частно методические принципы обучения русскому языку

Лекция 3. Общедидактические и частнометодические принципы обучения

1. Общедидактические принципы обучения

2. Принципы методики преподавания русского языка

1. Общедидактические принципы обучения. Различаются общедидактические принципы, рассматривае­мые как исходные положения любой частной методики, и принци­пы, на основе которых строится обучение русскому языку.

К общедидактическим относятся принципы 1) научности, 2) систе­матичности и последовательности в обучении, 3) преемственности, 4) перспективности, 5) доступности, 6) сознательности, 7) активности, 8) на­глядности, 9) связи теории с практикой, 10) прочности, 11) индивидуального подхода к учащимся, 12) мотивационный принцип.

Все перечисленные принципы, будучи взаимосвязанными и взаимообусловленными, реализуются применительно к методике преподавания русского языка и раскрываются на материале школьного курса.

1.1. Принцип научности предполагает достоверность излагаемых фактов, верное толкование сущности языковых явлений в соответ­ствии с логикой и понятиями лингвистической науки. В школь­ный курс русского языка включаются только общепризнанные с точки зрения современной лингвистической науки сведения, имеющие практическую значимость для обучения русскому языку. Так, в последние десятилетия в школьную программу по русскому языку введены сведения по стилистике, теории текста и др. Изуче­ние синтаксиса начинается с темы «Словосочетание», так как сло­восочетание служит «строительным материалом» для предложе­ния. Тем самым реализуется системный подход в изучении синтаксических единиц.

1.2. Принцип систематичности и последовательности. В соответствии с принципами систематичности и последователь­ности все языковые явления в школьной практике рассматривают­ся в целостной, единой системе, в их семантическом, грамматиче­ском и функциональном (коммуникативном) аспектах. Эти прин­ципы способствуют осознанному усвоению языковых еди­ниц. Так, морфология изучается на синтаксической основе, орфо­графия рассматривается на базе усвоения фонетики, словообразо­вания и морфологии. Материал расположен от простого к сложно­му с опорой на ранее изученное, что позволяет установить внут­ренние связи, зависимости между языковыми явлениями, систематизировать знания учащихся. Такую же цель преследует и порядок изучения разделов школьного курса русского языка. На­пример, в морфологии рассматриваются сначала знаменательные, а затем служебные части речи. Среди знаменательных школьники, как правило, знакомятся с именными частями речи (именами су­ществительными, прилагательными, числительными, местоиме­ниями) и их признаками, затем изучают глагол и его формы (при­частие и деепричастие) и, наконец, неизменяемые слова (наречие, категорию состояния).

1.3. Принцип преемственности. В решении теоретических и практических вопросов методики большую роль играет принцип преемственности, в основе которого — опора на изученный материал.

1.4. Принцип перспективности.Принцип преемственности неразрывно связан с принципом перспективности, предполагающим установление связей с материа­лом, который будет изучаться позже. Перспективность нацеливает учителя на то, чтобы он решал задачи не только одного конкретно­го урока по теме, но и предвидел, какие сведения будут необходи­мы школьникам при изучении следующих тем. Так, в ходе изуче­ния морфологии учащиеся знакомятся с синтаксической функци­ей знаменательных частей речи, что позволяет, с одной стороны, более полно представить грамматические признаки той или иной части речи, а с другой — подготавливает учащихся к осознанному усвоению синтаксической темы «Члены предложения и способы их выражения». Знакомство с сочетательными возможностями слов разных частей речи является подготовительным этапом к изу­чению темы «Словосочетание» в 8 классе.

1.5. Доступностьобучения предполагаетотбор языкового материала (понятий, терминов и т. д.) с учетом возрастных особенностей школьников, уровня их развития. Учителю следует помнить, что труднодоступный материал не воспринимается детьми, поэтому некоторые теоретические понятия вводятся в программу не сразу, а постепенно — по классам. Так изучаются, например, вопросы стилистики (общее понятие о разговорном, научном и художест­венном стилях речи — 5 класс, понятие об официально-деловом стиле речи — 6 класс, понятие о публицистическом стиле речи — 7 класс).

1.6. Принцип сознательностиоснован на единстве деятельности учи­теля (преподавания) и деятельности школьников (учения) и пред­полагает осознанное усвоение языкового материала.

1.7. Принцип активностипроявляется в учебной деятельности, при которой школьники усваивают знания путем наблюдения над язы­ковыми фактами, анализа языковых явлений, выполнения иссле­довательских, проблемных заданий и др. Степень познавательной активности учащихся зависит от разнообразия методов, приемов и форм работы учителя, который должен заботиться о заинтересо­ванности школьников учебным предметом, о прочности усвоения учебного материала.

1.8. Принцип наглядности.Одним из важнейших дидактических принципов является принцип наглядности.Еще Я.А.Коменский сформулировал это «золотое правило» дидактики. Согласно принципу наглядности, эффективность обучения зависит от степени участия разных орга­нов чувств при восприятии и усвоении учебного материала. На­глядные средства, вызывающие слуховые, зрительные, зрительно-слуховые ассоциации, образы, помогают учителю конкретизиро­вать многие отвлеченные понятия, от конкретных языковых фак­тов перейти к обобщению, правилу. Наглядные средства различаются:

• по характеру подачи материала (схемы, конкретные языковые единицы и их модели, словесные и изобразительные);

• по типу восприятия (слуховое, зрительное, зрительно-слухо­вое);

• по способу подачи материала (с использованием технических средств обучения и без них).

«Наглядным» материалом является и звучащая на уроке речь, сам язык, высокохудожественные тексты, используемые для на­блюдения над языковым явлением. В процессе обучения большое значение имеет наглядная запись на доске и в тетрадях (запись в столбик, распределение материала по колонкам, использование различных обозначений, подчеркиваний и т. д.).

1.9. Принцип связи теории с практикой.Особую актуальность этот принцип приобрел в настоящее время в связи с усилением практической направленности обучения. На уроках русского языка происходит не только усвоение теоретических по­нятий, терминов, но и формируются навыки речевой деятельности школьников: чтения, письма, составления связного высказывания в устной и письменной формах, т. е. происходит обучение исполь­зованию языковых единиц в речевой практике.

1.10. Принцип прочности усвоениязнаний определяет способность школьников свободно воспроизводить ранее изученный учебный материал и использовать его при выполнении практических зада­ний.

1.11. Учет индивидуального подхода к учащимся— это дидактический принцип, который предполагает знание учителем психологии школьного возраста, уровня развития, способностей каждого уче­ника. Учет индивидуальных особенностей школьников приводит к дифференциации заданий по степени трудности с использованием дополнительных видов работы для более способных учащихся.

1.12. Мотивационный принцип.Реализация мотивационного принципапредполагает ответ на воп­рос, как сохранить у школьников желание учиться. Ведь известно, что любая деятельность имеет внутреннюю мотивацию. Таким обра­зом, названный принцип — важный фактор успешного обучения, формирования устойчивого интереса школьников к учению.

Источник

Общедидактические принципы обучения и их реализация на уроках РЯ. Лингвистические принципы.

Научно-методические основы преподавания русского языка в начальных классах. Современный урок русского языка в начальных классах.

1. Цели и содержание обучения РЯ.Содержание и объем учебного предмета «Русский язык».

2. Общедидактические принципы обучения и их реализация на уроках РЯ. Лингвистические принципы.

3. Методы обучения языку.

4. Современный урок русского языка в начальных классах.

1. Цели и содержание обучения РЯ. Содержание и объем учебного предмета «Русский язык».

РЯ традиционно считается одним из основных учебных предметов в начальной школе. Это обусловлено рядом причин:

· язык является основой для формирования и развития интеллекта и речи детей;

· язык является посредником при изучении других школьных предметов;

· через тексты учебников, СМИ, речь учителя язык участвует в воспитании подрастающего поколения.

Вместе с тем РЯ является одним из самых трудных школьных предметов. РЯ как учебный предмет в начальной школе включает в себя три больших раздела:

· уроки обучения грамоте (1 класс);

· уроки литературного чтения.

ü формирование и развитие устной и письменной речи учащихся в сочетании с развитием мышления;

ü пополнение и развитие знаний через чтение и другие виды речевой деятельности на уроках и вне уроков;

ü эстетическое и нравственное воспитание учащихся.

Указанные цели являются долгосрочными. И достигнуты они могут быть через реализацию промежуточных целей, которые должны ставится и выполняться при обучении уч-ся РЯ.

ü обучение элементарному чтению и письму по-русски;

ü формирование каллиграфических навыков;

ü изучение языковых явлений (лексических, фонетических, словообразовательных, морфологических, синтаксических), а также формирование графических, орфографических и пунктуационных умений и навыков;

ü формирование основных речеведческих представлений и понятий (речь, виды речи, текст, структура текста, разновидности текста, литературные жанры, выразительные средства языка и т.д.);

ü совершенствование и развитие умения строить связные высказывания в устной и письменной форме в соответствии с речевыми нормами.

Все указанные цели взаимосвязаны и взаимообусловлены. 9СМ. Программу для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования с русским / белорусским языком обучения)

Общедидактические принципы обучения и их реализация на уроках РЯ. Лингвистические принципы.

Принцип (от лат. principium (основа, первоначало) – это основное, исходное положение какой-л. теории, учения, науки. В методической науке вырабатываемые принципы ориентируются на достижение целей обучения, указывают общее направление деятельности по достижению целей. Принципы обучения реализуются в учебной работе через содержание обучения (отбор учебного материала, необходимого для достижения целей обучения), а также через методы и приемы обучения.

В преподавании РЯ младшим школьникам используются как общедидактические, тек и специфические лингвистические принципы.Общедидактические принципы обучения:

· Принцип доступности обучения (в программы должен включаться языковой материал, доступный для усвоения мл. школьниками; цели обучения должны быть достижимыми; методы и приемы обучения должны соответствовать возрасту уч-ся, их потребностям и интересам).

· Принцип систематичности, последовательности, преемственности в обучении (изучать явления языка не в изолированном виде, а во взаимосвязи друг с другом, формировать у детей представление о системе языка и его функционировании в речи).

· Принцип практической направленности (проявляется в требовании изучать язык для речевого и интеллектуального развития детей, для обучения их практическому использованию языка в общении, в приобретении через язык знаний).

· Принцип научности обучения (опираться на новейшие достижения в области лингвистики, психолингвистики, литературоведения, методики обучения языку).

· Принцип наглядности преломляется в двух направлениях:

1) использование зрительной наглядности (предметных картинок, таблиц, схем, моделей, натуральных объектов и т.д.);

2) использование языковой наглядности (выразительно-изобразительного материала для того, чтобы помочь уч-ся «увидеть» изучаемое явление, осознать его свойства, признаки, функциональное назначение в речи).

Лингвистические принципы:

· Принцип развития мышления и речи учащихся в устной и письменной формах. Этот принцип является ведущим. Есть и другие, более частные лингвистические принципы, которые призваны углубить и конкретизировать ведущий. Рассмотрим эти принципы.

· Принцип обучения языку на коммуникативно-функциональной основе (принцип обязывает учитывать в процессе взаимосвязь языка, речи и мышления: нужно учить детей наблюдать, анализировать речь, выявлять и осмысливать языковые явления, формулировать это в виде обобщений, правил, а затем осознанно использовать их в своей речевой деятельности).

· Принцип развития чувства языка (Язык – сложное явление. Одних только слов ы в нем около полумиллиона. Заучить их просто невозможно. Кроме слов есть еще и морфемы, количество которых ограничено, а количество их комбинаций неисчислимо. Чтобы усвоить язык, надо уловить в нем закономерные связи элементов, систему языка. Развивать у детей языковое чутье очень трудно, нужно помочь ребенку почувствовать логику языка.

· Принцип развития выразительности речи. Выразительность речи – это не довесок к речи, а ее обязательное условие. Учитель должен обеспечить понимание детьми художественно, стилистической функции языковых единиц, показать способы выражения в речи чувств, эмоций, настроения говорящего. Очень большое значение имеет обучение учащихся выразительному чтению художественных текстов.

· Принцип формирования и развития интереса к языку. Интерес к языку формируется через возбуждение у детей интереса к отдельным ее сторонам: к звуку, букве, морфеме, слову, грамматике, орфографии, пунктуации. С этой целью используются игровые и занимательные формы работы, загадки, кроссворды и т.д.

Методы обучения языку

Метод –это путь к цели; это способ деятельности учителя и учащихся, направленной на достижение целей обучения; это способ реализации избранных учителем принципов обучения. Существует много классификаций методов обучения.

Общедидактические методы:

· Информационный метод (активно действует учитель, сообщая уч-ся знания в готовом виде. Дети запоминают получаемую учебную информацию).

· Проблемный метод (активно действует учитель, преподнося учебную информацию как проблему и объясняя ее решение. Дети овладевают культурой мышления учатся мыслить научными категориями).

· Информационно-репродуктивный метод (активно действуют ученики, воспроизводя полученные знания и осуществляя практическую учебную деятельность).

· Проблемно-репродуктивный метод (активно и вдумчиво действуют ученики, воспроизводя знания как осмысленную проблему, преподнесенную учителем. Дети не просто воспроизводят итоговое задание, вывод, но и объясняют по примеру учителя.

· Эвристический метод (активно действуют учитель и ученики. Учитель предлагает часть учебной задачи и предлагает ученикам самостоятельно решить оставшуюся часть).

· Исследовательский метод (активно действуют ученики, осуществляя исследовательскую деятельность, аналогичную деятельности ученого. Этот метод доступен уч-ся, если они раньше много работали в рамках эвристического и проблемного методов.

