чем характеризуется положительное нерасчлененное отношение к учению
Чем характеризуется положительное нерасчлененное отношение к учению
Наши исследования учебной деятельности и ее мотивации позволяют выделить для учителя несколько ступеней включенности ученика в процесс учения.
Каждая из этих ступеней характеризуется, во-первых, некоторым общим отношением к учению, которое, как правило, достаточно хорошо фиксируется и обнаруживается (по таким признакам, как успеваемость и посещаемость уроков, общая активность ученика по количеству его вопросов и обращений к взрослому, по добровольности выполнения учебных заданий, отсутствию отвлечений, широте и устойчивости интересов к разным сторонам учения и т. д.).
Во-вторых, за каждой из ступеней включенности школьника в учение лежат разные мотивы, цели учения. Поэтому следующим шагом учителя должно быть проникновение в сущность того, что побуждает ученика, какие цели он умеет ставить и реализовывать.
В-третьих, каждой из ступеней включенности школьника в учение соответствует то или иное состояние умения учиться. Учителю необходимо определить этот уровень умения учиться, чтобы понять причину тех или иных мотивационных установок, барьеров, ухода ученика от трудностей в работе и т. д.
Покажем, как связаны разные типы отношения школьника к учению с характером его мотивации и состоянием учебной деятельности.
Таких типов отношения к учению несколько: отрицательное, безразличное (или нейтральное), положительное (аморфное, нерасчлененное), положительное (познавательное, инициативное, осознанное), положительное (личностное, ответственное, действенное). Учитель фиксирует прежде всего характер отношения школьника к учению.
Для отрицательного отношения школьников к учению характерно следующее: бедность и узость мотивов; познавательные мотивы исчерпываются интересом к результату; не сформированы умения ставить цели, преодолевать трудности; учебная деятельность не сформирована; отсутствует умение выполнять действие по развернутой инструкции взрослого; отсутствует ориентация на поиск разных способов действия.
При положительном (аморфном, нерасчлененном) отношении школьников к учению в мотивации наблюдаются неустойчивые переживания новизны, любознательности, непреднамеренного интереса; возникновение первых предпочтений одних учебных предметов другим; широкие социальные мотивы долга; понимание и первичное осмысление целей, поставленных учителем. Учебная деятельность характеризуется выполнением отдельных учебных действий по образцу и инструкции, а также простых видов самоконтроля и самооценки (также по образцу).
При положительном (познавательном, осознанном, инициативном) отношении школьников к учению мотивация характеризуется переопределением и доопределением задач учителя; постановкой новых целей; рождением на этой основе новых мотивов; осмыслением соотношения своих мотивов и целей. Учебная деятельность включает тогда не только воспроизведение по образцам учителя задач, способов действий, но и возникновение самостоятельно поставленных целей, а также выполнение действий по собственной инициативе. Наблюдается различение школьником способа и результата действия, осознанное стремление к поиску разных способов, усвоение и «видение» всей структуры учения в целом, овладение умениями планировать и оценивать свою учебную деятельность до ее осуществления, проверять и корректировать себя на каждом этапе работы, развернутый самоконтроль и самооценка.
При положительном (личностном, ответственном, действенном) отношении школьника к учению мотивация характеризуется соподчинением мотивов и их иерархией; устойчивостью и неповторимостью мотивационной сферы; сбалансированностью и гармонией между отдельными мотивами; умениями ставить перспективные, нестандартные цели и реализовывать их; предвидением социальных последствий своей учебной деятельности и поведения; умением преодолевать препятствия при достижении цели. В учебной деятельности наблюдаются поиск нестандартных способов решения учебной задачи, гибкость и мобильность способов действий, освоение учебных действий и умений до уровня навыков и привычек культуры труда, использование результатов учения в социальной практике, выход из учебной деятельности в самообразовательную, переход к творческой деятельности.
Психологические исследования подтверждают взаимосвязь отношения школьников к учению и сформированности учебной деятельности. Так, показано, что умение школьников ставить учебную задачу влияет на характер отношения к учению. Например, при отсутствии у школьников умения самостоятельно ставить учебную задачу и при наличии интереса только к результату решения наблюдается негативное отношение к учебной работе. При решении задач без поиска школьниками общего способа решения с использованием ими метода проб и ошибок наблюдается формальное отношение к учению. Если у ученика возникает ориентация на поиск общего способа действия, но еще отсутствует умение реализовать эту ориентацию и если даже после выделения общего способа решения школьник продолжает конкретные задачи решать путем случайных проб, то на этом этапе возникает так называемое двойственное отношение к учению. На следующем этапе учащиеся уже применяют, хотя отчасти и интуитивно, общий способ при решении конкретных задач; возникающее здесь отношение называют интуитивным. И наконец, на более высоком уровне учащиеся целенаправленно разрабатывают общий способ решения всех подобных задач, что соответственно вызывает и изменение отношения к учению, которое становится теоретическим.
