четыре символа китайского мифа
В мифологии китайцев большое место отводилось четырем священным существам: дракону, тигру, фениксу, черепахе.
Из всех животных в мифах и легендах особенно почитался тигр, который олицетворял силу, властолюбие, суровость, отвагу и свирепость. Он символизировал также военную доблесть. Изображение тигра находят на бронзовых и фарфоровых изделиях далекого прошлого. Вход в монастыри, правительственные здания, богатые магазины, жилые дома феодалов украшали и оберегали каменные изваяния тигра.
Изображение тигра использовалось в борьбе с ядовитыми пресмыкающимися. Поэтому в праздник лета изготовлялись большие и маленькие тигровые маски из шелка, бархата и хлопчатобумажной материи. Голову хищника рисовали на щитах воинов; ее гравировали на деревянных дверях военных укреплений для устрашения неприятеля. Изображение тигра, вышитое на одежде военных чинов, служило знаком различия. В древние времена, стремясь вселить страх в стан противника, китайские воины в тигровых шкурах шли на врага с дикими криками, напоминавшими рев настоящего тигра.
Чтобы тигр наводил ужас на злых духов, голову этого хищника рисовали на стенах жилых домов и монастырей и вышивали на одежде и обуви детей.
Чаще всего волшебница-лисица старалась, приняв образ красивой женщины, выйти замуж за обыкновенного человека. Разумному мужу, не доискивающемуся до тайн жены, лисица могла принести счастье; стремление же проведать о е прошлом могло привести к большим неприятностям. Чтобы узнать в женщине лисицу, нужно было рассмотреть ее тень при лунном свете. В этом случае тень даже самой красивой женщины давала точное изображение вытянутой лисьей морды с острыми ушами.
Лисица чрезвычайно осторожна и недоверчива, но решается на самые хитрые проделки, чтобы заручиться доверием смертных. Если человек нравственно испорчен и склонен к разврату, то лисица может причинить ему особенно много бед. Если же человек честен, лисица страшится его прямодушия и избегает его. Нравственно слабая и лживая, она почерпнула свое могущество от темного, холодного начала инь. Честный же человек получает знания и добродетели от животворящего начала ян.
Чтобы умилостивить лисицу, ей приносили жертвы. Крестьяне, дабы предохранить себя от ее гнева, рисовали большие белые круги на стенах и граде домов. Умертвить лисицу считалось большим преступление, и виновнику грозило серьезное наказание.
Проделки лисы прекрасно описаны китайским писателем Пу Сун-лином в новеллах «Лисьи чары».
Четыре символа китайского мифа
Василиса Премудрая запись закреплена
В Китае Тигр почитался не только как царь зверей, но и как гроза демонов, в частности приносящих болезни. Великие маги, выступающие как устрашители демонов, как правило, изображаются восседающими на Тигре. Особые обряды связывались с представлением об огромной жизненной силе Тигра.
Каракалпакские женщины считали, что избавление от бесплодия может быть достигнуто вкушением кусочка мяса Тигра, поклонением его следам, прыганьем через шкуру Тигра; узбекские женщины окружали особым почтением охотника, убившего Тигра, и т. п.
Представления о Тигре, известные из подобных ритуалов, находят дополнительные аргументы в архаичных мифоритуальных традициях, когда речь идёт о сфере плодородия, особой жизненной силе, страсти. В этой связи приобретает особое значение образ малоазийской богини плодородия с двумя леопардами или с леопардом и львом в хатто-хеттской мифологической традиции; дальнейшей трансформацией этой темы, возможно, является и образ героя в шкуре леопарда, льва или Тигра (ср. тигровую шкуру как атрибут Диониса, Вакха, буддийского Дхармапалы и др.)
Связь Тигра с женским божеством можно видеть в том, что в более позднем индуистском пантеоне тигрица соотносится с ездовым животным (вахана) шакти Махадевы. С Тигром связана и богиня Иштар, а владычица Запада Сиванму на основании архаичных китайских источников восстанавливается как зооморфное существо с тигриными чертами.
Тигр в мифологии разных народов
Тигр-зверь, происходящий из древней Азии. От этого животного река Тигр получила свое название.
На западе он стал известен, благодаря походу Александра Великого. Название Тигра образовалось от иранского слова тигра (острый, колкий).
Показать полностью.
Тигр символизирует бесстрашие и силу. На одежде и оружии принято было изображать тигра, таким образом, люди защищались от злых духов. По японским поверьям, можно защититься от болезней, если умыться водой, в которой отразилась голова Тигра.
В Риме тигр появился впервые как подарок индийского посланника императору Августу. В более древней символике тигр, естественно, мог существовать лишь в Азии, где его сила вызывала восхищение и страх.
В Древнем Китае он был символическим зверем третьего знака зодиака, который соответствовал приблизительно Близнецам.
Положительное значение тигров определялось тем, что они изгоняли и пожирали диких свиней, которые опустошали поля. Его жизненная сила и энергия делали его зверем-ян (мужское начало), тогда как белый тигр-альбинос ассоциировался с инь (женским началом), а также с осенью и западом.
В Китае тигр связывается с господином среди живых созданий, которые живут на земле. В восточных, а точнее в китайских, святых мифологических сочинениях раскрывается битва тигра со львом (изредка с Драконом). В этом противостоянии первый хищник играет роль символа путника Земли.
Тигра также связывают с волей императора, господина. С ним ассоциируют такие достоинства как, например, чувство личного добродетели в то же время безжалостность и колоссальная мощь. На многих различных холстах художников Восточной Азии тигра рисуют как символа Матери Земли.
Тигр в состоянии соединить прошлое и будущее воедино, прочертив ось через все пространство времени.
Если следовать записям алхимиков Китая, то этого хищника надлежит полагать символом физиологической мощи и такого элемента химии, как свинец.
На Востоке тигр считается царём гор. Защитник от злых влияний, тигр дарует успех в делах и новых грандиозных начинаниях.
У ацтеков это могущественное живое существо ассоциировалось с заходом светила, так прозываемых хтонических сил, земной энергии.
Итак, это сильное живое существо, в зависимости от факторов, олицетворяется с храбростью, мощью воина и бешенством, а с другой стороны тигра зачастую изображают вместе с Небесным Драконом – олицетворение женской активности. Стало быть, Тигр символ единения двух сил – душевных и вещественных.
Белым тигром называли скандальных женщин. Сами демоны должны были испытывать перед тигром ужас, поэтому на могилах нередко выставлялись каменные скульптуры тигров.
Изображения тигров на дверных косяках также должны были изгонять демонов. Боги-защитники изображались скачущими верхом на тиграх.
В Южном Китае считали возможным превращение человека в Тигра. Богиню Сиванму представляли страшной, с тигриными клыками.
В античной мифологии зверь менее распространен: Овидий упоминает, что в тигрицу превращалась Фетида, чтобы избежать замужества с Пелеем. Тигр также упоминается как верховое животное Диониса (бога, связанного с Индией), впрочем, чаще эту роль выполняет родственная ему пантера. У греков тигры могут служить заменой леопардам, влекущим колесницу Диониса.
Греческий бог вина и виноделия Дионис страстно полюбил прекрасную юную нимфу Алфесибею, но она была совершенно равнодушна к нему. Тогда Дионис решил обратиться в тигра. Завидев его, нимфа в ужасе бросилась бежать, но путь ей преградила бурная азиатская река Солакс. И нимфа в конце концов уступила притязаниям влюбленного бога, обратившегося в тигра. От этого союза родился сын Мед, он-то позднее и решил назвать реку Тигром..
В геральдике тигры символизируют ярость и силу.
Хотя в Японии тигр известен только по мифам, он используется как символ мужества и является атрибутом воинов-героев.
Связь тигра с человеком
Особое положение Тигра отражено и в широко распространённых представлениях об их связи с человеком. Очень часто тигра представляют как доброе животное, которое помогает людям.
Удэгейская легенда
Показать полностью.
Два охотника, добывая птенцов орла, взобрались на высокую скалу, а спуститься не смогли. Они стали просить бога, чтобы он помог им. Вдруг явился тигр и осторожно снял людей со скалы.
Встали на колени и громко сказали: «Отец! Неужели ты не видишь, что мы умираем от голода?» Тотчас затрещали сучья, и показался тигр с косулей в зубах. Он бросил ее к ногам страдальцев и убежал в лес. Не хотели они есть мясо косули, задавленной тигром, но он прокричал из лесу человеческим голосом: «Ешьте скорее, не то умрете!».
Когда охотники возвращались домой и хотели принести искупительную жертву, старейшему из рода Актенка во сне явился старик и сказал: «Греха никакого не было, он не сердится».
Тигр является персонажем многих древних легенд, где зачастую выступает в роли спасителя. Например, в одной легенде говорится, как одна женщина бросила незаконнорожденного младенца в поле, но его нашла тигрица и выкормила его. Ребенок вырос и стал первым министром государства.
Аналогичную историю рассказывают о Конфуции. Говорят, что в младенчестве он был настолько уродлив, что родители, не в силах смотреть на ребенка, решили оставить его на горе, где он неминуемо должен был погибнуть, но тигр, вернее, тигрица спасла его.
Во время камлания киргизские шаманы обращались за помощью к белому тигру.
В шаманизме Тигр олицетворяет сверхчеловеческие силы; это посланец лесных богов, и верхом на нем могут ехать боги, бессмертные или изгоняющие злых духов.
Свирепые боги-охранители носили тигровые шкуры.
Средневековая книга о животных славит материнскую любовь тигриц и сообщает, что охотники используют это ее качество. Но чаще бытовало мнение, что Тигр – это человек и многие племена ведут свое начало от связи женщины с Тигром.
У некоторых азиатских народов существовали представления о тиграх как о первопредках или о другой человеческой расе. Так, малайские племена верили, что тигры имеют социальную организацию, подобную человеческой, они живут в собственных городах или деревнях.
А нивхи Сибири и жители Суматры считали их отдельным видом людей. Некоторые народы Индии вводили в свою родословную факт супружества женщины и тигра, называя себя «людьми-тиграми». Во многих районах, где были распространены подобные представления, на охоту и убийство тигров были наложены полные табу. Считалось, что Тигр не только нельзя убивать, но ему нужно оказывать знаки особого почтения: кланяться при встрече с ним, обращаться с мусульманским приветствием «ас-салям-алейкум».
С тигром был также связан культ плодовитости. В разных отдалённых уголках Азии считалось, что для лечения бесплодия или увеличения потомства следует есть мясо тигра, красться по его следам или носить его шкуру. Например, китайская богиня Си Ван Му, повелительница запада, плодовитости и бессмертия, возникает в старинных китайских источниках с тигроморфными чертами
Связь Тигра с человеком объясняется в ряде традиций двояко: с одной стороны, способностью Тигра превращаться в человека или (чаще) способностью оборачиваться Тигром. (образ Тигра-оборотня), с другой стороны, что от Тигра или от брака женщины с Тигром ведут своё происхождение многие племена. Есть все основания говорить о Тигре как о тотемическом животном (ср. современные «тигриные» названия отдельных родов у индийских племён, наименования типа «человек-тигр», тигр или «тигриные» имена, как обозначение высшего геройства).
Следы трансформированной тотемической классификационной системы можно видеть в ряде более поздних спекулятивных таксономий, где выступает и образ Тигра (таково, напр., соотнесение белого Тигра с западом, осенью и землёй в Китае и Японии; иногда с образом Тигра соотносится особый месяц; в Китае один из пяти звёздных дворцов был связан с Байху, белым Тигром, символизирующим долголетие).
В христианстве Тигр — эмблема Христа (тигрица иногда рассматривается как эмблема христианства). Образ дракона на Тигре соотносится в Юго-Восточной Азии с небом и землёй. Тигр в бамбуковой роще в японской традиции символизирует одержимое злом человечество в повседневном мире.
Белый тигр – уникальное создание. Это редкая светлая раса бенгальской породы. Они принципиально отличаются от альбиносов – у тех абсолютно белая шкура и красные глаза. У белых тигров же – на белоснежной шерсти черные полосы и глаза у них голубые. Их родина Индия. Долгое время и в этой стране не верили в существование белых тигров.
О тигре существует множество легенд. И одна, возникавшая снова и снова, повествовала о «призраке джунглей» – белом тигре. Охотники рассказывали, что видели таких животных в джунглях, но их рассказы принимали за миф. Пока в 1951 году один из махараджей не наткнулся на логово бенгальских тигров, и легенда обернулась былью. Среди котят он увидел одного белого. Ему предложили в подруги обычную тигрицу, у которой затем родилось четверо нормальных, оранжево-черных котят.
Спаренный с одной из своей дочерей, белый тигр стал отцом трех тигрят, два из которых родились белыми, с характерными голубоватыми полосками. Эта необычная семья дала начало ряду интереснейших мутантов. С тех пор во всем мире белые тигры – это потомки того самого тигренка. Сейчас в мире насчитывается 130 белых тигров. Все они живут в зоопарках. Сведений о пребывании их в природе нет.
Белый тигр (по-хоу), соответствует Западу, осени, Венере, холоду, металлу и малому инь, служит символом женщины. В сочетании с Зелёным Драконом (мужчиной) он обозначает в магической и алхимической литературе сексуальные связи между мужчиной и женщиной и их соответствующие возможности. Кроме того, это образ Земли, материи, противящейся действию духовных сил, но также и символ запада, а значит трансформации.
В ряде традиций связь человека и тигра объясняется двояко: с одной стороны, тигр превращается в человека или назад в тигра, с другой стороны, что от брака женщины с тигром ведут свое происхождение многие племена.
Способность Тигра маскироваться, неожиданно исчезать и появляться создала ему славу сверхсущества, оборотня.
Показать полностью.
В Индии очень много мифов, оставшихся еще от древних, анимистических верований индийцев. Тигр-оборотень — один из самых характерных образов индийской мифологии.
В тигров обращались колдуны. Кроме Индии, тигры-оборотни есть в Китае и некоторых других странах Азии. Именно оборотни-тигры являются наиболее сильными физически и магически из всех подвидов ликантропов-кошек.
Обычно он уходит в джунгли и там ищет след тигрицы с детенышами. Найдя их, он убивает всех, за исключением одного тигренка, которого забирает с собой. При этом человек стремится заполучить для достижения своих целей самого молодого детеныша, так как это облегчит ему решение проблемы. Но в свою деревню будущий мститель не возвращается, а поселяется в уединенном месте, где выкармливает и воспитывает тигра. Кстати, узнать, как это делать, для непальца не представляет труда – искусству воспитания диких зверей там любой колдун обучить может.
И вот, когда звереныш превращается в зверя, наступает момент истины. Причем в деревне, где должен совершиться акт возмездия, все заранее знают об этом, а потому в назначенную ночь, обычно в полнолуние, загоняют всех своих животных в дома и сараи, да и сами на улицу носа не кажут. В полночь из хижины в уединенном месте выходит тигр, в которого вселилось сознание мстителя.
Сам же человек остается лежать в этом убогом жилище в полной отключке, без малейших признаков жизни. Ведь и его душа, и сознание находятся в тигре – мститель видит мир его глазами, обоняет его ноздрями, слышит его ушами. Но человеческое сознание в этом симбиозе не подавляется звериным. Наоборот, человек управляет своей грозной новой оболочкой. И если обычный вырвавшийся из джунглей голодный тигр разрывает и пожирает все, что движется, тигр мстителя ни на встречных людей, ни на животных внимания не обращает. Он ищет конкретного человека-обидчика. Такой зверь может подолгу охотиться на жертву: скрываться в зарослях близ деревни, прятаться в канавах или заброшенных сараях с одной лишь целью – выследить и уничтожить жертву.
В прессе нередки сообщения, что где-то в Азии появился тигр-людоед. Что ж, такое случается. Но это пишется не о зверях-мстителях, которые нападают выборочно и, как правило, один раз.
Кстати, человек, за которым охотится тигр-мститель, обычно знает, что ему грозит, и принимает свои контрмеры. Его главная задача – отличить тигра-оборотня от его обычных собратьев. Такое при должном уровне наблюдательности сделать несложно.
Тигр, наделенный сознанием обиженного, обладает хитростью и коварством, которых лишены обычные дикие звери. Более того, обиженный человек «программирует» тигра таким образом, что если зверя ранят, тот возвращается к хозяину (даже истекая кровью, чтобы сознание человека могло покинуть его и вселиться в тело человека-мстителя. Бывает и так, что тигра-оборотня убивают. Тогда умирает и человек, отдавший зверю свое сознание, и все жители деревни сходятся к хижине, чтобы похоронить лежащее в ней бездыханное тело. Ведь душа этого человека уже не может вернуться в его тело, так как погибла вместе с тигром-оборотнем.
Около четырех десятков лет назад владелец небольшого европейского зоопарка отправился в горы на таиландско-бирманской границе в надежде пополнить число питомцев своего зверинца. Прибыв на место, он сразу же получил предупреждение о том, что в этих краях завелся тигр-оборотень, а потому ему надо проявлять предельную осторожность.
В Бирме живет небольшая тибетская народность таман. Представители соседних племен утверждают, что у таман бывают случаи внезапных, спонтанных превращений. Например, один таман спросил соседа, не видели ли они его жену с сыном. Ему ответили, что насчет женщины с ребенком ничего не знают, но заметили неподалеку тигрицу со зверенышем. Тогда он вскрикнул: «Да ведь это же они!» – и бросился в ту сторону, которую ему указали. А сами таманы говорят, что такие перевоплощения для них – акт непроизвольный. Обычно внезапному превращению в тигра предшествует состояние напряженности и глубокой нервозности. Человека захлестывают желания вести себя по-тигриному, например, в камышах поваляться.
Символика Китая — животные тотемы в культуре и искусстве
Китай – страна с сильными и глубокими традициями, которые проявляются во всех сферах жизни этого народа. Именно Китай подарил нам символы животных восточного календаря, ставших талисманами, именно от его древних мудрецов мы получили знания Фэн-Шуй и И-цзин.
Традиционная культура и искусство Китая также обладают глубинным смыслом, связанным с символами и архетипами, в том числе животного мира.
Рассмотрим примеры животных, птиц и насекомых, которые имеют четкие символические характеристики в искусстве и культуре Поднебесной.
Навигация по статье
Главные благие существа китайской мифологии и их значение
Традиционно, все живые существа, питающие своими образами культуру и искусство страны, разделяются на две основные группы – обычных благих существ и существ вредных.
Благие существа представляют собой пять групп, символически удерживающие все пять направлений системы Фэн-шуй:
Рассмотрим их символику и значение подробнее.
Драконы – очень распространенный образ и символ в китайской культуре. По сравнению с европейским, больше похож на змея. Является животным Китайского календаря. Его благотворное влияние на людей и землю может быть изображено в виде китайского дракона летящего в облаках, повелевающего грозой.
Он владеет водой и дождем, обычно добродушен, хотя и является самым сильным и могущественным из живущих на земле существ. Дракон – символизирует Императора, высшего иерарха среди людей.
Феникс — смутно похож на птицу, при этом у него нет непосредственной связи с качествами перерождения и бессмертия, как у западного аналога. Феникса связывают с императорским правлением, с качествами справедливости, верности. Образ феникса в сопровождении маленьких птиц, на дереве, которое называется «китайский зонтик» — это мирное существование и доброе «летнее» правление.
Если же на картине кроме дракона присутствует ещё и феникс, то это пара Император и Императрица.
Черепаха – важный символ мифологии Китая. Картинка, на которой изображен круглый диск и черепаха — символизирует уверенность в долгой жизни. А её скульптурные фигурки используют в качестве мемориальных досок, где торчат выгравированные таблички с перечисленными достижениями умершего человека.
К черепахе Ло Шу, вернее к ее панцирю — относят знания о восьми триграммах и магическом квадрате, якобы за свою долгую предолгую жизнь, она накопила знания о мире, его законах и принципах. Черепахи использовались для гадания, в различных техниках.
Также у черепахи есть персонификация, это гигантская черепаха Ао, принимавшая участие в сотворении мира. Черепаха — позитивный персонаж китайского мифа, она стабилизирует все, чего касается, поэтому её присутствие в истории или изображении придает ощущение смысловой укорененности и прочной опоры. Ей приписывают способности противостоять огню и используют в антипожарной магии практически – ставят черепашьи фигурки на уголках крыш.
Также как символ глубокой мудрости и знаний, Ао помогает при сдаче экзаменов, поэтому нередки талисманы с ее изображением.
Китайский единорог (цилин, килин) — это вам не тот прекрасный европейский образ, похожий на белую лошадь с рогом. Хотя он и в Китае считается типом лошади, но мордой похож на дракона, имеет два рога. Несмотря на страшную внешность, это мифологическое животное с мирным и любящим характером.
Его походка настолько мягкая и легкая, что он может ходить по воде. Он является максимально хорошим предзнаменованием, ведь считают, что цилин появился во времена правления Желтого Императора и рождения Конфуция.
Пожелания с ним благоприятны и полны позитива, если изображения единорога дарят молодым мужчинам, это пожелания ему многих сыновей.
Вредные существа китайской мифологии
Их можно назвать антитотемами благих животных, они также представляю собой пять групп: змеи; сороконожки, многоножки; скорпионы и пауки; ящерицы; жабы.
Змея — одно из пяти вредных существ, в то же время относится к астрологическим символам. Это принцип ИНЬ, гибкость и плодородие. Качества змеи, которые закреплены в китайских традициях – мудрость, но хитрость и предательство. Свойства змеи расти, сбрасывая старую кожу и обзаводясь новой, делает её также символом трансформации.
Некоторые древние божества Китая изображаются со змеиной нижней половиной тела, что описывает их природу особым образом.
Есть легенда о соблазнении монаха белой змеей, превратившейся в женщину, и рождении у них сына – великого ученого.
Сороконожка – как одно из вредных животных используется в зельях, которые действуют магически и мощно. Китайский фестиваль середины лета «Лодки-драконы» символически дает народу возможность вывести многоножек из дома, очиститься от них.
Паук – хотя и принадлежит (в паре со скорпионом) к вредным животным, но вместе с этим признается счастливым существом. Ведь он со своей паутиной находится высоко, свисает надо всеми и воспринимается как удача, спускающаяся к человеку сверху, с небес.
Ящерица, геккон – одно из негативных существ в китайской традиции. Так как он водится в домах и является ловцом насекомых, то его называют «настенным тигром», признавая его охотничьи способности.
Геккона использовали в магии и народной медицине для решения вопросов супружеской неверности (выявления, пресечения «походов налево»).
Жаба (лягушка) – одно из вредных существ. Но как часто бывает в Китае, в символике жаб есть противоречия. Например, жаба кваканьем напоминает звуки китайского ребенка, поэтому её могут дарить в качестве пожелания детей.
Ещё её связывают с денежной энергией, она является спутником бога богатства. Поэтому это известный символ монет, денег — вроде бы у жаб и богатства есть тесная связь. Банки денег в форме фарфоровых жаб ставят у китайских храмов для приношений.
Если вам дарят жабу – это простое и конкретное пожелание богатства и финансового благополучия.
Животные — представители китайского зодиака и их культурная символика
Крыса – открывает цикл 12-ти зодиакальных животных, что указывает на её ум и хорошую реакцию. Также крысы олицетворяют деньги, людей-скряг, корыстные действия.
Нужно иметь ввиду, что крыса и белка – в китайском языке считаются родственными, обозначаются одними и теми же иероглифами. Просто белка – это крыса на дереве, с теми же качествами, что и земная.
Если вы видите изображение крысы или белки с висячими растениями, например сидящей на дереве винограда, то это пожелание продления и укрепления рода.
Собака – её наделяют качеством верности и преданности, способностью прогонять темные силы, изгонять демонов.
«Желтыми собаками» южные китайцы называют ботаников и зубрил.
Собаки породы пекинес считались миниатюрами буддийских львов и широко разводились, вроде бы они приносят мир и гармонию.
Примета: собака, которая приближается, виляя хвостом – добрый знак, что богатство на подходе.
Петух – любимое и заслужившее славу существо в Китае, усердно работает – уничтожает насекомых-вредителей. Характер тотема описывается так: жестокий, мудрый, смелый, доброжелательный и лояльный.
Фигурки красных петушков устанавливали на крышах домов, они должны были приносить благоприятные энергии и счастье, отводить от дома пожары и демонов.
Петушок кукарекающий – позитивный образ, символизирует достижение. Петушиный гребешок – пожелание человеку получить назначение на пост чиновника, что было мечтой в старые времена.
Курица в Китае – это аналог «синицы в руке» наших поговорок, а также жаргонное название женщин «нетяжелого поведения».
Свинья — её мясо китайцы в большим удовольствием и желанием употребляют в пищу.
Образ свиньи используется в китайской магии для отвода глаз злым духам, когда новорожденному младенцу для его защиты, одевают маску свиньи, и злые существа оставляют его в покое.
Заяц или Кролик – символически связан с Луной, якобы её серое пятно по форме напоминает зайца. Поэтому плодовитость и легкое деторождение – это качества, даруемые заячьим тотемом.
А по легенде лунная богиня Чань-э находится в компании лунного зайца, который готовит в своей ступке для неё эликсир бессмертия. Поэтому, логично, что зайца связывают с качествами долголетия.
Символом китайского фестиваля Луны (проводится в полнолуние в восьмом месяце) выступает человек с заячьей головой в окружении шести мальчиков.
Лошадь – одно из животных Восточного Календаря, а если использовать древнюю мудрость книги И-Цзин, то лошадь являет собой символ ИНЬ, тогда как дракон – ЯН.
Этот образ может указывать на пожелание стремительности. Если она несет поклажу, нагружена чем-то тяжелым или на ней сидит обезьяна – то стремительность касается получения высокого поста, причем очень-очень быстро.
Обезьяна – олицетворение нахальства и непочтительности, но с ней приходит веселье и становится больше смеха.
Наиболее известный мифологический персонаж – Король обезьян.
Изображение обезьяны с персиком – символ долголетия, ведь по легендам, обезьяна украла из сада королевы Запада эти плоды, наделенные даром бессмертия.
Бык (вол, буйвол) – связан с весной, пахотой, плодородием, урожаем. Быки часто символизируют силу прорезания земли, в том числе силу рек и стремительной воды.
Изображение мальчика верхом на буйволе – символ скромности происхождения, которое не мешает человеку добиться высшего социального положения, ведь Hongwu — основатель императорской династии Мин был не богат и не знатен.
Баран (козел) – принцип ЯН, солнечный мужской символ, а три барана вместе – это триграмма состоящая их трех янских линий.
При этом, парадоксальные китайцы признают за этим животным также и покорность и удовлетворенность. То есть, видимо, нужно отделять силу рогов от более пассивного тела, козла от овцы.
Овца – пожелание уважать своих родителей, заботиться о них, быть послушным и покорным старшему поколению.
5 легендарных козлов — символ города Гуанчжоу. Якобы когда-то в древности они спасли народ от голода – в их зубах изображаются колосья, принесенные этими магическими животными.
Тигр – по мнению китайцев, это главный среди диких животных. Его осевое качество – храбрость, поэтому он широко используется в качестве военной эмблемы. Но больше ценится его защитная функция и то, что он может удерживать демонов. Интересно, что тигров использовали в Первой опиумной войне, чтобы удерживать британцев, которых называли «иностранными дьяволами».
Кости тигра применяются в народной медицине в качестве лекарства от артрита, потому как никто никогда не видел, чтобы тигры хромали.
Есть народное поверье, что умерев, тигр может превратиться в оранжевый янтарь.
Белым Тигром Запада называют одну из четырех частей лунного месяца.
Насекомые – смысл их символики
Муравей – коллективное насекомое, отличается трудолюбием и прекрасной социальной организацией. Хотя его образ нечасто используют для придания символического смысла произведениям искусства, ему приписывают прямо таки конфуцианскую добродетель и праведность. Но это относится к обычным черным муравьям. Другое дело – белый муравей, термит, который портит стихию дерева. Негативным качество муравья китайцы считают эгоизм и узость жизненного видения, что по их мнению сродни корысти.
Стрекоза – рожденная ветром, символ китайского лета, хищница среди насекомых. Может считаться полезным другом, а также напоминать о мимолетности жизненных моментов.
В паре с символом белого лотоса используется для обозначения чистоты и высоты намерений.
Пчелы – не очень распространены в качестве мотива для сюжетов картин, и чаще всего их можно увидеть с каким-то другим символом.
В первую очередь, пчела – опылитель растений, поэтому смысл её образа традиционно связан с мужчинами. Присутствие на картинах пчелы и цветов пиона – намекает на состояние молодого человека, испытывающего желание любви, ищущего любовь.
Сочетание в сюжете пчелы и обезьяны запускает мотив социального возвышения, получения должности, высокого поста, пожелания карьерного роста.
Бабочки – очень распространенный «обитатель» китайского искусства. Как и пчела, бабочка с цветами — символизируют человека ищущего любовь и удовольствие, с той или иной степенью успеха:
Кроме того, наличие бабочек в изображении «повторяет», усиливает, наращивает смысл и силу других образных значений данной картины.
Если какой-то предмет с символом бабочки дарится очень пожилым и почтенным людям, он означает пожелание им продления жизни.
Наиболее известная китайская легенда с присутствием бабочки относится к размышлениям во сне даосского философа Чжуан-цзы: «Являюсь ли я человеком, которому снится, что он бабочка? Или я бабочка, которой снилось, что она человек?»
Еще одна история того же мудреца связана с традиционной для этого символа любовной темой – с его погоней за красивой бабочкой. После чего появляется прекрасная молодая женщина, в которую Чжуан-цзы влюбился.
Цикада – так как это насекомое имеет сложный жизненный цикл и появляется из-под земли, как будто магическое существо, то его символом является бессмертие и стремление человека к продлению своей жизни. Цикад, выполненных из нефрита в древности помещали в рот покойного.
Светлячок (светящийся червь) – самки которого производят свет чтобы привлечь самцов. В китайской культуре, он связан с качествами красоты, настойчивости и верности. В сказках светлячки помогают героям, особенно бедным, освещают их жизнь, обеспечивают условия для роста их способностей и жизненного успеха.
Китайские животные – их символические значения
Барсук – изображения этого животного означает счастье, радость и довольство жизнью. Интересно то, что на картинах китайских художниках барсуки соседствуют с сороками, которые являются искателями, жаждущими счастья. Эти два образа усиливают общий позитив изображения, так как барсук олицетворяет земное, а сорока небесное счастье. Или пожелание продлить это состояние далеко в будущее.
Летучая мышь – которую называют «небесной крысой» и «крыльями, которые обнимают». Известно, что это летающий грызун, пожирающий насекомых-вредителей и живущий в пещерах, где впадает в спячку. Именно из-за последнего свойства, местные жители насочиняли про них легенды о тысячелетней жизни летучих мышей и стали использовать их части тел в народной медицине с разных сборах на тему долголетия.
Второй аспект символики летучих мышей – в качестве украшений они выступают талисманами удачи и дарятся со смыслом пожелания этого. Образы летучих мышей также часто используются художниками в качестве участниц для своих картин, при этом, важно количество мышек:
Комбинаций изображения летучей мыши может быть множество, здесь уделают внимание и цвету и присутствию других символических деталей, например:
Медведь – в китайском традиционном искусстве медвежий мотив означает мужскую сторону силы и отваги.
Талисман медведя рекомендуют носить:
Китайская народная медицина использовала разные части медведя для тех или иных манипуляций по улучшению энергетики и здоровья человека. Особенно ценной была медвежья желчь.
Рыба – один из самых известных китайских символов изобилия, избытка энергии и плодородия. В качестве продукта питания очень популярна, как праздничная еда – привлекает изобилие в следующем периоде жизни. Вместе с лотосом – пожелание, чтоб это изобилие увеличивалось и длилось вечно.
Рыб часто изображают парами, как символ одного из сокровищ Тайцзи. Кроме того, две рыбки – пожелание брака, супружеского блаженства и многих детей.
Карп – как аналог нашей «золотой рыбки». В Китае является очень положительным символом периода жизни, когда человеку сопутствует удача и успех, но нужно им соответствовать.
Если китайцу дарят какой-то предмет с изображением карпа, то это пожелания человеку, чтоб его мечты о благоприятном исходе дела, получении успеха, выгоды – совпали с его усилиями, способностями и энергией. Также подразумевается, что эти качества человек может передать всем своим детям и упрочить свой род.
Карп — пожелания студенту приложить свои решимость и усилия, чтобы сдать государственный экзамен и получить хорошее место работы, стать успешным и богатым. Ведь карп — очень сильный пловец, умеет прыгать на порогах реки и плыть вверх по течению. По известной китайской легенде «Врата дракона»:
Карп плыл высоко вверх по течению реки Хуанхэ к Вратам Дракона. Те немногие, кому удалось прыгнуть в ворота, превратились в драконов.
Если используются изображения карпа (золотой рыбки) вместе с лотосом – это символ исключительного изобилия и богатства, вам как будто желают золота и нефрита сразу.
Кошка – их китайцы недолюбливают, используют этот образ чаще всего в качестве силы, способной устранять паразитов, беречь зерно от крыс, но не в качестве домашнего животного-компаньона.
В общем, китайская традиция предупреждает – с котами нужно быть осторожными, ведь они могут видеть негативных духов и общаться ними, поэтому:
Краб – его символическое значение связано с гармонией и умением соотнести различные влияния и части жизни в общее благо.
По одной из древних легенд, нефритовые крабы использовались в качестве афродизиака.
Также крабиков посылают перед экзаменом с пожеланием выдержать эти испытания и прийти первым. Дело в том, что китайский иероглиф обозначающий панцирь краба означает «первый».
Если изобразить нескольких, например двух крабов в камышах, то это будет обозначать пожелание выдержать экзамены второго тура, второго уровня и т.п.
Олень – как образ в сюжетах изобразительного искусства, несет в себе только положительный смысл, главным образом долголетия и богатства – из-за того, что умел находить специальные травы бессмертия. Неудивительно, что в народной медицине рога оленя измельченные используют в качестве БАДа для удлинения жизни.
Еще один характер символа оленя – красота и элегантность, которую подчеркивают и желают человеку.
Осёл – животное, олицетворяющее качества стойкости и решительности. Был в изобразительных образах волшебный бумажный осел легендарного Чжан Го Лао – одного из восьми Даосских Бессмертных. На этом осле Бессмертный мог ездить верхом, а потом складывать его (он ведь бумажный) и прятать в сумке.
Слон – считается, что в древности, это животное водилось в Китае, например легендарного императора Шуня изображают вместе со слоном. Традиционно, это символ буддизма и традиций этой религии, а также императорских праздников.
Китайские шахматы называются «Слон игры» по названию одной из фигур, смысл этого сродни понятиям «думать и размышлять».
Езда на слоне по мнению китайцев означает состояние счастья, как будто тебе везёт и ты движешься вперед по жизни на могучей опоре.
Ваза и слон в паре – пожелание мира и безопасности, которые появятся в жизни человека в ближайшее время.
Лиса – китайское отношение к этому животному по большей части негативное, осторожное. Его считают животным-оборотнем, соблазняющим и выпивающим силы человека.
Злых и жестоких людей сравнивают с лисой, ей приписывают эгоизм, самовосхваление, двуличие и притворство. В лис могли вселяться также духи умерших, поэтому их приходится удовлетворять и ублажать.
Лев – очень популярны его статуи, это распространенный художественный мотив, символ мастерства и охраны входов в священные места, например храмы. Причем справа находился лев-самец, слева львица.
Чаще всего льва изображают лежащим на земле с протянутыми вперед лапами, и этот образ ассоциируют с буддизмом.
Пара львов – пожелание счастья и процветания в карьерном развитии, причем чтобы эта деятельность доставляла человеку великое удовольствие и шла от души.
Нужно обращать внимание на гриву льва, ведь у китайцев число локонов львиной гривы символизирует меру иерархичности, высоту социального статуса.
Считается, что танцующие львы – к удаче, хорошо, если в моменты праздников переодетых в костюмы львов удается заманить в дом.
Пантера (леопард) – слабо представлены в искусстве Китая, не типичны для этого места, символизирует укрощение жестокости. Изображается вместе с сорокой, которая означает радость — эта парочка является пожеланием прихода и возвещением радости. Название этого животного используют для описания упрямой женщины.
Волк – при распространенности на севере Китая, удивительно, что волки не имеют богатой символики и о них очень мало легенд. Китайцы с волком связывают качества разврата и извращенности, при этом по их легендам, от волков произошел Чингисхан.
Носорог – его рог напоминал людям мужской половой орган, поэтому его ассоциативно связывали с мужской силой, потенцией.
Конечно, за этим животным активно охотились с целью приобрести сырьё для изготовления лекарства от импотенции. Рог носорога признан китайской традицией одной из символической восьмерки «драгоценных вещей».