Чтобы достичь хороших результатов в работе по языку, мало опираться на общедидактические методы. Необходимо владеть лингвистическими методами.

· Метод языкового анализа, или метод наблюдения над языком. Этот метод предполагает организацию фонетического, звукобуквенного, лексического, морфемного, словообразовательного, морфологического, синтаксического, орфографического и пунктуационного анализа. В ходе анализа организуются наблюдения уч-ся над языковыми явлениями в составе др. языковых явлений. Цель – помочь детям обнаружить изучаемое явление, выявить и осмыслить его специфические признаки.

· Метод языкового синтеза, или языкового конструирования. Этот метод предполагает конструирование более крупных единиц из более мелких: слогов из звуков, слов из звуков, слов из слогов, слов из морфем, словосочетаний и предложений из слов. Цель – усовершенствовать знания и представления об изучаемых явлениях, выработать языковые умения и навыки.

· Метод анализа текстов. В частности, это относится к анализу использованной в тексте лексики (лексических средств выразительности). Цель – помочь уч-я выявлять и осмысливать структурные элементы текстов, особенности их содержания, определять виды текстов и т.д.

· Метод конструирования текстов. Предполагает обучать детей умению строить собственные связные высказывания.

Источник

Принципы обучения русскому языку

частно методические принципы обучения русскому языку. Смотреть фото частно методические принципы обучения русскому языку. Смотреть картинку частно методические принципы обучения русскому языку. Картинка про частно методические принципы обучения русскому языку. Фото частно методические принципы обучения русскому языку частно методические принципы обучения русскому языку. Смотреть фото частно методические принципы обучения русскому языку. Смотреть картинку частно методические принципы обучения русскому языку. Картинка про частно методические принципы обучения русскому языку. Фото частно методические принципы обучения русскому языку частно методические принципы обучения русскому языку. Смотреть фото частно методические принципы обучения русскому языку. Смотреть картинку частно методические принципы обучения русскому языку. Картинка про частно методические принципы обучения русскому языку. Фото частно методические принципы обучения русскому языку частно методические принципы обучения русскому языку. Смотреть фото частно методические принципы обучения русскому языку. Смотреть картинку частно методические принципы обучения русскому языку. Картинка про частно методические принципы обучения русскому языку. Фото частно методические принципы обучения русскому языку

частно методические принципы обучения русскому языку. Смотреть фото частно методические принципы обучения русскому языку. Смотреть картинку частно методические принципы обучения русскому языку. Картинка про частно методические принципы обучения русскому языку. Фото частно методические принципы обучения русскому языку

частно методические принципы обучения русскому языку. Смотреть фото частно методические принципы обучения русскому языку. Смотреть картинку частно методические принципы обучения русскому языку. Картинка про частно методические принципы обучения русскому языку. Фото частно методические принципы обучения русскому языку

Процесс обучения русскому языку подчиняется установленным педагогической наукой закономерностям и опирается на ряд принципов.

Принципы обучения – это многократно апробированные и подтвержденные практикой основные исходные положения, правила, ранее выявленные закономерности, нарушение или несоблюдение которых делает учебный процесс нерезультативным, неэффективным.

Принципы – это исходные, основополагающие положения, в которых отражаются и обобщаются самые существенные стороны познавательной и практической деятельности учащихся.

Как видим, в процессе обучения учителю следует учитывать закономерности учебного процесса – принципы обучения русскому языку.

2. Принципы обучения, установленные дидактикой, очень важны при разработке содержания и построения уроков русского языка.

Рассмотрим дидактические принципы обучения применительно к преподаванию русского языка.

Принцип научности предполагает строгий отбор сведений из науки, освещение всех вопросов курса русского языка с точки зрения достижений лингвистической науки. Применительно к урокам русского языка этот принцип предполагает сообщение учащимся только таких сведений, которые прочно установились в современной лингвистической науке.

Принцип системности и последовательности, который еще К.Д.Ушинский образно охарактеризовал следующим образом: «Голова, наполненная отрывочными, несвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет…».

Реализация этого принципа требует, чтобы знания, умения и навыки формировались в определенном порядке, каждый элемент учебного материала связывался с другим, последующее опиралось на предыдущее, готовя учащихся к усвоению нового. В соответствии с этим принципом учащиеся переходят к усвоению нового материала после усвоения предыдущего.

Особое значение для методики имеет принцип связи теории с практикой: умение применять полученные знания, ученики должны видеть, как то или иное явление «живет» в языке, учиться использовать изучаемые факты в практике речи.

Законы языка могут стать средством практического применения, владения языком лишь в том случае, если они усвоены сознательно.

