человек большого ума значение
Горе от ума. 10 недостатков высокого ума
Почему-то считается, что умному человеку и живется легче. На самом деле, чем выше ваш интеллект, тем большую ответственность вы на себя берете.
Высокий интеллект в действительности нужная вещь, потому что с его помощью и простые, и сложные задачи человек решает намного быстрее по сравнению с индивидуумом со средними показателями по интеллекту. Такой человек может даже быстрее и легче достигать задуманного, однако, очень малый процент людей осознаёт все трудности и недостатки, которые преследуют слишком умных.
Задумывались ли вы о том, что ум в некоторых ситуациях может быть преградой? Конечно же, ум – это не проблема, однако, когда на небе его раздают, не забывают подарить в придачу еще несколько недостатков. В сегодняшней статье делимся с вами самыми невероятными недостатками высокого интеллекта.
Отрицательные стороны высокого интеллекта
1. Постоянное чувство неудовлетворенностиЕсли вы являетесь обладателем высокого интеллекта, это отнюдь не гарантирует вам полноценную жизнь. Да, умный человек будет стремиться показать себя в полной мере и будет жить в стремлении достичь если не всего, то многого, но жизнь регулярно будет напоминать им о том, что даже многого, не говоря уже о всем, достичь крайне сложно, если вообще возможно.
Из-за этого интеллектуально развитая личность остается очень неудовлетворенной или чувствует себя опустошенно.
В 1922 году было проведено интересное исследование, в котором приняли участие 399 людей в возрасте от 75 до 84 лет, обладавшие очень высоким интеллектом. Как оказалось, когда человек достигал 80 лет, он был уверен, что свои же ожидания от жизни оправданы не были, и он не достиг всего того, к чему у него был потенциал.
Что же делать с собственной неудовлетворенностью?
Это может показаться странным, но на самом деле, когда человек постоянно недоволен собой, он открывает путь к познанию себя. Если прямо в данный момент у вас появилось недовольство чем-либо, то попробуйте остановиться и сосредоточиться на этом чувстве, чтобы понять, откуда растут ноги, откуда оно к вам пришло.
Только не вздумайте убежать от него или включить какие-то другие эмоции, чтобы заглушить. Вам нужно просто спокойно принять это чувство. Конечно же, дискомфорт вы будете при этом испытывать довольно сильный, но уже сам факт, что вы принимаете себя и прекращаете бегать от самого себя, уже и будет тем самым переломным моментом и дорогой к перерождению.
Откуда возникает чувство неудовлетворенности? В большинстве случаев оно появляется из-за нежелания мириться с определенными своими недостатками, не позволить им стать комплексами. Просто запомните, что если вы избавитесь от некоторых своих несовершенств, вы сумеете избавиться и от постоянного чувства неудовлетворенности.
Важно любить себя таким, какой вы есть, сохраняя свою индивидуальность. Важно не только думать, но и проговаривать себе, насколько вы хороши. Культура уважения к себе обязательно должна быть.
2. Умный человек чаще других испытывает гнев, страдает от депрессии и одиночестваЛюди с высокими интеллектуальными способностями чаще других испытывают чувство разочарования, чувствуют себя тоскливо и одиноко. Как говорил Хемингуэй, умный человек редко бывает счастливым. Это не говорит о том, что всякий умный будет одинок, однако большая часть интеллектуалов страдают от депрессии, гнева и одиночества.
Одно любопытное исследование показало, что человек, IQ которого от 140 и выше, пользуется своей кредиткой в два раза чаще. Более того, эксперты уверены, потенциальный работодатель должен искать себе персонал на базе мудрости потенциального сотрудника, а не на базе его интеллекта.
Нужно делать именно так, потому что человеческие эмоции умеют перекрыть мозг, что, в свою очередь, тоже вполне может оказаться причиной того, что очень многие интеллектуалы растрачивают свои импульсы.
Исследования показали, что обычный человек в состоянии накопить больше благ за свою жизнь, если он тратит меньше и живет обычной жизнью.
Интересные факты о депрессии
— большинство советов, которые дают больному депрессией, не жизнеспособны;
— человек испытывает физическую боль;
— больной не верит, что стоит обратиться к кому-то за помощью;
— во время депрессии человек может забыть поесть, а может объедаться всем, что попадается ему на глаза;
— из круга общения больного депрессией исчезают многие люди;
— больной человек иногда думает, что сходит с ума, так как его посещают панические атаки, социальные фобии. Однако, помните, что вы с ума не сходите, это болезнь, которую нужно лечить;
— больного депрессией жутко раздражает окружающий мир, чуть позже его раздражает даже он сам;
— во время депрессии очень тяжело выполнять привычные дела, вам даже может быть сложно приготовить себе завтрак. Физически сложно;
— у больного случаются сильные нарушения сна: ночью ему не спится, а днем во время ответственных мероприятий он может заснуть;
— некоторые люди во время депрессии не чувствуют вообще ничего, никаких чувств;
— человек начинает испытывать чувство вины из-за своего эгоизма, слабости и невозможности быть благодарным, что является побочным действием депрессии;
— больной депрессией не любит смотреться в зеркало, потому что там он видит того, кого не любит;
— человек в депрессии не верит в том, что это когда-то закончится.
3. Умный человек больше других думаетЭта особенность является одним из самых серьезных недостатков силы давления, которую вызывает переосмысление. К примеру, когда другой человек начинает на практике реализовывать свою теорию, чтобы увидеть, к чему это может привести, человек с высоким интеллектом проверяет свою теорию на другой теории.
Такой человек обязательно должен знать каждый промежуточный результат, к которому приведет принятое решение. По этой причине их мозг в режиме нон-стоп работает над решением того или иного вопроса.
Умный человек является отличным наблюдателем, который максимально качественно изучит всю дорогу перед тем, как на нее ступить. Так как мыслей у него бесчестное количество, это сильно затрудняет его путь к удовольствию и счастью.
Однако, жизнь – это не только принятие верных решений. Порой радость кроется в неожиданных ошибках, которые указывают нам верный путь.
Негативные мысли, которые разрушают:
— я недостаточно хорош;
— я не стану счастливым до тех, пока…;
— уже слишком поздно, чтобы…;
— у меня совсем нет времени;
— у меня ничего не получится;
— я не способен ни на что;
— я не смогу вписаться;
— то, что я задумал, неосуществимо;
— я неудачник.
4. У умного человека зачастую плохая социальная жизнь, потому что у него мало социальных навыковВ конкретных условиях интеллектуалу стоит поменять свою манеру речи и индивидуальность, потому что если он будет говорить на привычном ему языке и рассказывать о своих стандартных увлечениях, то в определенном обществе может получить клеймо всезнайки с претензиями.
Отсутствие хорошей социальной жизни – это, как правило, неотъемлемая составляющая высокого интеллектуала. Отыскать себе подобных очень тяжело, с повышением интеллекта эта вероятность уменьшается еще сильнее. Человек, интеллект которого ниже вашего, на подсознательном уровне будет стараться убежать от вас, потому что одно только ваше присутствие говорит ему о том, что он не такой умный. Эти ощущения никому не нравятся.
Интеллект также заставляет человека чувствовать одиночество, потому что он находится в рамках социальных обязательств.
Кто-то может сказать, что ему и не нужна социальная жизнь, но социальная жизнь – это прежде всего общение, которое несет в себе несколько очень важных для человека функций, среди которых:
— когнитивная функция (осмысление сказанного собеседником на базе своей фантазии и воображения);
— креативная функция (помогает человеку развиваться и развивать отношения между собой);
— конативная функция (помогает человеку управлять и корректировать свои позиции по отношению к другому человеку);
— эмотивная функция (помогает человеку проявлять эмоциональную связь с реальностью);
— информационная функция (помогает человеку обмениваться информацией с другими людьми);
— коммуникативная функция (помогает людям взаимодействовать на разных уровнях: индивидуальном, групповом и общественном).
Как вы уже, наверное, поняли, у человека с высоким уровнем интеллекта наблюдается нарушение в восприятии всех вышеперечисленных функций в силу недостаточности социальных взаимодействий.
5. На них часто возлагаются серьезные надежды, что, в свою очередь, усиливает давлениеКак только человек понимает, что вы мыслите не так, как большинство, он всегда будет просить вас о помощи. К примеру, если вы получите какое-либо задание от своего начальника, то он непременно будет ждать, что вы выполните его в считанные минуты. Или друг, которому нужна помощь с налоговыми льготами, будет полагать, что вы сделаете для него их максимальными просто потому, что вы интеллектуал.
Эти довольно обычные задачи в состоянии добавить в вашу жизнь ненужного давления. Порой следует напоминать окружающим, что вы обычный человек, который также может ошибаться, как любой другой.
Еще несколько слов о завышенных ожиданиях. Есть такое понятие, как синдром завышенных ожиданий. На самом деле – это психологическое отклонение, проявляющееся в нервозности, мнительности и тревожности. Люди, живущие с этим отклонением, знают, что стоят гораздо больше, чем то, что у них сейчас есть.
Зачастую такой человек не понимает, что степень его запросов запредельна, и что сам он вовсе не соответствует тому, что требует. Амбиции такого человека не знают границ, потому и выходит, что несоответствие реальности и желаний провоцирует повышенную тревожность и нервозность.
Часто синдром завышенных ожиданий рождается благодаря комплексам. Когда человек внутреннюю пустоту пытается заполнить внешними признаками успеха (напускным богатством, показной расточительностью, дорогим авто), при столкновении с неудачами такой человек очень сильно страдает от данного синдрома.
Нереальные требования приносят проблемы не только человеку, но и окружающим. Женщина может думать, что ее мужчина не делает так, как нужно, не зарабатывает столько, сколько нужно, не добился высоких карьерных высот и т.д. Однако то, что и она далеко не идеал, она не вспоминает. Когда синдром направлен на себя, то у человека может появиться невротический перфекционизм.
Чтобы прийти к внутренней гармонии, попробуйте начать давать объективную оценку своим ожиданиям. Не забывайте, что и ваши родные люди, и вы сами – это личности как с достоинствами, так и с недостатками. Вы должны осознать, что завышенные требования – это капкан, в который вы же сами и угодите. Благодарите жизнь за то, что у вас уже есть. Безусловно, стремиться к большему нужно, однако немаловажно адекватно смотреть на свои цели.
Посмотрите, может быть вы уже сейчас пришли к тому, о чем многие люди могут только мечтать? Если вы все время будете думать о том, что можно сделать лучше, то неудовлетворенность вам гарантирована, потому что предела совершенству нет абсолютно.
6. Высоко интеллектуальные люди склонны к регулярным беспокойствамКак показали исследования, беспокойство и интеллект, вероятнее всего, развивались одновременно, потому что они взаимовыгодные особенности. Человек с хорошим интеллектом всегда имеет более сильную предрасположенность к тревоге.
Доктор Джереми Коплан, руководитель исследования, говорит, что несмотря на то, что высокий интеллект считается положительной чертой, а повышенное беспокойство отрицательной, на самом деле именно беспокойство помогает нашему виду уберегать себя от опасностей независимо от их вероятности.
Иными словами, беспокойство помогает человеку не рисковать лишний раз, потому и выживают такие люди чаще. То есть в данном случае и интеллект, и беспокойство только нам на пользу.
Сканирование мозга продемонстрировало, что у человека, получившего диагноз «тревожное расстройство», гораздо выше IQ по сравнению с теми, кто не переживает лишний раз. Помимо прочего, сканирование показало, что белое вещество, находящееся в подкорке, активно себя ведет и при работе интеллекта, и во время тревоги. Иными словами, более умный человек волнуется чаще.
Еще несколько фактов о тревожном расстройстве
— тревожный симптом является самым распространенным психическим расстройством, который больше одолел развитые страны, чем развивающиеся: каждый 13 человек в мире им страдает;
— у подавляющего большинства страдающих первые симптомы проявляются в возрасте до 21 года (симптомы: бессонница, одышка, учащенное сердцебиение, выделение пота без причины, ощущение себя на грани взрыва);
— существует три реальных метода лечения тревожного расстройства: медикаментозное, психотерапия, разного рода техники по релаксации и медитации;
— очень часто диагноз ставится неверно, потому что симптомы схожи с сердечно-сосудистыми проблемами и гипертиреозом;
— у подростков активнее всего тревожный симптом ведет себя в вечернее время.
7. У интеллектуально развитого человека серьезные трудности с полномочиямиОчень важным преимуществом высокого интеллекта выступает независимость. Всю жизнь ни от кого не зависеть и не просить о помощи – это конечно хорошо, но вместе с тем, обязанность вступать в контакты и поддерживать рабочие беседы с другими людьми, не такими умными, убивает любое преимущество интеллекта.
Если вы получили задание, которое нужно выполнить только так, а не иначе, то подойти с правильного угла к нему можно с самого начала. Но ваш опыт, наблюдения и ум вполне могут уйти под напором других людей, потому что они полагают, что только их мнение и их идеи являются правильными, все остальные – нет.
Как же договориться? Начните с себя.
Во-первых, услышите своих оппонентов, не игнорируйте просьбы и вопросы людей, с которыми работаете. Даже если вам тяжело, старайтесь отвечать.
Во-вторых, чаще общайтесь за столом, потому что именно за столом можно установить доверительный контакт.
В-третьих, должны быть правила, которые все соблюдают. К примеру, можно договориться, что вы делитесь информацией или же что при разговоре все откладывают свои смартфоны в сторону. Могут быть и не такие очевидные правила, главное их соблюдать.
В-четвертых, очень важно согласовывать конфликты.
Конфликты всегда были, есть и будут. Важно найти решение, которое подойдёт каждому. Для этого нужно открыто говорить о своих потребностях и нуждах. Как коллега узнает, что вы на него обижены, если вы молчите?
В-пятых, важно понимать свои интересы. Очень часто в рабочей обстановке мы ведем себя довольно импульсивно, идя на поводу у своих эмоций. Выдохните, возьмите паузу, подумайте. Ведь вы не хотите рвать отношения с партнерами? Проанализируйте все произошедшее и подумайте, как сделать так, чтобы сотрудничество и дальше было плодотворным.
8. Логика умного человека всегда на ступеньке выше его эмоцийЗачастую человеческие эмоции подталкивают нас к принятию решения, о котором мы потом еще очень долго будем сожалеть. Однако, у интеллектуально развитого человека логика всегда на первом месте. Даже если выбранный путь очень долог, умный человек мыслит рационально. Однако, это не влияет на их взаимоотношения с окружающими, потому что далеко не каждый осознает процесс мысли.
Поделимся с вами несколькими интересными фактами о логике и эмоциях. Начнем с логики:
— человеческий мозг не запрограммирован на поиск истины, он хочет сразу победы, потому смысл любого спора – это заслужить авторитет;
— мозг человека не умеет оценивать степень вероятности (это как человек, который не сядет в самолет, потому что самолеты часто падают, несмотря на то, что у него шанс разбиться такой же, как умереть, поперхнувшись за ужином);
— человек на подсознательном уровне уверен, что все вокруг хотят его обмануть: ученые доказали, что мы занижаем планку доверия, как минимум вдвое;
— у каждого из нас есть двойные стандарты: мы так созданы, что чужие промахи и ошибки – это лень, безграмотность, порок или глупость, а свои недостатки – это обстоятельства;
— факты не оказывают воздействия на наше видение мира.
