частный отбой командно штабных учений

Отработка учебных вопросов по этапам учения

В целях обеспечения последовательности выполнения целей учения и сосредоточения усилий на решении главных вопросов, проведение КШУ планируется и проводится по этапам.

Количество и содержание этапов определяются руководителем учения с таким расчётом, чтобы раскрывалась тема, и достигались цели учения в от­ведённом для его проведения астрономическом времени.

Оперативный скачок объявляется для ввода обучаемых в новую опера­тивную обстановку, создаваемую для отработки учебных вопросов на теку­щем или последующих этапах учения и представляет собой разницу между оперативным и астрономическим временем. В его содержание включается развитие оперативной обстановки ( изложение событий) за временной про­межуток скачка, которое нельзя показать (отработать) в реальном масштабе времени.

Оперативный скачок объявляется, как правило, в конце одного из эта­пов, или в ходе этапа. При этом обучаемым вручаются необходимые доку­менты и выделяется время для их изучения и анализа. Показатели и содержа­ние оперативных скачков должны соответствовать обстановке, созданной для проведения учения, времени, необходимому для выполнения силами задач.

На первом этапе учения, как правило, отрабатываются вопросы приве­дения органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, сил гражданской обороны и РСЧС в различные режимы функ­ционирования, проводится оповещение и сбор руководящего и личного со­става, осуществляется сбор данных обстановки, их оценка и анализ, поста­новка задач подчиненным органам управления и силам, проверяются вопро­сы функциональной готовности к действиям по предназначению формирова­ний, привлекаемых на учение. При этом особое внимание руководство уче­нием должно уделять вопросам развертывания и эффективности работы сис­тем управления, организации проведения практических мероприятий по за­щите населения и территорий, повышения устойчивости работы объектов экономики, снижения запасов АХОВ, приведения в готовность формирова­ний, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций, готовности защитных сооружений к приему укрываемых и т.д.

На втором этапе учения, как правило, отрабатываются вопросы управ­ления подчиненными силами и средствами при ликвидации последствий

чрезвычайных ситуаций, выполнения мероприятий гражданской обороны, проводятся практические мероприятия по защите населения и территорий.

Создаваемые на этом этапе чрезвычайные ситуации должны по своим масштабам и последствиям отличаться друг от друга с тем. чтобы дать прак­тику в реагировании на чрезвычайные ситуации и принятии решений орга­нам управления различных уровней.

Особое внимание на втором этапе обращается на проведение меро­приятий по наращиванию усилий сил территориальной подсистемы РСЧС, сил гражданской обороны по ликвидации последствий чрезвычайных ситуа­ций, развертыванию в полном объеме органов управления, проведению всех видов разведки, эвакуации (временного отселения) населения.

В ходе проведения учения руководитель КШУ или по его поручению заместители (помощники) руководителя учения могут проводить заслушива­ния должностных лиц обучаемых органов управления. При этом обучаемые должны показать умение ориентироваться в сложной обстановке.

После отработки всех учебных вопросов руководитель учения объявля­ет частный отбой, дает указания о подготовке разбора и о порядке возвраще­ния в пункты постоянной дислокации. Частный отбой на командно-штабных учениях может быть также объявлен в следующих случаях: когда действия обучаемых не отвечают намеченным учебным целям; если возникает необхо­димость повторения отдельных учебных вопросов для более качественной их отработки; при грубом нарушении установленных требований безопасности. При этом органы управления и силы прекращают практические действия. В этих случаях руководитель отдает необходимые указания, а после их выпол­нения обучаемыми продолжает учение.

После того как обучаемые выполнят поставленные задачи, и руково­дитель учения убедится, что цели учения достигнуты, объявляется отбой учению.

Дата добавления: 2015-08-05 ; просмотров: 15 ; Нарушение авторских прав

Источник

Основы организации командно-штабных учений

1. Основы организации командно-штабных учений

Командно-штабные учения (КШУ) являются высшей формой совместного обучения руководящего состава и органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, комиссий по чрезвычайным ситуациям, сил гражданской обороны и РСЧС. Сущность командно-штабного учения заключается в том, что на фоне созданной учебной оперативной (тактической) обстановки обучаемые в составе органов управления выполняют комплекс присущих их функциональным обязанностям задач по руководству силами и средствами в соответствии с темой и целями учения.

Основными целями КШУ являются:

На одностепенные учения привлекается руководящий состав одного органа управления, например, областного.

На многостепенные учения привлекается руководящий состав двух и более органов управления, например, областного, городского и районного.

В целях более полной и всесторонней проверки реальности разработанных планов действий, определения готовности сил и средств к выполнению задач, на КШУ могут привлекаться силы территориальных и функциональных подсистем РСЧС и их звеньев для проведения с ними комплексных и тактико-специальных учений.

В ходе КШУ органы управления размещаются, как правило, на городских пунктах управления и используют существующие средства связи и обмена информацией. При необходимости могут развёртываться дополнительные средства связи. В некоторых случаях (при отработке вопросов химических и радиационных аварий, а также тем военного времени) органы управления могут находиться на запасных и подвижных пунктах управления.

Требования, предъявляемые к организации проведения командно-штабных учений

КШУ проводятся в соответствии с Планом основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации, Комплексным планом основных мероприятий МЧС России, планами основных мероприятий региональных центров и субъектов Российской Федерации, организационно-методическими указаниями по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и РСЧС, а также указаниями соответствующих должностных лиц.

Характер и особенности каждого учения в решающей степени зависят от экономических, физико-географических, климатических и других особенностей района проведения учения, вероятности возникновения и ожидаемых последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, характерных для данного региона, практического опыта их предупреждения и ликвидации, наличия возможностей (необходимых сил и средств) для защиты населения и территорий от опасностей мирного и военного времени.

На учениях создаётся сложная и поучительная обстановка, максимально приближенная к имевшим место или наиболее вероятным в данном регионе чрезвычайным ситуациям. Целесообразным является некоторое «уплотнение» аварийных ситуаций (т.е. наращивание обстановки с высокой интенсивностью), что вполне оправдано и с методической и с практической точки зрения, так как позволяет в ограниченное рамками учения время приобрести всем органам управления и силам необходимые навыки для действия в реальных условиях.

Практическое проведение мероприятий гражданской обороны и мероприятий по защите населения и территорий даёт возможность более полно проверить реальность планов гражданской обороны, планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, способствует выработке дополнительных мер, которые необходимо провести для снижения разрушительных последствий военных действий и возможных чрезвычайных ситуаций мирного времени.

Учения организуются и проводятся по принципу «старший начальник обучает своих подчинённых». Это повышает степень ответственности участников, способствует быстрейшему внедрению в жизнь разработанных в ходе учений мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, выработке дополнительных мер, которые необходимо провести для снижения рисков возникновения чрезвычайных ситуаций, а также для снижения людских и материальных потерь при применении современных средств поражения в военное время.

При проведении учений важное значение придаётся выполнению его участниками обязанностей и отработке тех задач, которые им придётся решать в реальных чрезвычайных ситуациях и в особый период.

По итогам учений намечаются конкретные мероприятия, которые необходимо дополнительно провести для дальнейшего совершенствования системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время.

Учения проводятся под руководством Министра МЧС России, его заместителей, начальников региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Для подготовки и проведения учения создается соответствующий аппарат руководства и посредников. В него обычно входят: руководитель учения, заместители и помощники руководителя учения, штаб руководства, посредники при должностных лицах обучаемых органов управления и привлекаемых на учение силах.

Состав руководства учения зависит от уровня учения и от объема решаемых в ходе его проведения задач.

Схема организации руководства учения (вариант) приведена в приложении.

Руководитель учения несёт личную ответственность за подготовку и качество проведения учения. Он обязан определять и утверждать замысел учения, организовывать разработку наиболее важных документов, определять порядок и сроки разработки документов, подготовки органов управления и сил, мест проведения практических мероприятий, а также осуществлять подготовку руководства учением и посредников.

Заместители (помощники) руководителя учения обязаны: принимать участие в разработке материалов и проведении мероприятий по подготовке учения в части, их касающейся, разрабатывать частные планы работ по выполнению возложенных на них по учению задач, выполнять другие задачи по решению руководителя учения.

Штаб руководства является основным органом, обеспечивающим подготовку и проведение учения. Он разрабатывает необходимые документы по учению, обеспечивает подготовку к учению посреднического аппарата, обучаемых органов управления, привлекаемых сил и района учения, организует связь и комендантскую службу. По отношению к обучаемым штаб руководства выполняет функцию вышестоящего органа управления.

Начальником штаба руководства, как правило, назначается один из заместителей начальника (руководителя) органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. В зависимости от масштабов и целей на учении могут назначаться заместители (помощники) начальника штаба руководства, а также (в удаленных районах проведения учения) создаваться оперативные группы штаба руководства.

Штаб руководства создается с таким расчетом, чтобы обеспечивалось организационно-методическое руководство учением и управление участвующими в нем органами управления, силами и средствами в роли вышестоящего органа управления. По своей структуре штаб руководства в зависимости от целей учения может быть различным. Он должен включать оптимальное количество должностных лиц, которые организационно входят в группы (как правило, это группы: розыгрыша, организационная, сбора и обобщения информации, подготовки разбора, практических мероприятий, исследований). Кроме указанных могут создаваться группы: экспертов, обеспечения деятельности иностранных наблюдателей, прессы и др.

Организационная группа решает организационные вопросы по размещению, перемещению и обеспечению работы руководителя учения, его заместителей, помощников, штаба руководства и посредников.

Группа сбора и обобщения информации в ходе проведения учения проводит анализ разработанных участниками КШУ документов, проверяет соответствие планам временных и количественных показателей, а также качество и своевременность отработки документов, готовит предложения в разбор.

Группа подготовки разбора разрабатывает планы проведения общего и частных разборов, осуществляет сбор, обобщение и анализ донесений и докладов от посредников, готовит материалы разбора, необходимые карты и схемы.

Группа организации практических мероприятий разрабатывает план их проведения, осуществляет контроль за подготовкой учебных мест, анализирует действия обучаемых и готовит предложения в разбор по своему направлению.

Группа исследований разрабатывает документы по организации исследований на учении, обобщает и анализирует результаты исследований при подготовке и в ходе учения, изучает принятые обучаемыми решения, готовит обобщенный отчет по исследуемым вопросам.

Задачи другим группам штаба руководства определяет начальник штаба руководства командно-штабного учения.

Посреднический аппарат создается в целях оказания помощи руководителю в проведении учения, в создании для обучаемых сложной обстановки, а также осуществления контроля за работой обучаемых и оценки их действий.

Посредники назначаются при обучаемых органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и силах, участвующих в КШУ, подчиняются руководителю учения, начальнику штаба руководства и выполняют только их указания.

На одностепенное учение в зависимости от его темы и учебных целей посредники могут не назначаться, а их обязанности возлагаются на штаб руководства.

Комплектование посреднического аппарата осуществляется из числа наиболее подготовленных должностных лиц, не привлекаемых на учение в качестве обучаемых, а также из профессорско-преподавательского состава военных академий и училищ. При этом следует учитывать, что посредники должны быть старшими или равными по должности и воинскому званию по отношению к соответствующим обучаемым должностным лицам.

До начала учения посредники изучают порядок проведения учения, планирующие документы той инстанции, где будут выполнять свои обязанности, задачи, выполняемые обучаемой инстанцией, а также контролируют ход подготовки обучаемых к учению (особенно – привлекаемых к проведению практических мероприятий).

В ходе учения посредники осуществляют постоянный контроль за действиями обучаемых, наращивают обстановку и осуществляют розыгрыш действий с учетом замысла командно-штабного учения, изучают содержание принимаемых решений, отрабатываемых документов, объективно оценивают работу обучаемых (особенно их практических действий). В сроки, установленные руководителем, представляют материал в разбор учения, готовят и проводят частные разборы.

Руководству учения и посредникам запрещается раскрывать обучаемым замысел учения, план-календарь проведения учения и план наращивания обстановки.

Источник

Особенности организации и проведения штабных, специальных, исследовательских учений и командно-штабных (штабных) тренировок

Штабные учения представляют собой форму обучения органов управления различных уровней и проводятся с целью их слаживания и подготовки к решению задач по обеспечению управления силами и средствами при решении задач мирного и военного времени.

Продолжительность штабных учений зависит от объема решаемых задач. При этом в ходе каждого этапа учения отрабатываются два-три наиболее важных вопроса, которые слабо усвоены обучаемыми органами управления или требуют дополнительного изучения. На штабных учениях при отработке вопросов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций основной упор делается на выработку обучаемыми предложений в решения, их детальное обоснование необходимыми расчетами, организацию жизнеобеспечения пострадавшего населения, на обеспечение устойчивого управления силами при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Аппарат руководства на штабном учении, кроме руководителя учения, может включать двух-трех заместителей руководителя учения (из числа штатных заместителей) и небольшой по составу штаб руководства. Посредники на штабное учение могут не назначаться. Их обязанности выполняют руководитель учения, его заместители (помощники) и должностные лица штаба руководства.

Штаб руководства на штабных учениях выполняет те же обязанности, что и на КШУ.

Специальные учения проводятся с целью практической отработки комплекса мероприятий, осуществляемых в интересах решения определенной конкретной задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, слаживания органов управления и служб гражданской обороны для проведения специальных мероприятий, а также по обеспечению действий сил гражданской обороны и РСЧС при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Специальные учения могут проводиться как самостоятельные учебные мероприятия, либо в комплексе учебных мероприятий, проводимых на определенных этапах подготовки и проведения командно-штабных учений.

В зависимости от целей, предназначения и состава привлекаемых органов управления, сил и других категорий обучаемых могут проводиться учения: по переводу с мирного на военное время; по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени; служб гражданской обороны, по управлению, и др.

Основным и наиболее эффективным методом отработки учебных вопросов и достижения целей учения является проведение практических мероприятий.

В ходе специальных учений, как правило, проводятся исследования по определенным группам мероприятий.

Подготовка и проведение специальных учений организуются применительно к положениям, изложенным для командно-штабных учений. В зависимости от состава участников и вопросов отрабатываемых на специальном учении перечень разрабатываемых документов может быть уточнен руководителем учения.

Исследовательские учения проводятся с целью детального исследования проблемных вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; изучения новых форм и методов проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ; целесообразности использования аварийно-спасательной техники; испытания новых образцов аварийно-спасательного инструмента; исследования новой организационно-штатной структуры и т.д.

К проведению исследовательских учений могут привлекаться заинтересованные в результатах этих учений представители федеральных органов исполнительной власти и организаций Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Подготовка и проведение исследовательских учений осуществляется аналогично командно-штабным учениям, но с учетом их особенностей.

Основным документом, на основе которого организуются и проводятся исследования, является план исследований. Обычно он разрабатывается, исходя из целей исследования, замысла и плана-календаря проведения учения и утверждается руководителем учения. В плане, как правило, указываются: цели и основные вопросы исследований; состав исследовательского аппарата; порядок организации исследования и обобщения результатов исследований.

На основе плана исследований заместители (помощники) руководителя учения, начальники (руководители) органов управления, сил и служб составляют частные планы исследований, в которых детализируется порядок проведения исследований по своему профилю. Вопросы, подлежащие исследованию посредниками, отражаются в их частных планах. Кроме того, заранее разрабатываются необходимые задания на проведение исследований, формализованные бланки и таблицы и другие документы для сбора статистических данных по исследуемым вопросам. Они должны быть небольшими по объему, удобными для заполнения и последующей обработки.

Исследования по поставленным вопросам должны начинаться в период подготовки учения. На основе имеющегося опыта ранее проведенных учений и теоретических материалов, моделирования развития той или иной чрезвычайной ситуации разрабатываются предварительные выводы по исследуемым проблемам. Для исследования этой работы могут привлекаться учебные заведения, научно-исследовательские учреждения и др.

В отличие от командно-штабных (штабных) учений в ходе исследовательских учений действия органов управления и сил могут отрабатываться по нескольким вариантам с применением различных способов действий в решении задач гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Для уточнения и конкретизации некоторых выводов могут повторяться предыдущие эпизоды действия органов управления и сил. В отдельных случаях могут объявляться частные отбои (оперативные паузы) для систематизации полученных фактов, обмена мнениями между участниками, в том числе с привлечением обучаемых, по наиболее сложным исследуемым вопросам.

Основными методами исследования в ходе учения являются: проведение экспериментов; личное наблюдение за работой обучаемых органов управления и сил; изучение разрабатываемых документов; хронометрирование, фото- и киносъемки; метод экспертных оценок; математические методы исследования с использованием электронно-вычислительной техники.

Анализ и обобщение результатов исследований в ходе учения осуществляется на основе представляемых руководителю учения материалов исследования за каждый этап. К концу учения в итоге этой работы должны быть сформулированы выводы по каждому из исследуемых вопросов, которые, как правило, включаются отдельным разделом в доклад руководителя учения на разборе.

После окончания учения проводится более детальный анализ результатов исследований, конкретизация выводов, разработка рекомендаций и предложений. Результаты исследований отражаются в отчете о проведенном учении, который утверждается руководителем учения и представляется в вышестоящий орган управления.

Командно-штабные тренировки проводятся в целях приобретения и совершенствования навыков должностными лицами в выполнении своих функциональных обязанностей и слаживания органов управления. В ходе командно-штабных тренировок могут отрабатываться вопросы по переводу сил в различные режимы функционирования, переводу гражданской обороны с мирного на военное время, принятию решений и постановке задач подчиненным, планированию аварийно-спасательных и других неотложных работ, организации взаимодействия, всестороннего обеспечения и управления силами в различных условиях обстановки. Командно-штабные тренировки, как правило, проводятся в один этап с отработкой одного-двух учебных вопросов

В зависимости от учебных целей, поставленных задач и состава обучаемых, командно-штабные тренировки могут быть одностепенными и многостепенными, проводиться в местах дислокации органов управления, а также на пунктах управления.

Штабные тренировки проводятся с целью отработки должностными лицами органов управления функциональных обязанностей по занимаемой должности, достижения оперативности и слаженности в работе отдельных подразделений и органа управления в целом, выработке практических навыков в планировании и реализации мероприятий по оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации.

Штабные тренировки проводятся, как правило, в следующих случаях:

— во время проверок состояния дел в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций территориальных подсистем РСЧС с целью определения готовности органов управления к действиям по предназначению;

— в порядке подготовки к командно-штабным учениям с целью отработки отдельных вопросов, входящих в замысел командно-штабного учения;

— с целью проверки устранения отдельных недостатков в работе органа управления, выявленных в ходе проверки или командно-штабного учения.

В ходе штабных тренировок обучаемые разрабатывают оперативные документы, производят оперативные расчеты, готовят предложения для принятия решений, участвуют в планировании мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Штабные тренировки могут проводиться как на пунктах управления, так и в служебных помещениях (учебных классах), со средствами связи и без них.

Продолжительность командно-штабных (штабных) тренировок зависит от объема решаемых задач, определяется их руководителем и может составлять от нескольких часов до двух суток. В целях приобретения практического опыта часть обучаемых в ходе тренировок может исполнять функциональные обязанности на одну-две ступени выше занимаемой должности.

Для проведения тренировок разрабатываются: замысел на карте (плане города, района) с приложением пояснительной записки; организационные указания по подготовке и проведению тренировки; оперативное задание и карта исходной обстановки; план-календарь проведения тренировки; план наращивания обстановки; частные планы заместителей руководителя тренировки; директивы, приказы; распоряжения по видам обеспечения; табель срочных донесений. Необходимость разработки других документов определяется руководителем тренировки.

Источник

Главная > Методические рекомендации

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

3. Проведение командно-штабных учений. Общие положения

Проведение учения с отработкой задач по предупреждению и ликви­дации чрезвычайных ситуаций, выполнению мероприятий гражданской обо­роны является наиболее сложным и ответственным этапом в работе руково­дителя учения, его заместителей, штаба руководства, посреднического аппа­рата и всех обучаемых.

Командно-штабные учения в зависимости от темы и учебных целей мо­гут начинаться в местах постоянной дислокации или после предварительного вывода органов управления и привлекаемых сил в исходные районы по уче­нию или непосредственно на места (объекты) проведения учения.

Началом учения является время вручения оперативной директивы (распоряжения, сигнала) на приведение органов управления и сил в соответ­ствующие степени готовности или информации о факте и последствиях чрез­вычайной ситуации.

В целях более рационального использования учебного времени, в за­висимости от темы учения и его целей, на многостепенных КШУ нижестоя­щие органы управления могут подключаться к учению несколько позже, ко­гда вышестоящие штабы выработали решения и готовы поставить силам за­дачи.

Учение может проводиться непрерывно в отведённые временные сро­ки или с перерывами, с объявлением оперативных пауз.

Оперативная пауза может объявляться в ходе учения в целях более де­тальной проработки наиболее сложных учебных вопросов, вопросов тре­бующих проведения дополнительных исследований, а также в тех случаях, когда обучаемые не справляются с выполнением поставленных задач в отве­дённое для этого замыслом учения время. Продолжительность оперативной паузы определяется руководителем учения.

Основным содержанием работы руководства и посреднического аппа­рата в ходе учения являются: вручение обучаемым директивных документов, подготовленных штабом руководства; рассмотрение (изучение) принятых решений (планов), разработанных обучаемыми документов; наращивание об­становки; изучение методов работы обучаемых на их рабочих местах; кон­троль за практическими действиями органов управления и сил; оценка дея­тельности обучаемых должностных лиц и органов управления и сил в целом; исследование проблемных вопросов.

В результате анализа и оценки эффективности решений обучаемых, методов их работы руководство учения и посредники устанавливают, на­сколько они являются целесообразными, в какой мере отвечают сложившей­ся обстановке и к каким результатам в реальной обстановке могут привести, определяют их сильные и слабые стороны.

Проверка практических мероприятий выполняемых силами и средст­вами гражданской обороны и РСЧС, осуществляется руководством учения и необходимыми специалистами с выездом на места. Опыт проведенных прак­тических мероприятий должен учитываться при корректировке планов граж­данской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также других оперативных документов.

* В донесениях излагаются: положительные и отрицательные стороны в работе начальников (руководителей), органов управления и действиях сил; выводы о слаженности органов управления, подготовленности сотрудников к выполнению своих функциональных обязанностей и оценка их работы; ре­зультаты проведенных исследований и другие вопросы. Донесения должны быть краткими и содержать конкретный материал с приведением фактов и

цифровых показателей, которые обобщаются штабом руководства и по ука­занию руководителя учения включаются в разбор.

Отработка учебных вопросов по этапам учения

В целях обеспечения последовательности выполнения целей учения и сосредоточения усилий на решении главных вопросов, проведение КШУ планируется и проводится по этапам.

Количество и содержание этапов определяются руководителем учения с таким расчётом, чтобы раскрывалась тема, и достигались цели учения в от­ведённом для его проведения астрономическом времени.

Оперативный скачок объявляется для ввода обучаемых в новую опера­тивную обстановку, создаваемую для отработки учебных вопросов на теку­щем или последующих этапах учения и представляет собой разницу между оперативным и астрономическим временем. В его содержание включается развитие оперативной обстановки ( изложение событий) за временной про­межуток скачка, которое нельзя показать (отработать) в реальном масштабе времени.

Оперативный скачок объявляется, как правило, в конце одного из эта­пов, или в ходе этапа. При этом обучаемым вручаются необходимые доку­менты и выделяется время для их изучения и анализа. Показатели и содержа­ние оперативных скачков должны соответствовать обстановке, созданной для проведения учения, времени, необходимому для выполнения силами задач.

чрезвычайных ситуаций, выполнения мероприятий гражданской обороны, проводятся практические мероприятия по защите населения и территорий.

Создаваемые на этом этапе чрезвычайные ситуации должны по своим масштабам и последствиям отличаться друг от друга с тем. чтобы дать прак­тику в реагировании на чрезвычайные ситуации и принятии решений орга­нам управления различных уровней.

Особое внимание на втором этапе обращается на проведение меро­приятий по наращиванию усилий сил территориальной подсистемы РСЧС, сил гражданской обороны по ликвидации последствий чрезвычайных ситуа­ций, развертыванию в полном объеме органов управления, проведению всех видов разведки, эвакуации (временного отселения) населения.

В ходе проведения учения руководитель КШУ или по его поручению заместители (помощники) руководителя учения могут проводить заслушива­ния должностных лиц обучаемых органов управления. При этом обучаемые должны показать умение ориентироваться в сложной обстановке.

После отработки всех учебных вопросов руководитель учения объявля­ет частный отбой, дает указания о подготовке разбора и о порядке возвраще­ния в пункты постоянной дислокации. Частный отбой на командно-штабных учениях может быть также объявлен в следующих случаях: когда действия обучаемых не отвечают намеченным учебным целям; если возникает необхо­димость повторения отдельных учебных вопросов для более качественной их отработки; при грубом нарушении установленных требований безопасности. При этом органы управления и силы прекращают практические действия. В этих случаях руководитель отдает необходимые указания, а после их выпол­нения обучаемыми продолжает учение.

После того как обучаемые выполнят поставленные задачи, и руково­дитель учения убедится, что цели учения достигнуты, объявляется отбой учению.

Наращивание обстановки осуществляется штабом руководства и по­средниками в соответствии с замыслом учения и на основе ранее разработан­ного плана.

Цели наращивания обстановки определяются на каждый этап учения и должны способствовать достижению целей учения в целом.

Наращивание обстановки должно охватывать весь спектр деятельности органов управления и оказывать прямое воздействие на принятие (уточне­ние) решений, организацию управления, взаимодействия и всех видов обес­печения. Оно проводится в течение всего учения в реальном масштабе вре­мени с учётом оперативных скачков и принятых обучаемыми решений.

Наращивание обстановки осуществляется: доведением до органов управления и сил сигналов оповещения и управления, распоряжений о при­ведении в соответствующие степени готовности, приказов и распоряжений от вышестоящих инстанций; вручением вводных (информации) о возникнове­нии и развитии чрезвычайных ситуаций, о состоянии сил и средств, об изме­нениях обстановки; получением докладов от подчиненных органов управле­ния и сил о практических действиях и других происходящих в зоне чрезвы­чайной ситуации событиях; доведением информации от взаимодействующих органов управления.

В ходе отработки учебных вопросов наращивание обстановки прово­дится таким образом, чтобы обучаемые были вынуждены реагировать на все изменения обстановки, своевременно уточнять свои решения и принимать необходимые меры для успешного выполнения поставленных задач.

Наращивание обстановки проводится, как правило, по техническим средствам связи, с тем чтобы приблизить условия сбора данных обстановки к условиям реальной действительности, и осуществляется с таким расчетом, чтобы обучаемые вносили уточнения в принятые решения и разработанные планы действий, докладывали об этих уточнениях в вышестоящие инстан­ции, отдавали необходимые распоряжения подчиненным силам.

Руководство учением и посреднический аппарат в свою очередь оцени­вают уточненные или вновь принятые решения обучаемых с тем, чтобы вне­сти соответствующие коррективы в планы наращивания обстановки для дальнейшей отработки учебных вопросов в ходе учения.

После утверждения руководителем учения соответствующие измене­ния немедленно доводятся до посредников.

Обстановку напряженности и внезапности целесообразно создавать в период наибольшей интенсивности в работе обучаемых.

Проведение практических мероприятий

Организация практических мероприятий является одним из наиболее эффективных методов отработки учебных вопросов. Планирование и прове­дение практических мероприятий необходимо проводить на едином опера­тивном фоне учения таким образом, чтобы они являлись логическим про­должением и конкретной реализацией решений, принятых органами управ­ления.

