чем обеспечивается коррекционная направленность обучения и воспитания

Статья «Коррекционная направленность обучения и воспитания в школе для детей с ОВЗ»

В изменяющихся социально-экономических условиях для решения проблем социальной адаптации и интеграции детей с нарушениями интеллекта необходимо обновление содержания, форм и методов обучения. Основной направленностью специальной школы должна стать практическая подготовка к жизни наиболее социально развитой группы детей.

В последние годы наметились и осуществляются значительные изменения в народном образовании с целью создания гибкой, модифицированной системы дошкольного и школьного обучения (воспитания) детей и подростков с нарушениями интеллекта. Более чем 60-летний опыт, накопленный специальной школой, свидетельствует о том, что, как и здоровая часть общества, лица с нарушениями интеллекта обладают возможностями и потребностями в приобщении их к разнообразным формам образования, труда, культуры. Происходят постоянные изменения в политической, экономической, социальной жизни и встает важнейшая задача: признать безусловную ценность любой личности (в том числе и аномальной), обеспечить её право быть защищенной государством и всеми его институтами.

Содержимое разработки

Коррекционная направленность обучения и воспитания

в школе для детей с ОВЗ

Понятия “коррекционное развитие”, “коррекционное обучение”, “коррекционное воспитание”.

В концепции специального обучения и воспитания детей с нарушениями умственного развития, в исследованиях ведущих дефектологов России (Р.М. Боскис, Т.А. Власова, И.Г. Власенко, А.П. Гозова, В.П. Ермаков, Е.П. Кузьмичева, А.Г. Литвак, Т.В. Розанова, В.А. Феаклистова и др.) коррекционно-педагогическая работа определяется как система специального обучения и воспитания аномальных детей.

Целью коррекционной работы является исправление (доразвитие) психических и физических функций аномального ребенка в процессе общего его образования, подготовка к жизни и труду.

Чтобы правильно определить содержание коррекционной работы во вспомогательной школе, необходимо увязать коррекцию со всеми основными компонентами системы образования и только после этого рассматривать внутренние структуры подсистемы и их содержательно-педагогическую роль.

Сам термин “образование” и сущность этого процесса во многих исследованиях трактуются неоднозначно. Но наиболее полное определение понятию “образование” дал В.С.Леднев, в котором показал и структуру этого понятия: “Образование-это общественно организуемый и нормируемый процесс постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой в онтогенетическом плане биосоциальный процесс становления личности. В этом процессе, характеризующемся содержанием, формами, выделяются три основных структурных аспекта: познавательный, обеспечивающий усвоение опыта личностью; воспитание типологических свойств личности, а также физическое и умственное развитие. Ведущей деятельностью в образовании является учебная”. 1

Во многих работах по дефектологии и специальной педагогике, коррекцию, как правило, связывают чаще всего с развитием ребенка. Это обоснованно, поскольку она нацелена на исправление вторичных отклонений в развитии аномальных детей. Но когда говорят о коррекционно – педагогической работе, то она не может вычлениться из триединой схемы образования: обучение, воспитание, развитие.

В практическом осуществлении учебно – воспитательной работы во вспомогательной школе коррекционное развитие как специально организуемый и направляемый процесс неразличим и не может существовать вне коррекционного обучения и воспитания.

Поскольку развитие учащихся осуществляется в ходе обучения и в процессе воспитания, то и коррекционное воздействие будет присутствовать в этой деятельности. Следовательно, специальное, так же как и общее, образование триедино и состоит из коррекционного обучения, коррекционного воспитания и коррекционного развития.

Коррекционное обучение – усвоение знаний о путях и средствах преодоления недостатков психического и физического развития и усвоения способов применения полученных знаний.

Коррекционное воспитание – воспитание типологических свойств и качеств личности, инвариантных предметной специфике деятельности (познавательной, трудовой, эстетической и др.), позволяющих адаптироваться в социальной среде.

Коррекционное развитие – исправление (преодоление) недостатков умственного и физического развития, совершенствование психических и физических функций, сохранной сенсорной сферы и нейродинамических механизмов компенсации дефекта.

Любое обучение и воспитание одновременно в какой-то мере развивают, что и относится и к коррекционным процессам. Вместе с тем коррекция развития не сводится только к усвоению знаний и навыков. В процессе специального обучения перестраиваются психические и физические функции, формируются механизмы компенсации дефекта, им придаётся новый характер.

В ходе коррекционного развития накапливаются и изменяются состояние и свойства личности по мере того, как происходит усвоение ею социального опыта. В ходе коррекционной работы развиваются умственная, физическая, нравственная саморегуляция, способности организовывать и регулировать свою деятельность, навыки социально – трудовой ориентировки.

Проблемы и перспективы развития коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта.

В изменяющихся социально-экономических условиях для решения проблем социальной адаптации и интеграции детей с нарушениями интеллекта необходимо обновление содержания, форм и методов обучения. Основной направленностью специальной школы должна стать практическая подготовка к жизни наиболее социально развитой группы детей.

В последние годы наметились и осуществляются значительные изменения в народном образовании с целью создания гибкой, модифицированной системы дошкольного и школьного обучения (воспитания) детей и подростков с нарушениями интеллекта. Более чем 60-летний опыт, накопленный специальной школой, свидетельствует о том, что, как и здоровая часть общества, лица с нарушениями интеллекта обладают возможностями и потребностями в приобщении их к разнообразным формам образования, труда, культуры. Происходят постоянные изменения в политической, экономической, социальной жизни и встает важнейшая задача: признать безусловную ценность любой личности (в том числе и аномальной), обеспечить её право быть защищенной государством и всеми его институтами.

В настоящее время важно определить принципиальные направления в разработке подходов, учитывающих как накопленный опыт, так и новые тенденции в развитии специальной педагогики. При этом надо обратить внимание на те тревожные явления, которые вызывают серьёзную озабоченность специалистов, занимающихся проблемами умственной отсталости. Это:

-Отсутствие сколько-нибудь достоверных статистических сведений относительно числа лиц с умственной отсталостью (в возрасте от 2 до 27 лет);

-Увеличение притока детей с интеллектуальной недостаточностью

Из множества проблем, первоочередными в их решении являются следующие:

Необходимо признать, что дефектологии есть на что опираться с точки зрения методологических подходов к феноменологии интеллектуального дефекта (Л.С.Выготский, Ж.И.Жиф, А.Р.Лурия, Г.М.Дульнев, В.И.Лубовский, В.Г.Петрова и др.). Вместе с тем есть необходимость пересмотра некоторых положений, касающихся условий, форм, содержания коррекционной помощи умственно отсталым лицам, с учетом развития общественного сознания, роста интеграционных связей с развитыми государствами. В связи с этим возникает задача разработать концепцию коррекционной и реабилитационной помощи лицам с умственной отсталостью. Необходимость создания концепции коррекционной помощи умственно отсталым определяется тем, что данная проблема ранее решалась только в одной ее части – в обучении. Несмотря на специфические требования олигофренопедагогики, на практике принципы, методы обучения и воспитания умственно отсталых детей зачастую копировали массовую школу, препятствуя осуществлению комплекса специфических (коррекционных) задач учебно-воспитательного процесса. Подобная постановка проблемы образования и воспитания почти полностью исключила в сфере народного образования коррекционную поддержку детей с выраженным дефектом интеллектуального развития, оказавшихся на инвалидности и в изоляции с раннего возраста.

Изолированность системы дошкольных детских домов от общей системы образования привела к тому, что социально депривированные дети-сироты без органической патологии, с сохранными интеллектуальными предпосылками в психике стали массово направляться психолого-медико-педагогической комиссией во вспомогательные учреждения с ошибочным диагнозом “олигофрения неясного генеза”, “олигофрения сложной этиологии”. И сегодня судьба этих детей не находит правильного решения, между тем как ранняя младенческая госпитализация, дефицит семейных и социальных связей приводит к необратимому снижению интеллектуальных возможностей и искажению личности ребенка.

В разработке современной концепции образовательной и реабилитационной помощи умственно отсталым, необходимо вернуться к анализу тех документов, которые по прежнему продолжают регламентировать диагностику, отбор и комплектование специальных учреждений. В эти документы необходимо внести конкретные дополнения и изменения с учетом имеющихся рекомендаций ЮНЕСКО, Международной Ассоциации по научному изучению умственной отсталости, Закона об образовании. Кроме того необходима координация усилий научных коллективов, которые уже сегодня с разных позиций подошли к решению обозначенной проблемы.

Лаборатория содержания и методов обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта НИИ коррекционной педагогики РАО начала разрабатывать основные положения концепции, смысл которой определяется запросами современного общества в системе социум-личность. В проекте содержания концепции особое внимание будет уделено проблемам гуманного отношения государства и общества к ребенку с интеллектуальным дефектом, исключающей какие бы то ни было формы его социальной изоляции.

Чрезвычайно важна реализация подлинно научных критериев в области клинической диагностики и психолого-педагогического заключения не только в отношении умственной отсталости, но, прежде всего тех состояний, которые сегодня определяются как смежные с нею: ЗПР, ДЦП, тяжелая речевая патология, нарушения адаптивной и эмоциональной сферы.

Необходимо изменить условия и педагогическое содержание работы с детьми дошкольного возраста в детских домах, а так же с глубоко умственно отсталыми, поддающимися разнообразным формам коррекционного воздействия с целью правильного решения вопросов их социальной адаптации.

Наряду с разработкой концепции лаборатория содержания и методов обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта приступила к проектированию моделей, типов, структуры образовательно-коррекционных и реабилитационных учреждений для детей и подростков с умственной недостаточностью.

Анализ прочитанной литературы.

Книга “Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе” / Под редакцией Г.М.Дульнева – М., Педагогика, 1971/ сборник статей, в которых рассматриваются вопросы коррекции недостатков развития учащихся вспомогательных школ в конкретных видах учебной деятельности (трудовое обучение, география). Так же содержатся материалы о формировании личностных качеств учеников в связи с трудовым обучением. В работах Г.М.Дульнева и М.И.Кузьмицкой сделана одна из первых попыток определения подходов к проблеме формирования личностных качеств у умственно отсталых учеников.

В статье Г.М.Дульнева показано, что по мере возрастающего влияния обучения на умственное развитие учащихся происходят значительные сдвиги в соотношении между интеллектуальными и аффективными компонентами личности. Коррекционной задачей воспитания и обучения в отношении формирования личностных качеств учащегося является повышение регулирующей роли, интеллекта в поведении ученика в разных ситуациях, в разных видах его деятельности.

В этом направлении рассматривает М.И.Кузьмицкая проблему формирования у учащихся вспомогательных школ отношения к своей будущей трудовой специальности. Хорошо известно, что умственно отсталые ученики длительное время не могут правильно оценить своих возможностей в овладении той или иной специальностью. Даже у учащихся выпускного класса, если с ними не велась должная работа, сохраняется уровень притязаний, не соответствующий их возможностям. Подобные притязания у старшеклассников нередко мешают формирования должного отношения к простым, доступным им видам труда. Возникает конфликтная ситуация между реальной действительностью и нереальными притязаниями. Как показывает Кузьмицкая М.И., при правильном, тактичном отношении к ученикам можно переключить их усилия и намерения на то, чтобы лучшее овладеть доступной им специальностью. В переключении усилии ученика особое значение приобретает осознание им социальной значимости тех простых видов труда, которые ему посильны. Таким образом, формирование у учащихся правильного понимания своих возможностей и должного отношения к доступным видам труда становится средством воспитания нравственных качеств учащихся.

“Коррекционно – развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых детей” (1983 г.) – сборник научных трудов, посвящённый совершенствованию коррекционно – развивающей работы на уроках русского языка и чтения, наглядной геометрии, естествознания, а также вопросам психологического обоснования приёмов коррекции мышления, внимания и мотивирующей деятельности умственно отсталых детей.

В сборнике “Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе” под редакцией Ж.И.Шиф (1972 г.) содержатся исследования отражающие попытки психологов глубже изучить потенциальные возможности развития групп учеников, выявить некоторые особенности личности умственно отсталых подростков, а также обучаемости олигофренов дошкольного возраста.