Виды отношения ученика к учению (по А. К. Марковой). Две группы учебных мотивов и их уровни.
А. К. Маркова выделяет следующие типы отношения к учению: отрицательное, безразличное(нейтральное), положительное(амфорное), положительное(познавательное, инициативное, осознанное), положительное(личностное, ответственное, действенное). Отрицательное отношение к учению. Этот тип характеризуется бедностью мотивов, познавательные мотивы исчерпываются интересом к результату. Отсутствует умение ставить учебные цели, выполнять задание по развернутой инструкции взрослого. Нет ориентации на поиск развернутых способов действия. Учебная деятельность не сформирована.
Безразличное отношение к учению. Этот тип мотивации характеризуется наличием неустойчивых переживаний новизны и интереса. Доминирующими являются широкие социальные мотивы долга. Для таких учеников характерно понимание и первичное осмысление целей, которые ставит учитель. Для них типичны простые учебные действия на основе образца и инструкции, возможны простые виды самоконтроля.
Положительное аморфное отношение к учению. Для мотивации учения характерно сочетание широких познавательных мотивов и широких социальных мотивов. Учащиеся с мотивацией данного типа в ходе учебной деятельности переживают эмоции удивления, новизны учебного материала. Восприимчивы к новым знаниям. Они понимают и выполняют те цели, которые ставит учитель. Хорошо выполняют учебные действия по образцу и инструкции, осуществляют самоконтроль.
Положительное осознанное отношение к учению. Ученики с этим типом мотивации учения переопределяют и доопределяют задачи, которые ставит учитель, определяют свои цели учебной деятельности. На этой основе происходит формирование новых мотивов учебной деятельности, осмысление соотношения мотивов и целей. Учебная деятельность для них является не только воспроизведением образца, который дан учителем, но и осуществлением учебных действий по собственной инициативе. Они различают способы и результаты, способны к поиску разнообразных способов достижения результата. Умеют планировать и оценивать свою учебную деятельность до ее осуществления.
Положительное (личностное, ответственное, действенное)отношение к учению. Для учащихся с этим типом мотивации учебной деятельности характерно соподчинение мотивов, мотивы сбалансированы и гармонируют друг с другом. Учащиеся умеют ставить перспективные цели, реализовывать их и преодолевать препятствия при их достижении. Учебные действия отличаются гибкостью и мобильностью, поиском нестандартных способов решения. Такие школьники предвидят социальные последствия своей учебы, их учебная деятельность переходит в самообразовательную.
Мотив учения — это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. Например, если активность ученика направлена на работу с самим изучаемым объектом (лингвистическим, математическим, биологическим и т. д.), то чаще всего в этих случаях можно говорить о разных видах познавательных мотивов. Если активность ученика направлена в ходе учения на отношения с другими людьми, то речь идет, как правило, о различных социальных мотивах. Иными словами, одних учеников в большей мере мотивирует сам процесс познания в ходе учения, других — отношения с другими людьми в ходе учения.
Соответственно принято различать две большие группы мотивов:
1) познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения;
2) социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми.
Первая большая группа мотивов может быть разбита на несколько подгрупп:
1) широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на овладение новыми знаниями. Они также различаются по уровням. Эти уровни определяются глубиной интереса к знаниям. Это может быть интерес к новым занимательным фактам, явлениям, либо интерес к существенным свойствам явлений, к первым дедуктивным выводам, либо интерес к закономерностям в учебном материале, к теоретическим принципам, к ключевым идеям и т. д.; 2) учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на усвоение способов добывания знаний: интересы к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего учебного труда; 3) мотивы самообразования, состоящие в направленности школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний. Эти уровни познавательных мотивов могут обеспечивать наличие у школьника так называемого «мотива достижения», который состоит в стремлении ученика к успеху в ходе как бы постоянного соревнования с самим собой, в желании добиться новых, все более высоких результатов по сравнению со своими предыдущими результатами. Все эти познавательные мотивы обеспечивают преодоление трудностей школьников в учебной работе, вызывают познавательную активность и инициативу, ложатся в основу стремления человека быть компетентным, желания быть «на уровне века», запросов времени и т. д.
