черепнин л в земские соборы русского государства в xvi xvii вв м 1978
В этих источниках не раз подчеркивается опасность, которая угрожает России со стороны некоторых соседних государств. Пожалуй, ярче всего об этой опасности говорится в грамоте церковно-земского собора 1580 г., она представлена в образе «дивняго зверя», воплощающего в себе возможную агрессию ряда стран: Турции, Крыма, Польши, Швеции, Ливонии. Условием предотвращения агрессии собор считает повышение благосостояния, а следовательно, и боеспособности «воинского чина». Тем самым подчеркивается взаимосвязь внешней политики с внутренней.
Вопрос об этой взаимосвязи был поставлен еще более отчетливо, после того как Россия в начале XVII в. испытала всю тяжесть иностранной интервенции. При подготовке избирательного собора 1613 г. деятелями второго ополчения выдвигались три мотива в обоснование необходимости избрания феодального монарха: 1) борьба с внешней агрессией; 2) установление дипломатических отношений России с соседними странами; 3) укрепление международного положения Русского государства.
Понятие «правды» как идейного обоснования внешней политики России, раскрываемое в официальных правительственных докладах на земских соборах, включает ряд моментов: борьба за престиж государства («государская честь»), защита православия, избавление русских людей от иноземного владычества и гнета, укрепление государственных границ. Забота о государственном престиже («чести») сочетается со стремлением защитить его реальные (материальные и территориальные) интересы (избежать «большого убытка»).
Таким образом, земские соборы были местом, где с участием депутатов разрабатывалась концепция внешней политики России, и форумом, где эта концепция излагалась выборным от имени правительства. Конечно, это концепция господствующего класса феодального государства и нельзя ее рассматривать во всем как объективное отражение реальной действительности. Но одно ее звено, бесспорно, отражает реальность: Россия на данном этапе нуждалась не в новых территориальных приобретениях, а в укреплении своих границ как условии национальной независимости.
В теме «Земские соборы и народ» сейчас хотелось бы прежде всего отметить ее классовый аспект. Земские соборы зародились в обстановке народных восстаний. Первый известный нам собор 1549 г. состоялся вскоре после выступления в Москве «черных людей» (1547 г.). Оживившимся во время этого восстания демократическим вечевым традициям правительство противопоставило новый орган представительства различных групп класса феодалов, в котором искало опоры при проведении государственных реформ. В 1565 г. назревание после отъезда Грозного в Александрову слободу народного недовольства в Москве побудило проявить инициативу в созыве земского собора представителей господствующих сословий. В противовес народным движениям был, по-видимому, собран собор в 1584 г., после смерти Грозного.
Крестьянская война, потрясшая в начале XVII в. государство, ослабила крепостнический строй и в какой-то мере видоизменила состав и характер организации соборов, усилила значение выборного начала и представительства с мест, повысила удельный вес горожан среди соборных представителей. Так классовая борьба наложила значительный отпечаток на принципы формирования и характер деятельности земских соборов, при всем том сохранивших феодальный облик. Под воздействием освободительной борьбы русского народа против интервентов и общенационального подъема сильнее зазвучали национальные мотивы в деятельности соборов.
Призрак крестьянской войны долгое время мелькал перед глазами представителей господствующих сословий, а иногда принимал и весьма зримые, реальные формы, создавая обстановку тревоги для земских соборов. Так было в 1632 г., когда происходило крестьянско-казацкое движение под руководством Ивана Балаша, и в это время собрался земский собор, или в 1634 г., когда соборное заседание происходило в Москве через неделю после того, как там побывал казацкий атаман Анисим Чертопруд.
Наглядно проявилась роль классовой борьбы в истории земского собора 1648-1649 гг. Его созыв явился ответом на народное восстание, происходившее в формах «мирской» посадской организации. Далекое от настроений «черни» дворянство и зажиточное купечество решили воспользоваться его движением, чтобы укрепить свои сословные позиции. Из их среды вышли проекты (в форме челобитий), содержащие оппозиционные заявления правительству, критику (часто острую) отдельных порядков и предложения (иногда прогрессивные) реформ в рамках существующего сословно-представительного строя. Главное предложение сводилось к созыву земского собора. Он состоялся, и был противопоставлен народному движению правительством, нашедшим общий язык с дворянством и верхушкой посада.
В обстановке классовой борьбы собирались в 1682 г. земские соборы для решения вопроса о престолонаследии. На их деятельность оказали влияние стрелецкие восстаний Стрельцы выступили с критикой земского собора 27 апреля, указывая, что его решением о возведении на престол Петра в ущерб правам его брата Иоанна в народе и в государстве учинена «неправда». Активно действовали стрельцы во время майской избирательной кампании. 23 мая заседание «выборных» соборных «чинов» происходило под стрелецким надзором.
Итак, в течение всей своей полуторавековой жизни земские соооры были связаны нерасторжимыми узами с явлениями классовой борьбы.
Нормы представительства («лучших людей») для разных городов указаны не одинаковые: два дворянина и два посадских человека; один из дворян, один из посадских, людей; два дворянина, один посадский человек; 4 дворянина, один посадский. Иногда речь идет только о дворянах или только о посадских людях. Вероятно, разверстка «выборных» по городам зависела от численности и состава населенля.
Очевидно, во время выборов на земский собор в ряде провинциальных городов Русского государства открыто проявлялись противоречия между местными служилыми людьми и приказной администрацией, а также между различными слоями и группировками дворянства. Воеводы стремились проводить в депутаты удобрттх им кандидатов и действовали при этом в обход существующих норм, использовали свой авторитет, близость к тем или иным общественным кругам, прибегали в предвыборной борьбе к недозволенным средствам, сталкивали между собой отдельные группы избирателей. Служилые люди противопоставляли воеводским кандидатам своих «выборных», в борьбе за разные дворянские кандидатуры среди дворян создавались блоки, пускавшие в ход для устранения противников и грубую силу, и шантаж, и клевету. Но бывало и так, что городовые дворяне и дети боярские уклонялись от участия в выборах. Это могло и означать политическое безразличие, и, напротив, быть особой формой политической оппозиции.
В правительственной записке (докладе) подняты два вопроса:
1) о «неправдах» польских королей Владислава и Яна Казимира
и панов рад, учиненных в нарушение мирного договора 1634 г.;
От имени земского собора в государсве «письме» ставится вопрос о суде и казни на сейме лиц, виновных в умалении престижа русских царей и оскорблении достоинства их подданных. Эта сторона дела подчеркивается неоднократно.
Заканчивается правительственная записка (доклад) краткой характеристикой международных отношений. Ян Казимир польский «ссылается» с крымским ханом; оба они «умышляют, чтоб им сопча Московское государство воевать и разорить», и пытаются использовать в этих целях Швецию. На таком международном фоне приобретает немаловажное значение доложенный земскому собору факт обращения Богдана Хмельницкого «со всем войском Запорожским» к русскому правительству с просьбой о принятии в подданство.
Если следовать той классификации соборов, которая предложена выше, то первым земским собором надо считать совещание, созванное Иваном Грозным в феврале 1549 г. О нем сохранились прямые сведения в Продолжении Хронографа редакции 1512 г. Содержание летописного текста таково. 27 февраля 1549 г. Грозный произнес «в своих царьских полатах» в присутствии митрополита Макария и «освященного собора» речь, обращенную к боярам, окольничим, дворецким, казначеям. Он говорил, что до его совершеннолетия «от них и от их людей детем боярским и христьяном чинилися силы и продажи и обиды великие в землях и в холопех и в ыных во многих делех», потребовал, чтобы впередь злоупотреблений не было, угрожая в противном случае царской опалой и казнью. Бояре «били челом» царю, чтобы он их «пожаловал, сердца на них не дерьжал и опалы им не учинил никоторые», они же обещали «служити ему государю. и его людем» и «добра хотети» «вправду, безо всякия хитрости», так же, как служили его деду и отцу. Бояре просили, чтобы в случае челобитий на них и их «людей» со стороны детей боярских и «христьян» давать им суд.
В ответ на заявление бояр Грозный их «всех пожаловал с великим благочестием и усердием, наказав их, умилне говорил им: «по се время сердца на вас в тех делех не держу и опалы на вас пи на кого не положу, и вы бе вперед так не чинили».
В тот же день с аналогичной речью Иван Грозный выступил перед воеводами, княжатами, детьми боярскими, большими дворянами. Говорил он то же, «и пожаловал их наказал с благочестием умилне».
В основе дошедшего до нас летописного текста лежит, по-видимому, какой-то официальный документ, излагающий ход собора. Язык делопроизводственный, терминология приказная, хотя кое-где автор летописного рассказа стремится литературно приукрасить свой источник, подчеркивая, например, «умильный» характер речи Грозного.
Запись о соборе протокольна и схематична. По ней нельзя уловить, были ли дебаты и в каких направлениях они шли. Но, вероятно, были, ибо укоризненно-обвинительная речь царя в адpec бояр, которой началось совещание, после боярского «челобитья» сменяется благожелательным царским словом. Что касается «челобитья» бояр, то и оно, вероятно, было предварительно обсуждено в их «палате».
Можно полагать, что на соборе 1549 г. разбирались не конкретные споры о землях и холопах между боярами и детьми боярскими или факты насилий, чинимых боярами мелким служилым людям и «христианам» (посадским людям? крестьянам?). Речь шла, по-видимому, об общем политическом курсе в малолетство Грозного. Благоприятствуя засилью землевладельческой знати, этот курс подрывал целость господствующего класса и обострял классовые противоречия.
На Стоглавом соборе Грозный указал, что его бояре «и вси приказные люди и кормленщики со всеми землями помирилися во всех делех». Слова «со всеми землями» интересно сопоставить с рассказом Продолжения Хронографа о рассылке «во все городы Московьские земли» жалованных грамот о неподсудности детей боярских наместникам. Дело идет о мероприятиях земского, общегосударственного характера, проводимых в связи с решением земского собора 1549 г.
По поводу организации суда вставка в Хрущовскую Степенную книгу отмечает два момента: во-первых, демонстративное заявление царя на площади о том, что он берет судопроизводство под свой контроль; во-вторых, передача (уже после собрания) Алексею Адашеву функций надзора за разбором жалоб. Вопрос о роли Адашева требует специального рассмотрения и к земскому собору 1549 г. прямого отношения не имеет, поэтому я оставляю его в стороне. Что же касается обещания царем праведного суда и защиты «обидимых», то вряд ли правомерно рассматривать данное указание составителя вставки в Хрущовскую Степенную как простое украшение своего рассказа, не имеющее реальной основы. Это был политический жест правительства, вызванный обострением социальных противоречий и сопровождавшийся определенными мероприятиями по упорядочению системы приема и разбора жалоб. Так появились статьи 7 и 8 Судебника 1550 г. 247 Их возникновение, очевидно, так же связано с земским собором 1549 г., как и появление ст. 64 о наместничьем суде и создание Судебника в целом.
Сама же заметка носит компилятивный характер. Указание на участие в составлении Судебника бояр, окольничих, дворецких могло быть взято непосредственно из заголовка к памятнику» а Фраза «от городов добрых людей по человеку» воспроизводит слова Хрущовской Степенной: велел «собрать свое государство из городов всякого чину».
Земские соборы Русского государства в XVI—XVII вв. Том 2
Скачать книгу
О книге «Земские соборы Русского государства в XVI—XVII вв. Том 2»
Во втором томе настоящего издания публикуется репринт монографии академика Л. В. Черепнина, вышедшей в свет в 1978 г. посмертно. Автор сам сдал машинопись в издательство «Наука», успел частично ознакомиться с корректурой, но не дождался ни сигнального экземпляра, ни тиража книги. Этот труд входит в комплекс фундаментальных исследований Л. В. Черепнина, за которые ему в 1981 г. была присуждена Государственная премия. Монография полностью сохраняет научную актуальность до настоящего времени как единственное в отечественной и мировой историографии системное исследование истории земских соборов, общегосударственных сословно-правительственных институтов на всем протяжении их возникновения и эволюции в XVI—XVII вв. В книге также проведено сопоставление со схожими институтами других европейских стран на базе уровня научных знаний в 1960 – начале 1970-х гг. В приложении опубликована статья с обзором публикаций и работ по данной проблематике за конец ХХ – начало ХХI вв.
Произведение относится к жанру История. Исторические науки. Оно было опубликовано в 2015 году издательством Языки славянской культуры. Книга входит в серию «Л. В. Черепнин. Сочинения». На нашем сайте можно скачать книгу «Земские соборы Русского государства в XVI—XVII вв. Том 2» в формате pdf или читать онлайн. Здесь так же можно перед прочтением обратиться к отзывам читателей, уже знакомых с книгой, и узнать их мнение. В интернет-магазине нашего партнера вы можете купить и прочитать книгу в бумажном варианте.