что делает ведьма в ночь перед рождеством
«Ночь перед Рождеством»: краткое содержание и анализ
Кадр из мультфильма «Ночь перед Рождеством» (1951): Wikipedia
Произведение «Ночь перед Рождеством», краткое содержание которого известно каждому, не перестает завораживать своей красочностью новые поколения. Во многом этому способствовали успешные экранизации повести и мюзиклы. Легендарные красные черевички, Вакула и строптивая Оксана — эти образы близки и знакомы каждому читателю.
«Ночь перед Рождеством»: краткое содержание
Критики называли Николая Васильевича Гоголя маэстро слова. Он умел красочно передать атмосферу жизни простых крестьян, создавал романтический поэтический образ украинского села, колоритных героев.
Творение гения «Ночь перед Рождеством», краткое содержание которого знакомо каждому из детства, лишь часть цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки», но именно оно принесло славу писателю. Итак:
Экспозиция
Экспозиция произведения «Ночь перед Рождеством» состоит из краткого описания местности — небольшого, но уютного хутора. Автор вскользь знакомит нас с главными героями:
Все события нацелены на то, чтобы возбудить у читателя интерес, как и задумывал Гоголь. «Ночь перед Рождеством» реализовала главную задачу писателя — передала колорит небольшого полтавского поселения.
Завязка
Диалог-спор кузнеца и дочери сотника — завязка, которая организовывает главную интригу повести «Ночь перед Рождеством». Оксана, а именно так звали дочь Чуба, — претенциозная красотка, которая потребовала от кузнеца небывалых доказательств любви — туфелек царицы. Вакула хотел завоевать любовь девушки, поэтому согласился на авантюру.
Сцена мюзикла «Ночь перед Рождеством»: YouTube / Артем Ковальчук
Развитие событий
Раздосадованный Вакула уходит восвояси. В это время на сцене появляется его мать — Солоха. Гоголь колоритно описал этот персонаж вдовы-ведьмы, которая буквально приманивала к себе мужчин. Так, за одну лишь ночь к ней в гости наведались:
Печальный Вакула забирает все три мешка с сидевшими в них мужчинами с собой на улицу, а по дороге встречает компанию колядников, в которой видит Оксану. Девушка подтрунивает над кузнецом, и тот, не выдержав насмешек, бросает все и сбегает с одним мешком, в котором сидел черт.
Отважный Вакула решил найти черта, который, по его мнению, мог помочь раздобыть черевички императрицы. Кузнец направляется к казаку-характернику пузатому Пацюку. Этого героя Вакула застает за трапезой. Пацюк говорит загадками, намекая, что у кузнеца за плечами нечистая сила, которая и поможет в его предприятии. На улице озадаченный Вакула развязывает мешок. В это мгновение черт выпрыгивает из убежища и предлагает кузнецу заключить контракт, подписанный кровью.
Чем заканчивается развитие событий «Ночь перед Рождеством»? Черт был схвачен ловким и сильным парнем и вынужден выполнять все желания кузнеца.
Кульминация
Характеристика кузнеца Вакулы как доброго, отважного и сильного мужчины, готового на все ради любви, определяет его желание заполучить заветные черевички с ног самой императрицы. Кузнец заставляет нечистую силу доставить его ко дворцу:
В тот же час черт телепортирует Вакулу с ценным грузом обратно на хутор. Как верный христианин Вакула не может не наказать черта — порет его розгами.
Развязка
В это время по Диканьке уже ходит слух о пропавшем кузнеце. Это очень печалит красавицу Оксану. Внезапно Вакула появляется на пороге дома возлюбленной да не с пустыми руками, а с черевичками. Более того, смешливому молодцу удается помириться с казаком Чубом и получить его благословение. После этого пара устроила пышную свадьбу и жила долго и счастливо.
«Ночь перед Рождеством»: анализ произведения
Доброта, сила любви, доблесть и честь, сохранять которые важно при любых условиях, — вот чему учит повесть «Ночь перед Рождеством». Гоголь смог создать культовое для многих поколений произведение, которое умиляет и смешит, тревожит и зачаровывает, вызывает полный спектр эмоций, оставляя неизгладимое впечатление.
