнуть много информации из славной истории Храма Воскресения Христова и родного города.
Часовня музей спаса на крови
История создания Спаса на Крови
В самом центре Петербурга, на набережной канала Грибоедова, привлекает внимание своим нарядным, многоцветным обликом храм Воскресения Христова (Спас на Крови). Построенный на месте, где 1 марта 1881 года был смертельно ранен император Александр II, собор является мемориалом Царю-Освободителю.
Будучи одним из выдающихся государственных деятелей России, Александр II провел в стране масштабные преобразования, главным из которых стала отмена крепостного права. Эпоха реформ – это всегда время коренной ломки существующих политических и социальных устоев, время болезненных перемен, неизбежно влекущее за собой рост революционных настроений. На жизнь императора было совершено множество покушений, часть из которых подготовила террористическая организация «Народная воля».
Покушение 1 марта 1881 года народовольцы готовили долго и тщательно. Было известно, что по воскресеньям Государь обычно присутствует на разводе караула в Михайловском манеже. Воскресный первомартовский день не стал исключением. Как обычно, Александр II приехал в Манеж около 13:00. В этот день в разводе принимали участие лейб-гвардии Саперный и резервный пехотного полка батальоны, которые должны были заступать в караул Зимнего дворца. После церемонии Александр II вместе с братом великим князем Михаилом Николаевичем заехали в Михайловский дворец (нынешний Государственный Русский музей) к своей кузине, великой княгине Екатерине Михайловне.
После этого визита царь в сопровождении свиты выехал по Инженерной улице на Екатерининский канал, и его кортеж направился в сторону Дворцовой площади.
Место смертельного ранения императора сразу же приобрело особое, сакральное значение. Уже вечером 1 марта этот участок был огорожен деревянным забором, рядом с которым выставили часового.
Через день состоялось чрезвычайное заседание Городской Думы. Депутаты обратились к Александру III с просьбой увековечить память погибшего царя и установить на месте его смертельного ранения памятник или часовню. Император, одобрив саму идею, пожелал возвести на этом месте храм.
Уникальные факты о Спасе на Крови в Санкт-Петербурге — легенды и мифы о храме
Спас на Крови — православный храм, полное название которого — Собор Воскресения Христова, расположен в историческом центре Санкт-Петербурга, на набережной канала Грибоедова. Рядом находится один из самых известных парков Северной столицы — Михайловский сад, от которого храм Спаса на Крови отделяет ограда.
Также поблизости расположена одна из центральных площадей города на Неве — Конюшенная, получившая своё название по Императорскому конюшенному двору Екатерины I — российской царствующей государыни, второй жены Петра I, матери императрицы Елизаветы Петровны.
Сегодня Спас на Крови ещё и музей, который входит в состав музейного комплекса «Государственный музей-памятник „Исаакиевский собор». Храм имеет непростую историю, немало уникальных фактов, а также легенд и мифов. Обо всё этом мы и расскажем ниже.
Название храма Спаса на Крови
Своё название храм получил от места, на котором был возведён. Тут 13 марта 1881 года было совершено покушение на Александра II, в результате чего император был ранен и вскоре скончался. Слова «на Крови» в названии собора указывают на кровь царя.
Стиль и облик Собора Воскресения Христова
Храм Спаса на Крови возводился в русском стиле. По оценкам специалистов, он несколько повторяет стиль Собора Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, более известному как Храм Василия Блаженного в Москве. Архитектурными ориентирами собора стали соборы Москвы и Ярославля XVI—XVII веков.
Часовня до храма Спаса на Крови
На месте современного храма Спаса на Крови и где был смертельно ранен император Александр II, сразу же после его кончины и до начала строительства Спаса на Крови, располагалась часовня. Решение о её возведении возникло уже на следующий день после гибели царя.
Предложение о строительстве часовни было утверждено на чрезвычайном заседании Городской думы. Святыня возводилась на средства купцов Громова и Милитина, последний из которых стал старостой (ведал хозяйством).
Часовню освятили 29 апреля 1881 года. Она находилась тут до 1833 года, потом её перенесли на Конюшенную площадь, а затем через 9 лет она была полностью разобрана.
