человеческий ум воспитывается учением и мышлением

Человеческий ум воспитывается учением и мышлением

В нашем электронном собрании афоризмов предпринята попытка проследить многовековую эволюцию жанра. Здесь представлены наиболее известные и значительные авторы, которые сочиняли афоризмы или имели склонность к кратким изречениям. Материал организован по разделам в хронологическом порядке от «Древнего мира» до «20 века», внутри этих разделов – по странам, и затем по отдельным авторам. О каждом из авторов дана краткая информация – годы жизни, основная сфера деятельности или профессия.

Слово «афоризм» происходит от греческого «афорисмос» (краткое изречение). История афористической мысли уходит в далекую древность. Уже тогда люди стремились кратко выражать свои мысли, формулируя самые значимые из них в форме изречений. Краткие высказывания встречаются на древнеегипетских папирусах и клинописных табличках Междуречья, затем, с течением времени, в Древней Греции и Риме афоризмы оформляются в особый жанр, который сохраняет свою актуальность до наших дней.

На примере афоризмов можно проследить, какие темы и стороны жизни волновали людей в разные эпохи, чем отличались национальные типы мысли. Если для одних краткая форма мысли была частью воспитания или культуры (например, лаконичность в Древней Спарте), то для других – лишь квинтэссенцией размышлений, итоговой формулой, наиболее удачно выражающей отношение к тому или иному жизненному явлению. Акценты и идейные приоритеты в афористическом жанре менялись от века к веку, но многие темы оставались неизменными – философское осмысление мира, смысл жизни, принципы государственного и общественного устройства и т. д. Значительную роль в формировании афористической формы сыграли восточные мыслители. В качестве примера можно привести трактат «Дао Дэ Цзин» (автором которого считается Лао-Цзы) и сочинения Конфуция, в которых нераздельно слиты стиль мышления и литературная форма. Каждое изречение в этих произведениях пронизано гармонией мироощущения и стремлением к высшей мудрости. На Востоке афористическая мысль имела в основном этическую направленность и определялась идеалом самосовершенствования. Новое религиозно-философское содержание она получает в книгах Библии: изречения пророков, Книга Экклезиаста, Притчи Соломоновы и т. д. предполагают цельную картину мира, созданного и управляемого Богом. Человек лишь стремится приблизиться к Божественной Мудрости, сознавая невозможность ее полного постижения. Мистикой богопознания и человеческим смирением перед великой тайной бытия пронизаны сочинения как христианских, так и мусульманских авторов средневековья. Для этого стиля мышления характерно знаменитое изречение Тертуллиана «Верю, ибо абсурдно».

Содержание афоризмов в Западной Европе значительно меняется в период Возрождения. На смену религиозным и богословским текстам приходит светская литература, в которой афористический жанр занимает достойное место. Высокие темы уступают место гуманистическим идеям, авторов афоризмов все больше интересует человек с его страстями и повседневными заботами. Вместе с содержанием афоризмов меняется и их стилистика: самоанализ сочетается с юмором или иронией. По выражению М. Монтеня, человек жаждет объять всю вселенную и в то же время является «лишь шутом из фарса». Осознание человеческой уникальности и ничтожности, противоречивости личности по отношению к миру ярче всего сформулировано в знаменитых «Мыслях» Б. Паскаля: человек уподоблен «мыслящему тростнику», противостоящему всей вселенной.

В Новое время афористическая литературная форма развивается в двух направлениях – как самостоятельный жанр и в виде крылатых фраз, включенных в контекст различных произведений (научных работ, поэзии, прозы, публицистики, писем и т. д.). Этапным периодом для афористической мысли становятся 18 и 19 века (среди значимых произведений эпохи – «Максимы» Ф. Ларошфуко, «Афоризмы житейской мудрости» А. Шопенгауэра и др.). Ф. Ницше с помощью афоризмов создает особый стиль мышления, альтернативный научному, систематическому познанию. Идейная «эстафета» Ницше была подхвачена и в России – прежде всего Л. Шестовым, призывавшим вернуться к личной вере и библейским истинам, и В. Розановым, который использовал афористическую форму для исследования повседневной действительности, пытаясь запечатлеть в «опавших листьях» ускользающее течение жизни.

В начале 20 века афористическая мысль приобрела особую литературную утонченность и достигла большого культурного значения, но затем содержание и стиль афоризмов все больше усредняется. Авторами и «героями» афоризмов становятся актеры, кинорежиссеры, музыканты, политики, бизнесмены и другие популярные персоны, а источниками – устные выступления, интервью, анекдоты и т. д. Наше издание дает читателю возможность сделать свои выводы о закономерностях развития афористической мысли, свободно перемещаясь от изречения к изречению через эпохи и страны.

Источник

• Человеческий ум воспитывается учением и мышлением.

• Человек часто сам себе злейший враг.

• Чем кто умнее, тем он скромнее.

• Сущность счастливой жизни в целом усматриваю в силе духа.

• Так как уединение и жизнь без друзей полны интриг и страха, то сам разум советует обзавестись дружбой.

• Творения природы совершеннее творений искусства.

• Те, кто много обманывает, стараются казаться честными людьми.

• Тела юношей закаляются трудом.

• Тело мужей храбрых и великих людей смертно, а деятельность души и слава их доблести вечны.

• Тем, кто хочет учиться, часто вредит авторитет тех, кто учит.

• Только в одном случае нам нечего бояться оскорбить друга — это когда дело идет о том, чтобы высказать ему правду и таким образом доказать ему свою верность.

• Только одно отечество заключает в себе то, что дорого всем.

• Только то общество, в котором народ пользуется верховной властью, есть истинное вместилище свободы.

• То, что имеет силу в отношении большего, должно иметь силу и в отношении меньшего.

• Сколько различных выгод соединяет в себе дружба! Куда бы вы ни обратились, она к вашим услугам; она повсеместна; никогда она не докучает, никогда не приходит некстати, она придает благополучию новый блеск, и неудачи, которые она разделяет, в большей степени теряют свою остроту.

• Слава — вещь основательная.

• Слава есть согласная похвала хороших людей, неподкупный голос людей, правильно судящих о выдающейся добродетели.

• Слава, как тень, следует за добродетелью.

• Следует жить в соответствии с природой.

• Следует не только выбирать из зол наименьшее, но и извлекать из них самих то, что может быть в них хорошего.

• Следует осмотрительно делать то, что делаешь.
0

Источник

Цицерон Марк Туллий

Цицерон Марк Туллий, древнеримский политический деятель, оратор, писатель. Родился 3 января 106 г. до н. э. в городе Арпинум неподалеку от современного города Чивитавекки в семье из сословия всадников. Приехав в Рим, обратил на себя внимание своим необыкновенным ораторским мастерством. Первое публичное выступление относится к 81—80 гг. н. э., когда Цицерон выступил с оппозицией диктатуре Суллы; первым его большим успехом было участие в 70 г. в громком процессе против сулланца Верреса; первую политическую речь произнес в 66 г. в поддержку Г. Помпея. В 63 г., раскрыв заговор Катилины, Цицерон стал консулом и первым сенатором Рима. С образованием 1-го триумвирата роль Цицерона падает (в 58—57 гг. ему даже пришлось удалиться в изгнание); во время гражданской войны между Цезарем и Помпеем он пытался выступить примирителем; с победой Цезаря оратор отошел от политики и вернулся в нее лишь после убийства Цезаря в 44 г. как вождь сената и республиканцев. К этому времени относятся его 14 речей — «филиппик» — против М. Антония. В 43 г., когда сенат потерпел поражение в борьбе со 2-м триумвиратом (М. Антоний, Октавиан Август, Лепид), имя Цицерона было занесено в проскрипционные списки; оратор погиб в числе первых жертв репрессий Антония и Октавиана Августа 7 февраля 43 г. до н. э. близ Кайеты (современная Гаэта). Из сочинений Цицерона сохранились 58 политических и судебных речей, не считая отрывков, 19 трактатов по риторике, политике («О государстве», «О законах»), практической философии («Тускуланские беседы», «Об обязанностях» и др.), теоретической философии («О пределах добра и зла», «О природе богов» и др.), а также свыше 800 писем.

Источник

Философия является медициной души.

Познай самого себя.

Душа помнит о прошедшем, зрит настоящее, предвидит будущее.

Ни одно искусство не замыкается в самом себе.

Поэтами рождаются, ораторами становятся.

Имеющий деньги не может быть наказан.

Размеры состояния определяются не величиною доходов, а привычками и образом жизни.

Сделай, если можешь.

Каждому возрасту присущи свои особенности.

Память слабеет, если ее не упражняешь.

Человеческий ум воспитывается учением и мышлением.

Недостаточно обладать мудростью, нужно уметь пользоваться ею.

Жизнь мертвых продолжается в памяти живых.

Ни одно изобретение не может сразу стать совершенным.

Самый несправедливый мир я предпочел бы самой справедливой войне.

Достигнутый мир лучше и надежнее ожидаемой победы.

Более поздние мысли обычно бывают более разумными.

Нет ничего радостнее победы.

Бумага не краснеет.

В страхе больше зла, чем в самом предмете, которого боятся.

Все элементы мироздания гармонично связаны между собой.

Велико могущество совести: оно дает одинаково чувствовать, отнимая у невинного всякую боязнь и беспрестанно рисуя воображению виновника все заслуженные им наказания.

Влюбленный в себя соперников не имеет.

Воспоминание неволи делает свободу еще сладостнее.

Все хотят дожить до старости, а когда доживут, ее же винят.

Вся природа стремится к самосохранению.

Где дело само за себя говорит, к чему слова.

Главная склонность человека направлена на то, что соответствует природе.

Глупость, даже достигнув того, чего она жаждала, никогда не бывает довольной.

Даже у разбойников есть свои законы.

Для любящего нет ничего трудного.

Добродетель состоит в защите людей.

Должно остерегаться открывать уши для льстецов и позволять им льстить нам.

Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишенному души.

Дружба возможна только между хорошими людьми.

Дружба проникает в жизнь всех людей, но для сохранения ее порой приходится сносить и обиды.

Дух неизбежно стремится ввысь.

Ежедневно сама природа напоминает нам, в сколь немногих, и сколь малых вещах она нуждается.

Если мы хотим пользоваться миром, приходится сражаться.

Есть и пить нужно столько, чтобы наши силы этим восстанавливались, а не подавлялись.

Жизнь коротка, но слава может быть вечной.

Законы должны искоренять пороки и насаждать добродетели.

Затаенная вражда опаснее явной.

Знание законов заключается не в том, чтобы помнить их слова, а в том, чтобы постигать их смысл.

Именно действие придает добродетели истинную ценность и достоинство.

Иногда можно застонать и мужчине.

Искренней дружбе присуще давать советы и выслушивать их.

Истинная дружба должна быть откровенна и свободна от притворства и поддакивания.

Истинный друг должен быть нашим вторым «я»; он никогда не потребует от друга ничего, кроме нравственно-прекрасного; дружба дана нам природой, как помощница в доблестях, а не как спутница в пороках.

Каждому надо оказывать добра столько, сколько, во-первых, сам можешь сделать, а затем еще сколько может принять его тот, кого любишь и кому помогаешь.

Как бы ты ни был мудр, а если тебе будет холодно, задрожишь.

Как в жизни, так и в речи нет ничего труднее, как видеть, что уместно.

Как много прелести утратило бы наше счастье, если бы никто не радовался ему вместе с нами! Как трудно было бы перенести наши несчастия без друга, который испытывает их еще сильнее нас!

Коварство предпочитает зло добру.

Кто мужествен, тот и смел.

Кто не стыдится, того я считаю заслуживающим не только порицания, но и наказания.

Кто страдает, тот помнит.

Легкомыслие свойственно цветущему возрасту.

Лучше умереть, чем быть рабами.

Мир держит все в своих объятиях.

Мир и согласие для побежденных полезны, для победителей только похвальны.

Мировой организм есть неразрывное целое.

Множество мыслей порождает многословие.

Мудрецу несвойственно делать то, о чем ему пришлось бы потом жалеть.

Мудрость всегда удовлетворена тем, что есть, и никогда не досадует на себя.

Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными.

Мы должны знать изобретения наших предков.

Мы истинно свободны, когда мы сохранили способность рассуждать самостоятельно, когда необходимость не заставляет нас защищать навязанные и, в некотором роде, предписанные нам мнения.

На первом месте должны быть Родина и родители, потом дети и вся семья, а затем остальные родственники.

Наибольший соблазн преступления заключается в расчете на безнаказанность.

Насколько кто сам себя ценит, настолько и друзья его ценят.

Не по дому следует почитать хозяина, а дом по хозяину.

Не следует завладевать разговором как вотчин�����, из которой имеешь право выжить другого; напротив, следует стараться, чтобы каждый имел свой черед в разговоре, как и во всем остальном.

Не стыдно ль физику, то есть исследователю и испытателю природы, искать свидетельства истины в душах, порабощенных обычаем?

Не хочу быть хвалителем, чтобы не казаться льстецом.

Невелика заслуга, если человек честен лишь потому, что никто и не пытается его подкупить.

Некоторые бывают людьми не по существу, а только по названию.

Нельзя полагаться на показания озлобленного свидетеля.

Необходимость не знает отдыха.

Нет места милее родного дома.

Нет ничего более изобретательного, чем природа.

Нет ничего красивее хорошо возделанного поля.

Нет ничего слаще, чем свет правды.

Ни водой, ни огнем мы не пользуемся так часто, как дружбой.

Ни у глупцов никто не бывает счастлив, ни у мудрецов никто не бывает несчастлив.

Никто не может избежать смерти.

Ничто не сравнится в быстроте с душевной деятельностью.

Ничто так не противоречит рассудку и порядку, как случайность.

Ничто так не свойственно нашей душе, как числовая соразмерность.

Обвинение предполагает наличие преступления.

Ораторское искусство немыслимо, если оратор не овладел в совершенстве предметом, о котором хочет говорить.

Осторожно действовать еще важнее, чем разумно рассуждать.

Очевидность умаляется доказательствами.

Помни, что сильные страдания завершаются смертью, слабые дают нам частые передышки, а над умеренными мы владыки.

Предвидение будущего должно опираться не на предсказания и приметы, а на мудрость.

Предусмотрительная природа, подняв людей с земли, сделала их высокими и прямыми.

Преступно брать деньги за вынесенные приговоры; еще преступнее осудить того, с кого возьмешь деньги за оправдание.

Природа довольствуется малым.

Природа не терпит одиночества.

Природа предоставила нам временное пристанище, но не постоянное жилье.

Пусть каждый познает свои способности и пусть строго судит себя, свои достоинства и пороки.

Раз начатое не может быть остановлено.

Разуму не приходится выбирать, если выбор стоит между истиной и выдумкой.

Речь должна вытекать и развиваться из знания предмета. Если же оратор не обнял и не изучил его, то всякое красноречие является напрасным, ребяческим усилием.

Родившиеся одновременно имеют и природу, и жизнь несходную.

Сколь глубоки корни глупости!

Слава, как тень, следует за добродетелью.

Следует не только выбирать из зол наименьшее, но и извлекать из них самих то, что может быть в них хорошего.

Собственное понимание добродетели и пороков самое главное. Если этого понимания нет, все становится шатким.

Справедливость без мудрости значит много, мудрость без справедливости не значит ничего.

Справедливость есть высшая из всех добродетелей.

Справедливость проявляется в воздаянии каждому по его заслугам.

Старость от природы слишком болтлива.

Стремление к деятельности крепнет с годами.

Сущность счастливой жизни в целом усматриваю в силе духа.

Те, кто много обманывают, стараются казаться честными людьми.

Тело мужей храбрых и великих людей смертно, а деятельность души и слава их доблести вечны.

Только в одном случае нам нечего бояться оскорбить друга, это когда дело идет о том, чтобы высказать ему правду и таким образом доказать ему свою верность.

Только то общество, в котором народ пользуется верховной властью, есть истинное вместилище свободы.

Труд как бы создает некую мозолистую преграду против боли.

Удивительно, как это жрецы-предсказатели, взглянув друг на друга, могут еще удерживаться от смеха.

Умеренные, уживчивые и неугрюмые старики проводят сносную старость; нетерпимость и угрюмость тяжелы во всяком возрасте.

Человек часто сам себе злейший враг.

Чем талантливее и способнее человек, тем с большей раздражительностью и мучением он учит.

Чем честнее человек, тем меньше он подозревает других в бесчестности. Низкая душа предполагает всегда и самые низкие побуждения у благородных поступков.

Честный человек, садясь в судейское кресло, забывает о личных симпатиях.

Что может быть отраднее и свойственнее человеческой природе, чем остроумная и истинно просвещенная беседа?

Что прилично, то достойно уважения, а что достойно уважения, то всегда прилично.

Щедрость не знает границ.

Это существо, которое мы зовем человеком, одно лишь из стольких родов живых существ получило в удел разум и способность мыслить, тогда как остальные существа все лишены этого.

Я никогда не бываю так занят, как в часы своего досуга.

Я ставлю ни во что чтение без всякого удовольствия.

Алчность есть преступное желание чужого.

Благодеяния, оказанные недостойному, я считаю злодеяниями.

Больше всего превосходим мы животных только одним: что говорим между собою и что можем словами выражать свои чувства.

Бренное тело дух вечный двигает.

В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу все равно, что лишить мир солнечного света.

Война требует быстроты.

Все искусства состоят в исследовании истины.

Выбирай, кого будешь любить.

Высшее благо достнrается на основе полного физического и умствеиного здоровья.

Где найдешь того, кто честь друга ставил бы выше своей?

Глупости свойственно видеть чужие пороки, а о своих забывать.

Дела влекут за собой слова.

Дети забавляют себя тем или иным занятием даже тогда, когда ничего не делают.

Доблесть имеет много ступеней.

Добросовестный врач прежде, чем назначить больному лечение, должен узнать не только его болезнь, но и привычки его в здоровом состоянии, и свойства тела.

Должно соблюдать меру, наслаждаясь удовольствием.

Дружба может быть прочна только при зрелости ума и возраста.

Если боль мучительна, она не продолжительна, а если продолжительна, то не мучительна.

Если человек не страдает, значит ли это, что он наслаждается высшим благом?

Живет свободно только тот, кто находит радость в исполнении своего долга.

Закон повелевает то, что следует делать, и запрещает противное этому.

Занятия наукой питают юность, а приносят усладу старости, украшают в счастье, служат убежищем и утешением в несчастье.

Земля никогда не возвращает без излишка то, что получила.

Знание, далекое от справедливости, заслуживает скорее названия ловкости, чем мудрости.

Изучение и наблюдение природы породило науку.

Иные думают, что старую любовь надо выбивать новой любовью, как клин клином.

Истина сама себя защищает.

Каждому надо иметь свое суждение.

Каждому свое красиво.

Как в дружбе, так и в государственной деятельности должны быть исключены притворство и лесть.

Как много делаем мы для друзей, чего никогда не сделали бы для самих себя.

Как чаша весов опускается под тяжестью груза, так и дух наш поддается воздействию очевидности.

Когда выступают с обвинением против кого-либо, то нет ничего несправедливее останавливаться на длинном перечне фактов, говорящих против обвиняемого, и умалчивать о фактах, говорящих в его пользу.

Когда нечем гордиться в настоящем, хвастаются вчерашними заслугами.

Кто настолько глух, что даже от друга не хочет услышать правды, тот безнадежен.

Кто однажды перешел границу скромности, тот делается постоянно и открыто бесстыжим.

Кто уверен в себе, тому чуждо чувство страха. А так как предающийся печали испытывает также страх, ���� отсюда следует, что храбрость с печалью несовместима.

Лжецу мы не верим даже тогда, когда он говорит правду.

Лишь только однажды кто-нибудь даст ложную клятву, тому после верить не следует, хотя бы он клялся несколькими богами.

Людей ослепляет страсть.

Мир должен быть добыт победой, а не соглашением.

Мир по своей природе не только художественное произведение, но и художник.

Моя спокойная совесть важнее мне, чем все пересуды.

Мудрость Сократа состояла в том, что он не думал, что знал то, чего не знал.

Мы должны здраво обдумывать, что несет нам грядущий день.

Мы жалеем больше тех, которые не ищут нашего сострадания.

Мягкость и кротость заслуживают одобрения, но с тем ограничением, чтобы применялась cтpoгoсть.

Наиболее полезно то, что наиболее справедливо.

Найдется ли кто-либо, кто, бросая целый день дротик, не попадет однажды в цель?

Не знаю ничего прекраснее, чем умение силою слова приковывать к себе толпу слушателей, привлекать их расположение, направлять их волю куда хочешь и отвращать ее откуда хочешь.

Не понимаю, почему, не веря видениям безумных, должны мы верить видениям спящих, которые гораздо более смутны.

Не столь прекрасно знать латынь, сколь постыдно ее не знать.

Не философы, а ловкие обманщики утверждают, что человек счастлив, кoгдa может жить сообразно со своими желаниями: это ложно. Преступные желания верх несчастья. Менее прискорбно не получить того, чего желаешь, чем достичь того, что преступно желать.

Нельзя любить ни того, кого боишься, ни того, кто тебя боится.

Нет никакого извинения проступку, даже если сделаешь его ради друга.

Нет ничего более упорядоченного, чем природа.

Нет пользы мудрому в мудрости, если он сам себе не может помочь.

Ни один умный человек никогда не считал возможным верить предателю.

Никакое притворство не может продолжаться долго.

Ничего так не следует остерегаться в старости, как лени и безделья.

Ничто не цветет вечно.

Ничто так не сближает, как сходство характеров.

Нужно быть умеренным и в шутках.

Образное изложение делает предмет речи видным.

Они научились говорить перед другими, но не сами с собой.

Остаются способности у стариков, лишь бы только оставался у них интерес к делу и трудолюбие.

Ошибаются те, которые во время благополучия думают, что навсегда избавились от невзгод.

Письмо развивает искусство владения словом.

Пока у больного есть дыхание, говорят, есть и надежда.

Порядок больше всего помогает ясному усвоению.

Потери наших сил гораздо чаще являются последствием порывов юности, чем разрушительного действия лет. Невоздержанная и сластолюбивая молодость передает старости изношенное тело.

Правосудие следует рассматривать, как воздание каждому своего.

Предпочитаю сдержанную разумность, болтливой глупости.

Презренны те, которые, как говорится, ни себе, ни другим; в ком нет ни трудолюбия, ни усердия, ни заботливости.

Природа наделила человека стремлением к обнаружению истины.

Природа породила и создала нас для каких-то больших дел.

Простой речи с первого взгляда как будто легче всего подражать, между тем первые опыты покажут, что нет ничего труднее.

Пусть мудрецы решатся презирать богатство.

Путь в подземное царство отовсюду одинаков.

Равные больше всего сходятся с равными.

Расточительность подражает щедрости.

С добрыми и злыми нельзя вести себя одинаково.

Самой природой не дано нам познать пределы вещей.

Сколько различных выгод соединяет в себе дружба. Куда бы вы ни обратились, она к вашим услугам; она повсеместна; никогда она не докучает, никогда не приходит некстати. Она придает благополучию новый блеск, и неудачи, которые она разделяет, в большей степени теряют свою остроту.

Слава есть согласная похвала хороших людей, неподкупный голос людей, правильно судящих о выдающейся добродетели.

Следует жить в соответствии с природой.

Следует осмотрительно делать то, что делаешь.

Сочинения прекрасны именно отсутствием прикрас.

Справедливость в вопросах доверия именуется добросовестностью.

Справедливость не может быть отделена от полезности.

Старость крепка благодаря основам, заложенным в молодости.

Старость отвлекает от занятия делами.

Суди не по отдельным словам, а по их общей связи.

Существуют два первоначала справедливости: никому не вредить и приносить пользу обществу.

Так как уединение и жизнь без друзей полны интриг и страха, то сам разум советует обзавестись дружбой.

Тела юношей закаляются трудом.

То, что имеет силу в отношении большего, должно иметь силу и в отношении меньшего.

Только одно отечество заключает в себе то, что дорого всем.

Труд делает нечувствительным к огорчениям.

Труд притупляет горе.

Ум человеческий всегда стремится к какой-либо деятельности и ни при каких обстоятельствах не терпит непрерывного покоя.

Упражнение и умеренность могут даже и в старости сохранить до некоторой степени прежнюю силу.

Хотя всякая добродетель нас к себе влечет, однако всего более это делают справедливость и щедрость.

Ценить дороже то, что кажется полезным, чем то, что кажется нравственным, в высшей степени позорно.

Человек должен научиться подчиняться самому себе и повиноваться своим решениям.

Чем кто умнее, тем он скромнее.

Чем человек умнее и искуснее, тем он становится более ненавистным, когда он утратил свою репутацию честности.

Через сомнения приходим к истине.

Что безнравственно, то, как бы оно ни скрывалось, все-таки не может никоим образом сделаться нравственным.

Это очевидно, что мы рождены для деятельности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *