черный квадрат малевича это икона
История черного квадрата и красной конницы: Малевич как зеркало русского авангарда
Малевич — самый дорогой художник из России. Критики считают его гением, а люди, далекие от искусства, уверены, что так может нарисовать любой ребенок при помощи цветных карандашей и линейки. Автор телеграм-канала «Просто о сложном» разбирался, в чем смысл картин Малевича.
Казимир Северинович Малевич родился в 1878 году в семье сахаровара и домохозяйки в Киеве. У него были польские корни, в семье говорили по-польски, но Малевич считал себя украинцем. Детство художник провел в украинской глубинке, и, как писал он сам, народная культура повлияла на всё его творчество. Он наблюдал, как селянки раскрашивали печи, посуду, вышивали геометрические узоры на рубахах.
В будущем художник много раз в своих работах описывал детские воспоминания, которые в дальнейшем повлияли на выбор профессии. Отец взял маленького Казимира с собой в Киев. Разглядывая витрины магазинов, он увидел холст, на котором девушка чистила картошку. Малевич был шокирован, как реалистично была изображена кожура. Или, увидев маляра, красящего крышу в зеленый цвет, был поражен, как она постепенно становится такого же цвета, как и деревья.
В 15 лет мама подарила ему краски, а уже в 16 он нарисовал свою первую картину: пейзаж с лодкой, рекой и луной. Друг художника отнес полотно в магазин, где его купили за 5 рублей — средняя зарплата рабочего за 2 дня. Дальнейшая судьба картины неизвестна.
Затем в жизни Малевича происходило много интересных событий: работа чертежником, провал вступительных экзаменов в художественную академию, выставки, преподавание в университете, немилость советской власти — но речь сейчас пойдет о его главных работах.
«Корова и скрипка», 1913 год
Наверное, именно с этой картины Малевич объявил войну традиционному искусству. Была она написана в 1913 году в Москве, когда у художника катастрофически не хватало денег. Поэтому он разобрал шкаф и написал 3 картины на полках. На них даже остались отверстия под крепления сбоку. Отсюда и такой необычный размер холста.
Малевич придумал «алогизм» — новый стиль живописи, противопоставляющий себя логике. Суть его была в совмещении несочетаемого. Художник бросил вызов академическому искусству, всей обывательской логике. Искусство всегда создавалось по определенным правилам: в музыке есть четкая структура, поэзия была заточена под традиционные ритмы типа ямба и хорея, в живописи картины писали так, как завещали мэтры.
В картине «Корова и скрипка» Казимир Малевич поставил вместе вещи с двух противоположных берегов. Скрипка как предмет классического искусства, к тому же один из любимых предметов изображения Пикассо, и корова, которую художник срисовал с вывески мясной лавки. На обороте он написал «Алогическое сопоставление двух форм — „корова и скрипка“ — как момент борьбы с логизмом, естественностью, мещанским смыслом и предрассудками». Там же он поставил дату «1911 г.», чтобы ни у кого не возникало сомнений по поводу того, кто первый придумал алогизм.
Впоследствии художник развивал это направление, например в своей работе «Композиция с Джокондой». Здесь он изобразил знаменитую работу Леонардо да Винчи, перечеркнул ее и наклеил сверху объявление о продаже квартиры. Знаменит его перформанс на Кузнецком мосту, месте сбора нынешней золотой молодежи: он прошел по нему с деревянной ложкой в петлице пиджака, что стало обязательным атрибутом в одежде многих авангардистов того времени.
Казимир Малевич стал основоположником алогизма, но развивал его недолго. Уже в 1915 году он пришел к своему знаменитому черному квадрату и супрематизму.
В этой картине загадочно всё — от происхождения до интерпретации. Черный квадрат Малевича на самом деле совсем не квадрат: ни одна из сторон не параллельна друг другу или рамке картины, это просто прямоугольник, который невооруженным глазом напоминает квадрат. Для своей работы художник использовал особый раствор из красок, в котором не было ни одной черной, так что название картины не совсем соответствует реальности.