Принцип сознательности предполагает целенаправленное восприятие и осмысление изучаемых явлений, их переработка в ходе выполнения речевых действий. Для реализации этого принципа учитель должен:

— обеспечить осмысление усваиваемого материала;

— научить детей приемам самостоятельной работы;

— показать целесообразность выполняемой работы.

Достижение принципа сознательности учащихся в обучении связано с их активностью: овладение изучаемым языком возможно в том случае, если каждый обучающийся является активным участником учебного процесса, если он вовлечен в речевую деятельность. Активность возникает в определенных условиях: ученик должен чувствовать потребность в изучении этого предмета. Основными источниками активности являются мотивация, желание, интерес.

Реализовать принцип активности на уроках русского языка помогают следующие приемы:

1) развивать мотивацию изучения русского языка;

2) использовать различные приемы работы (хоровая, в парах, групповая,

3) учитывая возрастные особенности учащихся, шире применять приемы,

стимулирующие эмоциональную активность (игровые моменты, музыка, цвет).

Обучение русскому языку требует индивидуального подхода, создание благоприятных условий для приобретения каждым учеником знаний по русскому языку, т.е. реализации принципа индивидуализации (индивидуального подхода).

Реализация принципа наглядности на уроках русского языка предполагает, что учебный материал усваивается в процессе ярких образов и конкретных представлений, помогающих прочному усвоению знаний и прочному усвоению.

В обучении русскому языку реализуются также принципы связи обучения и воспитания, прочности, контроля и др.

частно методические принципы обучения русскому языку. Смотреть фото частно методические принципы обучения русскому языку. Смотреть картинку частно методические принципы обучения русскому языку. Картинка про частно методические принципы обучения русскому языку. Фото частно методические принципы обучения русскому языку

Итак, рассмотренные дидактические принципы необходимо учитывать в процессе обучения русскому языку.

3. Рассмотрим основные принципы, которые приняты сегодня в лингводидактике и в соответствии с которыми определяются содержание, методы и приемы работы на уроках русского языка.

Принцип единства аспектного комплексного подходов (принцип взаимосвязанности различных разделов) – грамматики и лексики, морфологии и синтаксиса, морфологии и орфографии, синтаксиса и пунктуации и т.д. – занимает одно из центральных мест в методике. Основой этого принципа является всестороннее рассмотрение факта или явления языка. Так, например, в процессе изучения морфологии рассматриваются вопросы орфографии, связанные с правописанием тех или иных частей речи.

Пунктуационные навыки школьников формируются в процессе изучения синтаксических тем и частично при изучении морфологии (причастный, деепричастный обороты).

В настоящее время одним из ведущих принципов обучения языку является коммуникативный принцип. Теория речевой деятельности оказала существенное влияние на совершенствование современных программ обучения русскому языку. Коммуникативный подход связан прежде всего с изучением языка как средства общения. В центре внимания методистов оказался текст как основная дидактическая единица обучения. В соответствии с коммуникативным подходом текст рассматривается как продукт речевой деятельности человека, как реализованный замысел высказывания, а задачей речевого развития учащихся становится обучение порождению и восприятию текстов.

Функционально-семантический принцип предполагает подход к обучению языку с точки зрения способа выражения данного содержания, с точки зрения значения тех или иных формальных средств: язык «обретает» жизнь в действии, т.е. в речи как выражение того или иного содержания, смысла.

Социокультурный (культуроведческий) принцип в современном языковом образовании означает осознание того, что язык – это еще культурный код нации, а не только средство общения и познания, приводит к необходимости осуществлять речевое развития с учетом культурного фона, который стоит за каждой единицей языка. Так, роль метафоры, символа, стереотипа, фразеологизма в культуре и в языке должна отразиться в содержании курса «Русский язык». Внимание к образным средствам, прежде всего метафоре и сравнению, к феномену языковой игры, к фразеологизмам – словом, внимание ко всему тому, что составляет веками накопленный культурный код русского языка, должно найти отражение в содержании обучения русскому языку.

Таким образом, указанные методические принципы лежат в основе современного школьного курса русского языка.

Итак, совокупность рассмотренных выше дидактических и методических принципов позволяет создавать методические системы обучения применительно к конкретным целям и задачам языкового образования школьников.

Источник

Лекция №3. Принципы обучения русскому языку.

1.Общедидактические принципы обучения русскому языку.

2.Специфические принципы обучения русскому языку.

3. Принципы обучения правописанию.

4. Принципы обучения пунктуации.

Организующим и руководящим нача­лом действий учителя и учебного процесса являются принципы обучения. ПО – это исходные теоретические положения, определяющие выбор методов, приёмов, других средств обучения. Принципы обучения русскому языку делятся на две основные группы: принципы дидактики (общедидактические принципы) и принципы обучения языку (методи­ческие принципы).

Преподавание в школе опирается на такие принципы общей дидактики, как научность истолкования фактов, систематичность, доступность и наглядность изложения, связь обучения с жизнью, активность учащихся в работе над материалом, связь обучения и воспитания и другие. Эти принципы являются общими для всех школьных предметов, но получают методическую интерпретацию в соответствии с обучением русскому языку.

Согласно принципу научности, сведения о фактах языка должны излагаться на уроке в полном соответствии с данными лингвистической науки, т.е. достоверно, без искажений и упрощенчества. С другой стороны, принцип доступностиопределяет то, что для обучения отбираются те знания, которые могут быть понятны детям и усвоены ими.В соответствии с этими принципами в начальной школе следует изучать те сведения о языке, которые относятся к научным, но в то же время доступны младшим школьникам. Так, например, нельзя предлагать учащимся начальных классов языковые единицы для разного вида анализа в том случае, если имеющихся знаний не достаточно: Вечер обещал быть долгим и тёплым (нельзя предлагать для синтаксического анализа, т.к. знаний детей не хватает для определения составного именного сказуемого, а относить слова долгим и тёплым к определениям – значит нарушать принцип научности). Реализация принципа доступности в преподавании языка достигается постепенным переходом от известного (звуко-буквенного и морфемного разбора слова) к неизвестному (к правилу правописания и путям его применения).

Принцип историзматребует, чтобы язык рассматривался на уроке, не как нечто застывшее, раз навсегда данное, а как явление исторически изменяющееся, развивающееся, а нормы и правила языка тоже могут изменяться. На уроках могут приводиться исторические справки о фактах языка (например, о том, что в древнерусском звуки [ж], [ш] были мягкими).

Принцип сознательности предполагает, что языковой материал не заучивается механически, а анализируется и осознаётся учащимися. Грамматическое правило или определение должно не просто формулироваться учителем, оно должно быть результатом обобщения изученных явлений, должно быть выведено учащимися под руководством учителя. Например, чтобы учащиеся сознательно усвоили правописание близких по звучанию слов обаяние и обоняние, нужно дать этимологические справки об этих слонах, показать, что первое из них связано со словом баять («говорить» и «чаровать»), второе – со словом вонь.

Принципы систематичности и последовательностипредполагают изучение языка в системе, в которой материал охватывает все взаимозависимые явления, причём располагается от простого к сложному. Например, процесса формирования орфографических навыков опирается на фонетику и морфологию, поэтому изучается только после того, как дети получат знания по основам фонетики и научатся разбирать слова по морфемам. Правописание падежных окончаний существительных, например, тесно связано с системой склонения, вытекает из этой системы, значит, изучение падежных окончаний должно быть основано на усвоении парадигм склонения существительных.

Принцип активности вытекает из законов познания: явления действительности познаются к результате активной аналитико-синтетической мыслительной дея­тельности. Это в полной мере относится и к изучению языка. Изучить правило – значит проникнуть в те связи и закономерности, на которых это правило основано. Отсюда следует, что правила грамматики, правописания и другие должны быть даны учащимся не как готовые рецепты, эти пра­вила должны быть выведены учащимися в результате анализа-синтеза соответствующего языкового материала.

Принцип наглядности также вытекает из законов познания. Ребёнок мыслит образами, поэтому для его обучения необходим наглядный материал: картинки, таблицы, схемы. Однако на роках русского языка нужна и словесная наглядность, и демонстрация учителем образцов хорошей речи (правильного интонирования, чёткой дикции). Наглядные пособия – это и учебник, и классная доска, и ученическая тетрадь, и рукописный словарик.

Принцип связи обучения с жизнью определяет необходимость готовить молодое поколение к активному участию в жизни нашего государства, к сознательному и творческому труду. Понятие «связь с жизнью» в обучении родному языку обычно трактуется как практическая направленность курса языка в школе. В результате реализации принципа связи обучения с жизнью дети должны овладеть языком настолько, чтобы они могли самостоятельно пользоваться всеми основными языковыми средствами в своей учебной работе и вне школы.

Реализация принципа воспитывающего обучения на уроках русского языка достигается прежде всего: 1) использованием на уроках образцовых в познавательно-воспитательном и языковом отношении текстов; 2) глубоким анализом языковых фактов; 3) раскрытием богатства русского языка; 4) воспитанием бережного отношения к родному слову.

В соответствии с принципом развивающего обучения на уроках русского языка должны развиться познавательные способности учащихся, их мышление.

Основными путями, ведущими к реализации принципа развивающего обучения на уроках русского языка, являются: 1) анализ учащимися под руководством учителя примеров, на основе которых формулируется пра­вило, определение; 2) привлечение учащихся выведению правила; 3) использование па уроках упражнений синтетического характера; 4) формирование у учащихся умений и навыков рассуждать на материале родного языка, обосновывать употребление морфологических форм и синтаксических конструкций, аргументировать написание слов, пунктуацию; 5) формирование у учащихся «собственного» стиля речи.

Особым образом формулируются принципы развивающего обучения в системе Л.В. Занкова:

1)обучать на высоком уровне трудности, с соблюдением меры трудности для каждого ученика. Ученику необходимы умственные усилия, требуется некоторое умственное напряжение. Уровень трудности достигается не через количественное увеличение «дозы» нового материала, а через повышение качества его понимания;

2) быстрый темп продвижения вперед. Цель его в том, чтобы учащийся постоянно осознавал свое продвижение на пути познания, чтобы его мозг получал новую пищу. Применительно к русскому языку это обращение к практике, к использованию новой изучаемой единицы языка в речи, языковой анализ, работа над выразительными средствами к художественным текстам;

3) ведущая роль теории в обучении. Л.В. Занков оспаривает общепринятое мнение о конкретном характере мышления младших школьников. Он утверждает, что их мышлению свойственно оперирование отвлеченными, обобщенными понятиями;

4) осознание школьниками процесса по знания, учения. На каждом уроке идет осознание целей и задач каждого упражнения, каждого действия, оперативное усвоение правил, осознанное их применение, построение последовательных ступеней решения задачи. Ученики ориентируются на осознание своего участия в познании, своей активной роли в нем. Они приобретают умения в области оценки полученных результатов, их самостоятельной проверки.

Трудность усвоения языка заключается в том, что язык представляет собой сложную систему лексических, фонетических, грамматических и других средств выражения мыслей и чувств. Язык в школе – это одновременно и объект, и средство (орудие) изучения: язык изучается с помощью языка, с его помощью изучаются и другие предметы. Поэтому обучение языку должно опираться не только на принципы дидактики, но и на специфические принципы, которые вытекают из сути самого языка как особой системы.

Принципы методики русского языка разработаны профессором Л. П. Федоренко: 1) принцип дифференцирования языковых значений, 2) принцип опоры на «чувство языка». 3) принцип внимания квыразительности речи, 4) принцип сравнения письменной речи с устной, 5) принцип внимания к языковой материи, 6) принцип тренировки органов речи и пишущей руки, 7) принцип последовательного наращивания темпов в обучении русскому языку.

Принцип опоры на «чувство языка». Еще задолго до прихода в школу ребенок владеет языком настолько, что понимает речь других людей и может с помощью языка выражать свои мысли. При этом замечено, что дети-дошкольники понимают не только те слова, с которыми они уже встречались, но нередко и совершенно новые для них слова родного языка. Ребенок способен воспринимать как новые слова в целом, так и знакомые морфемы новых слов. Уже в дошкольном возрасте дети усваивают известный запас слов и овладевают элементами грамматики родного языка. Способность ребенка понимать незнакомые слова, неосознанно вычленять в них морфемы и «связывать» слова в предложения называется «чувством языка», или «языковым чутьем».

Опора на «чувство языка» значит, что на уроках русского языка нужно: 1) шире использовать наблюдения над грамматическим строем языка; 2) использовать такой дидактический материал, который дает возможность сопоставлять незнакомые детям грамматические формы с (уже знакомыми; 3) широко применять методы обучения, предусматривающие синтезирование языковых фактов.

Принцип внимания к выразительности речи. Усваивая фонетику, грамматику, лексику родного языка, дети овладевают и выразительными средствами речи, а это помогает им понимать не только «внешние» отношения между людьми и неживой природой, но и внутренний мир человека. Понимание же эмоционального мира людей способствует более глубокому усвоению языка. Дети осознают, что язык обладает не только теми средствами, которые позволяют передать информацию о внешнем мире, но и теми, которые выражают эмоции и чувства человека. Воспринимая фразу, они учатся различать в ней конкретную информацию, фактуальную, но и оценки, эмоции, выражаемые автором. Следовательно, на уроках русского языка надо обращать внимание детей и на те средства, которые делают речь выразительной.

Принцип сравнения письменной речи с устной. Письменная речь представляет собой «переведенную» на бумагу устную речь: звуковая система устной речи заменяется графической системой письменной речи. Таким образом, письменная речь по отношению к устной является вторичной. В такой последовательности и усваивается речь: сначала устная, затем письменная. Обучение письменной речи должно вестись на основе сопоставления ее с устной речью: сопоставляются буквы и звуки, интонации и пунктуационные знаки. На уроке следует сочетать устные и письменные упражнения.

Принцип внимания к языковой материи заключается в том, что на уроках русского языка в поле зрения учителя и ребенка должны пребывать все элементы материи языка: звуки, слоги, слова, словосочетания, предложения. При изучении определенного правила детям приходится учиться отвлекаться от содержания, стоящего за языковой единицей, и сосредоточиваться только на элементах языка (например, конкретной морфеме). Не изучив специфику языковой единицы, дети не научатся применять эту единицу в речи.

Принцип тренировки органов речи и пишущей руки.

Устная речь усваивается в результате физической тренировки органов речи (легких, гортани, языка, мышц лица), письменная – в результате тренировки мышц пишущей руки. Таким образом, «для усвоения каждого нового слова, каждой новой синтаксической модели от учащихся требуется не только интеллектуальная (умственная), но физическая, мускульная работа. Следовательно, чтобы помочь детям овладеть активной речью, нужно постоянно тренировать их органы речи и пишущую руку. Например, для усвоения написания трудных слов используется приём послогового орфографического проговаривания.

Принцип последовательного наращивания темпов в обучении русскому языку заключается в том, что по мере обучения ребенок приобретает способность более быстро осваивать языковые факты. Например, тему «Безударные гласные корня, проверяемые ударением» дети проходят во 2, 3, 4 классах, а потом и в среднем звене. При этом более сложный материал в последующих классах изучается быстрее, чем более простой во 2 классе. Кроме того, в последующих классах работа над этой сложной орфограммой должна строиться на более сложном материале: упражнения дополняются сложными примерами, изучаются слова с 2 безударными гласными, увеличивается доля самостоятельно выполняемых заданий.

К основным принципам обучения правописанию Г.Н. Приступа относил следующие.

3. Принцип связи занятий по орфографии со словарной работой определяет необходимость так строить орфографическую работу, чтобы она опиралась на знание лексического значения слов. Если ребёнок не понимает, что значит «безукоризненно», то он вряд ли подберёт проверочное слово «укор». Часто ошибки в словах с орфограммами в корне связаны именно с тем, что словарный запас ребёнка слишком беден, он не может соотнести слово с родственными или просто не владеет этими родственными словами. Иногда, не понимая слово, ребенок подбирает проверочное ошибочно (дОлина – дОл, а не дАль). Следовательно, успех орфографической работы зависит от того, как они будет сочетаться с усвоением лексики. Основными путями реализации этого принципа являются: 1) раскрытие семантики слова; 2) введение наиболее употребительной лексики в активный словарный запас учащихся.

4. Принцип сопоставления смешиваемых написаний. Этот принцип вытекает из того, что в нашем языке много таких написаний, которые часто путают в речи: слЕзать – слИзать и под., а также окончания глаголов 1 и 2 спряжения и др. Основными путями, помогающими реализовать этот принцип, являются: 1) сопоставление морфем и орфограмм в процессе анализа примеров, выявление сходства и различия в способах словообразования и выведение правил правописания на основе именно такого анализа; 2) сравнение выведенных правил с другими; 3) использование такой системы упражнений, в которой смешиваемые орфограммы даются в сопоставлении.

5. Принцип опоры на синтаксис. Некоторые орфограммы невозможно объяснить без опоры на синтаксис. Так, чтобы определить падеж имени существительного, надо установить связь его с другими словами в предложении, и только после этого действия возможно решение задачи о правописании падежного окончания. Для реализации этого принципа нужно: 1) на основе анализа предложения установить синтаксическую роль слова (или словосочетания) с трудной орфограммой; 2) отнести данное слово к соответствующей части речи; 3) определить грамматическую категорию слова; 4) выделить орфограмму; 5) сформулировать орфографическое правило; 6)путем системы упражнений сформировать навыки правописания.

1. Принцип анализа строения, состава и типов предложения, а также смысловых и синтаксических отношений между членами предложения, предложениями и частями предложения.

В соответствии с этим принципом занятия по пунктуации в школе проводятся в связи с изучением синтаксиса. Сознательное и прочное усвоение учащимися полного школьного курса пунктуации возможно лишь в том случае, если они свободно разбираются в синтаксической конструкции как простого, так и сложного предложения. Важными упражнениями при этом являются синтаксический разбор, сравнение сходных синтаксических конструкций, составление схем предложений.

Особое внимание следует уделять тем упражнениям, которые вырабатывают у школьников умение точно устанавливать смысловые и синтаксические отношения между отдельными членами предложения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *