читательский дневник мифы древней руси
Мифы русского народа. Сказки о персонажах русских мифов, преданий и легенд от А до Я
Книга о необыкновенных существах, призраках, духах, богах древних славян; персонажах народных сказок, смешилок, быличек, страшилок – таинственных, фантастических жильцах лесов, болот, рек, полей, сельских дворов и изб, а также героях, противостоявших тёмным, зловещим силам. Рассказал о них собиратель фольклора и писатель Георгий Маркович Науменко. Читая книгу, невольно переносишься в необыкновенный фантастический мир, перед которым меркнут все диковинки обыденной жизни. Для среднего школьного возраста.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мифы русского народа. Сказки о персонажах русских мифов, преданий и легенд от А до Я предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
По преданию, получеловек-полумедведь. Живёт в глухой лесной чаще и обладает необыкновенной силой.
Идёт Вази́ла — огромный верзила по леси́щу. Навстречу бежит звери́ще. Спрашивает Вазила:
— Я серый волчи́ще! Вот возьму тебя на зуби́ще и утащу в кусти́ще!
Разозлился Вазила. Схватил за холку волчище, стал возить по землище. Возил, возил, все бока исколотил.
Испугался волчище, вырвался и убежал из лесища.
Идёт дальше Вазила по лесищу. Навстречу бежит другой зверище. Спрашивает Вазила:
— Я кабани́ще! Вот возьму тебя на острые клычи́щи и утащу в нори́щу!
Разозлился Вазила. Схватил кабанище в ручищи, стал возить по землище. Возил, возил, все бока исколотил. Испугался кабанище, вырвался и убежал из лесища.
Идёт дальше Вазила по лесищу. Навстречу бредёт третий зверище. Спрашивает Вазила:
— Я медведи́ще! Вот возьму тебя в толстые лапи́щи и утащу под корени́ще!
Разозлился Вазила. Хватил медвежище кулачищем, ухватил в ручищи, стал возить по землище. Возил, возил, все бока исколотил. Испугался медведище, вырвался и убежал из лесища.
Идёт дальше Вазила по лесищу. А на осине в паутине паучи́ще. Полез он с осины на кустище, свалился Вазиле на бородищу. Увидал Вазила паучище. Испугался, закричал:
— Уходи, страшный зверище! Отпусти бородищу!
Свалился паучище с бородищи. Убежал Вазила от страшного зверища из лесища.
В славянских сказаниях и легендах великаны — существа, живущие в неприступных горах, дремучих лесах, диких степях. Людская молва сохранила нам предания об их необыкновенном облике и чудовищной силе. Буря-богатырь сражается с ветрами; Горыня ворочает гигантские горы; Дубыня вырывает с корнем могучие дубы; а Усыня запрудил бородой реку, и по его усу, как по мосту, ходят люди и едут повозки. Все великаны ростом «выше леса стоячего и чуть пониже облака ходячего».
Один парень в овраге нашёл копьё, говорит отцу:
— Батюшка, хочу богатырём быть, на войну ходить, врага в бою победить.
— Для этого нужно храбрецом да смельчаком быть. Сходи к Пряничной горе. Сумеешь её три раза вокруг обойти — станешь храбрецом и смельчаком. А не сумеешь — славы не наживёшь, трусом прослывёшь.
Парень сытно поужинал и сразу завалился на печку спать. Думает: «Утро вечера мудренее. Пораньше встану и в дорогу отправлюсь».
Занялась зорька. Запели первые петухи. Парень проснулся. Встал, потянулся. Взял копьё и отправился к Пряничной горе. Стал подходить. Земля вокруг дрожит, страшный гул стоит. Не испугался парень, идёт и поёт:
Как увижу великана,
С ног собью одним ударом.
Не ужиться здесь двоим.
Парень пришёл к Пряничной горе. Принялся вокруг её обходить. Видит, огромная пещера в горе. Думает: «Вот где великан от меня прячется».
Принялся копьём в пещере размахивать. Кричит:
— А ну, великан, выходи на битву с богатырём!
Вдруг гора задвигалась и грозный голос спрашивает:
— Это что за букашка щекочет мою ноздрю? Берегись, проглочу!
Парень видит — это вовсе не гора, а огромный великан лежит. Чихнул великан. Земля затряслась, высокие деревья склонились. Парень полетел по воздуху, испугался, принялся кричать:
— Ой-ой, спасите! Помогите!
Проснулся парень. Открыл глаза. Глядит, а он на печи лежит. Вспомнил свой страшный сон и решил не ходить к Пряничной горе.
В славянской мифологии человек-чудовище, обитающий в избушке в глухом лесу. Разрушает всё вокруг себя и пленяет каждого встречного.
В лесу шумит, трещит — идёт Верлио́ка на одной ноге, в деревянном сапоге, костылём подпирается, страшно ухмыляется. На одном плече у него ворон сидит, на другом короб висит. Навстречу дети идут. Ворон каркает:
— Карр! Карр! Дети, дети, берегитесь!
Верлиока затолкал детей в короб и дальше пошёл. Навстречу ему охотники. Ворон каркает:
— Карр! Карр! Охотники, охотники, берегитесь!
Верлиока затолкал охотников в короб и дальше пошёл. Навстречу идут пастухи. Ворон каркает:
— Карр! Карр! Пастухи, пастухи, берегитесь!
— Я в лесу хозяин! Не дам коров пасти!
Верлиока затолкал пастухов в короб и дальше пошёл. В свою избушку пришёл. Навалил дров, разжёг огонь. Воду в котёл налил и на огонь поставил. Открыл короб и принялся считать:
— Этого и этого — на завтрак, этого и этого — на обед…
— Не буду дрова жечь!
— Не буду воду греть!
— Не буду людей варить!
Верлиока разозлился. Стал деревянным сапогом огонь топтать, костылём котёл с водой пинать. Костыль сломался, деревянный сапог загорелся. Испугался Верлиока огня и прыгнул в котёл с водой. Котёл крышкой его прихлопнул, а кипяток сварил. Не стало Верлиоки.
Необыкновенное сказочное существо, мохнатое и вертлявое. Может настичь на дороге путника и так его завертеть-закружить, что тот не сможет идти.
Девочка на лугу гуляла. Из цветов венок плела. Видит, на краю луга избушка стоит. Девочка заглянула в окошко. В доме никого нет. Только везде деревянные волчки крутятся — и на полу, и на столе, и на лавках. Девочка думает: «Возьму один волчок домой, буду с ним играть». Зашла она в избу. Протянула руку. Вдруг из тёмного угла сверчок заверещал:
— Чок-чок, вертись, волчок! Девочка, берегись! Не бери волчок! Вертун узнает, до смерти завертит.
Девочка не послушалась и взяла волчок. Под ногами половица заскрипела:
— Чок-чок, вертись, волчок! Девочка, берегись! Не бери волчок! Вертун узнает, до смерти завертит.
Девочка не послушалась и положила волчок в карман. В щель ветер залетел и загудел:
— Чок-чок, вертись, волчок! Девочка, берегись! Не бери волчок! Вертун узнает, до смерти завертит.
Девочка не послушалась и унесла волчок. Вернулась домой. Стала играть. Вытащила волчок. Повернула. Завертелся волчок, закружился. Стал он громко выть да жужжать. Окно распахнулось. Влетел вихрем в избу Вертун. Положил мохнатые лапы на девочку. Завертел её, закружил. Весь дом заходил ходуном. За ним завертелись стулья и стол. Веник с кочергой закружились. Печь зашевелилась, чуть-чуть на бок не повалилась.
Устала девочка вертеться-кружиться, да не может остановиться. Чайник хлопает крышкой и ворчит:
— Ох, Вертун, уморил! Перестань вертеться!
Чашки в буфете забренчали:
— Ох, Вертун, остановись! Дай передохнуть!
Старый сундук застонал:
— Уймись, Вертун! Оставь нас в покое!
Девочка из последних сил на ногах стоит, вот-вот упадёт, да не может остановиться. Стал тут котелок кипяток на Вертуна плескать. Печь принялась в него калёные угли бросать. А ухват в спину бить-толкать. Испугался Вертун. Схватил волчок и бросился вихрем из избы вон. Оставил дом. К себе в избушку понёсся.
В славянской мифологии — дочь Даждьбога и богини жизни и плодородия Живы. Является олицетворением животворящих сил природы, весенних бурлящих вод, первых зелёных побегов. По солнечной радуге сходит на землю — замыкать Зиму и отмыкать Лето.
Съёжился от яркого солнышка снег, принялся таять. Проснулся в валежнике Еловичок. Выбрался из-под мохового одеяльца на белый свет.
Видит, красоты несказанной Весна-Весенница идёт. У неё зелёная коса до земли висит, голубые глаза как два озерка. Понравилась она Еловичку. Не остановилась Весна-Весенница, не взглянула на него ни разу, дальше пошла.
Еловичок пришёл к старику Лесовику. Просит сделать так, чтобы Весна-Весенница его примечала. Старик Лесовик говорит:
— Можешь ради её любви превратиться в то, что ей приглянется?
Согласился Еловичок. Велит ему старик Лесовик:
— Иди, закопайся в снег под елью. Превращу тебя в цветок майского леса.
Закопался Еловичок под прелый снег, под еловые иголки. Уснул и не заметил, как врос в землю. На том месте из еловой тени появился маленький серебристый ландыш. Протянул он в стороны широкие листья. Унизал свой стебелёк маленькими белыми кувшинчиками, перевёрнутыми горлышками вниз.
Увидала Весна-Весенница цветок. Вдохнула его тончайший, душистый аромат. Удивилась, остановилась. Приласкала его и сказала:
— Какой красивый цветок! Словно с моего ожерелья жемчужинами обвешался!
Полюбила его Весна-Весенница, да ненадолго. Ушла непоседа путешествовать с юга на север. Оставила весенний цветок жаркому Лету. Ландыш поник от горя, маленькие цветочки его опали, а на их месте выкатились огненно-красные слёзы. Застыли они крупными красными ягодками. Оплакивает ландыш расставание с Весной. Потом успокоился и стал дожидаться новой майской поры, новой встречи с Весной-Весенницей.
Злой дух, олицетворяющий водяную стихию. Способен разрушать запруды. Заманивает человека в воду и топит его. Обитает в омутах и селится под водяной мельницей. По ночам любит кататься на мельничном колесе или высовываться из воды в образе щуки, пугая рыбаков.
Лето. Стоит жара. Пересыхает река. Вынырнул Водяни́к. Без воды жить не привык. Увидал тучу и кричит:
— Туча, туча! Дай дождя! Поливай, как из ведра!
Услышала туча просьбу, принялась поливать землю дождём. Прошёл дождь. Наполнил реку водой. Радуется Водяник, в тихом омуте сидит. Выглянуло из-за облака солнце. Перекинулась через реку золотым мостом радуга. Увидел Водяник радугу. Надумал из неё мостик построить. Думает: «По мостику кто-нибудь побежит, глядишь, и ко мне в омут угодит. У меня погостит». Достал он со дна реки ил. В радугу запустил. И закрасил. Стала радуга похожа на мостик.
Прибежал к реке зайка-попрыгайка. Увидал радугу и говорит:
— Какой мостик хороший! Перейду по нему на другой берег.
Поскакал зайка-попрыгайка на другой берег. А в реке рыбу ловила лиса — малинова губа. Увидала радугу и говорит:
— Какой мостик хороший! На мостике заяц. Пойду его поймаю и съем.
Побежала лиса — малинова губа зайца ловить. Пришёл купаться Ерёмка в красной ермолке. Увидал радугу и говорит:
— Какой мостик хороший! На мостике лиса. Пойду её убью, воротник на шубу сошью.
Пошёл Ерёмка в красной ермолке лису убивать. Пришёл бык — ногой брык к реке воду пить. Увидал радугу и говорит:
— Какой мостик хороший! На мостике Ерёмка. Пойду бодать красную ермолку.
Побежал бык — ногой брык Ерёмку в красной ермолке бодать. Пришёл пастух — кнутом бух быка искать. Увидал радугу, говорит:
— Какой мостик хороший! На мостике бык. Пойду его кнутом бить, в стадо уводить.
Пошёл пастух — кнутом бух быка в стадо уводить. Тяжело радуге на себе всех держать. Стала она в воздухе убывать. Повалились в воду зайка-попрыгайка, за зайкой лиса — малинова губа, за лисой Ерёмка в красной ермолке, за Ерёмкой бык — ногой брык, за быком пастух — кнутом бух.
Принимай гостей, Водяни́к!
В славянской мифологии владыка вод. Считается покровителем рыбаков, которые приносят ему жертвы, как правило, часть пойманной рыбы. Может принимать различные образы: то крупной рыбы, то коряги, то показаться в виде безобразного старика, опутанного тиной, с большой бородой и зелёными усами. Гнев Водяного вызывает бурю.
Мальчик взял удочку и отправился на речку ловить рыбу. Дедушка ему говорит:
— Придёшь на речку, задобри Водяного: брось ему в воду понюшку табаку и щепотку соли.
Мальчик не послушал дедушку. Пришёл на речку и не задобрил Водяного. Сел в лодку и отплыл от берега. Забросил удочку в воду и сидит, ждёт, когда рыба клюнет. Вдруг из воды вылезла зелёная рука — вся коряжистая, шишковатистая. Схватила рука за борт лодки и стала её раскачивать, вот-вот перевернёт.
Мальчик ударил зелёную руку веслом. Рука исчезла, а из-под воды послышался голос:
— У-ух, бо-о-льно! У-ух, дово-о-ольно!
Поплавок задёргался. Мальчик подумал, что рыба клюнула. Вытащил удочку. А вместо рыбы на крючке старый башмак висит. Раскрыл он клыкастую пасть из гвоздей и стал лодку грызть. Прогрыз дыру. Хлынула вода, и лодка на дно пошла. Мальчик стал тонуть. На дне Водяной сидит и говорит:
— Пожаловали ко мне гости! Будут на жаркое кости!
Приползли раки. Хотят они драки. Говорят:
— Мальчика клешнями щипать будем!
Приплыли ерши. У них щетины что ножи. Говорят:
— Мальчика колоть будем!
Приплыл сом с длинным усом. Говорит:
— Мальчика усом повяжу, под корягу утащу!
Мальчик страшно испугался. Видит, карась плывёт, за ним большая щука гонится. Схватил он щуку за хвост. Щука вильнула хвостом и выбросила мальчика на берег. Так он жив остался.
Мальчик сидит с удочкой на берегу реки и ловит рыбу. Поймает маленькую рыбу — на землю бросает, среднюю — коту отдаёт, большую на крючок ждёт, а она не идёт. Рассердились в реке рыбы. Поплыли с жалобой к Водяному:
— Дедушка, дедушка, нас мальчик обижает! Одних рыб поймает — на землю бросает, а других — коту отдаёт…
Выслушал их Водяной. Подумал-подумал и решил прогнать рыбака. Снял он с крючка червячка и повесил старый башмак. Мальчик потянул удочку и вытащил из воды старый башмак.
Вдруг из него вылезли зубастая щука, колючий ёрш и с клешнями рак. Зубастая щука сказала:
Колючий ёрш сказал:
С клешнями рак сказал:
Зубастая щука укусила мальчика за палец. Колючий ёрш уколол мальчика в бок. С клешнями рак ущипнул мальчика за ногу. Мальчик страшно испугался. Удочку бросил и побежал. За ним старый башмак поскакал. Пасть разинул и грозит:
— Мальчик, берегись! Наскочу, проглочу!
Навстречу из леса идут семь волков. Мальчик ещё больше испугался, на дерево забрался и притаился. Волки говорят:
— Это что скачет за напасть — зубастая пасть?! Как бы нам в её пасть не попасть!
Принялся старый башмак волков глотать. Шестерых проглотил, седьмым подавился. К реке поскакал и в воду нырял — брюхо промывать. Водяной взял старый башмак и обратно на ногу надел.
Идут охотники. Слышат, кто-то на дереве пыхтит, листьями шуршит. Подумали — белка. Зарядили ружья. Прицелились. Вдруг с дерева кто-то шлёпнулся на землю. Поглядели, а это мальчик. И живой.
Является популярным героем детских сказок, где играет роль простофили, неудачника, попадающего впросак, но обычно зла никому не приносящего. Его дурачат и обижают все кому не лень: лиса, домашние животные, человек. В волшебных сказках Серый Волк часто предстаёт чудесным помощником. Он говорит человеческим языком и помогает герою добиться цели: легко переносит Ивана-царевича из одного царства в другое, помогает ему добыть чудесную жар-птицу, золотого коня и завоевать любовь Царь-девицы.
Жил-был волк. Надоело ему за зайцами гоняться, голодному по лесу ходить. Решил он сделаться петухом и у мужика жить. Думает: «Петух на заборе сидит, весь день песни кричит. Хозяин его за это кормит». Пришёл он к кузнецу и говорит:
— Кузнец, кузнец, скуй мне петушиный голос.
Сковал ему кузнец. Взял волк петушиный голос и пошёл в деревню. Забрался на забор и запел: «Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!» Мужик вышел во двор. Видит — на заборе волк сидит и петушиным голосом кричит.
Взял он себе его на службу — по зорям будить. Наступила ночь. Волк улёгся спать. Утром мужик проснулся, поглядел, а солнце уж над головой стоит, в поле работа кипит. Не разбудил на зорьке его волк петушиным криком. Взял мужик палку и прогнал волка со двора.
Убежал волк. Идёт побитый по лесу, и думает: «Плохо петухом быть. Сделаюсь я лучше собакой. Собака у крыльца сидит, весь день гавкает. Хозяин её за это кормит». Пришёл волк опять к кузнецу и просит:
— Кузнец, кузнец, скуй мне собачий голос.
Сковал ему кузнец. Взял волк собачий голос и пошёл в деревню. Забрался к мужику на двор, сел у крыльца и давай гавкать: «Гав-гав, гав-гав!» Вышел мужик на крыльцо. Видит — волк сидит и по-собачьи гавкает. Взял его себе служить — дом сторожить.
Сидел, сидел волк у крыльца. Припекло солнце ему холку. Пошёл он и спрятался под сарай в тень. А в дом через забор забрался вор и всё добро унёс. Вернулся с поля мужик, поглядел — из дома всё украдено. Не устерёг волк. Рассердился мужик, схватил палку и прогнал волка со двора.
Убежал волк. Идёт побитый по лесу и думает: «Плохо собакой быть. Сделаюсь-ка лучше свиньёй. Свинья в луже лежит, весь день хрюкает. Хозяин её за это кормит». Пришёл волк к кузнецу и просит:
— Кузнец, кузнец, скуй мне свиной голос.
Сковал ему кузнец. Взял волк свиной голос и пошёл в деревню. Забрался к мужику на двор, лёг в лужу и хрюкает: «Хрю-хрю, хрю-хрю!» Мужик вышел во двор. Видит — волк в луже лежит и свиным голосом хрюкает. Взял он его на разживу себе.
До осени мужик волка кормил. Осенью пришёл в хлев и говорит:
— С этой свиньи сало не возьмёшь, а шкуру на шапку сдерёшь!
Услышал волк, что с него мужик шкуру сдирать собирается, выскочил из хлева и бегом-бегом в лес. Больше у мужика не жил.
Стоит на лесной опушке маленькая избушка. Живут в избушке три старушки-болтушки. Сидят они за столом и грызут горбушки. Говорит одна старушка:
— Не испечь ли нам с творогом ватрушки?
Говорит вторая старушка:
— Не испечь ли нам витые плюшки?
Сказала третья старушка:
— Не испечь ли нам простые преснушки?
Надумали ещё пироги с морошкой испечь. Одна старушка полезла кочергой в печь. Вторая старушка замесила тесто в кадушке. Третья старушка принесла на коромысле в вёдрах воду из речушки.
Встали старушки-болтушки у окошка. У каждой в руках лукошко. В каждом лукошке кошка. Убежали кошки в окошко. Пошли старушки-болтушки в лес по дорожке собрать для пирогов морошки.
Увидел волчок: ушли в лес старушки-болтушки. Захотелось ему забраться в избушку. Думает: «Кто меня будет прогонять из домушки, того поколочу. А есть захочу, старушек-болтушек проглочу».
Надел волчок колпачок, натянул дырявый сюртучок. Забрался в избушку. Сел на подушку. Вдруг квашня с тестом говорит:
— Уходи из избушки, волчок-дурачок! А то получишь от меня шлепок!
У печи кочерга стоит и говорит:
— Уходи из избушки, волчок-дурачок! А то получишь от меня в лоб щелчок!
В тёмном углу коромысло стоит и говорит:
— Уходи из избушки, волчок-дурачок! А то получишь кулачок под бочок!
— Это кто меня обзывает? Кто меня пугает? Вот возьму вас на зубок, отнесу в соснячок, закопаю под кусток.
Зашевелилась квашня. Вылетело из неё тесто и глаза ему залепило. Коромысло по спине налупило.
Волчок испугался, по избушке заметался. Наступил на кочергу. Она его хлоп в лоб. Шишку набила и ещё поколотила. Выбежал из избушки волчок, убежал в соснячок, спрятался под кусток.
Вернулись из леса старушки-болтушки. Напекли с творогом ватрушки, витые плюшки и простые преснушки. А ещё пироги с морошкой. Хватило всем понемножку.
Существо, обладающее необыкновенным острым слухом — слышит за семь вёрст [13] . От него ничто не утаится в лесу, ни одно событие не может без него произойти, во всё он встревает, и до всего ему есть дело.
В чёрном-чёрном лесу, в сухом пне на мху живёт Востру́х. Уши у него торчат, как два лопуха, на макушке кривые рога, а во рту два острых клыка. Вострух слышит все голоса вокруг — у него хороший слух.
Вострух проспал три дня, вылез из трухлявого пня. Слышит, на болоте кто-то лопочет. Разговаривают две лягушки. Одна другой рассказывает:
— Слушай, подружка-квакушка. Пришёл на болото мальчик, собирает клюкву в карманчик. Чуть не наступил, не раздавил меня. А Болотник спит, на добычу не глядит…
Обрадовался Вострух. Побежал на болото за добычей. Кричит:
Прибежал на болото. Нашёл большой камень. Бросил его в трясину. Разбудил Болотника. Пошли круги да пузыри по воде. Вылезает Болотник. Спрашивает:
— Ты что, Вострух, меня разбудил?
— Слышал я, что на болото пришёл мальчик, собирает клюкву в карманчик. Хочу с тобой добычей поделиться.
Принялся Болотник осматривать свои владения. Не нашёл мальчика. Спрашивает:
— Ты от кого, Вострух, про мальчика слышал?
Болотник собрал лягушек. Стал узнавать, кто из них рассказывал про мальчика. Одна лягушка прыгнула и говорит:
— Я подружке-квакушке рассказывала старую историю про мальчика. Это случилось со мной давно, когда лучшие дни бывали и мошки сами в рот залетали.
Разозлился Болотник. Раздаёт пинки, тумаки, приговаривает:
— Вот тебе, Вострух, не будь глух…
Вострух идёт по лесу, синяки да ушибы рукой потирает, судьбу проклинает. Вдруг слышит в глухой чаще голоса. Один заяц другому рассказывает:
— Пришла в чащу девочка, собирает малину, кладёт в корзину. Я страшно испугался, в кусты бросался. А Леший в дупле сидит, лаптями из лыка шуршит, ничего не знает, не вылезает.
Вострух услышал про девочку, обрадовался. Побежал в глухую чащу и кричит:
Прибежал к огромному дубу. Схватил с земли колючку, бросил в дупло. Вылезает Леший. Спрашивает:
— Кто в дупло бросил колючку, уколол мне ручку?
— В глухой чаще девочка собирает малину, кладёт в корзину. А ты и не ведаешь. Хочу с тобой добычей поделиться.
Леший обежал свои владения. Под каждый кустик заглянул, каждое деревце обогнул, за каждый бугорок завернул. Не нашёл девочку. Разозлился и кричит:
— Отвечай, Вострух, от кого про девочку слышал?
Леший собрал зайцев. Стал у них выспрашивать, кто про девочку рассказывал.
Вышел вперёд один заяц и говорит:
— Я рассказывал про девочку, да эта история старая, случилась со мной в давние времена.
Леший схватил дубинку, бьёт по спинке, приговаривает:
— Вот тебе, Вострух, не будь глух… — и прогнал его из глухой чащи.
Вострух идёт по лесной тропинке, согнул спинку. Что делать — не знает, судьбу проклинает. Вдруг слышит голос на дереве. Одна ворона другой рассказывает:
— Вижу, мужик землю на старой тропе копает. Не клад ли он там зарывает?
Услышал Вострух про клад, обрадовался. Думает: «Какой у меня хороший слух! Всё слышу, что в лесу говорят вокруг. Побегу, богатую добычу схвачу, никому не расскажу».
Вострух прибежал на старую тропу. Пошёл по ней. И — бух! Свалился в яму. Сидит, не знает, как выбраться.
А это мужик волчью яму на звериной тропе копал, а не клад в землю зарывал.
Волк по тропе бредёт. Добычу на обед высматривает. На хворост наступил и в яму упал. Вострух прыгнул на спину волку, потом на холку и выбрался из ямы.
Разозлился сам на себя Вострух. Думает: «И зачем мне такой хороший слух?! Лучше буду я глух!» Заткнул себе Вострух шишками уши. Забрался в сухой пенёк, лёг на мох и уснул.
Славянские мифы для детей
Вот несколько историй про древних Богов:
ШУЛИКУНЫ
Ярко горит огонь в печи, в доме тепло, а на улице лютый холод.
Самая середина зимы. Звери в лесу в норы попрятались, а люди в домах сидят. Женщины пироги пекут и пряжу прядут, мужчины лапти плетут, ложки деревянные режут, дети на печи сидят, в игрушки играют.
А в печной трубе дым завывает, искры летят из трубы наружу, ярче звезд.
Из искорок этих появляются на свет малыши Шуликуны, шустрые ребята. Они весело кружатся над заснеженным двором, смеются и улетают дальше, в лес. Во дворе на них собаки лают, прогоняют, а в лесу они между ветвей хороводы водят и сонных толстых ворон, пристроившихся ночевать на деревнях, пугают. Шуликунами их люди прозвали за веселый нрав, зимой они безвредны, а вот летом, расхулиганившись, того и гляди, чего-нибудь поджечь могут, ведь неспроста из печных искорок рождены.
ВИЛЫ
За деревней поле, за полем лес, за лесом луг, за лугом река.
На берегу реки стоят деревья, корни в землю, ветви в небо.
На берегу реки рано утром танцуют красивые девушки.
Это Вилы. Они танцуют и поют тогда, когда их никто из людей не видит и не слышит. Только птицы и звери могут любоваться этим волшебным танцем. Но иногда, очень редко, вилы могут показаться усталому путнику и тогда он сядет отдохнуть на берегу реки и засмотрится на красавиц и заслушается. И уснет.
Автор желает вам больше узнать о своей истории, прочитать больше книг о Славянской мифологии и увидеть, как прекрасен и интересен был мир Древней Руси.
Славянские мифы
Мифы древних славян
Славянские мифы — это увлекательное путешествие в глубины нашего древнего Наследия Предков, окутанное тайной и увлекательным сюжетом. Славянская мифология очень тесно и неразрывно связана с языческой культурой, наполнена сказаниями о Родных Богах, обрядах и культах. Ведь даже самые наблюдательные из нас зачастую не подозревают, сколько элементов древнейших мифологических образов сохраняется в наших сегодняшних представлениях, обычаях и традициях.
Мы постараемся найти и собрать в данном разделе, мифы восточных и западных славян. Надеемся, что это поможет пробудить образы древнейшей Руси в нашем с вами сознании. Седая древность Руси — наше национальное достояние!
А для желающих купить славянский оберег — защитный инструмент и часть нашего наследия, предлагаем посетить страницы нашего интернет-магазина «Велес».
Кумиры Богов
Славянские обереги
Славянская одежда
Изделия из кожи
Миф 1 «Как родился наш удивительный мир»
Знаете ли вы, дорогие девочки и мальчики, что когда-то давным-давно, в древние времена, в стародавние, когда время ещё было безвременьем, а весь наш белый свет умещался в крохотном зародыше, существовал в этом безначальном начале великий бог Род? Не знаете? А наши предки-славяне, жившие тысячу и более лет назад, были в этом твёрдо уверены.
Сначала Род находился внутри мирового яйца — дремал себе подрёмывал под его золотой скорлупой, а вокруг ничегошеньки не было. Всякая быль ещё была небылью, а любая небыль — былью. Не существовало ни света ни тьмы, ни ночи ни дня, ни воды ни земли. Лишь пылинки, песчинки да семена будущей жизни носились себе в пустоте.
А будущий наш родоначальник, будущий родник нашей жизни, Причина всех Причин, бог Род всё спал и спал в волшебном яйце и видел сны — про мир чудесный, в котором всё обустроено и где всему место есть…?? читать далее
Миф 2 «Как случилась первая битва добра со злом»
Между тем в Навьем царстве не дремали хитрые аспиды. Зародился там Чернобог — Чёрный Змей, хозяин подземного мрака, душегуб и повелитель теней. Бог уничтожения и зла. Ему Кривда, хозяйка обмана и лжи, стала думы свои нашёптывать. И на чёрные дела его подталкивать.
С удовольствием слушал Кривду Чёрный Змей — полюбились ему её слова. Решил он, что тесно ему в подземном царстве. Захотел он подчинить себе всю Вселенную, чтобы самому повсюду хозяйничать, Явь и Правь себе забрать.
Тут надо сказать вам, дорогие мальчики и девочки, что когда Чернобог зародился в своём подземном царстве, то с виду он походил на злобного старика с седыми усами. Но когда решил вылезти на белый свет и пойти завоёвывать Синюю Сваргу, то превратился в настоящего Змея, огромного-преогромного, сильного и страшного…?? читать далее
Миф 3 «Как Сварог с Чернобогом делили мир»
Опустились Сварог со Змеем на омытую дождём землю и давай её делить-пахать.
Справа осталось Правильное царство — небесная Синяя Сварга, слева — подземное царство Нави, а в срединном мире Яви Межа посередь мира легла, так что с тех пор в нашем мире и добра и зла поровну перемешано.
Миф 4 «Как посажен был в Рипейских горах чудесный сад Ирий»
А теперь, мальчики и девочки, пришло время поведать вам, как стали жить светлые боги, после того как всю Вселенную с Чёрным Змеем разделили.
Перво-наперво пошли к Рипейским горам боги и поклонились Алатырю — белому камню. Там омыли они свои раны в мёртвой воде, и тут же затянулись их раны, а как умылись живой водой, стали ещё краше и сильнее, чем были. Тогда решили они посадить чудесный сад на самой высокой Рипейской горе, вершина которой уходила в Синюю Сваргу. И чтобы текли там реки молочные вдоль берегов кисельных, чтобы гуляли коровы тучные, небесные, чтобы росли цветы и плоды волшебные. И назвать решили они тот сад Ирием.
Миф 5 «Как месяц похитил у Хорса жену, а Китоврас построил храм»
Жили себе не тужили светлые боги, но только и в чудесном Ирийском саду случалось всякое. Вот как-то раз, дорогие мальчики и девочки, солнечный Хорс отдыхал перед трудовым днём на волшебном Буяне-острове.
Вы об этом острове наверняка уже что-то слышали, ведь он древний, как мир. Лежит он за тёплым Хвалынским морем, и растут там такие буйные леса и травы, каких нигде больше не сыскать. Оттого и называется остров Буяном. Там всегда тепло и светло, много разных зверей и птиц, а потом боги частенько на тот остров наведываются. Снизу близко от него царство подземное, а если поднять вверх голову, то можно увидеть Синюю Сваргу.
Миф 6 «Как Горын похитил царевен, а небесные богатыри отправились их спасать»
Ну а теперь, дорогие мальчики и девочки, надо нам вернуться в наши древние, стародавние времена, отправиться в подземное царство Навь и посмотреть, что же там происходит.
С тех пор как Сварог сотворил-сварганил под землёй три каменных свода и поделил с Чернобогом мир, злобный старик Чернобог, умевший превращаться в Чёрного Змея многоголового, поселился на самом нижнем этаже подземного царства и угомонился до поры до времени. Лишь обучал чёрным делам своих детушек — ведь совсем без дела скучно сидеть под землёй.
Миф 7 «Как Морена — богиня смерти разгадала Кощееву тайну»
А тем временем в подземном царстве вышел на битву с небесными ратичами Кощей Чернобогович, бог коварства и злобы. Решил подсобить он брату да показать ратичам небесным свою силу.
И сколько бы богатыри ни старались, этакого противника они уже не могли победить. Ведь не было у Кощея смерти!
Ему голову рубят богатыри, а она опять вырастает, руки-ноги секут ему, а они вновь невредимы, да и туловище Кощея тоже не гибнет от ран. Вновь затягиваются раны, и опять полный сил идёт на богатырей Кощей.
И тогда светлый Дажьбог, узнав, как дело оборачивается, помчался в Ирий небесный к холодной дочери Сварога и Лады, к тёмной красавице Морене, богине смерти.
Миф 8 «Как родился в Ирии громовик Перун, а в Навьем царстве — злобный Скипер-зверь»
Раз случился день в мире Прави, когда зашатались горы высокие, взволновались озёра глубокие, пригнулись к Сырой Земле травы и великие громы загремели на небе. В этот день пришло время Ладе-матушке родить в светлом Ирии своего сыночка младшего, сына сильного, буйного, беспокойного — непоседу Перуна.
И, как Макошью было завязано, родился на свет, словно молния, сын Сварога Перун-громовержец.
Как родился Перун, закричал на весь свет во весь голос. И от этого крика Перунова расплескались моря, стали рушиться скалы, засверкали огни между тучами. И тогда отец небесный Сварог стал баюкать сына могучего — ударял тяжким молотом в небесный свод, чтобы громы гремели на небе, чтобы гул стоял по всей земле.
— Баю-бай, сынок, засыпай, сынок, впереди ещё твои подвиги. Засыпай, сынок, набирайся сил.
Миф 9 «Как Перун победил зверя Скипера и нашёл себе жену-красавицу»
Как скакал Перун по свету белому, перемахивал с холма на холм и с горы на гору перескакивал. Конь под ним быстрей ветра летел, рек под ногами не замечал, дремучие леса в один скок перепрыгивал.
Долго ли, коротко ли ехал Перун по нехоженым тропкам да стёжкам, нам не ведомо, а известно лишь, что леса непроезжие, которые на пути его встретились, в один миг порубил Перун. Горы толкучие, что друг с другом сходились, одним ударом покрошил Перун. Перешёл даже речку Смородину по Калинову шаткому мостику, хотел было в царство спуститься подземное, но из Навьего царства сбежал Скипер-зверь — он укрылся в своём дворце, сложенном из черепов человеческих.
Миф 10 «Как Перун поссорился с Велесом и как выгнал его из Ирия»
Весело справили свадьбу в Ирии светлые боги. Только Велес один был нерадостен, всё грустил, на Диву-Додолу глядючи. И когда отгремела свадебка, по дремучим лесам в царстве Яви стал бродить Велес опечаленный, счастью друга Перуна завидуя.
И прошло с тех пор немало времени, уже вьюги холодные, зимние сменились капелями весенними, вот покрылась уже мать Сыра Земля мягкой цветущей зеленью. Весь мир ожил, солнышку радуясь. И тогда однажды после дождичка спустилась на землю с небес Перыня-Додола прекрасная — погулять по траве-мураве да собрать цветов благоухающих.
Миф 11 «Как будил ярый Ярила землю по весне»
Были, правда, в мире мёртвых у бога Велеса, кроме добрых покровителей мирных пахарей, которые не хотели живым людям зла, и другие обитатели. Удалая Яга Виевна, хитрющая Велесова супруга, злым подземным жителям всячески покровительствовала. Да и сама она любила напакостить людям в мире Яви: то бурю в поле поднимет и все колосья к земле прижмёт, то в лесу устроит такой вихрь, что огромные ели просекой лягут, то своими длинными космами нагонит тучи и ураганы.
Как вы помните, дорогие девочки и мальчики, дружила Яга с Мореной, богиней смерти и холода, и любила полакомиться человеческими душами, а потому имела дурную привычку красть детей из славянских посёлков, заманивать путников к себе в избушку, чтобы отдать их в руки Морены-смерти, а та потом отдаст их души Яге.
Миф 12 «Как Велес с Ярилой подданных своих навещали»
Дозором обходя свои владения, время от времени навещали Велес с Ярилой своих подданных, проверяли, всё ли в порядке, всё ли идёт так, как следует, правильно ли, в сторону мира Прави, движется жизненное колесо, сотворённое небесным Сварогом.
И скакали в свите рядом с богом Велесом грозные волкодлаки, могучие воины-оборотни, преданные подземному владыке душой и телом. Своими волчьими зубами они разорвут каждого, кто пойдёт против воли их повелителя! Рождались эти волкодлаки среди людей, в человечьем обличье, вот только на головах у них с самого рождения росла волчья шерсть — длака. И по зову Велеса оборачивались такие люди волками в лунные ночи, а потом рыскали по лесам и полям. Или сопровождали своего повелителя.
Миф 13 «Как родился у Сырой Земли сын Огненный Волх»
Пришло время — полетела по миру черно-волосая Ночь-Купальница, снова накрыла землю своими крылами. Загорелись в чёрном небе частые звёздочки. После дневных трудов и забот заснули люди в своих деревянных избах, настала кругом тишина, лишь гудели в лесах берёзы да ели, от дыхания ветра Стрибога качаясь.
И вставал на страже мира Прави семисильный бог Семаргл с мечом огненным, всю ночь глаз не смыкая. И горели его очи ясные огненными Стожарами-созвездием. Лишь смотрел иногда он украдкой на Купальницу, богиню прекрасную, — всё налюбоваться не мог на красавицу Ночь.
Миф 14 «Как женился Волх на Деване, ясноокой Перуновой дочери»
За победу прославлять стали волхвы могучего Волха, говорить ему стали слова хвалебные. Благосклонно Ирийские боги теперь на юного Волха посматривали. Тут бы Волху нашему и радоваться, да возгордился он вдруг. До самозабвения уверовал Волх, сын Земли, в неземное своё могущество.
«Если надо будет, — думал Огненный Волх, — справлюсь разом со всеми царствами, все три мира смогу объять властью своей!»
Тут нахмурился Белобог-Белун, тяжело вздохнул, покачал головой. И раздался голос за его спиной — то свои слова сказал в чёрной одежде старик, то пришёл к Огненному Волху Чернобог — Чёрный Змей.
Миф 15 «Как повстречалась Параскея-змея со Святогором-великаном»
Горевала тем временем, плакала в подземном змеином царстве жена брошенная — Параскея-змея: слетелись к ней змеи летучие, сползлись к ней и змеи ползучие, рассказали про шумную свадебку Волха-изменщика с Перуновой дочерью.
— Не вернуть мне теперь Волха милого, — шептала Параскея-змея, — не иметь мне мужа-защитника.
Так проплакавши немалое времечко, поползла Параскея к Велесу — за советом, за утешением. Из норы выходила — озиралась, по песку ползла — извивалась. Добралась наконец до Велеса, до владыки мира подземного, и спросила, как дальше ей жить-поживать, с кем ей жизнь свою горемычную коротать.
И ответил ей Велес, прозорливый старик, волосатый и рогатый сын коровы Земун:
Миф 16 «Как родились у богини Купальницы близнецы Купала да Кастрома»
Тем временем в царстве Прави дальше всё своей чередою двигалось. Двигалось всё своей чередой и в земном нашем царстве Яви. В Ирийском саду огнебог Семаргл собирался вновь идти охранять мир от тёмных сил. Наточил свой огненный меч, обернулся крылатым псом и понёсся по небу ночному разгонять Чернобоговых правнуков.
Непростою та ночка выдалась — было время тому причиною. Пришло время летнего солнцестояния, время праздника многих тёмных сил, когда солнце на зиму поворачивает. Ещё светит Хорс ярко, полный сил, но лежат уже руки Велеса на великом Свароговом колесе, на великом колесе времени.
Миф 17 «Как славяне праздники праздновали, как встречали Коляду с Авсенем»
Ещё до праздника Купалы, за два дня до него, во всех домах огни гасили, а потом добывали «живой огонь» — тёрли друг о друга две деревянные палочки — и разносили этот добытый огонь по домам.
И веселились все, от мала до велика.
Девушки венки плели и пускали их по воде, как Кострома, — если затонул венок, значит, разлюбил суженый. В честь Купалы и Костромы, в честь матери их Купальницы и отца огненного Семаргла травы собирали селяне, делали купальское чучело — обвивали соломой кол, а на верхушке укрепляли пук из травы и цветов, называли его Купалой, а потом топили чучело или сжигали, а то и разрывали на части.
Миф 18 «Как по наущению Яги Виевны украл Велес небесных коров»
Случилась на зтот Раз в мире богов вот какая история. И началось всё снова с Велеса — бога мудрого, сильного, но душой тёмного. Захотелось однажды жене Велеса, Яге Виевне, богатства небесного, тут же стала она мужа упрашивать и зудеть принялась изо дня в день ему на ухо:
— Ты послушай меня, разлюбезный муж, не по праву коровы небесные у богов Ирийских пасутся на небе. Ты и сам — рогатой коровы Земун сын, тебе и владеть коровами тучными. Не указ нам громогласный Перун со своими молниями, и Дажьбог со Сварожичем нам не указ. Заберём у богов Ирийских наше добро, нам самим коровы те надобны!
Миф 19 «Как женила на себе Морена Дажьбога, воина солнечного»
Полетел Дажьбог в чудесный Ирийский сад, а там уже все боги праздник празднуют, отмечают победу над Велесом, радуются, что вернулись коровы небесные.
Веселятся Сварог с Ладою, веселятся Семаргл с Лелею, веселятся Хоре с Зарёй-Заряницей и Огненный Волх с Деваной-охотницей. И красавица Жива радуется, и улыбается Морена загадочно. За столы золотые садятся боги, за камчатны скатерти, угощаются боги, едят и пьют, а потом на зелёный лужок танцевать идут.
И те косточки, что остались от трапезы, в свой рукав богиня Жива складывала, и кружилась в танце Жива Свароговна: одной ручкой махнёт — встанут лес и река, другой ручкой махнёт — летят птицы под облака.
Тут подсела Морена-чудесница поближе к Дажьбогу светлому, что сидел за столом, призадумавшись, и глядел на Живу прекрасную.
Миф 20 «Как спасла Жива Дажьбога светлого, но как чуть было не погибла Вселенная»
Лебёдушкой белоснежною сей же час вспорхнула Жива на небо, замахала сильными крыльями, полетела к Хвангурской горе. Но внезапно небо и воды заморочили мары, Морены помощницы, и Морок, шутник и обманщик, путь неверный стал Живе указывать.
И с пути лебедь белая сбилась, снова в девицу оборотилась, пешком двинулась по острым камням — Дажьбогу любимому на выручку.
Истоптала три пары железных сапог, истёрла три железных посоха, в кровь изранила руки и ноги, но пришла наконец к горе мрачной Хвангуре, к обиталищу земному Кощея — бога зла.
Миф 21 «Как закончилось время мифическое, нам от предков в сказаниях данное»
И прошло с тех пор немало зим и немало лет. Словно воды речные, утекали века сквозь пальцы. И всё дальше расселялись по земле племена славянские — поляне, древляне, радимичи, кривичи, вятичи, бодричи, лютичи…
Объединялись и разделялись, строили города, образовывали государства. Далеко разошлись они по Земле-матушке, в походы дальние уходили дружины — за всеми старым богам не углядеть. Чтобы отбивать атаки вражеские, нужны стали людям князья сильные, нужны смелые воины и многие воинские умения. Да и между собой воевать принялись князья, и понадобились людям новые ратные боги — боги войны.
С тех пор как отдал Сварог власть в Ирии своим сыновьям, сам Перун стал у людей первым воином, главным богом дружины княжеской. Не Семаргл и не Дажьбог — стал Перун Сварогу главным наследником, главным богом он стал светлого Ирия.
Рекомендуемые записи
«Внук мой, жив я или нет, пусть эти слова мои, всегда будут тебе в жизни…
Знаете ли вы, дорогие девочки и мальчики, что когда-то давным-давно, в древние времена, в стародавние,…
На Народном Славянском радио звучит статья Александра Соколова «Сказ о спасенном Соколе». «Шел по дороге…