чтение как цель и как средство обучения иностранному языку
Чтение как цель и как средство обучения иностранному языку. Механизмы чтения. Этапы обучения чтению. Соотношение чтения вслух и про себя на различных этапах обучения.
Чтение – рецептивный вид речевой деятельности, направленный на восприятие и понимание письменного текста (И.Л.Колесникова, О.А.Долгина). Чтение является рецептивным видом деятельности, заключающимся в восприятии и переработке читающим объективно существующего текста – продукта репродуктивной деятельности некоего автора (Г.В.Рогова). В процессе чтения происходит осмысление и оценка информации, содержащейся в тексте.
Чтение в истории человечества возникло позже устной речи и на ее основе. Оно стало автономным средством общения и познания. Сложное интегрированное умение понимать прочитанное не означает простого декодирования информации, графически зафиксированной в тексте, а подразумевает активную мыслительную деятельность человека, включающую воображение, эмоции, имеющийся опыт и знания. Активная роль читателя с его неповторимой индивидуальностью способствует воссозданию смысла читаемого, определяет личностную интерпретацию содержания. Представление о чтении как о процессе взаимодействия текста и читателя отличает современное направление в исследовании чтения, так называемое интерактивное чтение.
Процесс чтения предполагает анализ, синтез, обобщение, умозаключение и прогнозирование. Чтение выполняет значительную воспитательную и образовательную роль. Оно шлифует интеллект и обостряет чувства.
В индивидуальном опыте каждого человека чтение также развивается на основе устной речи. Ребенок приступает к чтению на родном языке после того, как у него сложились навыки и умения устной речи, и чтение, таким образом, превращается в процесс узнавания в графике языкового материала, уже известного из устной речи. Важно при этом подчеркнуть следующее: умение читать формируется один раз. Ребенок, осуществивший слитно синтез букв и слогов (м + а = ма + ма = мама) и узнавший значение полученного слова, навсегда преодолел барьер чтения, сделал открытие, как читать. Все, что происходит потом, представляет собой совершенствование этого исходного умения за счет включения в него частных умений, связанных как с восприятием графической стороны текстов, так и с их пониманием.
Чтение выступает как самостоятельный вид речевой деятельности в том случае, когда мы читаем для того, чтобы получить необходимую информацию из текста. Таким образом, задачи обучения чтению как самостоятельному виду речевой деятельности заключается: научить учащихся извлекать информацию из текста в том объеме, который необходим для решения конкретной речевой задачи, используя определенные технологии чтения.
Чтение может выступать и как средство формирования и контроля смежных речевых умений и языковых навыков, поскольку:
· использование чтения позволяет учащимся оптимизировать процесс усвоения языкового и речевого материала;
· коммуникативно-ориентированные задания на контроль лексики и грамматики, аудирования, письма и устной речи предполагают умение читать и строятся на основе письменных текстов и инструкций;
· упражнения на формирование и отработку всех языковых и речевых навыков и умений также строятся с опорой на текст и письменные установки к упражнениям и заданиям.
В основе любого речевого умения лежат определенные навыки – действия, которые человек совершает автоматически, не задумываясь о том, как и что он делает. К речевым умениям чтения относят владение различными технологиями извлечения информации из текста, их адекватное использование в зависимости от поставленной задачи. В основе этих умений лежит техника чтения. Поскольку навыки первичны, а умения вторичны, ясно, что на начальном этапе обучения чтению необходимо сформировать технику чтения.
В основе формирования техники чтения лежат следующие операции:
с ее слухоречедвигательным образом;
Речевой единицей может быть слово, синтагма или абзац. Р.К.Миньяр-Белоручев выделяет три основных компонента техники чтения:
А. Зрительный образ речевой единицы.
В. Речедвигательный образ речевой единицы.
Ассоциации А-В относятся им к навыкам первой группы. Ассоциации В-С – к навыкам второй группы. Когда техника чтения недостаточно сформирована, то все три компонента чтения последовательно задействуются в процессе чтения. Даже при чтении текста про себя плохо читающие люди, как правило, шевелят губами, проговаривая прочитанное. Без проговаривания у них не наступает стадии понимания.
Задачи учителя при формировании техники чтения заключаются в том, чтобы:
Виды чтения и система упражнений по их формированию. Этапы работы с текстом и формирование различных технологий извлечения информации из текста. Способы контроля сформированности навыков и умений чтения.
В методике выделяют две формы чтения: про себя (внутреннее чтение) и вслух (внешнее чтение). Чтение про себя – основная форма чтения – имеет целью извлечение информации, оно «монологично», совершается наедине с собой. Чтение вслух – вторичная форма, оно «диалогично», его назначение в основном в передаче информации другому лицу.
В зависимости от этапа обучения, от индивидуальных особенностей обучаемых и реальных условий обучения может изменяться процентное соотношение чтения вслух и про себя на уроке и дома. Е.Н.Соловова предлагает наиболее оптимальное процентное соотношение различных форм чтения:
Форма чтения | Начальный этап | Средний этап | Старший этап |
Вслух | 90% | 50% | 10% |
Про себя | 10% | 50% | 90% |
На начальном этапе чтение вслух предпочтительнее, чем чтение про себя. Чтение вслух обеспечивает не только последовательное формирование навыков, но и достаточную степень само- и взаимоконтроля.
На среднем этапе еще нельзя игнорировать чтение вслух, поскольку идет закрепление навыка и без постоянного контроля он может очень быстро «сползти». Тем не менее, на среднем этапе обучения акценты уже смещаются в сторону развития технологий чтения. Чтение все чаще выступает как самостоятельный вид речевой деятельности, но чтение вслух заменяется чтением про себя.
На старшем этапе чтение становится одним из основных источников получения информации, акцент смещается в сторону активной самостоятельной работы, но это не означает, что чтение вслух полностью исчезает. На данном этапе можно использовать чтение вслух для формирования причинно-следственных связей, логики, аргументации, для чего необходимо просить прочитывать отрывки или предложения из текста. К тому же коррекция навыков чтения нужна и на старшем этапе.
Существуют следующие параметры оценки техники чтения:
1 темп чтения (определенное количество слов в минуту);
2 соблюдение норм ударения (смыслового, логического, не ударять служебные слова);
3 соблюдение норм паузации;
4 использование правильных моделей интонирования;
5 понимание прочитанного текста.
При формировании техники чтения можно использовать элементы фонетической разметки текста. Собственно чтение начинается с чтения более продолжительных фабульных текстов. Помимо формирования техники чтения на начальном этапе уже начинают формироваться различные технологии чтения, компенсаторные умения, навыки самостоятельной работы. На данном этапе уже можно учить:
В отечественной методике выделяют следующие виды чтения:
Г.В.Рогова выделяет три вида чтения: изучающее, ознакомительное и просмотровое. Профессор Е.И.Пассов считает, что это лишь разные цели использования чтения. Существует и мнение о том, что не следует выделять слишком много видов информативного чтения и достаточно различать изучающее и поисковое чтение (Р.К.Миньяр-Белоручев).
В зарубежной англоязычной методике также выделяют несколько видов или умений чтения:
Для эффективного чтения на иностранном языке необходимо сформировать навыки:
Изучающее чтение представляет собой внимательное вчитывание, проникновение в смысл при помощи анализа текста. Изучающее чтение является, прежде всего, самостоятельной целью обучения чтению, так как в жизни читатель частот может попасть в положение, когда ему нужна точная информация, например, при чтении научно-технических текстов. Изучающее чтение одновременно является средством обучения чтению, так как оно представляет собой максимально развернутую форму чтения, при которой оттачиваются все приемы чтения, развивается «бдительность» ко всем сигналам, исходящим от текста. Оно практикуется обычно на небольших по объему текстах определенной степени трудности, так как главная задача – качественная сторона чтения, полнота и точность понимания.
При ознакомительном чтении целью является извлечение основной информации (приблизительно 70%), при этом делается ставка на воссоздающее воображение читателя, благодаря которому частично восполняется смысл текста. Для ознакомительного чтения подбираются большие по объему тексты и тогда вступает в силу языковая избыточность. Навыки, приобретенные при изучающем чтении, используются при ознакомительном чтении.
В результате просмотрового чтения читатель получает самое общее представление о содержательно-смысловом плане текста: о чем идет в нем речь. В естественном процессе коммуникации этот вид чтения выполняет важную роль: из большой массы печатной информации выбрать именно ту, которая нужна и исключить необязательное и второстепенное. К просмотровому чтению прибегают в профессиональной и бытовой сфере жизни, например, при чтении газет. Этот вид чтения предполагает высокий уровень сформированности умения чтения, развитую способность к обоснованному предвосхищению по скупым языковым и неязыковым средствам, большую скорость восприятия.
Преобладающим видом чтения является ознакомительное чтение. Изучающее и просмотровое чтение занимают подчиненное место в системе обучения чтению.
В опыт учащихся виды чтения вводятся при помощи соответствующих заданий. Профессор И.Л.Бим полагает, что при обучении чтению текст сам по себе лишь некая потенция, овладеть его содержанием с необходимой степенью полноты, точности и глубины помогают учащимся задания, преобразующие этот текст в конкретное упражнение. При этом задания не только нацеливают внимание читающего на получение конечного результата («Прочти и выяви главную мысль»), но и предопределяют характер протекания чтения («Читая, выяви все приметы времени»). Таким образом, задания являются существенным рычагом управления чтением, стимулирующим и контролирующим понимание, они обусловливают также вид чтения. Поэтому формулировка заданий к тексту – ответственный момент. Они должны быть построены с учетом характера чтения как вида речевой деятельности, венцом которой является понимание.
При работе с любым текстом можно выделить три основных этапа работы: дотекстовый, текстовый и послетекстовый (Е.Н.Соловова). Послетекстовый этап будет присутствовать лишь в том случае, когда текст используется не столько как средство формирования умений читать, сколько для развития продуктивных умений в устной или письменной речи.
Дотекстовый этап (этап антиципации). Цели:
· Определить/сформулировать речевую задачу для первого прочтения.
· Создать необходимый уровень мотивации у учащихся.
· По возможности сократить уровень языковых и речевых трудностей.
Упражнения и задания.
1. Работа с заголовком.
По заголовку можно попросить учащихся определить:
· Перечень поднимаемых в нем проблем;
· Ключевые слова и выражения.
2. Использование ассоциаций, связанных с именем автора.
· К какому жанру можно предположительно отнести этот текст?
Кто, по-вашему, будет главным героем (профессия, национальность)?
Где и в какое время может происходить действие?
3.Сформулировать предположения о тематике текста на основе имеющихся иллюстраций.
4. Ознакомиться с новой лексикой и определить тематику/проблематику текста на основе языковой догадки.
5. Просмотреть текст/первый абзац и определить, о чем этот текст.
6. Прочесть вопросы/утверждения по тексту и определить его тематику и проблематику.
7. Попытаться ответить на предложенные вопросы до чтения текста.
Текстовый этап. Цели:
Упражнения и задания.
Послетекстовый этап. Цель:
Упражнения и задания.
1. Опровергнуть утверждения или согласиться с ними.
4. Сказать, какое из следующих высказываний наиболее точно передает основную мысль текста. Обосновать свой ответ.
5. Сказать, с каким из данных выражений был бы не согласен автор.
6. Составить план текста, выделив его основные мысли.
7. Взять за основу ситуацию текста, написать собственный текст в другом жанре.
Литература
Дата добавления: 2014-12-15 ; просмотров: 185 | Нарушение авторских прав
Чтение как цель и средство обучения иностранному языку
Чтение как цель и средство обучения.
Чтение — один из важнейших видов речевой деятельности. Это сложный психический и умственный процесс, основанный на извлечение информации из письменного фиксированного текста, который включает в себя такие психические функции как смысловое восприятие, внимание, память и мышление. Чтение относится к рецептивным видам речевой деятельности, так как он связано с рецепцией (восприятием) и пониманием информации, закодированной графическими знаками. Следовательно, читая, учащийся должен:
1. Правильно произносить слово.
2. Понимать то, что он прочитал.
3. Давать оценку тому, что он прочитал.
Этот процесс становится для учащегося вдвойне сложнее, когда речь идет о чтении на чужом языке.
При обучении иностранному языку, чтение рассматривается, как самостоятельный вид речевой деятельности и занимает ведущие место по своей важности и доступности. Чтение решает следующие задачи:
прививает навыки самостоятельной работы.
— Решает воспитательные задачи (нравственность, мировоззрение, ценности).
— Прививает любовь к книге.
— Читаемый текст часто становится основой для других видов деятельности (письма, говорения и аудирования).
По сравнению с аудированием при чтении человек может воспринимать текст столько раз, сколько ему нужно.
Согласно мнению выдающегося отечественного методиста Фоломкиной С.К., под видами чтения принято понимать набор операций, обусловленных целью чтения и характеризующихся «специфическим сочетанием приемов смысловой и перцептивной переработки материала, воспринимаемого зрительно». Методистами выделяются следующие виды чтения: изучающее, ознакомительное и поисковое
Ознакомительное ( fluent reading ) чтение, направленное на выявление и усвоение основного содержания текста в тех его аспектах, которые представляют интерес для читателя.
Ознакомительное чтение направлено на прием самой информации, на ознакомление с содержанием текста. Однако специфика приема при данном виде чтения состоит в том, что он проводится выборочно, причем читающий осуществляет саморегуляцию в отношении охвата содержания (внимание концентрируется лишь на некоторых фрагментах) и глубины восприятия-понимания (налагаются определенные лимиты на полноту охвата смысла читаемого). Вследствие этого типичными для ознакомительного чтения являются «скачки» как пространственного, так и темпового характера: читатель «перескакивает» через отдельные части текста и то ускоряет, то замедляет сам процесс. По сути, ознакомительное чтение, будучи специфическим видом, чтения и имея свои собственные информационные задачи, с операционной точки зрения, включает в себя элементы и просмотрового, и вдумчивого. Таким образом, ценность ознакомительного чтения состоит в сочетании информативности с экономичностью, так как оно позволяет читателю опускать отдельные смысловые блоки и детали текста, которые по каким-либо причинам не заслуживают внимания.
При обучении любому виду речевой деятельности следует четко ставить цели и задачи обучения, которые будут разными на различных этапах обучения.
Образовательный портал
Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования
Чтение как средство обучения иностранным языкам
Чтение как средство обучения иностранным языкам
Кривенко Инесса Николаевна,
учитель английского языка ГБОУ Лицей 488
Выборгского района Санкт-Петербурга
С введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта второго поколения основной целью обучения иностранному языку в современной школе становится развитие языковой личности, которая способна самостоятельно ставить и реализовывать учебные цели, работать над изучением языка, поддерживать и пополнять свои знания, оценивать свои достижения, развивать коммуникативную и информационную культуру.
Ведущая роль в учебной деятельности младших школьников при овладении иностранным языком принадлежит чтению. Что же такое чтение?
Чтение — один из важнейших видов речевой деятельности. Это сложный психический и умственный процесс, основанный на извлечение информации из письменного фиксированного текста, который включает в себя такие психические функции как смысловое восприятие, внимание, память и мышление. Чтение относится к рецептивным видам речевой деятельности, так как он связано с рецепцией (восприятием) и пониманием информации, закодированной графическими знаками. Следовательно, читая, ребенок должен:
1. Правильно произносить слово.
2. Понимать то, что он прочитал.
3. Давать оценку тому, что он прочитал.
Этот процесс становится для ребенка вдвойне сложнее, когда речь идет о чтении на чужом для детей языке.
При обучении иностранному языку, чтение рассматривается, как самостоятельный вид речевой деятельности и занимает ведущие место по своей важности и доступности. Чтение решает следующие задачи:
прививает навыки самостоятельной работы.
— Решает воспитательные задачи (нравственность, мировоззрение, ценности).
— Прививает любовь к книге.
— Читаемый текст часто становится основой для других видов деятельности (письма, говорения и аудирования).
Целью обучения чтению на иностранном языке в школе научить школьников рациональным приемам восприятия и переработки информации, содержащейся в текстах различного характера в зависимости от содержания и коммуникативной задачи.
Изучающее чтение. (Reading for detailed comprehension или reading for detail).
Этот вид чтения предполагает полное и точное понимание всех основных и второстепенных фактов, их осмысление и запоминание, дальнейшее использование. Учащийся должен уметь оценить, прокомментировать, пояснить информацию, сделать из прочитанного вывод,
используя все возможные средства раскрытия значения незнакомых языковых явлений.
Ознакомительное чтение. (Reading for gist, skim reading или skimming).
Ознакомительное чтение предполагает извлечение основной информации (достаточно понимание 70% текста), при этом делается ставка на воссоздающее воображение читателя, благодаря которому частично восполняется смысл текста. Школьник должен уметь определять тему и выделять основную мысль письменного сообщения, отделять главные факты от второстепенных, опуская детали.
Просмотровое чтение. (Reading for specific information).
Поисковое чтение текста предполагает умение находить в тексте относительно небольшое количество информации для ее дальнейшего использования в определенных целях
Один и тот же текст можно использовать для разных видов чтения.
В зависимости от типа чтения, возраста учащихся, уровня их подготовленности можно предложить различные виды упражнений:
— ответы на вопросы на соотнесение информации текста с данной информацией и заполнение анкеты, корректировка несоответствующих тексту предложений.
— ответы на вопросы, перекрёстный, множественный или альтернативный выбор
— найти в тексте описание главных героев.
— выделить основную мысль текста (доказать примером).
-пересказать содержание прочитанного своими словами.
-восстановить порядок событий, описываемых в тексте.
— составить план рассказа, употребив предложения из текста.
— пересказать текст. И другие.
Целью обучения чтению в школе является формирование и развитие умений чтения как вида речевой деятельности, а не обучение видам чтения, которые являются лишь средством для достижения общей цели.
Юному ученику чтение необходимо не только для практического овладения иностранным языком и открытия другой культуры, оно также является средством самообразования и творческой деятельности. Практика в чтении позволяет поддерживать и совершенствовать не только умения в чтении, обеспечивающие понимание и интерпретацию читаемого, но и универсальные учебные действия, обеспечивающие самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования (1-4 кл.) http://минобрнауки.рф/документы
2. Фоломкина СК «Методика обучения иностранным языкам в средней школе» 3. Фоломкина СК «Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом
Статья по иностранным языкам «Чтение как цель обучения на уроках иностранных языков»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Чтение как цель обучения на уроках иностранных языков
Чтение – это самостоятельный вид речевой деятельности, который обеспечивает письменную форму обучения. Это одно из важнейших средств языковой коммуникации и представляют собой процесс извлечения информации из письменного текста. Оно занимает одно из главных мест по использованию, важности, доступности.
Чтение относится к рецептивным видам речевой деятельности, т.к. оно связано с восприятием и пониманием информации, закодированной графическими знаками.
В чтении выделяют содержательный план и процессуальный план. В содержательном плане результатом деятельности чтения будет понимание прочитанного; в процессуальном – сам процесс чтения, т.е. соотнесение графем с фонемами, становление целостных приемов узнавания графических знаков, формирование внутреннего речевого слуха, перевод вовнутрь внешнего проговаривания, установление непосредственной связи между «семантическим» и графическим комплексами, что находит выражение в чтении вслух и про себя.
Понимание, степень его полноты, точности и глубины зависит от цели чтения: посмотреть о чем текст, определить главное в нем, точно понять текст.
В структуре чтения как деятельности можно выделить мотив, цель, условия, результат.
Мотивом является всегда общение, или коммуникации с помощью печатного слова; целью – получение информации.
К условиям деятельности чтения относятся овладение графической системой языка и приемами извлечения информации. Результатом деятельности является понимание и извлечение информации из прочитанного с разной степенью глубины и точности.
Чтение тесно связано с другими видами речевой деятельности. Прежде всего, тесным образом с письмом, ибо и чтение, и письмо пользуются одной графической системой языка.
Чтение связано и с говорением. Грамотное чтение представляет собой «контролируемое говорение». Чтение про себя представляет собой внутреннее слушание и проговаривание одновременно. В процессе обучения иностранному языку в школе чтение выступает в качестве цели и средства. В первом случае учащиеся должны овладеть чтением как источником информации; во втором – пользоваться чтением для лучшего усвоения языкового и речевого материала.
Использование чтения в качестве источника получения информации стимулирует интерес учащихся к изучению этого предмета. Овладение умением читать на иностранном языке делает реальным и возможным достижение воспитательных, образовательных и развивающих целей изучения данного предмета.
Чтение может быть как целью, так и средством обучения. Чтение как цель обучения направлено на извлечение информации из текста.
В зависимости от целевой установки различают просмотровое, ознакомительное, изучающее чтение.
Просмотровое чтение предполагает получение общего представления о читаемом материале. Его целью является получение самого общего представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте. Это беглое выборочное чтение, чтение текста по блокам для более подробного ознакомления с его «фокусирующими» деталями и частями. Оно обычно имеет место при первичном ознакомлении с содержанием новой публикации с целью определить, есть ли в ней интересующая читателя информация, и на этой основе принять решение – читать ее или нет.
При просмотровом чтении иногда достаточно ознакомиться с содержанием первого абзаца и ключевого предложения и просмотреть текст. Количество смысловых кусков при этом гораздо меньше, чем при изучающем и ознакомительном видах чтения; они крупнее, т.к. читающий ориентируется на главные факты, оперирует более крупными разделами. Этот вид чтения требует от читающего довольно высокой квалификации как чтеца и владения значительным объемом языкового материала.
Полнота понимания при просмотровом чтении определяется возможностью ответить на вопрос, представляет ли данный текст интерес для читающего, какие части текста могут оказаться в этом отношении наиболее информативными и должны в дальнейшем стать предметом переработки и осмысления с привлечением других видов чтения.
Ознакомительное чтение представляет собой познающее чтение, при котором предметом внимания читающего становится все речевое произведение без установки на получение определенной информации. Это чтение «для себя», без предварительной специальной установки на последующее использование или воспроизведение полученной информации.
При ознакомительном чтении основная коммуникативная задача, которая стоит перед читающим, заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтения всего текста извлечь содержащуюся в нем основную информацию, т.е. выяснить, какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно говорится в нем по данным вопросам. Оно требует умения различать главную и второстепенную информацию. Так мы читаем обычно художественные произведения, газетные статьи, научно-популярную литературу, когда они не представляют предмета специального изучения. Переработка информации текста совершается последовательно и непроизвольно, ее результатом является построение комплексных образов прочитанного. При этом намеренное внимание к языковым составляющим текста, элементы анализа исключаются.
Овладение технологией чтения осуществляется в результате выполнения предтекстовых, текстовых и послетекстовых заданий.
Предтекстовые задания направлены на моделирование фоновых знаний, необходимых и достаточных для рецепции конкретного текста, на устранение смысловых и языковых трудностей его понимания и одновременно на формирование навыков и умений чтения. В них учитываются лексико-грамматические, структурно-смысловые, лингвистические и лингвострановедческие особенности подлежащего чтении текста.
В текстовых заданиях предлагаются коммуникативные установки, в которых содержатся указания на вид чтения, скорость и необходимость решения определенных познавательно-коммуникативных задач в процессе чтения.
Послетекстовые задания предназначены для проверки понимания прочитанного, для контроля за степенью сформированности умений чтения и возможного использования полученной информации в будущей профессиональной деятельности.
Что касается последовательности видов чтения, то в практике обучения используются два варианта: а) ознакомительное-изучающее-просмотровое-поисковое; б) изучающее-ознакомительное-просмотровое-поисковое. Последний вариант представляется более эффективным, т.к. в большей степени подготавливает все другие виды чтения.
Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранному языку. Пособие для учителя. – М.:АРКТИ, 2004.
Ляховицкий М.В. Методика преподавания иностранных языков. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2006.