что делать если много икон
Когда икон слишком много. Что советуют духовные отцы о количестве икон в доме
Количество икон в доме увеличивается порой незаметно для вас. Побывали на православной выставке, съездили в паломническую поездку в одну-другую. Услышали что-то от знакомых, а потом ищете в интернете нужные сведения, или читая поучения и наставления старцев, находите советы или примеры действия святых икон. И т.д. и т.п. И вы втягиваетесь в эти поиски, ваши мысли заняты не только делами, но и мыслями о ликах святых, которые могут помочь, по вашему сложившемуся убеждению, вам и вашим родным, решат ваши проблемы. Так было и со мной.
Поделиться статьей с друзьями:
Чем больше — тем лучше?
Часто бывая в паломнических поездках по монастырям и храмам Сибири и России, замечала за собою, что находясь в святом месте, глядя на образы, не хочется с ними расставаться. Ощущаешь мир в душе, появляется надежда, испытываешь необычное чувства милости Божией. И хочется увезти с собой частичку того, где ты побывала. Да и не только. Каждая икона связана с историей данной обители, храма. Появляется желание купить в православном ларьке хоть некоторые.
Святитель Игнатий Брянчанинов:
«Святые иконы приняты Святой Церковью для возбуждения благочестивых воспоминаний и ощущений, а отнюдь не для возбуждения мечтательности. Стоя пред иконою Спасителя, стой как бы пред Самим Господом Иисусом Христом, вездесущим по Божеству и иконою Своею присутствующим в том месте, где она находится. Стоя пред иконою Божией Матери, стой как бы пред Самой Пресвятой Девой. »
Но мы забываем, что незаметно создаём себе и нашим близким, живущим рядом с нами в одном доме, в одной квартире, проблемы и мнение о себе в не лучшую иногда сторону, удаляясь от своих близких.
Начинаем размещать иконы сначала в спальне, затем постепенно перебираемся в другие комнаты, вешаем иконы над дверями, расставляем их на окнах не спрашивая мнения близких и не советуясь с ними.
Получается, мы учитывали только свои желания и стремления. Увлекаясь покупкой икон, мы забываем главное: не помешать, не навредить, не навязать. Всё хорошо в меру.
Муж начал высказывать свои недовольства. Говорил: «Уже как в церкви». Получилось, что я невольно стала навязывть свой образ жизни мужу, влезла в его пространство. Он не ходит в церковь и на эту тему не любит разговаривать. Священик нашей церкви Ксении Петербургской, иерей Иоанн, дал совет относительно сложившейся ситуации: «Думать в первую очередь о других. Не стараться всё изменить. Не мешать».
Святитель Феофан Затворник:
«Иконы не содержат чудодейственной силы, а Господу угодно являть чудо от них или в присутствии их: или для возбуждения веры, кем-либо проявляемой, или для того и другого вместе. Затем высокое чествование сих икон уже последует естественно, как ради того, что Господу угодно было чрез эту икону явить милость Свою, так и потому, что чают и себе сподобиться той же милости пред сею иконою. »
Услышав совет священника, навела порядок: уменьшила количество икон в доме, чтобы они слишком часто не попадались на глаза мужу и моим близким. Когда я собирала в коробки любимые иконы, муж задал только один вопрос: «Куда?». Я ответила: «В церковь». Ведь есть люди, которые не имеют возможности купить для себя даже небольшую иконку. А дома спокойно поговорила с мужем, попросила прощения. И постепенно обстановка изменилась в лучшую сторону. Пришло понимание.
Об этом хорошо сказал клирик храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы протоиерей Александр Немчинов: «Православный христианин должен лучше других понимать, что желание накопительства без определенной цели — это страсть. И если эта страсть распространяется на святыню, в частности на иконы, то в этом уже присутствует некоторое кощунство. Хотя, в большинстве случаев, это, скорее всего, не страсть, а некая инерция».
Какие иконы должны быть в доме
Выбор икон для дома всегда индивидуален и здесь стоит прислушиваться к голосу вашего сердца. Бывает, что подвиг того или иного святого очень глубоко западает в душу, побуждает подражать ему в своей жизни.
Иконы можно и нужно разместить в разных комнатах. Икона должна быть и на кухне. Обязательно должен быть святой образ и в детской комнате. Например, икона Ангела-хранителя или икона Небесного Покровителя ребенка.
Над входом в дом или квартиру по традиции принято вешать икону Покрова Пресвятой Богородицы. Хотя это может быть любая другая икона или крест.
Размещение икон относительно друг друга в домашнем иконостасе
Главное место занимает икона Спасителя. Часто является и самой большой по размеру. Обычно это Спас Нерукотворный или Спас Вседержитель. Рядом с образом Христа размещают икону Богородицы с Младенцем. Если встать лицом к домашнему иконостасу, то икона Спасителя должна находиться справа от вас, а икона Богородицы — слева. Это основные иконы, они должны быть в красном углу обязательно. Выше этих икон можно поместить только икону Святой Троицы или икону Тайная вечеря.
Архиепископ Константинопольский Мефодий:
«Как многие в домах своих делают изображения человеков, родители — детей своих, дети — родителей своих, по причине любви и взаимной между собою связи, и для незабвенной памяти, так что и лобызают их — впрочем, не как богов, а ради памяти и любви к ним, так надлежит разуметь и об иконах святых, что для напоминания и для нашей любви, и для исправления жизни нашей. »
Ниже двух главных икон или сбоку от них можно расположить именные иконы, т.е. иконы святых, чьи имена носят члены семьи, а также другие иконы — покровителей профессий, особо чтимых вами святых и проч.
В любом случае следует помнить и о принципе иерархии. К примеру, икону святого нельзя поместить выше иконы Троицы, Спасителя, Богородицы и апостолов. Желательно увенчать домашний иконостас православным крестом.
Не стоит гнаться за количеством икон в домашнем иконостасе. Здесь важнее «качество» — лучше иметь всего две иконы — Спасителя и Богородицы, но написанные так, что перед ними действительно хотелось бы молиться.
Много икон — это хорошо или плохо?
С каждым годом количество икон в доме православного христианина увеличивается. Их покупают в церковных лавках, привозят из паломнических поездок. Особенно стало модным дарить святые образы. И хотя обычай дарить иконы существует издавна, однако жилища наших боголюбивых предков никогда не были так переполнены святыми образами, как теперь.
Сколько же икон должно быть в доме, и какие? Плохо или хорошо, когда образов много? Что делать, если икона пришла в негодность и не подлежит реставрации? На вопросы отвечают новые друзья Православного портала Dei Verbo.
Иеромонах Анатолий (Черницов),
Иоанно-Богословский Макаровский мужской монастырь, село Макаровка, Саранская епархия Мордовской митрополии, Россия
Думаю, нет ничего плохого в большом количестве образов в квартире, если вы каждому успеваете воздать честь. Но три иконы обязательно должны быть в доме верующего: Пресвятой Троицы, Иисуса Христа и Богородицы.
По поводу того, что делать с иконой, которая не подлежит восстановлению… У нас в каждом храме есть специально отведённое место, куда можно принести найденные, ставшие ненужными или пришедшие в негодность предметы, в том числе и иконы. Можно также предложить образы (у вас, к примеру, несколько экземпляров одной иконы или она вас не радует) настоятелям строящихся храмов.
Послушница Феодора,
подворье Паломнического Дома святого Иоанна Русского (Греция)
— Каждый человек решает сам, сколько ему надо образов в квартире. Одному достаточно одного, а другому нужно много. Всё зависит от состояния души. Как подсказывают Господь, Матерь Божия. Главное, постоянно молиться и призывать Господа.
