четыре великих пророка ветхого завета
Живое Предание
К Ильину дню: кто такие пророки?
Редактор медиатеки «Предание.Ру»
2 августа — Ильин день, память пророка Илии, как бы образца всех пророков Ветхого Завета. Кто он? — «славный ревнитель по Боге, беззаконных царей обличитель», массовый убийца служителей культа, вдохновитель революции. Святитель Димитрий Ростовский описывает жизнь пророка как трагедию революционера, формулирует целую политическую теологию государства и революции.
В чем причина распадения единого царства евреев на Иудею и Израиль? — «[царь] оказался тяжелым для подданных своих, ибо отягощал их чрезмерными налогами и работами, жестоко наказывал их, даже не редко отправлял в ссылки; тогда десять колен отложились от него». Царь же Израиля убоялся потерять власть из-за того, что Иерусалимский Храм был не в его царстве, и поэтому предал истинную веру и устроил свою религию, чтобы устранить конкуренцию, так сказать. Итак, святитель Димитрий называет чисто политические причины религиозных распрей Ветхого Завета, отпадения Израиля к язычеству. И тут пророки борются одновременно с несправедливой властью и нечестивой религией, этой двуединой мерзостью, несущей несчастье, страдание и нищету народу. Илия, великий ревнитель единобожия, вступает на путь борьбы «слыша и видя совершающиеся в развращенном Израиле беззакония: царей — пребывающими в богопротивном нечестии, судей и старейшин — поступающими не по правде; ревностных чтителей истинного Бога претерпевающими всяческие притеснения и гонения, даже до смерти».
Но самое интересное: странная, даже соблазняющая, теологическая диалектика этой борьбы — воистину диалектика этической трагедии революционера (как ее описывал Лукач в «Большевизме как моральной проблеме»): с одной стороны, идеалы свободы и справедливости должны воплощаться свободно и справедливо — это кажется очевидным — но когда тот или иной революционер или пророк Илия, ревнуя о них, начинают проводить их насильственно, то не отказываются ли они от этого идеала самой практикой воплощения идеала? Святитель Димитрий ясно видит эту проблему и пишет о ней довольно много, вот, например:
«Прежде всего Илия молил Бога, дабы обратил Он грешников к покаянию. Но так как Бог требует от грешных людей добровольного обращения, а в ожесточенных сердцем израильтянах не было такого стремления к добру, то пророк Илия, сильно возревновав о славе Божией и о спасении людей, просил Бога наказать израильтян временно, чтобы хотя таким средством отвратить их от нечестия. Но зная в то же время, что Господь, по Своему человеколюбию и долготерпению, не скор к наказанию, Илия, по великой своей ревности о Нем, осмелился просить Бога повелеть ему, Илии, наказать законопреступников, в той мысли, что не обратятся ли они к покаянию, когда будут наказаны человеком. И неотступно просил о сем Илия Бога, пока не получил просимое от всещедрого Господа: премилостивый Господь, как чадолюбивый отец, не хотел опечалить любимого слугу Своего, сыновне Ему служащего и даже самой малой Его заповеди не нарушившего; но так как Илия во всём был послушен Ему и никогда ничем не прогневал Его, то Он и внимал прошениям и молитвам верного раба Своего, не опечаливая его неисполнением их».
И здесь Господь из любви к любимому слуге своему — борцу с несправедливой властью и нечестивой религией — снисходит к его ревности, к его фанатизму, революционному пылу и позволяет за Свой идеал бороться методами, этому идеалу не свойственными. Вот удивительные слова:
«Страдала вся вселенная. Но все сие произошло не столько от гнева Божия, сколько по ревности о славе Божией пророка Илии».
По ходу борьбы Илия, как мы помним, становится массовым убийцей служителей культа — провозвестником всех будущих революционных антирелигиозных буйств. Но покидает он земной мир, не увидев торжества своих идеалов, уходит как бы разочарованный (хоть он и удостоился взятия на Небо в теле). Его преемник Елисей, однако, довершает начатое — подымает восстание против царя: кровавая революция, в ходе которой убивают царя, его мать и всех членов царской семьи («Израиль, который мы потеряли»).
Святитель Димитрий Ростовский также формулирует важное правило политической теологии. Кто виноват в тех или иных общественных бедствиях, бурях и пр.? — власть. «Когда согрешает один царь, и на всех подданных гнев Божий приходит». Это, к слову, общее место святоотеческой политологии: грехи власти все общество приводят к кризису.
Также на август приходится память пророков Михея и Иезекииля. Не будем расписывать, вот только несколько цитат из «Житий» святителя Дмитрия:
«Он часто обличал израильского царя Ахава в тех же грехах, в каких и святой пророк Илия, т. е. или за отпадение его от Бога в идолопоклонство, или за содеваемые им неправды. Царь ненавидел пророка-обличителя. Переполненный гневом, Ахав велел взять пророка Михея и посадить в темницу и там кормить «хлебом печальным» и поить «водою печальною».
Обличая также притеснения, неправды, грабительства и обиды, причиняемые князьями, судьями и старейшинами убогим и нищим, пророк Михей говорил:
«Слушайте главы дома Иаковлева, ненавидящие добро и ищущие зло, не вам ли должно прилагать все усилия, чтобы творить праведный суд? Вы же до того несправедливо притесняете совершенно неповинных нищих и убогих, что содрали с них кожу, истолкли их кости и раздробили тело, — точно хотите вложить их в котел для приготовления снеди. Слушайте же это, главы дома Иаковлева, гнушающиеся правосудием и искривляющие все прямое, созидающие Сион кровью и Иерусалим — неправдою!
Вот кого Церковь вспоминает и восславляет в эти дни. Чтобы помочь приблизиться к пониманию пророческого служения, мы подготовили несколько материалов.
«Пророки были врагами социальной неправды и тирании. Нередко можно слышать снисходительное замечание, будто [пророки] со своей верой в Грядущее «в наивной форме» предвосхитил современные идеи социальной справедливости и прогресса. Но не слишком ли много чести для «современных идей»? История европейской культуры доказывает, что эти идеи находятся в прямой генетической связи с Библией, но они заимствовали из нее только внешнюю преходящую форму. Библия говорит о земном процветании Царства Ягве, о конце угнетении и войн как признаках его наступления. Но это лишь краски, которыми писалась эсхатологическая икона. В глубине же своей библейское чаяние обращено к одному: к спасению человека, его приобщению к божественной гармонии и полноте, которое произойдет, когда рухнет преграда между Богом и людьми и метафизическим злом. Это и только это есть предел чаяний человеческого духа. Он никогда не успокоится на внешних переменах.
Однако для пророков нравственные усилия людей являлись необходимым условием приближения Царства Ягве. А поэтому борьба против угнетения, войн и несправедливости была для них неотъемлемой частью служения Божественной правде и, в конечном счете, небесному Царю».
«Страсти пророков» — книга современного библеиста Альберто Мелло, который в предисловии к ней пишет: «книга посвящена исследованию путей пророческой духовности. Что означают эти слова «ветер», «дыхание» или «страсть», с помощью которых мы пытаемся приблизиться к переводу еврейского термина ruach? Каковы пророческие харизмы, от Моисея до Иоиля? Как определить «дух премудрости», в котором заключается опыт Илии? И еще: что такое различение духов? как определить истинность или ложность пророчеств: каков смысл пророческого призвания?»
«Кто такие пророки?» — небольшая книжка современного библеиста Альберто Мелло, где он намечает «грамматику пророчества»: прозорливость, гадание, энтузиазм, слышание, видение, знамение, терапия, музыка, богослужение, политика, судебный процесс, утопия, конец, возможно. Мелло, в частности, пишет: «обычно пророки появляются во времена кризисов, которые в еврейской истории суть также времена войн. Пророки почти всегда противостоят режиму, сталкиваются с политической властью».
«Внимая голосу пророков» — книга Ильи Грица. Об этой книге выдающийся библеист Андрей Десницкий писал так:
«Что такое пророчество? Сегодня так популярны прогнозы и предсказания, от научно-технической футурологии до прикладной астрологии, но библейское пророчество совсем не об этом. И. Я. Гриц начинает именно с этого, главного вопроса: «предсказание говорит, каким может стать человек или группа людей в будущем, пророчество же возвещает, какими их хочет видеть Бог». Иными словами, это выход в иную систему координат, попытка — как ни дерзко это звучит — взглянуть на мир глазами Бога.
А если так, то пророчества нужно учиться читать. Гриц определяет свою задачу так: «привить навык осмысленного и вдумчивого чтения пророческих книг». Но есть и сверхзадача: «помочь читателю полюбить эти книги». Трудно было бы сказать точнее: именно помочь и именно полюбить. Без этого вряд ли что-то получится; можно запомнить множество фактов, освоить все мыслимые методики, но не получить ничего нужного и важного ни для ума, ни для сердца».
«Введение в Книги пророков» — лекции Ильи Грица, посвященные пророкам Ветхого Завета. Гриц расскажет о времени написания действиях пророческих книг, типах пророков, исполнении пророчеств, пророческом призвании, пророчестве как церковном служении. Илья Яковлевич Гриц — одаренный преподаватель Ветхого Завета, ректор Библейского колледжа «Наследие». Будучи прекрасно осведомленным о новых тенденциях в библейской критике, Илья Яковлевич сам придерживался традиционного подхода (так, например, Книга прор. Исайи рассматривается им как написанная одним автором). Его курсы отличались тем, что он избирательно привлекал и материалы иудейской экзегетической традиции, и использовал свой многолетний опыт преподавателя углубленных курсов (например, семестр — на книгу Товита). В связи с этим слушатель не всегда найдет здесь традиционные комментарии начального уровня, зато точно встретит проблемные вопросы, которые делают текст Писания объемным и интересным.
И еще один лекционный курс Ильи Грица — по Книгам Царств (там как раз про Илию, Елисея и других пророков).
«Введение в Ветхий Завет. Пророки» — лекционный курс Елены Федотовой, прочитанный в Библейско-Богословском институте св. апостола Андрея (2007/08): ранние пророки, Иеремия, Исайя, Иезекииль, Иона, Амос, Осия, Михей, Наум, Софония, Аввакум, Авдий, Аггей, Захария, апокалиптика.
Спецкурс «Библеистика. Ветхий Завет: Пророки и Писания» Е. В. Орел читался в осеннем семестре 2012 г. пятому курсу отделения религиоведения МГУ им. Ломоносова.
Елена Орел рассказывает в своих лекциях об Амосе, Перво- и Второисайе, Иеремии, Иезекииле, о Плене, Ездре и Неемии, Маккавеях, Ироде Великом.
Иерей Антоний Лакирев — преподаватель в ряде учебных заведений Москвы. Он много лет читает курсы по Ветхому и Новому Завету. Из его ярких и интересных лекций можно много узнать об историко-культурном контексте, в котором создавалась и воспринималась Библия, почувствовать атмосферу Древнего Израиля и глубже понять смысл и замысел отдельных книг Священного Писания.
В курсе лекций о пророках Ветхого Завета, прочитанных в библейском колледже «Наследие», отец Антоний рассказывает о пророках Осии, Михее, Исайе, Науме, Софонии, Аввакуме и многом другом. О пророках отец Антоний рассказывал и в радиопередачах «Православное слово».
Владимир Сорокин — библеист, преподаватель Библейского колледжа «Наследие» и Общедоступного православного университета. Свой способ изучения Библии он характеризует так: «Библия — такая книга, которая до конца никаким подходом, никакой системой не исчерпывается, поэтому важно посмотреть на текст, на текст как таковой и идти от текста. Существовал и до сих пор существует подход, которой предполагает, что изучается собственно текст… Берется книга и читается столько, сколько надо. Такие экзегеты, как, например, Ефрем Сирин или Исаак Сирин, преподавали Писание именно таким образом: там просто читалось Писание, а все остальное (теология, философия и т. д.) было вокруг текста. Мы будем изучать Писание на этих семинарах именно таким образом». Большинство курсов В. В. Сорокина — это медленное, подробное, въедливое чтение Писания.
Вот его курсы о пророках:
Борис Балтер (6.07.1952–19.09.2020) — выпускник физфака МГУ им. М. В. Ломоносова. Научный сотрудник Института космических исследований РАН. Полиглот, знал латынь, английский, французский, немецкий, испанский, румынский языки, хорошо разбирался в греческом и иврите. Тонкий знаток поэзии и ценитель музыки. Борис Михайлович Балтер глубоко изучал Священное Писание. Результатами своих исследований он делился во время лекций, которые читал более 15 лет в храме Космы и Дамиана в Шубине (Москва). Предлагаемые лекции по книгам Ветхого Завета — это живой и глубокий взгляд православного христианина на Священное Писание, принадлежащее двум авраамическим религиям. Центральная линия автора — образ Христа в ветхозаветной литературе. Эти лекции могут быть интересны всем, кто самостоятельно изучает Писание. Их отличает оригинальный подход, увлекательный поиск духовных смыслов и ряд самостоятельных идей, прочной основой которых является глубоко христианское мировоззрение автора. Вот его курсы о пророках:
«Пророки» — курс лекций протоиерея Геннадия Фаста: харизма пророческого служения, история пророков от праотцев до Иоанна Крестителя, мессианские образы древних пророков, Евангелие Ветхого Завета, пророческие прообразы и Промысел, пророческое служение в Христианской Церкви, о лжепророках и пр.
Поделиться в соцсетях
Подписаться на свежие материалы Предания
Хронология пророков и пророчеств ч. 8-4
ч.8-4
Малые библейские пророки
1. КНИГА ПРОРОКА ОСИИ
2. КНИГА ПРОРОКА ИОИЛЯ
3. КНИГА ПРОРОКА АМОСА
4. КНИГА ПРОРОКА АВДИЯ
Пророк Авдий
А;вдий (Овадия, ивр. ;;;;;;;;;, «служащий Богу») — четвёртый в ряду 12 малых библейских пророков. Книга Авдиясостоит из одной главы, большей частью составляющей повторение из Иеремии (XLIX, 7—16). Когда и где жил Авдий, не говорится, но что он жил во время первого разгрома еврейского царства вавилонянами, то есть в одно время с Иеремией, — это видно из его речи, обращённой к идумеянам с укорами в предательстве по отношению к их братьям израильтянам, которым во время их поражения они преградили путь к спасению.
«Относительно авторства книги существует множество разных точек зрения.
Согласно Остерлею и Робинсону, она представляет собой собрание пророчеств, направленных против Едома; время написания и авторство неизвестно.
В свою очередь, Пфайфер считает, что изначальное пророчество против Едома сводится к двум вариантам (Авдий 1-9 стихи и Иер. 49:7-22).
По всей вероятности, 10-14 стихи, а также вторая половина 15 стиха никогда не существовали отдельно от 1-9 стихов, и все они (то есть 1-4 и вторая половина 15), с точки зрения Пфайфера, были написаны около 460 г.до н. э. Вторую часть он датирует даже более поздним периодом. Рудольф делит книгу на два пророчества: стихи 1-14, 15b, а также стихи 16-18, причем автором обоих он считает Авдия. Что касается заключительных стихов, то, согласно Рудольфу, они тоже могли быть написаны во время Авдия.
Айсфельдт утверждает, что во 2-9 стихах содержится реальная угроза, а не простое описание, и что 11-14, 15b образуют вместе с первыми десятью стихами действительное единство, поскольку в 11-14, 15b представлено обоснование той угрозы, которая описывается в предыдущих стихах.
Время написания этой части он датирует периодом после 587 года (разрушение Иерусалима). Что касается первой половины 15 стиха, а также 16-18 стихов, то они не имеют связи с предыдущими, и весь оставшийся текст Айсфельдт делит на два раздела: 15а вместе с 16-18 стихами и 19-21 стихи. Возможно, что оба речения принадлежат Авдию, однако более вероятно, что они были написаны позднее.
Возражая всем перечисленным точкам зрения, мы хотели бы сказать, что лучше всего было бы считать автором всей книги самого пророка Авдия, признавая, что он жил до Иеремии.
Нет необходимости истолковывать 11-14 стихи так, как это делает Айсфельдт, то есть как указание на гибель Иерусалима.
Вполне возможно (как, например, полагает Рэйвен и другие исследователи), что они указывают на события, произошедшие во время царствования Иорама, когда филистимляне и аравитяне вторглись в Иудею (2Пар. 21:16-17, ср. также Амос 1:6). Мы не знаем, как долго после этого пророчествовал Авдий. Высказывается точка зрения (Дэвис, Рэйвен), что его служение осуществлялось во время царствования Ахаза, когда едомляне были настроены к Иудее особенно враждебно. Быть может, так оно и было, но думается, что гораздо более оправдана другая точка зрения, согласно которой Авдий пророчествовал в Иудее за какое-то время до того, как началось служение Иеремии. (Отрывок из 49 главы этого пророка (49:7-22) имеет сходство с пророчеством Авдия и, вероятно, в какой-то мере зависит от него).»
5. КНИГА ПРОРОКА ИОНЫ
Книга, надписываемая его именем, подробно сообщая об его деле — посольстве и проповеди в Ниневию, о нём самом ограничивается замечанием, что он был «еврей, чтитель Бога Небесного, сын Амитая» (слав. Амафии).
Ценное восполнение к этим сведениям даёт Четвёртая книга Царств. Сообщая о расширении пределов Израильского царства при Иеровоаме II, она замечает, что это совершилось «по глаголу Господа Бога Израилева, его же глагола рукою раба своего Ионы, сына Амафиина, пророка, иже от Гефаховера» (4Цар. 14:25).
Это замечание решает для нас важный вопрос о времени жизни и месте деятельности пророка Ионы. Родом из Гефаховера, он, значит, происходил из Завулонова колена, в котором был этот город (Нав. 19:13), и принадлежал к пророкам Израильского царства.
Его имя связывается с царствованием Иеровоама II, который воцарился в 835 году до н. э. и занимал израильский престол 41 год (4Цар. 14:23). Войну с Сирией, результатом которой, по предсказанию Ионы, было расширение границ Израильского царства, следует отнести к началу царствования Иеровоама II, так как она начата была ещё его предшественниками (Иоахазом и Иоасом) и им лишь славно закончена. Отсюда и жизнь пророка Ионы нужно отодвигать к более раннему времени. Если пророчество Ионы исполнилось в начале царствования Иеровоама II, то произнесено оно было, конечно, раньше, ещё в предшествующее царствование Иоаса. Этому царю пророк Елисей пред смертью предсказал, что он победит сирийцев, только «не до скончания» (4Цар. 13:14-20).
Пророчество Ионы об окончательной победе над Сирией и восстановлении древних границ Израильского царства является, таким образом, продолжением и дополнением пророчества Елисея и произнесено было, вероятнее всего, тому же самому Иоасу в утешение.
Из сказанного следует, что пророк Иона жил в первой половине IX века до н. э.; значит, по времени своего служения он был самым древним из пророков, оставивших нам свои писания. Он был младшим современником пророка Елисея и даже, может быть, пророка Илии, и их преемником по пророчеству.
Иудейское предание не без основания считает его учеником пророка Елисея, получившим воспитание в тех пророческих школах, которые были основаны Илиёю (4Цар. 2:2-6; 4Цар. 6:1-8); оно отождествляет его с тем стремительным юношею, которого Елисей послал помазать на царство Ииуя (4Цар. 9:9-11).
Другое предание, передаваемое блаженным Иеронимом, считает пророка Иону сыном сарептской вдовы, воскрешённым Илиёю (3Цар. 17:17-23).
Эти предания, устанавливающие связь Ионы с великими израильскими пророками — Илиёю и Елисеем, приняты православной церковью и включены в службу этому пророку на22 сентября (5 октября). Дальнейших сведений о деятельности пророка Ионы мы не имеем, кроме рассказа его книги о проповеди в Ниневии.
Другие места Библии, в которых упоминается об Ионе (Тов. 14:8, 3Мак. 6:6,Мф. 12:46, Лк. 11:30-32), только утверждают этот факт. О конце жизни пророка и его смерти мы узнаём из предания. По одному из них, пророк Иона после проповеди в Ниневии остался жить там до конца своей жизни, там и умер.
Его гробница до сих пор указывается на высоком холме близ селения Мозуля, где открыты развалины Ниневии. По другому преданию, Иона возвратился из Ниневии и умер на своей родине в Гефаховере. И здесь, как и близ Ниневии, находится чтимая гробница пророка. Последняя версия о смерти пророка Ионы подтверждается сообщением, что «Иону после пребывания его во чреве кита морского «Бог показал невредимым всем присным»» (3Макк. 6:6). Значит, в отечество он возвратился»
6. КНИГА ПРОРОКА МИХЕЯ
Михе;й (ивр. ;;;;;;;;;;, ;;;;;;, Миха;йху, Миха;, «Кто подобен Богу») — «малый» библейский пророк, родом из поселенияМорасф (Мареш или Морешет-Гат) в Шфела. Жил в Иудее в годы падения Самарии (ок. 720 г. до н. э.). Пророчествовал при царях Езекии и Манассии, был современником Исайи. Михей является автором одноимённой пророческой книги — Книги пророка Михея, шестой среди книг «малых пророков».
Пророк Михей стоит у истоков необычного для своего времени стремления «упростить» иудаизм до его этической сущности:
О, человек! сказано тебе, что — добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим
(Мих.6:8)
Два величайших мудреца Талмуда повторили его мысль спустя сотни лет. Когда новообращаемый попросил Гиллеля дать краткое определение сущности иудаизма, тот ответил: «Что неприятно тебе, не делай своему ближнему. Всё остальное комментарий (к этому) — теперь иди и изучай». Спустя ещё сто лет Рабби Акива учил: «Люби ближнего своего как самого себя, вот главный принцип Торы».
Михей первым из пророков предсказал, что Иудея будет разрушена из-за греховного поведения её политических и религиозных лидеров:
Посему за вас Сион распахан будет как поле, и Иерусалим сделается грудою развалин, и гора Дома (Господа) будет лесистым холмом.
(Мих.3:12)
Неудивительно, что это мрачное предчувствие будущего евреев порой делает тон его книги отчаянным. Михей убеждает людей изменяться как можно быстрее, ведь время уходит. Последняя часть его книги содержит и пророчество надежды, о днях пришествия Мессии, подобное самому известному пророчеству Исайи:
И будет в последние дни: гора дома Господня поставлена будет во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней народы. И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдём на гору Господню и в дом Бога Иаковлева, и Он научит нас путям Своим, и будем ходить по стезям Его, ибо от Сиона выйдет закон и слово Господне — из Иерусалима. и перекуют они мечи свои на орала и копья свои — на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать
(Мих.4:1-3)
Уильям Сирз в книге «Как тать ночью» называет его «Поразительным Михеем», который смог в точности назвать места приходов Мессий: в Вифлееме и на горе Кармель.
7. КНИГА ПРОРОКА НАУМА
Нау;м (от Неемия, ивр. ;;;;;;, «Господь утешил»), пророк — один из 12 малых пророков, родом из Елкоша, города в северном Израиле; проповедовал в царствование Езекии то есть между 727 и 698 гг. до н. э. Известная под его именем ветхозаветная книга содержит в себе яркую картину религиозно-нравственного и политического состояния Израиля и даёт много указаний на историю Ассирии. По преданию, он умер на 45-м году жизни и был погребён в своей отечественной земле.
8. КНИГА ПРОРОКА АВВАКУМА
9. КНИГА ПРОРОКА СОФОНИИ
10. КНИГА ПРОРОКА АГГЕЯ
Агге;й (ивр. ;;;;;;, Хаггай, «праздничный») — один из последних пророков Ветхого Завета. Он стал пророчествовать во 2-й год царствования Дария Гистаспа (520 до н. э.). Три главных пророчества Аггея составляют 10-ю книгу 12-ти малых пророков (Тре-Ассар).
Речи его направлены к современным ему иудейскому царю Зоровавелю ипервосвященнику Иисусу, которых он упрекает в бездействии и поощряет к возобновлению работы по реставрации Иерусалимского храма, постройка которого по наветам самаритян была приостановлена предшественником Дария.
Речь Аггея не отличается изящностью слога; на ней, наоборот, заметны уже следы упадка еврейского языка, начавшегося во время пребывания евреев в Вавилонии. В беседе его со священниками (III, 12—13), которых он экзаменует в законоведении, заметны даже первые признаки того способа преподавания, который дошёл до расцвета впоследствии, в период составления Мишны. Аггей был современником пророка Захарии.
Сведений о жизни и деятельности пророка Аггея — единственного лица этого имени известного из Библии, кроме сообщаемых книгою его имени и подтверждаемых свидетельством 1-й книги Ездры 5,1; 6,14 о выступлении пророка Аггея вместе с пророком Захариею с проповедью о возобновлении работ по постройке второго храма Иерусалимского, — библейская письменность не сохранила.
Иудейское предание называет (Baba Batra 15а) пророка Аггея членом так называемой Великой Синагоги (Кенесет-Гаггедола) как к этой же Великой Синагоге раввины причисляли не только пророков Захарию и Малахию, но и многих других сколько-нибудь выдающихся деятелей послепленной эпохи; как членам этой Великой Синагоги пророкам Аггею, Захарии и Малахии, в Талмуде приписывается составление многих правил и постановлений ритуального свойства (Эрубин II, 1 Шекалим III, 1). Но против достоверности этого свидетельства говорит уже то, что, по Иудейскому же преданию, Великая Синагога была учреждена только Ездрою, (458 г. до Р. X.), следовательно, спустя лишь 62 года по выступлении Аггея на пророческое служение (ок. 520 г.), а главное — крайняя сомнительность, даже более полная недостоверность самого существования Великой Синагоги.
В древней Христианской Церкви тоже не сохранилось и не сложилось вполне устойчивого воззрения на личность пророка Аггея.
По передаваемому Псевдо-Епифанием, Псевдо-Дорофеем и Псевдо-Исихием известно, Аггей ещё в ранней юности пришёл из Вавилона в Иудею, пророчествовал о возвращении народа из плена видел отчасти восстановление храма и первый воспел там «аллилуйя»; скончался в Иерусалиме и погребен там же вблизи от гробниц священников.
12. КНИГА ПРОРОКА МАЛАХИИ
Мала;хия (ивр., Малахи;, «посланник мой») — малый библейский пророк, последний из ветхозаветныхпророков.
По преданию, происходил из колена Завулонова, умер в молодости; пророчествовал в то время, как Иерусалимский храм был снова построен после плена, вероятно — около 400 г. до н. э.; был таким же поборником веры и закона во дни Ездры и Неемии, как Аггей и Захария — во дни Зоровавеля.
Он обличал народ за недостаток усердия в жертвах, священников — за уклонение от веры, угрожает им судом Божиим за разныепороки и богохульство; в то же время он провидит славу второго храма и ясно предсказывает пришествие Мессии, явление Предтечи и грядущий суд Божий.
Во время Иисуса пророчества его не только повторялись апостолами, но известны были книжникам и народу.
Вся книга представляет собой единое целое и принадлежит перу одного автора. О жизни Малахии ничего не известно, хотя в самой книге есть некоторые указания, позволяющие приблизительно определить время ее написания. Можно, например, сказать, что строительство Храма, по-видимому, было завершено, и жертвы уже приносились (1:7-10; 3:8). В Иерусалиме правил персидский наместник (pehah) (1:8). Все это говорит о том, что данное пророчество было провозглашено после Аггея и Захарии.
Похоже, что первоначальное рвение, связанное со строительством Храма, иссякло, и началась та же религиозная распущенность и злоупотребления, которые были во времена Ездры и Неемии и которые Малахия тоже осуждает. Мы видим, что снова заключаются смешанные браки (2:10-12), не платится десятина (3:8-10) и приносятся жертвы с изъянами (1:6 и далее). Однако «князем» (наместником), о котором упомянуто в отрывке 1:8, вероятно, был не Неемия, и, следовательно, вполне возможно, что книга была написана во время его посещения города Сузы. Так или иначе, книга датируется примерно этим периодом.
Ну, а теперь мы можем подвести и общий итог по всем библейским пророкам. Все они прошли перед вами любознательный читатель. И каждый из вас был вправе сформировать свое личное мнение о каждом из них.
И поэтому читатель может считать или не считать их пророками. От этого пока существует иудейская религия ничего в их историческом облике не изменится.
Каждое новое поколения людей вновь и вновь будет пытаться понять их туманные пророчества и каждое новое поколения священнослужителей будет паразитировать на этих пророчествах в попытках приспособить их к событиям дня сегодняшнего.