что делает настоятель храма
Настоятель
Настоя́тель – 1) старшее по административной власти духовное лицо в храме (старший священник); 2) старшее должностное духовное лицо в монастыре.
Настоятель монастыря определяет назначения на основные должности в монастыре (казначея, эконома, благочинного, ризничего, духовника и других) испрашивая благословение правящего архиерея.
Настоятель монастыря ходатайствует перед правящим архиереем о посвящении в иеродиаконы и в иеромонахи достойных из братии, а также на пострижение в монашество послушников.
«Настоятель монастыря более всех имеет попечение о благоустройстве братии и обители. На обязанности Настоятеля лежит всемерное поддержание в монастыре строгой дисциплины и образцового порядка, забота о духовном совершенствовании всех иноков монастыря, неустанное наблюдение за благолепием и чинностью Богослужений в монастырских храмах, попечение о хозяйстве, о внешнем состоянии храмов и построек и об экономическом процветании обители. Настоятель принимает посетителей: богомольцев, иностранных и местных гостей, сотрудников церковных и государственных учреждений и иных лиц, руководствуясь в сем собственным благорассуждением. В своих заботах о душах братии монастыря Настоятель при помощи Духовника следит, чтобы вся братия возможно чаще очищала свою совесть покаянием и причащалась Святых Тайн. Настоятель возглавляет все монастырские Богослужения, произнося за ними соответствующие поучения или поручая в иные дни проповедание способным к сему иеромонахам».
из Устава Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря
В монастырях, как и в любых структурах, есть своя иерархия. Настоятель монастыря занимает в ней не последнее место. Можно сказать, что этот человек следит за всем происходящим. Это касается и экономических, духовных вопросов, благоустройства.
Кто такой настоятель монастыря? Обязанности
В обязанности настоятеля входит контроль за всем происходящим. Следит за соблюдением всех канонов церкви. Он должен заботиться о духовном развитии и совершенствовании служителей. Именно настоятель монастыря должен смотреть, чтобы причащались монахи. Также он обязан следить за тем, дабы они как можно чаще посещали храм и очищали свои души от грехов, чтобы они поменьше заботились о мирских делах и отдавали себя всецело и полностью на служение Всевышнему. Также настоятель монастыря отвечает и за материальные блага (например, за внешнее состояния храма). Он печется о хозяйстве и следит за тем, чтобы монастырь не пришел в упадок. Глава в храме принимает иностранных, и не только, гостей, также высокопоставленных чинов и других представителей церквей. Делает он это на свое усмотрение.
Главной целью настоятелей становится спасение как можно большего количества душ. Они выполняют очень тяжелую работу не только физически. Духовная ноша тоже довольно-таки тягостна. Но настоятель, который занимается своим делом по призванию, никогда не унывает. Так как верит в то, что за его мирские страдания ему воздастся после смерти.
Храмы и настоятели
Первые христианские монастыри на территории Европы появились еще в начале четвертого века. По поверью, их появлению предшествовал разврат, который творился везде, и боговерующие нигде не могли найти покоя и понимания. Поэтому начали создаваться своего рода христианские общины. В них любой верующий мог спокойно посвятить себя служению и молитвам Господу Богу. Следовательно, общинам понадобился управляющий, который будет следить за порядком. Таким человеком и стал настоятель. И с тех времен мало что изменилось в обустройстве монастырей и правил, согласно которым в них могут существовать все желающие. На сегодняшний день, как и прежде, настоятелей принято называть игуменами. И получить этот сан не так уж и просто. Игуменом в древние времена мог быть необязательно верующий человек. Теперь же все изменилось. Сейчас настоятелем может стать только верующий, посвятивший себя Богу человек. Также его кандидатуру на столь ответственный пост должны одобрить священники высшей епархии. Настоятелем монастыря может быть игумен разных рангов. Как от самого низшего, так вплоть до епископа.
Еще одной главной обязанностью настоятеля является посвящение в монахи. Он, помимо всего прочего, должен вести в своем храме священослужения.
И именно настоятель монастыря назначает монахов на разные должности на свое усмотрение.
Женский и мужской храмы. Настоятели
Обязанности главы в женском и мужском монастырях несколько разные. Так как игуменья не имеет права, согласно христианской вере, проводить обряды священнослужения.
Исходя из этого, стоит подробнее рассмотреть, чем именно должен заниматься настоятель мужского монастыря.
Игумен, в отличие от игуменьи, обязан проводить все церковные обряды. От также имеет право исповедовать людей. Это не имеет права делать настоятельница женского монастыря. В случае преждевременной кончины или болезни игумена его обязанности возлагаются на казначея на временных основаниях. После чего духовенство рассматривает новые кандидатуры на освободившийся пост и принимает решение.
Также следует отметить, что роли настоятеля католической и православной церкви несколько отличаются друг от друга. В чем именно? Особенности каждого мы рассмотрим далее.
Кто такой настоятель католического монастыря?
С течением веков роль храмов в католическом христианстве несколько раз видоизменялась. В какое-то время монастыри перестали быть просто общинами для монахов. Они стали территориально-административными единицами. И правящий настоятель в них отвечал уже не только за благоустройство своей общины, ему принадлежали все земли, которые подпадали под его управление. Следовательно, должность из церковной превратилась в общественную, куда многие правители разных чинов пытались пристроить своего родственника.
То есть можно смело утверждать, что настоятель католического монастыря или, как их еще принято называть, аббат стал не только духовной, но и коммерческой личностью. Изначально аббатами называли исключительно настоятелей. Но со временем так стали именовать всех монахов. По иерархии католической церкви аббаты выполняли разные обязанности. Одни не подчинялись никому и управляли монастырями на свое усмотрение, другие же, наоборот, без указаний вышестоящих епископов не могли ступить и шагу. Еще одной особенностью было то, что аббатами могли быть представители знати. Также в церкви существовали звания военных монахов и разные ордена.
Православный храм. Игумен
Настоятель православного монастыря, в отличие от своего коллеги, должен был вести аскетичный образ жизни. Он не имел права владеть каким-либо имуществом. Также православная церковь всегда выступала за мир. Поэтому настоятель монастыря ни в коем случае не должен был иметь никакого отношения к военным действиям, кроме того, что должен был помогать раненным. Отсутствовали звания святых воинов и орденов. Главной задачей настоятелей было поддержание монастыря и забота о его обитателях. За все свои действия и финансовые расходы он должен был отчитываться перед вышестоящими служителями.
Никаких важных решений, в отличие от своих коллег, он сам не принимал. И уже только со временем настоятелям разрешилось самостоятельно распоряжаться доходами монастыря. Поступления могли быть не только внешними, но и внутренними. Монахи, которые сами занимались и ремесленничеством, и земледелием, скотоводством, все заработанные деньги отдавали в общий доход храма.
Заключение
Теперь вы знаете, кто такой настоятель. Рассмотрев обязанности и особенности глав разных храмов, можно сделать вывод, что к какой бы церкви они ни относились, главной их целью было и есть служение Богу и облегчение жизни другим монахам.
Настоятель
В современной Русской церкви настоятель храма имеет сан протоиерея (если он является лицом белого духовенства) или иерея. Согласно пп. 18 и 19 Главы XI Устава РПЦ (от 2000), «во главе каждого прихода стоит настоятель храма, назначаемый епархиальным архиереем для духовного руководства верующими и управления причтом и приходом. В своей деятельности настоятель подотчётен епархиальному архиерею. Настоятель призван нести ответственность за исправное, согласное с Церковным Уставом совершение богослужений, за церковную проповедь, религиозно-нравственное состояние и соответствующее воспитание членов прихода. Он должен добросовестно выполнять все богослужебные, пастырские и административные обязанности, определяемые его должностью, согласно установлениям канонов и настоящего Устава.» [1]
Настоятель монастыря в современной РПЦ во многих случаях — епархиальный архиерей (в «епархиальных монастырях» — пункт 5 Главы XII Устава [2] ); прежде игумен или архимандрит.
В синодальный период в России, по штатам 1764 года, игумен был настоятелем монастыря третьеклассного. Начальственные права и должностные обязанности его были те же, какие имел всякий настоятель монастыря. Отличие его от архимандрита (настоятеля монастыря первоклассного и второклассного) состояло в том, что при богослужениях он облачался в простую монашескую мантию и набедренник, тогда как архимандрит облачается в мантию с скрижалями, наперсный крест, палицу и митру.
В католических церквях настоятель — аббат — настоятель мужского монастыря.
См. также
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Настоятель» в других словарях:
настоятель — пробст, начальник, приор, аббат, архимандрит, кюре, игумен, шанцзо, монах, киновиарх Словарь русских синонимов. настоятель игумен Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов
НАСТОЯТЕЛЬ — НАСТОЯТЕЛЬ, настоятеля, муж. (церк.). 1. Начальник мужского монастыря. 2. Старший священник церкви у православных. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
НАСТОЯТЕЛЬ — НАСТОЯТЕЛЬ, я, муж. 1. Начальник, управляющий православного или католического мужского монастыря. 2. Старший священник в православной церкви. | прил. настоятельский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
настоятель — я, м. 1) Начальник мужского монастыря; игумен. Старичка отправили тотчас же в монастырь. в Суздальский, где настоятелем и комендантом был отец Мисаил (Л. Толстой). 2) Старший священник собора или приходской церкви. Ничего с этим дураком не… … Популярный словарь русского языка
Настоятель — старшее духовное лицо в монастыре или храме. Настоятеля мужского монастыря называют архиереем, а женского – игуменьей. Настоятель представляет административную церковную власть … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
настоятель — НАСТОЯТЕЛЬ1, я, м Священнослужитель в русской православной церкви, управляющий причтом и приходом какого либо храма, назначаемый на эту должность епархиальным архиереем. Таким образом в Алабинской церкви причет и подсобные служащие были… … Толковый словарь русских существительных
Настоятель — м. 1. Глава мужского христианского монастыря; игумен (в православии). 2. Старший священник собора или приходской церкви. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
настоятель — настоятель, настоятели, настоятеля, настоятелей, настоятелю, настоятелям, настоятеля, настоятелей, настоятелем, настоятелями, настоятеле, настоятелях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
Настоятель — старшее духовное лицо в монастыре, храме … Православный энциклопедический словарь
«Мне достаточно того, что имею»: сколько зарабатывает священник РПЦ
В Подмосковье
Наш новый герой служит в церкви. Он рассказал, почему священники страдают от выгорания и как он с этим справляется, сколько зарабатывает и какие дополнительные источники дохода бывают у духовенства, как священнослужители могут потерять место работы и так ли часто встречаются батюшки на очень дорогих автомобилях.
Дискуссия в комментариях вышла настолько содержательной, что врывается в текст
Под этим материалом герой открыто и подробно отвечает на вопросы читателей, и некоторые из его ответов нам кажутся важными дополнениями к его рассказу, поэтому мы добавили их в текст — вы увидите их на таких же вставках, как эта.
Образование
Я вырос в хорошей, но не религиозной семье. У нас не принято было регулярно ходить в храм или молиться дома. А меня уже в юношестве привлекали «помогающие» профессии: хотелось стать либо врачом, либо священником. В 14 лет я решил, что после школы пойду в семинарию. В старших классах алтарничал — помогал при богослужениях в алтаре в одном из подмосковных храмов. Алтарничать перед семинарией обязательно: без рекомендации настоятеля храма и благочинного округа поступить на учебу невозможно. Я познакомился с замечательными священниками Москвы и области, которые всей своей жизнью показывали пример жертвенного служения. Думаю, общение с ними и стало определяющим фактором при выборе профессии. В то же время это было и мое личное, осознанное решение.
В семье поначалу без энтузиазма отнеслись к моему выбору. Но когда родители поняли, что он окончательный, от меня отстали. Очень им благодарен, что не стали препятствовать дальше.
Чтобы подать документы на поступление в семинарию, необходимо пройти собеседование в Новодевичьем монастыре: тут с абитуриентами знакомится ректор, благочинные и другие важные лица. Сегодня для поступления нужны результаты ЕГЭ, также проводятся внутренние экзамены. Важны не только твои знания, но и стремление, желание служить Богу и людям. Узнать это в формате обычных вступительных испытаний непросто, поэтому при поступлении абитуриенты около недели живут в семинарии и проходят различные послушания, сдают экзамены, ходят на службы, общаются с преподавателями. Всего во время поступления проходишь 4—5 собеседований. По крайней мере, так было до прошлого года: слышал, в этом собираются что-то менять, но что именно — не знаю.
В семинарии я провел пять лет. Там ты живешь в мужском коллективе и учишься. У нас были профильные предметы: литургика, догматическое и нравственное богословие, история Церкви, экзегетика Ветхого и Нового Заветов, греческий и латынь, патрология. Были и светские предметы: риторика, история России, английский, психология, пение и другие. Еще мы выполняли различные послушания: убирали снег на улице, чистили в трапезной картошку, алтарничали, убирались в храме и так далее. Нам платили стипендию — около двух тысяч рублей, круглым отличникам больше.
Домой разрешалось выезжать раз в месяц, после лекций в субботу, а в понедельник утром нужно было возвращаться на занятия. Каникулы были после Рождества Христова — около пяти дней, три-четыре дня после Пасхи и летом — месяц-полтора.
была стипендия в семинарии
Люди идут в священники по разным причинам. Некоторые выбирают этот путь, потому что отец священник — есть связи и возможность в дальнейшем стать настоятелем большого прихода. Но таковых, слава Богу, меньше. Намного больше тех, кто служит по призванию.
Если у тебя нет призвания, то ты, возможно, станешь требоисполнителем, но не священником. Требоисполнителями называют тех, кто делает что положено и как положено, но без души, лишь бы сделать. Зачастую такой священник после службы тут же убегает из храма, не хочет тратить свое время на общение с прихожанами. Все по минимуму. Таких сразу видно.
В семинарии я встречал студентов, которые, отучившись несколько лет, уходили, так как понимали, что лучше быть хорошим прихожанином, чем плохим священником. Это честно и правильно.
Наша священническая «карьера» вполне предсказуема. Если во время обучения ты не успел жениться и рукоположиться, то есть стать священником, то на пятом курсе администрация семинарии распределяет тебя в храм чтецом — это первая степень церковнослужителя. Ты остаешься на этой должности до тех пор, пока не женишься и не рукоположишься либо не станешь монахом. Женитьба — обязательное условие для священника. У меня есть несколько знакомых, которые уже лет пять служат чтецами, так как до сих пор не женаты, но и в монастырь не хотят.
После семинарии всех обязательно приписывают к конкретному храму: указ о назначении на приход выдают на выпускном вместе с дипломом. Обычно после учебы тебя отправляют туда, откуда ты пришел. Например, я поступал в семинарию от храма в своем городе и вернулся туда же. Но бывают и исключения: во время обучения в семинарии студент может познакомиться с преподавателями из других благочиний и по договоренности перейти в другой район.
получал в чине чтеца в подмосковном храме
После семинарии я женился и довольно скоро стал диаконом — это первая степень священнослужителя. Диакон помогает священнику и епископу совершать службу, он украшает богослужение, благодаря ему оно становится более торжественным. Также диаконы преподают в воскресных школах, проводят беседы с людьми перед Крещением. При этом ни одно из семи Таинств — крещение, миропомазание, исповедь, причащение, елеосвящение, или соборование, венчание и священство — они совершать не могут.
Более шести лет назад меня рукоположили в священники. Я ощущаю себя на своем месте: мне нравится помогать людям, приятно видеть, как человек постепенно меняется, меняется его жизнь, его семья. Понимаешь, что это Бог твоими грешными руками помогает и отвечает людям на их просьбы.
Суть профессии
Также любой священник должен быть хорошим психологом, утешать, поддерживать, зачастую помогать решать вполне себе земные проблемы. Например, у прихожан бывают вопросы о том, как наладить отношения с родителями, как привести ребенка в храм, где и как найти себе жену или мужа и так далее. Приходят с проблемами, связанными с работой или ее отсутствием, советуются по поводу отношений с начальством и коллегами. И, конечно, обращаются, если болеет или умирает близкий человек.
На мой взгляд, нормальный священник не будет заниматься бытовыми вопросами прихожан: подсказывать, какой марки купить машину, в какой цвет покрасить волосы, где в доме забить гвоздь, куда поехать отдохнуть. К сожалению, некоторые и сюда свой нос суют и заставляют своих духовных чад спрашивать у них на все разрешение. А по моему мнению, священник должен «воспитать» прихожанина свободным, чтобы он не прибегал со всякими мелочными вопросами, умел сам организовать свою религиозную жизнь и нести за это ответственность.
У священника есть и прямые обязательства: совершать службы, причащать, венчать, крестить, исповедовать и так далее. Самое радостное для меня — венчать и крестить тех, кто знает, зачем им это нужно, а не просто «чтобы не развестись» и «чтобы Бог защищал».
Сложнее всего отпевать, особенно в моргах, где бывает по пять-шесть отпеваний подряд и на каждое дают минут 15—20. А если стоит жара, то при всем старании работников морга запах тления все равно просачивается повсюду. Все на потоке, никто ничего не понимает, всем бы только закончить побыстрее. Это самое тяжелое: видишь, что никому ничего не нужно, просто «отмахал кадилом» и все.
Как и врачи с учителями, мы подвержены выгоранию.
Это происходит из-за большого потока людей, которые приходят со своими бедами, слезами, горем, и ты так или иначе погружаешься в их трудности. Конечно, со временем приобретаешь профессиональную привычку «стряхивать» с себя эти проблемы при выходе из храма. Но когда с этим сталкиваешься изо дня в день, из года в год — это тяжело. Растет раздражение, появляется апатия, сложно восстановить силы. Об этом нужно не забывать и заранее принимать меры.
Помогает духовная жизнь, молитва, консультация с более опытным священником, собственная исповедь. В нашей епархии есть хорошая традиция ежегодной исповеди в Новодевичьем монастыре во время Великого Поста. Ее принимают опытные священники, которые служат в храмах Московской епархии более 30 лет. Лично мне такие исповеди очень помогают.
Только после трех-четырех лет служения я понял, зачем нужен отпуск в 28 календарных дней. Раньше уходил всего на две недели, и этого было достаточно. Хороший отдых, качественное время, проведенное с близкими, дает силы. Мир в семье священника очень важен. Когда в тылу надежно, на фронте все хорошо.
Еще тяжело понимать, что твой КПД очень низкий: как бы ты ни старался, как бы ни проповедовал, все равно не сможешь заставить человека поверить в Бога, ходить в храм и меняться. Реально действуют только слова, подтвержденные твоей собственной жизнью. И то не сразу, а со временем. Но ты должен сеять, а взрастет семя веры в сердце человека или нет — это от тебя не зависит.
Место работы
Более пяти лет я служу в подмосковном храме. Он не городской, но и деревенским его сложно назвать — у нас микрорайон. Молодежи до 25 лет к нам приходит мало, людей среднего и старшего поколения, пенсионеров — побольше. Крестины, как и венчания, проводятся нечасто, так как у нас не город.
В Церкви своя строгая иерархия. Как правило, границы областей совпадают с границами епархий, каждой епархией управляет епископ, который также может награждаться званием архиепископа или митрополита. У нас это митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий — один из старейших епископов в Русской Православной Церкви, он управляет Московской епархией с 1977 года.
Обычный священник видит своего управляющего епископа очень редко: когда рукополагается или чем-то награждается. Наград у священнослужителей много: есть богослужебные, есть общецерковные. Богослужебные дают за выслугу лет, общецерковные — за деятельность. Например, если священник помимо службы несет какие-то административные послушания или возглавляет отдел в епархии, ему могут дать грамоту или орден.
В каждом районе есть благочинный — он следит за порядком во всех местных храмах, смотрит, чтобы функционировали все епархиальные отделы, решает конфликты в приходах, общается с администрацией города. В реальной жизни все зависит именно от него: если у тебя сложились отношения с благочинным, то все будет более-менее хорошо. В противном случае бывает плохо, так как в его власти перевести священника в другой храм, снять настоятеля с должности, запретить его в служении. Причем даже если ты хороший, исполнительный священнослужитель, но чем-то не понравился благочинному, могут начаться проблемы. Это не всегда так, но бывает. Я знаю случаи, когда в соседние районы приходили новые благочинные и в скором времени там начинали менять настоятелей приходов, переводить священников на другие места служений.
Вообще священник довольно уязвим, у него мало средств защиты от благочинного и архиерея. Тут все как в миру. С той лишь разницей, что если ты, например, бухгалтер и тебя выгнали из одного офиса, то ты можешь пойти в соседний. У нас не так.
Если священника запретят в служении, то он потеряет возможность служить, а значит, и зарплату.
Есть три вида прещения, то есть церковного дисциплинарного наказания:
Заштатного и запрещенного священника обычно прикрепляют к какому-то другому приходу или монастырю, где он несколько лет служит как обычный чтец. Ему платят зарплату, но в разы меньше, и он не может совершать треб, то есть лишается дополнительного заработка. По истечении срока его могут восстановить в служении.
Извержение из сана означает, что обратного пути в священство у тебя нет.
Проблема в том, что большинство священнослужителей имеют только семинарское образование и больше ничего не умеют. Если такого священника запретят, то в соседний приход он не пойдет и даже в соседнюю епархию перевестись будет чрезвычайно сложно. Вот это и есть наша ахиллесова пята, и все это знают. Некоторые церковные власти этим манипулируют. Особенно учитывая, что большинство священников — многодетные.
В общем, запрет в священнослужении — это больная тема и страшный сон для любого священника. Можно оспорить решение, но для этого надо обратиться в общецерковный суд. Также в каждой епархии есть свой епархиальный суд, куда входят опытные священнослужители.
У нас благочинный вменяемый, человечный, это уже дорогого стоит. Также у меня сложились хорошие отношения с другими священнослужителями в благочинии, что тоже важно.
Благочинные назначают настоятелей. Они в храме отвечают за все: ведение службы, чистоту, финансовые вопросы, порядок ремонта, отчеты и прочее. Если храм городской, то настоятелю могут помогать другие священники. Они совершают рядовые службы, несут различные послушания.
Зарплату настоятель себе назначает сам, исходя из финансовой возможности прихода и сообразуясь с собственной совестью.
Правящий архиерей посещает храмы в своей епархии. Такой приезд епископа всегда дорого выходит настоятелю, так как за это он должен заплатить епископу — слышал, что в нашей епархии это минимум 100 тысяч рублей, — его диакону и иподиаконам (помощникам) плюс накрыть стол после службы. В общем, приезд епископа — это очень затратное мероприятие, хотя и очень торжественное. Но! Не все епископы берут деньги с настоятелей за свой приезд.
Рабочий день
Самые рабочие дни для нас — это выходные, так как большинство людей приходят в храм именно в субботу-воскресенье.
Я совершаю Литургию — это главная служба в Церкви — три-четыре раза в неделю, бывает и чаще. Перед этим нужно прочитать положенное молитвенное правило. Но самая важная подготовка к службе — это сама жизнь священнослужителя, то, как и чем он живет. Об этом очень хорошо пишет апостол Павел: священнослужитель «должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли заботиться о Церкви Божией? Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился…» Лучше и не скажешь! Кроме того, накануне службы нельзя иметь близость с женой.
По рабочим дням я встаю в 6:25, молюсь, добираюсь до храма. В 8:00 начинается служба, около 10:00 заканчивается. После службы могут быть различные требы: крещения, отпевания, молебны. Бывают беседы с прихожанами. До вечерней службы я дежурю в храме.
Любой человек, который заходит в храм в течение дня, может поговорить со мной о своих проблемах.
В 17:00 — вечерняя служба: она может длиться от полутора до двух с половиной часов. Если никакого праздника нет, то в храме бывает от 5 до 20 человек.
Домой я обычно возвращаюсь в 20:00—21:00. На неделе у меня, как правило, один-два выходных, их я провожу дома, с женой и детьми. Стараюсь быть с ними как можно чаще. Но бывает, что выходных нет совсем, например в последнюю неделю перед Пасхой.
Помимо службы в храме у священника могут быть и различные послушания. Его на них назначает настоятель храма, они могут быть связаны с его светской профессией. Например, если священник по светскому образованию журналист, его могут назначить руководителем отдела по работе со СМИ в своем благочинии. Если он врач — могут поставить во главе отдела по взаимодействию с медицинскими учреждениями. Также в послушания часто входит преподавание в воскресной школе, православных гимназиях, семинарии, на библейских курсах. Кроме того, священник может работать в административном центре епархии. У нас он располагается в Новодевичьем монастыре, там работают делопроизводители, секретари и так далее. Еще священник может возглавлять какой-нибудь отдел в своем благочинии, у нас их много.
Если ты настоятель храма, к твоей работе добавляется огромное количество отчетов о социальной, миссионерской, молодежной деятельности прихода, а также поиск спонсоров для храма. Спонсоры сейчас на дороге не валяются. Это в нулевые годы, по рассказам, их было больше, сейчас же это редкость. Думаю, дело в том, что по разным причинам авторитет Церкви сильно упал в глазах общественности.
Так что теперь храм, как я понимаю, живет в основном за счет пожертвований людей: чем больше прихожан — тем выше доходы. Если в городе храм может ежемесячно получать до миллиона рублей, то в сельской местности сумма будет гораздо ниже. Также можно сдавать в аренду помещения, трудиться в сфере сельского хозяйства, заниматься бизнесом, который не противоречит Уставу Церкви и постановлениям Соборов, то есть не приводит к умножению человеческих страстей: пьянства, блуда и так далее. Эти средства идут на реставрацию зданий, постройку воскресных школ и прочие цели. Я знаю настоятеля, который разводит коров и другую живность, а продукты реализует у себя в храме.