В статье В.П.Петровой рассматривается, как учащиеся вспомогательной школы пользуются своим словарным запасом при написании сочинений. Автор показывает, что для корректирования недостатков нужно повышать и усиливать мотивационную сторону речи. Необходимо добиваться, чтобы учащиеся стремились сделать своё письменное сообщение понятным читателю, а для этого их надо обучать умению совмещать позицию и читающего, встать на его позицию, что трудно для олигофренов.

В статье Т.Н.Головиной рассматривается трудно – преодолимый дефект детей-олигофренов – нарушения их пространственной ориентации и пространственных представлений. Внимание автора привлекается к использованию увлекающих детей приёмов обучения рисованию, которые служат коррекции недостатков осмысления пространственных свойств предметов и их расположения.

В статье Б.И.Пинского рассматриваются трудности перехода от практических действий к “умственным”, облегчающим трудовую деятельность в новых условиях. Даётся анализ путей их формирования, подчёркивается роль социальных мотивов в повышении уровня выполнения трудовых заданий.

В работе Г.В.Цикото показаны особенности познавательной деятельности при группировке цветовых оттенков и выявлены затруднения дошкольников – олигофренов при организации ими своей деятельности. Обучаемость отсталых детей, воспитывающихся в специальном детском саду, доказывается их значительным развитием к старшему дошкольному возрасту. Разница в уровне выполнения задания разными детьми одного возраста оказалась очень значительной, что говорит о необходимости варьирования работы внутри каждой группы детского сада.

Исследования подтверждают значение общеобразовательного и трудового обучения в коррекции недостатков умственно отсталого ребёнка, ведущую роль коррекции в обеспечении развития умственно отсталых детей и подготовки их к жизни, труду.

Конкретные методические пути использования процесса обучения в целях коррекции могут быть весьма разнообразными. Они зависят от объективного содержания учебного материала, от большей или меньшей возможности использования практических работ в учебном процессе и способов сочетания практических и словесных средств обучения. Конкретные методические пути коррекционно – развивающей работы избираются с учётом особенностей интеллектуальной и эмоционально – волевой сферы учащихся на том или ином этапе их обучения.

Вместе с разнообразием конкретных методических путей в коррекционно – развивающей работе есть психолого-педагогические принципы:

-введение в содержание обучения разделов, которые предусматривают восполнение пробелов предшествующего развития, формирование готовности к восприятию наиболее сложного программного материала;

-использование методов и приёмов обучения с ориентацией на “зону ближайшего развития” ребёнка, создание оптимальных условий для реализации его потенциальных возможностей;

-коррекционная направленность учебно – воспитательного процесса, обеспечивающего решение задач общего развития, воспитания и коррекции познавательной деятельности и речи ребёнка, преодоление индивидуальных недостатков развития;

-определение оптимального содержания учебного материала и его отбор в соответствии с поставленными задачами.

1 1 Леднёв В.С. Содержание образования. – Москва, 1989, с. 47

Источник

Коррекционная направленность обучения

Специфика коррекционной работы

Целью специального образования является:

Получение образования в соответствии со способностями и возможностями детей; адаптация и интеграция в общество.

Поскольку психофизическое развитие учащихся, обучающихся в коррекционной школе, имеет свои особенности, а именно: мышление у таких детей тугоподвижное, нарушены процессы анализа, синтеза, обобщения; установление причинно-следственных связей затруднено; внимание неустойчивое, рассеянное; память нарушена, как правило, она кратковременная; у всех детей отмечается нарушение речи системного характера. Все перечисленные особенности затрудняют овладение учебными навыками и умениями.

В связи с этим, условием достижения цели специального образования является коррекционная направленность обучения. Под коррекцией недостатков психического и физического развития школьников с интеллектуальным недоразвитием понимается исправление или ослабление этих недостатков и содействие возможно большему приближению развития этих детей к уровню развития нормальных школьников.

Целью коррекционной работы является исправление присущих детям с ОВЗ недостатков психофизического развития.

Психологической основой коррекции дефектов детей с ОВЗ являются положения о возможностях их развития под влиянием обучения и о единстве законов развития нормально развивающегося ребёнка и ребенка с интеллектуальным недоразвитием, впервые выдвинутые Л. С. Выготским.

Л. С. Выготский подчеркивал, что умственно отсталый ребенок — прежде всего ребенок, и, следовательно, способен к развитию, хотя этот процесс отличается своеобразием.

