чтения псалтири в серафимовском скиту сретенского монастыря

Беседы о Псалтири. Введение

Каждый воскресный день, начиная с 20 января 2019 года, в актовом зале Сретенской духовной семинарии проходят беседы о Псалтири. Проводит беседы насельник Сретенского монастыря, преподаватель Сретенской духовной семинарии иеромонах Ириней (Пиковский). Вход на встречи свободный, без ограничений по возрасту, без предварительной записи. Начало в 13:00.

Предлагаем Вашему вниманию видео первой встречи.

Псалтирь – одна из священных книг Ветхого Завета, состоящая из ста пятидесяти канонических псалмов. Греческое слово «псалтирь» обозначает струнный музыкальный инструмент, похожий на киннор (כינור), которое в русских текстах Библии переводится иногда как «гусли», иногда как «арфа». Следовательно «псалом» (букв.: «бряцание») – это общее обозначение песни, которая исполнялась в сопровождении игры на музыкальных инструментах. В текстах псалмов по разным подсчетам упоминается до 14 видов музыкальных инструментов (ударные, струнные, духовые). Значит, при исполнении псалмов в Ветхозаветном Храме играл целый оркестр с кимвалами, арфами, лирами, цитрами, свирелями и трубами. Ритмические повторы некоторых фраз (например, «хвалите Господа») и сам способ организации текста свидетельствуют, что некоторые псалмы могли исполняться солистами, которым подпевал хор из левитов. Некоторые псалмы исполнялись антифонно, на два хора.

Изучая эти и иные вопросы введения в Псалтирь, мы приходим к выводу, что псалмы изначально создавались не как «набор для чтений при поминовении покойников», а как сборник богослужебных гимнов, в которых прославляется величие Бога как Творца мира и Промыслителя о Своем народе. Процесс собирания гимнов в единую книгу, видимо, был не одномоментный. Современные ученые выделяют в Псалтири 5 групп псалмов, которые постепенно дополняли сборник по мере их собирания в общую коллекцию. Многие царские псалмы были написаны до Вавилонского плена (VI в. до Р.Х.), некоторые – в плену (136 псалом), некоторые – после плена. Изначально они были написаны на древнееврейском языке. К моменту создания перевода на греческий язык (ΙΙΙ-ΙΙ в. до Р.Х.), скорее всего, все 150 псалмов уже приобрели ту форму, которая без изменений дошла до наших дней.

Псалтирь была в широком употреблении у иудеев в Ι веке. Христос с учениками «воспев» пошли на гору Елеонскую (Мк. 14: 26). Псалмы очень быстро вошли в обиход христианского богослужения, составили основу суточного круга молитв в монастырях Египта и Палестины. Из древности они рассматривались не только как песни плача, но и – радости и утешения: «Весел ли кто, пусть поет псалмы» (Иак. 5: 13). В Древней Руси Псалтирь стала той книгой мудрости, азбукой, с которой начиналось обучение отроков чтению литературы.

На первой встрече в рамках предлагаемого курса по изучению Псалтири разбирались вопросы авторства псалмов, их надписаний и жанров. В учебной литературе эти вопросы относятся к разделу исагогики (введения) к учительным книгам Ветхого Завета. Последущие встречи будут посвящены разбору текстов каждого псалма, иначе – экзегетике (толкованию) текста Священного Писания. Поскольку задача курса – дать представление о первоначальном смысле изучаемого текста, в ходе последующих лекций будет использоваться прежде всего историко-филологический метод. А в дополнение к нему – святоотеческий комментарий с опорой на исполнение пророчеств из псалмов в лице Иисуса Христа в свете богословия Нового Завета.

Беседы о Псалтири. Введение

Источник

Почему важно читать Псалтирь?

Отвечают пастыри

Псалтирь – священная книга псалмов, или Божественных гимнов, записанных царем Давидом по внушению Духа Святаго. Книга царя и пророка Давида занимает особое место в Священном Предании Православной Церкви. Святитель Василий Великий говорит о ней, что Псалтирь больше и выше всех книг, потому что она Бога славит вместе с ангелами и прогоняет и уязвляет бесов.