Протоиерей Сергий Иванов,
Свято-Никольский храм в агрогородке Телуша Бобруйской епархии
— Пусть будет больше икон в доме. Потому что человек, живущий богобоязненно в окружении святых образов, не будет грешить. Когда человек взирает на святыни, глядишь, у него совесть зашевелится, ноги на грех не поведут, руки не станут грех творить, уши — слушать сплетни, глаза начнут видеть святое, а не лживую информацию с «голубого экрана».
Всегда нужно помнить: не икона спасает нас, помогает в трудную годину, а тот, кто на ней изображён. Как записано в Постановлении VII Вселенского Собора: «Честь, воздаваемая образу, переносится на первообраз».
Иконы нам нужны, чтобы сконцентрироваться на святом, а не для того, чтобы они проявляли себя как чудотворные и решали наши проблемы. Иисус Христос, Божия Матерь, ангелы и святые наделяют свои образы такой благодатной силой.
Если икона выцвела, стала непригодной, её сжигают. Правда, в последнее время, когда люди совсем обезбожились, многие образы плачут водой, слезами, кровью, миром. Происходит обновление икон. С таким явлением я сталкивался не один раз. Когда в 2001 году начал служить в городском посёлке Свислочь, нашему храму подарили небольшую старинную иконку под медным окладом. Правда, медь уже окислилась и стала чёрной, из-за чего невозможно было понять, что на иконе изображено. Лик был совершенно не виден, но, поскольку разглядели раскрытое Евангелие, поняли, что его держит в руках Спаситель. Спустя четыре года икона сама обновилась и местами стала как новая — яркой, блестящей, лик проявился полностью.
Поэтому некоторые люди не сжигают иконы, а оставляют в домашнем иконостасе. Иногда даже не писаные образы наполняются сочными красками и постепенно восстанавливаются. Это одно из чудес Божиих, помогающих утвердиться в вере.
Сестра Агния,
храм апостола Андрея Первозванного, город Минск
— Да простят меня братья и сёстры, но я считаю неправильным, когда в квартире большое количество икон. Изобилие святынь само по себе не прибавляет нам молитвенности и благодати, особенно если в душе Бога нет. Нельзя подменять качество количеством. В делах веры таких подмен быть не должно. На мой взгляд, любой человек, отправляясь в очередную паломническую поездку или заходя в церковную лавку за иконой, лишний раз должен подумать, действительно ли этот святой, о котором вы мало что знаете, будет вашим небесным ходатаем, действительно ли ему будете молиться.
Сестра Елена,
Ржевский кафедральный собор в честь иконы Божией Матери «Оковецкая», Ржевская епархия Тверской митрополии, Россия
— Главное, чтобы не было осквернения икон, они не пребывали в забвении, не служили простым элементом декора или украшали горку с посудой. Многие наивно полагают, что образ является оберегом, защищающим семью от проблем и ссор, накопителем Божией благодати, порцию которой можно зачерпнуть в любой момент. Благодать, помощь, исцеление действуют не от иконы, а через неё ниспосылаются Господом верующему в Него. Можно бесконечно прикладываться к священному изображению, но если нет веры в силу Божию, то человек ничего и никогда не получит.
Святые образы предназначены для молитвы, и им должна воздаваться честь, как и другим христианским святыням. Испокон веков наши предки от большой любви к лику, изображенному на иконе, святыню ставили в красный угол. Важно, чтобы была молитва. Не знаю, как в Минске, у нас во Ржеве многие не знают «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся», жалеют себе купить молитвослов. Это сильно печалит.
Нужны ли в доме иконы в таком большом количестве? Древние монахи, старцы, святые имели одну-две иконы и непрестанно молились. Без молитвы ничто не работает.
Дьякон Александр Максимов,
храм Казанской иконы Божией Матери, г. Цивильск, Чебоксарская епархия Чувашской митрополии, Россия
— В вопросе, сколько должно быть икон в доме, ограничений нет. Разве можно регулировать процесс движения души? Если человек почитает Господа нашего Иисуса Христа, Пресвятую Богородицу, многих Божиих угодников, то в своей келье располагает эти образы. Поэтому в его в доме всегда присутствуют Бог и Божия Матерь, святые помощники и заступники. Но даже одна икона освящает и делает любое жилище домашним храмом.
Когда у иконы разрушился лик, то она уже непригодна для молитвы. Тем не менее, образ всё равно остаётся святыней и достоин благоговейного отношения. Его нельзя выбрасывать с общим мусором или на землю. Правильным будет отнести обветшавшую икону в храм, где её предадут огню. Можно это сделать и самому. Для этого необходимо попросить благословение у батюшки, после чего аккуратно образ сжечь, а пепел закопать под плодовое дерево или прах развеять в реку.
Беседовала Татьяна СОКОЛОВИЧ
17.05.2019
Друзья!
Наш портал — не коммерческий, а духовно-просветительский проект. Мы стремимся сеять разумное, доброе, вечное в мире, где немало скорбей и проблем. Далеко не все из них можно решить с помощью денег. Порой спасает слово, порой книга, вовремя полученная информация. Устное или печатное слово способно нежданно тронуть до глубины души, перевернуть всю жизнь и заставить поверить в Бога, может возродить и укрепить веру, найти для себя смысл жизни. И всё — благодаря опыту других людей, которые искусно описали то, что пережили и поняли сами.
Если Вам по душе то, что мы делаем, — поддержите нас! Помогите сохранить в мировом интернет-пространстве два по-своему уникальных православных сайта. И помолитесь за упокой души основателя портала — раба Божия Андрея.
Православная Жизнь
Об умеренности и хорошем вкусе, страсти к накопительству и святотатстве, щедрости и социальной работе – руководитель курсов катехизации Днепропетровской епархии, клирик храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы протоиерей Александр Немчинов.
Количество икон в доме православного христианина с годами увеличивается. Икона в церковной среде считается безошибочно правильным подарком. Причем дарят их порой даже людям, которые еще и перекреститься-то правильно не научились. Иконы привозят из паломнических поездок, покупают в связи с особыми событиями в жизни, но мало кто задумывается над тем, что жилплощадь наша не безразмерна. И хотя обычай дарить иконы существует издавна, ни крестьянские избы, ни богатые особняки наших боголюбивых предков никогда не были так переполнены святыми образами.
В дореволюционную эпоху иконы писали традиционно: красками по дереву. Понятно, что такая работа стоит дорого, и покупать такие иконы по любому поводу у большинства православного населения попросту не было возможности.
Производство литографических икон, даже в начале ХХ века, было еще довольно ограниченным, да и качество той продукции было совсем не высоким. В советское время иконопись была сведена к минимуму (о коллекционировании и спекуляции старинными иконами мы сейчас говорить не будем), иконная литография более-менее приличного качества тоже была редкостью.
Зато чёрно-белые фотографии икон, разукрашенные «ядовитыми» красками, можно было встретить в продаже не только в храме, но даже на базаре, рядом с такими же фотографиями рисунков пухленьких девочек, целующихся голубей и котят.
Разумеется, такие иконы верующие люди не могли рассматривать как подарок.
Под действием инерции
Но вот ушли в прошлое годы воинствующего атеизма. Производство церковной утвари, православной литературы, богослужебных книг и, конечно же, икон стало индустрией. Будем откровенны: сегодня реализация церковного товара — это бизнес, которым часто руководят люди очень далёкие от Церкви. Иконные лавки размещаются в супермаркетах, на вокзалах и в подземных переходах. Как и в любом другом бизнесе, здесь действуют рыночные законы, конкуренция, а значит и реклама. Витрины и товар оформляются и упаковываются таким образом, чтобы у потенциального покупателя возникло подсознательное желание прикоснуться к товару, взять его в руки и, не задумываясь, купить.
Но православный христианин должен лучше других понимать, что желание накопительства без определенной цели — это страсть. И если эта страсть распространяется на святыню, в частности на иконы, то в этом уже присутствует некоторое кощунство. Хотя, в большинстве случаев, это, скорее всего, не страсть, а некая инерция. Например, побывал в паломнической поездке – привозишь икону.
Как определить, когда количество икон в доме или на месте работы уже является чрезмерным? Строгих канонических предписаний здесь не существует. Так что если возникли такие сомнения, то лучше всего посоветоваться с духовником. А также руководствоваться чувством меры и вкуса.
Впрочем, как бы мы ни старались держать этот вопрос под контролем, бывают ситуации, когда мы не можем выйти за рамки традиций. Например, каждый священник, совершая паломничество на Святую Землю, понимает, что когда он вернется к своей пастве, как-то неправильно, да и не прилично будет не раздать людям иконки, крестики, освященные на Гробе Господнем или в Пещере Рождества Христова.
Прекрасный православный обычай
Сегодня у Церкви, слава Богу, есть возможность социальной и миссионерской работы. Это, прежде всего, служение в домах престарелых, инвалидов, детских домах и в местах заключения. На Светлой Седмице в этом году я был приглашен на соборное богослужение в нашем Днепропетровском СИЗО. После Литургии мы ходили по камерам, поздравляли с Пасхой, кропили Святой водой. И, без преувеличения, в каждой камере люди просили подарить им крестик или иконочку.
Во всех епархиях есть священники, которые занимаются окормлением пенитенциарной системы. Можно им предложить иконы для раздачи заключенным.
Резюмируя, хочется сказать, что большое количество икон отнюдь не является признаком благочестия. Древние монахи – пустынники, затворники, столпники — молились денно и нощно, чаще всего перед единственной иконой, да и то если таковая имелась.
Людям, не имеющим пока еще молитвенного опыта, перенасыщенность молитвенного уголка может мешать сосредоточиться. Кроме того, чрезмерное количество икон может быть свидетельством простой безвкусицы. Поэтому совершенно правильно поступают те настоятели, которые не перегружают храм множеством икон и соблюдают единый иконописный стиль.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ В ДОМЕ СОБРАЛОСЬ ОЧЕНЬ МНОГО ИКОН?
Об умеренности и хорошем вкусе, страсти к накопительству и святотатстве, щедрости и социальной работе – руководитель курсов катехизации Днепропетровской епархии, клирик храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы протоиерей Александр Немчинов.
Количество икон в доме православного христианина с годами увеличивается. Икона в церковной среде считается безошибочно правильным подарком. Причем дарят их порой даже людям, которые еще и перекреститься-то правильно не научились. Иконы привозят из паломнических поездок, покупают в связи с особыми событиями в жизни, но мало кто задумывается над тем, что жилплощадь наша не безразмерна. И хотя обычай дарить иконы существует издавна, ни крестьянские избы, ни богатые особняки наших боголюбивых предков никогда не были так переполнены святыми образами.
В дореволюционную эпоху иконы писали традиционно: красками по дереву. Понятно, что такая работа стоит дорого, и покупать такие иконы по любому поводу у большинства православного населения попросту не было возможности.
Производство литографических икон, даже в начале ХХ века, было еще довольно ограниченным, да и качество той продукции было совсем не высоким. В советское время иконопись была сведена к минимуму (о коллекционировании и спекуляции старинными иконами мы сейчас говорить не будем), иконная литография более-менее приличного качества тоже была редкостью.
Зато чёрно-белые фотографии икон, разукрашенные «ядовитыми» красками, можно было встретить в продаже не только в храме, но даже на базаре, рядом с такими же фотографиями рисунков пухленьких девочек, целующихся голубей и котят.
Разумеется, такие иконы верующие люди не могли рассматривать как подарок.
Под действием инерции
Но вот ушли в прошлое годы воинствующего атеизма. Производство церковной утвари, православной литературы, богослужебных книг и, конечно же, икон стало индустрией. Будем откровенны: сегодня реализация церковного товара — это бизнес, которым часто руководят люди очень далёкие от Церкви. Иконные лавки размещаются в супермаркетах, на вокзалах и в подземных переходах. Как и в любом другом бизнесе, здесь действуют рыночные законы, конкуренция, а значит и реклама. Витрины и товар оформляются и упаковываются таким образом, чтобы у потенциального покупателя возникло подсознательное желание прикоснуться к товару, взять его в руки и, не задумываясь, купить.
