чем прославилась икона казанской божьей матери
Державный покров: Казанская икона Божией Матери
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Больше 80 храмов этого образа известно по России. Многие из них разрушены за годы безбожия, еще больше – восстановлены из руин. Ведь никакое лихолетье не уничтожит почитания одной из самых любимых православными России икон Пречистой.
История обретения образа Богоматери
Это случилось во второй половине XVI в., когда бывшее Казанское ханство только вошло в состав Русского государства. Все еще живы были взаимные обиды татар и русских, мусульман и православных. Христианство тяжело входило в жизнь этого края. Церковный календарь даже знает имена мучеников земли Казанской, кровью засвидетельствовавших свою веру. Именно тогда Пречистая Богородица укрепила дух христиан явлением в городе, почти не знавшем Христа, Своей иконы.
«Загореся в полуденное время…»
События, приведшие к обретению святыни, сначала выглядели как катастрофичные. 28 июня 1579 г. город загорелся. Пожар начался у православного храма свт. Николая, именуемого «Николой-Тульским» (по уроженцам Тулы, построившим эту церковь). За короткое время выгорела значительная часть построек. «Притчей и поруганием» называет местных христиан патриарх Ермоген, тогда еще иерей Ермолай, настоятель Никольского храма. Ведь знамение гнева Божия на православных было вроде бы явно, о чем, не таясь, говорили мусульмане. Но прошло около недели, и все оказалось сложнее.
Иконография: Казанская икона Божией Матери Материал: Дерево, темпераРазмеры иконы: высота 32 см, ширина 27,5 см Оплечное изображение Богоматери с Младенцем. © Самарский областной художественный музей
Чудо Богородицы на пепелище
Многих верующих охватило уныние, но на долгие переживания времени не было: следовало восстанавливать дома, как-то жить дальше. Вот и стрелец Данила Онучин, живший близ «Николы-Тульского», был озабочен постройкой нового дома взамен сгоревшего. Потому он с супругой не сразу обратили внимание на слова дочери, Матроны. А девочка настойчиво повторяла – несколько раз ей уже привиделась во сне Богородица, повелевавшую найти Свою икону на месте сгоревшей усадьбы.
Полезные материалы
Лишь после третьего, уже грозного явления Пречистой, мать девочки, отчаявшись уговорить поискать икону мужа, священников, даже местного архиерея, сама начала копать землю. Но только когда к ней присоединилась дочь, удалось найти обернутую тканью небольшую икону размером 5 на 6 вершков (26.7 х 22.3 см). Случилось это 8 июля 1879 г. Осталось неизвестным, кто написал икону, а также то, почему образ оказался закопан. Возможно, его прятал от гонений тайный христианин.
Несомненно одно: икона сияла яркими красками, как только что написанная. Сразу от нее потекли чудеса. Так пожар оказался не бедствием, а явлением силы Божией. Весть о чуде облетела город, вскоре о нем сообщили в Москву, царю Ивану Грозному.
Так более 400 лет назад началась история чудес от образа и десятков его списков, также чудотворных.
В чём помогает
«Заступницей усердной» называет Богородицу патриарх Ермоген, автор известного многим тропаря Казанской. Это – то, чем более всего прославлена икона.
Значение выражения «Державный покров»
Уже через несколько десятилетий Казанская стала известна как святыня, ограждающая страну от врагов.
Все это побуждает считать, что через эту старинную икону Пречистая являет свою особую милость:
Одигитрия миссионеров и ученых
Еще одна черта Казанской связана с адресом ее явления: Казань была форпостом Русского государства в его продвижении на восток, на Урал, в Сибирь. Вместе с переселенцами на новую территорию попадали списки чудотворной святыни. Казанской посвящены храмы:
Именно поэтому образ особо почитают миссионеры, молясь перед ним об успехе проповеди.
Наконец, не без благословения Пречистой на сибирской территории стали распространяться образование, наука.
Краткое содержание просьб
Богородицу перед этой иконой просят также:
Где находится оригинал
К началу XIX в. существовало такое множество древних списков, что многие затруднялись определить, какой же из них является первообразом. Большинство, однако, полагает, что оригинал иконы до 1904 г. находился в Казани. Множество украшений от благодарных верующих, стоимостью, по некоторым данным до 100000 рублей, привлекли воров. Не имевшие благоговения, они совершили похищение и, по некоторым данным, уничтожили святой образ. Многие заметили, что именно с этого времени начинается путь Российской империи к катастрофе: к зиме 1904 г. последовало унизительное поражение в войне с Японией, а затем – революционные события 1905-1907 гг.
К настоящему времени существуют определенные сомнения в уничтожении святыни. Однако местонахождение ее по-прежнему не известно.
Казанская икона Божьей Матери: приметы, молитвы, чудеса иконы
Православные День Казанской иконы Божьей Матери празднует 4 ноября – этот образ Пресвятой Богородицы в России особо любят и почитают.
Казанской иконе Божьей Матери, которая издревле считается покровительницей земли русской, православные возносят молитвы и просят поддержки в самые тяжелые для России времена.
Sputnik Грузия расскажет Вам о Казанской иконе Божьей Матери, какие она являла чудеса и какие молитвы нужно читать перед этим образом Богородицы.
История Казанской иконы
Одно из чудес Казанской иконы Божьей Матери – это явление самого образа в Казани. Икону Богородицы обрела девятилетняя девочка в 1579 году после страшного пожара, уничтожившего часть города, на пепелище.
После пожара в Казани, который начался в доме купца Онучина, его дочери Матроне во сне явилась Божья Матерь и поведала девочке, что ее икона находится в земле, под развалинами их дома.
Образ, не пострадавший от пожара, перенесли торжественно в приходскую церковь Николы Тульского, где настоятелем тогда был благочестивый иерей, будущий патриарх Московский и Всея Руси Гермоген. Именно он составил подробное сказание о чудесах Казанской иконы Божьей Матери.
Прозрение двух казанских слепцов во время крестного хода стало первым чудом в длинном списке случаев благодатной помощи Казанской иконы Божьей Матери.
Матрона и ее мама приняли монашеский постриг в женском монастыре, основанном впоследствии на месте обретения Казанской иконы.
Чудеса Казанской
Икона Божьей Матери являла чудеса исцеления от разных недугов, в том числе и от слабоумия. Так произошло с жителем города Лаишево по имени Козьма, которому родственники посоветовали идти в Казанский монастырь Богородицы и просить исцеления.
Богородица являла многие чудеса в Казани через свою чудотворную икону. Однажды в храм пришла женщина со слепым младенцем на руках и долго со слезами на глазах шептала молитвы перед иконой Божьей Матери, прося Деву Марию о прозрении своего ребенка.
И вдруг все, кто находился рядом с несчастной женщиной и возносил молитвы перед иконой Божьей Матери, посмотрели на младенца и увидели, что он ручками касается лица своей матери.
Тогда архиепископ попросил принести ребенку яблоко, которое он стал тут же хватать. Убедившись, что ребенок прозрел, все сразу же воздали славу Господу и Божьей Матери, творящей удивительные чудеса.
Список чудес, которые являла Богородица через свою чудотворную икону, можно продолжать бесконечно. Искренняя молитва перед Казанской иконой Божьей Матери действительно помогала найти выход из бесконечных проблем и болезней.
Одна из прихожанок Богородицкого женского монастыря в Казани всю жизнь страдала от врожденного порока сердца. К 50 годам ее ждала сложная операция, на которую не хватало денег, да и гарантии, что она выживет после хирургического вмешательства, никто не давал.
Икона Богородицы Казанская
Празднование
История
Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579 г.) [1]
1 октября 1552 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, ночью, Иоанн IV, предводитель русских воинов, готовившихся к решительному штурму татарской Казани, вдруг услышал благовест московских колоколов. Царь понял, что это – знамение милости Божией: по молитвам Взбранной Воеводы Господь восхотел обратить к Себе народ казанский.
Покорением Казани под покровом Пресвятой Богородицы было завершено дело, начатое в 1164 году святым князем Андреем Боголюбским († 1174; память 4 июля). Волга – главный водный путь страны – стала русской рекой. Из татарского плена было освобождено 60 000 русских людей. Началось просвещение татар светом Евангельской истины. Явились первые мученики – святые Петр и Стефан (память 24 марта). Новоучрежденная Казанская епархия вошла в состав Русской Церкви и вскоре просияла своими архиепископами: святителем Гурием († 1563; память 5 декабря) и святителем Германом († 1567; память 6 ноября).
Но особенно способствовало возвышению Православия среди волжских магометан явление в городе Казани 8 июля 1579 года чудотворной иконы Божией Матери.
Трудно шло дело проповеди Евангелия в покоренном царстве среди закоренелых мусульман и язычников. Пресвятая Богородица, покровительница проповедников Слова Божия, еще в земной Своей жизни разделявшая со святыми Апостолами благовестнические труды, видя старания русских миссионеров, не замедлила послать им Небесную помощь, явив Свою чудотворную икону.
28 июня 1579 года страшный пожар, начавшийся около церкви святителя Николая Тульского, истребил часть города и обратил в пепел половину Казанского Кремля. Злорадствовали поклонники Магомета, думая, что Бог прогневался на христиан. «Вера Христова, – говорит летописец, – сделалась притчею и поруганием». Но пожар в Казани явился предзнаменованием окончательного падения ислама и утверждения Православия на всей златоордынской земле, будущем Востоке Русского государства.
Город вскоре начал вставать из руин. Вместе с другими погорельцами, недалеко от места начала пожара строил дом стрелец Даниил Онучин. Его девятилетней дочери Матроне явилась в сонном видении Божия Матерь и повелела достать Ее икону, зарытую в земле еще при господстве мусульман тайными исповедниками Православия. На слова девочки не обратили внимания. Трижды являлась Богородица и указывала место, где укрыта чудотворная икона. Наконец, Матрона со своей матерью стали рыть в указанном месте и обрели святую икону. На место чудесного обретения прибыл во главе духовенства архиепископ Иеремия и перенес святой образ в близрасположенный храм во имя святителя Николая, откуда, после молебна, перенесли его с Крестным ходом в Благовещенский собор – первый православный храм города Казани, воздвигнутый Иоанном Грозным. Во время шествия получили исцеление два слепца – Иосиф и Никита.
Список с иконы, явленной в Казани, изложение обстоятельств ее обретения и описание чудес были посланы в 1579 году в Москву. Царь Иоанн Грозный повелел устроить на месте явления храм в честь Казанской иконы Божией Матери, где и поместили святую икону, и основать женский монастырь. Матрона и ее мать, послужившие обретению святыни, приняли постриг в этой обители.
В Никольском храме, где был совершен первый молебен пред Казанской иконой, был в то время священником будущий Патриарх Ермоген, святитель Московский († 1612; память 17 февраля). Через пятнадцать лет, в 1594 году, уже будучи митрополитом Казанским, он составил сказание о священных событиях, очевидцем и участником которых был: «Повесть и чудеса Пречистая Богородицы честного, славного Ея явления образа, иже в Казани». С большой фактической точностью описаны в повести многие случаи исцеления, совершившиеся от чудотворной иконы по молитвам верующих. Рукопись «Повести» – автограф Святейшего Патриарха Ермогена – целиком воспроизведена в факсимильном издании: Сказание о чудотворной Казанской иконе Пресвятыя Богородицы. С предисловием А. И. Соболевского, М., 1912.