На основе исследования особенностей детей с ОИН Л. С. Выготский показал, что у всех детей, в том числе и с интеллектуальным недоразвитием, под воздействием среды (прежде всего, обучения) формируются сложные

виды психической деятельности. Развитие ребенка с ОВЗ, как и нормального, совершается главным образом за счет развития высших психических функций.

Разрабатывая проблему взаимоотношения обучения и развития, Л. С. Выготский исходил из того, что обучение должно опережать развитие, стимулировать его, вести за собой.

Из положений Л.С. Выготского были выведены следствия, которые применяются в педагогической практике .

Коррекционная работа должна проводиться во всём процессе обучения и воспитания

Педагогические приёмы должны быть направлены на развитие у учащихся умений выполнять мыслительные операции и действия в процессе усвоения знаний

Обучение должно проходить в зоне ближайшего развития – уровне, на котором ребёнок может выполнять действия с помощью взрослого ).

Общие выводы из этих исследований сводятся к тому, что основным условием как общего развития, так и развития отдельных способностей учащихся является учебная деятельность, что нужна особая направленность учебного процесса, чтобы получить наибольший эффект в развитии учеников.

В коррекционной работе различают направленность на исправление дефектов, общих для всех детей с ОВЗ ( общая коррекция ) и направленность на исправление дефектов, характерных для определенных групп учеников (индивидуальная коррекция).

Общая коррекционная работа со всеми учениками заключается в исправлении дефектов мышления, в повышении интеллектуального уровня школьников, что позволит им приобретать новые знания и навыки на более высоком уровне. Но надо помнить, что восприятие учащихся с ОВЗ также несовершенно и над его коррекцией и развитием следует работать. Конкретно это выражается в специальной организации наблюдений учащихся на всех уроках при изучении любого учебного материала. Одним из приемов, активизирующих процесс восприятия и обеспечивающий его большую продуктивность, является сравнение изучаемых объектов.

Известно, что у детей с ОВЗ речь как орудие мышления и регулятор практической деятельности не выполняет с должным эффектом своих функций. Поэтому необходимо приучать детей в процессе учебных занятий пользоваться речью: повторять за учителем объяснение, сопровождать речью предметные действия, делать отчет о выполненном задании.

Таким образом, система учебных занятий с учащимися должна строиться на сочетании наглядного образа, слова и практических действий.

Общая коррекционная работа дополняется индивидуальной коррекцией недостатков, которые характерны для отдельных групп учащихся. Эта коррекционная работа реализуется в процессе дифференцированного подхода.

Необходимость индивидуальной коррекции вызывается неравномерным нарушением у учащихся отдельных психофизических функций. В связи с этим в практике обучения учащихся коррекционных школ наблюдается большая неравномерность в овладении знаниями, умениями и навыками, особенно заметная на уроках русского языка, математики, трудового и профессионального обучения. Мало того, в пределах содержания одного и того же предмета один и тот же ученик может показывать разные результаты в обучении.

Выявление причин ошибок и затруднений учащихся при овладении учебным материалом помогает точнее определить направленность индивидуальной коррекции и найти соответствующие коррекционные приемы обучения. Известно, что на уроках русского языка, математики и профессионально-трудового обучения есть учащиеся, которые в два раза медленнее выполняют учебные задания по сравнению с другими. Однако причины медлительности весьма различны: у одних это связано со значительными нарушениями моторики, у других — быстрой истощаемостью, т. е. низкой работоспособностью, у третьих — значительной сниженностью уровня интеллектуального развития. Поэтому меры индивидуальной коррекции для этих групп учащихся разрабатываются, исходя из причин выявленных нарушений.

Таким образом, индивидуальная коррекция направлена на исправление не только выраженных недостатков мышления, но и нарушений пространственной ориентировки, работоспособности, моторики, т. е. различных сторон психики школьников.

Кроме коррекционной работы, которая проводится на всех уроках в связи с содержанием каждого учебного предмета, в коррекционной школе предусмотрены специальные коррекционные занятия по исправлению недостатков речи (логопедические занятия); по коррекции и развитию психических процессов (занятия психолога); по исправлению нарушений двигательной сферы (лечебная физкультура). Эти занятия организуются по типу индивидуальной коррекции. Единой программы для таких занятий не существует, содержание и приемы работы с группами учащихся разрабатываются, исходя из особенностей дефекта.

