чьи мощи в успенском соборе во владимире
Святой Александр Невский не покинул места, где упокоился по своей воле
В древнем Владимире находится действующий мужской монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, устроенный еще в конце ХII века братом святого благоверного князя Андрея Боголюбского Всеволодом Большое Гнездо. Именно в этом монастыре более четырех столетий пребывали святые мощи благоверного князя Александра Невского до их перенесения в тогдашнюю новую российскую столицу – Санкт-Петербург. К знаменательной дате – празднуемому в 2021 году 800-летию со дня рождения великого святого и небесного покровителя нашего Отечества – в Богородице-Рождественской обители по благословению митрополита Владимирского и Суздальского Тихона, священноархимандрита монастыря, устроен церковно-исторический музей. Открытие постоянной экспозиции состоялось 12 мая этого года. Об этом событии, об отношениях, складывающихся у музея с владимирцами, о самóй древней обители корреспондент «Монастырского вестника» побеседовала с доктором филологических наук, руководителем паломнической службы Владимирского Богородице-Рождественского монастыря Ольгой Владимировной Шалыгиной.
Ольга Владимировна, мы заметили, что на экскурсиях, проводимых прекрасными экскурсоводами Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника, туристов знакомят с такими памятниками истории как Успенский кафедральный собор и Дмитриевский храм, но Богородице-Рождественский монастырь – древнейшая обитель со столь славной историей – остается без внимания. Как же так?
Пока вот так. Сегодня мы работаем только на прием паломников и стоим немного в стороне от туристических потоков. Хотя история обители – это история нашей страны.
Расскажите, пожалуйста, о монастыре.
Богородице-Рождественский монастырь, согласно грамоте митрополита Московского Макария, был первым по статусу из всех русских обителей до того момента, когда старшинство перешло к Троице-Сергиевому монастырю (1561 год), и затем, уже в XVIII веке, Владимирский монастырь потеснила на третье место Александро-Невская лавра. Это был древнейший центр культуры. Он сразу задумывался нашими великими князьями как место пребывания митрополитов и патриархов. О том, что первосвятительская кафедра когда-нибудь будет перенесена из Киева во Владимир, мечтал старший брат Всеволода Большое Гнездо – Андрей Боголюбский. Всеволод, в крещении Димитрий, начинает осуществлять его мечту. Сначала он устраивает Богородице-Рождественский собор, положивший начало обители, и только потом строит всем известный Димитриевский собор во имя своего небесного покровителя. Строительством каменной церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы открывается новое столетие: год ее закладки 1191-й – 6699-й от сотворения мира.
На этом месте начинается Владимирское летописание – самое значительное летописание на северо-востоке Руси: то, что мы знаем об истории Древней Руси периода XII–XIII веков, мы знаем из летописей, составленных здесь. Именно здесь, не в Киеве, пишется Киево-Печерский патерик. Святитель Симон, епископ Владимиро-Суздальский и настоятель Рождественского монастыря († 1226) – его автор. Здесь до начала XVIII века хранилась одна из древнейших русских летописей – Лаврентьевская и множество других рукописных текстов.
И Александр Невский с детских лет связан с этой обителью преданием: святитель Симон участвовал в обряде посвящения (пострижения волос) четырехлетнего Александра в Переславле-Залесском. Практически через двадцать лет после упокоения великого князя во Владимире уже появляются житийные тексты и начинается почитание Александра Невского как святого. Первые варианты жития, как и служба, и акафист Александру Невскому пишутся в Рождественском монастыре. Этот пласт пока вообще не поднят. Мы создали музей святого благоверного князя Александра Невского, но вся полнота значения монастыря остается еще сокрытой.
Мало говорится и о том, что происходило в период советской власти, с 1918 по 1992 годы. В обители находились учреждения репрессивных органов: НКВД, КГБ… На территории монастыря были расстрелы. И оттуда «под ноль» было вынесено всё.
Где располагается музей?
Музей находится на месте старого церковного древлехранилища. Дело в том, что богатейший Богородице-Рождественский монастырь послужил основой Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Его святыни не утрачены: то, что увезли в 1918–1920-м годах из монастыря, просто перевезли на соседнюю улицу.
Как же создавали экспозицию?
Мы смогли это сделать только по Промыслу Божиему. Не из чего было делать. Нам передали экспонаты из музея, который ранее сложился в Боголюбском женском монастыре Рождества Богородицы. Сестры помогли –у них уже были связи, коллекции, опыт. Оттуда нам передали археологическую часть. Сестры вышили схиму, чтобы мы могли ее экспонировать. Связали нас с реконструкторами, которые занимаются эпохой Александра Невского. То есть большую часть экспозиции помогли нам сделать они.
Зачем музей монастырю?
Музей монастырю очень нужен. Мощи великого князя Александра находились более четырехсот лет в этом монастыре. Все великие князья были похоронены в Успенском кафедральном соборе Владимира, как положено великим князьям. А благоверного князя Александра Невского похоронили в обители по его воле. Перед своей кончиной он принял схиму. Постригали его в Городце, но есть мнение историков, что он стал монахом-схимником именно Рождественского монастыря. Поэтому его и похоронили в соборе Рождества Богородицы.
Не помешают потоки паломников и туристов обособленной монашеской жизни?
У монашествующих есть своя приватная территория. Другой вопрос – объемы потока. Я знаю, что в Троице-Сергиевой лавре уже места не остается вдохнуть монахам тишины. Здесь пока такая возможность есть: и время, и место, и птицы поют, и тишина бывает. Несомненно то, что необходимо приобщать современных людей к высочайшей культуре, которая у нас лежит сейчас под спудом. Все это понимают, и монашествующие в том числе. Я не так давно здесь работаю, но чувствую поддержку.
Значит, идея создания музея возникла не «к дате», а вынашивалась давно?
Идея создания музея существовала до того, как я пришла сюда организовывать паломническую службу. Но потом возникла нужда сделать это срочно. Срочно – значит срочно. Хотя без моего предшествующего опыта научной работы это было бы для меня невозможно: девятисотлетний объем истории монастыря может просто раздавить… Было много открытий. Например, Киево-Печерский патерик: историю владимирских храмов домонгольской Руси, да и всех храмов нашей Руси, невозможно понять без этого ключевого текста. А его никто не привлекает, хотя он доступен, в интернете есть на русском языке. Далеко не все выпускники филфака по-настоящему, не поверхностно знают его содержание. А там же все написано. Оказывается, храмы на Руси строились в «поясах Христа», а не в метрах, сантиметрах, даже не в аршинах. Кому ни рассказываю – никто не знает. И так далее… Прошлое само поднимается такими огромными пластами… Существует патерик Богородице-Рождественского монастыря, он издан. Начинаешь читать, а там бесконечные слои интереснейшей информации. Мы стали совсем не любопытны. Год Александра Невского… Мало кто знает, что он здесь, во Владимире, в монастыре почитался не как воин, а как целитель. Сюда люди приходили лечить недуги. В этом году мы в крипте Богородице-Рождественского собора, на месте захоронения князя, установили обзорное окно с табличкой о житийной иконе Александра Невского. И большая часть сюжетов на клеймах этой иконы – об исцелениях.
Самое интересное: в наши дни устроение музея возвращает нам святыни.
Например?
Например, на своем огороде хозяева выкопали из земли части белокаменных колонн собора XII века, они никому не нужны. Но поскольку есть музей – к нам приходят, говорят: вот, мы нашли белый камень, – нужен? – Нужен. Нам отдали икону, камень надгробный, который еще надо прочесть, книги… То есть жизнь, которая начинает возникать вокруг музея, возвращает людей, в том числе молодое поколение, к истокам, к своему далекому, но родному прошлому. Это как ответ на вопрос: кто мы, и откуда Московская Русь пошла. С открытием музея, могу предположить, люди открывают для себя потаенную, монастырскую Русь, тот стержень, который держит нашу страну столько веков.
На чем делается акцент в музейных экскурсиях?
Когда мы рассказываем на экскурсиях в музее об Александре Невском, то прежде всего говорим о том, что это был защитник Православия. Он оказался в сложной политической ситуации не только в военном отношении, – это касалось и непосредственно Православия. С одной стороны, было, как мы знаем, противостояние католической экспансии, и здесь князь Александр дал решительный отпор. Но была еще и проблема с внутренними противоречиями, вносимыми в восточное христианство монголами, которые на две трети были несторианами… Без знания истории Церкви непросто во всем этом разобраться, понять действия князя в Орде, и мы пытаемся доносить эти знания до наших слушателей.
Насколько я знаю, Богородице-Рождественский монастырь многофункционален. В его стенах располагается епархия, архиерейские покои, информационная студия и семинария. Семинаристы принимают участие в работе с паломниками?
Семинаристы водят экскурсии по музею и обзорные экскурсии по монастырю. Сейчас будем их учить проведению обзорных экскурсий по городу. Это очень важное дело. Ведь от хорошего экскурсовода многое зависит.
А лично для Вас – кто он, святой благоверный Александр Невский?
Я ясно чувствую: благоверный князь Александр Невский не покинул места, где он упокоился по своей воле. Несмотря на то, что мощи вывезли. Это был и есть его монастырь, место священное. И святой князь помогает. Не успеешь подумать, и все хорошее сбывается. Это можно отнести и к созданию музея, и к тому, как пополняется экспозиция. Хочется вернуть во Владимир реликвию – белокаменный саркофаг Александра Невского, он с 1990-х годов в Петербурге на изучении. Будем просить святого помочь.
О монастыре еще многое можно сказать. Конечно, мы рассказываем о святителе Феофане Затворнике – он был здесь настоятелем, при нем возобновляли собор, возводили Христорождественский крестильный храм; монастырь приобрел тогда вид, который сохраняется и сейчас. Святитель Афанасий Ковровский, исповедник, был последним наместником перед закрытием монастыря в 1920 году. Теперь его святые мощи пребывают здесь… Зная всё это, разве не захочется побывать в нашей замечательной обители?
Фото: Юлия Стихарева.
Также использованы фотографии с официального сайта Богородице-Рождественского монастыря.
Древние гробницы во Владимирском кафедральном Успенском соборе и Успенском княгинином девическом монастыре и погребенные в них князья и святители
Содержание
От Московского Духовно-Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва. Августа 27-го дня 1903 года. Цензор Протоиерей Александр Смирнов.
Немного в России столь славных по своей истории и святыне храмов, как кафедральный Успенский собор в губернском городе Владимире. Этот величественный храм, стоящий на высокой горе над рекой Клязьмой, построен более 700 лет тому назад св. Благоверным Великим князем Андреем Георгиевичем Боголюбским. По свидетельству летописей, соборный храм Владимирский был украшен строителем своим «дивно», «паче иных церквей». Он сиял золотом внутри, сияла золотом и громадная глава его, отчего летописцы и называют его «златоверхою церковию», или «святой Богородицей золотоверхой». Вскоре по основании своем этот храм получил особенно славное значение между храмами Русской земли, потому что св. Андрей Боголюбский перенес великокняжеский престол из Киева во Владимир, и этот последний сделался, таким образом, столицей всей России.
Но ни татарский огонь, ни перенесение великокняжеского престола из Владимира не отняли у Владимирского собора всей его славы: ибо в нем, «как пребогатое сокровище, многолетно в нетлении почивают мощи 2 » святых благоверных великих князей Андрея Боголюбского, Георгия Всеволодовича, убитого в битве с татарами на р. Сити, и св. благоверного князя Глеба, скончавшегося в юности, сына св. Андрея Боголюбского. Сверх того, неотъемлемое сокровище Владимирского соборного храма составляют и находящиеся в нем гробницы других князей, а также святителей, известных и даже знаменитых в истории России. Между князьями, погребенными в этих гробницах есть и великие князья, предки и сродники царей Русской земли; между святителями – один всероссийский митрополит.
Соборный храм, построенный св. Андреем Боголюбским, был распространен младшим братом его, великим князем Всеволодом Георгиевичем, который с трех сторон храма – северной, западной и южной, в расстоянии от стен его около 2 сажень, воздвиг новые стены, по высоте немного меньшие стен собора, сводами и арками соединивши новые стены с прежними, отчего образовалась с трех сторон прежнего собора обширная галерея. Выход в эту галерею, можно думать, первоначально был только через три двери прежнего храма, – и проходы, какие видим здесь в настоящее время, были сделаны позднее времен Всеволода Георгиевича. Кажется, также позднее времен Всеволода Георгиевича в его пристройке устроены были придельные алтари: с правой стороны – в честь св. великомученика Георгия (ныне в честь св. благоверного князя Глеба), с левой – в честь Благовещения Пресвятой Богородицы (ныне в честь св. благоверного великого князя Андрея). Эта-то галерея-пристройка и предназначена была Всеволодом Георгиевичем быть усыпальницей его державного рода и Владимирских святителей. Сюда великий князь Всеволод перенес из прежнего храма и гробницы, в которых покоились брат его – св. Андрей и другие, погребенные в том храме.
Но вот в 1874 году, по благословению Архиепископа Владимирского Антония, усердием Владимирской купеческой жены Прасковьи Онисимовны Муравкиной восстановлена была одна (почитаемая Владимирцами) гробница великой княгини Агафии, ее снох и внучат, мученически скончавшихся в самом соборном храме при взятии Владимира татарами. Украшена была эта восстановленная гробница по образцу Киевской гробницы Ярослава Мудрого, по рисунку архитектора Николая Андреевича Артлебена.
В изложении своего предмета мы будем следовать порядку размещения гробниц в храме, и рассмотрим сначала находящиеся на северной стороне, начиная с придельного алтаря, а потом – ряд гробниц на южной стороне, также начиная с придельного алтаря. При этом не будем касаться тех, сравнительно новых, гробниц, в которых ныне почивают нетленные мощи святых князей: Георгия, Андрея и Глеба, и не будем вести речь о сих св. князьях, ибо существуют жизнеописания сих прославленных угодников Божиих.
Первый из великих князей, утвердивший свою резиденцию в Москве, был Иоанн Калита, получивший великокняжеское достоинство в 1328 году. Но и после него долго великие князья восходили на великокняжеский престол во Владимире; так, по ясному свидетельству летописей, Василий Дмитриевич в 1389 году восшел на великокняжеский престол во Владимире.
Слова взяты из тропаря св. благов. кн. Георгию, Андрею и Глебу.
Сообщить жизнеописания о находящихся в соборе древних гробницах особенно благовременным находим мы ныне, потому что недавно, во время внутренней реставрации собора (в 1882–84 годах) восстановлены многие из этих гробниц в древнем своем виде, и они теперь невольно привлекают внимание входящего под сень древнего храма.
Жизнеописания князей составлены по летописям, по Степенной книге, по труду Н. Арцыбашева: «Повествование о России», Москва, 1838 г., по труду М. Погодина: «Исследования, замечания и лекции о Русской Истории», Москва 1855 г., по «Истории Государства Российскаго» Карамзина и по другим источникам.
Ниши или углубления в стенах.
Именно: над местом погребения епископа Серапиона стоял посеребренный саркофаг и на нем св. икона; над местом погребения митрополита Максима стоял сначала балдахин, а потом железная решетка, и находилась св. чудотворная икона Божией Матери, написанная по видению святителя Максима, да изображение самого святителя.
При месте погребения князя Изяслава Андреевича – копья и шлем.
Только опустевшая гробница, в которой почивали, до обретения, мощи св. благоверного вел. кн. Георгия, восстановлена позднее – в 1889 г.
Подробно о восстановлении гробниц во время реставрации 1882–84 года можно читать во Влад. Еп. Ведомостях за 1884 год, в №4, в статье протоиерея Александра Виноградова: «Владимирский Успенский собор и открытыя в нем фрески», также в брошюре того автора: «Святыня Владимирскаго кафедральнаго Успенскаго собора, историческое значение его и реставрация», Владимир, 1888 года.
На особенности внешнего вида некоторых гробниц мы укажем ниже, помещая сведения о каждой гробнице в отдельности.
Источник: Порфирий (архимандрит). Древние гробницы во Владимирском кафедральном Успенском соборе и Успенском Княгинином девическом монастыре и погребенные в них князья, княгини и святители: с изображением одной гробницы и с приложением статьи «Обновление Владимирского кафедрального Успенского собора» / [соч.] Архим. Порфирия. – Изд. 2-е доп. – Владимир: Тип. губерн. правления, 1903. – 132 с.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Владимир: с XIX в. до наших дней
Гробницы князей и святителей в Успенском соборе Владимира
Кроме священных рак с мощами Благоверных Князей, нетленно почивающих в соборе, как великокняжеской усыпальнице, находятся гробницы следующих Князей и Святителей, нашедших упокоение в Успенском соборном храме.
1-я Гробница
В ней до своего открытия в 1702 году почивали мощи св. Благоверного Великого Князя Андрея Боголюбского. Гробница уставлена в северной стене собора в придельном алтаре, который в 1774 году посвящен имени св. Великого Князя Андрея. Эта белокаменна гробница имеет вид простого продолговатого ящика, без крышки.
2-я Гробница
В ней погребен Великий Князь Всеволод III Георгиевич; находится против опустевшей гробницы строителя собора, св. Великого Князя Андрея, в том же небольшом придельном алтаре, на правой стороне от престола, не в стене, а возле стены; на гробнице Всеволода Георгиевича, вместо крышки, поставлена другая гробница, в которой до открытия почивали мощи св. Благоверного Князя Глеба Андреевича.
3-я Гробница
В ней погребен Князь Мстислав Андреевич, сын Андрея Боголюбского, находится по левую сторону северных дверей храма, ныне выходящих в пристройку – в Георгиевский собор, возле северной стены храма. Есть известие, что св. Андрей Боглюбский над гробом своего мужественного сына поставил мраморную статую, которая до сих пор не сохранилась.
4-я Гробница
В ней погребен Великий Князь Михаил Георгиевич. В ней же положены останки мученически скончавшихся при взятии Владимира татарами в 1238 году, супруги св. Великого Князя Георгия – Агафии, дочери, снох и внучат его. Эта гробница находится далее к западу от гробницы Мстислава Андреевича, в северной стене (в полумраке, в тени от столпов храма). Над гробницей в глубине комары висит освещаемая светом лампады икона св. Парфения, епископа Лампсакийского, память которого празднуется 7-го Февраля, в день мученической кончины Великой Княгине Агафии, ее дочери, трех снох и внучат.
5-я Гробница
В ней погребен князь Борис Даниилович, внук св. Александра Невского, находится в следующей далее к западу комаре в северной стене.
6-я Гробница
В ней погребен князь Изяслав Андреевич, старший сын Андрея Боголюбского (1164 г.) самая крайняя в северной сене, находящаяся в комаре в самом северо-западном углу собора, возле нынешней винновой лестницы на хоры. При этой гробнице можно видеть в настоящее время тяжелый железный шлем и несколько тяжелых железных стрел, длинной каждая более двух аршин. Шлем по преданию принадлежит князю Изяславу Андреевичу, стрелы – из тех, какие употреблялись при древних русских войнах.
7-я Гробница
В ней погребен великий князь Ярослав Всеволодович, сын Всеволода III, отец св. Александра Невского, находится на правой южной стороне храма, возле стены.
8-я Гробница
Заключает в себе тела князей: Всеволода, Мстислава и Владимира Георгиевичей, скончавшихся при нашествии татар в 1238 году; находится против гробницы великого князя Ярослава Всеволодовича, в том же придельном алтаре, в комаре, сделанной в южной стене храма.
9-я Гробница
В ней до открытия в 1645 году, почивали мощи св. благоверного великого князя Георгия Всевлодовича; находится возле южной стены храма, близ гробницы трех его сыновей, — при чем часть гробницы св. Георгия находится в придельном алтаре, а часть выступает за иконостас на солею.
10-я Гробница
В ней погребен великий князь Константин Всеволодович Мудрый (1219 г.), за южными вратами храма. Она находится не в комаре, а возле южной стены, — и по положению и украшению своему подобна гробнице князя Мстислава Андреевича, против которой она и находится.
Источник: Георгиевский В., 1896 г. — Город Владимир на Клязьме и его достопримечательности.
У Бога все живы. Кто погребен в некрополе Успенского собора?
Историю создают люди. Великие и деятельные. Именно они своими подвигами, созидательным трудом, решительностью и волей меняют окружающую реальность так, как считают правильным. На заре русской государственности, в далеком XII веке, князь Андрей Боголюбский задумал неслыханное: перенести княжеский стол и кафедру русской православной церкви из Киева в Северо-Восточную Русь. Такие планы и стали причиной основания Успенского собора во Владимире в 1158 году. Этим величественным сооружением мы можем любоваться и по сей день. Андрей задумал собор кафедральным, а Владимир отстраивал по образцу Киева, не скупясь на дорогие и сложные белокаменные здания. Столицей наш город стал еще при жизни князя, а центром русского православия — чуть позже. Но об этом отдельно.
Князь Всеволод Большое Гнездо продолжил начатое старшим братом, расширив и перестроив Успенский собор после страшного пожара 1185 года. Подробнее об архитектуре и истории создания храма мы рассказывали в первой серии нашего цикла. Интересно, что возведенная Всеволодом галерея стала некрополем. И сегодня здесь покоятся многие православные христиане, князья и епископы.
Лежат под светлой сенью своего творения и оба создателя Успенского собора: старший брат Андрей — в северной части храма, а младший брат Всеволод — в алтаре.
Рака Андрея Боголюбского
При Всеволоде Владимиро-Суздальское княжество достигло наивысшего расцвета. Он имел 12 детей, среди них — 8 сыновей. А первая супруга князя Мария Шварновна основала во Владимире Княгинин монастырь, где теперь находятся ее святые мощи. Именно от рода Всеволода и пошла династия московских князей, будущих правителей русского государства.
Всеволод Большое Гнездо. Фото: s0.drugiegoroda.ru
Кто же еще из наших великих предков покоится в главном соборе Владимирской области, чьими стараниями кафедра митрополита была перенесена из Киева во Владимир и как кровопролитная Липицкая битва 1216 года связана с историей храма, расскажет народный гид Алексей Валентинович в очередном выпуске программы «Точка на карте». Смотрите третью серию о соборе.
Три кровных брата в огне Липицкой битвы
Великий князь Всеволод скончался в 1212 году. И вскоре после его смерти между княжескими сыновьями развернулась борьба за власть. 21 апреля 1216 году неподалеку от Юрьева-Польского (близ рек Липица и Гза) случилось одно из самых жестоких и кровопролитных междоусобных сражений того времени — Липицкая битва. Здесь в буквальном смысле брат шел на брата: старший Константин Всеволодович против младших Ярослава Всеволодовича (отца Александра Невского) и Юрия Всеволодовича. На стороне Константина выступило объединенное смоленско-новгородское войско, младших поддержали жители Суздаля и Мурома.
По данным одной из летописей, только младшие Всеволодовичи убитыми потеряли 9 233 человека. А по версии историка Татищева, эта цифра достигает аж 17 250 человек. Для локальных сражений того времени — огромные потери. Победили же войска Константина — ему и достался владимирский престол. А Ярослав и Юрий с позором бежали.
А летом 1808 года одна из крестьянок села Лыково, расположенного неподалеку от града Юрьева-Польского, обнаружила в кустах «что-то блестящее». Это оказался старинный княжеский шлем. Артефакт приписывают Ярославу Всеволодовичу, одному из участников Липицкого сражения. Сегодня ценная находка хранится в московской Оружейной палате.
Шлем Ярослава Всеволодовича. Фото: i.pinimg.com
А в Лыково в память о тех событиях установили памятник — «Лыковский шишак». Не так давно мы здесь побывали и сняли интересное видео. Посмотреть можно здесь.
Вы спросите: и как эта история связана с Успенским собором? А в его некрополе некогда враждующие братья Константин, Ярослав и Юрий нашли свое упокоение. И сегодня их нетленные мощи находятся рядом, в галерее, построенной их великим отцом Всеволодом Юрьевичем. Вечность всех сравняла. Вот и можно сказать, что здесь в лицах лежит русская история — история вражды и примирения.
Митрополит Максим и перенесение кафедры
В соборе покоятся и епископы владимирские: Федор, Серапион, Симон, Митрофан, Лука. Каждый оставил свой след в истории. Но особое место занимает фигура митрополита Максима, грека по происхождению, который в 1299 году уехал из Киева во Владимир. И таким образом перенес центр русского православия в северо-восточные земли.
Это событие напрямую связано с идеей основателя Успенского собора Андрея Боголюбского, который хотел, чтобы Владимир стал как политическим, так и религиозным центром Руси. Так, через сто с небольшим лет после смерти князя его задумка воплотилась в жизнь.
«Максим сделал решительный, окончательный шаг, которым ясно засвидетельствовал, что жизненные силы совершенно отлили с юга на север, и … Киев потерял прежнее значение и благосостояние», — поясняет историк Соловьев.
У Бога все живы. Тени покоящихся под сводами древнего собора стоят рядом с современными верующими, которые приходят сюда поклониться святым мощам, полюбоваться великолепным живописным убранством храма, фресками Андрея Рублёва, почувствовать дыхание великой русской истории, которая оживает здесь в судьбах тех, кто ее творил.
Хотите посмотреть полный цикл о соборе? Еще раз приводим ссылки на 1-ю и 2-ю серии:
Подготовила Дарья Ермолина
Съемки и монтаж Дмитрия Киреева
Фото и видео «Призыва»
*Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения народного экскурсовода