черниговская зачем мы мозгу читать
Черниговская зачем мы мозгу читать
Art Traffic. Культура. Искусство запись закреплена
Лекции Татьяны Черниговской: мозг, интеллект, мышление, культура, искусство
«Мы смотрим глазами, а видим мозгом, мы слушаем ушами, а слышим мозгом, мозг должен быть подготовлен к искусству. »
1. «Музыка и мозг» (2018)
2. «Для чего нужно искусство?» (2015)
3. «Творчество как предназначение мозга» (2016)
4. «Человек в цифровом мире» (2018)
5. «Вся вселенная в человеческом мозге» (2011)
Татьяна Владимировна Черниговская – российский ученый в области нейронауки и психолингвистики, а также теории сознания. Популяризатор науки. Доктор филологических наук, доктор биологических наук, член-корреспондент РАО, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, заведующая лабораторией когнитивных исследований.
1. «Музыка и мозг» (2018)
«Музыка приучает мозг человека к концентрации, к выделению слухового сигнала из некого общего фона, к чувствительности к ритму, к очень маленьким изменениям в спектрах. Она делает очень серьезную работу, более серьезную, я бы сказала, чем речь. »
Введение: как устроен, как работает и как исследовали мозг раньше
Как связан мозг и искусство
Развенчание стереотипа про правое и левое полушарие
Математика или музыка язык мозга?
У художников действительно другие мозги — какие?
Как работает мозг слушателя
Почему каждого ребёнка надо с раннего детства учить музыке?
Как работает мозг музыканта?
Как великие открытия связаны с музыкой?
Проблема сознания
2. «Для чего нужно искусство?» (2015)
Творчество, интеллект, мозг. Лекция одной из самых ярких представительниц российской когнитивной науки Татьяны Черниговской – профессора, доктора филологических и биологических наук, заведующую лабораторией когнитивных исследований СПБГУ и неутомимого популяризатора науки, одной из немногих, кто работает сегодня в междисциплинарной области когнитивистики — на пересечении лингвистики, психологии, искусственного интеллекта и нейронаук.
3. «Творчество как предназначение мозга» (2016)
Одна из лекций Татьяны Черниговской, в которой она объясняет, какое значение для мозга имеет творчество. Слушатель узнает по какой причине общая шкала измерения способностей не применима к гениям (ЕГЭ, IQ) и почему разделение людей на левополушарных и правополушарных не имеет никакого значения. Как музыка меняет мозг на функциональном уровне и почему у музыкантов меньше шансов встретить в старости «Альцгеймера» и «Паркинсона». Как и зачем нам стоит научиться снимать когнитивный контроль, то есть позволять мозгу думать, о чем он думает, и многое другое.
4. «Человек в цифровом мире» (2018)
Профессор Факультета Татьяна Черниговская выступила с лекцией «Человек в цифровом мире». Мы ступили в новую цивилизацию, которая бросает нам антропологический вызов. Как человек будет жить в этом мире? Сможет ли противостоять или сотрудничать с и искусственным интеллектом? Насколько естественный интеллект похож на искусственный (или наоборот)? Эти и другие вопросы стали предметом обсуждения.
5. «Вся вселенная в человеческом мозге» (2011)
Российский ученый в области нейронауки и психолингвистики Татьяна Черниговская — прекрасный спикер. Она как никто другой умеет увлекательно рассказать об удивительных свойствах нашего мозга. «Мозг выдержит все, что угодно, потому что мощнее, чем мозг, во Вселенной ничего нет, по сложности он может быть сравним только с самой Вселенной. У нас в голове больше ста миллиардов нейронов, еще в 10 раз больше глиальных клеток, которые окружают эти нейроны, а каждый нейрон может содержать более 50 тысяч связей с другими нейронами. Если все это пересчитать, то получится квадриллион. Ситуации, при которой мозг чего-то не выдержит, просто нет», — считает Татьяна Черниговская.
Татьяна Черниговская: «Зачем книга мозгу?»
Вопрос – а зачем ребенку читать книги – из абсурдных как-то незаметно перешел в разряд естественных. Родители на чтении книжек больше не настаивают. И напрасно. Почему? Отвечает специалист в области нейролингвистики Татьяна Черниговская.
– Татьяна Владимировна, зачем книга нужна мозгу?
– Мозгу, как и всему другому, нужна пища. Только когда организм питается чем-то, то это материальные вещи, а мозг питается информацией, которая происходит из идеального мира. То есть она не состоит из белков, жиров и углеводов.
Книга является такой пищей, причем одной из лучших.
– Есть ли альтернатива книге для мозга, сейчас или в недалеком будущем: интернет или технологии прямой закачки, 25‑й кадр?
– 25‑й кадр – это разговоры на кухне, никакого отношение к жизни они не имеют, а что касается остальных перечисленных вами вещей, то они не являются альтернативой книге.
Потому что, строго говоря, все равно – читаете вы бумажную книгу, или это свиток, написанный на шёлке, или папирус, или интернет.
Но тип процессов, которые происходят, когда вы читаете электронные ресурсы, другой.
Ну, например, я недавно – а именно позавчера, – узнала от очень крупного детского офтальмолога, что если раньше приходили дети, которым дали в глаз во время выяснения отношений во дворе, то теперь таких детей почти нет.
А приходят – массово – дети с близорукостью. Эта близорукость вызвана тем, что они круглосуточно смотрят в разные гаджеты, планшеты, телефоны и так далее. И это другая работа – не только мозга, но и глаза.
– Зачем вообще человеку и человечеству нужна книга в эпоху информационного цунами?
– Книга – вы имеете в виду, зачем человеку нужна традиционная книга? Может быть, много людей, которым она вовсе и не нужна, но поскольку я сноб, то мне важно держать в руках книгу.
Я пользуюсь, к сожалению, в больших количествах электронными носителями. То есть я провожу в компьютере очень много часов в день, увы – и потому что просто такой мир, никуда не денешься: я пишу в компьютере, я читаю научные статьи в компьютере и так далее.
Мне никогда в голову не придет читать Гоголя или Бродского в компьютере. Если вдруг такое придет, я пойду сдаваться врачам, я решу, что я сошла с ума, потому что это совершенно другое занятие.
Это не черпание информации, а это изысканная изящная работа. Можно рассматривать альбом с дешевыми репродукциями, а можно пойти в Эрмитаж или в Прадо и смотреть оригиналы – вот, выбирайте.
– Это мозг вытесняет книгу как ненужный элемент реальности, или снижение количества читателей имеет другую причину?
– Мозг здесь абсолютно ни при чем. Здесь причина – общее падение культуры на планете, вот что здесь причем. Что все согласны на фастфуд вместо хорошего шеф-повара.
То есть, если мы согласны заниматься глупостями, есть попкорн и превратиться в стадо – тогда все в порядке.
– Могут ли книги являться инструментами стимулирования нейрогенеза, или возникновение новых нейронов возможно только в ситуации практического нового опыта?
– Всё, с чем сталкивается мозг, абсолютно всё – как хорошее, так и плохое, влияет на нейрогенез. Новые нейронные связи образуются каждую секунду. Вот мы сейчас разговариваем – и как у вас, так и у меня, довольно много всего уже загнулось, а также образовалось, это просто жизнь мозга так выглядит.
Другой вопрос: какие связи мы хотим, чтобы образовались.
Это сложные ассоциативные связи того человека, который много читал, много видел, много думал, пил разные напитки, слушал разную музыку, включая шум прибоя – и тогда у него поле, на котором идут ассоциации, широкое, большое и богатое.
А если он только смотрит в такое окошечко телефона, то тогда нечего обижаться. Тогда у него будет такой мозг плохой.
Единственное, чего мозг не умеет – это не учиться, вот это точно. Он не умеет не учиться, он учится всё время. Но всё зависит от того, что ему подсовывают для учения.
Ему подсовывают высокого класса пищу или низкого класса? Вот, соответственно, такой и будет мозг.
– Можно ли рассматривать работу мозга живого человека отдельно от сознания, создаёт ли мозг мысли, или это делает сознание?
– На этот вопрос у меня ответ простой. Никто не знает, что такое сознание. Если вы найдете людей, которые вам скажут, что они знают – ухмыльнитесь. Нет договоренности о том, что мы будем считать сознанием.
Огромный разброс мнений на эту тему – от простой реакции на что-нибудь, и есть люди, это крупные ученые, которые считают, что сознание присуще всему живому. На мой вопрос: а как насчет инфузории-туфельки, ей тоже присуще сознание? Отвечают: да, только простое.
Понимаете, если мы встаём на такую позицию, вообще тогда мы прекращаем разговор, это бессмысленная беседа. Если мы говорим о том, что сознание – это очень сложная вещь, то тогда мы должны признать, что большинство людей, населяющих планету, сознанием не обладает.
Поэтому на ваш вопрос нельзя ответить. А косвенно я могу ответить вот что. У нас нет никаких свидетельств того, что сознание может появиться где-то, кроме мозга. Но это не значит, что это окончательное слово.
Мне часто задают вопрос: может быть, сознание вообще где-то летает, а мозг – это приемник, который хватает это все? Может быть и так.
Но поскольку наука – это такое занятие, которое требует доказательств, а доказательств нет – и нет ничего, чтобы намекнуло на то, что они могут появиться.
Научным способом мы такую информацию получить не можем – как минимум по той причине, что наука подразумевает повторяемость явлений, статистическую достоверность и проверяемость. Всё это здесь проверить нельзя.
Даже если вы мне скажете, или я вам скажу (совершенно не важно, кто кому), что я получила информацию из космоса – это ничего не стоящие заявления, потому что ни вы, ни я не сможете это ни доказать, ни опровергнуть, с этим вообще ничего нельзя сделать.
Тысячи свидетельств от творцов, кроме Главного, от художников разного плана, свидетельствующих о том, что они чуть ли не отрицают свое авторство.
Масса поэтов, которые (ну просто это дикое количество свидетельств) говорят о том, что я проснулся ночью, что-то такое вроде бы написал, не вполне уверен, что я вообще просыпался, а потом утром они смотрят на лист бумаги, на котором написано гениальное стихотворение, и они в недоумении.
Такого много, что это такое – очень трудно сказать. Но научным образом я бы, пожалуй, ответила так: всякие открытия и такие состояния каких-то интеллектуальных или художественных прорывов проходят не в ясном сознании, вот это мы знаем.
Они проходят в каком-то тумане таком, когда ты вообще ничего не контролируешь. И поскольку ты не контролируешь, то это вызывает вот ощущение этих людей (я повторяю: этого много), что это кто-то другой делал, что я только записал, то есть как бы рука моя тянется к перу, а перо к бумаге, что называется, а кто пишет, кто автор-то?
Это очень сложные вопросы, и всё, что я сейчас сказала – это без мистики. Понимаете, когда говорят «муза приходила» или «муза меня покинула» – это не метафоры, а в буквальном смысле, появилась и его рукой водила… Словом, творческий процесс загадочен.
– Может ли мозг отдыхать во время чтения книг, или чтение – это нагрузка и работа?
– Если это чтение не глазами, а мозгом. Потому что, если у вас какие-то проблемы – например, вы что-то переживаете, но при этом вы читаете, вы можете прочесть несколько страниц, при этом вы будете их перелистывать, то есть глазами вы их прочли, но мозгом вы их не прочли, то вы под пыткой не скажете, о чем сюжет.
То есть это было просто такое механическое сканирование текста – ну, просто как любой аппарат, просто глазами, и в этом случае мозг вообще занят другой работой, то есть это профанация.
А если это настоящее чтение, то я не знаю, как это назвать: работой или отдыхом, то есть если мы читаем чудесную литературу, то отдых ли это – я не уверена.
Я вообще не очень хорошо понимаю, что такое отдых. И я не уверена, что мозг знает, что такое отдых, потому что это смена занятий, понимаете.
Что из этого является отдыхом, а что работой – уж точно не формальная договоренность, что когда я слушаю музыку, то это как был отдых. А вы с чего взяли, что это отдых – может быть, это гораздо более сложная работа, нежели решение какой-нибудь математической задачи, я вполне допускаю такую вещь. Всё зависит от того, как слушать, и что вы делаете, пока вы слушаете.
– Является ли вредным или полезным чтение одновременно нескольких книг?
– Я думаю, это зависит от данного человека, точно нет ответа, точно «да» или точно «нет», вот такого ответа нет.
Это кто к чему привык, я бы так сказала, вот я всегда читаю несколько книг одновременно – и научных (что отдельная история), и даже художественных, я могу параллельно читать несколько книг, и я не знаю, честно говоря, хорошо это или плохо. Может быть, даже и плохо, но я так привыкла.
– Вы сказали, есть разница в чтении научной и художественной литературы – в чем разница?
– Разница в том, какую вы себе ставите цель, потому что если в научной книге – если это не философская книга, и не какой-нибудь очень сложный обзор, который разбирает подход к каким-то проблемам, а это как бы техническая вещь, то тогда моя, собственно, цель при чтении этой статьи или книги – выяснить, что человек делал, каким способом делал, что получил.
То есть у меня технически относительно простые – они, конечно, совсем не простые, но относительно простые задачи. А если я читаю художественную литературу – там огромное количество пластов.
Мы же не читаем для сюжета, это вот как раз ровно то, что сейчас в школах стали делать по всему миру, а именно дайджест с «Преступления и наказания». То есть в чем смысл: кто старушку хлопнул, так сказать. Нет, в чем задача?
Если говорить про сюжет, то это точно и не Достоевский, и не Толстой, и не все эти гении. Они не писали для сюжета.
Сюжет там есть, и вы за ним следите. Но вы также следите – вот я, скажем, довольно часто смотрю фильмы разных лет на тему Шерлока Холмса. Не потому, что я не знаю этот сюжет – давно они у меня в печенке сидят.
Но мне интересно, как они ходят, как они садятся, как они разговаривают, каким образом разговаривает этот персонаж и этот.
То есть у меня другая задача, и она очень сложна. Поэтому вот если я делаю такого рода работу, то это очень сложная работа, и совершенно неважно, на какую тему фильм. Но это же полностью относится к книге.
Отличаются ли эмоции в книге от реальных – я считаю, что нет, и меня поражает вот что.
Что люди – вообще такие существа, которые в отличие от всех остальных похожих наших соседей по планете живут в не меньшей мере вот в такой второй действительности, в таком вымышленном мире, чем в реальном материальном мире.
Мы с самого начала, как на свет появились, начали создавать произведения искусства. И они для нас играют почему-то очень большую роль. Мы переживаем по поводу чего-то, что описано в романе или в фильме еще больше, чем в реальной жизни, или уж точно не меньше.
А если говорить про мозг, то я могу абсолютно твердо сказать, что мозгу все равно – он реально испытывает это что-то, или он об этом вспоминает, или он это выдумывает.
И, кстати говоря, эту поразительную мысль высказала вовсе не я, а Иван Михайлович Сеченов, и было это в конце девятнадцатого века, когда никто про это ничего знать не мог.
Не было томографов, которые у нас сейчас есть, и которые с легкостью зафиксируют, если я очень сильно переживаю, а при этом ничего не происходит, то есть это мое внутреннее переживание.
Например, я вспоминаю какой-то там спектакль или сюжет какой-то очень мощной книги – вот томограф зафиксирует такую же мозговую активность, как если бы это происходило на самом деле.
Но Сеченов этого не мог знать. Поэтому он гений.
Только с помощью книг интеллект и развивается – или с помощью чего-то аналогичного, а именно хороших и умных разговоров с умными людьми.
Интеллект развивается с помощью переработки той интеллектуальной информации, которая поступает в ваш мозг из любых источников. Когда я говорила «любых», я имела в виду, что это может быть зрительная информация – это может быть слуховая, это может быть танец.
Ну, конечно, книга – главный игрок, о чем говорить. Важнее книги ничего нет в нашей цивилизации.
Даже если эта книга перестанет шуршать страницами, так сказать, а будет возникать в виде пикселей, то она от этого не перестанет быть книгой.
Хотя, повторяю, что касается меня, то мой выбор однозначный – я читаю книгу как книгу. Как привыкли читать, так и будем читать. Чем она старей, тем мне лучше. Каждый делает свой выбор…»
«Мозг должен тяжело работать»: 4 совета Татьяны Черниговской, как сохранить молодость мозга
Мозг пластичен в любом возрасте, а не только в детстве, как считали раньше. Главное — не давать ему лениться…
Старческую деменцию называют эпидемией 21 века. Согласитесь, потерять память и контроль над собой, когда еще тело прекрасно справляется со своим функционалом, тяжелое испытание и для самого человека, и для его близких.
Татьяна Владимировна Черниговская, профессор, доктор биологии и филологии, одна из умнейших женщин нашего времени, как и многие ученые мира, погружена в изучение проблем старения мозга.
Лучше, легче и интереснее, чем Татьяна Владимировна никто не расскажет, как мозгу помочь сохранить молодость. Слушать и читать ее объяснения — огромное удовольствие.
1. Не кормите свой мозг интеллектуальным фаст-фудом.
Мы все наперебой твердим о здоровом питании, а мозг кормим фаст-фудом. Ему тоже нужно сбалансированное питание. А это легкие белки-фильмы, чтобы подкачать умные мышцы, быстрые углеводы-музыка, как источник энергии и жирные кислоты-книги, чтобы не накапливать неправильный жир на извилинах
Читайте умные книги.
Не стоит тратить свою жизнь на бульварную литературу и глянцевые журналы, от которых мозгу становится скучно. Ему нужны «сложные» книги, он хочет думать.
А если завести привычку читать перед сном, к этому добавится еще множество положительных моментов.
Умного всегда можно узнать по одной-единственной привычке — он читает интересные книги, которые заставляют размышлять.
«Мозг должен тяжело работать. Тяжело — ключевое слово. Мозгу должно быть трудно».
Смотрите правильные фильмы.
В которых намного интереснее мысли и поступки героев, а не их накачанные мышцы. Вряд ли стрелялки-блокбастеры со множеством спецэффектов сделают нас умнее.
Слушайте достойную музыку.
Целебные свойства классической музыки не только для мозга, но и для всего организма давно доказаны. Существует понятие «эффект Моцарта», когда под воздействием музыки повышается интеллект, улучшается слух и затихает боль.
2. Не зависайте в одной деятельности, как испорченный компьютер.
«Мозг пластичен не только в детстве, как считали раньше. Доказано: он образует новые нейронные связи до конца жизни. Любая работа, кроме скучной и рутинной, приносит пользу для мозга. Главное — иметь дело с постоянно меняющейся, сложной информацией».
Обращали внимание: умение работать в режиме многозадачности — второе по важности качество, после образования, для работодателей? А ведь наш мозг, по мнению Татьяны Владимировны, вовсе к этому не приспособлен. И такое умение, не более, чем самообман.
«Если кажется, что удается справляться одномоментно со множеством задач, то это лишь хитрости мозга: он просто очень быстро переключается. Но при этом, тратит огромное количество ресурсов.
В частности — глюкозу, отчего быстро наступает усталость.
Плюс ко всему, работа в таком режиме, стимулирует выброс гормона допамина, которой воспринимается мозгом, как награда и удовольствие, и загоняет нас в замкнутый круг, не давая остановиться и сконцентрироваться на одной задаче.
Это неизменно приводит к переизбытку кортизола, гормона стресса, и повышению уровня тревожности».
Мозг должен все время трудиться, но не нужно ему устраивать ни многоборья, ни превращать умственную деятельность в однообразный конвейер. Эксплуатировать мозг нужно умно и деликатно, переключая с одного вида активности, на другую.
Например, просмотр спортивных соревнований активизирует те же участки мозга, как и физическая нагрузка. Когда мы «болеем» за своих любимцев, в мозге образуется такое же количество новых нейронных связей, как при решении математических задач. Немного адреналина и позитивного стресса, по мнению ученого, очень даже полезно.
3. Не давайте шариковым ручкам пылиться в ящике письменного стола.
«Пишет рука, а на самом деле пишет наш мозг: какую команду он пошлет, то и будет происходить. И рука в этом смысле является продолжением мозга. Тренируя руку, мы тренируем мозг».
Еще совсем недавно, писать от руки было обычным делом. Но с развитием технологий, мы все больше и больше утрачиваем этот навык. Как бы умело мы не обращались со своими гаджетами, как бы быстро не набирали текст на клавиатуре, мозг в эти игры включается крайне неохотно.
Исследования Татьяны Владимировны Черниговской подтверждают: во время письма от руки, мозг не только работает активнее, но и обрабатывает намного больше информации. Улучшаются когнитивные функции, становится острее память, светлеет в голове и улучшается речь. И чтобы сохранять остроту ума, писать просто необходимо.
Кроме того, «что написано пером…»: на бумаге, как в смартфоне, не сотрешь. Когда мы пишем от руки, мозг напрягается, подбирая емкие и правильно эмоционально окрашенные слова, повышая наш эмоциональный интеллект.
4. Не отбирайте у мозга время на «генеральную уборку».
«Мы учимся и умнеем даже во сне».
Все мы знаем о волшебном гормоне мелатонине. И про то, как он омолаживает организм во время сна. Если еще не читали, милости прошу — в этой статье все подробно описано. Но хронический недосып и бессонница — это не только стремительная старость, а еще и стремительное угасание умственных способностей.
Здоровый сон необходим для улучшения долгосрочной памяти, потому что именно в это время переносится информация из предбанника временной памяти в долгосрочное хранилище. А еще, ночь — время «генеральной уборки». Благодаря совершенно уникальной системе «удаления мусора», во время сна, мозг очищается от нейронных отходов, продуктов жизнедеятельности клеток головного мозга. Недаром же говорят — с утра голова светлая.
И если этого не происходит, умственные способности угасают так же стремительно, как функции в любом зашлакованном органе.
«Мозг бесконечно сложнее того, в ком он находится. И это даже оскорбительно».
Есть только один путь это исправить: действовать, совершенствоваться, заботиться о себе.
Татьяна Черниговская: Чего мы не знаем о мозге
Самое важное, самое сложное и самое опасное, что человечеству предстоит сделать в XXI веке, — разобраться с собственным мозгом
Поделиться:
Мозг состоит из многих миллиардов клеток. Это наше зеркало и призма, через которую мы смотрим на мир. Он отвечает за все, что мы делаем.
Мозг самодостаточен: для него не важно, имеет ли он дело с реальным событием, с воспоминанием о нем или с галлюцинацией. И поэтому наша зависимость от мозга гораздо сильнее, чем мы привыкли думать.
Знаменитый австрийский логик Гедель заметил, что никакая система не способна изучить систему более сложную, чем она сама. А ведь именно этим мы и пытаемся заниматься. Но и обойтись без этого мы не можем. Квантовая физика включила наблюдателя в научную парадигму — оказалось, что результат наблюдения зависит и от самого факта наблюдения! А вся наша информация об окружающем мире зависит исключительно от свойств мозга, который ее оценивает.
Что же такое мозг? Только в коре головного мозга каждого из нас находится нейронная сеть такой длины, которая равна расстоянию до Луны, взятому семь раз.
У плода человека образуется 500 тысяч нейронов в минуту. Количество нейронов, составляющее кору головного мозга, образуется за 24 недели.
Мозг ненасытен: он потребляет половину всей энергии, вырабатываемой организмом младенца. Взрослый тратит на работу мозга четверть своих сил.
У одного нейрона может быть до 40 тысяч синапсов, соединений с другими нейронами. В сумме это дает квадриллион, что больше, чем число звезд во Вселенной.
Эта сложная нейронная сеть обеспечивает работу нашего сознания. Никто не знает, что это такое на самом деле, этим словом называют абсолютно разные вещи. Так определяют, например, состояние, когда человек не спит и не находится под наркозом, или понимание собственных поступков и поведения других людей и многое другое. Многими чертами, которые иногда называют сознанием, обладают и животные.
И тут возникает множество странных вопросов.
В мозжечке, который обеспечивает автоматизм действий, нейронных связей больше, чем в коре. Но сознание возникло не здесь. Выходит, оно не является результатом сложности системы? Возможно ли силиконовое, то есть не биологическое сознание? Есть ли свобода у нейронной сети самой по себе? Свободна ли личность или на самом деле мы запрограммированы?
Но кто же мы тогда? Мы — память, то, как мы себя помним, как себя идентифицируем. То, как размещаем себя в объективном времени и пространстве и как размещаем себя в нашем собственном времени.
Материальным выражением памяти являются биохимические процессы. Но обеспечивающие ее молекулярные механизмы одинаковы у нас и у дрожжей, так что дело все же не в этом. Бесполезно искать в мозгу места, в которых хранятся имена, сцены или тексты. Память — это не картотека, а процессы, которые обеспечиваются всей нейронной сетью.
Но у нас есть еще и внешняя память, и она характерна только для человека. Мы целенаправленно сохраняем информацию во внешних хранилищах, и именно это обеспечило такую невероятно высокую скорость нашей культурной и социальной эволюции.
Мы можем имплантировать память и стирать ее. Уже сейчас у нас есть возможность писать индивидуальные генетические портреты. Медики в восторге: можно заблаговременно распознавать еще даже не начавшуюся болезнь. Но тот, кто владеет информацией о биологическом портрете, получает и возможность манипулировать этой информацией. Скоро станет возможно изготавливать людей по заказу родителей и социальных групп. Расслоение общества станет возможно по новому биологическому критерию.
Возможность злонамеренного посягательства на структуру памяти и на личностные свойства человека таит в себе опасность, еще не до конца осознанную обществом.
Уже сегодня существуют очень умные роботы, а завтра будут изобретены и роботы, имеющие сознание. У них могут появиться свои собственные цели, эмоции и осознание себя как личности. Реально полное срастание человека с компьютером. Похоже, что в будущем компьютер проникнет на все уровни нашей жизни, даже на наноуровень. Сможем ли мы с этим справиться? Не тронемся ли мы от этого умом? Мы готовы к этому?
Общество не может обойтись без науки о мозге. Мы должны знать, кто мы такие и какие опасности нас ждут впереди.
К сегодняшнему дню ученые выяснили про человеческий мозг практически все. Нам известна протяженность нейронной сети, точное число соединений нейронов, мы знаем, как работает память и как ее имплантировать и стирать. Созданные учеными системы искусственного интеллекта могут диагностировать заболевания, играть на бирже и распознавать речь. Осталось выяснить лишь одно: как все же мозг работает.
В 1866 году в своем в сочинении «Рефлексы головного мозга» Иван Сеченов написал, что в основе всех психических процессов лежит физиология. А в 2009-м на конференции TEDxPerm нейро- и психолингвист, доктор биологических и филологических наук Татьяна Черниговская рассказала, что, хотя за эти полтора века наука о мозге прошла огромный путь и научилась делать невероятные вещи, остающихся вопросов все же гораздо больше. Например, мы так и не знаем, что такое сознание и можно ли создать его искусственно. Обладает ли на самом деле свободой личность? А есть ли «свобода» у нейронной сети? И если найдутся ответы на все эти вопросы, то устоим ли мы перед соблазном капитально залезть в собственные мозги и не сойдем ли из-за этого с ума?