Далее я хотела бы остановиться на коррекционной работе, которая проводится на логопедических занятиях. Нарушения речи учащихся коррекционной школы являются очень распространёнными и имеют стойкий характер

Нарушения речи у наших детей носят системный характер, т.е. затрагивают все стороны речи: фонетико-фонематическую: у детей нарушено звукопроизношение, при том все группы сложных звуков; а так же затруднено звукоразличие; лексико-грамматическую: словарный запас крайне ограничен, связная речь не сформирована, дети затрудняются в построении даже простого предложения; нарушена смысловая сторона речевой деятельности: зачастую дети первого класса не понимают смысла слова или высказывания. Расстройства речи у детей проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом.

Содержание логопедического занятия включает в себя следующие направления:

Развитие общих речевых навыков (дыхательная гимнастика, упражнения на развитие силы голоса, ритма, темпа, интонационной выразительность речи)

Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика, штриховка…)

Развитие психических процессов (внимание, память, мышление)

Развитие артикуляционного аппарата ( Обязательный комплекс общей артикуляционной гимнастики. Индивидуальные комплексы артикуляционной гимнастики для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков.

Постановка, автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

профилактика и коррекция дисграфии.

Далее предлагаю вашему вниманию коррекционные приёмы и виды работы, которые провожу на занятиях по представленным направлениям

Как я уже упоминала ранее, дети, поступающие к нам, не знают названий многих предметов, явлений окружающего мира, словарный запас детей ограничен. С целью устранения данных недостатков проводим работу по лексическим темам: времена года, животный мир, растительный мир, предметный мир и т.д.

Данная работа не только расширяет знания об окружающем мире и обогащает словарь, но и способствует развитию психических процессов в целом, т.к. включаются задания на воображение, мышление, память и т.д.

С целью обучения детей построению фразы, связного высказывания используем схемы и алгоритмы, которые учат детей соблюдать последовательность, не упустить главное в рассказывании. Данная работа помогает развивать речь с опорой на зрительное восприятие.

Усвоение артикуляционных позиций для каждой группы звуков – одно из условий успешной постановки звуков. Кроме этого дети должны слышать место того или иного звука в словах, т.е. параллельно идёт развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия.

Когда звук у ребёнка поставлен, сформирован артикуляционный уклад, начинается работа по закреплению звуков в речи, т.е. автоматизация.

Сначала звуки закрепляются в слогах и словах.

Далее закрепление звуков проходит на чистоговорках, предложениях.

Надо отметить, что в данном направлении, т.е. постановка звуков и их автоматизация налажена связь с учителями начальных классов. Каждый из них на своих уроках использует основной комплекс артикуляционной гимнастики, а также занимательный речевой материал для закрепления звуков.

Так же важна связь с родителями, особенно первоклассников. Родители первого класса с пониманием относятся к рекомендациям логопеда, контролируют выполнение детьми полученных заданий.

На данном слайде вы видите виды домашних заданий на закрепление звуков. Опять же с учётом особенностей развития, подбираются такие задания, которые охватывают не только работу над звуками, но и способствующие развитию моторики пальцев рук,……..

В целях профилактики и коррекции дисграфии большое внимание уделяется звукобуквенному анализу, т.к. дети очень часто допускают ошибки на пропуск, перестановку, замену букв на письме. У детей формируется понятие звук, буква, слог, слово. Идёт работа на дифференциацию: гласный и согласный звук, твёрдый и мягкий, звонкий и глухой, ударный и безударный. Так же обращается большое внимание на парные гласные буквы (гласные, обозначающие мягкость рядом стоящего согласного; гласные, обозначающие твёрдость рядом стоящего согласного), парные согласные звуки (звонкие и глухие). Эта работа является основой совершенствования навыков письма.

Таким образом, можно выделить особенности коррекционной логопедической работы:

— Максимальное включение анализаторов
— Использование красочной разнообразной наглядности
— Использование занимательного материала
— Частая повторяемость логопедических упражнений, продолжительная по времени работа
— Связь с родителями, учителем и воспитателем

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *