чертеж собора парижской богоматери
Чертежи для восстановления нашли у американского ученого
Пока идет расследование причин пожара в соборе Парижской Богоматери, власти ищут ресурсы для восстановления памятника. Речь уже не столько о деньгах, сколько о людях архитекторах и подрядчиках. Французские эксперты также ломают голову, где взять точные чертежи уничтоженных огнем интерьеров. Помощь пришла океана.
Сегодня было объявлено, что французское правительство примет специальный закон для восстановления собора это уникальный случай в мировой практике. Премьер Франции анонсировал конкурс для архитекторов, по итогам которого будет решено, стоит ли восстанавливать шпиль в его исходном виде или создавать оригинальную конструкцию.
В 2010 году Тэллон вместе с другими учеными при помощи лазера сканировал собор вдоль и поперек. Это заняло несколько недель, Тэллон собрал более миллиарда точек информации, которые, если их свести вместе, дают исключительно точную цифровую модель собора. Настолько точную, что только благодаря ей архитекторы узнали, что некоторые вертикальные своды собора немного отклоняются в сторону.
Сканирование работает так: прибор посылает лазерный луч и замеряет разность времени между отправкой и получением отраженного сигнала. В секунду совершаются несколько сотен тысяч измерений. В результате исследователи получают огромное количество данных.
Это не просто чертеж, на котором все линии ровные. Тэллон зафиксировал собор, который достраивали и перестраивали сотни лет, со всеми нюансами и огрехами. Так что для реставраторов его модель самый настоящий клад. Благодаря ей утраченные детали можно воссоздать до мелочей.
Правда, сам Тэллон помочь реставраторам уже не сможет. В прошлом году он умер от рака.
Что видел и пережил собор Парижской Богоматери
15 апреля в Париже загорелся знаменитый собор Нотр-Дам. Пожар тушили более 12 часов, у собора рухнул шпиль, обвалилась крыша. Несущие стены собора уцелели. Французские власти объявили, что собор будет восстановлен, но очевидно, что прежним старинное здание уже не будет. Рассказываем, что пережил собор Парижской Богоматери за 800 с лишним лет существования.
3D-модель собора Парижской Богоматери
Нотр-Дам-де-Пари — главный и один из древнейших католических храмов Парижа, символов французской столицы, кафедральный собор архиепархии Парижа. Один из пяти соборов, носящий титул малой базилики.
Собор сильно пострадал во время пожара 15 апреля 2019 года. В результате него обрушился шпиль XIX века и две трети крыши здания, сооруженные в XII–XIII веках, было повреждено внутреннее убранство храма. Пожарным удалось спасти древние витражи и орган от огня, однако последний пострадал от воды во время тушения.
Авторское право на систему визуализации содержимого портала iz.ru, а также на исходные данные, включая тексты, фотографии, аудио- и видеоматериалы, графические изображения, иные произведения и товарные знаки принадлежит ООО «МИЦ «Известия». Указанная информация охраняется в соответствии с законодательством РФ и международными соглашениями.
Частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на iz.ru.
АО «АБ «РОССИЯ» — партнер рубрики «Экономика»
Сайт функционирует поддержке Федерального агентства коммуникациям.
Ответственность за содержание любых рекламных материалов, размещенных на портале, несет рекламодатель.
Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.
Все права защищены © ООО «МИЦ «Известия», 2021
Нотр-Дам де Пари: история и особенности Собора Парижской Богоматери 🕔 1 мин.
Среди своих самых заветных желаний многие земляне называют поездку в Париж — один из наиболее романтичных городов на планете. Составляя маршрут по легендарной французской столице и ее окрестностям, иностранные туристы планируют посещение не менее десятка «обязательных» достопримечательностей.
Среди них — Эйфелева башня и Лувр, Елисейские поля, Версаль и Триумфальная Арка, площадь Бастилии, Монмартр и кабаре «Мулен Руж». Но самым посещаемым объектом Парижа уже не одно столетие является собор Парижской Богоматери, он же Нотр-Дам де Пари (Notre Dame). Ежегодно посмотреть на него приезжает более 13 миллионов туристов.
У величественного французского католического храма, где проводились помпезные молебны, императорские коронации, королевские бракосочетания и зрелищные отпевания усопших венценосных особ, богатая история и сложная судьба.
Сооружение неоднократно подвергалось разрушениям и реконструкциям, не раз возникала реальная угроза его полного уничтожения и забвения. В том, что этот великолепный собор до сих пор существует и функционирует, большая заслуга Виктора Гюго. Известный французский писатель и драматург, влюбленный в свою родину, в 1831 году описал колоритный храм в одноименном романе «Собор Парижской Богоматери».
Романтичное произведение с трагической развязкой стало невероятно популярным. Книга была переведена на десятки языков, на ее основе позднее создавались театральные постановки, экранизации и зрелищные мюзиклы. Тысячи туристов, воодушевленные поэтичным описанием Парижа и до глубины души тронутые печальной судьбой прекрасной Эсмеральды, съезжались во французскую столицу, чтобы воочию увидеть собор, где произошли драматические события, созданные богатой фантазией Гюго.
В наши дни необычайную популярность получил французский мюзикл «Нотр-Дам де Пари», дебютировавший в 1998 году и попавший в Книгу рекордов Гиннеса как самое успешное музыкальное представление. В последующие 12 лет было создано 10 иностранных постановок мюзикла Notre-Dame de Paris, в том числе в Европе, США, России и Корее. Чтобы оценить по достоинству это удивительное музыкальное произведение, прослушайте один из самых известных за всю историю Франции синглов — песню «Belle», посвященную главным героям романа.
Notre-Dame de Paris: строительство длиной в два столетия
Официальная дата начала строительства легендарного храма — 1163 год. Именно тогда был заложен первый камень в фундамент будущего величественного сооружения.
Строительные работы длились более 180 лет — свой окончательный облик огромный собор приобрел только в 1345 году. В ходе строительства внутренние помещения по мере их готовности активно использовались. У главного алтаря, освященного еще в 1182 году, проводились молебны, коронации, венчания и похороны, а в одном из роскошных залов в 1302 году состоялось заседание первого парламента Франции.
Над проектом храма на протяжении двух столетий трудилось несколько архитекторов, что объясняет его богатую и разноплановую архитектуру и отделку. Деньги на строительство собирали «всем миром», каждый парижанин хотел приложить руку к возведению божьего храма. Те, кто внес крупные суммы, могли рассчитывать на захоронение внутри часовен, а также выставить в соборе свою статую.
Долгое время собор Парижской Богоматери оставался украшением и главным религиозным центром всей Франции. Но здесь не только проводились церковные службы. Поскольку храм считался самым безопасным местом в городе, богачи приносили сюда на хранение свои сбережения. Собор радушно открывал двери не только власть имущим, но и беднякам — паломники и местные нищие всегда могли рассчитывать на временный приют в стенах могучего святилища. Высокая 69-метровая колокольня играла роль дозорной башни, с которой велось наблюдение за подступами к городу.
Только в 1802 году разграбленный собор вернули в лоно церкви. Состояние божьего храма было настолько плачевным, что во время коронации Наполеона (1804 г.) некогда роскошные залы пришлось драпировать тканью, чтобы скрыть их ужасное состояние.
Последующие три десятилетия Notre-Dame de Paris медленно разрушался и приходил в упадок. И только после выхода романа Гюго на здание вновь обратили внимание. В 1841-1846 гг. была проведена масштабная реставрация, в ходе которой были не только восстановлены разрушенные объекты, но и появились новые элементы: статуи, шпиль, галерея химер.
Архитектура Нотр-Дам де Пари — шедевральный симбиоз романского и готического стилей
Зодчим главного христианского парижского храма удалось гармонично соединить два стиля — романский и готический. Благодаря этой двойственности собор имеет узнаваемый неповторимый облик, который был сохранен во время последних реставрационных работ.
Современный Нотр-Дам де Пари — это огромное здание длиной 130 м, высотой 35 м (башни — 36 м) и шириной 50 м. Одновременно храм может вместить более 9 тысяч человек.
Одно из главных украшений собора — цветные витражи, которые заменяют стены. Именно здесь располагаются самые большие витражные панно в Европе (диаметр центрального витража — 9,6 м).
В храме хранятся уникальные христианские реликвии, самая ценная святыня — терновый венец Иисуса Христа.
Знаменитый французский собор — это наглядная зрелищная Библия. На стенах храма и внутри здания с помощью скульптур и росписи изображена вся история христианства — от момента грехопадения до Страшного суда. Приехать сюда стоит и для того, чтобы вознести свои молитвы к Богу, и для того, чтобы просто пройтись по величественному строению под завораживающие звуки органа.
15 апреля 2019 года Нотр-Дам де Пари почти полностью уничтожен огнем пожара
В ЮНЕСКО уже заявили о том, что страны-участники обсудят вопрос оказания помощи в восстановлении культурного мирового наследия, которым является собор Парижской Богоматери.
В центре французской столицы около 18:50 по местному времени начался пожар в здании собора Нотр-Дам де Пари. Туристы и прихожане немедленно были эвакуированы из собора, пожарные оцепили прилегающую территорию.
Огонь распространился с невероятной скоростью. Разрушилась каменная кладка собора, по ней пошли трещины. Полностью обрушилась крыша храма, сообщает Reuters. Чуть ранее рухнул шпиль. По сообщению AFP, президент Эммануэль Макрон отправился к собору. Пожарные безуспешно пытались справиться с жутким пламенем.
Пожарные у входа в горящий собор
Возможно, пожар начался на строительных лесах, которые окружают собор — в нем проводились реставрационные работы.
Горящая крыша собора
Готический собор Парижской Богоматери — один из символов столицы Франции. Он расположен в самом сердце города — в восточной части острова Сите. Храм был воспет в знаменитом одноименном романе классика французской литературы Виктора Гюго. Нотр-Дам де Пари — непременно посещают все туристы, приезжающие в столицу Франции. В 2013 отмечалось 850-летие возведения этого самого знаменитого памятника Европы.
Уцелевшие алтарь и алтарный крест
В Agence France-Presse отметили, что пожар произошел в первый день Страстной недели, в конце которой празднуется Пасха (у католиков, православные отмечают ее 28 апреля), главный христианский праздник.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Трансляции
—Статистика
Два Нотр-Дама. Чсть 2. Собор Парижской Богоматери (Notre Dame de Paris)
Продолжим теперь про Парижский собор:
Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам) (фр. Notre Dame de Paris) — географическое и духовное «сердце» Парижа, расположен в восточной части острова Сите, на месте первой христианской церкви Парижа — базилики Святого Стефана, построенной, в свою очередь, на месте галло-римского храма Юпитера.
В соборе проявляется двойственность стилистических влияний: с одной стороны, присутствуют отголоски романского стиля Нормандии со свойственным ему мощным и плотным единством, а с другой, — использованы новаторские архитектурные достижения готического стиля, которые придают зданию легкость и создают впечатление простоты вертикальной конструкции.
Высота собора — 35 м, длина — 130 м, ширина — 48 м, высота колоколен — 69 м, вес колокола Эммануэль в восточной башне — 13 тонн, его языка — 500 кг.
Строительство началось в 1163, при Людовике VII Французском. Историки расходятся в мнениях о том, кто именно заложил первый камень в фундамент собора — епископ Морис де Сюлли или папа Александр III. Главный алтарь собора освятили в мае 1182 года, к 1196 году неф здания был почти закончен, работы продолжались только на главном фасаде. К 1250 году строительство собора в основном было завершено, а в 1315 году закончена и внутренняя отделка.
Строительство западного фронтона, с его отличительными двумя башнями, началось около 1200 года.
Главными создателями Нотр-Дам считаются два архитектора — Жан де Шель, работавший с 1250 по 1265 год и Пьер де Монтрей (создатель Св. Капеллы. Умер в 1267 году), работавший с 1250 по 1267 год.
В ходе строительства собора в нём принимало участие много разных архитекторов, о чём свидетельствуют отличающиеся стилем и разные по высоте западная сторона и башни. Башни были закончены в 1245, а весь собор — в 1345 году.
Мощный и величественный фасад разделён по вертикали на три части пилястрами, а по горизонтали — на три яруса галереями, при этом нижний ярус, в свою очередь, имеет три глубоких портала. Над ними идёт аркада (Галерея Королей) с двадцатью восемью статуями, представляющими царей древней Иудеи.
Как и в других готических храмах, здесь нет настенной живописи, и единственным источником цвета являются многочисленные витражи высоких стрельчатых окон.
Во времена Людовика XIV, в конце XVII века, собор пережил серьёзные перемены: могилы и витражи были разрушены. В ходе Великой Французской революции, в конце XVIII века одним из первых декретов Робеспьера было объявлено, что если парижане не хотят, чтобы «твердыня мракобесия была снесена», то они должны уплатить Конвенту мзду «на нужды всех революций, какие еще произойдут с нашей помощью в других странах».
Собор был объявлен Храмом Разума.
В июле 1793 года Конвент объявил, что «все эмблемы всех царств должны быть стерты с лица земли», и Робеспьер лично распорядился обезглавить «каменных королей, украшающих церкви».
Собор был возвращён церкви и вновь освящён в 1802 году, при Наполеоне.
В 1831 году Виктор Гюго опубликовал роман «Собор Парижской Богоматери», написав в предисловии: «Одна из главных целей моих — вдохновить нацию любовью к нашей архитектуре».
Реставрация началась в 1841 г. под руководством архитектора Виолле-ле-Дюка (1814-1879). Этот известный парижский реставратор также занимался реставрацией Амьенского собора, крепости Каркассон на юге Франции и готической церкви Сент-Шапель. Восстановление здания и скульптур, замена разбитых статуй и сооружение знаменитого шпиля длились 23 года. Виолле-ле-Дюку также принадлежит идея галереи химер на фасаде собора. Статуи химер установлены на верхней площадке у подножия башен.
В эти же годы были снесены постройки, примыкавшие к собору, в результате чего перед его фасадом образовалась нынешняя площадь. В соборе хранится одна из великих христианских реликвий — Терновый венец Иисуса Христа. До 1063 года венец находился на горе Сион в Иерусалиме, откуда его перевезли во дворец византийских императоров в Константинополе. Балдуин II де Куртенэ, последний император Латинской империи, был вынужден заложить реликвию в Венеции, но из-за нехватки средств ее не на что было выкупить. В 1238 году король Франции Людовик IX приобрёл венец у византийского императора. 18 августа 1239 года король внёс его в Нотр-Дам де Пари. В 1243-1248 при королевском дворце на острове Сите была построена Сент-Шапель (Святая часовня) для хранения Тернового венца, который находился здесь до Французской революции. Позднее венец был передан в сокровищницу Нотр-Дам де Пари.
Главный фасад собора имеет три двери. Над тремя стрельчатыми порталами входов — скульптурные панно с разными эпизодами из Евангелия. Над центральным входом помещено изображение Страшного суда. По семь статуй поддерживают арки входа (1210 г.). В центре Христос-Судия. На нижней перемычке изображены мертвецы, вставшие из могил. Их разбудили два ангела с трубами. Среди мертвецов — один король, один папа, воины и женщины (символизирует присутствие на Страшном суде всего человечества). На верхнем тимпане — Христос и два ангела с двух сторон.
Двери украшены коваными рельефами.
Крыша собора выполнена из свинцовых плиток 5 мм толщиной, уложенных внахлестку, и вес всей крыши составляет 210 тонн. Верхняя часть собора украшена изображениями гаргулий (торчащие концы балок, украшенные мордами фантастических существ) и химер (это отдельные статуи фантастических существ).
В Средние века химер на соборе не было. Поставить их, взяв за образец средневековых гаргулий, придумал реставратор — архитектор Виоле Ле Дюк. Выполнили их пятнадцать скульпторов, руководимых Жоффруа Дешоме.
Дубовый, покрытый свинцом шпиль собора (также добавленный реставратором вместо разобранного в 1786 году) имеет высоту 96 метров. Основание шпиля окружено четырьмя группами бронзовых статуй апостолов (работа Жоффруа Дешоме). Перед каждой группой — животное, символ евангелиста: лев — символ Марка, бык — Луки, орел — Иоанна и ангел — Матфея. Все статуи смотрят на Париж, кроме св. Фомы, покровителя архитекторов, который обращен лицом к шпилю.
Значительная часть витражей выполнена в середине XIX века. Главный витраж — роза над входом в собор — частично подлинная, сохранившаяся от Средних веков (9,6 метров в диаметре). В центре ее Богоматерь, вокруг — сезонные сельские работы, знаки зодиака, достоинства и грехи. Две боковые розы на северном и южном фасадах собора в обоих трансептах — по 13 метров в диаметре (самые большие в Европе). При реставрации витражи окон предполагались сначала белые, но Проспер Мериме настоял на том, чтобы они были выполнены похожими на средневековые.
Большой колокол (звучащий в тоне фа-диез) звонит очень редко. Остальные колокола звонят в 8 и в 19 часов. Каждый из них имеет своё имя:
•Angelique Franςoise, весом 1765 кг (до-диез);
•Antoinette Charlotte, весом 1158 кг (ре-диез);
•Hyacinthe Jeanne, весом 813 кг (фа);
•Denise David, весом 670 кг (фа-диез).
Внутри собора трансепты (поперечные нефы), пересекаясь с главным продольным, в плане образуют крест, но в Нотр-Даме трансепты несколько шире, чем сам неф. По центру длинного нефа — последовательная серия скульптурных сцен из Евангелия.
В часовнях, расположенных в правой части собора, — картины и скульптуры разных художников, которые, согласно многовековой традиции, преподносятся в дар собору ежегодно в первый день мая.
Паникадило собора (люстра) выполнено из посеребренной бронзы по рисунку Виоле Ле Дюка взамен переплавленного в 1792 году. (В 2007 году взят на реставрацию.)
Первый большой орган был установлен в соборе 1402 году. Для этих целей использовали старый орган, помещенный в новый готический корпус. Подобный инструмент не мог озвучить огромное пространство собора, поэтому в 1730 году Франсуа-Анри Клико выполнил его достройку. Инструмент состоял из 46 регистров, расположенных на пяти мануалах. При его строительстве использовалась большая часть труб оригинального инструмента, 12 из которых сохранились до настоящего момента. Орган приобрел и свой нынешний корпус с фасадом в стиле Людовика XVI.
В 1864-67 годах ведущий французский органостроитель XIX века Аристид Кавайе-Колль выполнил полную перестройку органа. Барочный инструмент приобрел типичное для Кавайе-Колля романтическое звучание. Число регистров увеличили до 86, механическая трактура была снабжена рычагом Баркера.
Среди ряда прочих композиторов на этом органе играли Сезар Франк и Камиль Сен-Санс. Должность титулярного органиста собора Парижской Богоматери наряду с должностью органиста собора Св. Сульпиция считается одной из престижнейших во Франции. С 1900 по 1937 год этот пост занимал Луи Вьерн, при котором инструмент был расширен в 1902 и 1932 гг., а его трактура заменена на электропневматическую.
В 1959 году консоль Кавайе-Колля была заменена на консоль традиционную для американских органов, а трактура стала полностью электрической, для чего использовалось более 700 км медного кабеля. Однако сложность и архаичность подобной конструкции, а также частые отказы привели к тому, что в процессе очередной реконструкции органа в 1992 году управление инструментом было компьютеризировано, а медный кабель заменен оптоволоконным.
В настоящее время орган имеет 109 регистров и около 7800 труб, примерно 900 из которых из инструмента Клико. В 1985 году были назначены сразу четыре титулярных органиста, каждый из которых по традиции XVIII века проводит службы по три месяца в году.
Экскурсии по Собору Нотр Дам
Бесплатная экскурсия на русском языке. Проводится в 14.00 по средам и в 14.30 по субботам. Сбор в соборе под большим органом. Длительность 1 час. Расписание нужно уточнять в информационном бюро собора.
Экскурсия с аудиогидом. Аудио-руководство длительностью 35 мин (все языки, кроме русского), можно получить в информационном бюро собора за 5€. В стоимость входит посещение сокровищницы.
Экскурсия в сокровищницу. Среди экспонатов представлены, в основном, старинные изделия из серебра и золота. Тарифы: взрослые — 3€, с 12 до 26 лет — 2€, с 6 до 12 лет — 1€. Открыто с понедельника по пятницу с 9.30 до 18.00, по субботам до 18.30, по воскресеньям с 13.30 до 18.30
Панорамная экскурсия. Башни Собора Нотр Дам внесены в список всемирного наследия Юнеско. Экскурсия включает в себя поднятие по винтовой каменной лестнице (422 ступени) на смотровую площадку южной башни, откуда открывается замечательный панорамный вид на окрестности острова Сите. Также здесь находится самый большой из четырех колоколов собора — колокол Эммануэль весом 13 тонн. Его звучание можно услышать только по большим литургическим праздникам или в дни народного единения, как это было, например, после событий 11 сентября в Нью-Йорке. Маршрут проходит через расположенную уровнем ниже Галерею Химер (387 ступеней), которая была сооружена во время реставрационных работ в 19 веке.
Вход на экскурсию и кассы находятся снаружи собора, у подножия Северной башни, со стороны улицы Монастыря (rue du cloitre Notr-Dame).
Стоимость: для взрослых 8€, дети до 18 лет в сопровождении взрослых бесплатно.
Открыто 01.04-30.09 с 10.00 до 18.30; 01.10 — 31.03 с 10.00 до 17.30; закрыто 1 января, 1 мая, 25 декабря.
Оптимальное время для индивидуального посещения — утро со вторника по пятницу. Длительность экскурсии 45-50 мин.
ХРОНОЛОГИЯ
1163-1182: выстроены хоры
1185-1196: отстроен неф
1208-1225: строительство западного фасада и оснований башен
1240: строятся южная башня и
1245: северная
1250: закончено строительство обеих башен
1235-1250: строительство часовен нефа
1296-1330: строительство остальных часовен
1250 и 1267: закончены фронтон и витражи
Огромное количество легенд связано с парижскими соборами и, прежде всего с собором Нотр Дам. Приверженцы эзотерических учений утверждают, что архитектура и символика собора Нотр Дам это своего рода зашифрованный свод оккультных учений — именно в этом смысле Виктор Гюго говорил о Нотр Даме как о «наиболее удовлетворительном кратком справочнике оккультизма».
Начиная с 17 века различные исследователи — Гобино де Монлюизан и Камбриэль — и уже в нашем веке — Фульканелли и Амбелен с большей или меньшей убедительностью раскрывали тайный смысл символики Нотр Дама.
Фульканелли, написавший знаменитую книгу «Загадки соборов» — уже стал авторитетом в этой области — (в нескольких фильмах ужасов, действие которых проходит в оскверненных соборах — где появляется нечистая сила — имеются обязательные ссылки на Фульканелли). Прежде всего, говорят, что средневековые алхимики закодировали в геометрии Нотр Дама секрет философского камня. Фульканелли видел немало алхимических символов в архитектурной отделке собора. В частности он писал: «Если, подталкиваемые любопытством, или просто ради праздной прогулки погожим летним днем вы поднимитесь по витой лестнице, ведущей к верхним этажам собора — пройдитесь затем неторопливо по узкому проходу галереи второго яруса. Дойдя до угла образуемого колонной северного свода, вы увидите посередине вереницы химер удивительный барельеф старца, высеченный из камня. Это он — Алхимик Нотр Дама» — пишет Фульканелли.
Интересно также толкование символики центрального (западного) круглого витража на фронтоне собора — такие круглые витражи иногда называют «розеткой». Зодиакальные знаки этого витража, а также символы Зодиака высеченные из камня на центральном портике с фигурой Девы Марии обычно толкуют как символ годичного цикла. Однако зодиакальный цикл, изображенный на большом круглом витраже начинается не со знака Тельца, как это принято в западной астрологической традиции, а со знака рыб, соответствующего началу индуистского астрологического цикла. Согласно греческой традиции знаку рыб соответствует планета Венера. Другой астрологический символ — лунарный цикл воспроизводит так называемая галерея царей, 28 скульптурных фигур изображают, как считается царей Иудейских, но по библии, их было 18 или 19 — тогда как лунный месяц имеет 28 дней — что вы на это скажете?
И, наконец, еще одна легенда — о дьяволе-кузнеце. Створки ворот Нотр Дама украшены замечательным узором из кованого железа со столь же удивительными железными замками. Выковать их было поручено некому кузнецу по имени Бискорне. Когда кузнец услышал, что ему нужно будет выковать фигурные замки и узоры для ворот самого красивого собора Парижа, — струхнул не на шутку. Подумав, что ему никогда с этим не справится, он попытался призвать в помощь дьявола. На следующий день, когда канонник Нотр Дама пришел поглядеть на работу — он застал кузнеца без чувств, но в кузнице взору его явился настоящий шедевр : фигурные замки, накладные кованые узоры, представлявшие собой ажурные переплетающиеся листья — словом, канонник остался доволен. В день, когда отделка ворот была закончена, а замки врезаны — ворота было невозможно открыть! пришлось окроплять их святой водой.
В 1724 году историк Парижа Анри Соваль уже высказывал некоторые мысли относительно загадочности происхождения узоров на воротах Нотр Дама. Никто не знал, как они были сделаны — то ли это было литье, то ли они были выкованы — Бискорне — оставался нем, секрет был утерян с его смертью, и Соваль добавляет: «Бискорне, уязвленный угрызениями совести, погрустнел, стал молчалив и в скором времени умер. Тайну свой он унес с собой, так и не раскрыв его — или из опасений, что секрет будет украден, или же опасаясь, что, в конце концов, выяснится, что никто не видел, как он ковал ворота Нотр Дама»….
В Нотр Даме хранится гвоздь с креста, на котором был распят Иисус Христос. Крестных гвоздей существует четыре : два хранятся в Италии, и два во Франции — один в Нотр Даме и другой в соборе города Карпантра. Хотя как относительно числа гвоздей (три или четыре) ведутся споры. Ведутся споры и о подлинности реликвий : всего в мире насчитывается 30 подобных гвоздей. Римская церковь Санта Кроче также оспаривает подлинность французских реликвий, и в частности, — из собора Св. Сиффрена (Зигфрида) из Карпантра.
Именно этот гвоздь из собора Карпантра овеян многочисленными легендами. Во-первых, этот гвоздь вовсе не гвоздь, а удила (элемент упряжи). Почему удила : согласно легенде, один из гвоздей (а по другим версиям — три), которыми был распят Иисус Христос, был обнаружен в Иерусалиме матерью византийского императора Константина — Еленой. Из этого гвоздя она приказала сделать удила для лошади Константина, чтобы оберегать его на поле боя.
По прошествии веков эти самые удила оказались в соборе Карпантра. Но называют их все же иногда и гвоздем — Святым гвоздем — потому что гвоздь этот совершил по преданиям множество чудес. Во время эпидемий чумы жители Карпантра использовали его как талисман — прикосновение к гвоздю исцеляло больных и одержимых. Факты чудесных исцелений официально признаны Ватиканом. И самое главное чудо — гвоздь из собора в Карапнтра за почти два тысячелетия существования не заржавел — говорят, что его пытались позолотить, но позолота отставала.
Существует мнение, что эти удила на самом деле не имеют отношения к крестным мукам Христа — и что на самом деле они были изготовлены здесь же, на месте, древними галлами. Но так этот или нет — неизвестно. В любом случае — металл, из которого изготовлены удила из собора Карпантра не окисляется самым чудесным образом — тогда как с гвоздем из Нотр Дама никаких чудесных историй или легенд о чудесных исцелениях не связано — более того нотр-дамский гвоздь — ржавый.