Но православный христианин должен лучше других понимать, что желание накопительства без определенной цели — это страсть. И если эта страсть распространяется на святыню, в частности на иконы, то в этом уже присутствует некоторое кощунство. Хотя, в большинстве случаев, это, скорее всего, не страсть, а некая инерция. Например, побывал в паломнической поездке – привозишь икону.
Как определить, когда количество икон в доме или на месте работы уже является чрезмерным? Строгих канонических предписаний здесь не существует. Так что если возникли такие сомнения, то лучше всего посоветоваться с духовником. А также руководствоваться чувством меры и вкуса.
Впрочем, как бы мы ни старались держать этот вопрос под контролем, бывают ситуации, когда мы не можем выйти за рамки традиций. Например, каждый священник, совершая паломничество на Святую Землю, понимает, что когда он вернется к своей пастве, как-то неправильно, да и не прилично будет не раздать людям иконки, крестики, освященные на Гробе Господнем или в Пещере Рождества Христова.
Прекрасный православный обычай
Сегодня у Церкви, слава Богу, есть возможность социальной и миссионерской работы. Это, прежде всего, служение в домах престарелых, инвалидов, детских домах и в местах заключения. На Светлой Седмице в этом году я был приглашен на соборное богослужение в нашем Днепропетровском СИЗО. После Литургии мы ходили по камерам, поздравляли с Пасхой, кропили Святой водой. И, без преувеличения, в каждой камере люди просили подарить им крестик или иконочку.
Во всех епархиях есть священники, которые занимаются окормлением пенитенциарной системы. Можно им предложить иконы для раздачи заключенным.
Резюмируя, хочется сказать, что большое количество икон отнюдь не является признаком благочестия. Древние монахи – пустынники, затворники, столпники — молились денно и нощно, чаще всего перед единственной иконой, да и то если таковая имелась.
Людям, не имеющим пока еще молитвенного опыта, перенасыщенность молитвенного уголка может мешать сосредоточиться. Кроме того, чрезмерное количество икон может быть свидетельством простой безвкусицы. Поэтому совершенно правильно поступают те настоятели, которые не перегружают храм множеством икон и соблюдают единый иконописный стиль.
Как не потерять домашнюю икону
Беседа с реставратором Виктором Капитанчуком
Виктор Афанасьевич Капитанчук по образованию химик (окончил химический факультет МГУ) и именно как химик в 1971 году был приглашен на работу в Научно-реставрационный центр им. академика И. Грабаря, где проработал почти 20 лет. Общение с реставраторами дало свои плоды, и когда Виктор Афанасьевич из-за тяжелой болезни вынужден был длительное время находиться дома, он увлекся реставрацией икон и иконописанием. А потом Божием Промыслом был приведен к отцу Артемию Владимирову в храм в Красном селе. Здесь он проработал 21 год как иконописец и реставратор, заведующий иконописной и реставрационной мастерской. «Счастливое время!» – отзывается Виктор Афанасьевич об этом своем служении. Как профессиональный химик, практик-реставратор и художник-иконописец, он знает многие секреты икон. И потому его советы о том, как обращаться с иконами и ухаживать за ними, что делать, если образ уже поврежден, и чего делать ни в коем случае нельзя, будут особенно полезны нашим читателям.
– В ваши руки отдавали иконы, которые пострадали от неправильного обращения. Какие элементарные вещи надо знать владельцу написанной иконы, чтобы ее не испортить?
– Никаких жестких воздействий: растворителей, чистящих средств. Знаете, как, бывало, иконы чистили? Кирпичом толченым, песком!
– Дерзновенно придумано…
– Представляете, что оставалось. Или чистили иконы золой, то есть щелочным раствором.
Очень вредно, когда икону чистят, не снимая оклада. Чистящие средства забиваются в щели, каменеют, их потом трудно удалить.
Максимум, что может человек делать дома, – удалять пыль ваткой, тряпочкой, салфеточкой. Не мокрой, а влажной. Со всеми остальными проблемами лучше идти к реставратору.
Обычно иконы темнеют из-за осаждения копоти, жирной. В крайнем случае можно и дома удалять жирные наслоения – детским мылом, потому что оно не щелочное.
– А если икона начинает осыпаться?
– По традиции иконы пишут на доске. Доски даже столетия спустя – живые, нестабильные, реагируют на влагу. За исключением очень смолистых досок. Мне приходилось реставрировать иконы, которые «повело», и они стали выпуклыми или даже вогнутыми. Исправить это сложно. Или при высыхании доска «садится», как ткань после стирки и сушки. А это приводит к вздутиям и осыпям левкаса.
Нужно выбирать такое место для иконы, чтобы были минимальные колебания температуры и влажности. Отчего случаются колебания? Летом идут дожди. Зимой сильно высыхает воздух в квартире. Открываем форточки, мороз «тянет влагу» из квартир.
– Как бороться с сухим воздухом?
– В Эрмитаже (я был как-то давно) клали тряпки на батареи, еще вешали на них самодельные банки с водой. Сейчас продаются увлажнители, влагомеры. Но кто ж это дома будет делать.
После дождя сквозняк может икону попортить. Поэтому не надо вешать икону там, где сквозняки. Проверить отсутствие сквозняков можно просто – зажигалкой.
Не надо вешать там, где попадают прямые лучи солнца, иначе будут большие колебания температуры, икона начнет выкрашиваться. Систему отопления в комнате тоже приходится учитывать, когда подыскиваешь место для иконы.
Мы как-то отреставрировали икону. Через неделю приходит хозяйка: «У меня икона пополам треснула». Встречный вопрос: «Где она у вас была?» Хозяйка говорит: «В углу висела». Дальше выясняем: «Там случайно трубы отопления не было?» Она утвердительно кивает. Всё ясно! «Что вы хотите? Вы ее высушили. Древесина села, возникло напряжение, икона треснула. В полном соответствии с законами физики».
– Сопротивление материалов…
– И еще не надо иконы мазать маслом! Со временем в икону пыль въедается, она мутнеет, люди к празднику протрут подсолнечным маслицем – икона ярче становится. Заиграла. А потом на нее опять села пыль, стало еще хуже.
Подсолнечное масло – невысыхающее. Льняное масло, которое используют в живописи, через три дня высыхает. Но и его не надо лить, потому что оно темнеет.
– Потемнение иконы относится к числу классических проблем.
– Иконы покрывали олифой – это вареное льняное масло. При старении идут процессы полимеризации и окисления. При этом образуются хромофорные группы (окрашенные), за счет чего олифа со временем темнеет (помимо потемнения из-за копоти).
Под действием ультрафиолетового излучения солнца хромофорные группы разрушаются. На Руси это явление знали. И в марте, когда солнце наиболее жесткое, иконы выносили из храма на солнечный свет. Так иконы высветлялись.
Состав олифы старинной до конца не известен. Ясно, что в ней было льняное масло. Но мастер мог добавлять и еще что-то, плавленый янтарь например.
– Что еще нам надо знать по реставрации икон?
– Иногда икону отдают на реставрацию «знакомому художнику». Мне попадались целиком записанные плохим художником иконы. Это не реставрация. Я смывал верхний слой, под ним открывалась приличная иконопись.
Бывает, написанную икону подгоняют по размеру – отпиливают Младенцу ножку. Чистое варварство!
– У меня икона была, из которой шпонка выпадала. Шпонка ведь препятствует выгибанию доски. Как к этому относиться?
– Чтобы предохранить иконы от коробления, врезали шпонки с обратной стороны иконы. После XVII века шпонки стали врезать в торец. Если шпонка сделана плохо, то напряжения такие большие, что шпонка вылетает. Это хорошо. Коробление доски всё равно идет, но шпонка в процессе уже не участвует. Если шпонка сделана надежно, не вылетает, то она может разорвать доску.
Доска усыхает быстрее с тыльной стороны. Потому что с лицевой стороны положен левкас, он играет роль влажностного барьера.
– От этого икона становится «выпуклой».
– Да. Большемерные иконы делают из нескольких досок, которые по-разному могут вести себя при высыхании. В Третьяковке я видел икону: одна половина плоская, а другая – полубочкой.
– Каждая доска иконы своей жизнью живет.
– Своей жизнью… Бывают еще повреждения такие: плесень съедает связующий клей в левкасе, и левкас начинает рассыпаться. Дунешь – он пылит. Это трудная ситуация, требуется специальная методика пропитки яичной эмульсией или жидким клеем.
Хуже всего, если владелец иконы начинает сам ее укреплять. Потому что процесс укрепления иконы – самый опасный. Даже опаснее, чем расчистка.
– Еще опаснее?
– Ну, есть, конечно, «умельцы» расчищать икону чрезвычайно жестко. Они нашатырным спиртом или ацетоном расчищают и… смывают краски.
Если икона начала шелушиться, то другие «умельцы» ее укрепляют каким-нибудь синтетическим клеем, например ПВА. Корпускулы этих клеев очень крупные, они в глубину левкаса не проходят и создают на поверхности левкаса пленку, которую просто так не снимешь. Пленка эта очень прочно связывается с олифой и красочным слоем и удаляется – вместе с ними.
У меня был однажды тяжкий случай с реставрацией. Я осторожно помещал каплю воды на икону, кончиком разогретого утюга кипятил каплю. Вода нагревала клеевую пленку, та становилась более податливой, и я скальпелем по миллиметру удалял пленку, расчищал.
– Понятно, ПВА в укреплении иконы не поможет.
– Вообще расчистка иконы должна начинаться с протирки слабым водным раствором детского мыла. Я это не всегда делал, и зря.
Важный момент для правильного хранения иконы: надо стремиться к тому, чтобы икона была в киоте. Он защищает икону от копоти, от пыли, от сквозняков и даже от температурно-влажностных колебаний.
Все эти разговоры: «Передавать ли Церкви ценные старинные иконы? Не пострадают ли они?» – чушь. При современной технике икону можно так запечатать, что ей в храме никакие внешние воздействия не страшны. С другой стороны, у нас в музеях иконы подчас хранятся жутко. На одной конференции хранитель рассказал, как у них прорвало канализацию, и сотрудники ведрами воду выносили из хранилища икон.
Везде следить нужно за иконами. В один храм меня пригласили реставрировать иконостас: с икон левкас отлетал. Почему? У них вверху фонарь открыт был. Поток воздуха шел от входа в храм и кверху через центр иконостаса – центральные иконы больше всего и пострадали. От сквозняка.
– Хотелось бы вернуться к проблеме киота. Икона без киота лучше видна, стекло ведь бликует.
– Правильно. У меня тема в «Грабаре» была – небликующие стекла. Теоретически небликующие стекла есть в наличии. В музеях нет – это проблема финансовая. В Саратове завод выпускает модифицированные стекла, кажется небликующие тоже. Можно у них узнать, как с этой проблемой справиться.
– У нас небликующие мониторы давно не редкость, а на киотах стекла…
– Человек подходит к иконе и любуется на самого себя…
– Точно. Последний вопрос: горящая лампада и живые цветы перед иконой какое-то воздействие на нее оказывают?
– Думаю, малосущественное воздействие. От лампады, которая на расстоянии 15 см висит, проблем не будет. А вот когда горящие свечи ставят перед иконой и они на икону падают… С этим тоже приходилось работать. Приносят мне одну икону, а там несколько выгораний от свечей. Следить же необходимо!
– Спасибо вам за напоминание очевидных вещей и еще за те сведения об иконах, которые совсем не очевидны.