И немного об эмоциях:
— эмоции являются самым сильным мотиватором, который руководит нашим желанием жить, вступать в социальные контакты, рожать детей;
— мужчины и женщины испытывают одинаковые эмоции, просто выражают их по-разному;
— есть примерно сотня эмоций, но это лишь те, о которых известно наверняка;
— самая противоречивая эмоция – это счастье, потому что несет в себе и эйфорию, и радость, и умиление и многое другое;
— для выражения полного спектра эмоций человек использует 43 мускула на лице, которые отвечают за мимику;
— продолжительность эмоций – от доли секунды до пары минут, а положительные эмоции длятся меньшее количество времени;
— настроение – это более длительное состояние, которое влияет на то, каким образом мы испытываем эмоции. К примеру, если вы в плохом настроении, то гнев вызовет в вашей крови сумасшедший шквал, если вы в хорошем настроении, то гнев пройдёт спокойнее;
— эмоции – это универсальное понятие, потому и африканец, и россиянин будет показывать одно и то же выражение лица, когда они испытывают одни и те же эмоции. Что отличается, так это триггеры чувств;
— в нашем языке не просто так существует выражение «чувствую кишками». Испытываемые нами эмоции влияют на работу вегетативной нервной системы, контролирующей все основные функции тела, в том числе дыхание, кровообращение, пищеварение и либидо;
— только 1 процент людей умеет скрыть то, что испытывает от окружающих;
— ум играет гораздо меньшую роль по сравнению с эмоциональным интеллектом. Как говорит статистика, наша финансовая успешность на 85 процентов – это умение общаться и наличие лидерских качеств, и лишь 15 процентов – это эрудиция.
9. Умный человек сильнее восприимчив к ошибкам игрокаЗаблуждение игрока – это какое-то утверждение, основанное на недоказанных мотивах. Это случается тогда, когда человек уверен, что вероятность того, что данное событие произойдет ниже из-за редкости, с которой это событие происходило раньше. К примеру, если семерка выпадет три раза подряд в игре в кости, то игрок уверен, что в четвертый раз это произойти не может.
Еще один пример: если спортивная команда три раза подряд выиграла жеребьевку, то человек знает, что четвертую жеребьевку она обязательно проиграет.
Однако, непонятно, почему заблуждение игрока случается с высоко интеллектуальными людьми, но группа исследователей из Китая пришла к выводу, что данное заблуждение, как правило, происходит с людьми, обладающими высокими когнитивными навыками.
Коротко расскажем вам о некоторых других распространенных заблуждениях.
— эффект привязки – это склонность брать за базу ту информацию, которую вы получили самой первой;
— стадное чувство, которое заставляет человека присоединиться к тому выбору, который уже сделало большинство людей, вместо того, чтобы сформировать своё собственное мнение;
— искаженное восприятие сделанного выбора. К примеру, если вы проголосовали на выборах за определенного кандидата, то склонны искать оправдания его действиям, и только понимание того, что политик не справляется со своими обязанностями, заставит вас признать, что вы сделали неверный выбор;
— склонность к подтверждению собственного мнения, которая тесно связана с предыдущим пунктом. У нас есть склонность выборочно слышать только то, что подтверждает нашу точку зрения, слышать тех людей, которых мы поддерживаем, игнорируя другие при этом. Таким образом, мы можем пропустить на самом деле важную информацию, способную повлиять на наше мнение;
— ограниченность рамками – человеку свойственно по-разному понимать одну и ту же мысль в зависимости от того, как ее выражают;
— эффект страуса – эти птицы строят гнезда в песке, куда откладывают яйца и часто наклоняются к ним, чтобы перевернуть. Отсюда и пошел миф о том, что во время опасности страусы прячут голову в песок, то есть вместо того, чтобы встретить угрозу, они прячутся от нее, думая, что она их минует. На самом же деле страусы так не делают, чего нельзя сказать о человеке. Когда мы узнаем плохую новость, мы будто прячемся от нее, думая, что игнор может поможет трудности исчезнуть. Самый распространенный пример эффекта страуса – это прокрастинация;
— чрезмерная самоуверенность – шансы всегда 50 на 50, но если вам везет несколько раз подряд, вы начинаете полагать, что пошла удачная полоса и можете начать чувствовать уверенность, что и дальше так будет продолжаться. Однако, не забывайте, что шансы всегда 50 на 50;
— эффект статуса-кво – человек очень консервативное существо по своей природе, которое склонно выбирать то, что ему хорошо знакомо даже тогда, когда появляются варианты намного лучше. На подсознательном уровне к переменам мы относимся как к потере. Сменить место жительства, работу или даже обуть другие ботинки – наша сущность не любит этого и максимально сопротивляется;
— невозвратные расходы – вы потратили своё время и свои деньги на что-то, что в результате оказалось не самым лучшим вложением. Разумно в данной ситуации признать ошибку и свести потери к минимуму, однако это значит попрощаться с деньгами, которые вы уже потратили. По этой причине вы снова несете туда деньги, надеясь, что вам удастся вернуть то, что вы потратили;
— ошибка выжившего основана на том, что в публичном доступе есть лишь истории успеха, а количество людей, столкнувшихся с неудачей при аналогичных условиях, неизвестно, потому что об этом нигде не написано.
10. Высоко интеллектуальный человек быстрее чувствует себя опустошенным или разбитымКто-то может подумать, что умные люди – это самые минимально загруженные личности на планете. Но это не так, потому как человек с высоким интеллектом всегда стремится к успеху. Постоянное достижение идеальных побед оказывает на них сильнейшее давление, потому как они испытывают потребность в том, чтобы без конца доказывать, на что они на самом деле способны. Более того, они всю свою жизнь привыкли одерживать победу.
Однако, когда у них проскальзывают мысли о неудачах, а также о том, как найти верный путь для достижения цели, это заставляет их сильно переживать. Исследователи продемонстрировали, что человек высокого интеллекта скорее сломается под воздействием давления. Знающие люди говорят, что необходимо разложить задачи по полочкам и выполнять по очереди для улучшения своей жизни и уменьшения в ней стресса.
Кто такой — умный человек? Почему гениев не существует?
Если спросить у человека: «что такое ум?» или «кто является умным?», почти все ответят по-разному. Но до сих пор, нет единой концепции, которая могла бы правильно ответить на эти вопросы, а тем более измерить умственные способности.
Что интересно, большинство людей считают себя умнее среднестатистического человека. Но при этом не всегда могут сформулировать, в чем их надуманное превосходство.
Да, существуют различные тесты: IQ, EQ, SQ. Но все они далеки от того, чтобы четко обозначить умного или глупого человека и вот почему:
У всех людей разные увлечения, знания, жизненный опыт, традиции и т.д. Очевидно, что у человека с глубокими познаниями в математике будет более высокой уровень IQ, чем у другого среднестатистического человека.
А что, если вы профессор филологических наук? Ваш IQ, вероятнее всего, будет меньше, чем у профессора математики. Делает ли вас это глупее?
Однозначно — нет! Нельзя просто сказать: «Умный тот — кто знает физику или математику». Нельзя выделить самые важные знания, как и наоборот, менее важные.
Так что же такое ум? Человек в совершенно в любой ситуации полагается на свой опыт и знания. Например, если вы столкнетесь с нестандартной ситуацией для себя, вы будете пытаться ее решить применяя опыт из других сфер.
Получается, умный человек тот который много знает? Отчасти так и есть, но это не совсем корректно. Ведь можно много знать о бабочках, космосе, но совершенно ничего не понимать в музыке, бизнесе, земледелии.
И как упоминалось ранее, не известно, что важнее для конкретного человека: разбираться в науках или быть экспертом в области интернет-маркетинга и бизнеса.
Мы определились с тем, что ум есть знание. А знания мы запоминаем. Отсюда можно сделать простой вывод: умный тот, у кого лучше развита память. Таким образом, человек может запомнить больше полезной для него информации и лучше ей воспользоваться.
Вы можете возразить и сказать: «Важно как анализируется информация, а не ее объемы». Но это не совсем так, вы не сможете проанализировать информацию, если не знаете как это сделать. Мы все равно придем к тому, что анализ строится на знаниях и их количестве. Например, чтобы понять космическое явление, часто, нужно знать не только физику, но и ряд других наук.
При этом, сама память не обязательно должна работать одинаково хорошо для всего. А например, только в музыке или актерской (театральной) деятельности. Именно таких людей можно назвать талантливыми в своей сфере или даже гениями.
Знания, это не только слуховая и текстовая информация. Футболисты обучают свой мозг запоминать правильные движения, дабы в нужный момент их воспроизвести. Учатся справляться с психологическим давлением и другим навыкам, которые так или иначе завязаны на памяти.
Так почему же гениев все-таки не существует? Большинство людей, которые причислены к этому титулу, не имели феноменальной памяти. Но имели большой интерес или даже страсть, к тому, чем они занимаются. Изучив все возможное, на данный момент, они переходили к экспериментам и по воле везения или упорства, они получали результат.
Нельзя просто взять и понять что-либо, до этого нужно дойти, изучив все необходимое для этого. Поэтому, в первую очередь, гениальность — это сильное желание человека к развитию в определенной сфере.
То есть, проще говоря, если вы решите посвятить себя одному делу на 100% у вас будет высокая вероятность стать гением в лице других людей. Не потому что ваш мозг работает лучше, чем у других, а потому что вы страстно желаете достичь цели.
Хуйня и пиздеж с самого начала:
>У всех людей разные увлечения, знания, жизненный опыт, традиции и т.д. Очевидно, что у человека с глубокими познаниями в математике будет более высокой уровень IQ, чем у другого среднестатистического человека.
Хуйня. Знаю людей у которых отличная память, но не способных оперировать данными. И наоборот.
По большей части накатали ерунду.
которая могла бы правильно ответить на эти вопросы,
Если вы можете определить ПРАВИЛЬНЫЙ ответ, значит определение ума существует. Иначе бы не могли определить правильный вариант.
У всех этих терминов есть определение, причём словарное. Ум, интеллект, мудрость, разум. А текст из серии «толокь воду в ступе». Ни о чём.
Гениальность в простоте. Нашел простое решение задачи, вот она гениальность. А вот отказ от решения задачи, это лень.
Мутки памяти
Как положительные эмоции могут довести до нервного срыва
Ладно, не всё так критично. Мы привыкли думать, что только негативные эмоции и разного рода стрессы истощают нашу нервную систему, приводят к перегоранию, потере интереса к жизни, но это не совсем так. Каждая наша эмоция требует энергетических ресурсов, будь то положительная или отрицательная, и в определённых моментах они равносильны по энергозатратам.
Поэтому если вы чувствуете, что у вас прекрасное настроение, вы на высоте и готовы свернуть горы, у вас куча планов и вы всеми силами их реализуете, то будьте готовы к тому, что однажды ваша нервная система устанет, вам всё надоест и вы ничего не будете хотеть делать. И это нормально, не нужно этого пугаться, нужно лишь уметь правильно с этим справляться.
Что же делать? Нужно уметь останавливаться и отдыхать, не доводить себя до перегрева. Нельзя всегда быть сверх радостным и счастливым, а кто, как вам кажется, всегда полон радости и сил, он либо врёт вам, либо себе.
Если люди вас не понимают, то с вами всё в порядке
У каждого своя картина мира в голове и это нормально, когда картины у разных людей не совпадают. Это совсем не означает, что вы делаете что-то не так, какую-то дичь или глупость. Если кто-то вам говорит «ты делаешь/говоришь какую-то хрень» то только потому, что это не укладывается в его сознании, вот и всё. У него нет этого в его представлении о жизни и это ничего не говорит про вас. Так же и вы, если вам что-то непонятно и кажется странным, то это по тем же причинам, у вас нет этой информации в вашем мышлении.
Мир состоит из кучи граней, как пирамида. Вот смотрите вы на неё сбоку и видите треугольник, но ведь если посмотреть с другой стороны, вы увидите ещё один треугольник, а потом и ещё один. Так и в жизни, на каждое явление есть свои взгляды и каждый видит свою сторону. Идеально, когда человек видит сразу несколько сторон. Но бывает и так, что человек воспринимает только одну реальность и пытается всеми силами об этом сообщить и доказать, что только его теория верна. Нет, это не так. Ведь сколько людей, столько и мнений.
Что делать с таким человеком? Да ничего, просто примите его реальность и отстаньте, не доказывайте ему ничего. Если будет надо он рассмотрит другие варианты, а если нет, то только время и силы потратите. Всегда помните, что у каждого человека своя картина мира и она может не совпадать с другими.
Дилемма «разделенного мозга». Мысленный эксперимент (дополнено)
В течение последних лет я интересуюсь вопросами нейробиологии и сознания. Одной из наиболее интересных тем, которая лично меня зацепило это существование пациентов с полностью разделенными полушариями (гемисферами) головного мозга.
Если коротко, то данную операцию проводят в качестве крайней меры пациентам, страдающих от тяжелых форм эпилепсии. Суть операции заключается в рассечении мозолистого тела мозга, что приводит к разрушению связей между левым и правым полушарием. По этой теме имеется много статей и материалов.
Если коротко, то пациенты продолжают в целом жить обычной жизнью и окружающие даже не замечают изменений. Тем не менее, нейробиологи поставили ряд экспериментов, в результате которых были получены данные, свидетельствующие в пользу наличия двух изолированных сознаний левого и правого полушария.
Например, приведу вот такую выдержку:
Благодаря специальному устройству, контролирующему поступление потока визуальной информации в мозг, исследователи стремились доказать, что разделение мозга производит две личности, по одной на полушарие.
Они уже знали, что оба глаза отправляют информацию в оба полушария мозга, которые находятся в сложном взаимодействии друг с другом. Если вы фиксируете одну точку, то все слева от этой точки (левое визуальное поле) обрабатывается правым полушарием, а все справа от вашей точки фиксации (правое поле зрения) обрабатывается левым полушарием. Более того, левое полушарие контролирует правую часть тела и язык (речевой аппарат), а правое полушарие контролирует левую часть тела и отвечает за визуальное восприятие и обработку лиц.
Когда Сперри и Газзанига активировали стимулы в области правого визуального поля (обработанные левым полушарием), пациент реагировал нормально. Однако когда стимулы были показаны в левом визуальном поле (обработанное «немым» правым полушарием), пациент говорил, что ничего не видит. Но его левая рука нарисовала показанное изображение. Когда его спросили, почему его левая рука сделала это, пациент выглядел озадаченным и ответил, что он не знает.
Что же это означает? Левое полушарие не могло видеть левое визуальное поле, поэтому, когда появился стимул, пациент ответил, что действительно ничего не видит. Тем не менее, правое полушарие увидело стимул и указало на это единственным способом, которым располагало, задействовав левую руку. Вывод, сделанный Сперри и Газзанигой, был ясен: одного пациента с разделенным мозгом фактически следует рассматривать как двух пациентов с однополушарным мозгом на каждого, словно сиамских близнецов. Сперри утверждал, что это выходит далеко за рамки простого любопытства, так как исследование в прямом смысле доказало идею о материальной основе сознания. Если при разделении мозга происходит разделение личности, это фактически опровергает идею существования нематериальной души.
(к сожалению, на русском языке мало материала, но есть книги на английском)
В общем, я придумал мысленный эксперимент, касательно проблематики разделенных полушарий.
Как упоминалось выше, операция по разделению полушарий мозга проводится в целях лечения эпилепсии и делается хирургическим путем, что само по себе необратимый процесс разделения полушарий. Тем не менее, вопрос, касательно появления 2 обособленных личностей очень интересен и может иметь далеко идущие следствия. Вот представьте, что Вам на завтрашний день назначили операцию по полному разделению полушарий. Сегодня вы одна целостная личность, ваше привычное субъективное Я. Вот наступает день операции, вы входите в наркоз и засыпаете. Пока все как обычно.
Но теперь наступает момент пробуждения. Хирурги достойно выполнили свою работу и Ваши полушария полностью разделены между собой.
Вопрос (дилемма) №2: Предположим нам уже сделали операцию, прошло с тех пор несколько лет. Нас все устраивает, все отлично. Вы себя обнаруживаете в качестве субъекта левого полушария, управляете речевым центром и вроде бы все хорошо (ну не считая периодических синдромов чужой руки, с которыми вы уже привыкли жить и все окей).
И вот снова наступает день Х. Вы ложитесь на операционный стол, вам вводят наркоз, вы засыпаете и. есть несколько вариантов:
1. Вы (субъективно) уже никогда не просыпаетесь и попросту умираете вместе со своим левым полушарием. Да для окружающих вы выживете, но это будете не вы, а субъективное сознание вашего правого полушария.
2. Вы просыпаетесь и осознаете себя в правом полушарии.
Предлагаю обсудить эту тему. Как по мне проблема более чем реальная.
Позволю себе немного продолжить наш мысленный эксперимент:
Допустим, мы изобрели некое устройство, которое временно функционально разделяет полушария мозга, а потом снова соединяет (как именно работает устройство не так важно, главное концептуальная часть).
В общем, у нас такое устройство есть, и мы подопытный.
Ход эксперимента: мы будем многократно включать и отключать прибор, при этом включая прибор мы на каждой итерации фиксируем в каком полушарии «оказалось» наше «Я».
Возможные исходы эксперимента:
1. Первый вариант, что мы при эксперименте каждый раз будем «находить» субъективно свое «Я» то в одном, то в другом полушарии. Например:
Такой исход эксперимента задаст создаст очень трудную проблему философского уровня, т.к. механизм «переноса Я» будет крайне сложно объяснить и думаю такому исходу эксперимента будут рады те, кто верят в душу и т.п. В то время как нейропсихологам придется серьезно поломать голову, и не факт, что получится найти ответ.
В таком случае возникает вопрос: «А когда прибор отключен, то мы все равно остаемся в этом полушарии?».
Также мы можем попробовать продолжить функционально «дробить» наш мозг (не затрагивая вегетативные функции ствола мозга) с помощью прибора, уже рассекая его не на 2 части, а на 4, 8 и т.д. И при этом каждый раз фиксировать, работа какого участка будет соответствовать нашему субъективному опыту от первого лица. В итоге может оказаться, что наше «Я» при таком дроблении раз за разом будет оказываться в небольшом участке мозга (скажем, 2х2 сантиметра). Но при отключении прибора все будет возвращаться в целостность.
Тогда автоматически будет возникать еще 2 вопроса:
— Почему при «дроблении» мозга наше «Я» осознает себя именно этим участком мозга, а не другим?
— Что будет, если мы полностью удалим этот участок мозга 2х2 см и что при этом изменится: Если мы это сделаем во время работы прибора и при отключенном приборе.
Если такой эксперимент все же удастся провести в будущем, то думаю он прольет свет на такие философские вопросы как возможность переноса сознания на внешние носители (цифровое бессмертие) и т.п.
Орел или решка?
Говорят, в момент падения монетки мы четко знаем какую сторону хотим увидеть в ответ. А значит понимаем, что хотим на самом деле
Мой первый пост. Мать, алкоголь, и разбитая квартира
Пишу сюда в надежде найти какую-то помощь или совет. Ну или просто анонимно пообщаться с людьми на эту тему. Это будет очень длинный рассказ о том, что мне стыдно обсудить даже с близкими товарищами. Даже не знаю с чего начать, ведь к этому ведут множество предисторий тесно связанных между собой.
В данный момент мать в соседней комнате пьяная и воет во всё горло. Она не умеет плакать, и не привыкла показывать слабость. Вместо этого слышен вой, и песни Земфиры на полной громкости. По всей квартире стоит запах коньяка. Её уносит с двух маленьких бутылок по цене где-то в 320 тенге, в рублях это будет примерно 60.
Началось всё где-то 2 или 4 года назад. Точно не могу сказать, но я догадывался что она скрытно выпивает. Ухудшилась ситуация в начале короновирусной пандемии. Она стала пить открыто и становится агрессивной. Человек которого я знал будто исчез, и вместо него явился кто-то другой.
По пьяни она кидалась на мою бабушку, её родную мать. Однажды когда меня не было дома, она накидалась так сильно что ударила бабушку и сбила её с ног. А ей между прочим 84 года. После чего начала выкидывать её вещи с балкона. Сумку, документы, телефон, деньги, бижутерию. в общем всё что было не прибито к полу. Соседи наблюдали картину.
На следующий день она смиренно просила прощения и зарекалась так не делать. Было это 1.5 года назад.
Был случай, когда напившись так же сильно и ещё на голодный желудок она разбила рукой стеклянное окно. Залила весь пол на кухне кровью, и через какое-то время уснула.
Это лишь те, что едко врезались мне в память. Я уже перестал считать количество разбитой посуды, дверей, бытовой техники. как-то раз даже унитаза. Её бешенство и сила в пьяном угаре соизмеримы со взрослым мужиком. В обязательном порядке как только она напьётся, слышится стук посуды, грохот дверей, да и вообще квартира начинает ходить ходуном. Для того чтобы она могла чувствовать себя хорошо, по пьяни она выкидывает вещи. Швырнёт полесос о стену в дребезги, вынесет его на свалку. Термосы, вазы, посуду. В прочем я уже повторяюсь. Нашей семье трудно проходить через это, мы не успеваем чинить и исправлять причинённый ущерб. Но тут я скорее лукавлю, мы просто бедные и каждая разбитая тарелка бьёт по кошельку.
Раньше после пьянок, на следующий день она становилась белой и пушистой стыдясь своих поступков. Тех о которых могла вспомнить. Сейчас же сожаления исчезают. Будто алкоголь выместил собой совесть.
Она читает книги, вернее раньше читала, очень много. Ей к слову 50 стукнуло весной этого года. Ещё в молодости она перечитала очень много классической литературы. Достоевский, Толстов, Тургенев, Гоголь, Тютчев, Лермонтов и многих других. Я слишком необразован чтобы озвучить полный список. Из современных произведений она много увлекалась психологическими и филосовскими, иногда разбавляя их приключениями и романами. Из того что я могу вспомнить, ей очень понравились «Шантарам», Пелевин и книги Карлоса Кастанеды. Я и сам под её влиянием прочитал всего Кастанеду.
Но что самое интересное, при всём этом у неё нет образования. Она бросила строительный ПТУ и пошла работать штукатур-маляром. Так до сих пор и работает, причём неофициально.
Вообще в моей, если её так можно назвать, истории, будет очень много парадоксов.
Мне будет приятно если ты, читатель, дойдёшь так далеко. Любая помощь, даже ваше внимание станут некой отдушиной.
Мы не всегда жили втроём. Бабушка, мать и я. С нами жил её мой родной дядя. О нём я расскажу чуть позже.
По рассказам бабушки и матери, в юности дядя был человеком впечатлительным и ранимым. В какой-то момент он попал под влияние Кашперовского и его выступлений. После одного из них, увиденных вживую дядя начал слышать голоса. Как ему казалось, эти голоса заставляли его сделать плохие вещи. В то время бабушка и мать не знали что с этим делать, они паниковали и по воле бабушки дядю положили в психушку. Лечили, пичкали таблетками что в свою очередь по рассказам повлияло на его состояние, но не в лучшую сторону так и не дав надежды на нормальную жизнь.
Как я узнал совсем недавно, это является одной из причин ненависти моей матери к бабушке. То, что она сдала её родного брата в психушку.
Кажется мать перестала буянить и легла спать. Я тоже устал и пожалуй закончу на сегодня. За два часа печати было вложено очень много боли и любви в этот текст.
Если моя история найдёт хоть каплю некой. поддержки что-ли, завтра я могу продолжить. Но в то же время я знаю что люди на пикабу бывают резки, и вполне ожидаю критику, троллинг и буллинг в мой адрес. В какой-то степени это даже может быть заслужено. Не знаю.
А пока пойду разбирать куски битой посуды и осыпавшуюся штукатурку от разбитых дверей.
Пятница в Лиге психотерапии
Общение в комментариях для тех, кому интересно разбираться в себе.
Пост для пятницы 8 октября 2021 года будет про чувствительность.
Если вы не знали, Нобелевскую премию 2021 года по физиологии или медицине присудили Дэвиду Джулиус и Ардену Патапутяну «за их открытие рецепторов температуры и прикосновения». Кому интересны подробности, вот тут хорошая статья https://health.mail.ru/news/za_chto_vruchili_nobelevku_po_me.
Учёные раскрыли механизм так называемых нейропатических болей. Люди, склонные к так называемой психосоматике, могут иметь особенности генетического кода.
Цитата из статьи: «Некоторые «однобуквенные» мутации гена TRPV1 приводят к семейному эпизодическому болевому синдрому первого типа, при котором человек чувствует боль в верхней части тела из-за холода, голода и физиологического стресса. Другие мутации каналов TRP связаны с казалось бы, необъяснимыми ощущениями горячего в отсутствие повышенной температуры, сложными случаями нейропатической боли. Также они могут стать причиной сниженной чувствительность к холоду или изменить для нас вкус острого перца».
А вам знакомы ситуации, когда тело болит, а обследования показывают, что всё с организмом в порядке? Или вы из стана людей «Я в психосоматику не верю»?
Зачем нужны эмоции
Порой говорят: «эмоции нужны, чтобы жизнь была ярче». Люди, чья жизнь оказалась слишком «яркой», мечтают, чтобы эмоций не было вовсе: «лучше быть роботом, который ничего не чувствует». На самом деле эмоции — это не бонус и не спецэффект. Как и любой психический процесс, они выполняют важную функцию и помогают нам адаптироваться к внешней среде.
Что такое эмоция? Говоря простым языком, это то, как мы оцениваем происходящее. Видим бешеную собаку — испытываем страх; обнаруживаем, что другой человек не оправдал наших ожиданий — чувствуем разочарование или обиду. Эмоции помогают сохранять связь с реальностью и адаптироваться к ней. Это сигнал психики, внутренний индикатор. Информация, которая помогает нам выжить.
Долго ли проживет человек, который ничего не боится? Насколько адекватно будет вести себя тот, кто не испытывает стыда? Как уберечься от отравления, если не чувствуешь отвращения? Эмоции — средство приспособления к среде. Эволюционно выработанный механизм, помогающий нам стать сильнее, эффективнее, жизнеспособнее. Так почему же мы с ними боремся?
Эмоции бывают тяжелыми и болезненными. Именно в такие минуты хочется их выключить, убавить яркость, приглушить громкость. Страдание от душевной боли порой ощущается так же остро, как страдание от физического недуга.
Но что такое боль? Это и есть сигнал о дезадаптации. Больно биться головой об стену, больно держать руку в огне, больно, когда нас режут ножом. Эмоциональная боль, как и физическая, сообщает о том, что мы делаем что-то не так, что мы в опасности, что наше «я» или наш организм находятся под угрозой. И подталкивает к тому, чтобы опасность устранить. Разумно ли бороться с этим сигналом?
Нет хороших и плохих эмоций. Страх, печаль, обида, гнев, зависть — не плохие эмоции! Это сигналы психики о том, что мы в чем-то не адаптированы. Где-то слабы. Вместо того, чтобы бороться с этим сигналом, нужно к нему прислушаться. Увидеть эмоции, признать их, изучить — и помочь выполнить свою функцию.
Всякая эмоция может быть функциональной и дисфункциональной. Функциональная эмоция угасает сама собой. Встретил в лесу медведя — испугался — обошел стороной — страх исчез. Если же мы «застреваем» в эмоции, прокручиваем ситуацию снова и снова, не можем простить обидчика, не можем унять тревогу, не в состоянии избавиться от чувства вины — значит, эмоция не выполнила функцию. Поэтому приходит опять и опять! Это мигающая лампочка, ревущая сирена, сообщающая о том, что топливо утекает из бензобака, а самолет камнем мчится к земле. Чем дольше мы игнорируем этот сигнал, тем громче он звучит. Чтобы мы его наконец услышали и отреагировали! Превратили дисфункциональную эмоцию в функциональную. Бесполезную — в полезную.
Основные функции эмоций. Первая — оценочная: эмоции помогают нам оценить и переоценить реальность. Скорректировать картину мира. Например, если я обижаюсь на друга за то, что он чего-то не сделал, обида угаснет, когда я перестану строить ошибочные ожидания относительно его поведения. Ведь это мой прогноз не оправдался, мои представления расходятся с фактами. Обида — сигнал о рассогласовании между ожидаемым и действительным. Функция обиды будет выполнена, когда мои представления о другом начнут соответствовать реальности.
Еще одна функция — регулятивная. Эмоция подталкивает нас к изменению собственного поведения. В случае страха — избежать опасности, гнева — устранить препятствие, обиды — самостоятельно достичь желаемого. Эмоция сообщает: у нас неприятности, сделай с этим что-нибудь. И если мы должным образом откликаемся на этот сигнал, эмоция угасает.
Третья функция — коммуникативная. Порой нужно сообщить другому, что мы чувствуем: мимикой, действиями, словами. Дать понять партнеру, что его поступки нас пугают; рассказать об обиде; показать смущение; признать вину. Эмоции помогают нам быть в контакте с другими и способствуют тому, чтобы собеседник изменил поведение.
Когда одна или несколько функций выполнены, интенсивность эмоции постепенно снижается. Обида сменяется легким разочарованием, стыд — сожалением, зависть — уважением. Без всякой борьбы, естественным образом. Мавр сделал свое дело, мавр может уходить.
Это и есть то, что называют эмоциональным интеллектом или эмоциональной компетентностью: способность распознавать свои чувства, прислушиваться к ним и адекватно реагировать.
Подружитесь со своими эмоциями, чтобы стать сильнее и счастливее.
Свободы всегда мало.
На самом деле, мы просто её не используем. Но понимаем это только тогда, когда нас её лишают.
Как-то я ехал на электричке Москва-Владимир до Орехово-Зуево. Была суббота, обеденное время, поэтому народу было немного. Время пути 1:40 до моей станции. В одном вагоне со мной сидел парень, который где-то через полчаса начал страдать от того, что ехать ему очень долго. Причём, проявлял он это явно: смотрел на часы; громко восклицал: «Блин, ещё целый час ехать!»; ходил курить в тамбур каждые десять минут; снимал обувь; ложился на сиденье в разных позах; снова вскакивал, смотрел на часы и повторял цикл опять. Парень являл пример нетерпеливости человека, для которого конечный пункт важнее самого путешествия. Не удивлюсь, что когда он приехал, ему пришлось ждать автобуса около получаса и он также стонал о невыносимости ожидания. Я же наслаждался летними пейзажами и ленивым потоком мыслей о том, что видел из окна поезда. И вот почему.
В 1992 году меня призвали служить в только сформировавшуюся армию РФ. Армия была в плачевном состоянии и разваливалась у меня на глазах. Помимо проблем с питанием, которые появились на втором году службы, были проблемы и с формой и, конечно, с дедовщиной из-за наплевательского отношения к своим обязанностям со стороны офицерского состава. После призыва я прошёл через все стадии горя по Кюблер-Росс (отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие), правда, они назывались у нас несколько иначе: запах, дух, череп, дед, дембель. Но больше всего меня грела мысль, что выйдя когда-нибудь за стены с колючей проволокой я смогу стать свободным человеком, не буду слушать никаких приказов и буду делать что захочу.
Когда я освободился, то через некоторое время понял, что невозможно быть бесконечно свободным в системе стереотипов моей головы. Мне нужно было возвращаться домой вовремя, чтобы не волновать родителей, хорошо учиться, чтобы потом хорошо устроиться на работу, хорошо работать, чтобы получать нормальную зарплату, жениться вовремя, родить и воспитать ребёнка и многое другое.
Тогда я сделал ошибочный вывод, что невозможно быть безгранично свободным (если ты не бомж-сирота). Но можно быть частично свободным. Например, когда ты один едешь два часа в электричке. Ты можешь полностью посвятить себя своим мыслям и не волноваться, что нужно куда-то бежать или что-то делать. Неизбежность прибытия в пункт назначения дают тебе успокоение.
Это многие годы поддерживало меня, но сейчас я понимаю, что это не так. Свобода, как и счастье, находится внутри нас. И мы добровольно меняем их на чужие цели. А потом говорим, что мы несчастны и живём не своей жизнью. Посмотрите, сколько стресса приносят вам стереотипы общества. Девушка должна выйти замуж до 30-ти. Семья обязательно должна родить ребёнка. Чтобы получать деньги нужно обязательно каждый день ходить на работу. И т.п. Это не наши мысли. Они навязаны извне. Как и мысль, что в поездке на электричке прибытие в пункт назначения важнее, чем виды из окна.
Книги о мозге, сознании и эволюции человека. Часть 2
В сегодняшнем посте я продолжу рассказывать о своих любимых книгах о работе мозга и соответственно нашей психики.
Человеческий мозг представляет собой сложнейшее из известных «устройство». Для того, чтобы наша психика функционировала хорошо, требуется слаженная работа целой кучи нейронных сетей. Эрик Кандель, американский психиатр и нейробиолог, показывает нам, как «поломки» в определенных частях мозга или нервных путях приводят к депрессии, необъяснимым тревогам, шизофрении, биполярному расстройству и ПТСР, и почему эти знания важны для понимания здорового мозга. В книге рассказывается история про развитие психиатрии и неврологии, а так же про то, как в нашем мозге взаимодействуют сознательные и бессознательные процессы.
Книга о жизни людей с неврологическими проблемами. Как они выживают в непривычном мире, который создает поврежденный мозг? Это не совсем научно-популярная книга, в ней чувствуется желание автора поднять и философские вопросы, вопросы о том, что такое личность, и как следует относится к своей болезни.
Детерминизм
Понравилась метафора
Люди думают, что горе уменьшается со временем. В действительности это мы сами растём вокруг своего горя
Как различать ситуацию, мысли о ней и чувства
Мы делаем максимально удобное, понятное и функциональное приложение, но несмотря на это, в справку тяжело уместить слишком большой объем информации и у некоторых пользователей, не занимавшихся терапией ранее, возникают вопросы о том, как избежать путаницы при заполнении основных граф дневника.
Дневник когнитивно-поведенческой терапии у разных авторов книг самопомощи немного
отличается, но некоторые вещи остаются постоянными. Как правило, в дневник требуется записать ситуацию (события, которые вызывают неприятные мысли и чувства), свои тревожащие или огорчающие мысли, свои чувства и эмоции.
Чувства и эмоции не являются прямым следствием произошедшего. Прежде чем мы испытаем эмоцию (или целую бурю), мы должны дать интерпретацию произошедшему. Мысли, при помощи которых мы это делаем, могут пролетать в голове не заметно, потому они обычно называются автоматическими.
Иногда бывает сложно отграничить одно от другого и возникает соблазн свое видение ситуации записать в графу «Ситуация» хотя туда следует записать объективно происходящие события. Или же мысли по ошибке записываются в «Эмоции».
Нужно представить, что происходящее фиксирует видеокамера. Она не может фиксировать эмоции и мысли, только лишь то что объективно происходит. Видеокамера не может зафиксировать интересуются ли Вами другие люди, думают ли они о Вас и хотят ли чего-то. Видеокамера может зафиксировать как человек зевает (ситуация/события), но не может записать, что ему с Вами слишком скучно. Последнее является только вашей мыслью (интерпретацией). Так же возможна путаница с чувствами и мыслями. Мысль «я чувствую, что ему со мной скучно» остается мыслью и должна быть записана в именно в графу с мыслями.
Буду очень благодарен за комментарии и указании на ошибки.
СТРАДАНИЯ ЭТО НЕ ПЛОХО
Книги о мозге, сознании и эволюции человека
В сегодняшнем посте я отойду от темы когнитивно-поведенческой терапии и хочу рассказать о своих любимых книгах о работе мозга и соответственно нашей психики.
Книга написана известным астрофизиком Карлом Саганом, автором научно-фантастического романа «Контакт». Рассматривается эволюционное развитие нервной системы.
Журналистка, пишущая о нейрофизиологии и нейропсихиатрии, рассказывает об устройстве нашей памяти, развитии нервной системы и основных принципах ее функционирования. Рассматриваются очень интересные и необычные опыты.
Доступный и понятный текст на сложную тему.
Книга ни сколько об устройстве мозга, сколько о попытках науки и философии разобраться с проблемой сознания. Рассматриваются философские идеи о взаимоотношениях между мозгом и сознанием, научные теории о принципах работы нервной системы. Автор максимально не предвзят и свое собственное мнение сообщает лишь в самом конце. Так же рассматриваются с научной точки зрения провокационные идеи и околомистические явления такие как сонный паралич, внетелесные переживания, трансовые состояния, околосмертный опыт.
Наши поступки и мораль рассматриваются с точки зрения нейробиологии, эндокринологии и психологии. Что произошло за секунду, минуту, день, месяц, тысячи лет до нашего поступка и сделало его именно таким? Самое материалистическое о человеке, что мне только попадалось. Для кого-то это может оказаться минусом или чем-то гнетущим, для меня это оказался огромный плюс. Объемный труд, требующий внимательного чтения, а иногда и гугления. В конце приведен список всех использующихся терминов.
Подобная литература вызывает двоякие чувства. С одной стороны немного не по себе, чувствуешь всего лишь себя сложным автоматом, функционирующим по законам природы. Но в то же время, понимаешь насколько безумно сложным является этот «автомат», насколько сложная логика в нем реализована, раз позволяет существовать всему спектру человеческих явлений, включая способность любить, испытывать муки совести и совершать подвиги.
Картинка взята с freepik.
Кризис среднего возраста или что это?
Приветствую всех! Поскольку пикабу всемогущ, решил обратиться сюда за помощью и советами.
Очень хочется обрести гармонию с собой и внешним миром, помогите пожалуйста) спасибо, если дочитали
Мартин Селигман: Well-being и «выученный оптимизм»
На конференции WBECS (The World’s Leading Learning Platform
For Business & Executive Coaches) прошла дискуссия с Мартином Селигманом — знаменитым американским психологом, одним из основоположников позитивной психологии.
Мартин Селигман несколько десятилетий изучал, как люди справляются с трудностями, и установил, что больше всего восстановлению после травматических событий мешают так называемые три «П»:
— персонализация — убежденность в том, что виноваты мы сами;
— повсеместность — убежденность в том, что событие будет влиять на все области нашей жизни, и
— постоянство — убежденность в том, что последствия события будут ощущаться всегда.
Люди восстанавливаются быстрее, если понимают, что в произошедшем нет их вины, что оно не может повлиять на все аспекты их жизни и не будет преследовать их везде и всегда.
Осознание этого снижает вероятность возникновения депрессии и помогает пережить трудности.
Я читал про выученную беспомощность в книге Мартина Селигмана. И сейчас, во время пандемии Cowid-19 это является одним из вызовов — переучиваться и выползать из этой приобретённой беспомощности.
Из состояния, в котором люди перестают предпринимать попытки его улучшить, так как несколько раз столкнулись с неудачами.
Впервые тему выученной беспомощности начал изучать Мартин Селигман в 1967 году.
Мартин Селигман сказал, что одно из преимуществ 50-летней работы в науке — это возможность обнаружить то, что вы были неправы.
Мы были неправы — беспомощность, это состояние, свойственное млекопитающим по умолчанию.
Мы рождаемся и вырастаем с этой беспомощностью.
А то, чему мы можем научиться — это выученный оптимизм.
Мы можем научиться:
— Воспринимать неудачи, как что-то временное, а не постоянное («сейчас тяжёлое время, но потом станет лучше» вместо «я больше никогда не буду счастлив»)
Воспринимать неудачи, как единичный случай, а не личную характеристику («у меня не получилось в этот раз» вместо «я неудачник»)
— Осознавать то, что мы можем контролировать и на что можем влиять.
И для меня это хорошие новости. Если появляется ощущение беспомощности, значит стоит начать учиться оптимизму и это то, что мы можем контролировать.
Мартин много говорил о счастье, рассказывал об идее сознательного оптимизма, и о том, как это влияет на well-being.
Одним из основных отличий пессимистично настроенных людей от оптимистично настроенных является то, что первые считают, что проблемы носят постоянный характер, а вторые — что временный. Например, первые считают, «ситуацию не исправить”, а вторые — “ситуацию не исправить, если ничего не делать”
То есть, плохо не то, что плохо, а то, что это продолжается и носит устойчивый характер. Устойчивость может проявляться и в наделении людей различными качествами. Сравните, например, “мой начальник — козел” (пессимистично) и “мой начальник сегодня в плохом настроении” (более оптимистично) — в этом примере неприятности воспринимаются как временное явление.
Универсальность добавляет пессимизма, специфичность — оптимизма. Установка “я ни с чем не справляюсь” не оставляет выбора, тогда как “я не справляюсь с ЭТОЙ работой” предполагает наличие возможного решения. Как говорится, realistic argument vs catastrophic thought (трезвый взгляд против панических мыслей)
Я думаю, вы понимаете, что оптимистично настроенным в жизни в целом попроще. И на работе они достигают лучших результатов (тут, правда, есть одно исключение — юристы — именно пессимизм позволяет им эффективно работать, согласно Мартину), и со здоровьем, и в личном плане все как-то получше.
Мартин Селигман предлагает термин “выученный оптимизм” (learned optimism) как бы намекая, что этому можно научиться.
И действительно, мы способны влиять на свое мышление, а через него — на поведение и наоборот.
4. Психология. Жан Пиаже
Продолжение разбора тем по психологии выбранных мной или предлагаемых читателями.
Как же сложно мне понять Жана Пиаже и его теории. Платон и Аристотель были полегче. Предлагаю Вам в сжатом и упрощённом виде ознакомиться с его трудами через этот пост.
Жан Пиаже, очень продуктивный швейцарский (я думал он был французом…) психолог, логик, философ, основатель генетической психологии, сильно интересовался самыми глубокими философскими вопросами:
* Что есть правда?
* Откуда берётся правда?
* Как мы приходим к понятиям времени и пространства, протяженности, изменчивости, морали?
* Как происходит развитие логики?
* Как происходят субъектно-объектные отношения и когда они возникают?
Он считал, что ответы «спрятаны» в детстве. Вот он и начал изучать детей, детскую психологию, постепенное развитие интеллекта.
Судя по всему, ответы на свои вопросы он так и не получил. Но, за то, вместо них он обрёл большую базу знаний о том, как развивается наш ум, а следовательно и понятия, которыми мы оперируем.
Не углубляясь в его очень сильно усложненные идеи (с которыми можно ознакомиться, например, в книге «Избранные Психологические Труды»), следует просто сделать замечание, что его работы во многом будут полезны педагогам и тем, кто работает с детьми.
В этом посте я постараюсь говорить больше о том, что может быть полезно взрослым.
Но Жан изменил это представление. Он экспериментально обосновал гипотезу о том, что ребенок не думает иначе, чем взрослый, он лишь использует другие «схемы».
Жан Пиаже ввел термин «схема» чтобы обозначить то, как мы работаем в своей голове с полученной информацией. Взрослый имеет расширенную схему, он гораздо легче упорядочивает внешний мир в своей голове, чем ребенок, который часто воспринимает мир как данность, не пытаясь описать (из-за чего время от времени ребенок может прибегать к противоречивым или нелогичным суждениям, например, что мячик прыгает потому что он красный).
Выводы: гармонично и продуктивно развивается тот человек, который развивает свои схемы. Развитие происходит через взаимодействие с новой информацией.
Чем больше у Вас схем, и чем они шире, тем более умны и способны Вы.
—
Конструктивизм и самообразование
—
Жан Пиаже был приверженцем конструктивизма, и считал (не без оснований), что ребёнок наиболее эффективно учится тогда, когда он сам добывает информацию. Прекрасно. Чтобы ребёнок сам добывал информацию, он должен иметь любознательность/интерес (то есть внутренний мотив эту информацию добыть). Задача педагога по конструктивизму в том, чтобы не учить ребёнка напрямую (лить в него знания), а возбуждать в нем любопытство.
Во взрослой жизни мы вынуждены быть себе и учениками и учителями. Конструктивистская система обучения хорошо подходит взрослому человеку, если он настроен на саморазвитие.
Как обрести любопытство учить неинтересные вещи (химию с физикой)?
1. Попытаться увидеть ценность этого знания.
2. Попытаться увидеть практическую пользу этого знания.
3. Попытаться увидеть красоту/гармонию этого знания.
4. Попытаться вдохновиться людьми, которые обладают этим знанием (пообщаться с человеком, который увлечен физикой, попросить рассказать о том, что он видит ценного в этом)
Четвертый пункт может дать Вам увидеть и ценность и мотив и красоту и практическое применение, если человек будет подходящим. Поэтически говоря, его пламя любопытства может разжечь Ваш костер желания.
Эмпатия увеличивает шанс достижения взаимопонимания, что способствует налаживанию отношений. К тому же, эмпатия очень хорошо влияет на самоанализ..Имея хорошее представление о том, каковы другие люди, стараясь их понимать, человек гораздо продуктивнее анализирует самого себя, так как есть с чем сравнивать и имеются средства для определения состояний, самоопределения в контексте общества или классификации внутренних феноменов.
Короче, сопереживающий умнее эгоиста по объективным причинам.
—
Выводы
—
Интеллектуальные процессы, зародившиеся ещё в детстве, актуальны на протяжении всей нашей дальнейшей жизни. Их развитие приносит много благо.
***
Спасибо большое за то, что прочитали этот пост.
Зашёл сегодня в ванную комнату, включил свет и увидел на дне ванны маленького чёрного паука. Применил магический навык эмпатии и подумал над тем, какого этому пауку сейчас. Он стоял неподвижно, не реагировал на моё приближение к ванне. Я предположил, что он вошёл в состояние защиты «замри». Развивая эту идею, я задумался над тем, участилось ли у него сейчас дыхание, как это бывает у млекопитающих при сильном страхе, и понял, что я не знаю дышат ли пауки, и если да то как и через что, а это значит, что моя схема мышления столкнулась с неизвестной информацией. Нужно применять аккомодацию. Во мне проснулось любопытство, и я зашёл в интернет читать про кислородный обмен пауков, предварительно смыв паука в канализацию, потому что не хочу, чтобы в моём доме возникло паучье гнездо. Хотя почему-то стало больно и совестно перед этим эпизодическим незнакомцем.