Поможет раскрыть все смыслы повести «Ночь перед Рождеством» анализ:
История написания
Создание цикла повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки», частью которого стало произведение «Ночь перед Рождеством», заняло у Гоголя всего несколько месяцев. Автор писал, вдохновленный фольклорными произведениями, бытовавшими на его родной Полтавщине (Украина).
Местный колорит, сказания и легенды вдохновили прозаика на написание повестей-сказок, в которых создан поэтический образ быта украинцев. Предполагается, что «Ночь перед Рождеством» была написана между 1830–1832 гг., первое ее издание датируется 1832-м.
Тема и конфликт
Чтобы понять проблематику произведения, нужно учитывать влияние эпохи — романтизма.
Ани Лорак в образе красавицы Оксаны: YouTube / Meladze Video
Поэтому автор, недовольный серостью и однообразием бытия, отсталостью крепостнической России, в которой народ воспринимался только как трудовой ресурс, создает поэтический образ жизни обычных людей. В его произведении реальное переплетено с фантастическим.
Основная тема произведения — всепоглощающая чистая сила любви, которая способна преодолеть любые преграды. Отдельно можно выделить такие конфликты повести:
Николай Васильевич Гоголь романтизирует события былых лет, но это не отменяет факта его восхищения славным казацким прошлым.
Особенности композиции и жанр
Произведение «Ночь перед Рождеством» по праву считается одним из лучших в жанре повести. Но назвать творение Гоголя классическим сложно из-за ряда жанровых нововведений:
Повесть «Ночь перед Рождеством» имеет гармоничную композицию и линейный сюжет, который развивается плавно. Традиционно счастливый финал подтверждает торжество добра над злом.
Характеристика главных героев
Важно внимательно проанализировать детали повествования, чтобы составить впечатление о ключевых персонажах повести «Ночь перед Рождеством». Главные герои произведения — типичные романтические герои:
«Ночь перед Рождеством» — культовое произведение русской литературы. Оно приводит в восхищение каждое новое поколение читателей. Способствуют тому яркие образы главных героев, захватывающий сюжет и непередаваемый колорит полтавской Диканьки.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
«Ночь перед Рождеством» Гоголя: краткое содержание для 6 класса
«Ночь перед Рождеством» из «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя. Кратчайшее изложение и краткое содержание повести. Кузнец Вакула и черт.
«Ночь перед Рождеством» — волшебная повесть Н.В. Гоголя из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки». Впервые опубликована в 1832 году.
Кратчайшее изложение
Украинский кузнец Вакула влюблен в красавицу Оксану. Она с насмешкой заявляет, что выйдет за него замуж, если кузнец добудет черевички (башмачки), как у царицы. Вакула той же ночью ухитряется поймать черта, летит на нем верхом в Петербург и получает от императрицы в подарок башмачки. Оксана соглашается выйти за кузнеца, признавшись, что любит его и без дорогого подарка.
Полный текст и аудиокнига
Полный текст повести доступен в «Викитеке». Послушать аудиокнигу можно на YouTube:
Краткое содержание «Ночи перед Рождеством»
Вечером накануне Рождества по небу над украинской деревней летают ведьма и черт. Ведьма ворует звезды, а черт прячет в карман месяц.
Черт хочет, чтобы из-за темноты богатый казак Чуб поленился сегодня идти в гости: тогда его красавица-дочь Оксана не останется дома одна, и к ней не придет влюбленный кузнец Вакула. Черт ненавидит Вакулу за, что тот, расписывая церковь, изобразил, как в день Страшного суда грешники бьют беса.
Иллюстрация Александра Кузьмина
Чуб все-таки отправляется в гости вместе с кумом. Его дочь, 17-летняя Оксана, любуется собой у зеркала, когда к ней заглядывает Вакула. Он в очередной раз признается девушке в любви, но та лишь смеется над кузнецом.
Иллюстрация Александра Кузьмина
Ведьма с чертом спускаются по трубе к ней в хату. Ведьма оказывается матерью кузнеца Вакулы — Солохой. Ей не больше сорока, мужа у Солохи нет, и она привечает у себя и Чуба, и Свербыгуза, и дьяка Осипа Никифоровича — ни один не догадывается, что у него есть соперники.
Солоха хочет женить на себе богатого вдовца Чуба — отца Оксаны. Поэтому она ссорит сына со своим избранником, чтобы Вакула не женился на Оксане и не прибрал к рукам все хозяйство старого казака.
Черт устраивает метель, чтобы Чуб все-таки вернулся домой. Казак находит свою хату, но из-за непогоды не может ее узнать. Вакула, не признавший Чуба, прогоняет его и колотит. Обиженный казак решает утешиться в гостях у Солохи.
Иллюстрация Александра Кузьмина
Месяц, упущенный чертом, вылетает через печную трубу и снова сияет на небе, метель прекращается. Парни и девушки выходят колядовать. К Оксане приходят подруги. На одной из подружек девушка замечает чудесные черевики — башмачки, вышитые золотом. Вакула обещает достать ей башмачки еще лучше, и тогда Оксана в насмешку произносит:
— Будьте все вы свидетельницы, если кузнец Вакула принесет те самые черевики, которые носит царица, то вот мое слово, что выйду тот же час за него замуж.
Черт, сидя в гостях у Солохи, целует ей руки. Приходит сельский голова, и черт прячется от него в мешок. Следом приходит дьяк, и уже сам голова залезает в другой мешок. Дьяк Осип Никифорович заигрывает с Солохой, когда в дверь стучит Чуб. Теперь и дьяк скрывается в мешке, чтобы его не застали с женщиной.
Возвращается Вакула. Помня, как кузнец недавно его побил, Чуб прячется в тот же мешок, где уже сидит дьяк. Думая, что в мешках уголь, силач Вакула взваливает их на спину и выносит из хаты.
На улице Вакула вновь видит Оксану, та над ним смеется, и кузнец с горя решает покончить с собой. Он бросает все мешки, кроме одного (с чертом внутри) и убегает топиться.
Иллюстрация Александра Кузьмина
Вакула решает испробовать последнее средство — зайти к Пузатому Пацюку, запорожцу, который общается с нечистой силой. Кузнец признается знахарю, что готов просить о помощи даже самого черта. Пацюк отвечает, что у Вакулы «черт за плечами», намекая на мешок с бесом. Сам он во время разговора ест галушки: они сами прыгают ему в рот.
Иллюстрация Александра Кузьмина
На улице черт выскакивает из мешка, прыгает на шею Вакуле и обещает ему Оксану в обмен на душу. Набожный кузнец для вида соглашается, а потом хватает черта за хвост и начинает крестить. Вакула сам вскакивает на черта верхом и велит нести его по небу прямо в Петербург, к царице.
Иллюстрация Евгения Мациевского
Тем временем брошенный Вакулой мешок, в котором сидят Чуб и дьяк, подбирает кум Чуба. Он думает, что внутри угощения, добытые кем-то из колядующих. Вместе со знакомым ткачом они уносят мешок домой к куму и там открывают. Сначала им кажется, что внутри лежит целый кабан. Но из мешка вылезает Чуб: «Что, славную я выкинул над вами штуку?». Следом в мешке находят дьяка, и казак Чуб понимает, что Солоха не ему одному угождает.
Иллюстрация Александра Кузьмина
Оставшийся мешок подбирают деревенские парни и девушки. Его везут домой к Оксане, Чуб находит внутри сельского голову. Он сразу понимает, откуда этот мешок. Его роман с Солохой заканчивается.
Вакула верхом на черте прилетает в Петербург, но решает лететь не прямо к царице, а прибиться к делегации запорожцев, ехавших осенью через Диканьку в столицу. Он уговаривает земляков взять его с собой к императрице. Во время аудиенции он просит Екатерину II подарить черевички. Царица смеется и велит вручить простодушному кузнецу башмаки.
Вакула прилетает на черте в Диканьку и напоследок отвешивает бесу три удара хворостиной. Проспав до обеда, кузнец одевается понаряднее и идет свататься к дочке Чуба. Повалившись к казаку в ноги, Вакула дарит ему прекрасную шапку и пояс, просит простить за все обиды и протягивает нагайку, чтобы тот мог выпороть кузнеца за прошлые прегрешения.
Иллюстрация Александра Кузьмина
Стукнув для приличия Вакулу трижды по спине, Чуб мирится с ним. Парень просит руки Оксаны, и отец соглашается. Кузнец показывает девушке башмачки императрицы. «Мне не нужно черевиков», — отвечает Оксана. Она и так любит Вакулу.
1. Ведьма собирала
звёзды:
2. Чёрт спрятал
месяц:
3. Чёрт не любил кузнеца Вакулу:
а) потому
что он был сын ведьмы
б) потому
что он был его соперником
в) потому
что он живописно изобразил его на церковной картине
4. Чуб в
рождественскую ночь отправился в гости:
5. Месяц снова
показался на небе, потому что:
а) чёрт
сжалился над людьми и отпустил его
б) случайно
зацепил в печке ладунку, в которую спрятал месяц, она растворилась, и месяц
вылетел в трубу
в) Солоха отобрала у чёрта месяц
и отпустила его
6. Это произведение:
7. Художественный мир
произведения:
в) сочетает в себе реальность и
волшебство
8. Дьяк пришёл в
гости к Солохе:
а) потому
что к нему никто не пришёл
б) он
сбежал от гостей
в) он
перепутал хаты
9. На требование
Оксаны достать царицыны черевички Вакула:
в) помчался
в столицу
10. Старуха,
увидевшая Вакулу с мешком, пошла рассказывать:
а) что
кузнец повесился
в) что он
ушёл из села
11. Вакула пошёл к
Пацюку, потому что:
а) тот умел
колдовать
12. Чёрта из мешка
освободил:
13. Вакула овладел
чёртом:
14. Кузнец явился во
дворец:
б) его
поймали и привели садовники
15. Вакула высказал
свою просьбу о черевичках:
б) сразу
воспользовавшись их замешательством
в) ему не
представилась возможность высказать свою просьбу
а) уже пожалела,
что обидела Вакулу
б) быстро
забыла о нём
в) обвинила
во всём отца и устроила ему истерику
17. На прощание
Вакула:
а) трижды
стегнул чёрта хворостиной
б) наградил
его подсолнухами
в)
намалевал чёрта на стене церкви сбоку таким гадким, что им пугали детей.
Краткое содержание Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»
Н.В. Гоголь в своем произведении с юмором описал жизнь полтавских селян в предпраздничный вечер, взяв за основу сюжета историю любви молодого парня Вакулы и богатой девушки Оксаны. Краткое содержание повести Гоголя «Ночь перед рождеством» поможет ученикам в 5 и 6 классах хорошо подготовится к уроку литературы по данной теме.
Основные персонажи
Главные персонажи повести «Ночь перед рождеством»:
Помимо главных героев, в повести присутствуют и другие персонажи, такие как богатый отец Оксаны — казак Чуб, мать главного героя — ведьма Солоха, пузатый знахарь Пацюк и другие.
Очень краткий пересказ
Повесть начинается с того, чтов зимнюю ночь накануне Рождества черт крадет месяц с неба, чтобы кузнец Вакула не смог дойти к своей любимой Оксане. После этого он через дымоход проникает в дом матери кузнеца — ведьме Солохе. Луна возвращается на свое место.
Как только Солоха начинает разговор с чертом, слышится стук в дверь. Ведьма прячет нечистую силу в мешок. Пришедших один за другим в гости к видной женщине сельского голову, дьяка и казака Чуба героиня также прячет в мешки. Когда возвращается домой сын Вакула, он решает вынести мешки из дома.
На улице кузнец встречает возлюбленную с подружками. Они идут колядовать. Оксана сообщает влюбленному парню, что если он принесет ей царские башмаки-черевички, то она выйдет за него замуж. Главный герой бросает мешки на дороге, и, взяв меньший мешок с собой, идет с ним к Пацюку.
Оставшиеся на дороге мешки кум и Оксана начинают развязывать и с удивлением выпускают оттуда важных людей села.
Придя к знахарю, парень просит его помочь найти черта. Но, понимает, что его искать не нужно, так как черт сидит у него в мешке. Молодой человек седлает нечистого и велит ему отвезти его поскорей к царице Екатерине. Прибыв во дворец Вакула получает желанную обувь.
Тем временем Оксана понимает, что также любит Вакулу, и горько сожалеет о том, что так вела себя с ним. Молодой человек возвращается от царицы и отдает любимой подарок. Он просит Оксаниной руки у казака Чуба. После согласия отца, молодые женятся и в скором времени у них рождаются дети.
Краткое содержание
Жители Диканьки собираются встречать Рождество. Ночь перед этим праздником выдалась ясной. Неожиданно из дымаря одного дома появилась женщина верхом на большом венике и начала руками хватать звезды. Черт в этом время ворует с неба месяц и прячет его в карман, чтобы наступила темнота и кузнец Вакула не смог повидаться со своей любимой Оксаной. Таким образом мифическое творение хотело насолить молодому парню, который изобразил его в неприглядном виде на картине (помимо кузнечного ремесла, Вакула был неплохим художником).
Читать краткое содержание рекомендуется по главам, чтобы лучше разобраться в сюжете повести.
В начале повести казак Чуб и знахарь Панас собираются к своему другу на праздник. Они замечают, что с неба внезапно исчез месяц, но решают не откладывать визит.
Оставшись дома одна, Оксана любуется своей красотой у зеркала. За этим занятием ее застает Вакула, который объясняется девушке в любви. Но своими речами и поступками она показывает, что не отвечает молодому человеку взаимностью. Вдруг неожиданно слышится стук в дверь.
Далее автор описывает разговор Солохи с чертом в ее доме. Ведьма оказалась матерью Вакулы. Она любила разных мужчин, но старалась встречаться с ними так, чтобы они друг о друге ничего не знали. Больше всего красивой Солохе нравился богатый казак Чуб. Когда Черт пролезал в дымоход, он заметил, что к ведьме идет Чуб, и поднял сильную метель, чтобы гость вернулся домой.
Чуб не выдержал метели и ушел. Услыхав крики негодования кузнеца, он изменил свой голос. Парень не узнал казака и подрался с ним, решив, что это явился его соперник. Побитый Чуб решил пойти в гости к Солохе, пока нет дома ее сына.
В следующем эпизоде книга описывает, как из кармана черта выплыл на небо месяц, метель закончилась, и на улицы колядовать вышли с мешками молодые люди. Оксане очень хотелось заполучить новые черевички, как у подружки, из-за чего она загрустила. Вакула вызвался принести ей такую же обувь, если она согласится быть его женою. Девушка, шутя, согласилась и сказала, что хочет носить только те башмачки, которые есть у самой царицы.
К Солохе с чертом пришел сельский голова. Пока ведьма открывала ему дверь, черт спрятался в мешок. Голова беседовал с Солохой и угощался с ее стола, когда в дверь снова постучались. Женщина прячет испуганного голову в другой мешок и открывает перед дьяком двери. Совсем скоро в мешок был отправлен и дьяк, так как к Солохе наведался-таки и казак Чуб. Когда печальный сын вернулся домой, казак также был отправлен в мешок, подобно другим гостям ведьмы. Кузнец, не замечая тяжести мешков, хватает их в руки и решает избавиться от них.
На улице кузнец встречает Оксану с подружками. Они идут колядовать. Девушка напоминает ему о своем желании. Вакула бросает мешки у дороги, берет с собой самый меньший, прощается со всеми и убегает от толпы.
В следующем эпизоде представлено описание того, как Вакула отправился к знахарю Пацюку, чтобы тот помог ему разыскать черта. Пацюк в это время трапезничал галушками и варениками, которые сами влетали ему в рот. Увидев это, юноша убегает от знахаря, услышав в ответ, что черта не нужно искать, поскольку тот у него за плечами. Черт выпрыгивает из мешка, но Вакула хватает рогатого за хвост и заставляет его отвезти в Петербург к царице за черевичками.
Оксана с подружками решают забрать себе оставшиеся мешки (думая, что там наколядованные угощения) и возвращаются домой за санками. В их отсутствие, вышедший из шинка кум, забирает себе мешок с двумя героями повести. Когда он ссорится с женой по поводу того, что находится в мешке, из него вылезают знатные люди села и объясняют свое нахождение в нем игрой и шуткой.
Девушки все-таки привозят на санках домой оставшийся на дороге последний мешок, из которого вылезает смущенный глава села. Пришедший домой Чуб возмущается хитрости ведьмы Солохи.
Летать на черте интересно, особенно когда есть цель — достать для возлюбленной Оксаны башмачки самой царицы
Тем временем Вакула прибывает в Петербург. Черт превращается в коня, уменьшается в размерах и прячется к нему в карман. Кузнец встречается с запорожцами, которые также приехали с прошениями к самодержице, и они все вместе идут во дворец. Там их встречает царица. К ногам Екатерины бросается Вакула со своей просьбой насчет черевичков. Царица, пораженная простодушием отчаянного парня, вручает ему золотые башмачки. Кузнец, восхищаясь красотой Екатерины, удаляется из дворца.
По возвращению домой Вакула ударил черта трижды хворостиной и отпустил его. Затем парень зашел в дом и хорошенько выспался после дальней дороги. Набравшись сил, кузнец взял подарки для Чуба и его дочери и отправился в дом к казаку. Молодой человек подарил Чубу шапку с поясом, а Оксане — золотые туфельки царицы, и попросил ее выйти за него замуж. После отцовского благословления девушка ответила согласием, заявив, что она и без черевичек готова стать женой Вакулы.
После женитьбы кузнец размалевал свою хату, а в церкви изобразил черта в аду. Вскоре в семье появились и детки.
Краткий пересказ повестиНиколая Васильевича Гоголя «Ночь перед Рождеством» поможет школьникам лучше подготовиться к урокам по литературе. Однако рекомендуется прочесть книгу полностью, ведь она будет интересна и познавательна не только для детей, но и для взрослых.
Счастливый Вакула раздобыл черевички царицы для возлюбленной Оксаны
Основная идея повести
Рассказ показывает читателям то, что нельзя никогда сдаваться. Никакие трудности не должны помешать воплотить в реальность поставленные цели. Всегда нужно стараться найти решение любой проблемы. Кроме того, вера в чудо также может оказаться полезной.
Гоголь в своей книге раскрывает тему народной жизни. Изображаются типичные сельские персонажи — сильный кузнец Вакула, красивая, но самовлюбленная Оксана, глупый и богатый казак Чуб, хитрая Солоха. Включив в сюжет мифических персонажей, таких как ведьма, черт, знахарь с летающими варениками, автор делает историю влюбленных сказочной. По повести был снят великолепный фильм.
Исследовательская работа «Роль мистики в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Менеузтамак муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан»
«Роль мистики в повести Н.В.Гоголя
«Ночь перед Рождеством».
Выполнила: Зиязетдинова Руфина Робертовна,
обучающаяся 6 класса МОБУ СОШ с. Менеузтамак,
Руководитель работы: Тихонова Т.В.,
учитель русского языка и литературы
Цели и задачи работы ______________________________________3
Мистицизм и реальность в повести Н. В. Гоголя « Ночь перед Рождеством»_______________________________________________3
Мистические персонажи в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»_______________________________________________ 6
Список использованной литературы___________________________8
В настоящее время трудно встретить человека, который не был бы знаком с героями книги Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» и особенно повести «Ночь перед Рождеством». Они стали неотъемлемой частью нашей жизни, они помогают нам лучше узнать и понять прошлое и настоящее.
Произведения Н.В. Гоголя всегда привлекают красочностью образов и событий, неповторимым украинским колоритом, удивительным оптимизмом авторского изложения и массой мистических деталей, которые прекрасным узором ложатся в канву повествования. Тема, выбранная мною, актуальна, так как писатель-классик, Гоголь внёс большой вклад в русскую литературу 19 века. Он был мистиком и великим выдумщиком, необычайной личностью.
Цель работы : Раскрыть причины насыщенности мистическими персонажами гоголевского произведения через исследование повести «Ночь перед Рождеством».
Задачи: 1. Проработать исходный материал.
2. Классифицировать мистические образы, объяснив их значение и происхождение.
3. Объяснить причины частоты использования данных образов.
Мистицизм и реальность в повести Н. В. Гоголя
« Ночь перед Рождеством».
Бессмертное произведение Н. В. Гоголя « Ночь перед Рождеством» на протяжении многих десятков лет вызывает неиссякаемый интерес читателей. Оно, как и многие другие повести и рассказы автора, наполнены мистическими событиями, которые происходят в жизни обитателей украинской деревни 18 века.
В словарях можно отыскать несколько определений понятия «мистика», но все они сходятся на том, что под этим словом подразумеваются верования в иную реальность, населенную сверхъестественными существами, а также в возможность общения с ними людей. Фольклорная традиция разных народов сохранила истории о различных существах иного мира, как добрых и светлых, благожелательно настроенных по отношению к людям, так и злых, враждебных Богу и людям.
Рассказ «Ночь перед Рождеством» начинается с того, что ведьма вылетает из трубы на метле и прячет в рукав звезды, а черт ворует месяц и, обжигаясь, прячет его в карман. Но ведьмой, оказывается, мать кузнеца Вакулы, ловкая кокетка, которая умеет «причаровывать к себе степенных казаков». Человек не только не боится «нечистой силы», он заставляет ее служить себе. Черт, хоть и явился прямо из Ада, не так уж и страшен: верхом на черте Вакула летит в Петербург, чтобы привезти своенравной красавице Оксане такие же черевички, как у самой царицы. В таком духе идет все повествование: переплетение сказки и были. Фантастическое и реальное смешано у Гоголя в каком-то причудливом гротеске. Фантастическим перипетиям удивляются не только читатель, но и сами персонажи. Так, Вакула недоуменно глядит на искусство Пацюка, глотающего вареники, предварительно окупающиеся в сметану.
Гоголь «при свете смеха исследует природу этой мистической сущности», который заставляет людей «делать что-то подобное человеческому, как механик своего безжизненного автомата» или толкает невесту в объятия «страшной черной кошки с железными когтями», то есть в объятия ведьмы. Гоголевский черт – это «недоразвитая ипостась нечистого; трясущийся, хилый бесенок; дьявол из породы мелких чертей, которые чудятся нашим пьяницам». Вторжение демонических сил в жизнь человека становится причиной той пустоты в мире, где забыли Бога, которая рождает гибель. Рассмотрим, как проявляется мистика в повести «Ночь перед Рождеством».
Гоголевский черт охает, хватается за сердце, целует руку Солохи, нашептывает ей жаркие речи. И даже в такой сверхфантастической ситуации, как исчезновение месяца, черт изображен мелким воришкой, сунувшем похищенную вещь себе в карман. Одураченный Вакулой, черт везет его в столицу за черевичками. Маленький, какой-то беззащитный черт мерзнет на морозе, перепрыгивая «с одного копытца на другое», увивается за ведьмой.
«…Между тем черт крался потихоньку, к месяцу и уже потянул, было схватить руку его, но вдруг от дернул ее назад, как бы обжегшись, пососал пальцы, заболтал ногою и забежал с другою стороны, и снова отскочил и отдернул руку. Однако ж несмотря на все неудачи хитрый черт не оставил своих проказ. Подбежавши, вдруг схватил он обеими руками месяц, кривляясь и дуя, перекидывая из одной руки в другую, как мужик, схвативший голыми руками огонь для своей люльки; наконец поспешно спрятал в карман, и, как ни в чем не бывало, побежал далее…»
Гоголь делает черта простым, нестрашным и каким-то даже жалким. Он показывает, что его не надо бояться, не надо уважать. Человек у Гоголя превыше всего, и этот человек справится с любой нечистью, а особенно – набожный человек…
В повести «Ночь перед Рождеством», Гоголь большое значение уделяет Богу.
«Мне верится, что Бог имеет особое над нами попечение: в будущем я ничего не предвижу для себя, кроме хорошего… Все мне идет хорошо…»
Гоголь верил в Бога, и почти все его герои верили в него. Я думаю, что в своих произведениях Гоголь хотел показать «роль» Бога. Вот, например, как Вакула «приручил» черта? Крестным знаменем, да так, что тот стал тихий, как ягненок. А если б Вакула был не набожный? Неизвестно, кто кого еще «приручил» бы! То есть, именно благодаря Богу и верой в него, человек стоит выше всякой нечисти.
Интересно, а почему Гоголь так истово верил в Бога? Возможно, потому, что мать Гоголя, отличавшаяся религиозностью и от природы отличавшаяся чуткой, мягкой, поэтической душой, имела большое влияние на сына. Она не только внушила ему боязнь ада, которая терзала всю его жизнь, но и зажгла в восприимчивой душе впечатлительного ребенка глубокое религиозное чувство, возбудила в нем безотчетное стремление к добру, и стремление стать лучше, нравственнее и выше других…
Наверное, вряд ли кому то из нас в жизни посчастливилось встретить настоящего черта, который в рождественскую ночь гуляет по улицам города, или ведьму, рассекающую вечернее небо верхом на метле. А может вам доводилось видеть, как колдуну в рот сами собой залетают вареники? Скорее всего нет.
Такие образы и события, описанные в произведении «Ночь перед Рождеством» и носят мистический характер. Повесть напоминает волшебную сказку, в которой происходят самые чудесные вещи, которые могут случиться с людьми только в рождественскую ночь.
Но тем не менее произведение не вызывает у читателей чувства страха, наоборот забавные образы и смешные сцены, заставляют нас искренне улыбаться.
Мистические персонажи в произведении Н.В. Гоголя
«Ночь перед Рождеством».
Ведьма – это мистический персонаж, обладающий яркими магическими способностями. Она любит делать зло людям, хитра и остроумна, иногда бывает двулична, может скрывать истинное лицо и род занятий. В повести «Ночь перед Рождеством» упоминается ведьма Солоха. «Она была матерью кузнеца Вакулы и имела отроду не больше сорока лет. Она была не хороша, не дурна собою. Трудно и быть хорошею в такие года. Однако ж она так умела причаровывать к себе степенных козаков…, что к ней хаживал и голова, и дьяк Осип Никифорович…, и козак Корний Чуб, и козак Свербыгуз». Ведьма у Гоголя совсем не страшная, она напоминает обыкновенную хуторскую тётушку, занятую исключительно собой и любящую ухаживания за своей особой. Она алчна (мечтает о богатстве Чуба), кокетлива (даже с чёртом), равнодушна к единственному сыну настолько, что не препятствует рисованию святых икон и даже сама ходит в церковь.
Чёрт ( то же, что бес и близок понятию дьявол) – мифический персонаж, отрицательный герой. Он изображается в виде человекоподобного существа с узкой мордочкой, длинным хвостом, свиным пятачком, маленьким ушами и рожками на голове. В повести «Ночь перед Рождеством» упоминается именно такой чёрт. Вот описание Гоголя: «…его узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая всё, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были так тонки, что если бы такие имел яресковский голова, он переломал бы их в первом козачке. Но зато сзади он был совершенный губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды; только разве по по козлиной бороде под мордой, по небольшим рожкам, торчавшим на голове, и что весь он был не белее трубочиста, можно было догадаться, что он не немец и не губернский стряпчий, а просто чёрт, которому последняя ночь осталась шататься по белому свету…».
Просматривается деление всех мистических персонажей на положительных и отрицательных. К положительным следует отнести ведьмаков, к отрицательным – чёрта. Гоголевская же ведьма Солоха имеет как положительные, так и отрицательные качества. По крайней мере, она явно не вредит людям, если не считать большим проступком воровство звёзд с неба. Но зло наказано в этом произведении, за что мы благодарны Н.В. Гоголю.
В ходе работы я пришла к выводу, что Гоголь с детства интересовался мистикой, записывал фольклор в «Книгу всякой всячины». Интерес Гоголя к мистике несомненен: писатель неоднократно разрабатывал сюжеты, в которых значительное место отведено нечистой силе и ее помощникам. Именно поэтому он использовал в своём произведении такое большое количество мистики. А она уже, в свою очередь, раскрашивает его произведение, придает ему смешные и страшные, ужасные и задорные оттенки. Я влюбилась в повесть Гоголя, перечитывала её неоднократно, и каждое прочтение давало мне всё новые штрихи к портрету великого мистика, гениального писателя Николая Васильевича Гоголя.
2. Н.В Гоголь. Собрание сочинений в 6 томах. Госиздат, 1952-1953 гг. Вступительная статья В.В.Ермилова. примечания А.Л.Слонимского.
3. Универсальная энциклопедия школьника: 5-11 классы./ Мирошниченко С.А. – Ростов н/Д. Феникс: Донецк: издательский центр «Кредо», 2007 год. – 500 с.