Небольшая икона, обретенная девочкой Матроной на недавно присоединенной инородческой окраине Российского царства, стала вскоре всенародной святыней, знамением Небесного покрова Божией Матери, явленного всей Русской Церкви, ибо душа православного народа чувствовала особое участие Пречистой Владычицы в исторических судьбах Родины. Не случайно Казанский образ является списком с древней Влахернской иконы (празднование 7 июля) и относится по иконографическому типу к иконам, именуемым Одигитрия-Путеводительница. Много раз «Матушка Казанская» указывала путь к победе русским православным воинам в исполнении их священного долга перед Богом и Родиной.
В год явления ее в Казани (по другим источникам двумя годами позже) начался знаменитый поход «за Казань» (за Уральские горы) блаженного Германа, казачьего атамана Ермака Тимофеевича Повольского († 1584), увенчавшийся присоединением Сибири. За несколько десятков лет русские землепроходцы-миссионеры прошли на восток, «встречь солнца» многие тысячи километров и в праздник Покрова в 1639 году вышли в первое плавание по Тихому океану, благовествуя спасение окрестным народам.
В соборе Казанского девичьего монастыря икона находилась до начала ХХ в., а в 1904 г. Россию потрясло известие о похищении святыни. Святотатственное событие произошло в ночь с 28 на 29 июня 1904 г.
К явленной иконе имелось несколько риз. Праздничная надевалась на Рождество Христово, Пасху и в дни празднования Казанской иконы, будничная, или повседневная, – в остальные дни. Праздничная риза была золотая. На нее надевалась другая риза, низанная крупным жемчугом, бриллиантами, изумрудами, яхонтами и др. драгоценными камнями. Будничная, не менее драгоценная, московской работы, сплошь низанная жемчугом, имела золотые венцы с бриллиантовыми розами, множеством других украшений и драгоценных камней. А в 1767 году императрица Екатерина II приложила к иконе еще и бриллиантовую корону. Видимо именно из-за такого обилия драгоценностей явленная Казанская икона была похищена из Казанского девичьего монастыря шайкой 28-летнего Варфоломея Стояна. Воры вскоре были пойманы, и в ноябре 1904 года в Казани состоялся судебный процесс. Однако, что стало с чудотворной иконой, в ходе следствия окончательно выяснить не удалось. На суде было высказано мнение, что икона была сожжена, так как на квартире Стояна в печи были найдены обгоревшие остатки икон. Мать сожительницы Стояна Кучеровой, показала на суде, что обе иконы были порублены и сожжены Стояном. Сам же Стоян отрицал участие и в краже, и в уничтожении иконы, сознаваясь лишь в покупке краденых драгоценностей. Стоян и его подельник Комов были приговорены к лишению всех прав, имущества и к ссылке на каторжные работы на 12 и 10 лет соответственно.
Потеря первоначального образа не умаляет благодатной силы всего множества списков с Казанской иконы, через которые Пресвятая Богородица помогает нам Своим ходатайством перед Своим Сыном по плоти, а по ипостаси Сыном Божиим, Господом нашим Иисусом Христом.
Избавление Москвы и России от поляков в 1612 г. [2]
Православные воины и миссионеры шли на восток, отступники бежали на запад. Волной самозванцев и «воровских людей» старались затопить Русь в начале ХVII столетия иезуиты. Промыслом Божиим в период польского нашествия (1605–1612), который народ назвал «Смутным временем», Русскую Церковь возглавлял великий исповедник Православия – священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, почитатель Казанской иконы Пресвятой Богородицы, автор «Сказания» о ней и Службы ей.
В трудные дни, когда Москва была занята поляками, а по стране ширились усобицы и нестроения, непреклонный страдалец за Святую веру и Отечество, находясь под стражей, сумел тайно отправить в Нижний Новгород воззвание: «Пишите в Казань митрополиту Ефрему, пусть пошлет в полки к боярам и к казацкому войску учительную грамоту, чтобы они крепко стояли за веру, унимали грабеж, сохраняли братство, и как обещались положить души свои за дом Пречистой и за чудотворцев и за веру, так бы и совершили. Да и во все города пишите. везде говорите моим именем». Нижегородцы откликнулись на призыв первосвятителя. Собранное ополчение возглавил князь Димитрий Михайлович Пожарский.
Присоединившиеся к ополчению казанские дружины принесли с собой список с Казанской чудотворной иконы, которую в Ярославле передали князю Димитрию. Пресвятая Владычица взяла ополчение под Свое покровительство, и Ее заступлением была спасена Россия.
Огромные трудности испытывали русские войска: внутреннюю вражду, недостаток оружия и продовольствия. В осеннюю непогоду двинулось русское воинство на штурм Москвы, находившейся в руках поляков.
Трехдневный пост и усердная молитва пред Казанской иконой Божией Матери приклонили Господа на милость. В осажденном Кремле находился в то время в плену прибывший из Греции, тяжело больной от потрясений и переживаний, архиепископ Элассонский Арсений (впоследствии архиепископ Суздальский; † 1626; 13 апреля). Ночью келлия святителя Арсения вдруг озарилась Божественным светом, он увидел Преподобного Сергия Радонежского (память 5 июля и 25 сентября), который сказал: «Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена».
Как бы в подтверждение истинности пророчества архиепископ получил исцеление от болезни. Святитель послал известие об этом радостном событии русским воинам. На следующий день, 22 октября 1612 года, русские войска, воодушевленные видением, одержали крупную победу и взяли Китай-город, а через 2 дня – Кремль.
В воскресенье, 25 октября, русские дружины торжественно, с Крестным ходом, пошли в Кремль, неся Казанскую икону. На Лобном месте Крестный ход был встречен вышедшим из Кремля архиепископом Арсением, который нес Владимирскую икону Богородицы, сохраненную им в плену. Потрясенный свершившейся встречей двух чудотворных икон Богородицы, народ со слезами молился Небесной Заступнице.
По изгнании поляков из Москвы князь Димитрий Пожарский, по данным Никоновской летописи, поставил святую Казанскую икону в своей приходской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, на Лубянке, в Москве. Позже иждивением князя-патриота на Красной площади был воздвигнут Казанский собор. Святая икона, бывшая в войсках Пожарского при освобождении Москвы, в 1636 году перенесена была в новоустроенный храм. Ныне этот святой образ находится в Богоявленском Патриаршем соборе Москвы.
В память освобождения Москвы от поляков установлено было совершать 22 октября особое празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. Сначала это празднование совершалось лишь в Москве, а с 1649 года было сделано всероссийским.
В 1709 году перед Полтавской битвой Петр Великий со своим воинством молился перед иконой Казанской Божией Матери (из села Каплуновки). В 1721 году Петр перенес один из списков с Казанской иконы Богородицы из Москвы в Петербург, где икона вначале была поставлена в часовне, потом в Александро-Невской Лавре, а с 1737 года в храме в честь Рождества Богородицы на Невском проспекте. В 1811 году перед Отечественной войной святая икона Небесной Заступницы перенесена в новосозданный Казанский собор.
В 1812 году Казанский образ Божией Матери осенял русских солдат, отразивших французское нашествие. В праздник Казанской иконы 22 октября 1812 года русские отряды под предводительством Милорадовича и Платова разбили арьергард Даву. Это было первое крупное поражение французов после ухода из Москвы, враг потерял 7 тысяч человек. В тот день выпал снег, начались сильные морозы, а армия покорителя Европы начала таять.
. Казанский собор в Петербурге строился с 1801 по 1811 год – как бы специально для того, чтобы стать храмом-памятником русской славы в Отечественной войне 1812 года. Иконостас главного алтаря тонкой чеканной работы, исполнен из ста пудов серебра: из них сорок пожертвованы храму донскими казаками, отбившими в 1812 году это серебро у французов. Стены собора украшены трофеями, взятыми у французов в 1812 году. Вражеские знамена склонились у священной гробницы погребенного в соборе князя Михаила Кутузова-Смоленского, спасителя Отечества. Бронзовые изваяния Кутузова и Барклая де Толли стоят перед храмом у концов колоннады, полукругом обнявшей соборную площадь.
В многочисленных чудотворных списках с Казанской иконы прославляется на Руси Пречистая Богородица, Покровительница православного русского народа. Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком числе, как Казанская. Всей Православной Русью она свято чтится, к ней чаще всего обращают взоры в бедах и болезнях, взывая: «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего. всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево, Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим».
Благодатным осенением расположились иконы Пречистой Богородицы по лицу нашей Отчизны, воистину образуя Небесный покров. Ее неустанным ходатайством ниспосланный Божественным Сыном, принесшим Себя в жертву для спасения человечества. Древний Владимирский святой образ Богородицы хранит и благословляет наши северные пределы, Смоленская и Почаевская иконы ограждают запад, а на восток, до края земли сияет лучами неизбывной благодати чудотворный Казанский образ Пречистой нашей Матери.
Новости Барнаула
Опросы
Спецпроекты
Прямой эфир
День Казанской иконы Божией Матери: история и традиции праздника
День Казанской иконы Божией Матери празднует православная церковь 4 ноября. Эта икона входит в перечень наиболее древних и почитаемых русских святынь. О том, что это за икона и чем она прославилась, читайте в нашей постоянной рубрике «Вопрос-ответ».
Казанская икона Божией Матери была обнаружена в 1579 году. Маленькой девочке во сне явилась Богоматерь и попросила ее сходить к разрушенному после пожара дому и отыскать там икону. Ребенку никто не поверил, но на вторую ночь сновидение повторилось. Тогда семья отправилась на указанное место и на пепелище обнаружила икону. Несмотря на то, что все в доме выгорело дотла, икона уцелела и сохранила все свои краски.
Лик поместили в Успенском соборе, расположенном в Казани. В 1904 году икону похитили из-за драгоценного обрамления, а сам лик уничтожили.
Казанская икона отличается от других тем, что Богомладенец изображен стоящим по левую сторону от матери. При этом его правая рука поднята, что символизирует благословение.
Божественный праздник, связанный с иконой Казанской Богоматери, принято отмечать дважды в году. 21 июля празднуют явление ее образа. В Казани проходит крестный ход вокруг казанского Кремля. Поскольку сама икона была утеряна, сейчас для этой процессии используют ватиканский список, который был возвращен в Россию после нахождения за рубежом. В Казань специально к этому дню съезжается много народа, но служения в честь этой иконы проходят по всей стране. Она любима верующими людьми и остается одной из самых почитаемых даже сегодня.
Вторую дату, связанную с иконой, отмечают 4 ноября. Осенью 1612 года князь Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин освободили Москву от польско-литовских оккупантов. Перед наступлением решающего боя российские полки молились божественному образу, благодаря которому и была одержана победа. В честь заступничества Святой был установлен праздник, отмечаемый с 1649 года по всей Руси.
В наши дни в храмах по всему миру используются копии чудотворного образа. В истории сохранилось много сведений, когда икона Казанской Божией Матери появлялась сама собой. В этих местах строили часовни или храмы, где с людьми происходили чудеса.
Впервые о ее силе заговорили сразу после находки. По легенде, участие в крестном ходе, когда икону переносили из сгоревшего дома в Успенский собор, принимали двое слепых. Коснувшись иконы, они прозрели. После этого икону стали использовать для лечения слепоты и других недугов.
В надежде на помощь обращаются к лику Божией Матери верующие при проблемах в семье, проблемах со здоровьем. Ею же благословляют на прочный брак молодоженов. У иконы родители просят защиты высших сил для детей.