Вторая большая группа мотивов — социальные мотивы — также распадается на несколько подгрупп: 1) широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать знания, чтобы быть полезным Родине, обществу, желании выполнить свой долг, в понимании необходимости учиться и в чувстве ответственности. Здесь велико значение мотивов осознания социальной необходимости, долженствования. К широким социальным мотивам может быть отнесено также желание хорошо подготовиться к избранной профессии; 2) узкие социальные, так называемые позиционные мотивы, состоящие в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет. Эти мотивы связаны с широкой потребностью человека в общении, в стремлении получить удовлетворение от процесса общения, от налаживания отношений с другими людьми, от эмоционально окрашенных взаимодействий с ними. Одной из разновидностей таких мотивов считают так называемую «мотивацию благополучия», проявляющуюся в стремлении получать только одобрение со стороны учителей, родителей и товарищей (про таких учеников говорят, что дни работают только на «положительном подкреплении»). Иногда позиционный мотив проявляется в стремлении ученика занять первое место, быть одним из лучших, в таком случае иногда говорят о «престижной мотивации». Позиционный мотив может состоять также в попытках разного рода самоутверждения —в желании занять место лидера, оказывать влияние на других учеников, доминировать в группе или коллективе и т. д.; 3) социальные мотивы, называемые мотивами социального сотрудничества, состоящие в том, что ученик не только хочет общаться и взаимодействовать с другими людьми, но и стремится осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем и товарищами по классу, постоянно совершенствовать эти формы. Этот мотив является важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности.
Побудителем учебной деятельности является система мотивов, органично включающая в себя: познавательные потребности; цели; интересы; стремления; идеалы; мотивационные установки, которые придают ей активный и направленный характер, входят в структуру и определяют ее содержательно-смысловые особенности. Названная система мотивов образует учебную мотивацию, которая характеризуется как устойчивостью, так и динамичностью. Доминирующие внутренние мотивы определяют устойчивость учебной мотивации, иерархию ее основных подструктур. Социальные мотивы обусловливают постоянную динамику вступающих в новые отношения друг с другом побуждений. А.К. Маркова отмечает, что становление мотивации «есть не простое возрастание положительного или усугубление отрицательного отношения к учению, а стоящее за ним усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, появление новых, более зрелых, иногда противоречивых отношений между ними».
По ее мнению, качества мотивов могут быть:
содержательными, связанными с характером учебной деятельности (осознанность, самостоятельность, обобщенность, действенность, доминирование в общей структуре мотивации, степень распространения на несколько учебных предметов и др.);
динамическими, связанными с психофизиологическими особенностями ребенка (устойчивость мотива, его сила и выраженность, переключаемость с одного мотива на другой, эмоциональная окраска мотивов) и т.д.
Наиболее широким является понятие «мохивационной сферы», включающее и аффективную, и волевую сферу личности (Л.С. Выготский), переживание удовлетворения потребности. В общепсихологическом контексте мотивация представляет собой сложное объединение, «сплав» движущих сил поведения, открывающийся субъекту в виде потребностей, интересов, влечений, целей, идеалов, которые непосредственно детерминируют человеческую деятельность. Под мотивационной сферой личности понимают совокупность стойких мотивов, имеющих определенную иерархию и выражающих направленность личности. Мотивационная сфера, или мотивация, в широком смысле слова с этой точки зрения понимается как стержень личности, к которому «стягиваются» такие ее свойства, как направленность, ценностные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества и другие социально-психологические характеристики. Существенным для исследования структуры мотивации оказалось выделение Б.И. Додоновым ее четырех структурных компонентов: удовольствия от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата, «мотивирующей» силы вознаграждения за деятельность, принуждающего давления на личность.
Методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей; Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Г. Элерса; Методика диагностики личности на мотивацию; Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Виды отношения ученика к учению (по А. К. Марковой). Две группы учебных мотивов и их уровни.
Виды отношения ученика к учению (по А. К. Марковой). Две группы учебных мотивов и их уровни.
