человек 3 класс вариант 2 надомное обучение
Рабочая программа по предмету «Человек» 3 класс II вариант
Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших школьников с особыми образовательными потребностями.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету «Человек» 3 класс II вариант»
МКОО «Тыарасинская специальная (коррекционная) школа-интернат»
МР Таттинский улус РС(Я)
Утверждаю зам.по учебной части:________
3 класс вариант II
по предмету: «Человек»
предметная область: «Окружающий мир»
Учитель начальных классов: Никифорова Л.В.
с.Кыйы
Рабочая программа учебного предмета «Человек» разработана на основе
— Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
— Адаптированной основной образовательной программы обучающихся, воспитанников с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант II) на 2018- 2023 гг.
Предмет «Человек» является начальным звеном формирования естественных знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся младших классов понятийного мышления на материале сведений о неживой и живой природе.
Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших школьников с особыми образовательными потребностями. Целью его введения в учебный план является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности. Обучение по данной программе развивает у детей способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
Программа построена по концентрическому принципу применительно к обучению в течение года, а также с учетом преемственности планирования тем на весь курс обучения (1- 4 классы). Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представления о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира.
Общая характеристика учебного предмета.
Основными критериями отбора материала по предмету «Человек» являются его доступность и практическая значимость. Доступность проявляется в существенном ограничении объема и содержания материала, практическая значимость заключается в тесной связи изучения курса с жизненным опытом обучающихся, формирование у них готовности к использованию полученных знаний на практике, при решении соответствующих возрасту жизненных задач из ближайшего социального окружения. Программа обучения носит элементарно-практический характер, при этом ведущим коррекционным принципом является принцип коммуникативной направленности.
Изучение предмета «Человек» включает формирование о себе как «Я» и своем ближайшем окружении и повышении уровня самостоятельности в процессе самообслуживания.
Описание места предмета в учебном плане
Учебный предмет «Человек» входит в предметную область «Окружающий мир» и относится к обязательной части учебного плана.
В соответствии с календарным учебным графиком МКОО «Тыарасинская специальная (коррекционная) школа-интернат» курс «Человек» в 3 классе рассчитан на 68 часов (34 учебные недели). Количество часов в неделю, отводимых на изучение «Человек» в 3 классе, определено недельным учебным планом и составляет 2 часа в неделю.
Период обучения по предмету «Человек» может быть продлен на следующую четверть 3 класса, в случае трудностей с освоением программного материала. В таком случае на основании решения Психолого- медико-педагогического консилиума школы- интерната в настоящую программу вносятся изменения и дополнения, которые утверждаются приказом по школе.
Личностные и предметные результаты освоения предмета
Освоение обучающимися, воспитанниками в предметной области «Человек» предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования- введение обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально- личностные качества и социальные(жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. Определенные рабочие программы для 3 класса планируемые личностные результаты учитывают типологические, возрастные особенности обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) и возможности их личностного развития в процессе целенаправленной образовательной деятельности по изучению предмета. Планируемые предметные результаты предусматривают овладение обучающимися знаниями и умениями по предмету и представлены дифференцированно по двум уровням: минимальному и достаточному.
Личностные результаты освоения учебного материала
● Положительное отношение к учебе
● Осознание себя(свой пол, имя, фамилия, положение в коллективе, семье)
● Формирование гигиенических навыков
● Формирование навыков культуры еды
● Развивать самостоятельность, организованность, выполнение упражнений по самообслуживанию
● Владение правилами поведения в различных ситуациях
Предметные результаты освоения учебного предмета
Представление о собственном теле
Отнесение себя к определенному полу
Умение показать части тела человека(назвать их назначение)
Умение определять «твое, чужое», осознавать и выражать свои желания и интересы
Умение сообщать минимальные сведения о себе (имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, имена родителей и других членов семьи)
Умение обслуживать себя(принимать пищу, ходить в туалет, одеваться раздеваться и т д)
Называть место жительства (улицу, дом, город, село)
Владение алгоритмом действий в игровой учебной, бытовой ситуации
Социально- эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности
Содержание учебного предмета
— Формирование представления о своем теле, его строении, двигательных возможностях, санитарно-гигиенических навыков, правил здорового образа жизни, профилактика болезней.
— Формирование и расширение представлений о своем ближайшем окружении(членах семьи, взаимоотношениях между ними, семейных традиций)
— Соблюдение правил и норм культуры поведения и общения в обществе, семье.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Рабочая программа «Человек», 3 класс, 2 вариант
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14»
от «__»__________2020 г.
Заместитель директора по УВР МАОУ СОШ № 14
от «__»__________2020 г.
по предмету «Человек»
на 2020-2021 учебный год
Количество часов: всего 68 часа, в неделю 2 часа.
учитель начальных классов I категории
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Цель образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета – формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.
-формирование представлений о себе, осознание общности и различий с другими, представления о собственном теле; соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале; отнесение себя к определенному полу;
— распознание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта;
— развитие способности осознавать и выражать свои интересы;
— формировать представления о возрастных изменениях;
— формировать адекватное отношение к своим возрастным изменениям;
— формировать умения поддерживать образ жизни, соответствующему возрасту, потребностям и ограничениям здоровья;
— формировать умения поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами;
— формирование умений определять своё самочувствие(как хорошее, или плохое),локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослому;
— формировать умения соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром, вечером, мытье рук перед едой, после посещения туалета);
— формировать умения решать возникающие жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей;
— формировать умения обслуживать себя;
— формировать умения следить за своим внешним видом;
— формировать представление о своей семье, социальной роли, бытовой и досуговой деятельности;
— формирование положительного отношения ребенка к занятиям;
— развитие собственной активности ребенка;
— формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
— формирование и развитие целенаправленных действий;
— развитие планирования и контроля деятельности;
— развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.
1. Общая характеристика учебного предмета
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими. Программа представлена разделами: «Представления о себе», «Семья».
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Природа – родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие
Описание места учебного предмета в учебном плане
В Федеральном компоненте государственного стандарта предмет «Человек» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение в 3 классе отведено 102 часа, 3 часа в неделю, 34 учебных недели.
Результаты освоения учебного предмета делятся на две группы.
— Социально- эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
— Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Физические характеристики персональной идентификации:
— определяет свои внешние данные цвет глаз, волос, рост и т.д.);
— определяет состояние своего здоровья.
— определяет свою половую принадлежность (без обоснования).
— определяет свою возрастную группу (ребёнок, подросток, юноша);
— проявляет уважение к людям старшего возраста.
Уверенность в себе:
— осознаёт, что может и что ему пока не удаётся.
Чувства, желания, взгляды:
— понимает эмоциональное состояние других людей;
— понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
— проявляет собственные чувства.
— умение устанавливать и поддерживать контакт;
— умеет кооперироваться и сотрудничать;
— избегает конфликтных ситуаций;
— пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;
— использует элементарные формы речевого этикета;
— принимает доброжелательные шутки в свой адрес;
— охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т.д.).
— испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне);
— стремится помогать окружающим.
— сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и т.д.);
— сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.).
Осознаёт себя в следующих социальных ролях:
Развитие мотивов учебной деятельности:
— проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);
Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь:
— осознает, что определенные его действия несут опасность для него;
Ответственность за собственные вещи:
— осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;
— не мусорит на улице;
Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:
— воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства;
Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками:
— принимает участие в коллективных делах и играх;
— принимать и оказывать помощь.
Планируемые результаты коррекционной работы
— умеет рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природные материалы и т.д.;
— умеет фиксировать взгляд на объекте;
— умеет воспринимать, удерживать предмет в руках, рассматривает его со всех сторон;
— понимает эмоциональное состояние других людей;
— понимает язык эмоций;
— выполняет последовательно организованные движения;
— играет кубиками, карандашами, палочками и т.д.;
— строит из двух-трёх кубиков (деревянных, пластмассовых) простые конструкции (стол, стул, домик);
— узнаёт материалы на ощупь, по звуку;
— строит из кубиков башню;
— наполняет железные и пластиковые сосуды различными предметами;
— умеет соотносить и знает цвета;
— имеет представление о величине и форме предметов;
— имеет представление о разнообразии вкусовых ощущений;
— имеет представление о разнообразии обонятельных ощущений;
— имеет представление о разнообразии тактильных ощущений.
Планируемые результаты формирования базовых учебных действий
Подготовка ребёнка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
— входить и выходить из учебного помещения со звонком;
— ориентироваться в пространстве класса, зала, учебного помещения, пользоваться учебной мебелью;
— адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
— организовывать рабочее место;
— принимать цели и произвольно включаться в учебную деятельность;
— следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
— передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Формирование учебного поведения:
1) Направленность взгляда на говорящего взрослого, на задание:
— фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
— фиксирует взгляд на яркой игрушке;
— фиксирует взгляд на движущейся игрушке;
— переключает взгляд с одного предмета на другой;
Фиксирует взгляд на лице педагога с утрированной мимикой;
— фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
— фиксирует взгляд на изображении;
— фиксирует взгляд на экране монитора;
2) умение выполнять инструкции педагога:
— понимать жестовую инструкцию;
— понимать инструкцию по инструкционным картам;
— понимать инструкцию по пиктограммам;
— выполнять стереотипную инструкцию (отрабатываемую с конкретным учеников на данном этапе обучения);
3) использование на назначению учебных материалов:
— бумаги, цветной бумаги, пластилина, карандаша;
4) учения выполнять действия по образцу и по подражанию:
— выполнять действия способом «рука в руке»;
— подражает действиям, выполненным педагогом;
— последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.
Формирование умения выполнять задания:
1) В течение определённого периода времени:
— способен удерживать произвольное внимание на выполнен6ии посильного задания 3-4 минуты;
2) от начала до конца:
— при организующей, направляющей помощи способен выполнять посильное задание от начала до конца;
3) с заданными качественными параметрами:
— ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету, коррекционному курсу.
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.:
— ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;
— выполняет алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.
— Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений),неспецифических жестов.
— Овладение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения.
— Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
— Умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом.
— Использование доступных жестов для передачи сообщения.
— Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека
— Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях.
— Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах.
— Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв.
2. Содержание учебного предмета
Содержание разделов представлено с учетом возрастных особенностей. Например, работа по формированию таких гигиенических навыков, как мытье рук, питье из кружки и др., проводится с детьми младшего возраста, а обучение бритью, уходу за кожей лица, мытью в душе и др. проводится с детьми более старшего возраста.
Большинство разделов включает задачи, требующие обучения отдельным операциям, например, при мытье рук ребенок учится удерживать руки под струей воды, намыливать руки и т.д. После того как ребенок их освоит, он учится соблюдать последовательность этих операций. Процесс обучения предусматривает поэтапность в плане усложнения самих навыков. Например, формирование гигиенических навыков начинают с формирования умения мыть руки, лицо, чистить зубы. На последнем этапе обучения ребенок учится принимать душ, мыть голову и т.д.
При формировании навыков самообслуживания важно объединять усилия специалистов и родителей. Работа, проводимая в школе, должна продолжаться дома. В домашних условиях возникает больше естественных ситуаций для совершенствования навыков самообслуживания.
Представления о себе.
Идентификация себя как мальчика (девочки). Узнавание (различение) частей тела (голова (волосы, уши, шея, лицо), туловище, руки, ноги. Знание назначения частей тела. Узнавание (различение) частей лица человека (глаза, нос, уши, рот (губы, язык, зубы). Знание назначения частей лица.
Очищение носового хода.
М ытье ушей. Чистка ушей.
Обращение с одеждой и обувью.
Узнавание (различение) предметов одежды: куртка, шапка, шарф, варежки, кофта, рубашка, футболка, майка, трусы, юбка (платье), брюки, колготки. Знание назначения предметов одежды. Узнавание (различение) деталей предметов одежды: пуговицы (молнии, заклепки), рукав (воротник, манжеты). Знание назначения деталей предметов одежды. Узнавание (различение) предметов обуви: сапоги (валенки), ботинки, кроссовки, туфли, сандалии, тапки. Узнавание (различение) головных уборов (шапка, шляпа, кепка, панама, платок). Знание назначения головных уборов.
Расстегивание (развязывание) липучки (молнии, пуговицы, ремня, кнопки, шнурка). Снятие предмета одежды (например, кофты: захват кофты за край правого рукава, стягивание правого рукава кофты, захват кофты за край левого рукава, стягивание левого рукава кофты). Снятие обуви (например, ботинок: захват рукой задней части правого ботинка, стягивание правого ботинка, захват рукой задней части левого ботинка, стягивание левого ботинка). Соблюдение последовательности действий при раздевании (например, верхней одежды: снятие варежек, снятие шапки, расстегивание куртки, снятие куртки, расстегивание сапог, снятие сапог). Застегивание (завязывание) липучки (молнии, пуговицы, кнопки, ремня, шнурка). Надевание предмета одежды (например, брюк: захват брюк за пояс, вставление ноги в одну брючину, вставление ноги в другую брючину, натягивание брюк). Обувание обуви (например, сапог: захват двумя руками голенища правого сапога, вставление ноги в сапог, захват двумя руками голенища левого сапога, вставление ноги в сапог). Соблюдение последовательности действий при одевании комплекта одежды (например: надевание колготок, надевание футболки, надевание юбки, надевание кофты). Контроль своего внешнего вида. Различение лицевой (изнаночной), передней (задней) стороны одежды, верха (низа) одежды. Различение правого (левого) ботинка (сапога, тапка). Выворачивание одежды.
Сообщение о желании сходить в туалет. Сидение на унитазе и оправление малой/большой нужды. Пользование туалетной бумагой. Соблюдение последовательности действий в туалете (поднимание крышки (опускание сидения), спускание одежды (брюк, колготок, трусов), сидение на унитазе/горшке, оправление нужды в унитаз, пользование туалетной бумагой, одевание одежды (трусов, колготок, брюк), нажимание кнопки слива воды, мытье рук.
Сообщение о желании пить. Питье через соломинку. Питье из кружки (стакана): захват кружки (стакана), поднесение кружки (стакана) ко рту, наклон кружки (стакана), втягивание (вливание) жидкости в рот, опускание кружки (стакана) на стол. Наливание жидкости в кружку. Сообщение о желании есть. Еда руками. Еда ложкой: захват ложки, зачерпывание ложкой пищи из тарелки, поднесение ложки с пищей ко рту, снятие с ложки пищи губами, опускание ложки в тарелку.
Узнавание (различение) членов семьи. Узнавание (различение) детей и взрослых. Определение своей социальной роли в семье. Различение социальных ролей членов семьи. Представление о бытовой и досуговой деятельности членов семьи. Рассказ о своей семье.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Картины, наглядные пособия; предметы различной формы, величины, цвета.
Графики, схемы, таблицы-пиктограммы с изображением занятий, моментов и других событий.
Невербальные средства общения (жест, мимика, голос).
Дидактические игры по лексическим темам.
Посуда-вставления (стаканчики одинаковой величины).
Виды одежды и обуви.
Принадлежности для ухода за своим телом.
Оборудование, позволяющее выполнять на сортировку, группировку различных предметов, их соотнесения по определённым признакам.
Пазлы, лото, разрезные картинки.
Альбомы с фотографиями детей, изображений, предметов, людей, объектов природы, цифр и др.
Доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления).
Предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины).
Звучащие предметы для встряхивания.
Предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра).
Различные по форме, величине, цвету наборы материала (в том числе природные).
Набор предметов для занятий (типа «Нумикон», «Монтессори-материал» и др.).
3. Календарно-тематический план по предмету «Человек», 3в класс.
Рабочая программа по предмету «Человек» (3 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Хакасия
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
заместитель директора по УР
(название предмета, класс)
(ФИО, квалификационная категория)
Черногорск, 2018-2019 учебный год
1. Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Человек» составлена на основе следующих нормативных документов:
Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития ГБОУ РХ «Черногорская школа- интернат», принятой на педсовете № 1 от 30.08.2018г., утвержденной приказом № 131/З от 31.08.2018г.;
Особенности психофизического развития учащихся 3 «Б» класса
В 3 «Б» классе обучается 5 учащихся, из них 5 мальчиков.
По заключению городской психолого – медико – педагогической комиссии класс состоит из обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости, тяжелыми и множественными нарушениями развития:
тормозимо-инертный вариант тотального недоразвития психических функций – 2 человека;
аффективно-возбудимый вариант тотального недоразвития психических функций – 2 человека;
синдром Дауна – 1 человек.
Все обучающиеся имеют нарушения развития речи:
со звукокомплексами – 2 ребенка;
По наиболее характерным особенностям обучающихся, с точки зрения их потребности в специальных условиях, в состав класса входят 3 ребенка из второй группы, 2 ребенка из третьей группы.
Классификация форм олигофрении по Певзнер М. С.
Олигофрения степени дебильности
2.Сохранение работоспособности на определенном уровне.
С нейродинамическими нарушениями
Организация целенаправленной деятельности поведения.
Преодоление дефектов познавательной деятельности.
Алгоритмизация действий, стереотипность.
Большая расчлененность учебного материала.
Неукоснительное четкое соблюдение режима дня.
С нарушением функций анализаторов
3.Устранение дефекта восприятия пространства и пространственных представлений.
С психопатоподобным поведением
Формирование положительных качеств личности.
Исправление дефектов познавательной деятельности.
С выраженной лобной недостаточностью
Строгое требование соблюдения режима.
Занятие интересными делами.
Рабочая программа по предмету «Человек » построена с учетом психофизических особенностей обучающихся.
Цель: формирование представления о себе самом и ближайшем окружении .
формирование представлений о себе, осознание общности и различий с другими людьми;
формирование гигиенических навыков;
формирование навыков обслуживания себя в туалете;
обучение правилам приема пищи и поведения за столом;
формирование умений ориентироваться в одежде;
формирование представлений о своем ближайшем окружении.
2. Общая характеристика учебного предмета.
Приобщение ребёнка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребёнка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.
Содержание обучения в рамках предмета «Человек» включает формирование представлений о себе как «Я» и своём ближайшем окружении, повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания.
Программа представлена следующими разделами: «Представление о себе», «Гигиена тела», «Туалет», «Прием пищи», «Обращение с одеждой и обувью», «Семья». Содержание разделов представлено с учетом возрастных особенностей обучающихся.
В рамках ФГОС О УО детей обучение курсу «Человек» предполагает деятельностный и дифернцированный подходы, который заключается в комплексной диагностике всех учащихся 3 «Б» класса и осуществлении коррекционно-развивающей работы.
Рабочая программа составлена с учетом уровня развития познавательных интересов учащихся, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся и социальную адаптацию обучающихся.
Возможности данного предмета можно использовать в решении коррекционно-развивающих задач и социальной адаптации обучающихся.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
— развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
— развитие навыков каллиграфии;
— развитие артикуляционной моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
— развитие зрительного восприятия и узнавания;
— развитие зрительной памяти и внимания;
— формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
— развитие пространственных представлений ориентации;
— развитие представлений о времени;
— развитие слухового внимания и памяти;
— развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
Развитие основных мыслительных операций:
— навыков соотносительного анализа;
— навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
— умения работать по словесной инструкции;
— развитие комбинаторных способностей.
Развитие различных видов мышления:
— развитие наглядно-образного мышления;
— развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.).
6. Развитие речи, овладение техникой речи.
7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Человек» входит в предметную область «Окружающий мир». На изучение предмета «Человек» отводится 2 часа в неделю. Курс рассчитан на 34 учебные недели – 68 часов. Продолжительность учебных занятий составляет – 40 минут.
4. Базовые учебные действия
Формирование базовых учебных действий у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР направлено на формирование готовности у детей к овладению содержанием АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) и включает следующие задачи:
Подготовку ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
Формирование учебного поведения:
направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
умение выполнять инструкции педагога;
использование по назначению учебных материалов;
умение выполнять действия по образцу и подражанию.
Формирование умения выполнять задание:
в течение определенного периода времени;
от начала до конца;
с заданными качественными параметрами.
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т. д.
Основные виды деятельности обучающихся с умеренной умственной отсталостью и ТМНР соответствуют их психофизическим, возрастным и индивидуальным особенностям и представляют собой базовые учебные действия, формируемые в ходе изучения каждой темы учебного предмета «Человек».
5. Содержание учебного предмета
Распределение учебных часов по разделам программы:
1. Представления о себе – 28 ч.
Различие людей по возрасту, полу.
Части тела человека (голова, туловище, шея, руки, ноги).
Строение человеческого лица, основные части лица человека (глаза, нос, рот, уши и т.д.)
Глаза – орган зрения, значение для человека. Определение строения глаза (брови, веки, ресницы), назначении каждой части глаза.
Правила бережного отношения к глазам, забота о зрении.
Строение, работа и назначение органов слуха для человека. Правила, которые помогают сохранить слух и органы слуха.
Орган обоняния и дыхания. Значение органов для жизни человека, правила ухода за ним. Профилактика простудных заболеваний.
Строение ротовой полости. Язык – орган, помогающий различать вкусовые ощущения, участвующий в пищеварении и образовании звуков речи. Правила ухода за ротовой полостью.
Кожа, осязание. Значение кожи, осязания для жизни человека. Уход за кожей. Волосы. Значение волос для человека.
Представления об опорно-двигательном аппарате человека, его значении и профилактике заболеваний.
Проведение исследования – сгибать и разгибать руку, нащупать мышцы под кожей.
2. Гигиена тела – 10 ч.
Основные гигиенические навыки людей. Гигиенические навыки по уходу за глазами, ушами, носом, ртом, телом. Практическое выполнение умывания рук, лица, чистки зубов. Расчесывание волос.
Гигиенические навыки и средства защиты кожи от ожогов, порезов.
Сообщение о желании сходить в туалет. Сидение на унитазе и оправление малой /большой нужды. Пользование туалетной бумагой. Соблюдение последовательности действий в туалете.
Режим приема пищи. Питье из кружки, стакана. Еда руками, ложкой, вилкой. Использование салфетки во время еды. Правила поведения во время приема пищи.
5. Обращение с одеждой и обувью – 14 ч.
Узнавание (различение) предметов одежды. Назначение предметов одежды. Детали предметов одежды и их назначение. Предметы обуви. Назначение видов обуви. Детали предметов обуви и их назначение. Головные уборы и их назначение. Сезонная одежда и обувь. Выбор одежды в зависимости от предстоящего мероприятия. Расстегивание и застегивание липучки, молнии, пуговицы, ремня, кнопки. Снятие и надевание предметов одежды и обуви.
Узнавание (различение) членов семьи. Узнавание (различение) детей и взрослых. Определение своей социальной роли в семье. Различение социальных ролей членов семьи. Представление о бытовой и досуговой деятельности членов семьи. Представление о профессиональной деятельности членов семьи. Рассказ о своей семье.
Содержание программы может быть дополнено, изменено в ходе работы в зависимости от особенностей усвоения программного материала учащимися с умеренной умственной отсталостью, ТМНР.
Резервное время на занятиях отсутствует.
Формирование представлений о внешнем облике человека. Определение сходства и различий людей по возрасту, полу, цвету волос, глаз и т. д. Формирование временных представлений. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в различении
Слушание объяснение учителя.
Ответы на вопросы. Уметь различать людей по возрасту и полу.