Написана она в 1915 году для выставки, но сам Малевич на обороте поставил дату «1913». Возможно, это связано с тем, что в 1913-м была поставлена опера «Победа над солнцем» в которой художник рисовал декорации. Это была не принятая обывателем постановка, состоящая из нечленораздельной речи, авангардных костюмов и странных декораций. Там впервые фигурировал черный квадрат в качестве фона, закрывающего собой солнце.
Так в чем смысл этой картины, что хотел сказать нам художник? Сложность однозначной интерпретации была изначально заложена автором в работу. Изначально многие художники стремились изобразить как можно точнее и похоже объект рисования. Древний человек старался показать охоту в своей наскальной живописи. Позже появился символизм, когда помимо изображения действительности живописцы вкладывали некий смысл в свои работы. Помещая в свои картины различные объекты, художники стремились показать свои чувства или мысли. К примеру, изображение белой лилии подразумевало непорочность, а черная собака в христианской культуре обозначала неверие и язычество.
В годы жизни Малевича был очень популярен кубизм, где художник не старается реалистично изобразить форму объекта, а показывает его содержание с помощью геометрических фигур, линий. Казимир пошел еще дальше: он уничтожил саму форму, изобразив нуль всех форм — квадрат.
Он создал новое направление — супрематизм. Это, как он считал, высшее проявление живописи. Черный квадрат стал первой буквой алфавита, с помощью которого создавались его шедевры. Художник называл супрематизм новой религией, а квадрат — его иконой. Не зря на выставке картина висела вверху в углу, где у православных висели иконы, так называемый красный угол.
Кроме черного квадрата на выставке были представлены «Черный круг» и «Черный крест». И если «Черный квадрат» был первой буквой алфавита нового искусства, то круг и крест — второй и третьей. Все три картины составляли триптих, одно целое, кирпичики, с помощью которых будут построены картины супрематизма.
Известно как минимум 4 версии черного квадрата, которые Малевич рисовал позже для различных выставок. Первая и третья версия находятся в Третьяковской галерее, вторая — в Русском музее в Петербурге. Про четвертый черный квадрат стало известно лишь в 1993 году, когда кредитор принес картину в качестве залога в банк. Картину он так и не забрал, а после разорения банка ее выкупил за символический миллион долларов российский миллиардер Владимир Потанин и передал в Эрмитаж.
В 2015 году сотрудники Третьяковской галереи под первым черным квадратом обнаружили сложные геометрические линии и узоры. Эксперты утверждают, что под квадратом находятся картины, причем не одна, а две. Кроме этого, нашли еще и надпись: «Битва негров в темной пещере». Это является отсылкой к художникам XIX века Полу Билходу и Альфонсу Алле, которые уже рисовали черные прямоугольники и давали им похожие названия. Так что картины Малевича хранят еще множество тайн.
«Супрематическая композиция», 1916 год.
Главным здесь является синий прямоугольник, расположенный поверх красного луча. Наклон супрематических фигур создает эффект движения. Это самое дорогое произведение русского искусства
Самое удивительное в этой картине — ее история. Малевич выставлял ее на выставке в Берлине в 1927 году, но ему срочно пришлось уехать. Он оставил свои работы на хранение архитектору Гуго Герингу, но судьба сложилась так, что картины Малевич больше не увидел. Когда к власти пришли нацисты, все его работы должны были быть уничтожены как «дегенеративное искусство», но друг художника вывез из страны более 100 его картин. Позже наследники архитектора продали их голландскому музею, который затем много лет устраивал крупнейшие выставки картин Малевича в Европе. Намного позже родственники художника судились с музеем за свое наследство и спустя 17 лет часть картин возвратили их законным владельцам.
В 2008 году данная картина была продана за 65 миллионов долларов и стала на тот момент самым дорогим полотном среди картин русских художников. В 2018-м «Супрематическая композиция» обновила свой рекорд и была продана на аукционе за 85 миллионов анонимному покупателю.
«Белое на белом», 1918 год
Развивая тему беспредметности, Малевич создал белый квадрат, или «Белое на белом». Если супрематизм стоит выше всякого другого искусства, то белый квадрат стоит во главе самого супрематизма. Что может быть беспредметнее, чем белое «ничего», да еще и на белом фоне? Правильно, ничего.
Есть легенда, что художник, нарисовав картину, потерял квадрат из вида и решил очертить его границы и более оттенить фон. В таком виде работа и дошла до зрителя.
Белый цвет у супрематистов был символом пространства. Малевич же считал белизну вершиной созерцания. По его мнению, человек как бы погружается в транс, растворяется в цвете. Художник сам был в восторге от своей работы. Он писал, что разрушил цветовой барьер. После окончания работы над картиной Малевич находился в состоянии депрессии, ведь ничего лучше он создать уже не мог.
Впервые работа была показана на выставке «Беспредметное творчество и супрематизм» в 1919 году в Москве. В 1927-м она оказалась на выставке в Берлине и уже никогда не появлялась у себя на родине. Сейчас находится в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Полотно является одной из немногочисленных картин, доступных для западного зрителя. В советской России же белый квадрат прочно ассоциировался с белым движением. Возможно, именно поэтому картина у нас не так знаменита, как на Западе. В США белый квадрат по популярности сравним разве что с черным квадратом в России.
«Скачет красная конница», 1928–1932 годы
Советская власть не сильно любила супрематизм, да и всё творчество русского авангарда в целом. Единственной признанной картиной Малевича Советами считается «Красная конница». Думаю, не надо много говорить, почему. Даже на обороте была сделана надпись «Скачет красная конница из Октябрьской столицы на защиту советской границы». Художник поставил дату в углу — «1918 г.», хотя картина была написана явно позже.
Здесь явно выражены 3 элемента — небо, всадники и земля. Но не всё так просто, как кажется на первый взгляд, мало кто из критиков трактует полотно как дань Красной армии.
Линия горизонта проходит ровно по золотому сечению — эталону пропорций: земля относится к небу так же, как и небо к целому. Такое разделение картины в те времена было очень редким, возможно, сказывалась работа Малевича чертежником еще в молодые годы. Кстати, золотое сечение присутствует и в пятиконечной звезде, была ли это отсылка к советской власти, можно только догадываться.
В картине часто фигурируют числа три, четыре и двенадцать. На полотне присутствуют три группы всадников по четыре человека в каждой, что в сумме дает 12. Каждый всадник как бы разделяется еще на 4 человека. Земля поделена на 12 частей. Версии трактовки разные, но, вероятнее всего, Малевич зашифровал здесь отсылку к христианству: 12 апостолов, 4 всадника Апокалипсиса, Святая Троица… Хотя может быть что угодно: 12 знаков зодиака, 12 месяцев, 3 богатыря. Возможно, эти числа вышли у художника случайно, но, знакомясь с творчеством Малевича всё ближе и ближе, не веришь в такие совпадения.
«Черный квадрат»: черная дыра, икона или шедевр?
Автор фото, NATALIA KOLESNIKOVAAFPGetty Images
Невозможно не ощутить той огромной притягательной силы, которая исходит от черного темного центра этой картины
100 лет назад, 8 июня 1915 года, Казимир Малевич создал свое знаменитое произведение «Черный квадрат». Так, по крайней мере, считает специалист по русскому авангарду и исследователь творчества Малевича Александра Шатских.
На самом деле черный квадрат – тогда еще не картина со специфическим названием, а всего лишь квадрат черного цвета – впервые был написан Малевичем еще в 1913 году. Тогда это было всего лишь элемент оформления занавеса футуристической оперы «Победа над Солнцем». Музыку написал Михаила Матюшин, либретто – Алексей Крученых, а Малевич создавал декорации и костюмы.
Эту же дату – 1913 – Малевич поставил и на обороте холста, изображавшего черный квадрат.
На суд зрителя завершенная концепция – произведение живописи под названием «Черный квадрат», вместе с аналогичными «Черным крестом» и «Черным кругом», да еще к тому же и вывешенное в «красный угол», где обычно в русском доме размещают икону – была представлена лишь 19 декабря 1915 года на открытии выставки футуристов «0,10» в Петрограде.
Но, как бы то ни было, 8 июня – дата, не менее годящаяся для празднования юбилея, чем любая другая.
Конец истории Подкаст
В то же время ни всемирная слава, ни вековая история не избавляют его от бесконечных насмешек, иронии, снисходительного, а то и презрительно-враждебного отношения многих, часто очень неглупых и вполне образованных людей.
Для них «Черный квадрат» – это черная дыра, начало разложения и уничтожения всего того чистого и красивого, чем было славно классическое искусство.
Казимир Малевич «Автопортрет» 1908-1911
В канун юбилея, в попытке понять, в чем же собственно состоит величие и значимость «Черного квадрата» (и есть ли таковые?) мы обратились к Саре Уилсон, известному британскому искусствоведу, специалисту по современному, в том числе русскому искусству ХХ века, профессору Института искусства Курто при Лондонском университете.
Как ребенок?
АК: Один из самых распространенных упреков со стороны не очень симпатизирующих современному искусству людей в адрес «Черного квадрата», как впрочем и других аналогичных произведений авангарда, состоит в простой фразе: что это за искусство? Так нарисовать может любой ребенок.
СУ: Да, действительно, те же обвинения звучали в свое время и в адрес Пикассо. Но многие не симпатизирующие современному искусству люди с удовольствием носят одежду в яркую черно-белую клетку. Стоит взглянуть на такую вещь, и ты сразу понимаешь, насколько прочно визуальные идеи Малевича проникли в нашу жизнь и в наш быт. И это только их функциональное применение. Но если смотреть на эту картину в зале музея, то невозможно не ощутить той огромной притягательной силы, которая исходит от ее черного темного центра.
Икона?
Автор фото, AP PhotoFrancois Mori
«Черный квадрат» был изначально частью триптиха вместе с «Черным кругом» и «Черным крестом»
АК: На первой же выставке, на которой был показан «Черный квадрат» Малевич определил для своей картины очень специальное место – в так называемом «красном углу», то есть там, где в русском доме традиционно размещается икона, придав тем самым своей работе очень серьезное религиозное значение. Что это? Новая религия? Анти-религия? Насколько можно говорить о религиозном содержании этой вещи?
СУ: «Черный квадрат» постоянно перемещается в нашем восприятии от tabula rasa, «чистой доски», то есть пустоты вакуума, до доведенной до абсурда эстетической, идейной и, да, религиозной нагрузки. Не будем забывать, что «Черный квадрат» был лишь одной из работ в серии других аналогичных картин, рядом с «Черным кругом» и «Черным крестом». Все эти глубоко символичные работы, и помещенный на место иконы «Черный квадрат» совершенно явственно говорили о создании новой религии – религии модернизма.
Лондонский музей Виктории и Альберта подготовил превосходную виртуальную выставку, на которой работы Малевича размещены бок о бок с вдохновившими их иконами. И если взглянуть на одеяния иерархов русской православной церкви, то мы увидим те же черно-белые клетки, к которым непосредственно отсылался Малевич. Во многих работах Малевича мы видим схематические изображения креста, распятия и другой религиозной символики.
Конец живописи
Казимир Малевич «Супрематизм в контуре спортсменов».
АК: В то же время о «Черном квадрате» говорят как о завершении определенной эволюции в истории живописи – от импрессионизма через кубизм к супрематизму, как о жирной точке в конце этой истории и чуть ли не о последнем гвозде в гроб живописи.
СУ: Конечно же, Малевич не мог бы прийти к идее «Черного квадрата» без наследия Пикассо, без идей кубизма. Но, как и «Фонтан» Дюшана, эта работа – не только завершение, но и начало определенного пути в искусстве. В течение десятилетий этот новый путь оставался практически неосознанным. У нас в Британии лишь Камилла Грей и ее книга «Русский эксперимент в искусстве» ввели Малевича в обиход художников и искусствоведов в начале 60-х годов, на заре концептуализма.
«Черный квадрат» с его отказом от иконографии и в то же время с переходом живописи от изображения к концепту возвестил начало новой эры, и в этом смысле то самое «доведение до абсурда», о котором я уже говорила, оказалось чрезвычайно плодотворным.
Революция во время революции
АК: «Черный квадрат» – революция в искусстве, по времени практически совпавшая с политической, экономической и социальной революцией не только в России, но и во всей Европе. Насколько эти две революции связаны друг с другом?
СУ: К сожалению, мы не так много знаем о том, как «Черный квадрат» был воспринят в революционной России. Но, конечно же, идея начала нового пути, провозглашение нового искусства, на первый взгляд и напрямую не связанного с прошлым, символ школьной доски, на которой мелом можно было чертать новую историю, не могла не оказаться созвучной романтическом представлении о революции как о начале нового пути.
Мы знаем, что поначалу русская революция пыталась прибегать к иконографии своей великой предшественницы – Французской революции, и на улицах Москвы и Петрограда стали появляться памятники Вольтеру, Дантону и Робеспьеру. Но идеи Малевича оказались куда более сильными, и во многом его художественная революция 1915 года предвосхитила революцию 1917-го.
Наследие
Атомиум появился на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году, одновременно с первой ретроспективной выставкой Малевича в Амстердаме. Обе работы стали символами нового атомного века
АК: Однако этот революционный запал продолжался очень недолго, и отношение сегодня к революции 1917 года совсем не романтическое. Как нам сегодня оценивать роль идей Малевича и его наследие в искусстве последних ста лет?
СУ: Как я уже сказала, наследие это в течение десятилетий было не проявленным. Малевич, как известно, в сталинские 30-е годы вынужден был отказаться от супрематизма, но даже и тогда в углу своих реалистических картин вместо подписи он рисовал маленький черный квадрат. Это было своеобразное послание в будущее: это я, тот самый парень, который создал «Черный квадрат». Малевич вернулся к нам более чем через 20 лет после смерти, когда в 1958 году Музей Stedelijk в Амстердаме провел первую его крупную ретроспективу. Интересно, что это событие совпало с проведением совсем неподалеку в Брюсселе Всемирной выставки, на которой была представлена скульптура Атомиум. Живопись Малевича стала искусством нового атомного века. Все последующее искусство ХХ и XXI века немыслимо без Малевича.
Шедевр?
АК: Прошло сто лет. По прошествии многих веков, сумеет ли «Черный квадрат» сохранить свою значимость? Останется ли он в истории искусства как шедевры Леонардо, Микеланджело или Рафаэля?
СУ: Как мне представляется, «Черный квадрат» Малевича, «Фонтан» Дюшана и «Герника» Пикассо – три величайших шедевра искусства нового времени. «Черный квадрат» из этих трех работ – самая бескомпромиссная, самая семантически богатая и самая дерзкая в своем вызове будущему.
23 февраля исполняется 140 лет со дня рождения российского и советского художника-авангардиста Казимира Малевича. В связи с этим в музее изобразительных искусств прошло мероприятие «Казимир Малевич. «Чёрный квадрат» и не только».
После просмотра фильмов из коллекции Русского музея «Я ухожу в пространство» и «Казимир Малевич. Преображение», методист информационного центра музея Елена Сандакова сделала краткий лекционный обзор жизни и творчества художника, вставшего на путь неизведанного абстрактного искусства и открывшего миру супрематизм.
Супрематизм (от лат. supremus – наивысший) – слово, введённое в искусство, самим Малевичем. На начальном этапе этот термин означал доминирование, превосходство цвета над всеми остальными свойствами живописи.
В беспредметных полотнах краска, по мысли Малевича, была впервые освобождена от подсобной роли, от служения другим целям, – супрематические картины стали первым шагом «чистого творчества», то есть акта, уравнивавшего творческую силу человека и Природы.
В дальнейшем, даже в условиях гонений на авангардное искусство в СССР, эти идеи нашли своё воплощение в архитектуре, дизайне, сценографии.
В чём секрет притягательности самой знаменитой картины Малевича «Чёрный квадрат»? Никто до сих пор сказать не может. Сам художник не понимал этого.
Интересно, что с«Чёрный квадрат», по сути дела, квадратом не является: его стороны не равны друг другу и не параллельны. Кроме того, когда мы смотрим на эту картину, то обычно видим только чёрный квадрат. А ведь есть ещё и белый: само полотно.
Квадрат, согласно живописной азбуке Малевича, это «нуль форм», земное начало. Художник как-то сказал, что «Чёрный квадрат» – это икона. Не в том смысле, в котором мы понимаем это слово, а как икона стиля авангарда.
Последней футуристической выставкой картин была знаменитая «0,10». Ноль в этом названии означает отсутствие (нулевое количество) предметных форм в супрематизме, а десять – изначальное количество художников, планирующих в ней участвовать. В последствие их стало четырнадцать, но название выставки менять не стали.
Тогда «Чёрный квадрат», указанный в каталоге как «Чёрный четырёхугольник», повесили в красном углу: в месте, где у восточных славян всегда висели иконы.
Среди других произведений Малевича следует выделить «Автопортрет» (1910), «Авиатор» (1914), «Англичанин в Москве» (1914), «Женский портрет» (1919), «На сенокосе» (1929), «Женщина с граблями» (1931), а также «Чёрный крест» (1923), «Чёрный круг» (1923), «Красный квадрат» (1915) и «Белое на белом», или «Белый квадрат», как его также называют.
Про «Белый квадрат» существует легенда, что художник, нарисовав его, потерял квадрат из вида, после чего решил очертить границы квадрата и более оттенить фон. В таком виде картина и дошла до зрителя.
— Многие люди, впервые увидевшие картины Малевича, часто говорят: «И я бы так смог», не понимая, что Малевич был замечательный рисовальщик, – отмечает лектор. А примитивизм художника нужно рассматривать как следствие.
Каждый видит и интерпретирует картины Малевича по-разному. Но ведь в этом и была главная задача художника: показать зрителю его собственное видение картины.
Мало кто знает, но существует и фарфор Малевича, так как он и его последователи активно распространяли идеи супрематизма на Государственном фарфоровом заводе в Петрограде.
Задумывалась эта посуда для ежедневного использования простыми людьми, но в итоге стала вожделенным предметом коллекционеров. Средняя цена одного чайника из такого сервиза сейчас около 80.000 рублей.
Несмотря на то, что в советские годы в нашей стране Малевич не был понят современниками, сейчас он – одна из ключевых фигур русского авангарда, и мы бережно храним его наследие.
Расскажите друзьям:
Вам также будет интересно:
Готовим судака в томатном соусе вместе с шеф-поваром кафе «Таки Да!» Иваном Малышевым
Готовим ростбиф из телятины с шефом «7 небо»
Арктида всплыла на карте калужской поэзии
Масленица из мусора, медовые бицепсы и бабы с полными ведрами: как калужане провожали зиму
О проекте «Калуга 24»
«Калуга 24» — сайт о жизни в нашем городе. Самые интересные и важные новости Калуги, обзоры, статьи, фоторепортажи. А также видео-блоги, телепроекты, видео-новости и анонсы всех ярких событий и мероприятий в афише Калуги.
Сервис, развлечения и бизнес в Калуге. Кафе и рестораны, кино и кинотеатры, мода и модные тренды, концерты и концертные площадки Калуги. Ритм жизни нашего города — «Калуга 24».
Партнер проекта:
Новости Калуги
Пенсионерка попала в ДТП на «зебре»
Главному налоговику Калужской области повысили класс
От коронавируса умерли еще шестеро
Прививки от гриппа в Калужской области за неделю сделали 35 тысяч человек
Фотогалерея
Нашли ошибку в тексте?
Если вы обнаружили ошибку в тексте, пожалуйста, сообщите нам, и мы ее исправим. Для этого выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter на клавиатуре.
Обратите внимание: на сайте действуют правила комментирования. Пожалуйста, ознакомьтесь с ними прежде, чем комментировать материал.