Первые проекты и архитекторы собора
Собор начали строить по приказу сына Александра II — императора Александра III. Был объявлен конкурс на лучший проект. В нём приняли участие авторы 26 работ, из которых было отобрано 8 лучших. Победил проект А. Тимошко под названием Отцу Отечества». Работа предполагала возведение собора в русско-византийском стиле.
Второе место занял проект академиков И. Китнера и А. Гуна под названием «1 марта 1881 года». Дело в том, что день убийства царя 13 марта — это по новому стилю, а 1 марта — по старому. На третьем месте оказался проект Л. Бенуа, автора часовни, которая находилась на этом же месте.
Однако, ни один из отобранных проектов не был одобрен Александром III. Было вынесено решение о проведении 2-го конкурса. На него представили авторы 31 проект. И эти работы отклонил глава государства. Провели 3-й конкурс, на котором победил проект архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева).
Стоит заметить, что и этот проект был одобрен с условием его дальнейшей доработки. Одобрение первоначального проекта состоялось летом 1883 года, а его окончательный вариант был утверждён только в мае 1887 года.
Для архитектора Альфреда Парланда Спас на Крови стал самой известной работой. Настоятель Троицко-Сергиевой пустыни архимандрит Игнатий (Малышев) со временем отошёл от строительства храма, в результате чего собор оказался воздвигнутым всецело по проекту Парланда.
Возведение Спаса на Крови и ризницы
Храм Спаса на Крови был сооружён как памятник царю-мученику на средства, собранные по всей России. Храм-мемориал возвели в качестве искупительной жертвы всего народа за мученическую кончину царя-освободителя. Его строили на добровольные пожертвования, всем миром.
Строительство велось в течение 24 лет и обошлось в 4,6 млн рублей. Начавшиеся в 1883 году строительные работы были завершены только в 1907-м. 19 августа того года, в день Преображения Господня, известный также как Второй Спас, храм был освящён митрополитом Антонием (Вадковским) в присутствии императора Николая II и членов императорской семьи.
В следующем 1908 году рядом с храмом была освящена Часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери. Её основным предназначением стало использование для хранения икон и других даров, которые были преподнесены в память о кончине Александра II.
Новшества Собора Воскресения Христова
Собор Воскресения Христова на Крови возводили с применением новых технологий строительства. Здание было полностью электрифицировано: в нём располагалось почти 1700 электроламп.
Вход в храм Спаса на Крови по пропускам
Интересен и тот факт, что Спас на Крови не являлся приходским храмом. Собор находился на государственном содержании, в ведении Министерства внутренних дел. В храме не предусматривались массовые посещения, хотя он мог вмещать много (до 1600) прихожан. В императорской России вход в храм Спаса на Крови в Петербурге осуществлялся только по пропускам.
Собор хотели разобрать при СССР
С приходом советской власти, в 1920 году, храм стал приходским. В 1922-1930 годах Спас на Крови был и собором Петроградской автокефалии, и обновленческим, и кафедральным собором «староцерковной» («тихоновской») Петроградской епархии, и центром иосифлянства в Ленинграде.
30 октября 1930 года храм Спаса на Крови закрыли, через год было принято решение о разборке здания. К счастью, сроки этой процедуры обозначены не были. Так собор Воскресения Христова простоял до начала Великой Отечественной войны.
Спас на Крови во время и после войны
В годы блокады Ленинграда Спас на Крови выполнял функцию морга. В него свозили тела погибших горожан. Как ни странно, после Великой Отечественной войны в храме разместили склад декораций Малого оперного театра.
Собор Воскресения Христова под охраной
В 1968 гожу Спас на Крови передали под охрану Государственной инспекции по охране памятников. Через 2 года было принято решение об организации здесь филиала музея «Исаакиевский собор», каковым он является и сегодня.
Новейшая история храма Спаса на Крови
Спас на Крови открылся для первых прихожан в августе 1997 года, а 23 мая 2004 года в нём отслужили первую после нескольких десятков лет перерыва Литургию. В январе 2014 года здесь зарегистрировали приход храма.
Красота, архитектура и размеры Спаса на Крови
Красота храма Спаса на Крови покоряет сердца туристов, которые увидев его однажды, остаются в неописуемом восторге до следующего посещения города на Неве. Их рассказы о храме дома близким и знакомым людям создают эффект сарафанного радио.
Популярность собора с годами не то, что не проходит, а неизменно растёт. Посмотреть на Спас на Крови едут со всех уголков России и мира. Причём, полюбоваться собором можно как снаружи, так и внутри. Композиционный центр здания представляет собой четверик, увенчанный 5-ю куполами. Кроме того, Спас на Крови имеет ещё 4 главы.
Храм представляет собой асимметричную группу, увенчанную 5-ю куполами, часть из них имеет позолоченное покрытие, а часть — эмалевое. Центральной глава храма является шатёр, высота которого достигает 81 метр.
Мозаика храма — одна из крупнейших коллекций в Европе
С внешней стороны на стены храма нанесены надписи о достижениях России во время правления императора Александра II. В оформлении Спаса на Крови зодчие использовали различный отделочный материал: кирпич, мрамор и гранит, а также эмали, позолоченную медь и мозаику.
Во внутреннем убранстве храма особенно много мозаики, общая площадь которой 7065 квадратных метров. Её создавали в мастерской русского художника-мозаичиста Владимира Фролова. Работы выполнялись по эскизам более 30 художников, среди которых были такие, как В. М. Васнецов, Ф. С. Журавлёв, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, В. В. Беляев, Н. Н. Харламов и др.
Сегодня мозаичная экспозиция Спаса на Крови представляет собой одну из крупнейших коллекций подобного рода во всей Европе.
Сень в храме Спаса на Крови
В западной части храма Спаса на Крови, устроена сень над местом смертельного ранения императора Александра II. Под ней сохранена часть мостовой и ограждение набережной канала, обагрённые кровью Царя-Мученика. Над сенью находится колокольня с большим золотым куполом.
Часовня-ризница при соборе Воскресения Христова
При посещении Собора Воскресения Христова на Крови отдельного внимания заслуживает часовня-ризница — памятник истории и культуры федерального значения. В ней часто проводятся выставки.
Сооружение имеет прямоугольную форму, увенчанную большим куполом. На его вершине находится хризма — монограмма имени Иисуса Христа. Она выполнена в виде греческих букв «хи», «ро», «альфы» и «омеги», вписанных в круг. Украшениями здания являются изразцы и мозаичные иконы.
Уникальная история с отголосками войны
Спас на Крови — ПАМЯТНИК русской истории и архитектуры, МУЗЕЙ отечественного зодчества и искусства
Храм во имя Воскресения Христова все знают в мире по большей мере как Спас на Крови. Так величают собор в народе по причине того, что его возвели над местом трагической гибели Александра Второго. Это случилось в марте 1881 года на набережной тогда еще Екатерининского канала, ныне канала Грибоедова, когда царский экипаж направлялся в Зимний дворец. Внезапно его движение было остановлено взрывом снаряда, отчего произошло повреждение задней стенки кареты, но сам государь не пострадал.
Страшная трагедия стала поводом к возведению соборного памятника, в знак искреннего раскаяния людей за убийство своего царя-батюшки, отца и кормильца, великого императора-реформатора, сына Родины и патриота, который всем сердцем любил свой народ и, безусловно, всю Россию. Средства на возведение храма собирали всем миром. Его закладка состоялась по указу сына императора Александра II — Александра III, строили его 24 года — с 1883 по 1907 гг. Главным архитектором был назначен Альфред Парланд.
Сегодня посетители могут отметить «русский стиль» собора, что делает его схожим с собором Василия Блаженного в столице. Однако Храм во имя Воскресения Христова отличается своими изысками. Архитектура насыщена собственным колоритом, по-своему уникален храм и во внутреннем убранстве. Об этом можно будет судить, изучив весь материал о Спасе-на-Крови. Что мы и предлагаем уважаемым читателям, собрав все статьи о соборе ниже.