Объем и характер практических мероприятий определяется руководи­телем учения в соответствии с его полномочиями в зависимости от темы, продолжительности учения, состава, уровня подготовки его участников и от­ражается в Плане практических мероприятий.

Практические мероприятия проводятся в целях совершенствования вопросов управления и взаимодействия, а также тренировки органов управ­ления и сил гражданской обороны и РСЧС.

Отработка практических мероприятий является одним из способов создания обстановки, приближенной к реальной, и выработке у обучаемых правильного представления о характере и масштабах возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий или применения противником современных средств поражения.

Проведение практических мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется на фоне имитации и обозначения последствий ава­рий на коммунально-энергетических и технологических сетях, катастроф и стихийных бедствий, очагов химического загрязнения и радиационного за­ражения. Степень имитации разрушений и поражений зависит от учебных целей, особенностей объекта и наличия имитационных средств. Имитация должна соответствовать замыслу учения. Отдельные элементы очагов пора­жения, особенно второстепенные, могут дополняться средствами обозначе­ния (знаками, указателями).

Для имитации условно пораженных выделяется необходимое количе­ство личного состава или статистов. Для отработки вопросов спасения людей из-под завалов, с верхних этажей горящих зданий или из затопленных подва­лов могут использоваться манекены.

Имитацию завалов и разрушений целесообразно создавать на учебном городке, а при его отсутствии — в местах где ведутся строительные работы или сносятся ветхие здания.

Проведение практических мероприятий по вопросам гражданской обороны, таких как развертывание пунктов приема личного состава и техни­ки, сборных эвакуационных пунктов, подготовка защитного сооружения к приему укрываемых и др., целесообразно проводить на реальных объектах с последовательной отработкой всех элементов.

Для проведения практических мероприятий привлекается необходи­мое количество сил и средств, в том числе формирования связи, радиацион­ной и химической разведки и защиты, охраны общественного порядка, меди­цинские и т.д.

Особое внимание при этом следует обратить на качественную подго­товку личного состава и учебно-материальной базы, слаженность действий

органов управления и сил, привлекаемых для проведения практических ме­роприятий.

Важность и сложность задач, стоящих перед гражданской обороной и РСЧС, необходимость дальнейшего совершенствования методов их решения требуют проведения исследования отдельных, наиболее важных вопросов.

Вопросы, намеченные для исследований, могут прорабатываться и об­суждаться на специальных совещаниях еще до начала учения. На основе имеющегося опыта ранее проведённых учений и теоретических материалов разрабатываются предварительные выводы по исследуемым проблемам.

Основными методами исследования в ходе учения являются: проведе­ние экспериментов; личное наблюдение за работой обучаемых органов управления и действиями сил; изучение документов; хронометрирование; метод экспертных оценок; математические методы исследования с использо­ванием электронно-вычислительной техники.

На основе материалов обучаемых, посредников, заместителей (по­мощников) руководителя учения, а также собственных наблюдений исследо­вательская группа разрабатывает обобщенный материал по результатам ис­следований и- докладывает начальнику штаба руководства. Одновременно определяются меры по реализации результатов исследований в интересах дальнейшего развития и совершенствования гражданской обороны и РСЧС.

Для достижения целей исследований по решению руководителя уче­ния наиболее важные проблемные вопросы могут обсуждаться в ходе учения или после него с привлечением определенных категорий участников. Резуль­таты исследований могут освещаться на разборе учения и использоваться при последующем обобщении его материалов.

4. Подведение итогов командно-штабных учений Подготовка и проведение разбора

Разбор учений представляет собой одну из форм анализа и обобщения опыта подготовки органов управления, сил и средств гражданской обороны и РСЧС и имеет большое воспитательное и практическое значение.

Разбор должен носить творческий характер, органически сочетать глу­бокий теоретический анализ с конкретным практическим опытом действий органов управления, сил и средств гражданской обороны и РСЧС по каждому вопросу, выносимому на учение. В основу разбора должны быть положены выводы руководителя учения, утвержденные им доклады его заместителей (помощников) и посредников о действиях на учении органов управления и сил гражданской обороны и РСЧС и результаты исследований. На разборе необходимо не только перечислять недостатки, слабые места и нерешенные вопросы, но и глубоко вскрывать и анализировать их причины, определять и указывать пути их устранения.

Подготовка разбора должна начинаться заблаговременно до начала учения после утверждения его замысла и вестись параллельно с разработкой основных документов учения. Она осуществляется группой разбора с участи­ем других групп штаба руководства, заместителей (помощников) руководи­теля учения и посредников. Организацию подготовки разбора учения осуще­ствляет начальник штаба руководства.

Подготовка разбора включает:

— изучение замысла и других учебно-методических документов, разра­ботанных для проведения учения;

— разработку плана проведения разбора, в котором обычно указывают­ся: цель, время и место проведения разбора; состав привлекаемых на разбор должностных лиц; порядок проведения разбора, в том числе и время прове­дения частных разборов;

— разработку и доведение до посреднического аппарата методических рекомендаций о порядке представления и содержании предложений для раз­бора по этапам учения;

— сбор, обобщение и анализ материалов в разбор за каждый этап учения и за учение в целом, своевременное их представление в штаб руководства;

— подготовку тезисов доклада руководителя учения;

— подготовку наглядных иллюстрационных материалов.

До начала учения на основе замысла и плана-календаря проведения учения готовится общая часть разбора, включающая изложение темы, общих целей, этапов, учебных вопросов, общей и частной обстановки, создаваемой для их отработки и достижения учебных целей, другие необходимые данные, которые определяются заранее и не зависят от решения обучаемых, а также теоретические обоснования наиболее важных вопросов, отрабатываемых на учении. Одновременно готовятся иллюстрационные и справочные материалы (карты, схемы, таблицы, графики и т.д.)

В ходе учения осуществляются сбор, систематизация, анализ и обоб­щение фактического материала по результатам действий обучаемых; завер­шается разработка теоретической части разбора, подготовка иллюстрацион­ных материалов по наиболее ярким примерам как положительных, так и не­удачных действий обучаемых на учении. Для большей поучительности и распространения передового опыта на разборе используются документы, разработанные обучаемыми в ходе учения.

Метод проведения разбора определяется руководителем учения, исходя из масштаба, учебных целей учения и имеющегося времени. Составными частями разбора могут быть общий разбор и частные разборы по категориям обучаемых.

Общий разбор проводится руководителем учения. На него привлекают­ся: руководство учением, посреднический аппарат и основные должностные лица обучаемых органов управления и сил.

Общий разбор может включать доклад начальника штаба руководства и указания руководителя учения или только доклад руководителя учения.

В указаниях (докладе) руководителя учения, как правило, дается анализ решений и действий обучаемых с указанием положительных сторон и недос­татков, их обоснование, делаются выводы, вытекающие из итогов учения, и ставятся задачи по повышению готовности органов управления, сил по лик­видации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также по устранению вскрытых недостатков. В заключение руководитель учения дает оценку подготовленности обучаемых начальников (руководителей), должно­стных лиц и органов управления в целом, а также оценивает действия при­влекаемых на учение сил и средств гражданской обороны и РСЧС, работу штаба руководства и посреднического аппарата. Если на разбор готовится только один доклад руководителя учения, то в нем отражаются также вопро­сы, включаемые в доклад начальника штаба руководства.

Решающее значение для оценки действий обучаемых, состояния и го­товности территориальных и функциональных подсистем РСЧС по преду­преждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также путей и способов дальнейшего совершенствования этой работы имеет личное заслушивание руководителем учения кратких докладов, выводов, оценок и предложений

заместителей, помощников руководителя учения и старших посредников (по­средников) при соответствующих должностных лицах, участвующих на уче­нии.

При определении общих выводов необходимо учитывать не только ре­зультаты, установленные в ходе проведенного учения, но и итоги предшест­вовавших учению проверок, объективные показатели, характеризующие со­стояние защиты населения и территорий в мирное время и особый период.

Частные разборы проводятся по указанию руководителя учения под руководством заместителей (помощников) руководителя учения с должност­ными лицами органов управления. На частных разборах проводится деталь­ный анализ действий органов управления и привлекаемых сил; дается оценка должностным лицам и органам управления, которые не оцениваются руково­дителем учения; определяются и доводятся задачи по устранению выявлен­ных недостатков. Разборы с личным составом привлекаемых сил проводятся отдельно.

Разбор учения проводится непосредственно после его окончания. Если требуется дополнительное время для обобщения результатов исследования и других материалов, то разбор может быть отнесен на несколько суток после окончания учения.

При подведении итогов прошедшего учения руководитель оценивает работу органов управления, при этом может применяться общепринятая в системе подготовки градация оценок:

«отлично» — если обучаемые органы управления показали высокую слаженность в работе, качественно подготовили все документы и участников учения, в ходе учения принимали целесообразные решения, уверенно и не­прерывно осуществляли управление, что обеспечило своевременное и в пол­ном объеме выполнение подчиненными силами поставленных задач;

учения были допущены незначительные недоработки, принимаемые решения отвечали сложившейся обстановке, в управлении подчиненными силами имели место отдельные перебои, которые не оказали существенного влияния на отработку учебных вопросов и выполнение поставленных задач;

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *