часовой колокол ипатьевского монастыря

Кострома. Троицкий Ипатьевский монастырь. Звонница.

Карта и ближайшие объекты

часовой колокол ипатьевского монастыря. Смотреть фото часовой колокол ипатьевского монастыря. Смотреть картинку часовой колокол ипатьевского монастыря. Картинка про часовой колокол ипатьевского монастыря. Фото часовой колокол ипатьевского монастыря

Статьи

Звонница — высотная доминанта монастырского комплекса. Оригинальное по своему облику сооружение, отражающее архитектурную стилистику двух эпох — рубежа XVI-XVII в. и середины XVII в. — в наибольшей степени сохранило черты раннего “годуновского” этапа строительства монастыря. В XVII в. на звоннице и колокольне было 19 колоколов, самый крупный из которых (вклад бояр А.Н. Годунова и В.И. Стрешнева), в 600 пудов, был отлит в 1647 г. государевым мастером Данилой Матвеевым. В 1649 г. в южном пролете звонницы были установлены часы. Композиция памятника строится из двух разновременных частей, каждая из которых имеет собственную ритмику и систему декоративного убранства фасадов. Звонница 1604 г. представляет собой продолговатый объем, вытянутый по оси север-юг. Он завершен уплощенной тесовой кровлей, сменившей первоначальное завершение тремя шатрами. Объем расчленен профилированными карнизами на три яруса, неравные по высоте (верхний более низкий). Стены двух верхних ярусов прорезаны тремя сквозными арками (южный пролет во втором ярусе был заложен во время ремонта в 1758-1760 гг.). Конструкция звонницы была приспособлена для звона с земли, а не с площадок на ярусах. О сквозных арочных проемах, существовавших и в нижнем ярусе и заложенных в те же годы, напоминают выявленные профилировкой полуциркульные архивольты и три горизонтальные прерывающиеся полочки, как бы определяющие местоположение опор.

С юга (со стороны собора) к звоннице примыкает двухъярусная арочная галерея в русском стиле с широкой лестницей посередине. Пристроенная в 1852 г. по проекту арх. Н.А. Попова, она сменила первоначальную деревянную площадку, на которой размещались звонари. Фасадные плоскости галереи декорированы кубышками (в нижнем ярусе), филенчатыми лопатками, валиковыми архивольтами и карнизами с поребриком (во втором ярусе); живописность силуэту придают килевидные кокошнички по оси лопаток и над аркой центрального входа. Южная торцовая стена звонницы укреплена контрфорсом. Внутри пространство нижнего яруса разделено на два этажа, в каждом из которых находятся по три небольших складских помещения, перекрытых коробовыми сводами.

Колокольня 1646 г., примыкающая к северному торцу звонницы, имеет вид четырехъярусной башни, на которую водружен восьмигранный шатер, крытый зеленой поливной черепицей и увенчанный маленькой главкой. Трапециевидная в плане, она значительно шире звонницы, что позволяет ей активно влиять на объемную композицию всего сооружения. Нижний ярус колокольни прорезан крупной проездной аркой, верхний — арками звона (по одной на грань), колокола помещены также в открытом арочном основании шатра. Высокий профилированный цоколь звонницы имеет значительное расширение книзу, зрительно утяжеляя основание сооружения. Границы ярусов фиксированы многообломными карнизами, между 3-м и 4-м (в основании арок звона) дополненными широким поясом, декорированным ширинками. Углы объема в нижнем ярусе подчеркнуты блоками руста, а в верхних — сдвоенными полуколоннами. Аналогичные полуколонны помещены также по центрам верхних ярусов. Глухие плоскости стен в средних ярусах прорезаны сближенными между собой окнами: в 3-м — обращенными в сторону собора и заключенными в нарядные колончатые наличники с килевидными фронтонами, во 2-м ярусе — небольшими арочными, без наличников, выходящими на противоположный фасад. Этими проемами освещаются небольшие помещения с выходами на звонницу, перекрытые коробовым сводом. Оригинальной конструктивной особенностью колокольни является наличие в толще стены вертикальной шахты с отдельным входом с запада — по разным версиям, это пространство предназначалось для часовых гирь или веревок, раскачивающих язык большого колокола.

Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь довольно хорошо изучен исследователями. О нём было издано множество статей и монографий. Значительная часть работ посвящена Троицкому собору (1650-1652 г.г.) – главному храму монастыря. О звоннице, находящейся к югу от храма, в публикациях приводятся разнящиеся друг от друга сведения. Еще более противоречивые и неполные данные можно найти о древнем колокольном подборе звонницы.

Колокола звучали в обители примерно с середины XVI века. Во всяком случае, уже в 1559 г. над келарскими кельями в южной части монастыря возвышалась деревянная «колоколница». В 1586-1590 г.г. над уже каменными келарскими кельями была устроена «колоколница каменная с круглым верхом». Сведений о колокольном подборе первой монастырской звонницы пока не найдено, хотя просуществовала она довольно долго. В 1763-1764 г.г. её вместе с келарскими и братскими кельями перестроили, а в 1812 г. и вовсе разобрали.

Существующую сейчас звонницу возвели в 1603 г. (или 1604-1605 г.г.) примерно в десяти метрах (шести саженях) от Троицкого собора. К этому времени относится так называемая «годуновская» часть звонницы. Название это произошло от имени донаторов: знатного боярина Дмитрия Ивановича Годунова, дяди Бориса Федоровича Годунова, и самого Бориса Годунова – будущего царя, а в то время конюшенного боярина, на вклады которых велось строительство. Описание этой части звонницы практически одинаково у большинства исследователей. Размеры ее таковы: «колокольня одиннадцать саженей в длину, в ширину три с половиной сажени, а в вышину семнадцать саженей и полтора аршина». Если исходить из того, что по данным реставраторов высота звонницы немного более 30 м, то получается, что авторы XIX века имели в виду «маховую» или «народную» сажень – примерно 1,7 м. Таким образом, при высоте 32-33 м звонница имела около 19-20 м в длину и совсем небольшую ширину: 5-6 м.

По своей архитектуре звонница представляет собой трехъярусное сооружение «палатного» типа с арками для колоколов во втором и третьем ярусе. Первый ярус, по всей вероятности, использовался для хозяйственных нужд. Во втором ярусе находился часовой механизм, а третий был предназначен для звона. С одного яруса на другой можно было попасть по внутренним лестницам. Исследователи разного времени подбирали для звонницы разные аналоги. В работах называют два примера: звонница села Большие Вязёмы (1598 г.) как аналог многопролетной постройки; и, совсем уже неожиданно – звонница Успенского собора в Ростове Великом (1680-е г.г.), что более чем странно, т.к. «аналогом» для ипатьевской звонницы она быть никак не может, учитывая гораздо более позднее время возведения.

Нынешняя монастырская колокольня существует уже более 300 лет. Но это не та звонница, которая была построена Захариею Четом при основании Ипатьевского монастыря и которая была первоначально деревянная, а потом уже, быть может, самим Четом или его потомками заменена каменною. Звонница, построенная Четом, находилась на юго-западе от прежней Богородицкой церкви, над каменными двуэтажными келарскими и братскими кельями. В 1763-1764 г.г. она вместе с указанными кельями преосвященным Дамаскиным была перестроена, а в 1821 г., вследствие оказавшихся в ней расселин, вместе с кельями была разобрана, а годный материал употреблен на строившийся тогда архиерейский дом.

Существующая ныне колокольня построена в 1603 г. вблизи прежде бывшей над келарскими кельями звонницы на средства Д.И. Годунова и имеет в длину 11 саж., в ширину 31/2 саж. и в вышину 17 саж. и 11/2 арш. Построена она по образцу соборной колокольни г. Ростова Ярославского, только меньших сравнительно размеров, в виде галлереи, с тремя сводами, из которых под нижними двумя находятся разные кладовые помещения, а под самым верхним, в четырех сводчатых пролетах (слухах), находящихся в параллельных стенах, помещены колокола. Над северным бо`льшим из пролетов, имеющим вид четыреугольной башни и возвышающимся над остальными частями здания, сделан высокий шатровый каменный верх, впоследствии увеличенный в высоту и покрытый жестию. В этой башне доселе сохранились некоторые части механизма старинных боевых часов, отличавшихся оригинальным устройством и принадлежавших, по-видимому, к тому типу часов, что на Новгородской Евфимиевской башне. Судя по надписи на сохранившемся от этих часов боевом колоколе, необходимо думать, что они устроены в 1659 г. на средства Д.И. Годунова. С западной стороны к колокольне приделана каменная терраса, крытая железом, на которую с земли устроена каменная же лестница с железными перилами.

Преосвященный Дамаскин (1758-1769) предполагал было совсем разобрать эту колокольню в виду ее ветхости и вместо нее построить новую и с этою целию ходатайствовал пред Государственною Коллегиею Экономии о назначении для указанной нужды девяти тысяч рублей. Но его преемник, епископ Симон Лагов нашел возможным в данном случае ограничиться лишь небольшими исправлениями на монастырские средства (400 р.), что и исполнил, не прибегая к ломке здания, причем верх колокольни покрыл зеленою черепицею, главу построил каменную и покрыл ее белым железом. В это время число колоколов на колокольне было 18 и, кроме того, особый колокол при боевых часах. При этом нелишне заметить, что в 1699-1700 г.г. значительная часть монастырских колоколов вместе с медными котлами, ружьями и пищалями, по распоряжению правительства, была отправлена в Москву для ратного дела. В таком виде находилась колокольня до соединения ее каменными переходами в 1877 г. с соборами Рождественским и Троицким, а чрез последний и архиерейским домом, обращенным к р. Костроме.

В 1852 г. при преосвященном Леониде Зарецком конусообразный верх башни на колокольне сделан выше прежнего и покрыт белой жестью в коробку, с вызолоченными чрез огонь яблоком и высоким крестом.

При ремонте в 1912 г. шатровый верх колокольни вместо железа покрыт зеленой черепицей, и открытием некоторых окон и арки по возможности восстановлен прежний вид колокольни, значительно измененный разными позднейшими переделками этого здания и пристройкою к нему.

Источник

Звонница Ипатьевского монастыря

Фото и описание

Главным храмом Ипатьевского монастыря является Троицкий собор. К югу от храма расположена звонница, колокола которой звучали в монастыре с середины 16 века.

В 1586-1590 гг. устроили каменную звонницу с круглым верхом. Сведений о колоколах первой монастырской звонницы не обнаружено, несмотря на то, что она просуществовала довольно долго. В 1763-1764 гг. она вместе с братскими и келарскими кельями была перестроена, а в 1812 г. была разобрана. Звонница, которая дошла до нашего времени, была возведена в 1603 г. в десятке метров от Троицкого собора. Высота ее составляла около 30 м, длина – 19-20 м, ширина – 5-6 м.

Звонница Ипатьевского монастыря – это трехъярусное сооружение во втором и третьем ярусах с арками для колоколов. Первый ярус, скорее всего, использовался для хозяйственных целей. Во втором ярусе располагался часовой механизм, на третьем располагались звоны. С одного яруса на другой вели внутренние лестницы.

Предположительно, появление такого типа звонницы в русском храмовом зодчестве связано с переходом от очепного способа звона или раскачивания колоколов к звону «в языки». Для нового способа вытянутая конструкция сооружения была довольно удобна.

В середине 17 в. к звоннице был пристроен еще один пролет в форме башни, имевшей один ярус звона и три глухих нижних яруса. В нижнем ярусе был сквозной проход, а второй и третий использовали для хозяйственных нужд. На третьем ярусе должен был располагаться новый большой колокол-благовестник. Сооружение венчал небольших размеров восьмигранный шатер.

Самый ранний колокол звонницы, который существовал здесь вплоть до 20-х гг. 20 в. датируется 1561 г., его отлили еще до строительства каменной звонницы. Во второй половине 17 в. в подбор колоколов звонницы входили 18 колоколов. Во время Северной войны четверть веса колоколов отдали на военные нужды.

Длительное время самым тяжелым колоколом звонницы был благовестник, имевший вес 172 пуда, который был отлит на средства боярина И.И. Годунова в 1603 г. в память о своем отце, Иване Васильевиче. Мастер, отливший колокол – Богдан Васильев. В 1894 г. из-за трещины колокол был перелит с добавлением веса. Переливка выполнялась мастерами колокололитейного завода Забенкина Серапиона Ивановича Костромы. Колокол, весящий 104 пуда 25 фунтов, из-за трещины также был перелит в 1812 г. Часовой колокол, весящий 68 пудов, датируется периодом между 1596 и 1606 гг. Отливал его мастер Федор Васильев на средства боярина Д.И. Годунова. Интерес представляет колокол, отлитый в 1647 г. по повелению стольника А.Н. Годунова и его дяди В.И. Стрешнева в честь родителей А.Н. Годунова. Колокол отливали Данила Матвеев с сыном Емельяном Даниловым.

Звонница Ипатьевского монастыря от времени пострадала незначительно. В 1758-1759 гг. по причине ее ветхости преосвященный Дамаскин хотел разобрать ее и построить другую, но преосвященный Симон Лагов, ее преемник, сохранил старинное сооружение. В 1772 году над пролетами 1649 года был возведен новый шатер. Нижние ярусы звонницы сделали более удобными, в них были заложены открытые пролеты. С западной стороны по проекту архитектора А.П. Попова к звоннице была пристроена двухэтажная галерея в виде открытой аркады. В 1852 году над шатром 1772 года установили новый, покрытый мелкими чешуйками белой жести.

В то же время были расписаны «итальянским художеством» наружные стены звонницы. Но в 1912 г. эта роспись была признана не соответствующей традициям древней архитектуры, она была удалена. В 1877 г. звонница была соединена каменными переходами с Троицким собором и Рождественским храмом.

Самый значительный урон архитектуре монастыря был нанесен в 1919-1930 гг. После того, как обитель упразднили, богослужения в Троицком соборе продолжались до 1922 г. В храме Рождества Богородицы был устроен антирелигиозный музей, в других монастырских помещениях разместились помещения для жилья рабочих пос. «Текстильщица». В 1930 г. было решено снести монастырь, но этого не произошло – был снесен лишь храм Рождества Богородицы.

Сегодня на монастырской звоннице расположены колокола, которые были доставлены сюда в 1956 г. из села Малое Анфимово. Один из старинных колоколов звонницы Ипатьевского монастыря все-таки уцелел и находится на колокольне храма в честь Иоанна Златоуста в Костроме.

Источник

Разворот в будущее. Ипатьевский монастырь, Костром

На фото автора: вид на Ипатьевский монастырь с места впадения р. Костромы в р.Волгу; Троицкий собор Ипатьевского монастыря; палаты царя Михаила Фёдоровича Романова в Ипатьевском монастыре; часовой колокол, отлитый на средства от вклада дяди Б. Годунова, Д.И Годунова. Ипатьевский монастырь, Кострома.

Так уж случилось, что последним пунктом нашего пребывания на Золотом кольце России стала Кострома. Города, где произошёл разворот событий Смутного времени в будущее. Где 14 марта 1613 года был совершён обряд призвания на царство Михаила Романова, положивший конец Смутному времени.

Как только польско-литовским правителям стало известно о том, что Земским Собором Москвы зимой 1613 года Михаил Романов был признан царём Всея Руси, отряд поляков отправился в деревню Домнино, что в 70 верстах от Костромы. Вотчину дворян Шестовых.

К коим принадлежала мать Михаила Романова. И где вместе с нею скрывался Михаил Романов, двоюродный племянник сына Ивана Грозного, Фёдора Ивановича. Принадлежавший к московской ветви Рюриковичей.

Следует сказать, что многие Рюриковичи были сосланы в Сибирь во времена Смуты. Но к 1613 году оставшимся в живых было разрешено вернуться.

Сегодня на старой площади Костромы национальному герою Ивану Сусанину установлен памятник.

Из Углича наш путь пролегал в Ярославль по дороге областного значения. Федеральная трасса проходит через Ростов Великий.

Около ста км дороги до Ярославля пролетели незаметно. Радовало и качество трёхполосной дороги, по которой можно было катить «на все 100», и разметка с обгонными полосами, что позволяло маневрировать на трудных участках.

За полтора часа доехали до Ярославля. Время поджимало нас, поэтому на посещение Ярославского кремля, чисто обзорную экскурсию, отводилось около часа. Обогнув кремлёвскую стену вдоль Которосльной набережной, вышли к Революционной улице.

Удивляться не приходится: время революции 1917 года наложило свой отпечаток на всё. И кафе с названием «Рога и копыта», где мы отобедали рядом с группой десантников, отмечавших уже отшумевший праздник «День Десантных войск», видимо, тоже из «той оперы».

Пока ждали обед, обменялись впечатлениями о самом городе и Ярославском кремле, о событиях, которые происходили здесь за прошедшие столетия. И вот какой вывод напрашивался.

Это хорошо, что у нас у всех есть общее прошлое. У широколицего донского казака с чубом в тельняшке десантника, у простого ярославского парня, что громче всех вспоминал о своём боевом прошлом, связывая слова отборным матом, у молодого голубоглазого десантника, который без конца отходил от шумной компании, чтобы позвонить только что родившей жене.

Кто знает, как бы сложилась судьба России, окажись на месте избранного Земским Собором Михаила Романова английский монарх Яков 1 Стюарт, сын Марии Стюарт. Находящийся в родстве с дворянским родом Романовых.

А ведь такая кандидатура в Земском соборе обсуждалась! И бояре с дворянами были сторонники именно этой кандидатуры. Но приграничное казачество, находившееся на хлебном довольствии царя Всея Руси, понимало, что может лишиться этого довольствия. И тогда англичане будут продавать русский хлеб по всему миру. Что останется им?

Трудно сказать, что повлияло на окончательный вариант выбора Земского собора. Но решение было принято, и 11 июля 1613 года стало днём торжественного венчания 16-летнего Михаила Романова на царство.

Времена смуты уходили в прошлое, но сразу после польской интервенции и войны со шведами поднять с колен Россию не удалось. На это потребовалось время.

Только спустя несколько лет был вызволен из польского плена отец нового царя Михаила Романова, Филарет, ставший впоследствии митрополитом Московским и Всея Руси. Опытный политик и верный служитель Бога и России, он взял в руки бразды правления Русским государством.

Территории России простёрлись до Тихого океана, а на всей территории установлена центральная власть, назначены воеводы и старосты на местах.

Я не историк, и не берусь приводить здесь все доводы «за» и «против».

Но тот обед в ярославском кафе с названием «Рога и копыта», под стать Революционной улице, заставил всё это вспомнить. И порадоваться, что эти русские земли и сегодня населены многонациональным народом. Который может себя называть русским.

Всю дорогу хотелось увидеть Волгу, вдоль которой мы ехали. Но трасса проходит немного южнее, и только указатели «влево» на дороге, так или иначе связанные с названием «Волга», давали понять, что здесь много баз отдыха и дачных товариществ.

К Костроме подъехали уже ближе к закату. К своему стыду, не знали, что сам город находится на левом берегу реки. Конечно, современный город уже разросся и по правому берегу. Но мы держали путь в старый центр, на левый берег. Назавтра планировали посетить Ипатьевский монастырь, обитель дома Романовых.

Ведь именно там, после попыток поляков уничтожить 16-летнего престолонаследника Михаила Романова в родовом имении в Домнино, скрывался он вместе с матерью.

Но, как говорится, мы полагаем, а кто-то располагает. Мост через Волгу был на ремонте, и в конце рабочего дня скопилась многокилометровая очередь. Поворачивать назад, к Москве, означало бы не увидеть то, к чему стремились, зачем ехали в такую даль. 340 км до Москвы по прямой.

Простояв в пробке почти два часа, мы не выдержали и рванули к цели по прилегающим улицам, в обход. На самом въезде на мост оказалось, что в поток машин вливаются ещё несколько потоков с параллельных улиц. Конец рабочего дня.

Вот и долгожданная цель, мост через Волгу! Здесь она широка, около двух км, потому уже считается Горьковским водохранилищем.

С моста увидели несколько указателей гостиниц, расположенных прямо на набережной. Именно этого и хотелось, побродить по Костромской набережной, ощутить себя в купеческом городе, где происходили события драмы Островского, переложенной в современной интерпретации на фильм «Жестокий романс».

«Золотой отель» принял нас доброжелательно. Что и говорить, постояльцев в конце лета не так много. После такого долгого ожидания встречи с Костромой и радушного приёма в ресторане отеля, уставшие, мы отправились спать. Из открытого окна в комнату вливался свежий волжский воздух.

Рано утром отправились на окраину города, в Ипатьевский монастырь. Памятуя о том, что мост на ремонте, а нам надо успеть до дома хотя бы к ночи.

Прямо по набережной Волги, через старый центр с пожарной каланчой и торговыми рядами, мимо памятника Ивану Сусанину, выехали к мосту, ведущему через реку Кострома.

С высокого моста открывается чудесный вид на белокаменный монастырь. Поразило только то, что находится он на самом краю полноводной реки. Муж отметил, что в те времена обители не строили так близко к воде, избегая подтопления.

И тут мы вспомнили, что уровень воды поднялся после строительства в 20-м веке на Волге гидроэлектростанций. Это предположение подтвердилось позже, при изучении книг, содержащих старые карты.

Раннее утро, колокола звонницы призывали прихожан на службу.

Пройдя через Северные ворота Ипатьевского монастыря, взгляд упирается в Троицкий собор. Тот самый, где состоялся обряд призвания на царство Михаила Романова.

До этого момента шли долгие переговоры между епископатом и матерью несовершеннолетнего Михаила. Отец Филарет находился ещё в польском плену.

Не хотела она своему сыну такой участи, взвалить ответственность на хрупкие плечи сына за судьбы России в такое неспокойное время. Но духовенству удалось уговорить её пойти на жертву. Именно здесь всё и свершилось.

Сегодня часть зданий монастыря относится к музею, а часть принадлежит мужской обители. Везде чисто, уютно, много растительности. Даже трудно представить, какие непростые времена он пережил! Не говоря о временах Смуты.

В начале 20-го века его вообще хотели закрыть. А церковную утварь и все ценные вещи перевезли в московские музеи. За всю историю монастыря колокола несколько раз переливались. И лишь в 21-м веке монастырь возродился снова, как обитель православия.

Так, принесённая в Кострому в 1613 году посольством Земского Собора, возвестившим боярину Михаилу Феодоровичу Романову о его избрании на всероссийский царский престол, икона Тихвинской Божьей Матери, и в 1619 году подаренная царем Михаилом Ипатьевской обители, на протяжении веков пребывавшая в иконостасе Троицкого собора монастыря, в 1919 году была изъята у церкви. И лишь в 2004 году возвращена монастырю.

Хочу напомнить, чем знаменательна эта икона. По своему типу она относится к Одигитрии-Путеводительнице, которая по преданию была написана евангелистом Лукой при жизни Богородицы. Тихвинская икона Божьей Матери является одним из наиболее чтимых списков. До 14 века она находилась в Константинополе, и примерно за 70 лет до разорения Константинополя турками, в 1384 году исчезла.

Согласно летописи, в этом же году появилась на Руси перед рыбаками на Ладожском озере. Икона появлялась по воздуху в семи местах как свидетельство ее чудотворной силы, и это было важно во времена, когда процесс христианизации Руси еще продолжался и Русский Север не был охвачен им в достаточной мере. Окончательно икона остановилась над рекой Тихвинкой, как бы указав место строительства храма. На этом месте и был выстроен Тихвинский Богородице-Успенский монастырь.

В те годы это воспринималось как перенесение чудотворной иконы из страны, утратившей благочестие, в новый удел Богородицы — в Святую Русь. Оставив при этом первый и второй Рим — Константинополь, и переместившись в третий Рим — Московское царство.

Икону стали воспринимать как подтверждение особого статуса России перед лицом Бога и, соответственно, как яркий символ Русского централизованного государства.

Ипатьевская икона списана с Тихвинской, предположительно митрополитом Московским Петром.

Вместе с чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери Ипатьевская икона ранее принимала участие в ежегодных общегородских крестных ходах из Успенского кафедрального собора к храму Спаса Нерукотворного на Запрудне.

Дальний потомок дома Романовых английский принц Кентский в 2006 году подарил монастырю средства на восстановление 500-пудового бронзового колокола, звон которого называют звоном «царя Михаила».

Всю дорогу домой ехали молча, в раздумьях.
Как мы, современные люди, мало знаем собственную историю. Как важно посещать такие места, где остро ощущаешь, какой ценой выстрадан каждый клочок земли русской. И как важно научиться это ценить и беречь!

Источник

Часовой колокол ипатьевского монастыря

Первоначальное устройство колокольни и последующие перемены. Старинные колокола на ней.

часовой колокол ипатьевского монастыря. Смотреть фото часовой колокол ипатьевского монастыря. Смотреть картинку часовой колокол ипатьевского монастыря. Картинка про часовой колокол ипатьевского монастыря. Фото часовой колокол ипатьевского монастыря

Прямо от северных монастырских ворот, параллельно паперти Троицкого собора, в 6 саженях от нее и в 2 саженях от Рождество-Богородицкой церкви находится монастырская колокольня, которая своей оригинальной для настоящего времени архитектурной формой не может не возбудить интереса в посетителе и не вызвать в нем желания познакомиться с ее прошлым.

[c. 50:] Нынешняя монастырская колокольня существует уже более 300 лет. Но это не та звонница, которая была построена Захариею Четом при основании Ипатьевского монастыря и которая была первоначально деревянная, а потом уже, быть может, самим Четом или его потомками заменена каменною. Звонница, построенная Четом, находилась на юго-западе от прежней Богородицкой церкви, над каменными двуэтажными келарскими и братскими кельями. В 1763—1764 годах она вместе с указанными кельями преосвященным Дамаскиным была перестроена, а в 1821 году, вследствие оказавшихся в ней расселин, вместе с кельями была разобрана, а годный материал употреблен на строившийся тогда архиерейский дом.

часовой колокол ипатьевского монастыря. Смотреть фото часовой колокол ипатьевского монастыря. Смотреть картинку часовой колокол ипатьевского монастыря. Картинка про часовой колокол ипатьевского монастыря. Фото часовой колокол ипатьевского монастыря

Существующая ныне колокольня построена в 1603 году вблизи прежде бывшей над келарскими кельями звонницы на средства Д. И. Годунова и имеет в длину 11 саж., в ширину 31/2 саж. и в вышину 17 саж. и 11/2 арш. Построена она по образцу соборной колокольни г. Ростова Ярославского, только меньших сравнительно размеров, в виде галлереи, с тремя сводами, из которых под нижними двумя находятся разные кладовые помещения, а под самым верхним, в четырех сводчатых пролетах (слухах), находящихся в параллельных стенах, помещены колокола. Над северным бо`льшим из пролетов, имеющим вид четыреугольной башни и возвышающимся над остальными частями здания, сделан высокий шатровый каменный верх, впоследствии увеличенный в высоту и покрытый жестию. В этой башне доселе сохранились некоторые части механизма старинных боевых часов, отличавшихся оригинальным устройством и принадлежавших, по-видимому, к тому типу часов, что на Новгородской Евфимиевской башне. Судя по надписи на сохранившемся от этих часов боевом колоколе, необходимо думать, что они устроены в 1659 году на средства Д. И. Годунова.

часовой колокол ипатьевского монастыря. Смотреть фото часовой колокол ипатьевского монастыря. Смотреть картинку часовой колокол ипатьевского монастыря. Картинка про часовой колокол ипатьевского монастыря. Фото часовой колокол ипатьевского монастыря

С западной стороны к колокольне приделана каменная [c. 51:] терраса, крытая железом, на которую с земли устроена каменная же лестница с железными перилами.

Преосвященный Дамаскин (1758—1769) предполагал было совсем разобрать эту колокольню в виду ее ветхости и вместо нее построить новую и с этою целию ходатайствовал пред Государственною Коллегиею Экономии о назначении для указанной нужды девяти тысяч рублей. Но его преемник, епископ Симон Лагов нашел возможным в данном случае ограничиться лишь небольшими исправлениями на монастырские средства (400 р.), что и исполнил, не прибегая к ломке здания, причем верх колокольни покрыл зеленою черепицею, главу построил каменную и покрыл ее белым железом. В это время число колоколов на колокольне было 18 и, кроме того, особый колокол при боевых часах. При этом нелишне заметить, что в 1699—1700 годах значительная часть монастырских колоколов вместе с медными котлами, ружьями и пищалями, по распоряжению правительства, была отправлена в Москву для ратного дела. В таком виде находилась колокольня до соединения ее каменными переходами в 1877 году с соборами Рождественским и Троицким, а чрез последний и архиерейским домом, обращенным к р. Костроме.

В 1852 году при преосвященном Леониде Зарецком конусообразный верх башни на колокольне сделан выше прежнего и покрыт белой жестью в коробку, с вызолоченными чрез огонь яблоком и высоким крестом.

При ремонте в 1912 году шатровый верх колокольни вместо железа покрыт зеленой черепицей, и открытием некоторых окон и арки по возможности восстановлен прежний вид колокольни, значительно измененный разными позднейшими переделками этого здания и пристройкою к нему.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *