чего хочу того не делаю что не хочу то делаю апостол павел
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Рим. 7:19
Свт. Иоанн Златоуст
Не еже бо хощу доброе, творю: но еже не хощу злое, сие содеваю
Свт. Амвросий Медиоланский
Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю
Сопротивляется Павел и видит, как закон плоти его противится закону его разума и как становится он пленником греха. Не на разум свой он уповает, а верит, что от смерти его освободит благодать Христа. А ты думаешь, что кто-либо, знающий грех, может не грешить?
О рае.
Свт. Феофан Затворник
Не еже бо хощу доброе, творю: но еже не хощу злое, сие содеваю
Доказывает опытом же, почему содеяти доброе, не обретает, — потому что вместо доброго — желаемого — содеваю недоброе — не желаемое. Девятнадцатый и 20-й стихи суть повторение стихов 15-го и 17-го, но с особым оттенком. Там доказывалась преданность греху, а здесь объясняется необретение в себе делания добра. Там причина, здесь следствие. Объяснение того, почему еже не хощу, злое содеваю, — можно заимствовать оттуда, прибавив: потому что я продан под грех. Слово: содеваю — указывает на всякий частный случай. Вообще хощу доброго, одобряю его и имею в мысли делать; но в частных случаях подходит грех — сластолюбивое самоугодие, — прельщает меня и увлекает, и я содеваю не то, что хочу обычно. Так: еже содеяти доброе, не обретаю. «Указывает здесь Апостол на прельщение и увлечение грехом. Желаю, говорит, делать доброе, желаю не делать худого; но нападает похоть, пленяет и склоняет презреть признаваемое добрым и желаемое и сделать то, что она внушает» (Экумений).
Толкование послания апостола Павла к Римлянам.
Блаж. Феофилакт Болгарский
Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю
Амвросиаст
Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю
Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Апостол часто повторяет это, чтобы была ясность.
Комментарий на Послание к Римлянам.
Констанций
Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю
Павел говорит это от лица того, кто привык грешить и запятнан пороками плоти.
Комментарии на Послание к Римлянам.
Лопухин А.П.
Ст. 19-21 Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое
Читаем Апостол. 5 июля. Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю
Аудио
Святой Церковью читается Послание к Римлянам. Глава 7, ст. 14–25; глава 8, ст. 1–2.
14. Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху.
15. Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю.
16. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр,
17. а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
18. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу.
19. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.
20. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
21. Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое.
22. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием;
23. но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.
24. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?
25. Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха.
1. Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу,
2. потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.
(Рим. 7, 14 – 8, 2)
Итак, дорогие братья и сестры, с апостолом Павлом мы продолжаем размышлять над глубочайшими темами, связанными с нашим спасением, о том, как людям прийти к этому спасению. Господь открыл нам врата спасения: совершил искупительный подвиг, дал нам оправдание, но апостол Павел пытается каждого из нас подвести к мысли о нашей греховности, нашем бедственном положении. Он начал делать это с первых глав Послания и здесь приближается в своей антропологической глубине к самым крайним точкам, к самым глубинам человеческого бытия, человеческого «раздрая», человеческой шизофрении. Слово «шизофрения» и переводится с греческого как раздвоенность, «раздрай» сознания, отсюда и болезнь, о которой мы все знаем.
Продолжая рассуждение, Павел в 14-м стихе 7-й главы говорит: Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху. Он сразу дает тезис относительно того, что закон духовен, выражает волю Божию, закон – это хороший, Богом данный фактор. Речь идет, конечно, о законе, который Бог дал Моисею. Если мы будем расширять это понятие, то любой здравый закон, установленный благой волей человека, сообразующейся со здравым смыслом и пользой, конечно, тоже благ, праведен и добр. Другое дело, что мы, конечно, понимаем, что закон не всегда бывает написан людьми с чистым сердцем и доброй волей, со здравым смыслом разработан и дан для соблюдения людям. Но это уже другой момент – человеческий фактор, человеческая немощь. Если же говорить о законе в его идеальном проявлении, то через него выражается воля Божия (если как минимум говорить о законе Моисеевом, который был дан непосредственно Богом).
Проблема в том, говорит апостол Павел, что закон добр и духовен, но я продан под грех, я плотской, греховный, поэтому при столкновении с законом и возникает проблема. И далее объясняет, в чем состоит эта проблема, в чем смысл этой шизофрении, раздвоенности, «раздрая» человеческой жизни:
15. Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю.
Наверное, все мы, дорогие братья и сестры, испытывали это, когда по знаменитой поговорке действительно хотели как лучше, а получалось как всегда. Все мы по большому счету хотим добра: хотим счастья, веселья, любви, хотим жить и пребывать. Ведь нет ни одного человека, который бы, находясь в здравом уме, осознанно сказал, что хочет творить зло, приносить другим людям несчастье. Нет, всякий человек стремится к счастью, но по-своему, и вот этот путь к его достижению может в конце концов порождать грех: это неправильно понимаемое счастье и неправильно понимаемый путь к нему. Об этом здесь и говорится, вроде бы я и хочу благого, а не получается: не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. То есть подчас получается, что грех вводит нас в такую ловушку, что мы делаем то, что нужно греху, а не то, что нужно нам. Здесь грех выступает даже как некое персонифицированное существо, имеющее собственную волю. Конечно, это метафора, но для апостола Павла грех – это действительно чрезвычайно сильный аспект человеческой жизни, который постоянно тянет человека в сторону того, чтобы не исполнять волю Божию.
16. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, то есть я понимаю, что то, чего бы я хотел на самом деле, – благо и является волей Божией, но делаю то, чего не хочу, и скорблю, соглашаясь тем самым, что воля Божия благая и добрая.
17. а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. То есть грех чуть ли не живое существо, которое живет во мне как некто инородный (бес, как бы мы сказали), паразитирует и делает то, чего мы не хотим.
18. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу.
19. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.
20. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
Апостол говорит, что внутренний человек как раз хочет добра, блага, понимая, что закон Божий и воля Божия принесут мне благо. Но тем не менее живущий во мне грех заставляет меня вести себя иначе.
21. Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. То есть хочу сделать доброе, а все равно получается злое.
22. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием;
23. но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.
24. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?
Вот кульминация – апостол Павел говорит, что это действительно «раздрай»: хочешь одного, а делаешь другое, и действительно закон не помогает, не спасает, закон провоцирует грех, обличает его, наказывает за грех. Потом все начинается заново: получил наказание, хочу исправиться и все равно делаю плохо. Постоянно нахожусь в этом замкнутом круге: грех – закон, грех – закон, хочу одно – получается другое. Бедный я человек! кто меня от этого избавит?
25. Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Этот стих можно прочитать немного иначе: не благодарю Бога моего, а как ответ на вопрос апостола Павла: Благодать Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. То есть:
– Кто избавит человека от этой ситуации?
– Благодать Бога – благой дар Бога через Иисуса Христа Бога нашего.
Только соединение и жизнь с Иисусом Христом, принятие благодати Божьей, которая дарована нам через Иисуса Христа, только это совершенно иное состояние может вывести нас из абсолютно трагической ситуации шизофрении. Об этом мы с вами продолжим читать в следующий раз.
Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!
Тема: Как понимать вопль апостола Павла «Бедный я человек!»
Опции темы
Как понимать вопль апостола Павла «Бедный я человек!»
Иногда в проповедях (устных или письменных), книгах и т.п. можно услышать или прочитать заявление о том, что апостол Павел, несмотря на своё апостольство, всё же был человек далеко не совершенный и страдал от сознания своего малосилия перед грехом и плотью. Обычно в таких заявлениях ссылаются на следующие места:
Рим.7; 18 «Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу.
19 Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.
20 Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
21 Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое.
22 Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием;
23 но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.
24 Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?»
Если исходить из этих стихов, то получается, по большому счёту, что апостол просто-напросто грешил, не больше, не меньше, хоть и страдал от этого внутренне. Хорошенькое заявление! Однако исследование жизни Павла и его посланий опровергают такой вывод, и утверждают обратное, т.е. что апостол достиг состояния полной победы над грехом и плотью. Почему же в вышецитируемом месте послания к римлянам апостол пишет о себе в таких мрачных тонах? Ответ может быть только такой: Павел говорит здесь от лица человека подзаконного, т.е. того, который узнал волю Бога через закон, но исполнить её не в состоянии по причине невозрождённости от святого Духа. Возможно, Павел имел в виду свой личный опыт в подзаконном состоянии. Суть не в этом, а в том, что познав благодать Иисуса Христа, Павел всё-таки достиг состояния победы над плотью и грехом. Вот некоторые места, НЕОПРОВЕРЖИМО подтверждающие это:
Буквально через 2 стиха после своего вопля «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» Павел торжественно заявляет Рим.8; 2 «…потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.»
Рим.14; 14 «Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто.» В этом же послании Павел с уверенностью заявляет, что полностью чист.
1 Кор.9; 1 «Не Апостол ли я? Не свободен ли я?. » И опять – в более раннем послании Павел дерзновенно заявляет о своей духовной свободе, которая просто немыслима для человека, находящегося ещё в рабстве своей греховной плоти.
Гал.2; 19 «Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу,
20 и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.» Послание к Галатам считается наиболее ранним, и тем не менее Павел уже в нём пишет о себе, как о сораспятом Христу. И в нём живёт Христос. А признаком живущего в нас Христа является «…тело мёртво для греха…»(Рим.8;10)
Гал.5;24 «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.» Павел был не то что «Христов», а в высшей степени «ХРИСТОВ», будучи апостолом Христовым, каковых Бог поставил в Церкви «во-первых» (1Кор.12;28).
Иоан.8; 34 «Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха.
35 Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно.
36 Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете.» Также Иисус в другом месте говорит: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными». Ясно, что подразумевается свобода от греха и плоти, не так ли? Так неужели величайший последователь и ученик Христа не познал всего этого?
Можно было бы поискать и найти ещё подобные места, но и этого, думаю, достаточно, чтобы сделать вывод о полной победе величайшего апостола Христова над грехом и плотью. А «жалоба» Павла на невозможность делать добро, как выше писалось, относится к тому времени, когда он был без Христа, под законом. Или вообще от имени подзаконного человека. Здесь нужно ещё учитывать своеобразие литературного языка Павла, в посланиях которого, по словам Петра, есть нечто неудобовразумительное. Одним словом – читая Павла, надо смотреть в корень (читать между строк), и делать выводы не на тёмных местах его посланий, а на ясных, которых великое множество.
Почему же находятся христиане, которые несмотря на предельно ясные аргументы о победной жизни апостола продолжают утверждать, что Павел всё же был в плену своего тела смерти? Даже будучи в расцвете своего апостольства. Ответ, по-видимому, в том, что так просто-напросто выгодно, и подобный взгляд помогает снисходительно относиться к своему плотскому состоянию. Мол, если Павел не мог справиться, куда мне, немощному…Давно подмечено, что человеку свойственно подстругивать истину в свою пользу. Но истина в том, что Иисус совершил Своё дело не для того, чтобы мы пребывали в нескончаемом состоянии «грешу и каюсь, каюсь и грешу», а чтоб в конце-концов вышли в состояние победителей, которые «наследуют всё» Откр.21;7. В числе таковых был и апостол Павел, и это несомненно. Поэтому лучше сознавать своё ещё далёкое от спасённости состояние, и прилагать усилия к достижению оного (своими усилиями и помощью благодати Святого Духа), и входить в него, пускай и не сразу, и в своё время услышать: «Войди в радость Господина своего», чем убаюкивать себя извращённым евангелием, ссылаться на несовершенство Павла – и всё это считать спасением, расслабиться и надеяться, что и так проскочим к Господу, ведь «Он ТАК милостив»,… ведь спасение «не по делам»… Но Туда не проскочишь. Вот что даёт нам дерзновение в день суда: Иоанн 4;17
«Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он.» Апостол Павел писал в Рим., что необходимо ПОСТОЯНСТВО в добром деле, а не периодичность. И подобных мест в Новом Завете великое множество. Утешительно? Скорее – убийственно для современного христианства и его теологии. Однако, как говорили древние – суров закон, но это закон. Другими словами – работы не початый край. Но Писание говорит также – что это возможно! Апостол Иоанн утверждает, что «заповеди Его не тяжки…» (в Духе Святом, разумеется. А ведь постоянное стяжание Духа и есть смысл жизни христианина, по словам Серафима Саровского). И кроме того – даже если слово Божье нас иногда и опечаливает, то это как раз благословение, ведь «печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению…» Но, к сожалению, мы сегодня совершенно не желаем испытывать печали о грехах и плакать о них (блаженны плачущие), это для нас депрессия и негатив, а для некоторых даже «твердыни сатанинские».
Вот некоторые места Нового Завета об абсолютной взаимосвязи спасения со святостью и добрыми делами: (Мф.3;7-10, 5;8, 6;15, 7;2, 7;13-14, 7;21, 10;37-38, 11;12, 10;22, 10;32-33, 1Петр.1;17, 4;18, Рим.6;22, 8;1, 8;10, 2Кор.13;5, Галат.5;22-24, Флп.2;12, 1Тим.2;15, 4;16, 6;17, 2Тим.2;11-12, 2;19, Тит.2;11-14, Евр.3;14, 5;9, 6;11-12, 8;10, 10;22, 10;26, 10;36, 12;14, Откр.21;7-8, 21;27, 22;14-15) И это далеко не все места.
В заключение данного короткого исследования хотелось бы прокомментировать следующие слова апостола Павла, которые также могут быть использованы как аргумент о греховности Павла:
Флп.3; 12 «Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус.
13 Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед,
14 стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе.»
Выше мы читали, что Павел сам о себе признавался, что чист и победил грех. Но осознание этого всё же не давало ему смелости признать себя достигшим Христа. Да так оно и было. Павел видел, что он ещё не достиг совершенства Иисуса, Его меры в Духе Святом, но это несовершенство не подразумевало фактов согрешений и господства плоти. По всей видимости Павел имел в виду такие высоты, которые мы по своей немощи и далёкости от истинно духовной жизни и вообразить не в состоянии.
Новый Завет
Послание к Римлянам святого апостола Павла
Глава 7.
1 Разве вы не знаете, братия (ибо говорю знающим закон), что закон имеет власть над человеком, пока он жив?
2 Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества.
3 Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умрет муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейцею, выйдя за другого мужа.
4 Так и вы, братия мои, умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу.
5 Ибо, когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти; 6 но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве.
7 Что же скажем? Неужели от закона грех? Никак. Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай.
8 Но грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание: ибо без закона грех мертв.
9 Я жил некогда без закона; но когда пришла заповедь, то грех ожил, 10 а я умер; и таким образом заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти, 11 потому что грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею.
12 Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра.
14 Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху.
15 Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю.
16 Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, 17 а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
18 Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу.
19 Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.
20 Если же делаю то́, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
21 Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое.
22 Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; 23 но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.
24 Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?
25 Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха.
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Рим. 7:15
Свт. Иоанн Златоуст
Еже бо содеваю, не разумею: не еже бо хощу, сие творю: но еже ненавижду, то соделоваю
Свт. Кирилл Иерусалимский
Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю
Фрагменты.
Свт. Феофан Затворник
Еже бо содеваю, не разумею: не еже бо хощу, сие творю: но еже ненавижду, то соделоваю
Еже бо содеваю, не разумею. Незнать что делаю, понять не могу, как это я делаю все, что делаю. Или общее: незнать, что во мне делается. Святой Златоуст говорит, что Апостол не то хочет сказать, что — грешу в неведении: ибо никто никогда не грешил в неведении. Если б люди грешили в неведении, то не за что было бы их наказывать. Что же значит: не разумею? Пребываю во мраке, увлекаюсь, сам не знаю, как даюся в обман. И сами мы обыкновенно говорим: не знаю, как такой-то человек пришел и увлек меня; хотя вовсе не думаем извиняться незнанием, а выражаем только, что тут был некоторый обман, умысел, омрачение. — Блаженный Феодорит ограничивает так же это неразумение одним моментом, или действием грешения. «Побеждаемый, говорит, сластолюбием, а также упивающийся страстию гнева не имеет ясного ведения о грехе, но, по прекращении действия страсти, начинает ощущать зло». — Сосложение с грехом в акте грешения и разумом одобряется, а после он ясно видит, что не следовало так делать, и, озираясь назад, в недоумении спрашивает: как же это так? «Прельщаюсь и совосхищаем бываю на грех, — бываю окрадаем, воровски увлекаем, и понять не умею, как сие стражду» (Экумений).
Как в какой-либо семье глава семейства держит намерения, по его убеждению полезные, но, когда надо действовать, собираются семьяне и уговаривают его делать противное тому: он соглашается и делает. После хоть и видит, что не следовало соглашаться, но уж сделанного не переделаешь. Это, однако ж, не исправляет его; но, когда приходится действовать в том же смысле, семьяне опять сбивают его сделать по-ихнему. Так и всегда делает он не еже хощет. То же самое происходит и внутри нас. Всякий желает доброго и ненавидит злое; но приходит сласть самоугодия, отуманивает очи ума, извращает расположение сердца, — и желаемое доброе не желается, а ненавидимое злое является привлекательным; от чего не то творится, а это содевается.
Толкование послания апостола Павла к Римлянам.
Прп. Ефрем Сирин
Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю
Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.
Блаж. Августин
Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю
Когда Павел говорит: Ибо не понимаю, что делаю, это может показаться противоречащим сказанному раньше в стихе 13, что грех оказывается грехом потому, что посредством доброго причиняет мне смерть. Как же он оказывается, если он не понят? Не понимаю в этом месте означает «не одобряю». К примеру, мрак не может быть увиден, но он опознается в контрасте со светом, то есть: воспринимать мрак значит не видеть. Подобно и грех, поскольку он не высвечивается праведностью, воспринимается непониманием, как мрак невидением (ср. Иов. 22:11; Притч. 4:19).
Некоторые темы из Послания к Римлянам.
Блаж. Феодорит Кирский
Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю
Толкования на послания святого Павла.
Блаж. Феофилакт Болгарский
Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю
Ибо не понимаю, что делаю.
Здесь говорит не о совершенном неведении, ибо если бы грешили в неведении, то за что же были бы наказываемы? Что же говорит? Пребываю во тьме, увлекаюсь, не знаю, как увлекает меня грех. Посему, когда говорит: не понимаю, то указывает не на незнание того, что должно делать, но на опасности, ковы, обольщение, увлечение. Все это говорит о людях, живших до пришествия Христа во плоти, хотя представил самого себя.
Потому что не то делаю, что хочу.
Так выражается вместо следующего: ибо тогдашние люди не то делали, что хотели. Выражаясь же так, не внушает необходимости или принуждения. Но что говорит? Вот что: чего не одобряли, чего не принимали, чего не любили, то делали. Ибо далее присовокупляет:
А что ненавижу, то делаю.
Видишь ли, что не вводит ни принуждения, ни необходимости? Ибо в противном случае присовокупил бы: к чему вынуждаюсь необходимостью, то делаю. Но это не сказал, а говорит: что ненавижу. Как же произошло зло? По увлечению, по немощи, которую имели от преступления Адамова. Эту-то немощь и не мог уврачевать закон, хотя и говорил, что должно делать; ее уврачевал, пришедши, Христос. Итак, здесь во всем, что сказал и что намерен сказать, цель у апостола та, чтобы доказать, что естество человеческое пришло в неисцелимое состояние и что его никто не исцелит, кроме Христа.
Толкования на послание к Римлянам.
Ориген
Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю
Комментарии на Послание к Римлянам.
Констанций
Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю
О чем же говорит Павел теперь? Ибо не понимаю, что делаю. Это означает: не хочу понимать; не хочу испытывать вред, а сам причиняю вред. Желаю чужого, а в своем не хочу быть обманутым. Именно об этом говорит Павел, заявляя: Не то делаю, что хочу, то есть чтобы ему было добро, а что ненавижу, то делаю, то есть чтобы ему было зло… Естественное суждение ненавидит грех; и потому те, кто его совершают, либо отрицают, либо скрывают, что делают зло.
Комментарий на Послание к Римлянам.
Лопухин А.П.
Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю