чем овладевают учащиеся параллельно с обучением чтению
Формирование навыка чтения у детей: этапы и упражнения
Начальная школа – это особый этап в жизни любого ребенка, который связан с формированием у него основ умения учиться, способности к организации своей деятельности. Именно полноценный навык чтения обеспечивает школьнику возможность самостоятельно получать новые знания, а в дальнейшем создает необходимую основу для самообразования в последующем обучении в старших классах и после школы.
Интерес к чтению возникает в том случае, когда ребенок свободно владеет осознанным чтением, при этом у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Читательская деятельность – это не что-то спонтанное, которое возникает само по себе. Для ее овладения важно знать способы чтения, методы смысловой обработки текста, а также другие навыки.
Процесс формирования навыков чтения
Чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором принимают участие зрительный, речеслуховой и речедвигательный анализаторы. Ребенок, который не научился читать или плохо это делает, не может постигать необходимые знания и использовать их на практике. Если же ребенок умеет читать, но при этом он не понимает прочитанное, то это тоже приведет к большим сложностям в дальнейшем обучении и, как следствие этого, неуспеваемости в школе.
Чтение начинается со зрительного восприятия, различения и узнавания букв. Это основа, на базе которой происходит соотнесение букв с соответствующими звуками и происходит воспроизведение звукопроизносительного образа слова, т.е. его прочитывание. Кроме того, через соотнесение звуковой формы слова с его значением осуществляется понимание прочитанного.
В сложном процессе чтения выделяют 3 основных момента:
Мотивом чтения у детей всегда является потребность. На первом этапе – это желание научиться читать, т.е. освоить сам процесс возникновения из букв слова. Когда этот навык освоен, возникает другая мотивация: желание понимать то, что именно обозначает конкретный текст. В дальнейшем мотивы усложняются, и ребенок хочет узнать какой-то конкретный факт, понять мотивы главного героя, определить основную мысль в научно-популярном тексте и т.д.
Этапы формирования навыков чтения
Т.Г. Егоров выделяет несколько ступеней формирования навыка чтения:
Овладение звуко-буквенными обозначениями происходит в течение всего добукварного и букварного периодов. На этом этапе дети анализируют речевой поток, предложение, делят на слоги и звуки. Ребенок соотносит выделенный звук из речи с определенным графическим изображением (буквой).
Усвоив букву, ребенок читает слоги и слова с ней. При чтении слога в процессе слияния звуков важно переходить от изолированного обобщенного звучания к тому звучанию, которое звук приобретает в речевом потоке. Иными словами, слог нужно произносить так, как он звучит в устной речи.
На этапе послогового чтения узнавание букв и слияние звуков в слоги происходит без особых проблем. Соответственно, единицей чтения является слог. Трудность синтеза на этой ступени еще может оставаться, особенно в процессе чтения трудных по структуре и длинных слов.
Этап становления синтетических приемов чтения характеризуется тем, что простые и знакомые слова читаются целостно, а вот сложные и малознакомые слова читаются по слогам. На этом этапе возможны частые замены слов, окончаний, т.е. имеет место быть угадывающее чтение. Такие ошибки приводят к несоответствию содержания текста и прочитанного.
Этап синтетического чтения характерен тем, что для читателя уже не представляет труда техническая сторона чтения (он практически не делает ошибок). На первый план выходит осмысление прочитанного. Происходит не только синтез слов в предложении, но и синтез фраз в общем контексте. Но важно понимать, что понимание смысла прочитанного возможно только тогда, когда ребенок знает значение каждого слова в тексте, т.е. понимание прочитанного напрямую зависит от развития лексико-грамматической стороны речи.
Особенности формирования навыков чтения
Существует 4 основных качества навыка чтения:
Соответственно, основное задачей обучения навыкам чтения является выработка у школьников этих навыков.
Все обучение в начальных классах базируется на уроках чтения. Если учащийся освоил навык чтения, устную и письменную речь, то и остальные предметы будут даваться ему значительно легче. Сложности во время обучения возникают, как правило, из-за того, что ученик не смог самостоятельно получить информацию из книг и учебников.
Методы и упражнения для формирования навыков чтения
В образовательной практике существует 2 противоположных в своей основе метода обучения чтению – лингвистический (метод целых слов) и фонологический.
Лингвистический метод предполагает обучение на тех словах, которые чаще всего используются, а также на тех, которые читаются так же, как и пишутся. Этот метод направлен на обучение детей распознавать слова как целые единицы, не разбивая их на составляющие. Ребенку просто показывается и произносится слово. После того, как выучено порядка 100 слов, ребенку дают текст, в котором эти слова часто встречаются. В нашей стране эта методика известна как метод Глена Домана.
Фонетический подход основывается на алфавитном принципе. Его основа – это фонетика, т.е. обучение произношению букв и звуков. По мере накопления знаний, ребенок постепенно переходит к слогам, а затем к целым словам.
Помимо этого, есть еще несколько методик:
Не существует какой-то универсальной методики формирования навыков чтения. Но в современной методике обучения признан общим подход, когда обучение начинается с понимания звуков и букв, т.е. с фонетики.
Существуют определенные упражнения, которые помогают сформировать навык чтения. Вот несколько из них:
А. Герцен писал: «Без чтения нет настоящего образования, нет, и не может быть ни вкуса, ни слога, ни многосторонней шири понимания». Действительно, овладение полноценным навыком чтения является наиважнейшим условием успеваемости по основным предметам в школе. В то же время, это один из основных способов получения информации, что жизненно необходимо для речевого, умственного и эстетического развития детей.
Статья «Развитие навыков чтения у учащихся начальной школы»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Развитие навыков чтения у учащихся начальной школы
Важнейшая задача начального обучения – научить детей читать. Это умение необходимо каждому школьнику, прежде всего как общеучебное средство при усвоении всех учебных предметов, оно является также важнейшим видом речевой и умственной деятельности, средством самообразования и самовоспитания.
Между тем состояние умения читать у младших школьников значительно отстает от необходимого уровня, что сильнейшим образом сказывается на успеваемости. Для многих неуспевающих именно плохое чтение стало первопричиной отставания в учебе в начальной школе.
Из-за трудностей в чтении у школьников складывается стойкая неприязнь к чтению вообще, что влияет на общее развитие личности. Понятно, что при таком положении обучение чтению нуждается в особом внимании и контроле.
Читают все, но далеко не все умеют читать. Проблема вооружения людей хорошей техникой чтения приобретает большое общественное значение, и поэтому решать ее следует со школьной скамьи. Действительно, ведь читающий быстро прочитает больше книг и больше получит информации, он лучше усвоит и запомнит прочитанное, глубже вникнет в смысл. Среди быстро читающих 53% учатся на «хорошо» и «отлично».
Но практика показывает, что техника чтения у многих школьников находится на низком уровне, темп чтения значительно отстает от возможностей детей. На уроках чтения основное внимание уделяется пониманию прочитанного, развитию мышления, а развитие беглости чтения остается в «тени». А ведь увеличение скорости чтения у школьников происходит главным образом в начальных классах.
И если театр начинается с вешалки, то пути получения знаний, самообразования начинаются с умения читать. Перед учителем стоит задача научить читать детей в темпе разговорной речи к концу начального обучения.
Многолетний опыт показывает, что дети продолжают хорошо учиться (на «4» и «5») в старших классах, если начальную школу закончили, имея навык чтения от 100 до 170 слов/мин.
Чтобы обеспечить в дальнейшем успешное обучение, нужно сформировать навык чтения.
На протяжении четырёх лет обучения меняются приёмы овладения
навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения, увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и
понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей. Параллельно с формированием навыка беглого чтения ведётся целенаправленная работа по развитию навыка осознанного чтения, умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.
Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению.
Формирование навыков чтения – сложный процесс, и на каждом его этапе перед учителем и учащимися стоят большие задачи.
Первый этап – научить учащихся слушать слово, художественное произведение, т.е. воспринимать на слух. С первых уроков обучения грамоте, внеклассного чтения перед малышами ставлю задачу представить себе читаемое в красках, звуках, формах (учатся воображать).
Второй этап – формирование навыков учебной деятельности. Это усвоение понятия «читать» в узком и широком его смысле. Для успешной работы на данном этапе при анализе слов использую фишки и учу произношению слов с интонационным подчеркиванием каждого звука. «Чтобы прочитать слово, надо посмотреть на буквы (фишки) и называть последовательно звуки».
Третий этап – чтение слогов. Усвоению ускорения действия чтения способствует стремление видеть слог, ориентируясь на гласную букву. Облегчает процесс овладения плавным чтением слоговым – чтение за ведущим, чтение разнообразных слоговых таблиц. Каждый урок литературного чтения начинается с чтения слоговых таблиц.
Четвертый этап – следить за чтением. Научить следовать за медленным чтением учителя глазами и пальцем по строчке, чтобы отождествлять звуковую форму слова с его графической формой.
Пятый этап – сформировать и закрепить навык фиксации глаз на слове, строке с одновременным проговариванием шепотом или вслух.
Шестой этап – сформировать навык беглой артикуляции. Это чтение одновременно с учителем в нужном для класса темпе с опорой на текст.
Седьмой этап – формирование действий контроля за чтением. Способствуют этому соревнования «лучший чтец».
И заключительным этапом по формированию навыка чтения для начинающих является:
Восьмой этап – развитие интереса к чтению, книгам.
По оценкам психологов на успеваемость влияют более 200 факторов. Эти факторы ввели в тесты, анкеты, протестировали и проанкетировали более 2000 учеников. Оказалось, что существует фактор №1, воздействие которого на успеваемость гораздо сильнее, чем остальных. Это – скорость чтения (оптимальный темп: темп разговорной речи от 120 до 150 слов в минуту).
Именно в этом темпе достигается лучшее понимание текста. Если скорость завышена – ухудшается понимание, если понижена – то прочитать надо 2 или 3 раза, чтобы понять.
