чье античное учение являлось источником философского мировоззрения представителей реализма
Чье античное учение являлось источником философского мировоззрения представителей реализма
РЕАЛИЗМ
РЕАЛИЗМ (от позднелат. realis – вещественный, действительный) – философское направление, признающее лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов (Платон, средневековая схоластика), либо как объект познания, независимый от субъекта, познавательного процесса и опыта (философский реализм 20 в.). Проблема универсалий исторически восходит к учению Платона об организующих мир и самодовлеющих сущностях – «идеях», которые, находясь вне конкретных вещей, составляют особый идеальный мир. Аристотель в отличие от Платона считал, что общее существует в неразрывной связи с единичным, являясь его формой.
Реализм в средневековой философии – один из основных наряду с номинализмом и концептуализмом вариантов решения спора об универсалиях, выясняющих онтологический статус общих понятий, т.е. вопрос об их реальном (объективном) существовании. В отличие от номинализма, для которого реальна лишь единичная вещь, а универсалия – основанное на реальном сходстве предметов обобщение в понятии, реализм считает, что универсалии существуют реально и независимо от сознания (universalia sunt realia).
В богатом оттенками учении реализма обычно выделяют два его вида: крайний реализм, считающий универсалии существующими независимо от вещей, и умеренный реализм, полагающий, что они реальны, но существуют в единичных вещах. Реализм в крайнем своем выражении из-за пантеистических тенденций вошел в конфликт с церковью, поэтому в Средние века господствовал умеренный реализм.
Платонизм переработан в 3–4 вв. неоплатонизмом и патристикой (крупнейший представитель последней Августин истолковывал «идеи» как мысли творца и как образцы творения мира). Иоанн Скот Эриугена (9 в.) считал, что общее целиком присутствует в индивидууме (единичные вещи) и предшествует ему в божественном уме; сама вещь в своей телесности есть результат облачения сущности акциденциями (случайными свойствами) и является суммой умопостигаемых качеств. В 11 в. крайний реализм возникает как оппозиция номинализму И.Росцелини, выраженная в доктрине его ученика Гильома из Шампо, утверждающего, что универсалии как «первая субстанция» пребывают в вещах в качестве их сущности. В русле реализма развивают свои учения Ансельм Кентерберийский (11 в.) и Аделард Батский (12 в.). Ансельм признает идеальное бытие универсалий в божественном разуме, но не признает их существования наряду с вещами и вне человеческого или божественного ума.
Но наиболее устойчивым и приемлемым для церкви оказался реализм Альберта Великого и его ученика Фомы Аквинского (13 в.). Универсалии, согласно Фоме, существуют трояко: «до вещей» в божественном разуме – как их «идеи», вечные прообразы; «в вещах» – как их сущности, субстанциальные формы; «после вещей» в человеческом разуме – как понятия, результат абстракции. В томизме универсалии отождествляются с аристотелевской формой, а материя служит принципом индивидуации, т.е. разделения всеобщего на особенное. Умеренный реализм серьезно поколебленный номиналистом Оккамом, продолжает существовать и в 14 в.; последняя значительная доктрина умеренного реализма появляется в 16 в. у Суареса. Средневековый реализм пытался осмыслить проблему общего и единичного, природу абстракций.
Реализм в современной философии – совокупность философских учений и школ, общая черта которых – признание реальности предмета познания, т.е. его независимости от сознания и познавательных актов. Признание объективности предмета познания в гносеологии связано в современном реализме с метафизическим противопоставлением субъекта и объекта как в гносеологическом, так и в онтологическом плане. Разрабатываются три варианта понимания познания: непосредственное познание, подразумевающее принципиальную однородность субъекта и объекта в онтологическом плане (неореализм, или «непосредственный реализм»); опосредованное, связанное с принципиальной их разнородностью и требующее «посредника», переносящего информацию от объекта к субъекту (критический реализм); третьим является «онтологическое» решение, признающее субъект и объект равноправными сторонами единого бытия (критическая онтология).
1. Пути реализма. М., 1926;
2. Луканов Д.М. Гносеология американского «реализма». М., 1968;
3. Юлина Н.С. Проблема метафизики в американской философии 20 в. М., 1978;
4. Harlow V. Ε. Bibliography and Genetic Study of American Realism. Oklachoma City, 1931;
5. Wild J. Introduction to Realistic Philosophy. N. Y., 1948;
6. Passmore J. A Hundred Years of Philosophy, rev. ed. N. Y., 1966;
7. Grabmann M. Die Geschichte der scholastischen Methode, Bd. 1–2. В., 1957;
8. Taylor Η.Ο. The Medieval Mind, v. 1–2. Cambr., 1959;
9. Carré M.H. Realists and Nominalists. Oxf., 1961;
10. Copleston F.Α. Α History of Philosophy, v. 2–3. N. Y., 1962–63;
11. Stegmüller W. Glauben, Wissen und Erkennen. Darmstadt, 1967.
Реализм (философия)
Реали́зм, в философии — философский термин, употребляемый для обозначения направления, постулирующего существование реальности, независимой от познающего субъекта.
В философском значении термин Реализм употребляется в трех смыслах:
Содержание
Реализм против номинализма
Сущность проблемы состоит в вопросе о значении общего. Реализм (в схоластическом смысле) приписывает действительность общим идеям (universalia sunt realia). Таким образом, этот реализм есть то, что с другой точки зрения называется идеализмом. Платон в своём учении об идеях дал впервые вполне отчетливое решение проблемы в реалистическом духе, и реалисты всех времён в Платоне видят свой прототип.
Философская проблема в схоластике рассматривалась не вполне свободно; в исследованиях вопроса господствовала или по крайней мере к ним присоединялась теологическая точка зрения. В схоластической философии поводом к спору реалистов с номиналистами послужила книга Порфирия «о пяти гласах» (γένος, ειδος, ιδίιον, διαφορά и συμβεβηχός), поднимавшая вопрос о значении родов и видов. В течение этого спора, длившегося с XI в. до XIV-го и перешедшего и в новую философию, были высказаны наряду с радикально противоположными мнениями многие посредствующие точки зрения (обыкновенно различают 4 вида реализма; см. Номинализм). Несомненно, что реалистическая точка зрения более подходила к догматической христианской; поэтому номинализм был сначала преследуем, а потом на него не переставали смотреть более или менее подозрительно. Хотя номинализм и оказал существенную услугу свободе философского исследования, но уже Риттер [уточнить] заметил («Geschichte d. Philosophie», VII, стр. 161), что ему совершенно неправильно приписываются либеральные тенденции (стоит лишь вспомнить Гоббса); точно так же совершенно неосновательно мнение, будто победа номинализма — окончательная. «Il faut bien se résoudre, — иронически заметил Шарль Ремюза, — à entendre quelquefois parler de Dieu».
В схоластической философии борьба реализма с номинализмом окончилась победой номинализма; но в иной форме эта борьба продолжается и до настоящего времени.
Реализм против индивидуализма
Последняя крупная реалистическая система принадлежит Гегелю, для которого, как для Платона, понятие (то есть общее) составляет истинное бытие. Со времени падения гегелианства сила номинализма значительно возросла. Крайним представителем номинализма настоящего времени является индивидуализм (в лице, например, Ницше), восходящий к левой стороне гегелевской школы (в особенности к Максу Штирнеру).
Реализм против антиреализма
Существует три вида научного реализма: наивный, обычный и критический.
Наивный реализм — это позиция, разделяемая большинством людей с точки зрения здравого смысла. Согласно ей, мир таков, каким его представляет современная наука, те сущности, существование которых постулируется хорошо подкрепленной научной теорией, в действительности существуют.
Научный реализм постулирует существование объективной истины, целью научных теорий провозглашается открытие истины, движущей силой научного прогресса — приближении к истине. Научные теории, поскольку они истины, описывают реальность адекватно и сущности, которые постулируются хорошо проверенными теориями, существуют. Ричард Бойд выделил [3] следующие виды реализма, в зависимости от исследуемых вопросов:
Соответственно, научный реализм предполагает, что научные теории стремятся дать истинное описание независимо существующей реальности. «Истина» означает в данном случае соответствие между языком и реальностью. Если научная теория истина, то ненаблюдаемые сущности, которые она постулирует — существуют.
Александр Бэрд сформулировал пять тезисов научного реализма. Согласно Бэрду реалист утверждает о научных теориях, что:
Аргументы за реализм и против реализма
Критический реализм
Эта позиция была сформулирована профессором Хельсинкского университета И. Ниинилуоттой, который добавил к позиции реализма ряд уточняющих деталей. В частности, под влиянием тезиса неопределённости Куайна, он признает концептуальный плюрализм: наше обращение к миру происходит всегда в некоторых лингвистических рамках. Тезис пессимистической индукции вынуждает его принять фаллибилизм: знание о реальности не достоверно и подлежит корректировке, даже лучшие научные теории могут оказаться ошибочными, однако успешные теории близки к истине. Признается экстерналистский тезис, сформулированный социологами: реальность отчасти (но только отчасти) создана человеком. В целом его позиция по-прежнему сохраняет реалистический оптимизм: прогресс науки можно рационально объяснить. Наилучшее объяснение состоит в том, что научные теории близки к открытию истины.
Нийнилуотто формулирует ряд тезисов критического реализма:
Эта более слабая реалистическая позиция лучше защищена от стандартных аргументов, выдвигаемых против реализма. Если в первой половине XX в. в философии науки основное внимание уделялось обоснованию научного метода, то в последние десятилетия обсуждаются, в основном, вопросы онтологического статуса объектов, вводимых научными теориями. В современной литературе продолжается дискуссия по поводу реализма научных понятий, которая занимает значительное место в англоязычном мире.
Примечания
Литература
Схоластический реализм
Реализм в философии науки
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Реализм (философия)» в других словарях:
Критический реализм (философия) — У этого термина существуют и другие значения, см. Критический реализм. Критический реализм в философии направление современной философии науки, ведущее своё происхождение от «критической философии» И. Канта. Исходные принципы… … Википедия
Реализм — В Викисловаре есть статья «реализм» Реализм (фр. réalisme, от позднелат. … Википедия
РЕАЛИЗМ — (от позднелат. realis вещественный, действительный) филос. направление, признающее находящуюся вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов (Платон, средневековая схоластика), либо как объект познания,… … Философская энциклопедия
ФИЛОСОФИЯ — (от греч. phileo люблю, sophia мудрость, philosophia любовь к мудрости) особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных… … Философская энциклопедия
ФИЛОСОФИЯ ПОЛИТИКИ — филос. интерпретация наиболее общих оснований, границ и возможностей политики, соотношения в ней объективного и субъективного, закономерного и случайного, сущего и должного, рационального и внерационального. Вопрос об основаниях политики имеет ту … Философская энциклопедия
Реализм — I. Общий характер реализма. II. Этапы реализма А. Реализм в литературе докапиталистического общества. Б. Буржуазный реализм на Западе. В. Буржуазно дворянский реализм в России. Г. Реализм революционно демократический. Д. Пролетарский реализм.… … Литературная энциклопедия
философия математики — ФИЛОСОФИЯ МАТЕМАТИКИ отрасль философии науки, исследующая природу математических объектов и способы математических доказательств. Абстрактный характер объектов и особая убедительность доказательств математики еще в античную эпоху… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
РЕАЛИЗМ — В ХХ в. этот термин употребляется в трех значениях. Первое историко философское. Р. это направление в средневековой философии, признававшее реальным существование универсальных понятий, и только их (то есть не конкретного стола, а стола идеи). В… … Энциклопедия культурологии
РЕАЛИЗМ — (ново лат., от realis действительный, с греч. окончанием). Философская система средних веков, приписывавшая общим понятиям действительность их существования, в противоположность номинализму философии: признавание сущности внешних предметов… … Словарь иностранных слов русского языка
ФИЛОСОФИЯ И ЗЕРКАЛО ПРИРОДЫ — ’ФИЛОСОФИЯ И ЗЕРКАЛО ПРИРОДЫ’ (‘Philosophy and the mirror of nature’, 1979) работа Рорти. Книга направлена против парадигмы осуществимости выработки корректной ‘теории познания’ и как следствие против философии, рассматриваемой как отличное от… … История Философии: Энциклопедия
Философский реализм История, Мысль, Отрасли
философский реализм Это поток с несколькими направлениями мысли, который утверждает, что объекты существуют независимо от наблюдателя. Хотя роялисты искали ссылки у древнегреческих философов, доктрина появляется в средние века.
В то время они стремились отличить себя от так называемых номиналистов, которые не верили в существование универсальных концепций. Например, они утверждали, что термин «таблица» обозначает много различных объектов, которые имеют только общее, а именно название.
То есть не было так называемых «универсалий», которые были бы множеством всех тех объектов, которые известны с одним номиналом.
Таким образом, обсуждалась концепция платоновского реализма, в которую верили универсальные концепции. Точно так же считалось, что Аристотель практиковал так называемый умеренный реализм..
Помимо умеренного, в философском реализме сосуществуют и другие ветви, такие как наивный, критический или естественный..
Одно из практических разработок этой философии было в области образования. Реализм в педагогике пытается установить методы обучения, отличающиеся от преобладающего конструктивизма в последние десятилетия.
Мысль в философском реализме
Есть много школ с различными теориями: от идеализма до инструментализма, проходящего через реализм.
Принципиальное различие между этими теориями заключается в том, как они понимают онтологию (если внешний мир для человека существует независимо) и гносеологию (если этот внешний мир может быть известен).
Реализм направлен на то, чтобы ответить на эти вопросы, и делает это таким образом, что это далеко от философов, которые выдвигают идею объектов перед их реальным существованием, и тех, кто считает, что материи не существует, если человек не делает этого. воспринимается.
Подводя итог содержанию реалистического мышления, можно сказать, что именно философское течение полагает, что все материальные объекты имеют свое собственное существование, независимо от их отношений с человеком..
черты
Основные положения для понимания философского реализма содержатся в максиме, что объекты реальны за пределами любого человека, наблюдающего их. И человек знает эту реальность своими чувствами.
Что касается области знаний, важной проблемой в этом направлении установлено, что индивид пассивен..
история
Хотя, как течение мысли, появляется в средние века, философы были основаны на некоторых авторах греческой философии.
Эти авторы уже начали рассматривать эти дилеммы и оставили свои учения по этому вопросу..
Платон, Демокрит и Аристотель
Хотя многие авторы не согласны с присутствием Платона в реализме, его философия была частью начала этой тенденции в средние века.
В это время начинают говорить о платоновском реализме, который подтверждает реальное существование универсалий. Чтобы дать пример, чтобы прояснить идею, название «стул» относится к некоему общему характеру этого предмета мебели..
Таким образом, идея «стул» не зависит от каждого конкретного стула. Этот «универсальный», как Платон назвал эти идеи, имеет метафизическое существование.
Демокрит гораздо лучше связан с реалистичными идеями, в частности с так называемым критическим реализмом.
Этот мыслитель, признавая, что объекты существуют сами по себе, считает, что каждый человек придает определенным качествам восприятие их своими чувствами.
Наконец, Аристотель не согласен с мыслью о Демокрите и указывает, что те свойства, которые воспринимаются, также существуют независимо от того, что ему кажется наблюдателем. Это о так называемом естественном реализме.
Средневековье
Именно в средневековой философии действительно появляется реализм, даже если они приняли эти классические вклады.
В то время этот термин был больше похож на тот, который использовал Платон в своих трудах, и родился как реакция на другие мысли, такие как номинализм и концептуализм..
Таким образом, философы того времени считали, что универсалии, описанные Платоном, реальны, но только в уме, и что они вдохновлены существующими вещами..
19 век и современность
После Просвещения и Романтизма, периоды, в течение которых реализм практически исчезает на смену идеалистам, философский реализм вновь появляется с силой в XIX веке.
Реалисты утверждают, что реально только то, что мы воспринимаем и переживаем в течение жизни. Понятие «реальность» в абстрактном для них не существует, только опыт людей.
Такие движения, как неореализм и огромная сила, которую приобретает наука (научный реализм), делают это течение наиболее популярным в течение длительного времени..
Основные отрасли философского реализма
Как и во всех направлениях мысли, в философском реализме разные линии сосуществуют со значительными различиями между собой..
Также были различия в зависимости от времени, под влиянием исторического контекста. Вот некоторые из основных, вместе с наиболее важными мыслителями:
Наивный реализм
Этот тип реализма не вызывает вопросов о знаниях. Для последователей этого течения наблюдается и воспринимается то, что существует, включая особенности каждого объекта..
Критический реализм
Хотя в некоторых вещах он совпадает с предыдущими, он не думает, что реальность во всей ее полноте, как она воспринимается органами чувств.
Для них каждый человек вносит часть своей субъективности в каждый объект. Выделяет таких авторов, как Рой Бхаскар или Ром Харре
Умеренный реализм
Это тот, который преобладал в средние века и, как было объяснено ранее, верит в существование универсалий, хотя и не как нечто материальное, но как ментальное понятие.
В качестве авторов можно назвать Сартра, Шопенгауэра и, в некоторых аспектах, святого Фомы Аквинского.
Научный реализм
В этом типе реализма преобладает важность науки для достижения знаний. Таким образом, наука должна отвечать за описание реальности, которая существует как нечто независимое от наблюдений каждого человека..
Это более современное течение, чем другие, и на него могут обратить внимание такие философы, как Марио Бунге или финский Илкка Ниинилуото.
Философский реализм и воспитание
На уроках, основанных на реализме, важная вещь перестает быть учеником и полностью становится предметом, который нужно преподавать.
Весь вес процесса ложится на учителя, который должен объяснить своим ученикам истины, которые установила наука; это все реальность.
Понятие реализма в философии
Реализм в философии – это направление философской мысли, которое признает реальность, находящуюся за пределами сознания. Реальность понимается как бытие идеальных сущностей, или как объект познания, независящий от субъективного понятия, познавательного процесса и имеющегося опыта. Вопрос универсалий в истории начинается с учения Платона о сущностях, которые, существуя вне конкретных понятий, организуют мир и самодовлеют. Аристотель в противовес Платону утверждал, что общая сущность состоит в неразрывной связи с единичным понятием, и является его формой.
Что такое реализм в философии
Следуя реализму в философии, универсалии существуют в реальности за границами разумного. Эта философия в своей крайности из-за пантеистических выражений конфликтовала с церковью.
В III-IV вв. философия Платона переросла в неоплатонизм и патристику (ее виднейший представитель Августин Блаженный толковал мысли как идеи Господа, ставшие образцом для всего существующего на земле).
Наиболее устойчивым и принятым церковью стал реализм, основные тезисы которого сформулированы Альбертом Великим и его последователем Фомой Аквинским. Следуя мысли Фомы, универсалии существуют в трех ипостасях: «до вещей» в разуме Творца – как идеи и прообразы; «в вещах» – как их существо, субстанция; «после вещей» в разуме человека – как представления, результат абстрактного мышления. По томизму (учение Фомы) универсалии соотносятся с формой по Аристотелю, а материальное выражение есть основа индивидуализации – деление общего на особенное.
В современной философии, реализм – это совокупность нескольких учений и школ, общей чертой которых является принятие существования объекта познания в реальности, то есть вне зависимости от разума и актов познания. В разработке находятся 3 вида понимания познания:
Своеобразным выражением философской мысли является творчество Вальтера Скотта, которое стало важной ступенью в английском литературном процессе, отразившем переход от романтизма к реализму. Романтизм работ Скотта сочетается с яркими реалистичными чертами
Реализм против номинализма
Вопрос заключается в поиске общего смысла бытия. В схоластике реализм придает значение общим понятиям. Номинализм же считает, что общий смысл вещей лишь иллюзия. Мир наполнен только единичными вещами, без свойств и характеристик. С тех пор реалисты следуют его учению философии, как основополагающему принципу действительности.
В схоластике проблема философии обсуждалась не совсем открыто, так как при изучении темы в первую очередь преобладало или добавлялось теологическое видение мира. Книга Порфирия «О пяти гласах», в которой был рассмотрен смысл родов и видов с точки зрения философии, стала камнем преткновения между реалистами и номиналистами. По ходу этой дискуссии, длившейся с XI по XIV века, и плавно перетекла в новую философскую идею, вместе с абсолютно противоположными мнениями высказаны прочие промежуточные варианты. Реалистическое мировоззрение наиболее совпадало с взглядами догматического христианства. Реалистическое мнение вначале преследовалось, в дальнейшем его рассматривали с подозрением в той или иной мере.
Номинализм послужил становлению свободы изысканий в философии, но, по замечанию Риттера, он абсолютно неверно ассоциировался с либеральными тенденциями. И также утверждение, что номинализм окончательно одержал победу совершенно необоснованно. В схоластике спор между реалистами и номиналистами закончился победой последних, но и поныне он продолжается в другом виде.
Реализм против индивидуализма
Крайняя обширная система реализма относится к достижениям мыслителя Гегеля, который в основу общего понятия закладывал бытие. С тех пор, как гегелианство утратило важность, номинализм набирает обороты. Индивидуализм, относившийся к левосторонней школе Гегеля, является крайностью номинализма в современности.
Реализм против антиреализма
Научный реализм можно разделить на три типа: наивный, обычный, критический.
Наивный – мнение, которого придерживается большинство людей. Оно основано на разумном восприятии. Следуя этой позиции, мир такой, каким его отражает наука. Понятия, доказанные научно, реально существуют. Научный пропагандирует объективность истины, цель теорий – достижение истины. Научный прогресс движется, благодаря цели приблизиться к истине.
Научные теории, так как они принимаются за достоверные, отображают реальность верно. Онтологический утверждает, что существование по научному объяснению почти не зависит от мышления человека и теории вероятности. Этот вид призван ответить на вопросы:
Эпистемологический гласит, что наука принимается как истина, и теории науки – это средства приближения к истине. Семантический реализм, по Бойду, допускает, что теоретические понятия науки ведут к реальным понятиям. Этот вид пытается дать ответ на вопрос: на самом ли деле истина — это взаимосвязь языка и мироздания.
То есть, следуя научному реализму, теории пытаются описать истинное бытие вне зависимости от реальности.
Философ Александр Бэрд вывел 5 основных мыслей научного реализма. По Бэрду, человек, придерживающийся научных теорий, утверждает, что:
Доводы за и против
Самым крупным аргументом «за реализм» является итог к лучшему пояснению: «реализм – это единственная философская система, которая не причисляет прогресс в науке к чудесному явлению». Эта теория была раскритикована антиреалистами, считавших, что риск принятия научной теории за истинную очень высок. Данный довод получил название пессимистической индукции, и определен так: частично ранние теории науки были ложными (теории теплорода, флогистона, определение эфира). Теории настоящего времени также могут быть признаны мнимыми. Постулаты научного реализма жестко осуждались основоположниками, но приобретали и множество последователей.
Критический реализм
Профессор университета Хельсинки И. Нийнилуотто положил начало определению критического реализма. Этот ученый внес в теорию детали, дополняющие реалистические постулаты. Следуя понятию неопределенности Куайна, он соглашается с утверждениями концептуального плюрализма: мы общаемся с миром, находясь в определенных языковых границах. Довод пессимистической индукции заставляет ученого смириться с фаллибилизмом: то, что человек знает о реальности, необходимо откорректировать, даже доказанные научные теории могут быть ошибочны, но самые успешные теории очень приближены к истине. Признается экстерналистский довод, который был сформулирован социологами: реальность частично основана человеком. Его взгляды придерживаются реалистического оптимизма: научный прогресс возможно объяснить разумным путем. Самое лучшее объяснение заключено в понимании, что теории науки приближены к сущности истины.
Нийнилуотто выделил несколько тезисных предложений критического реализма:
Эта слабая ветвь реализма защищена от доводов, которые выдвигаются против реализма. Если в первой половине XX в. в научной философии внимание было сконцентрировано на объяснении методов науки, то в последние несколько десятков лет идут обсуждения вопросов статуса объектов в онтологии, которые введены наукой. И по сей день продолжается спор о реализме научных понятий, который играет большую роль в англоязычных странах.
Реализм в философии науки
Философия науки, распространенная на Западе и в отечественных философских кругах, отражена во множестве концепций и направлений, которые предлагают модели развития науки и эпистемологии. Она направлена на определение роли и значения науки. Реализм и философия науки тесно связаны общими научными понятиями. Эти взгляды основаны на исследовании познания мира и истины. Они в той или иной степени изучают проблемы взаимосвязи субъект-объект и объект-знание.
В философии, термин реализма используется в трех пониманиях:
Реализм Средневековья (как и его последующее течение – классический рационализм) в попытке осмысления проблемы общего и единичного, не разрешил споров, обусловленных пониманием общих понятий в виде абстракций, которые предшествуют работе познания.