чтения псалтири в серафимовском скиту сретенского монастыря. Смотреть фото чтения псалтири в серафимовском скиту сретенского монастыря. Смотреть картинку чтения псалтири в серафимовском скиту сретенского монастыря. Картинка про чтения псалтири в серафимовском скиту сретенского монастыря. Фото чтения псалтири в серафимовском скиту сретенского монастыря

В нашей постоянной рубрике «Ответ священника» пастыри отвечают на вопрос: почему важно читать Псалтирь?

– Псалтирь – одна из книг Священного Писания, она состоит из 150 псалмов. По сути это молитвы, записанные языком поэзии. Можно сказать, что для многих православных христиан Псалтирь занимает второе место после Евангелия.

Это и богослужебная книга: псалмы входят в состав любого молитвенного церковного последования. По древней монашеской традиции вся Псалтирь прочитывается подряд в течение одной недели. Как говорил блаженный Августин, «любовь к псалмопению породила монастыри». И, конечно же, у каждого из нас есть возможность читать псалмы дома.

чтения псалтири в серафимовском скиту сретенского монастыря. Смотреть фото чтения псалтири в серафимовском скиту сретенского монастыря. Смотреть картинку чтения псалтири в серафимовском скиту сретенского монастыря. Картинка про чтения псалтири в серафимовском скиту сретенского монастыря. Фото чтения псалтири в серафимовском скиту сретенского монастыря

Святитель Афанасий Великий так говорил о Псалтири: «Я думаю, что в словах этой книги измерена и объята вся жизнь человеческая, все состояния души, все движения мысли, так что в человеке нельзя найти ничего более. Нужно ли совершать покаяние и исповедь? Угнетают ли тебя скорбь и искушение? Гонят ли тебя или строят против тебя козни? Уныние ли овладело тобой? Или, видя себя счастливым, а врага униженным, желаешь принести Господу благодарность и хвалу? Все могут найти себе наставление в божественных псалмах. Пусть читают слова их о каждом из этих состояний, и всякий человек будет возносить их Господу, как будто бы именно о нем они были написаны».

В словах псалмов измерена и объята вся жизнь человеческая, все состояния души, все движения мысли

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что польза от чтения этой великой книги заключается в возможности теснейшего и живого молитвенного общения человека с Богом. А сама возможность общения с Богом – это то, к чему стремится душа каждого христианина.

– Наша вера созиждется на двух основах: Священное Писание и Священное Предание. Священное Писание – это Библия, то есть все книги Ветхого и Нового Заветов, в том числе Псалтирь. А Священное Предание, которое является церковным уставом, предписывает в каждом храме за неделю, а Великим постом – по 2 раза за неделю прочитывать Псалтирь целиком. И ни одного Таинства или обряда в Церкви нет, чтобы на них не читались псалмы. Всё богослужение строится на Псалтири.

чтения псалтири в серафимовском скиту сретенского монастыря. Смотреть фото чтения псалтири в серафимовском скиту сретенского монастыря. Смотреть картинку чтения псалтири в серафимовском скиту сретенского монастыря. Картинка про чтения псалтири в серафимовском скиту сретенского монастыря. Фото чтения псалтири в серафимовском скиту сретенского монастыря

Всякий верующий человек, как часть Церкви Христовой, живет так, как живет Церковь. Дома имеет иконостас, совершает молитву, держит посты, каждый день читает то, что ежедневно звучит в храме – как минимум главу Евангелия и кафизму Псалтири. Поэтому Псалтирь должна быть в каждом доме – это книга Священного Писания, а Священное Предание предписывает ею пользоваться. То есть не просто иметь на полочке дома, а читать. И читается Псалтирь на церковнославянском языке. Можно русскими буквами, но звучание текста славянское. Потому что в Церкви все богослужения совершаются на церковнославянском языке.

Если прихожанин не понимает слова, которые произносят во время богослужений в храме, то это потому, что он не читает Псалтирь. А чтобы понять Псалтирь, нужно еще Новый и Ветхий Заветы читать. Потому как эта книга включает в себя описание ветхозаветных событий, пророчество о Мессии (евангельские события) и грядущего будущего (то, о чем говорит книга Апокалипсис). Все Священное Писание взаимосвязано. А понимание Писания исходит от нашего желания. Когда человек открывает книгу, не имея желания ее познать, то никогда ее не поймет. А когда человек, прежде чем открыть Священную книгу, помолится Богу о том, чтобы ее понять, то со временем, не сразу, Господь откроет ее смысл.

Псалтирь – это противостояние злу и одно из самых страшных оружий против диавола

чтения псалтири в серафимовском скиту сретенского монастыря. Смотреть фото чтения псалтири в серафимовском скиту сретенского монастыря. Смотреть картинку чтения псалтири в серафимовском скиту сретенского монастыря. Картинка про чтения псалтири в серафимовском скиту сретенского монастыря. Фото чтения псалтири в серафимовском скиту сретенского монастыря – С Псалтирью у нас знакома небольшая часть верующих людей. Я уже не говорю о людях неверующих. Эта книга, к сожалению, остается до сих пор не до конца прочитанной. Многие знают, что нужно за покойника читать Псалтирь, но не всегда понимают, что там написано. Необходимо снова и снова эту замечательную книгу актуализировать. Это сборник очень древних молитв, которые были написаны не только царем и пророком Давидом, но и другими людьми. Это уникальный опыт общения людей с Богом. Он необходим и нам.

Для меня лично очень важно, чтобы миряне читали Псалтирь для понимания богослужения. Очень большой дискурс о том, стоит ли переводить службу или какие-то ее части на русский язык. Для того, чтобы понимать наше православное богослужение, нужны две книги: Евангелие и Псалтирь. Если эти две книги регулярно читать на церковнославянском языке, тем более что сейчас есть Псалтирь с параллельным переводом на русский, то большая часть богослужения будет понятна. Например, антифоны – это как раз часть Псалтири, конкретные псалмы, прокимны берутся из псалмов, значительная часть песнопений, тематика литургических текстов и особенно гимнография: стихиры и каноны. В них всегда звучат образы из Псалтири. Зная Псалтирь, любой мирянин сможет в полной мере оценить красоту и поэтику церковной службы.

Для мирянина, помимо важности Псалтири для духовной жизни, регулярное ее чтение может сослужить хорошую службу. Каждый мирянин должен на службе уметь прочитать третий и шестой часы, если, допустим, заболел алтарник, а как это можно сделать, если не знать псалмов? Осознанное участие в богослужении без Псалтири невозможно.

Осознанное участие в богослужении без Псалтири невозможно

– Псалтирь – это интегральная библейская книга, она сочетает в себе все библейские темы. То есть это одновременно и Закон Божий человеку, и молитва человека Богу, и напоминание о законе, и по сути уже выраженный набор сердечных состояний – от печали, тоски и ужаса до радости, хвалы и торжества. Псалтирь уже кодифицировала все сердечные движения, поэтому человек находит себя в Псалтири, ему это очень важно, он находит готового себя в Псалтири, находит в любом состоянии. Это во-первых.

Во-вторых, Псалтирь – это голос Иисуса Христа. Иисус Христос молился словами псалма, и если мы ищем Христа в Псалтири, мы найдем Его в каждом псалме. Это Его язык, это Его разговор, это Он. Церковь так влюбилась в Псалтирь, потому что она вдруг почувствовала, что это голос Иисуса Христа – проповедующего, страдающего, обличающего, возвещающего истину. Человек находит в Псалтири и Христа – говорящего, пророчествующего, благовествующего. Находит и себя самого – молящегося, тоскующего, радующегося. Что собственно человеку и надо найти – себя найти и Христа найти.

Источник

Беседы о Псалтири. Кафизма первая

Каждый воскресный день, начиная с 20 января 2019 года, в актовом зале Сретенской духовной семинарии проходят беседы о Псалтири. Проводит беседы насельник Сретенского монастыря, преподаватель Сретенской духовной семинарии иеромонах Ириней (Пиковский). Вход на встречи свободный, без ограничений по возрасту, без предварительной записи. Начало в 13:00.

Предлагаем Вашему вниманию видео встречи, посвященной разбору первой кафизмы.

Первая кафизма состоит из 8 псалмов. Первые два псалма служат своеобразным введением ко всей Псалтири. В них, как и во многих других псалмах, звучат размышления о двух путях: о пути праведника и о пути грешника, о пути верности Богу Израилеву и о хождении вслед «чужих богов», о пути жизни и о пути смерти.

Третий псалом является первым в числе так называемых песней плача. По его контексту мы видим, что верность человека Богу подвергается испытаниям. Составителем четвертого псалма традиционно считается Давид. Его имя стоит в надписании псалма, классической жалобной песни, плача от лица человека, стесненного врагами.

В то время как псалом 4 представляется нам вечерней молитвой, он заканчивается словами «спокойно ложусь я и сплю» (Пс. 4: 9), псалом 5 позиционирует себя как молитва утренняя: «Господи, поутру услышь голос мой», перед тем как я пойду в храм (Пс. 5: 3, 8).

За словами русского перевода «плачевная песнь» в заголовке 7 псалма стоит термин (שִׁגָּיוֹן), обозначающий особенный тип молитвы, исполняемый за богослужением, который встречается в Священном Писании всего дважды (Пс. 7: 1; Авв. 3: 1).

Восьмой псалом передает нам удивительное по красоте размышление о славе Божией, отраженной в Его творении небес и человечества. Данная тема хорошо известна из литературы мудрости (например, Притч 3: 19–20; 8: 22–31).

Обо всем этом и другом Вы можете узнать, посмотрев видеозаписи наших бесед о Псалтири.

Кафизма первая. Псалом первый
(продолжительность: 17:42)

Кафизма первая. Псалом второй
(продолжительность: 17:35)

Кафизма первая. Псалом третий
(продолжительность: 11:10)

Кафизма первая. Псалом четвертый
(продолжительность: 9:02)

Кафизма первая. Псалом пятый
(продолжительность: 6:46)

Кафизма первая. Псалом шестой
(продолжительность: 9:15)

Кафизма первая. Псалом седьмой
(продолжительность: 17:27)

Кафизма первая. Псалом восьмой
(продолжительность: 13:32)

Источник

Беседы о Псалтири

чтения псалтири в серафимовском скиту сретенского монастыря. Смотреть фото чтения псалтири в серафимовском скиту сретенского монастыря. Смотреть картинку чтения псалтири в серафимовском скиту сретенского монастыря. Картинка про чтения псалтири в серафимовском скиту сретенского монастыря. Фото чтения псалтири в серафимовском скиту сретенского монастыря

Беседы о Псалтири

Книга Псалмов относится к литературе мудрости, большая часть содержащихся в ней псалмов состоит из песней и гимнов, прославляющих Бога или передающих благочестивые размышления псалмопевца о жизненных испытаниях. Во многих псалмах усматриваются пророчества о Мессии. Согласно Евангелию, Иисус Христос не только цитирует псалмы в Свой проповеди, но и поет их вместе с учениками (Мф 26: 30). Апостол Иаков фиксирует древнейшую христианскую практику благодарить Бога пением псалмов: «Благодушествует ли кто: да поет» (Иак 5:13).

Верующие из древности воодушевляли себя пением псалмов в подвигах благочестия, псалмы служили им защитой от демонов и приятным отдохновением после трудового дня. А в русских семьях минувших столетий Псалтирь была первой книгой, по которой ребенок учил грамоту. В наши дни, Псалтирь читается в церкви и дома. По уставу православного богослужения Псалтирь прочитывается в храме за одну неделю, а Великим Постом – дважды за неделю.

Канонический текст Псалтири состоит из 150 псалмов, которые в славянской Библии разделены на 20 одинаковых по объему текста групп (кафизм). Славянский текст Псалтири – это перевод с греческого языка, который в свою очередь был сделан с древнееврейского языка задолго до Рождества Христова.

В новом курсе бесед, который предлагается богомудрым слушателям, за 20 встреч будут рассмотрены все 20 кафизм. Цель – дать краткий и емкий комментарий на все 150 псалмов. Встречи в первую очередь рассчитаны на тех, кто уже читал Книгу Псалмов, но желает ознакомиться с ней поглубже. Для этого, в ходе лекций будет проводиться анализ исходных рукописей Псалтири, варианты переводов, святоотеческие и современные толкования. Рабочий текст Библии для аудиторных занятий – русский Синодальный перевод.

Беседы будут проходить в оранжевой аудитории нового собора по воскресеньям, начиная с 20 января 2019 года. Проводит – преподаватель Сретенской духовной семинарии, иеромонах Ириней (Пиковский). Вход свободный, без ограничений по возрасту, без предварительной записи. Начало в 13:00.

Обращаем Ваше внимание, что преподаватель имеет право не допустить в аудиторию тех, кто опоздал к началу встречи.

Источник

В Сретенском монастыре прошли воскресные богослужения

6 и 7 ноября в Неделю 20-ю по Пятидесятнице в Сретенской обители прошли воскресное всенощное бдение и Божественная литургия.

чтения псалтири в серафимовском скиту сретенского монастыря. Смотреть фото чтения псалтири в серафимовском скиту сретенского монастыря. Смотреть картинку чтения псалтири в серафимовском скиту сретенского монастыря. Картинка про чтения псалтири в серафимовском скиту сретенского монастыря. Фото чтения псалтири в серафимовском скиту сретенского монастыря

За Божественной литургией диакон прочел отрывок из Евангелия от Луки – притчу о богаче и Лазаре (Лк. 16: 19–31).

чтения псалтири в серафимовском скиту сретенского монастыря. Смотреть фото чтения псалтири в серафимовском скиту сретенского монастыря. Смотреть картинку чтения псалтири в серафимовском скиту сретенского монастыря. Картинка про чтения псалтири в серафимовском скиту сретенского монастыря. Фото чтения псалтири в серафимовском скиту сретенского монастыря

Богатый человек жил, не заботясь о своей душе. У него были деньги, слуги и друзья, он весело проводил время и менее всего думал о том, что будет после смерти. У ворот его дома лежал нищий Лазарь, который питался от крох, падающих со стола господина, а язвы на ногах ему облизывали псы. Умер богач, и умер Лазарь. Первый оказался на темной стороне загробной жизни, в аду, а Лазарь – на лоне Авраамовом, в месте, куда попадали души праведников до Воскресения Христова. Увидев, что Лазарь находится там, где нет мучений, взмолился богач и просил, чтобы Лазарь спустился к нему в бездну и хотя бы омочил его уста водой, потому что жаждал и изнемогал.

чтения псалтири в серафимовском скиту сретенского монастыря. Смотреть фото чтения псалтири в серафимовском скиту сретенского монастыря. Смотреть картинку чтения псалтири в серафимовском скиту сретенского монастыря. Картинка про чтения псалтири в серафимовском скиту сретенского монастыря. Фото чтения псалтири в серафимовском скиту сретенского монастыря

Мир конечен. Каждый человек умрет. Но что будет после смерти, никто не может сказать. Эта притча обращает наш взор за горизонт земной жизни. Господь ясно говорит, что праведники будут с Богом – в мире и радости, а грешники окажутся вне общения с Богом и будут страдать. Этого достаточно для того, чтобы понять, что загробная участь каждого человека определяется тем, как он живет в этом мире, что вечность формируется сегодня через наше отношение к Творцу и к другим людям. Господь дал самую важную заповедь: люби Бога и ближнего своего, как самого себя (Мф. 22: 35–40). Если мы будем прикладывать усилия к достижению этих целей, то наследуем Царствие Божие, поскольку исполнение заповедей определяет человеческое благополучие и в земной, и в вечной жизни.

чтения псалтири в серафимовском скиту сретенского монастыря. Смотреть фото чтения псалтири в серафимовском скиту сретенского монастыря. Смотреть картинку чтения псалтири в серафимовском скиту сретенского монастыря. Картинка про чтения псалтири в серафимовском скиту сретенского монастыря. Фото чтения псалтири в серафимовском скиту сретенского монастыря

СПРАВКА: Всенощное бдение в храме Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской возглавил протоиерей Вадим Леонов. Божественную литургию совершил наместник монастыря иеромонах Иоанн (Лудищев).

За литургией наместнику сослужили: протоиерей Вадим Леонов, игумен Павел (Полуков), иеромонах Иона (Кудряков), иеромонах Афанасий (Дерюгин), иеромонах Анастасий (Байков), иеродиакон Серафим (Чернышук), иеродиакон Сергий (Дёмин), иподиакон Савва (Салюк), диакон Роман Миров.

За всенощным бдением пели Хор Сретенского монастыря под управлением Никона Жилы и хор Сретенской академии под управлением Марка Качанкина. За литургией пел Хор Сретенского монастыря.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *