чтение и письмо обучение развитие и исправление недостатков
Сборник упражнений по развитию и коррекции навыка чтения у детей с ЗПР
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
по развитию и коррекции
навыка чтения у детей с ЗПР
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Палецкая средняя общеобразовательная школа
по развитию и коррекции
Т.В. Цыганкова, учитель-дефектолог
Данный сборник упражнений предназначен для логопедов, дефектологов, учителей начальных классов, родителей.
Рассматривается классификация видов дислексий у детей с ЗПР, причины возникновения. Рассматривается группа ошибок, допускаемых обучающимися с ЗПР при чтении.
Практический материал дан по мере сложности заданий: от букв, слогов, до чтения предложений и различных видов текстов. Задания носят игровой, развивающий характер. Использование иллюстративного материала, созданного автором, поможет внести оживление в сложный процесс чтения.
В последние годы наблюдается резкое увеличение числа детей с различными интеллектуальными и речевыми нарушениями, поступающих в начальные классы общеобразовательных школ. Особенно распространенными являются нарушения письма (дисграфия и дизорфография) и чтения (дислексия). Не секрет, что нарушения чтения оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения, на психическое и речевое развитие ребёнка. Младшие школьники с задержкой психического развития (ЗПР) продвигаются в овладении навыком чтения, но, испытывая значительные трудности в его освоении, нуждаются в целенаправленной и продуманной помощи специалиста или учителя;
необходимо было разработать и использовать систему коррекционной работы по овладению навыком чтения
Чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют анализаторы: зрительный, речедвигательный, речеслуховой. Только при правильном взаимодействии всех анализаторов и связи двух сигнальных систем происходит процесс чтения.
Основным условием успешного овладения навыком чтения как у детей с ОВЗ, так и у детей нормы, являются: сформированность устной речи, фонетико-фонематической её стороны (произношения, слуховой дифференциации фонем, фонематического анализа и синтеза), лексико-грамматического анализа и синтеза, лексико-грамматического строя, достаточное развитие пространственных представлений, зрительного анализа, синтеза и мнезиса. Совершенствование техники чтения – одна из главных задач обучения младших школьников c задержкой психического развития. Жизнь показывает, что если ученик научился читать в период обучения грамоте, то он и в коллективе класса занимает заметное место, верит в свои силы. И наоборот, если ребенок не овладел чтением, он чувствует какую-то ущербность, теряет веру в свои силы, способность успешно учиться и в коллективе класса находится в тени. Морально он будет переживать свой недостаток и не сможет полностью реализовать в школе свои способности. Ребенок, который не умеет читать, будет испытывать большие затруднения при выполнении домашних заданий. Ему будет не интересно на уроках, он будет неусидчив, он не будет посещать библиотеку, потому что читать книги при низкой технике чтения – это не столько удовольствие, сколько мука. Для решения этой проблемы и был создан данный сборник по развитию и коррекции навыка чтения. Специальные упражнения можно использовать как на уроках, так и во внеурочное время.
Замены и смешения звуков при чтении: замены и смешения фонетически близких звуков (звонких и глухих аффрикат и звуков, входящих в их состав, и др.), а также замены графически сходных букв (Х – Ж, П – Н, З – В и др.)
Побуквенное чтение – нарушение слияния звуков в слоги и слова. При побуквенном чтении буквы называются поочерёдно, («бухштабируются», нанизываются одна на другую (Р, А, М, А).
Нарушения понимания прочитанного проявляются на уровне отдельного слова, а также предложения и текста. Эта группа нарушений чтения выделяется в тех случаях, когда не наблюдается расстройства технической стороны процесса чтения.
Аграмматизмы при чтении. Это группа ошибок проявляется на аналитико-синтетической ступени овладения навыком чтения. Отмечаются нарушения в падежных окончаниях, в согласованиях существительного и прилагательного, изменениях окончаний глаголов и др.
Классификация дислексий имеет огромное значение в процессе всей работы по устранению этих видов нарушений. С учётом нарушенных операций процесса чтения Р. И. Лалаева выделяет следующие виды дислексий :
вызывается недоразвитием функций фонематической системы: смыслоразличительной, слухопроизносительной дифференциации фонем, фонематического анализа и синтеза. В связи с этим этот вид дислексий можно подразделить на две группы:
Нарушения чтения, связанные с недоразвитием слуховой дифференциации фонем, т.е. с неточным различением звуков. Особенно часто дети затрудняются в дифференциации свистящих и шипящих звуков. Так, сложными для дифференциации являются такие пары звуков: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, а также Ц – С, Ч – Щ, Ч – ТЬ, Ш – Щ.
Нарушения чтения, связанные с недоразвитием фонематического анализа и синтеза, которые проявляются в побуквенном чтении, искажении звуковой структуры слова (вставки, пропуски, перестановки звуков), трудностях чтения обратного слога.
вызывается недоразвитием грамматических обобщений и проявляется в искажениях и заменах определенных морфем слова, чаще флексий. Чаще она проявляется на более поздних этапах формирования навыка чтения, когда в процессе большую роль начинает играть смысловая догадка. Дети часто искажают окончания, суффиксы, префиксы. Например: «мама моет рама», перебежал – «прибежал».
Семантическая дислексия (механическое чтение) –
это нарушение понимания читаемого при технически правильном чтении. Семантическая дислексия вызывается двумя факторами:
недоразвитием звукового синтеза;
нечёткостью, недифференцированностью представлений о синтаксических связях слов в предложении.
У детей с семантическими нарушениями чтения недостаточно сформирована способность синтезировать, восстанавливать в своём представлении разделённые на слоги слова.
связана с недоразвитием зрительных функций: зрительного анализа и синтеза, оптико-пространственных представлений. Дети затрудняются в конструировании изображений, в определении сходства и различия зрительных изображений, в преобразовании фигур. В процессе овладения чтением у детей отмечаются трудности в усвоении графически сходных букв, их смешения и замены при чтении (Т – Г, Д – Л, В – З, Р – Ь, Х – К, Ж – К, У – Ч и др.)
проявляется в трудностях усвоения всех букв при чтении, что объясняется трудностями установления связей между звуком и буквой. Ребёнок не запоминает, какая буква соответствует тому или иному звуку.
Исходя из вышесказанного, коррекция данных видов нарушений требует целенаправленной и кропотливой работы всех участников образовательного процесса: педагогов, логопеда, дефектолога, родителей. Чтобы этот процесс был интересным, познавательным и нескучным для обучающихся, необходимо разнообразить работу различными играми и упражнениями, которые сломали бы стереотипное представление о чтении, как скучном занятии. Поэтому, работая над «Сборником упражнений по развитию и коррекции навыков чтения у детей с ЗПР» ставилась задача отобрать и систематизировать материал, формирующий навык чтения. Различные по степени сложности и разнообразия упражнения и задания помогут превратить сложный процесс чтения в интересную игру.
Логопедическая программа коррекции письма и чтения 1-4 класс
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
по коррекции нарушений устной и письменной речи
Уровень образования (класс): начальное общее, класс 1-4
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и направлена на оказание помощи учащимся начальных классов с нарушениями устной речи в освоении ими общеобразовательных программ по родному русскому языку и составлена с учётом рекомендаций и методических разработок логопедов-практиков А.В. Ястребовой, Г.Г. Ефименковой, Р.И.Лалаевой, а также в соответствии с рядом разделов программ предметной области филология в начальной школе (система учебников «Школа-России»).
Рабочая программа составлена с учётом инструктивного письма «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» от 14.12.2000 г. №2.и Инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. М.,1996г.
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основе которых разработана данная программа:
Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04. 2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № ВК-452/07 от 11.03.16
Приказы Министерства образования и науки РФ № 1598 и 1599 от 19 декабря 2014 г. Об утвержении ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Цель курса: коррекция нарушений устной и письменной речи, помощь в успешном освоении программы по русскому языку и чтению обучающимся 1- 4 классов.
Общая характеристика учебного курса
Данный курс способствует формированию у учащихся предпосылок, лежащих в основе становления навыков чтения и письма, системы знаний о языке и готовит к применению их в учебной деятельности. «Коррекция нарушений устной и письменной речи» – курс, подводящий учащихся к осознанию цели и ситуации речевого общения, адекватному восприятию звучащей и письменной речи, пониманию информации разной модальности, содержащейся в предъявляемом тексте, а также передачи его содержания по вопросам и самостоятельно. В свою очередь содержание курса «Коррекция нарушений устной и письменной речи» является базой для усвоения общих языковых и речевых закономерностей в начальной и основной школе, представляет собой значимое звено в системе непрерывного изучения родного языка. Специфика курса заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с русским языком и литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.
Содержание учебного курса
Содержание работы по данной рабочей программе тесно связано с содержанием школьной программы по русскому языку и чтению. Содержание коррекционной работы условно делится на несколько этапов. Этапы коррекционного обучения, темы логопедических занятий или количество часов для повторения, могут быть изменены, если это необходимо для данной группы учащихся.
Перед началом логопедической работы организуется проведение обследования. При обследовании выявляется какой из компонентов языковой системы нарушен. Для диагностики, уточнения структуры речевого дефекта и оценки степени выраженности нарушений разных сторон речи (получения речевого профиля), построения системы индивидуальной коррекционной работы, комплектования подгрупп, отслеживания динамики речевого развития ребёнка с нарушением зрения используется тестовая методика диагностики устной и письменной речи Фотековой Т.А. и Ахутиной Т.В. с балльно-уровневой системой оценки. Результаты обследования отражаются в речевой карте. Исходя из результатов обследования, планируется дальнейшая коррекционная работа. Логопедическая работа должна начинаться как можно раньше, быть чётко спланирована и организована, должна носить не только коррекционный, но и предупреждающий вторичные дефекты характер.
Логопедическая диагностика учащихся. Обследование артикуляционного аппарата и звуковой стороны речи. Обследование фонематического слуха.
Обследование лексического строя речи.
Обследование грамматического строя.
Обследование процесса письма и чтения.
Цель: развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникативной готовности к обучению.
Основной этап Коррекционная работа ведется в трех основных направлениях:
На фонетическом уровне;
На синтаксическом уровне.
Коррекционная работа на фонетическом уровне:
— коррекция дефектов произношения;
— формирование полноценных фонетических представлений на базе развития фонематического восприятия, совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.
Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне:
Уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов; дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, формирования представлений о морфологических элементах слова, навыков морфемного анализа и синтеза слов.
Коррекционная работа на синтаксическом уровне:
Уточнение, развитие, совершенствование грамматического оформления речи путем овладения моделями различных синтаксических конструкций. Развитие навыков самостоятельного высказывания, путем установления последовательности высказывания, отбора языковых средств, совершенствования навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностными результатами являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами коррекционной работы являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметными результатами коррекционной работы в начальной школе являются: овладение начальными представлениями нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.
По окончании 1 класса обучающиеся должны уметь :
— различать звуки на слух и в произношении, анализировать слова по звуковому составу;
— определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме;
— различать гласные и согласные, глухие и звонкие согласные, свистящие, шипящие и аффрикаты, гласные ударные и безударные;
— списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;
— соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
— формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.
По окончании 2 класса обучающиеся должны уметь :
— различать предложение, словосочетание, слово;
-анализировать слова по звуковому составу;
-составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
подбирать группы родственных слов (несложные случаи); разбирать слово по составу (несложные случаи);
-писать под диктовку предложения и тексты;
-правильно читать вслух целыми словами;
-соблюдать паузы между предложениями, логическое ударение, необходимую интонацию;
-отвечать на вопросы по прочитанному;
-высказывать своё отношение к поступку героя, событию;
-пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты – самостоятельно.
-устно рассказывать на темы, близкие их интересам.
-дифференцировать звуки по акустическому сходству;
-подбирать к слову родственные слова;
-владеть навыками словообразования и словоизменения;
-подбирать синонимы и антонимы к различным частям речи;
-дифференцировать предлоги и приставки;
-составлять распространенные предложения;
-определять тему рассказа, последовательность и связность предложений в тексте;
-составлять план связного высказывания.
По окончании 4 класса:
-должна быть создана основа для продуктивного усвоения правил правописания, связанных с полноценными представлениями о морфологическом составе слова
(безударные гласные, проверяемые ударением, приставки, сложные слова, изменение имён прилагательных по родам, числам, падежам в зависимости от существительных);
-учащиеся должны уметь характеризовать звуки русского и родного языков: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
-учащиеся должны различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
-учащиеся должны находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс;
-учащиеся должны находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
-учащиеся должны соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
-учащиеся должны пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно,
сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию,
составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Реализация программы способствует выравниванию в соответствии с возрастными требованиями состояния развития речевой системы (устной и письменной), а также психофизических процессов у детей с нарушениями устной и письменной речи, что необходимо для их всестороннего гармоничного развития, достаточного восстановления коммуникативной функции языка и успеваемости в общеобразовательной школе.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 1991 г.
Козырева Л.М. Логопедическая программа коррекции лексико-грамматического строя речи младших школьников с задержкой психического развития. Ярославль, 2003 г.
Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 2001 г.
Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб., 2001 г.
Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону, «Феникс». 2001 г.
Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М.,1999 г.
Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. Спб., 2001.
Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. СПб., 2007 г.
Филичёва Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М., 1989.г.
Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1983 г.
Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М., 1984 г.
Перспективное планирование логопедических занятий для учащихся 1- 4-х классов с ФНР, ФФНР, ОНР
Личностные УУД: (примерные) Учебно-познавательный
интерес к новому учебному материалу; Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности
УУД: (примерные) Уметь находить заданный звук в словах и обозначать его фишкой, выбирать букву правильно, писать элементы букв делать звуковой
анализ этих слов, различать звуки и буквы, слоги и слова, слово и предложение, выделять части слова, главные и второстепенные члены предложения различать части речи, и т.д.
УУД: (примерные) Адекватно
использовать речевые средства,
УУД: (примерные) Оценивание
В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; Осуществлять констатирующий и прогнозирующий
по результату и способу действия; Аргументировать и координировать свою позицию.
Диагностика устной и письменной речи. Уровень подготовки к школе
Выявление недостатков в формировании устной и письменной речи
Уточнение речевых возможностей детей. Правила речи.
1. Развитие общих речевых навыков.
2. Знакомство с понятиями физиологическое и речевое дыхание.
3. Знакомство с понятием темп речи.
4. Знакомство с понятием интонационная выразительность.
5. Знакомство с Правилами речи.
1. Игры-поддувалочки: «Одуванчик», «Бабочки», «Чья птичка дальше улетит» и т.п.
2. «В лесу», «Не разбуди Катю».
4. «Маша и медведь», «Теремок» (озвучь героев).
В мире звуков. Звуки окружающего мира.
1. Развитие общего физического слуха, умения слушать и слышать.
2. Развитие умения различать звуки окружающего мира.
1. «Звуки комнаты», «Звуки улицы», «Звуки кухни» и т.п.
2. «Что звучало?» (предметы), «Кто как голос подает?» (животные), «Звуки природы».
Комплекс общих упражнений для развития артикуляционных органов.
Развитие общих речевых навыков.
2. Знакомство с понятиями физиологическое и речевое дыхание.
3. Знакомство с понятием темп речи.
4. Знакомство с понятием интонационная выразительность.
5. Знакомство с Правилами речи.
1.Упражнение «Сделать трубочку»
2.Упражнение «Открыть широко рот»
3.Упражнение « Почистить зубы » (наверху и внизу)
Упражнения для дыхания. Артикуляционная гимнастика.
1. Развитие общего физического слуха, умения слушать и слышать.
2. Развитие умения различать звуки окружающего мира.
Упражнения для дыхания. Артикуляционная гимнастика.
Развитие общих речевых навыков.
2. Знакомство с понятиями физиологическое и речевое дыхание.
3. Знакомство с понятием темп речи.
4. Знакомство с понятием интонационная выразительность.
5. Знакомство с Правилами речи.
а) упражнения с присоской;
б) сильно надувать щеки, по возможности удерживая губами воздух в ротовой полости;
Упражнения для дыхания. Артикуляционная гимнастика.
1. Развитие общего физического слуха, умения слушать и слышать.
2. Развитие умения различать звуки окружающего мира.
а) упражнения с присоской;
б) сильно надувать щеки, по возможности удерживая губами воздух в ротовой полости;
Звуки речи. Дифференциация понятий «речевые» и «неречевые» звуки. Упражнения для дыхания. Артикуляционная гимнастика.
1. Развитие умения различать звуки окружающего мира и звуки речи.
2. «Кто сказал?», «Узнай по голосу».
1. Знакомство со строением артикуляционного аппарата.
2. Отработка упражнений общей артикуляционной гимнастики.
1. Работа с зеркалами и логопедическими профилями.
2. Артикуляционные упражнения.
Дыхание. Дыхательная гимнастика. Голосообразование. Голосовая гимнастика.
1. Тренировка плавноговыдоха. Развитие силы и длительности выдоха.
2. Дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха.
3. Знакомство с понятиями плавность речи и тембр голоса, модуляция голоса (высота).
4. Знакомство с понятием сила голоса (тише, громче).
1. «Задуй свечу», «Футбол», «Кораблики», «Кто дальше?».
3. Дыхание с задержкой под счет.
4. Дыхательно-голосовые упражнения с модуляцией голоса: «Укачиваем Катю», «В лесу!».
Общая моторика. Речь с движением.
1. Развивать общую моторику, чувство ритма, координацию движений.
1. Ходьба и маршировка в различных направлениях.
Игры с передвижением под музыку.
3. Гимнастика мозга: «Кнопки мозга», «Умные движения», «Ленивые восьмерки», «Перекрестные движения» и т.д.
4. «Расскажи стихи руками».
Мелкая моторика. Пальчиковая гимнастика.
1. Развивать общую моторику, чувство ритма, координацию движений.
1. Пальчиковая гимнастика.
2. Пальчиковая гимнастика с предметами.
3. Игры и задания с различны-ми предметами (мозаика, шнуровка, счётные палочки, спички, пуговицы, верёвочки, пластилин и т.д.)
Слуховое восприятие и внимание. Фонематический слух. Вербальная память.
1. Развивать слуховое восприятие, внимание и память.
2. Развивать фонематический слух.
3. Развивать вербальную память.
1. «Отгадай, кто сказал?», «Повтори ритм», «Где позвонили?».
2. «Доскажи словечко», «Рифмы».
3. «Назови слово» (на заданный звук), «Отгадай звук», «Найди место звука в слове».
4. «Запомни и повтори», «Цепочка слов» (3 слова; 6 слов), «Что изменилось?», «Повтори и добавь».
Зрительное восприятие, внимание и память. Логическое мышление.
1. Развивать зрительное восприятие, внимание и память.
2. Развивать логическое мышление.
1. «Что изменилось?», «Дорисуй фигуру», «На что похоже?» и т.п.
2. «Запомни и нарисуй» и т.п.
3. Игры и упражнения с сериями картинок, лото и т.п.
Зрительно-пространственные и временные представления. Зрительно-моторная координация. Графические упражнения.
1. Развивать зрительные, пространственные и временн ы е
2. Развивать зрительно-моторную координацию.
3. Развивать графо-моторные навыки детей.
1. Рисование бордюров, узоров.
2. Графические диктанты.
3. «Повтори движение» (стоя рядом), «Сделай как я» (стоя напротив).
4. «Круглый год», «Вчера, сегодня, завтра», «Утро, день, вечер, ночь», «Что сначала, что потом» и т.п.
5. «Четыре точки» и другие игры с карандашом.
Упражнение в выделении главных слов в предложении. Упражнение в выделении предложений из рассказа.
Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза
Звуки и буквы. Алфавит.
Гласные и согласные.
Уточнение акустико-артикуляторных признаков гласных и согласных звуков
Гласные звуки и буквы. Согласные звуки и буквы.
Звуко-буквенный анализ и синтез. Слоговой анализ и синтез. Ударение.
Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза. Слогообразующая роль гласных. Понятие «слог».
Упражнения: понятие «слог»; слогообразующая роль гласного; з вуко-буквенный анализ и синтез односложных слов (далее различной слоговой структуры)
Согласные. Дифференциация твердых и мягких согласных
Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза.
Гласные I и II ряда Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда. Первый способ обозначения мягкости.
Тренировочные упражнения на различение твердых и мягких согласных.
Согласные. Дифференциация твердых и мягких согласных
Мягкий знак как способ обозначения мягкости согласных (в конце слов). Второй способ обозначения мягкости.
Тренировочные упражнения на различение твердых и мягких согласных.
Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза
Уточнение акустико-артикуляторных признаков согласных звуков.
Упражнение в различении звуков в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.
Различение шипящих – свистящих звуков
Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза Уточнение акустико-артикуляторных признаков согласных звуков.
Упражнение в различении звуков в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.
Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза
Уточнение акустико-артикуляторных признаков согласных звуков.
Упражнение в различении звуков в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.
Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза Уточнение акустико-артикуляторных признаков согласных звуков.
Упражнение в различении звуков в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.
Состав слова. Словообразование
Формирование навыка словообразования с помощью приставки и суффикса.
Тренировочные упражнения в подборе родственных слов и выделении корня и других частей слова. Упражнение в формировании навыка подбора родственных слов, словообразовании
Словоизменение. Согласование слов
Формирование навыка словоизменения, согласования различных частей речи по числам, родам, падежам
Тренировочные упражнения в словоизменении и согласовании.
Формирование общего понятия о предлогах и употреблении их в речи.
Тренировочные упражнения в выделении и написании е предлогов.
Дифференциация предлогов и приставок.
Формирование общего понятие о предлогах, приставках и употреблении их в речи.
Тренировочные упражнения в выделении предлогов и приставок их применение на письме.
Формирование смыслового значения слова
Усвоение предложения как единицы речи.
Упражнение в употреблении образных слов при описании предмета, синонимов, антонимов.
Упражнения в выделении главных слов в предложении и постановке вопросов к ним.
Обучение письменному ответу на вопросы
Упражнение в составлении плана изложения. Упражнение в самостоятельном составлении плана изложения.
Итоговая проверочная работа.
Оценить усвоение пройденных тем
Диагностика уровня устной и письменной речи.
Выявление недостатков в формировании устной и письменной речи
Перспективное планирование логопедических занятий для учащихся 1- 4-х классов по коррекции звукопроизношения
Закрепление имеющегося уровня звукового анализа и синтеза.
Составляется из правильно произносимых звуков
Продолжение постановки звука, отработка звука (автоматизация)
Введение в речь первого поставленного звука;
а) закрепление звука в устной речи: в слогах, в словах, фразах, в тексте;
б) устный и письменный анализ и синтез слов.
Дифференциация звуков сходных по звучанию
Дифференциация изученного и поставленных раннее звуков.
Насыщается дифференцируемыми звуками и закрепляемым звуком. Из упражнений исключаются близкие, еще не отработанные звуки.
Далее все этапы будут повторяться для новых звуков, которые берутся для закрепления в зависимости от временного периода их постановки. При этом предусматривается постепенное усложнение форм звукового анализа. Речевой материал, на котором проводится закрепление поставленного звука и развитие звукового анализа, с введением новых звуков будет все больше и больше расширяться.
В таком распределении учебного материала осуществляется, прежде всего, единство развития произношения и звукового анализа на основе чего преодолеваются и специфические отклонения в письме, связанные с недостатками фонетической стороны речи.
В системе выдерживаются принципиально важные положения: поочередное включение в работу звуков одной фонетической группы; одновременность в работе над звуками разных фонетических групп.
Календарно-тематическое планирование логопедических занятий для учащихся 1-2-х классов с ОНР, ФНР, ФФНР
Звуко-буквенный анализ и синтез односложных слов.
Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез двухсложных слов со слогом, состоящим из одного гласного. Ударение. Перенос слов.
Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез трехсложных слов со слогом, состоящим из одного гласного. Ударение. Перенос слов.
Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез четырехсложных слов. Ударение. Перенос слов.
Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез слов различной слоговой структуры. Ударение. Перенос слов.
Дифференциация твердых и мягких согласных
Гласные I и II ряда. Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда. Первый способ обозначения мягкости.
Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда. Тренировочные упражнения на различение твердых и мягких согласных.
Твердые и мягкие согласные перед гласными «ы – и».
Твердые и мягкие согласные перед гласными «у – ю».
Дифференциация гласных «ё-ю».
Дифференциация гласных второго ряда.
Эти темы даются в случае необходимости, например, для других пар гласных: «е- я» и т.д.
Мягкий знак как способ обозначения мягкости согласных (в конце слов). Второй способ обозначения мягкости.
Разделительный мягкий знак.
Тренировочные упражнения на закрепление материала по пройденной теме.
Проверка знаний и умений по теме « Дифференциация твердых и мягких согласных». Диктант.
Варианты проверочных работ: диктант, самостоятельная работа по карточкам, тестовая работа и т.п.
Закрепление и уточнение знаний по пройденной теме. Проверочная работа.
Закрепление и уточнение знаний по пройденной теме. Проверочная работа.
Различение [Г]-[К]-[Х] в устной и письменной речи.
Различение шипящих – свистящих звуков
Закрепление и уточнение знаний по пройденной теме. Проверочная работа.
Итоговая проверочная работа
Количество часов на каждом этапе работы зависит от уровня подготовки детей и их речевых возможностей и потребностей.
Диагностика устной и письменной речи
Календарно-тематическое планирование логопедических занятий для учащихся 3-х классов с ОНР
Уточнение и расширение словарного запаса путем усвоения смыслового значения слов
Речь и предложение. Упражнение в составлении предложений.
Грамматическая основа предложения. Упражнение в выделении главных слов в предложении.
Упражнение в выделении предложений из рассказа.
Слово. Смысловое значение слова.
Образные слова и выражения в нашей речи.
Упражнение в употреблении образных слов при описании предмета.
Связь слов в предложении.
Слова-приятели: близкие по смыслу, но разные слова (корни).
Слова-неприятели, которые имеют противоположное значение.
Слова-близнецы, которые звучат одинаково, но имеют разный смысл.
Слова, которые имеют прямое и переносное значение.
Составление предложений из данных слов. Упражнения в выделении второстепенных членов предложения и постановке вопросов к ним.
Работа с деформированными предложениями.
Составление предложений по опорным словам.
Родственные слова. Корень
Родственные слова. Корень слова.
Тренировочные упражнения в подборе родственных слов и выделении корня.
Упражнение в формировании навыка подбора родственных слов.
Однокоренные слова. Тренировочные упражнения в подборе однокоренных слов и выделении корня.
Упражнение в формировании навыка в выделении корня слова.
Родственные слова и слова с омонимичными корнями.
Упражнение на дифференциацию родственных слов и слов с омонимичными корнями.
Упражнение в формировании предпосылок к усвоению темы «Безударные гласные».
Сложные слова – слова, имеющие в составе два корня и соединительную гласную «о» или «е» между ними.
Тренировочные упражнения на выделение корней и соединительной гласной в сложных словах.
Общее понятие о приставках и употреблении их в речи.
Тренировочные упражнения в выделении приставок.
Упражнение в образовании слов с приставками и употребление их в речи.
Приставки пространственного значения.
Приставки временн о го значения.
Приставки, сходные по буквенному составу.
Разделительный твердый знак.
Упражнение в написании слов с разделительным твердым знаком.
Разделительный мягкий знак.
Упражнение в написании слов с разделительным мягким знаком.
Общее понятие о суффиксах и употреблении их в речи.
Тренировочные упражнения в выделении суффиксов.
Упражнение в образовании слов с суффиксами и употребление их в речи.
Суффиксы, указывающие на величину предметов, уменьшительно-ласкательные суффиксы.
Правописание суффиксов в глаголах прошедшего времени.
Словоизменение. Согласование слов
Тренировочные упражнения в выделении окончаний.
Морфологический состав слова. Закрепление материала.
Употребление имен существительных в форме единственного и множественного числа.
Употребление имен существительных разного рода.
Употребление имен существительных в косвенных падежах.
Согласование прилагательных и существительных в роде и числе.
Согласование прилагательных и существительных в падеже.
Согласование глагола и существительного в числе.
Согласование глагола и существительного в роде.
Согласование глагола и существительного во времени.
Общее понятие о предлогах и употреблении их в речи.
Тренировочные упражнения в выделении предлогов.
Предлоги у, около, к, от, по.
Предлоги на, над, под, с (со), из-под.
Количество часов на каждом этапе работы зависит от уровня подготовки детей и их речевых возможностей и потребностей.
Предлоги в (во), из, за, из-за.
Предлоги между, возле, перед.
Дифференциация предлогов и приставок.
Тренировочные упражнения в дифференциации предлогов и приставок.
Тренировочные упражнения в соотношении предлогов и глагольных приставок.
Итоговая проверочная работа
Диагностика устной и письменно речи
Календарно-тематическое планирование логопедических занятий для учащихся 4-х классов с ОНР
Повторение. Текст. Предложение. Слово. Слог.
Повторение. Деление слов на слоги.
Правила переноса слов.
Ударение. Ударный и безударный слог.
Повторение «Состав слова»
Корень. Родственные слова.
Суффикс. Образование слов при помощи суффиксов
Приставка. Образование новых слов.
Разбор слов по составу. Составление слов из морфем.
Правописание безударных гласных в корне слова
Звонкие и глухие согласные в корне слова и на конце слов
Непроизносимые согласные в корне слова.
Буквы О, Ё после шипящих в корне слова.
Дифференциация предлогов и приставок.
Разделительный Ъ и Ь.
Повторение. Текст. Предложение. Слово. Слог.
Имя существительное. Изменение существительных по числам.
Род имени существительного. Изменение существительных по родам. Дифференциация существительных разного рода.
Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа именительного падежа.
Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа именительного и винительного падежей.
Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа винительного и родительного падежей.
Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа дательного падежа.
Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа творительного падежа без предлога.
Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа предложного падежа.
Согласование существительных и прилагательных в числе.
Словоизменение прилагательных. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.
Согласование существительных и глаголов в числе.
Согласование существительных и глаголов в роде.
Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени.
Изменение глаголов по родам и числам в прошедшем времени.
Понятие о неопределенной форме глагола.
Согласование глагола и существительного в роде, числе
Согласование глагола и существительного во времени.
Речь. Предложение как единица речи.
Слово. Смысловое значение слова.
Образные слова и выражения в нашей речи.
Упражнение в употреблении образных слов при описании предмета.
Связь слов в предложении.
Упражнение в установлении связей слов в предложении.
Составление предложений из данных слов. Упражнения в выделении главных слов в предложении и постановке вопросов к ним.
Составление предложений из данных слов. Упражнения в выделении второстепенных членов предложения и постановке вопросов к ним.
Работа с деформированными предложениями.
Составление предложений по опорным словам.
Составление рассказа из предложений, данных в неправильной смысловой последовательности.
Работа с деформированным текстом. Деление текста на отдельные предложения.
Упражнение в делении текста на отдельные предложения.
Составление связного текста из деформинованных предложений.
Деление текста на части и озаглавливании их.
Упражнение в выделении частей рассказа и озаглавливании их.
Развитие навыка связного высказывания. Письменные ответы на вопросы.
Обучение письменному ответу на вопросы.
Работа над изложением. Составление плана изложения.
Упражнение в составлении плана изложения.
Упражнение в самостоятельном составлении плана изложения.
Написание изложения по самостоятельно составленному плану.
Работа над сочинением. Составление плана рассказа.
Упражнение в составлении плана рассказа и написании сочинения по нему.
Количество часов на каждом этапе работы зависит от уровня подготовки детей и их речевых возможностей и потребностей.
Составление рассказа по картинке с использованием опорных слов.