Чем характеризуется положительное нерасчлененное отношение к учению
Гунча Бердиева, Эгамберген Сабуров
Студенты факультета информатики, математики и физики
Шадринский государственный педагогический университет
Статья опубликована в сборнике: Psycho-pedagogical problems of a personality and social interaction: materials of the X international scientific conference on May 15–16, 2019. – Prague : Vědecko vyda-vatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2019.
Любые нововведения в систему образования направлены, в первую очередь, но развитие ученика, не только в плане учебы, но развитие его личных качеств. Поэтому процесс обучение должен быть как полезным, так и интересным. Для учителя одной из основных задач на уроке является построить урок таким образом, чтобы ученик шел на урок с желанием узнать что-то новое.
Начиная со школьных лет, следует прививать у ребенка стремление к систематическому повышению уровня имеющихся знаний. Лучше всего это осуществлять посредством самообразования, то есть познание учащегося идет самостоятельно, и внутренне он осознает важность более углубленного изучения материала. Именно поэтому одной из наиболее актуальных проблем современного образования – формирование интереса у обучающихся. Именно, такая проблема, как целенаправленное формирование интереса к обучению у современных школьников должна быть хорошо изучена педагогами, поскольку именно интерес является обязательным условием учебной деятельности.
— избирательная направленность внимания человека;
— выражение его умственной и эмоциональной активности;
— активатор различных чувств;
— активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру;
— специфическое отношение личности к объекту, обусловленное осмыслением его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью.
Основу любого обучения составляет познавательный интерес. Он понимается, как выборочный интерес к чему-то более конкретному, в последующем, его более глубокое изучение.
При системном развитии и укреплении, познавательный интерес выступает уже как основа положительного отношения к обучению и имеет поисковый характер. Когда у ребенка сформировался интерес к процессу обучения, то он начинает задавать вопросы, на которые пытается самостоятельно найти ответы, в этом и заключается поисковой интерес. Поисковая деятельность протекает совместно с увлечением. Учащийся в познавательном процессе испытывает радость от удач в проделанной работе. Сам интерес имеет многостороннюю значимость. Во-первых, воздействует на процесс познания, а во-вторых, характеризует психологические процессы – мышление, логику, память, воображение, которые в познании очень активно выражены.
Особенностью, которая отличает познавательный интерес, является его волевая направленность. Познавательный интерес характеризуется не только усердным познавательным процессом, но и достижением каких-либо результатов, а так же их индивидуальных анализ. Ведь, даже неудача или ошибка является результатом, который в дальнейшем ученик детально рассмотрит и извлечёт опыт.
Современный ученик характеризуется стремлением к реальной самостоятельности, к самопознанию. Главной чертой современных школьников считается более сильное ощущение своего «Я» в мире. Именно поэтому для формирования интереса к обучению необходима атмосфера диалога и взаимодействия педагога и ученика, регулярная самооценка и самоконтроль детьми своей деятельности.
В современном мире учащиеся проявляют огромный интерес к информационно-коммуникационным технологиям и хорошо ориентируются в них. Поэтому при использовании ИКТ у преподавателя возрастает шанс заинтересовать учеников.
На сегодняшний день у школьников изменилась позиция в отношении обучения. Это говорит о том, что учитель должен как можно чаще обращаться к практической деятельности, приводить какие-либо жизненные ситуации. Когда педагог организует сам процесс обучения, он должен вызвать у учеников интерес, а для этого требуется, чтобы были созданы благоприятные педагогические условия, позволяющие школьнику утвердиться как личности в системе человеческих отношений. Это характеризует получение независимости в мнениях, суждениях, поступках; самостоятельным определением своей позиции в проблемах, которые интересуют взрослых.
Выделим важнейший источник интересов к самой учебной деятельности. Им является содержание самого предмета изучения, и для того, чтобы оно оказало наибольшее стимулирующее воздействие, оно должно соответствовать требованиям, сформулированным в принципах обучения (научности, связи с жизнью, систематичностью и последовательность, комплексным образовательным, воспитывающим и развивающим влиянием и т.д.).
В современной педагогике выделены специальные методы и приемы, способствующие формированию интереса к обучению у современных школьников. В первую очередь, к этому относится материал, который будет для детей новым, также он должен быть актуален в настоящее время, рассказ о самых значимых открытиях в различных сферах жизни человека: социальной, духовной, политической, может быть, затронута сфера экономики как национальной, так и международной, которая касается жизни каждого. Поэтому педагогом должны использоваться конкретные примеры, достоверные факты, которые в данный момент вызывают повышенный интерес у всей общественности страны, публикуются в печати, сообщаются в средствах массовой информации. Это наглядно показывает ученикам, что нужно развиваться разносторонне, что изучение каждого предмета, хотя бы на базовом уровне, положительно скажется на их личностном интеллекте.
Также действующим методом формирования интереса к обучению является метод познавательных игр, который опирается на создание в учебном процессе игровых ситуаций. Игра с давних пор считается самым эффективным методом повышения интереса учеников к познанию, даже ученикам старших классов будет интересна такая форма обучения. Анализ практической деятельности педагогов показывает, что целесообразно использовать настольные игры с познавательным характером. Например, игры-путешествия, игра типа электровикторин, позволяющих ознакомиться ученику с животным миром определенных районов, типами самолетов, кораблей. Игры имеют огромный спектр их проведения. Если же для учащихся начальных классов, игры должны сопровождаться больше наглядным примером, например, картинки, различные сюжеты мультфильмов, видео и т.д. Для школьников старших классов можно проводить викторины с развернутым ответом, где ученики могли дискуссировать. То есть, игра может в себя включать различные методы проведения занятия, но в большей степени, это зависит от творческой личности педагога.
Помимо предыдущего метода, есть еще один эффективный метод стимулирования интереса к обучению у учеников это метод создания ситуаций познавательного спора. Как принято, что в споре рождается истина. К тому же, спор повышает интерес к обсуждаемой теме. Но не все педагоги осмеливаются пользоваться этим методом, так как ситуация может легко выйти из-под контроля, особенно у не совсем опытных педагогов. А те учителя, которые все-таки используют этот способ, они, во-первых, умело применяют исторические факты борьбы разных научных точек зрения по какой-либо проблеме, например, рассказывают о борьбе сторонников «боязни пустоты в природе» и сторонников учения об атмосферном давлении. Это вызывает интерес к изучению атмосферного явления учениками. Подобное вовлечение школьников в научные споры позволяет ученикам углубляться не только в определенные темы, но и произвольно провоцирует прилив интереса ко всему процессу обучения. Спор для одного ученика откроет что-то новое, для другого поможет удостовериться в имеющихся знаниях. В процессе спора происходит взаимный обмен информацией между школьниками, что в лучшем случае, может наладить межличностные отношения.
Ситуации спора, учебные дискуссии педагоги могут организовывать в момент изучения обычных учебных вопросов на любом уроке. Для этого они предлагают детям высказать свою точку зрения о причинах того или иного явления, доказать какое-либо мнение. Традиционным здесь является вопрос «Кто считает иначе?». И если такой прием вызывает спор, то обучающиеся невольно распределяются на сторонников и противников того или иного объяснения. В итоге преподаватель должен привести ряд аргументации в сторону верного мнения, а ученики подведут итоги проделанной работы. Таким образом, учебный спор является методом формирования интереса к обучению у современных школьников.
Создание в процессе познания такой ситуации, где бы присутствовал успех для учеников, у которых возникают некие трудности в учебе, также является методом повышения интереса обучающихся. Но на самом деле у каждого метода есть два исхода, в приведенном способе: либо ученик охваченных чувством радости и гордости за себя, будет иметь желание добиваться дальнейших результатов, либо, достигнув одного положительного результата, он остановится на достигнутом (чего допустить ни в коем случае нельзя). Для этого очень важно осуществляют такой поиск заданий, чтобы они способствовали формированию интереса у учеников. Для начала, даются такие задания, которые подходят по уровню образованности для ученика, потом для учащихся предлагаются такие задания, в которых могли бы возникнуть трудности. Ну и в конце, если остается время, то детям даются задания, над которыми нужно действительно задуматься. В данном методе в первую очередь учитывается индивидуальный подход учителя к ученикам.
«Формирование интереса к учению младших школьников»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Формирование интереса к учению у младших школьников
Илькина Елена Александровна
учитель начальных классов
Введение (цель, задачи, практическая значимость)
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались на уроках, с удовольствием ходили в школу. В этом заинтересованы и родители. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать тот факт, что у ребёнка пропадает желание ходить в школу, учиться. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
Традиционное репродуктивное обучение, пассивная подчиненная роль ученика не могут решить проблемы мотивации. Сегодня наиболее очевиден тот факт, что новое качество образования невозможно получить, решая педагогические проблемы устаревшими методами. Требуются другие стратегии школы, современные технологии. Этот вопрос в настоящее время особенно актуален. Можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины, но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоение знаний не произойдет.
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса.
Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из основных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у младших школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования социальных компетентностей, активной жизненной позиции, введением всеобщего обязательного среднего образования.
Цель: формировать положительные мотивы к изучению различных предметов в условиях общеобразовательной школы, повышать эффективность обучения через использование в учебном процессе современных образовательных технологий.
1. И зучить психологические основы деятельности учащихся
Теоретические основы мотивации учебной деятельности
Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, которое используется для объяснения движущих сил поведения и деятельности. Содержание мотивационной системы в целом определяет и содержание видов деятельности, характерных для человека. Мотивационная система определяет не только актуально осуществляемые деятельности, но и область желательного, перспективу дальнейшего развития деятельности. Отсюда проблема мотивации относится к числу актуальных проблем в методологическом, теоретическом и в практическом отношении.
Большинство психологов сходятся в том, что мотивация это довольно общее и широкое понятие, под которым имеется в виду направленность активности, в том, что она побуждает поведение, направляет, организует его, придает ему личностный смысл и значимость.
Смысл деятельности человека, в том числе и учебной деятельности, по мнению А.Н. Леонтьева, не только в том, чтобы получить определенный результат, а смысл и в самой деятельности, в ее процессе, в том, чтобы проявить физическую и умственную активность. Процессуальная сторона мотивации имеет особое значение, когда речь идет о мотивации ребенка. Ведь мотив игры дошкольника лежит в самом ее процессе, а не в результате.
В учебной деятельности процессуальная сторона также занимает соответствующее место. Стремление преодолеть препятствия в учебной деятельности, испытать свои силы и способности может стать личностно значимым мотивом учения.
Мотивационную сферу можно разделить на познавательные и социальные мотивы.
Ребенок приходит в школу с широкими социальными мотивами. В первую очередь в его сознании выступают мотивы самосовершенствования (быть культурным, развитым, умным) и мотивы самоопределения (после школы работать, продолжать образование. Указанные мотивы — результат социальных влияний, рассуждений взрослых типа: «Будешь хорошо учиться в школе, сможешь стать летчиком, поступишь в институт» и т. п. В первые дни пребывания в школе такая установка определяет положительное отношение детей к деятельности и создает благоприятные условия для начала учения.
И познавательные и социальные мотивы могут иметь разные уровни. Познавательные мотивы имеют следующие уровни: широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями — фактами, явлениями, закономерностями), учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний), мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний и затем на построение специальной программы самосовершенствования).
Социальные мотивы могут иметь следующие уровни : широкие социальные мотивы (долг и ответственность, понимание социальной значимости учения), узкие социальные или позиционные мотивы (стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение), мотивы социального сотрудничества (ориентация на разные способы взаимодействия с другим человеком).
Различные мотивы имеют неодинаковое проявление в учебном процессе. В разных видах деятельности проявляются различные мотивы. Например, широкие познавательные мотивы проявляются в принятии решения задач, в обращениях к учителю за дополнительными сведениями; учебно-познавательные — самостоятельные действия по поиску разных способов решения, в вопросах учителю о сравнении разных способов работы; мотивы самообразования обнаруживаются в обращении к учителю по поводу рациональной организации учебного труда, в реальных действиях самообразования и т.д.
Мотивационная сфера учения школьников определяется следующими понятиями:
Смысл учения – внутреннее отношение школьника к учению.
Мотив учения – побудительная причина, внутреннее личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его совершении.
Постановка целей – это направленность ученика на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность. Через постановку целей воплощаются мотивы учения.
Эмоции – реакция ребёнка на воздействие внутренних и внешних раздражителей. Эмоции зависят от особенностей учебной деятельности школьника, они сопровождают процесс учения и предшествуют ему. Деятельность, поддерживаемая эмоциями, протекает намного успешнее, чем деятельность, к которой человек принуждает себя холодными доводами рассудка.
Интересы – познавательно-эмоциональное отношение школьника к учению. Для учителя это соотношение смысла учения, характера мотивов, зрелости целей и особенностей эмоций.
Учитель должен помнить, что человек не может длительное время работать на отрицательной мотивации, порождающей отрицательные эмоции.
По мнению А.К. Марковой и ее сотрудников существует три типа отношения школьника к учению:
1) отрицательное (бедность и узость мотивов, познавательные мотивы исчерпываются интересом к результату, не сформированы умения ставить цели; преодоление трудностей);
2) безразличное (или нейтральное) которое характеризуется теми же особенностями что и отрицательное отношение;
3) положительное (аморфное, нерасчлененное) наблюдаются неустойчивые переживания новизны, любознательности, непреднамеренного интереса; понимание и первичное осмысление целей, поставленных учителем; положительное (познавательное) характеризуется переопределением и до определением задач учителя; постановка новых целей и возникновение на этой основе новых мотивов; положительное (личное) характеризуется со-подчинением мотивов и их иерархией; устойчивостью и неповторимостью мотивационной сферы; сбалансированностью и гармонией между отдельными мотивами
Уровни учебной мотивации:
Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.)
Второй уровень – хорошая школьная мотивация. (Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. (Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.)
Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. (Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.)
Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. (Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общение с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно психические нарушения.)
Учебную деятельность можно определить, как специально организованную активность субъекта учения, направленную на усвоение содержания предмета.
Учитель осуществляет регуляцию деятельности ученика, пока тот не будет в состоянии делать это самостоятельно. Учитель организовывает деятельность ученика по освоению предмета. Функции учителя: мотивация ученика, планирование, контроль и коррекция его деятельности.
Способы формирования мотивации у детей младшего школьного возраста
Среди основных задач, стоящих в настоящее время перед школой и перед каждым учителем, нет другой, более важной и в то же время более сложной, чем задача формирования у учащихся положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, такой мотивации, которая побуждала бы их к упорной, систематической учебной работе. Ведь очевидно, что без такой мотивации деятельность ученика в учебно-воспитательном процессе будет неэффективной. Особенностью мотивации большинства школьников младших классов является беспрекословное выполнение требований учителя. Мотивационную роль играют и получаемые школьниками отметки. При этом учащиеся 1-2 классов воспринимают ее как оценку своих стараний, а не качества проделанной работы. Не все мотивы осознаются младшими школьниками в одинаковой степени (М. В. Матюхина). К плохо осознаваемым относятся мотивы долга и ответственности, благополучия, престижа, целый ряд мотивов, связанных с содержанием и процессом учения (интерес к объекту деятельности, к процессу деятельности, к результату деятельности). Но именно эти мотивы выступают в качестве реальных побудителей учебной деятельности. В то же время мотив самоопределения, на который чаще всего указывают школьники, является не реально действующим, а просто «знаемым». Существенной особенностью мотивации учебной деятельности младших школьников является невозможность долго удерживать энергию сформированного намерения. Поэтому между созданием у них соответствующего намерения и выполнением его не должно проходить много времени. Перед младшими школьниками целесообразно ставить не отдаленные и крупномасштабные цели, а ближайшие и небольшие.
Приемы, которые хорошо зарекомендовали себя на практике:
1. Создание проблемной ситуации (например, в начале урока на этапе актуализации и повторения для того, чтобы установить связь между деятельностью учителя и школьника, чтобы обеспечить переход от ранее изученной темы к новой теме, обеспечить готовность к очередному этапу работы, включить в продуктивную обучающую деятельность, разбираются несколько вопросов устно, фронтально, возможно с записью на доске) на повторение и актуализацию ранее полученных знаний, и задается вопрос или ставится задача, подводящая к изучению новой темы. При этом организуется живой диалог, начинается обсуждение проблемы, поиск решения или вывод правила.
3 . Нестандартные формы обучения : уроки с элементами ролевых игр, защита проектов, уроки путешествия, у роки “погружения”, деловые игры, уроки-соревнования, уроки с групповыми формами работы, уроки-аукционы, уроки-экскурсии, уроки-игры «Поле чудес» и др.
4. При использовании технологии уровневой дифференциации, учащиеся с удовольствием выбирают варианты заданий, соответствующие своим способностям и пытаются выполнять задания 1-го и 2-го уровней;
ощущают себя успешными и уверенными; возрастает степень их психологического комфорта на уроках, обеспечивается усвоение всеми учениками содержания образования. В процессе использования технологии уровневой дифференциации у сильных учащихся реализуется возможность быстрее и глубже продвигаться в образовании, утвердиться в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации учения.
Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования у них активной жизненной позиции. Процесс повышения учебной мотивации у младших школьников будет эффективнее, если педагоги и психологи в своей работе будут использовать разнообразные формы, приёмы и методы обучения.