На развитие техники чтения положительно сказывается стимуляция к быстрому чтению:
Показ образца быстрого чтения;
Заучивание и чтение на память;
Организация внеклассного чтения;
Проведение конкурсов на лучшего чтеца;
Обучение приемам разных типов чтения.
Эти стимулирующие средства – развивающий фактор в совершенствовании учебного навыка.
К тормозящим факторам можно отнести трудные слова, неразвитость артикуляции, неритмичность дыхания учащихся, преувеличение роли громкого чтения.
Исследования психологов свидетельствуют, что на скорость чтения серьезное влияние оказывает еще и волевое отношение к процессу чтения. В связи с этим необходимо постоянно внушать школьникам, что научиться читать быстро – очень важно.
Развитию зоркости глаз и внимательности, необходимых для беглого чтения, способствуют зрительные и слуховые диктанты (при правильной методике их проведения, иначе все сводится к механическому копированию). Предложения для слуховых диктантов подбираются по такому же принципу, как и для зрительных. Важно, чтобы объем предложений возрастал постепенно, и они были доступны по смыслу. Упражнения можно проводить на уроках русского языка в виде «пятиминуток» 1-2 раза в неделю.
Безусловно, такие биологические индивидуальные особенности, как скорость реакций, особенности темперамента, качество зрения, в определенной степени влияют на развитие скорости чтения. Однако все же навык чтения – навык приобретенный, подлежащий дальнейшему совершенствованию. Поэтому необходимо выделять (устанавливать)факторы, влияющие на беглость чтения и одни из них развивать, а вторые (тормозящие) устранять.
В любом случае главный показатель эффективности работы учителя – это продвинутость учащихся в умении читать по сравнению с результатами предыдущей проверки.
Иногда можно услышать, что младшим школьникам надо овладеть скорочтением. Но это неприемлемо для всех.
Скорочтение – это чтение со скоростью более 300 слов/минуту, вслух оно невозможно. Скорочтение необходимо для руководящих работников, для научных сотрудников. Словом, за скорочтение и чтение в темпе скороговорки (это от 180 до 300 слов/мин.) в начальных классах говорить не имеет смысла. Диктора телевидения широко варьируют свою скорость чтения – в пределах от 90 до 170 слов/мин, при среднем значении 130. Это среднее значение попадает в зону оптимального чтения. Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста.
На мой взгляд, вот к чему должны стремиться выпускники начальной школы. Нормативное чтение, как известно, имеет минимальным значением 90-95 слов/мин. Поэтому в наших интересах поднять норматив до уровня оптимального чтения. Исходя из вышеизложенного понятия «фактор №1», воздействующего на успеваемость.
Таким образом, начальная школа должна стремиться, чтобы в конце начального обучения большая часть учеников имели скорость чтения не ниже 120 слов/мин.
Существует немало литературы, помогающей учителю эффективно обучать детей чтению. Я приведу примеры, используемых приемов, упражнений, взятых из опыта ученых, педагогов-новаторов, работающих в этой области. Их можно творчески использовать, видоизменять, комбинировать в зависимости от возраста и подготовки класса.
1.На дворе трава, на траве дрова.
Не руби дрова, на траве двора.
2. Проворонила ворона вороненка.
Исправляют плохую дикцию, развивают фонематический слух, культуру речи, память.
Сюда относится работа с орфографическим словарем, толковым словарем, выбор слов из текста, которые непонятны, малоупоребляемы в детской речи, устаревшие формы слов, современные, появившиеся недавно, услышанные по радио, телевизору, в разговоре взрослых. Такие слова можно собирать в коробочку. Дети сами записывают их на карточке, и приносят для обсуждения на уроке русского языка, чтения. Затем с этим словом можно составить предложение, обыграть в жизненной ситуации.
Дети читают в комфортном режиме на максимально доступной каждому скорости чтения про себя, и переходят на чтение вслух в максимально ускоренном режиме по команде «Молния!» и продолжается с 20сек.( в начале) до 2-х минут. Этот прием чередования используется для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости.
К плотно сжатым губам по команде «Читать про себя!», дети прикладывают палец левой руки. Это упражнение используется в целях четкого разграничения детьми чтения про себя и чтения вслух.
Чтение текста, перекрытого полосками (2,3,4 – в зависимости от тог, как читают дети). Умение антиципировать способствует ускорению чтения и углублению восприятия его содержания.
Учитель читает текст, варьируя скорость чтения в пределах скорости чтения учеников (80-160 слов/мин). Дети читают текст про себя, стараясь поспевать за учителем. Проверка осуществляется путем внезапной остановки на каком-либо слове и повторения его. Дети должны остановиться на том месте, показать слово, а учитель выборочно проверяет. Это упражнение развивает скорость и гибкость (умение менять скорость чтения в зависимости от содержания).
Учитель дает задание распространить предложение. Можно одно предложение для всех или для каждой группы свое предложение. После коллективного обсуждения дети выходят к доске и командир называет предложение в первоначальном виде. Затем группа хором произносит распространенное предложение. Выбирается лучший вариант.
Восстановление логической последовательности текста. Подготовка к дикторскому чтению.
Составление текста-рассуждения на заданную или выбранную тему.
Эти упражнения используются для развития учащихся, в основном для коллективной работы, т.к. успех групповой работы смягчает отрицательное самовосприятие, которое возникает из-за собственного выполнения задания на низком уровне. Кроме того, результат работы группы в силу специфики работы завязан на самосовершенствовании всех членов группы.
Для расширения угла зрения, особенно бокового, можно использовать таблицы Шульте и Лезера.
Таблица Шульте – это квадрат 20*20 см, поделённый на 25 квадратиков, в каждом из которых записаны числа от 1 до 25. (Приложение)
Таблица Лезера – это прямоугольник 20*40 см, поделенный на 50 частей, куда вписаны числа от 1 до 50.( Приложение)
Суть упражнений по этим таблицам состоит в том, чтобы показать карандашом расположение в таблице числа с увеличением натурального ряда, не перемешивая взгляд за пределы центральной клетки таблицы. Время работы по таблице Шульте – 25 с, а по таблице Лезера – 50 с.
В процессе работы по этим таблицам у учащихся вырабатывается периферическое поле зрения и концентрируется внимание школьника.
Для улучшения навыков чтения и расширения угла зрения можно использовать чтение пирамидок.
На максимальной скорости, читая про себя, требуется найти ответы на вопросы. При этом нужно в процессе чтения плотно сжимать зубы и губы. Цель: тренировка в скорочтении.
Развитие техники чтения
Было основным элементом обучения чтению в Павлышской школе, школе В.А.Сухомлинского. Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Тренаж идет в течение 5 мин.
2. Ежеурочные пятиминутки чтения
Этот прием заимствован в школах Монгольской Народной Республики. Любой урок начинать с 5-тиминутки чтения в режиме жужжащего чтения. Что дают такие 5-тиминутки: 5*4*5=100. Пять минут за урок, четыре урока в день, пять дней в неделю. Недельный тренаж получается в объеме 100 минут.
3. Чтение перед сном
Еще 200 лет назад говорилось: « Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий». Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью и те 8 часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Организм привыкает к такому состоянию.
4. Режим щадящего чтения
Этот прием используется для детей, которые не любят читать (т.к. у него возникают трудности при чтении). Это такой прием, когда ребенок читает по 1-2 строчки и после этого получит кратковременный отдых. Такие условия создаются при просмотре диафильмов. Ребенок читает 1-2 строки под кадриком, посмотрел картинку – отдохнул. Следующий кадрик – опять 2 строчки прочитал, опять просмотрел картинку. Таким образом, можно привить интерес к чтению даже в 5 классе.
6.Многократное чтение (из системы И.Т.Федоренко и И.Г.Пальченко)
Учитель предлагает начать чтение текста, разобранного на уроке, всем одновременно и продолжать в течение 1 минуты. После этого каждый из учеников замечает, до какого слова он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. Сравнить затем результаты продвижения.
Более 3х раз не следует читать один отрывок!
7.Чтение в темпе скороговорки
Это упражнение предназначено только для развития артикуляционного аппарата, поэтому не следует уделять внимание выразительности чтения, но зато повышены требования к четкости прочтения окончаний слов.
Упражнение длится не более 30 секунд. Затем останавливаем учащихся и переходим к следующему упражнению.
8. Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста
Читают этот же текст, но теперь медленно и выразительно до конца и переходят на незнакомую часть текста дальше, продолжая читать ее в том же повышенном темпе (в этом и заключается, по выражению И.Г.Пальченко, маленькое чудо). Эти упражнения помогут сделать первый шаг в усилении качества обучения – в обучении оптимальному чтению, чего требует школьная реформа.
Формирование навыков чтения для повышения уровня читательской грамотности. Беглость чтения
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Формирование навыков чтения для повышения уровня читательской грамотности. Осознанность чтения. Беглость чтения
Исследования, проводимые за последние годы, показали, что быстрое чтение активизирует процессы мышления и являются одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения, от начальной до высшей школы.
Беглость чтения – это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно количеством слов в 1 минуту).
Беглость зависит от так называемого поля чтения и длительности остановок, которые чтец допускает в процессе чтения. Поле чтения (или угол чтения) – это такой отрезок текста, который взгляд чтеца схватывает за один прием, после чего следует остановка (фиксация).
Во время этой остановки и происходит осознание схваченного взглядом, т.е. осуществляется закрепление воспринятого и его осмысление. Опытный чтец делает на строке незнакомого текста от 3 до 5 остановок, причем отрезки текста, которые схватываются его взглядом за один прием, равномерны. Поле чтения у неопытного чтеца очень мало, иногда равно одной букве, поэтому на строке он делает много остановок и отрезки воспринятого текста у него не одинаковы. Они зависят от того, знакомы ли слова и словосочетания, которые читаются. С осмыслением схваченного за один прием связаны и повторы в чтении неопытного чтеца: если он не сумел удержать в памяти воспринятый отрезок, ему приходится еще раз вернуться к уже озвученному тексту, чтобы осознать то, что прочитано.
Теперь становится понятным, что, тренируя зрительное восприятие, учитель работает не только над правильностью, но и над беглостью чтения.
В государственных образовательных стандартах указываются следующие составляющие техники чтения на момент завершения начального образования:
1) способ чтения – чтение целыми словами;
2) правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;
3) скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;
4) установка на постепенное увеличение скорости чтения.
Приведем усредненные нормы замера беглости чтения по классам
Нормы беглости чтения по классам
Оценивая технику чтения, учитель опирается на следующие критерии:
1) чтение по слогам или слово полностью;
2) наличие ошибок при чтении;
3) количество слов, прочитанных в минуту;
Беглость чтения формируется эффективнее при соблюдении следующих методических условий:
Условия формирования беглости чтения
1. Упражнения в чтении должны быть систематическими.
2. Отбор текстов для чтения должен производиться с учетом психологических особенностей детей и литературных особенностей текстов. 3. Необходимо вести систематическую работу по предупреждению и исправлению ошибочного чтения, тормозящего беглость чтения.
4. В классе должно быть организовано обучение чтению про себя.
Учеными было выяснено, что повышение скорости чтения напрямую зависит от способности читателя понимать текст. Поэтому самые современные методы обучения быстрому чтению основываются не на принципе наглядности, а на развитии способности понимать прочитанное.
Для обучения технике (беглости) чтения используют различные группы упражнений, направленные на:
Группы упражнений для обучения технике (беглости) чтения
1) расширение оперативного поля чтения,
2) развитие смысловой догадки (антиципации),
3) целенаправленное изменение ритма и темпа чтения с целью развития гибкости чтения,
4) развитие оперативной памяти и т.д.
Навык чтения во многом зависит от правильного произношения и различения звуков речи. Для выработки четкой дикции целесообразно использовать упражнения такого рода:
Упражнения для выработки чёткой дикции
1) пропевание гласных, согласных и их сочетаний
АОУЫЭ, ЯЁЮИЕ, АЯОЁУЮЭЕЫИ.
АО, УА, АЫ, ИО, ЭА, АУ.
З-С-Ж, Ш-Ж-С, С-Ч-Щ.
Б-В-Г-Д-Ж-З, П-Ф-К-Т-Ш-С.
Ба-бябо-бёбу-бю бэ-бе бы-би
За-зязо-зёзу-зю зэ-зезы-зи
3)чтение и четкое проговаривание скороговорок
Утром, присев на пригорке,
Учат сороки скороговорки.
От топота копыт пыль по полю летит.
Шел Егор через двор с топором чинить забор.
Проворонила ворона вороненка.
Традиционно в методике обучения прибегают к следующим приемам и упражнениям по выработке беглости чтения:
— игра «Фотоглаз»: показывается слово или группа слов, а дети воспринимают и запоминают их за короткое время
— зрительные диктанты по текстам И.Т. Федоренко. Тексты представляют собой 18 наборов, в каждом – по 6 предложений. От набора к набору постепенно, по 1-2 буквы, происходит наращивание длины предложений (от 8 букв в первом до 46 букв в последнем предложении);
— прием многократного чтения: в течение 1 минуты младшие школьники читают один и тот же текст и замечают, до какого слова дочитали, затем следует повторное чтение этого же отрывка, в результате чего ученики прочитают на несколько слов больше (читать необходимо не больше 3-х раз);
— ежеурочные пятиминутки чтения: урок по любому предмету начинается с того, что младшие школьники 5 минут читают свои книги;
— «жужжащее чтение», когда все обучающиеся читают одновременно вполголоса, каждый со своей скоростью;
— продуктивное многочтение, т.е. чтение текста с разным целевыми установками;
— игра «Прятки»: ведущий начинает читать текст с любого места, называя только страницу, остальные должны найти и подстроиться под чтение ведущего;
— игра «Догонялки»: вверху над текстом кладется лист бумаги, который передвигается вниз по странице, ученик должен успеть охватить глазом всю строку, пока лист ее не закрыл, и прочитать;
— упражнение «Кружки»: на доску вывешивается таблица из разноцветных кружков, расположенных в 3-4 ряда по 8 кружков в каждом. Дети называют цвета:
Упражнение развивает произвольное внимание, зрительное восприятие, умение следить глазами по строчке, не перепрыгивая на другую строку.
— упражнение «Кто быстрее»: на столе рассыпаны карточки с небольшими и средними по объему текстами, их больше чем детей. Требуется найти в текстах заданное предложение, которое написано на доске. По команде «Начали!» каждый ученик берет текст и скользит по тексту в поисках данного предложения. Упражнение помогает в работе по расширению фиксационного поля, развитию смысловой догадки.
— упражнение «Угадай»: предполагает антиципацию слов, предложений, пословиц, чтение текста, перекрытого полосками. Это упражнение способствует ускорению скорости чтения и углублению восприятия его содержания.
— упражнение «Буксир»: учитель читает текст, варьируя скорость чтения. Младшие школьники читают тот же текст, стараясь успевать за учителем. Проверка осуществляется путем внезапной остановки на каком-либо слове. Упражнение развивает скорость чтения, умение менять скорость в зависимости от содержания текста.
— упражнение «Молния»: данное упражнение повышает верхнюю границу индивидуального диапазона скорости; оно заключается в чередовании чтения в комфортном для детей режиме с чтением на максимально доступной каждому ученику скорости чтения вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном темпе осуществляется по команде «Молния!».
— упражнение «Финиш»: учитель указывает слово или предложение, до которого младшие школьники должны дочитать текст. Дочитав до нужного слова, обучающиеся поднимают руку. Упражнение развивает скорость чтения, внимание.
— чтение различного рода пирамид: предполагает чтение слогов, записанных пирамидкой с фиксацией взгляда на средней линии или на цифре, которая стоит вместо линии. Материал дается от простого к сложному.
— чтение двусложных слов с одной пропущенной буквой
— чтение слов, отличающихся одной буквой
Для формирования беглости чтения важна многократность упражнений в самом чтении.
В методике обучения чтению наиболее эффективными условиями формирования беглости чтения являются следующие:
1. Систематическое использование упражнений на развитие зрительной памяти, расширение зрительного поля.
Подобные упражнения были описаны нами выше в тексте дипломной работы.
2. Развитие подвижности артикуляционного аппарата.
1.4. Нормы техники чтения в начальной школе
В целом, нормы техники чтения специально оговариваются в программе каждого УМК. Эти цифры варьируются, но весьма незначительно.
При выставлении оценки за технику чтения учитывается количество ошибок и недочетов (Таблица 1.2).
Ошибки и недочеты, влияющие на оценку техники чтения
искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
неправильная постановка ударений (более двух);
чтение текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
не более двух неправильных ударений;
отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
неточности при формулировке основной мысли произведения;
нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
Первоначально младший школьник осваивает технику чтения, а затем начинает понимать прочитанное. И тем не менее, беглость чтения не должна быть самоцелью, однако именно беглость становится определяющим фактором для других качеств чтения.
Самое благоприятное (сензитивное) время для обучения детей чтению – 6 лет. К этому возрасту у ребенка уже в достаточной степени развились те свойства, которые способствуют формированию навыка чтения: объем и переключение внимания, память, произвольность поведения.
Чтение по слогам – это признак того, что ребенок находится на самом первом этапе формирования навыка – аналитическом, который соответствует периоду обучения грамоте. На синтетическом этапе ребенок начинает читать целыми словами, что обычно происходит на второй год обучения в начальных классах. К 9-10 годам навык чтения автоматизируется, так как оказываются сформированными произвольное внимание и произвольная регуляция деятельности. Таким образом, этапы формирования навыка чтения младший школьник проходит в своем индивидуальном темпе, и продолжаются они в среднем три-четыре года.
Для обучения технике (беглости) чтения используют различные группы упражнений, направленные на: 1) расширение оперативного поля чтения, 2) развитие смысловой догадки (антиципации), 3) целенаправленное изменение ритма и темпа чтения с целью развития гибкости чтения, 4) развитие оперативной памяти и т.д.
Традиционно в методике обучения прибегают к следующим приемам и упражнениям по выработке беглости чтения: зрительные диктанты, ежеурочные пятиминутки чтения, жужжащее чтение, продуктивное многочтение, чтение различного рода пирамид, игры «Фотоглаз», «Прятки», «Догонялки», упражнения «Кружки», «Кто быстрее», «Угадай», «Буксир», «Молния», «Финиш» и др.
Интересную методику выработки беглого чтения разработалВ.Н. Зайцев. Он считал, что совершенствование техники чтения – одна из главных задач обучения младших школьников (8).
Благодаря «Практическому пособию по обучению чтению» И.Т. Федоренко и учебнику « Я расту» О.В. Джежжелей, можно выработать систему тренировочных упражнений, которые могут подбираться учителем самостоятельно к теме урока. Последовательное выполнение упражнений обеспечивает высокий уровень участия и работоспособности детей (6).
Как хорошо уметь читать… по кубикам Зайцева. Это очень доходчивая и оригинальная методика, которую уже высоко оценили многие педагоги и родители. Н. А. Зайцев – педагог-новатор, автор нескольких десятков пособий по чтению, письму, иностранным языкам, математике (9).
Установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из-за слабо развитой оперативной памяти. Работа над её развитием ведется с помощь зрительных диктантов И. Т. Федоренко (19).
В книге Зайцева Всеволода Николаевича даны рекомендации по выработке беглого чтения (8), которые могут работать при определённых условиях:
1. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.
3. Ежеурочные пятиминутки чтения.
4. Чтение пред сном.
5. Режим щадящего чтения (если ребенок не любит читать).
6. Многократность чтения. Однако более трёх раз не следует читать один и тот же отрывок. Лучше изменить задание и потренировать на этом же отрывке артикуляционный аппарат, т.е. использовать следующие упражнения система Федоренко – Пальченко(чтение в темпе скороговорки).
7. Приём стимулирования учащихся (самозамер скорости чтения) (2).
Начинать работу над беглостью чтения нужно с развития зрительной памяти, внимания. Хорошо развивают поле зрения цифровые таблицыШульте, работа с которыми выполняется за 10 секунд. Наряду с таблицами Шульте можно использовать таблицы Т.Г. Швайко,А.Т. Степанищева (17).
Немаловажную роль при чтении отводится обучению беглости чтения.
Для развития беглости чтения необходимо расширять поле зрения учащихся и активизировать органы речи.
Для повышения скорости чтения провожу работу по развитию периферического (бокового) зрения.
Работу по развитию бокового зрения начинаю с более простых упражнений, постепенно переходя к более сложным. Мною использовались упражнения с буквенными и цифровыми таблицами, предложенные Степанищевым А. Т. в книге “Читать можно быстрее”.
Вторая группа упражнений по развитию беглости чтения направлена на активизацию органов речи.
С первого класса урок чтения начинаю с речевой зарядки, которая состоит из обучения учащихся правильному дыханию, артикуляции, проговариванию и произнесению звуков, слогов, слов, выражений. Начинать нужно с дыхательных упражнений, ибо правильное дыхание – основа речи.
Речевая зарядка состоит из нескольких этапов упражнений.
1 группа – “Мы дышим!” (дыхательные упражнения)
группа – “Разомнём язычок!” (артикуляционные упражнения)
3 группа – “Произнеси верно!” (произнесение сочетаний звуков)
4 группа – “Учимся скороговорить!” (проговаривание скороговорок)
Речевую зарядку провожу в начале урока, и занимает она 5-7 минут.
На первом этапе при выполнении дыхательных упражнений решаю следующую задачу: научить учащихся выполнять элементы правильного дыхания.
Например. Вдох носом, выдох через нос.
Вдох носом, задержка дыхания, выдох через нос.
Вдох носом, выдох через нос по порциям.
На втором этапе речевой зарядки – при выполнении артикуляционных упражнений – показываю, как правильно “разогреть” мышцы языка, губ, щёк, чтобы обеспечить им наибольшую подвижность при чтении.
Упражнение “Чищу зубы”. Приоткрыть рот и кончиком языка “почистить” верхние зубы с внешней и внутренней стороны, двигая язык слева направо и наоборот.
Основными задачами четвёртого этапа речевой зарядки является работа над чётким произнесением скороговорок. На уроке использую 1-2 скороговорки. Как правило, лёгкие скороговорки чередуются с трудными, короткие с длинными. В первом классе работу начинаю с более простых.
Работу над скороговоркой начинаю с разбора её смысла. Для чего она произносится? О чём в ней говорится? Затем следует медленное проговаривание слов скороговорки. Практикую проговаривание по слогам и шёпотом. Когда слышу, что учащиеся освоили правильно все звуки в словах скороговорки, то перехожу к более быстрому темпу проговаривания. Темп постепенно увеличиваю. Работа над скороговоркой считаю завершённой только тогда, когда в быстром темпе все слова будут чётко проговариваться и не нарушается структура скороговорки.
Приём жужжащего чтения, очень эффективный и дающий хорошие результаты. Результативный потому, что читают все учащиеся одновременно, вслух, вполголоса и, что важно, каждый со своей скоростью. Провожу на каждом уроке пятиминутный тренинг чтения. Использую также на уроках различные виды чтения: хоровое чтение, чтение одновременно с учителем, чтение с убыстрением темпа, скачкообразное чтение “Кенгуру”, чтение “Спринт” (кто быстрее), чтение “Буксир” (за учителем или сильным учеником).
Беглость чтения характеризуется определенным количеством слов, прочитанных в единицу времени, например к концу первого учебного года школьник должен читать со скоростью — 30—40 слов в минуту. Скорость чтения должна приближаться к скорости устной речи. У человека темп речи индивидуален. Скорость (беглость) чтения зависит от темперамента, скорости реакции, биологических и возрастных особенностей человека.
Методисты начального обучения [2] ввели понятие порогового уровня скорости чтения младших школьников — чтения со скоростью не ниже 50 слов в минуту. Для чтения ниже порогового уровня характерно отставание понимания (осознания содержания) от непосредственного процесса чтения. Для увеличения беглости чтения следует систематически работать над устранением нежелательных явлений в чтении младших школьников, например уменьшать количество регрессий и фиксаций. Скорость чтения можно также повысить за счет увеличения поля чтения. При чтении вслух сдерживающим фактором выступает несовершенная артикуляция младших школьников, поэтому необходимы упражнения для тренировки артикуляции.
Работа над правильностью и беглостью чтения состоит в систематических упражнениях, проводимых на уроках литературного чтения. Правильность и беглость тесно связаны, имеют общую психофизиологическую природу, для совершенствования этих сторон навыка чтения могут использоваться одинаковые комплексы упражнений.
Для тренировки беглости чтения в учебнике О. В. Кубасовой приводятся ритмичные стихи М. Бородицкой, Е. Благининой, а также скороговорки. Подобные упражнения позволяют вовремя снимать возникающие в процессе чтения технические трудности, способствуют формированию положительного отношения к чтению. К сожалению, не во всех современных учебниках имеются такие упражнения, поэтому учителю их приходится составлять на основе текста литературного произведения из учебной хрестоматии.
Приведем примеры упражнений, которые целесообразно провести при работе над рассказом М. Пришвина «Ребята и утята».
Беглость — это оптимальный темп чтения, приближенный к среднему темпу устной речи, который обеспечивает понимание читаемого. Такой скоростью чтения является 75-90 слов в минуту: это достаточно быстрое чтение целыми словами, удобное для восприятия другими. Значительное увеличение этой скорости приводит к нарушению механизмов восприятия на слух, к расстыковке зрительных и моторных процессов. Информация может полностью не усвоиться, так как не успевает включаться механизм репродуктивного воображения.
Нормативы скорости чтения стали жесткими в 20 веке: во всех программах начальной школы с 20-х годов даются цифры скорости чтения, в частности выпускник начальной школы должен был читать 120 слов в минуту (считалось, что таким детям в 5 классе не потребуются дополнительные занятия, они успешно справятся с программой). В 60-е годы получило распространение так называемое скорочтение, особенно в среде студентов и технической интеллигенции, пропагандисты которого предприняли попытку в 90-е годы прошлого века распространить свое влияние и на начальную школу (ежеурочные пятиминутки чтения, зрительные диктанты по методике И.Т. Федоренко, самозамеры скорости чтения). В программах по новому ФГОС НОО отсутствуют какие-либо нормы беглости чтения: отмечается, что читатель выбирает индивидуальный темп чтения, позволяющий ему осознавать текст, скорость чтения увеличивается постепенно в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка [].
Для формирования беглости чтения важно соблюдение следующих методических условий:
1) Применение при чтении художественных и информационных текстов принципа продуктивного многочтения, предложенного М. И. Омороковой.
2) Использование специальных тренировочных упражнений, совершенствование зрительного восприятия (поля чтения), оперативного поля чтения, памяти и других процессов.
3) Развитие механизма антиципации, смысловой догадки (текстуального угадывания).
4) Создание ситуации успеха для поддержки даже малого продвижения ребенка в скорости чтения.
Беглость чтения зависит от так называемого поля чтения (зрения, узнавания), длительности остановок (фиксаций) в процессе чтения, количества регрессий. Поле чтения — это такой отрезок текста, который взгляд чтеца охватывает за один прием, после чего следует фиксация, в которой и происходит осознание прочитанного. Опытный чтец делает на одной строке от 3 до 5 фиксаций через равномерные отрезки; у ребенка количество фиксаций больше и отрезки воспринимаемого текста не одинаковы. Количество регрессий составляет в среднем 10-15 на каждые 100 слов текста.
Приемы выработки беглости чтения:
а) упражнения на развитие оперативного поля чтения и памяти, например, игра “Фотоглаз”: показывается слово (группа слов), а дети воспринимают и запоминают их за короткое время; игра “Угадай”: на доске напечатано к.р.д.р.; В нашей квартире узкий к…Дети угадывают слово (в первом случае с опорой на согласные буквы, которые несут основную смысловую нагрузку, во втором случае – с учетом смысла всей фразы). Упражнение «Пирамида» (ее можно составить из слов текста, который будет читаться на уроке): дети читают пирамиду, скользя взглядом сверху вниз по первым буквам слов:
раз
внук
осень
лесник
мальчик
брусника
маленькая
пересадили
б) зрительные диктанты по текстам И.Т. Федоренко: тексты составляют 18 наборов, в каждом по 6 предложений; от набора к набору постепенно, по 1-2 букве, происходит наращивание длины предложений (от 8 букв в первом до 46 букв в последнем наборе);
в) прием многократного чтения: в течение 1 минуты все дети читают один и тот же текст и замечают, до какого слова дочитали; затем следует повторное чтение этого же отрывка, в результате чего ученики прочитают на несколько слов больше (читать не больше 3-х раз);
г) ежеурочные пятиминутки чтения: урок по любому предмету начинается с того, что дети 5 минут читают свои книги;
д) “жужжащее чтение”, когда все ученики читают одновременно вполголоса, каждый со своей скоростью;
е) продуктивное многочтение, т.е. чтение текста с разными целевыми установками (учебными заданиями);
ж) игра “в прятки”: ведущий начинает читать текст с любого места, называя только страницу, остальные должны найти и подстроиться под чтение ведущего;
з) игра “Догоняшки” (выполняется в паре): вверху над текстом кладется листок бумаги, который передвигается вниз по странице. Ученик должен успеть охватить глазом всю строку (пока лист ее не закрыл) и прочитать.
Беглость – такая скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие читаемого. Таким образом, беглость не может быть самоцелью, однако именно беглость становится определяющим фактором для других качеств чтения. Нормы беглости указаны в программе чтения по годам обучения, но главным ориентиром для учителя должна стать устная речь индивида. Объективным ориентиром беглости считается скорость речи диктора ТВ или радио, читающего новости, это примерно 120-130 слов в минуту.