чистое сияние светлого разума смотреть
«Вечное сияние чистого разума» Мишеля Гондри Журналист Артем Макарский — о фильме, в котором любовь проиграла
В рубрике «Новая классика» авторы The Village предлагают по-новому взглянуть на фильмы, вышедшие в течение последних 20 лет, но уже успевших стать классикой — иногда позабытой, иногда — не очень. В первом выпуске Артем Макарский рассказывает о «Вечном сиянии чистого разума» Мишеля Гондри — необычном романтическом фильме, в котором любовь, вопреки обыкновению, не побеждает обстоятельства. «Оскар»-2004 за лучший сценарий.
«Вечное сияние чистого разума»
Описание
Режиссер: Мишель Гондри
Сценаристы: Мишель Гондри, Чарли Кауфман, Пьер Бисмут
В ролях: Джим Керри, Кейт Уинслет, Кирстен Данст, Марк Раффало, Элайджа Вуд и другие
Где смотреть фильм
Джоэл Бэриш (Джим Керри), умеренно молодой человек с настолько скучной работой, что о его должности даже не упоминают, в канун дня Святого Валентина решается на нетипичный для него импульсивный поступок. Взяв отгул с работы, он прыгает в закрывающиеся двери поезда на Монток — что-то явно его туда тянет. В Монтоке, а потом и в обратном поезде в Нью-Йорк он встречает девушку с синими волосами, которую зовут Клементина (Кейт Уинслет). Джоэл иногда совсем не понимает, как реагировать на ее реплики, но вечером они уже едут на озеро смотреть на звезды, лежа на льду. Как выяснится, два года назад у них уже были отношения, а практически весь остальной фильм будет воспоминанием о том, как Джоэл в отместку попытался забыть Клементину так же, как она забыла его.
2004-й год — бум авторского кино. С успехом проходит огромное количество фильмов как от классиков, так и от молодых режиссеров. Француз Мишель Гондри в эту волну вписался — хотя он был больше похож на Софию Копполу и Уэса Андерсона, чем на Жене и остальных. Картина собрала в прокате 72 миллиона долларов (при бюджете в 30) и стала прорывом клипмейкера, получила «Оскар» за сценарий и окончательно утвердила Керри в статусе драматического актера. Это один из главных ромкомов века — но, как и все лучшие фильмы в жанре, с подвохом. Точнее, с целой кучей подвохов.
Другие авторские фильмы, вышедшие в 2004-м году
— «Дом летающих кинжалов» Чжана Имоу
— «Водная жизнь Стива Зиссу» Уэса Андерсона
— «9 песен» Майкла Уинтерботтома
— «Таинственный лес» М. Найта Шьямалана
— «Долгая помолвка» Жана Пьера Жене
— «Жизнь как чудо» Эмира Кустурицы
— «Дурное воспитание» Педро Альмодовара.
Чарли Кауфман, человек, превративший концепт режиссера Мишеля Гондри и художника Пьера Бисмута в полноценный сценарий, вышел из себя, когда в 2000-м году узнал о выходе «Помни» Нолана — там тоже обыгрывалась тема постоянной потери памяти.
Кауфман даже пытался уговорить всех оставить работу над проектом, но у него, к счастью, ничего не вышло. До выхода «Вечного сияния» оставалось четыре года, но работа над ним началась еще в 1998 году, поэтому понять переживания Кауфмана довольно легко. А тем, кто смотрел фильм «Адаптация» Спайка Джонзи, их можно еще и представить. Нолан был не единственной проблемой съемочной группы — на работу соглашались не все, продюсеры пытались намекнуть, что Кейт Уинслет можно заменить на Джулию Робертс, только что получившей «Оскар» за «Эрин Брокович», Гондри никто не понимал из-за акцента, ну и так далее. Впрочем, вернемся к началу.
Художник Пьер Бисмут, с которым Гондри познакомился через парижскую арт-тусовку, возможно, является одним из немногих людей, получивших «Оскар» за то, что он чего-то не сделал. В конце девяностых у него никак не получалось воплотить в жизнь арт-проект, в котором он собирался раздавать случайным людям карточки «Вас стерли из памяти» и проследить за их реакцией. Замысел так и остался замыслом — и Бисмут отдал идею Гондри. Об участии Бисмута в разработке сценария известно мало, но в этот момент в истории появляется Кауфман, с которым Гондри уже работал над «Звериной натурой», совсем дурацкой версией «Собачьего сердца». Кауфмана привлекла идея стирания памяти и он погрузился в попытки понять, как работают человеческие отношения.
Трудности перевода
2004-й был проклятым годом для перевода названий фильмов на русский — «Водная жизнь» Уэса Андерсона шла в прокате как «Унесенные морем» (чтобы, не дай бог, не сравнили с «Водным миром»), а «Сияние» вышло как «Вечное сияние страсти». По такому вольному переводу прошлись практически все критики, а Кауфман в интервью «Афише» о нем отозвался совсем уж резко. Конечно, очень жаль, что никто не пошел бы на фильм «Невинностью лучатся их сердца» (хотя покупают же до сих пор «Под сенью девушек в цвету»), а ведь именно так переводится строчка из Александра Поупа, давшая название фильму. Но вкупе с довольно дурацким трейлером зрители ожидали увидеть романтическую комедию, а получили известно что. Одна радость: примерно такой же трюк был провернут в итальянском прокате, где фильм вообще назывался «Если ты меня оставишь, я тебя оставлю тоже». Конечно же, там фильм провалился.
То, как человеческие отношения работают по версии Кауфмана, можно узнать в «Аномализе», которой фирменный цинизм сценариста совсем не пошел на пользу, — в «Вечном сиянии» же Гондри удалось его уравновесить.
В изначальном сценарии мы видим тех же героев через пятьдесят лет — и выясняем, что они стирали друг друга уже пятнадцать раз; впрочем, раз в три с половиной года — уже неплохой для них результат. Один из персонажей стирает себе воспоминания об аборте. Джоэл договаривается о сексе с бывшей в день повторного знакомства с Клементиной. Все это в фильм не вошло.
Гондри умело очистил картину от лишнего: еще немного и все эти игры и спецэффекты начали бы раздражать, но режиссер не перегибает палку. История взаимоотношений вообще оттеняет все остальное, однако задний план ее подкрепляет и с ней контрастирует: друзья Джоэла хоть и кажутся необязательными, но у них тоже все не в порядке. Работники стирательной компании веселятся только лишь для того, чтобы мы поняли, что они тоже люди. Кирстен Данст, влюбленная в женатого доктора, который постоянно стирает ей память, отдувается за то, чтобы показать, что любовь может быть проклятием. Элайджа Вуд показывает, что взаимности и близости нельзя добиться благодаря избитым фразам и действиям по правилам. Марк Руффало слишком неуверенно показывает невзаимную любовь — и поэтому кажется немного лишним. И все-таки в центре истории — два человека, а остальное — неважно, нет.
«Мне всегда будет двенадцать», — так назывался автопортрет Гондри для DVD из серии Directors. Внутренний ребенок Гондри — его визитная карточка, его достояние, его кредо.
Можно легко списать все на его мальчишество и на этом успокоиться. Но что, если все не так просто? Мир аналоговых спецэффектов, в который большинство его героев убегает от реального мира, если задуматься, чуть ли не страшнее того, что вокруг. В «Сиянии» этот мир, в котором ты делаешь из одеяла палатку, точно враждебен для главного героя: он подминает Джоэла под себя, работает на то, чтобы тот принял происходящее в настоящем мире — и вот это уже настоящее предательство.
Гондри говорил о том, что не может пересматривать фильм, потому что во время монтажа с ним рассталась девушка и он сам прожил те эмоции, о которых снял фильм. В этом одновременно есть и правда, и лукавство. Одна из самых инфантильных вещей, которые могут быть — нежелание справляться с потерей, через которое проходят герои фильма. Гондри, который прошел через унизительную процедуру отправки чужих вещей бандеролью, тем не менее, не готов признать то, что он взрослее своих героев. Он также понимает, что снял честный фильм, которому не нужны никакие спецэффекты — машины сколько угодно могут падать с неба, а важнее все равно лежбище на льду озера. Лукавство же в том, что Гондри проиграл, не смог сделать трюки и спецэффекты обязательными и необходимыми, поэтому через антураж фантастического фильма, сделанного на коленке, постоянно прорывается настоящее чувство.
Но все же «Вечное сияние» — победа Гондри. Иные могут залезть в голову Джона Малковича, но в голову Мишеля Гондри не может залезть никто. Что для него было важнее в истории — чувства или блестящие фантики спецэффектов? До конца неясно. Понятно лишь, что весь цинизм Кауфмана Гондри сглаживает не ребяческим отношению к истории, а человечностью, большей эмпатией. Это чувство вообще присуще ему в фильмах: главные герои для него важнее, чем кто бы то ни было, им он сопереживает, как мало кто из коллег. Однако нельзя не отметить, что на пробах Гондри так понравилось состояние Кэрри, который тогда расстался с партнером, что то ли в шутку, то ли всерьез попросил его сохранить это настроение еще на год. Судя по фразе «вот настолько у нас двинутый бизнес», брошенной в документалке «Джим и Энди», Кэрри просьбу не оценил — зато Гондри явно добился своего.
Интересные факты со съемок фильма
— У Джима Кэрри в детстве был такой же велосипед, как в сцене флэшбэка из детства Джоэла, но об этом он узнал уже во время съемок;
— Камеры снимали все без остановки, но с почтительного расстояния, поэтому актерам было проще расслабиться;
— Всех кроме Кэрри на съемках просили импровизировать, чтобы он был более грустным;
— Сцену прохода цирка по городу снимали без сценария, просто всем понравилось, как ходят слоны.
Но «Вечное сияние» — редкий фильм, который интересные факты со съемок делают
не тем, чем он кажется.
Все эти вещи помогают забыть о том, что это — грустный фильм о проблеме коммуникации. Джоэл и Клементина обсуждают все, что угодно, кроме самих себя, скрываются от разговоров друг о друге в алкоголе, веселье, быту, чем угодно еще — лишь бы не поговорить о наболевшем. Самая душераздирающая сцена фильма — та, где до начала процесса стирания памяти они слушают, что наговорили друг о друге: обидные, делающие больно слова сразу отрицаются, а значит, необходимый разговор может так и не состояться.
И все-таки им, неудобным людям в удобном мире, друг с другом чаще всего хорошо — есть в их отношениях какая-то предначертанность, ради которой можно пожертвовать постоянным возвращением к началу, к нулевой точке. Джоэл и Клементина будут вместе, пока им не надоест — а потом начнут все заново. Если вернуться к первой версии сценария, где мы видим героев спустя 50 лет, то в начале 2018 года Клементина стерла Джоэла из памяти в четвертый раз. Все будет так, как должно.
«Вечное сияние чистого разума» смотреть онлайн
Eternal Sunshine of the Spotless Mind
« Можно стереть любовь из памяти. Выкинуть из сердца – вряд ли »
режиссёр:
В ролях:
Видео высокой чёткости и стерео звук.
описание
Романтическая драма, исследующая природу настоящей любви.
Джоэл и Клементина — обычная влюбленная пара, которая по мере развития своего романа переживает и взлёты, и падения. Но после одной из ссор они принимают решение расстаться, и не просто разойтись в разные стороны, а стереть себе все воспоминания друг о друге. Оказывается, что не так уж просто забыть настоящую любовь.
Застенчивый интроверт Джоэл Бериш встречает жизнерадостную девушку Клементину Кручински. Они влюбляются и начинают жить вместе. Однако любовная идиллия со временем разбивается о быт и несочетаемость характеров. После очередной семейной ссоры Клементина идёт на отчаянный шаг — с помощью услуг фирмы «Лакуна» стирает все воспоминания о возлюбленном из памяти. Джоэл, узнав об этом, тоже решает воспользоваться услугами «Лакуны» и стирает все воспоминания о Клементине.
Неожиданно он осознаёт, как сильно дорожит Клементиной и пытается спасти хоть мельчайшие крохи воспоминаний, связанных с ней. Получится ли у него? Это, пожалуй, одна из самых необычных мелодраматических лент в истории кинематографа. Самая главная особенность фильма — необычный сюжет, который делает киноленту больше похожей на крупнобюджетный артхаус, чем на стандартную семейную мелодраму.
Эта картина 2004 года вызвала очень тёплый прием со стороны критиков, прессы и кинозрителей. Немаловажную роль в её успехе сыграл искусный сценарий гениального Чарли Кауфмана, который, в отличии от его предыдущих работ, не просто совершает скачки во времени и пространстве фильма, а делает это таким образом, что подталкивает зрителя к самостоятельному осознанию происходящих событий.
Также свой вклад в повсеместное признание картины внесли Джим Керри и Кейт Уинслет, сыгравшие главных героев и ради этих ролей вжившиеся в не совсем привычные для себя амплуа. Их герои отлично оттеняются второстепенным составом фильма: роли второго плана сыграли такие талантливые актеры, как Том Уилкинсон, Кирстен Данст, Марк Руффало и Элайджа Вуд. А вишенкой на торте здесь выступает саундтрек, созданный для фильма композитором Джоном Брайоном.
▪ Чудесный актёрский тандем Кейт Уинслет и Джима Керри.
▪ Множество поводов задуматься о природе любви и о смысле жизни.
▪ Музыкальное сопровождение фильма, восстанавливающее веру в чудеса даже у самых завзятых циников.
▪ Премия «Оскар» за лучший оригинальный сценарий в 2005 году.
▪ Премия «Сатурн» в номинации «Лучший научно-фантастический фильм» в 2005 году.
▪ Премия BAFTA за лучший монтаж и лучший оригинальный сценарий в 2005 году.
▪ Премия Брэма Стокера за лучший сценарий в 2005 году.
▪ Название картины взято из поэмы Александра Поупа «Письма Элоизы к Абеляру» (1714). Чарли Кауфман часто обращается к этой поэме в своём творчестве, к примеру, её же фрагменты он использовал при создании более раннего проекта «Быть Джоном Малковичем» (1999).
▪ В роли Джоэла хотел сняться Николас Кейдж, но создатели видели на этом месте исключительно Джима Керри.
▪ Название «Lacuna Inc.» имеет латинское происхождение и обозначает пробел или пропуск.
▪ Мишель Гондри придумал идею фильма во время разговора с актёром Пьером Бисмутом, который сказал: «Представьте себе, что ранним утром вы открываете свой почтовый ящик и получаете следующее послание «Тот, кого вы знали, только что стёр вас из памяти…».
▪ Все сцены в поезде были сняты в настоящем движущемся поезде.
▪ Зрителю ни разу не называют фамилию медсестры Мэри, но во время просмотра фильма можно заметить её в одном кадре: Свево. Сценаристы выбрали её в честь итальянского писателя Итало Свево, на творчество которого оказали большое влияние труды Зигмунда Фрейда.
▪ Для большей правдоподобности диалогов актёрам предложили импровизировать на съёмочной площадке, поэтому большинство удачных моментов — это результат творчества самих актёров.
▪ Компьютер, использующийся при стирании памяти, называется Amstrad PPC, и это очень популярная в 90-х годах модель.
▪ Сцену, в которой мы видим сразу двух Джоэлов, сняли без спецэффектов. Джим Керри просто быстро переодевался.
▪ Во время импровизированной съёмки уличного парада репортеры пытались взять интервью у Джима Керри. Если прислушаться в этой сцене внимательно, то можно услышать отчаянный возглас «Поговори со мной!».
▪ Во время сцен в поезде музыка играет, когда герои общаются, и стихает, когда между ними возникает неловкое молчание. Этот приём был специально придуман авторами, чтобы подчеркнуть чувства героев.
▪ Для съёмки одной из сцен режиссер Мишель Гондри попросил Марка Руффало спрятаться и напугать Кирстен Данст. Руффало постарался, как мог.
▪ Для создания этой картины Мишель Гондри разработал уникальную систему управления камерами. Он разрешил актёрам играть так, как они сами хотят, а сам в это время руководил операторами с помощью наушников, через которые давал им указания. Благодаря этой системе актёры смогли сыграть намного естественнее, потому что могли выражать свои эмоции более свободно.
▪ При создании фильма почти не использовалось компьютерных спецэффектов.
▪ Парад слонов был снят совершенно случайно: Уинслет увидела его в окно, и вся съёмочная группа скорее побежала на улицу.
Осторожно, спойлеры!
▪ Сам Мишель Гондри признается, что его любимый момент в фильме — это внезапное исчезновение Клементины. Джим Керри не знал о таком повороте сценария, поэтому его эмоции в этой сцене абсолютно подлинные.
Смотрите фильм «Вечное сияние чистого разума» на других устройствах
Фильм Вечное сияние чистого разума (2004) в hd 720 качестве смотреть онлайн
У Джоэла абсолютно неприметная жизнь – дом, работа. Скромный парень привык сторониться людей, обитая в гармонии с собственным внутренним миром. Тихоня предается меланхолии, отстраняясь от глобальных конфликтов и ненужных разборок. Однажды в День святого Валентина он не поехал в офис, а купил билет на поезд и отправился к морю. Решение все изменить пришло спонтанно, невидимая рука подтолкнула к необдуманному поступку. Застенчивый юноша не ожидал, что сможет моментально забыть привычный скучный распорядок серых будней. Неожиданно он встретил загадочную девушку. Ее образ вызвал странный отклик в душе – они были знакомы, но почему тогда он не запомнил эти синие непослушные пряди волос. Обращение к памяти не помогает найти утерянную нить, связующую прошлое с настоящим. Их встреча – не случайна. Клементина раньше общалась с Джоуэлом, она работала в книжном магазине, куда нередко заходил приятель. Они были вместе, но после шумной ссоры зазноба захотела порвать взаимоотношения. Чтобы перечеркнуть роман с возлюбленным, красотка с необычной прической направилась в специальную фирму за помощью. Ей удалось выбросить из головы прошлое, переключить сознание на новое увлечение. Узнав подробности забвения, аналогично поступил Джоэл, обратившись за перезагрузкой карты воспоминаний. Любовь, ловко обвела вокруг пальца разум, но не смогла обмануть сердце. Пара решила преодолеть обиды, начать заново, с чистого листа восстанавливать брошенные отношения.
Режиссер: Мишель Гондри
В ролях: Джим Керри, Кейт Уинслет, Кирстен Данст, Марк Руффало
Чистое сияние светлого разума смотреть
Первоначально во время сцены в поезде планировалось сделать следующее: подобрать музыку для пауз в разговоре. Однако, авторам показалось жутко интересным Показать полностью. сделать в точности до наоборот: когда герои общаются, музыка играет, когда возникает неловкая пауза, музыка тотчас смолкает.
Мишель Гондри попросил Марка Руффало спрятаться и напугать Кирстен Данст в ходе съемок одной сцены. Затея удалась на все 100, Кирстен закричала как сумасшедшая. С участием вышеобозначенных актеров была отснята постельная сцена, но впоследствии была выброшена из фильма, дабы уменьшить его хронометраж.
Мишель Гондри разработал уникальную систему управления камерами, активно задействованную им во время съемок. Он воспользовался тем, что позволил актерам действовать так, как они сами хотят, но при этом руководил операторами, каждый из которых был снабжен наушниками, в которых они могли слышать указания режиссера.
Сам же Мишель находился в некотором отдалении, отслеживая лишь картинку, передаваемую с камер. Таким образом, актеры получили некоторую свободу в проявлении своих эмоций, ведь никто не стоял у них над душой. Кейт Уинслет призналась, что данный эксперимент пришелся ей по душе, вследствие чего она смогла ярче раскрыть образ Клементины.
Практически все спецэффекты фильма имеют не компьютерное происхождение. На DVD-версии фильма раскрыты все секреты съемок.
Кадры, где идет парад из слонов не был подготовлен специально, Кейт увидела его в окно и они со всей съемочной группой и актерами побежали снимать этот парад.
Soltwine – Вечное сияние чистого разума
Последняя в этом году и самая важная за весь год песня. Один из самых художественно сильных моих текстов. История, которая настолько впечатлила меня однажды, что я смог рассказать её вам через музыку. Это мой итоговый экзамен. Я перехожу на другую ступеньку. Спасибо вам за то, что делаете это со мной. До встречи в следующем году.
Вечное сияние чистого разума
Этот фильм из коллекции PictureBox будет доступен до 5-го января.
Знакомство Джоэла и Клементины стало судьбоносным. У эксцентричной девушки и не менее странного парня зарождается бурный роман. В день Валентина пара ссорится и Клементина уходит. Спустя непродолжительное время Джоэл узнает, что девушка воспользовалась услугами компании Лакуна и просто стёрла его из своей памяти. В отчаянии парень принимает решение тоже избавиться от мыслей о ней. В отличии от воспоминаний, разве можно стереть чувства? Сознание Джоэла сопротивляется и то и дело вызывает образ Клементины. Первый поцелуй, ночь вместе, её смех и слёзы. Но когда процесс запущен, как его остановить? А вдруг это ошибка и им больше не встретятся?
Вечное сияние чистого разума – драматическая научно-фантастическая кинокартина режиссёра Мишель Гондри, в содействии сценаристов Пьера Бисмута и Чарли Кауфмана. Премьера состоялась в марте 2004 в США.
Большинство диалогов Джима Керри, Кейт Уинслет и других актёров были сплошной импровизацией. Интересно, что по меняющемуся цвету волос героини можно уследить в какой стадии отношений они находятся с персонажем. Часть съемок проходила без сооружения специальных декораций. Сцены в поезде были сняты в реально движущемся составе, а парад слонов случайно проходил недалеко от места съемок.
За лучший оригинальный сценарий кинокартина Вечное сияние чистого разума победила на премиях Оскар, БАФТА, премия Брэма Стокера и Национального совета кинокритиков Америки. Также победа на премии Сатурн как лучшее научно-фантастическое кино. Десятки номинаций за актёрскую игру Уинслет и Керри на премиях Сатурн, Оскар и Золотой глобус. Номинации на кинопремиях Грэмми и Хьюго.