что должен учитывать учитель при обучении детей с проблемами овладения письмом и чтением
Помощь педагогов ребенку с задержкой психического развития при обучении чтению и письму
К моменту поступления в школу дети с ЗПР, не достигают нужного уровня готовности, из-за разнообразных нарушений высших психических функций, следствием чего становятся различные по характеру и степени выраженности трудности обучения.
Проблема нарушений чтения и письма у школьников — одна из самых актуальных, поскольку письмо и чтение становятся базой и средством дальнейшего обучения.
У ребенка с ЗПР недостаточно сформированы нужные для усвоения программного материала умения, навыки и знания, которыми нормально развивающиеся дети обычно овладевают в дошкольный период.
В связи с этим дети оказываются не в состоянии (без специальной помощи) овладевать чтением и письмом.
Нарушения устной речи приводят к
стойким нарушениям письма и чтения,
которые обозначают терминами
дисграфия и дислексия.
Дислексия – одна из распространенных проблем обучения у детей, которая проявляется специфическим расстройством чтения.
Ключевые проблемы овладения чтением у учеников с ЗПР:
• медленный темп освоения навыка
Ребенок медленно осваивает навык чтения, чаще всего не понимая прочитанного текста.
• механическое чтение
Ребенок внешне может читать быстро и достаточно уверенно, но читать, совершенно не понимая прочитанного, происходит обеднение навыка чтения.
• угадывающее чтение
Ребенок, стараясь успеть за сверстниками, быстро выполнить задание перебегает к угадывающему чтению и тогда мы видим, что навык чтения формируется с большим трудом, ребенок тратит много сил и не достигает необходимых навыков и скорости чтения, не понимает прочитанного.
• ограниченность словаря и общего речевого развития
Ребенок может не понимать большинство слов в сложном для него тексте, от него ускользает смысл прочитанного, при этом мотивация читать и понимать, что именно написано в тексте, снижается многократно, ребенок просто откажется в какой-то момент от такой скучной деятельности.
• сниженный запас представлений об окружающем мире Недостаточный опыт и знания об окружающем мире мешают ребенку на уроках чтения. Он может не понимать что написано в тексте, в силу того, что он никогда не сталкивался с такими явлениями, отношениями, никогда не задумывался про них. Тогда интерес к чтению, значительно снижается.
В познавательной деятельности наблюдаются:
• медлительность психических процессов
и их пониженная переключаемость
Особенности овладения чтением детей с ЗПР проявляются в нарушении технической стороны процесса чтения:
— в незнании букв (или нетвердом их знании,
— в нарушении слияния букв (побуквенном чтении,
— в искажениях звуко-слоговой структуры слов (особенно состоящих из большого количества слогов, слогов со стечением согласных).
Какую помощьможет оказать учитель:
1. Прежде всего, необходимо обеспечить успешность ребенка на уроке, если учителю удастся обеспечить успешности ребенка на уроке чтения, то ребенок будет успешнее и в овладении этим навыком.
2. Выбор текста для чтения с опорой на жизненный опыт ребенка
Ребенок будет читать и понимать этот текст гораздо проще, чем, текст который совсем не соотноситься с его жизненным опытом)
3. Постепенно наращивать степень сложности заданий
Важно понимать, что именно сейчас умеет ребенок и очень постепенно наращивать сложность при этом очень важно давать ребенку и совсем легкие задания, то что у него точно заведомо получится, особенно для публичных ответом, ответов у доски, ответов которых видят все его одноклассники, это тоже очень важное умение в поддержании успешности ребенка и тем самым мы поддерживаем ребенка в овладении навыком чтения.
4. Зрительные опоры, алгоритмы, памятки, схем
Один из таких приемов это дополнительное иллюстрирование, ребенок в своем темпе читает текст, и ему предлагают нарисовать рисунок к этому тексту. Он может сначала рисовать совсем на отвлеченные темы и не понимать смысла прочитанного текста, но при совместной работе с учителем со временем ребенок будет понимать, что от него требуется, это тот метод, который может помочь ребенку с ЗПР для осмысления прочитанного текста.
5. Прием предварительного чтения
Об этом можно попросить родителей, дома заранее прочитать то текст, который будут разбирать на уроке. Тем самым мы снимаем сложность задачи, которую необходимо выполнить ребенку с ЗПР на уроке, и задача для него становиться, в том числе и интересней.
6. Организация парных работ учеников на уроке
Детей с проблемами чтения на первых порах их не нужно привлекать к чтению в слух на уроке. Если вы такого ребенка объедините в небольшую группу или в пару с хорошо читающим ребенком, то вы сможете так распределить задания чтобы у ребенка с ЗПР была небольшая роль, небольшая задача, которая соотноситься с его навыками, а сложность задания не превышает его возможности.
7. Использовать приспособления, рамки
Вырезанная из бумаги или картона в которой ребенку ограничивается текст, необходимы для чтения тем самым мы снижаем объем и сложность текста и ребенку так проще ориентироваться и проще выполнить это задание. Линейка для обозначения стороны для ребенка, которому трудно ориентироваться в строке или в направлении чтения, если он читает с право налево или с лево направо, то такому ребенку это поможет исправить.
8. Обучить ребенка правильному чтению букв, слогов и слов.
Дисграфия — это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.
Письмо очень сложный и длительный процесс, сложный навык, которым ребенок должен овладеть в начальной школе. Дети с ЗПР это не единственная группа все дети, которые испытывают трудности в письме. По статистике в российских школах (в начальной школе) 40-60 % детей у которых не формируется четкое и читаемое письмо, фактически навык письма формируется недостаточно и это те дети, которые, несомненно, будут испытывать трудности в письменных работах в среднее школе ну и даже в дальнейшей жизни.
Ключевые проблемы овладения письмом у учеников с ЗПР:
1. не формируется четкого и читаемого письма
2. скорость письма остается очень медленной
3. ребенок тратит много сил на письменные работы
4. неправильный захват пишущего инструмента
Ребенок сильно захватывает ручку, не правильно ее держит, патологически захватывает пишущий инструмент, бумага рвется, буквы отпечатываются на все других страницах в тетради.
5. неправильная поза при письме
Ребенок может лежать на столе, плохо видит то что он пишет, загораживать рукой текст.
6. ребенок не умеет и не любит рисовать
Рисование является для ребенка одним из видов очень важных продуктивных видов деятельности. Ребенок, который не умеет рисовать испытывает моторные и двигательные трудности, это не любовь и не умение рисовать обязательно скажется и на том, как ребенок освоит письмо в школе.
Какую помощьможет оказать учитель:
1. соотносить возможности ребенка и сложность письменной работы
2. сократить объем письменной работы
Если у ребенка плохо сформирован письменный навык, ему трудно выполнять большой объем письменной работы, мы можем сократить объем написанного, и тогда он будет писать не все упражнение и списывать не весь текст в учебнике, а только часть его.
3. предложить ребенку отказаться от слитного письма
Слитное письмо требует от ребенка очень больших усилий, и если мы говорим о ребенке, у которого недостаточно сформированы высшие психические функции. Например, недостаточно развития пространственных представлений, то тогда этому ребенку сложно выделять отдельные буквы, когда они сливаются в слово, можно разрешить ребенку писать эти буквы отдельно тем самым мы помогаем ребенку компенсировать эту проблемы.
4. писать в тетрадях в узкую линейку
5. дополнительно выделять цветом строки в тетрадях по русскому языку
6. разрешить ребенку писать карандашам, а не ручкой
Писать карандашом гораздо легче, этим можно компенсировать патологический захват пищащего инструмента.
Успешность обучения детей с ЗПР зависит не только от характера и степени имеющихся у них физических и психических нарушений, но и от эффективности отобранных и учитывающих эти нарушения учебных программ, обучающих технологий и методик, отношение к таким детям со стороны окружения, та образовательная среда, в которой ребенок находиться.
Конспект НОД по подготовке дошкольника к обучению чтению и письму для старшей группы «Звук [Д] и буква «Д» Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке дошкольника к обучению чтению и письму Разработал: Воспитатель МКДОУ.
Консультация для педагогов «Подготовка руки к письму» Видео Консультация для педагогов Подготовка руки к письму Доброго времени суток дорогие гости моей странички! Сегодня хочу поделиться своим.
Консультация для родителей «Профилактика и помощь тревожному ребенку» Все дети разные. Одни тихони, другие – забияки, третьи – задиры и шалуны. Все они нуждаются в любви, ласки, заботе. Все они достойны похвалы.
Мастер-класс для педагогов ДОО «Мнемотехника в обучении детей дошкольного возраста» Предлагаю Вашему вниманию мастер- класс для педагогов ДОО: «Мнемотехника в обучении детей дошкольного возраста» Всем нам известно, что на.
Организация предметно — развивающей среды в группе по охране и укреплению физического и психического развития дошкольников «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится.
Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов Немного истории Термин «burnout» («выгорание», «сгорание») предложил Герберт Фрейденбергер в 1974 г. для описания разочарования и крайней.
Методические рекомендации учителям, обучающим детей с нарушениями речи, чтения и письма
Методические рекомендации учителям, обучающим детей
с нарушениями речи, чтения и письма.
Большинство детей к моменту обучения в школе уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют развёрнутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако не у всех процесс овладения речью происходит одинаково. В ряде случаев он может быть замедленным и тогда у детей отмечаются различные отклонения, которые нарушают нормальный ход речевого развития. Нарушения речи многообразны. Они имеют различную выраженность и зависят от причины и структуры дефекта.
Речевые нарушения, проявляющиеся в несформированности языковых средств, можно условно разделить на 3 большие группы:
1. Фонетические нарушения речи.
Они выражаются в дефектах произношения отдельных звуков или групп звуков. Сущность фонетических нарушений заключается в том, что у ребёнка под влиянием различных причин складывается и закрепляется искажённое произношение отдельных звуков, которое влияет на внятность речи и не мешает нормальному развитию других её компонентов. Нарушение произношения звуков обычно не оказывает влияния на усвоение детьми школьных знаний, но могут влиять на формирование личности. Причины: дислалии (механическая, отсутствие зубов, укороченная подъязычная связка, функциональная).
2. Фонематические нарушения речи.
Они выражаются в том, что ребёнок не только искаженно произносит те или иные звуки, но и не достаточно их различает, не улавливает акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными звуками. Это приводит к тому, что дети не достаточно чётко овладевают звуковым составом слова и делают специфические ошибки при чтении и письме:
— определение порядка звуков в слове;
— пропуск отдельных звуков в слове;
— вставление лишних звуков;
— перестановка звуков и слогов;
— замена букв по графическому сходству.
У детей с фонематическими нарушениями ошибки на правила правописания являются более распространёнными и стойкими. У части детей недостатки произношения к моменту обучения в школе уже могут быть сглажены и незаметны, а формирование фонематических представлений, лежащих в основе звукового анализа, может еще значительно отставать от нормы. Это свидетельствует о неподготовленности ребёнка к языковым наблюдениям, сравнениям, обобщениям.
3. Общее недоразвитие речи (ОНР).
Выражается в том, что недоразвитие распространяется как на звуковую (включая фонематические процессы), так и на смысловую сторону речи. Чаще всего в массовых школах обучаются дети с НОНР: обиходная речь у таких детей более или менее развита и не обнаруживает грубых отклонений в словарном запасе, грамматическом построении фраз и их фонетическом оформлении. В ситуации обусловленной речи – при выполнении специальных заданий, требующих развёрнутых ответов по определённой учебной теме, доказательств, рассуждений – у таких детей выявляется недостаточное развитие языковых средств:
— словарный запас ограничен обиходно-бытовой тематикой и качественно неполноценен; дети недостаточно понимают значение многих слов, делают ошибки в процессе их употребления;
— в речи наблюдаются аграмматизмы при употреблении предлогов (со спины – из-за; с под стола – из-под и др.), при словоизменении и словообразовании (дерева, стулы, ухи, окны, пени, шкафик, тигрик (тигрёнок), коровята, лошадный (хвост), петухья (голова), кошинная (лапа), ветровый (день).
— в активной речи используются преимущественно простые предложения, отмечаются большие затруднения, а часто и полное неумение распространять предложения и строить сложные предложения (сказка «Лиса и журавль» «…. а у лисы туда не хватило рот.»).
— у части детей могут сохраняться недостатки произношения звуков, наблюдаться нарушения слоговой структуры слова (акварию, водопрочик, кораблешение и др.).
Всё это создаёт большие трудности в овладении звуковым анализом и синтезом.
Между нарушениями устной речи, письма и чтения существует тесная связь и взаимообусловленность.
Дислексия и дисграфия, а именно так называются нарушения чтения и письма, к сожалению, довольно часто встречаются у учащихся массовых школ и являются большим препятствием в овладении грамотой, в усвоении грамматики родного языка.
Процесс становления чтения и письма сложен. В нём участвуют 4 анализатора:
— речедвигательный, который помогает осуществлять артикулирование, то есть наше произношение;
— речеслуховой, который помогает произвести отбор нужной фонемы (звука);
— зрительный, который подбирает соответствующую графему (букву);
— двигательный, с помощью которого осуществляется перевод графемы (буквы) в кинему (совокупность определённых движений, необходимых для записи). Только при согласованной работе всех анализаторов, при сохранности определенных структур головного мозга будет обеспечено успешное овладение письменной речью.
Огромное значение для овладения процессами письма и чтения имеет степень сформированности всех сторон речи. Поэтому нарушение или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматического строя речи, звукопроизношения являются одной из причин дисграфии и дислексии.
Если у ребенка нарушен речевой слух, то ему очень трудно научиться читать и писать. В самом деле, как он может читать, если нечетко слышит звучащую речь? Овладеть письмом он также не в состоянии, так как он не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще и тем, что ребенок должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи. Поэтому обучение грамоте ребенка с дефектным речевым слухом – сложная педагогическая проблема.
Наряду с речевым (фонематическим слухом) люди обладают особым зрением на буквы, позволяющим запомнить и воспроизвести их очертания.
Имеет значение и наследственный фактор, когда ребёнку передаётся несформированность мозговых структур, их качественная незрелость. В этом случае при овладении письменной речью ребёнок будет испытывать те же трудности, что и родители в школе. Наличие врожденных особенностей, влияющих на возникновение дислексии и дисграфии, объясняет тот факт, что нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребенка. При этом признаков отставания в умственном развитии не наблюдается. Ребенок оказывается не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляется с математикой и другими предметами.
Важны даже такие вещи, которые на первый взгляд кажутся незначительными. Например, очень часто при чтении ребенку трудно следить за строчкой, взгляд скользит. Ученые, проведя исследования, предполагают, что если в грудном возрасте малыш лежит так, что экран телевизора попадает в его поле зрения, то глазные мышцы привыкают к хаотичному движению.
Специальная литература приводит данные института Клаперада, по которым в основе дислексии можно наблюдать действия отрицательной связи «мать-ребёнок». Так ребёнок, которого кормят насильно, который привыкает сопротивляться в отношении еды, приобретает ту же манеру и в отношении интеллектуальной пищи. Это сопротивление, которое он обнаруживает при общении с матерью, потом переносится на учителя.
Для своевременного выявления детей, имеющих нарушения письменной речи, учитель должен быть знаком с проявлениями этих нарушений. Но необходимо помнить, что эти знания дают учителю возможность вовремя обратить внимание на проблемы ребенка, посоветовать родителям обратиться к логопеду.
Каковы же ошибки, которые должны вас насторожить? (Приложения 1, 2)
1. Смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству: б-д, п-т, Е-З, а-о,
2. Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие каких-то звуков или замена одних звуков на другие в устной речи соответственно отражается и на письме. Ребенок пишет то же, что и говорит: сапка (шапка)
3. Смешение фонем по акустико-артикуляцианному сходству, что происходит при нарушении фонематического восприятия. При этой форме дисграфии особенно тяжело дается письмо под диктовку. Смешиваются гласные о-у, ё-ю; согласные р-л, й-ль; парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ смешиваются как между собой, так и с другими фонемами. Например: тубло (дупло), лёбит (любит)
4. Часты при дисграфии ошибки персеверации (застревание): «За зомом росла мамина» (За домом росла малина), антиципации (предвосхищение, упреждение) : «Дод небом лолубым» (Под небом голубым)
5. Большой процент ошибок из-за неумения ребенка передавать на письме мягкость согласных: сольить (солить), въезёт (везёт).
6. Слитное написание предлогов, раздельное – приставок также является одним из проявлений дисграфии.
Следует учитывать, что если эти ошибки единичны, то причины надо искать в другом. Не являются дисграфическими ошибки, допущенные из-за незнания грамматических правил.
Необходимо иметь ввиду следующее: все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии носят стойкий характер.
Своевременное выявление речевых недостатков поможет определить в какой помощи нуждается ребенок. Бывают случаи, что дети с речевыми нарушениями могут учиться хорошо, тогда как дети, казалось бы, не имеющие никаких предпосылок, дают яркие проявления дисграфии и дислексии. Без специализированной помощи ученики- логопаты не только испытывают затруднения в процессе обучения, но и оказываются в числе стойко неуспевающих учеников по родному языку.
Нужно внимательно и осторожно оценивать работу таких детей: при всем своем желании и старании ученики-логопаты не в состоянии выполнить задания, особенно письменные, в соответствии с нормами принятыми в школе.
Ошибки логопедического характера не должны учитываться при оценке работы учащегося.
Что делать, если у учащегося проявляется дислексия или дисграфия?
Для успешной работы с таким учеником нужно держать тесную связь с логопедом, психологом, дефектологом и врачом-неврологом. На каждого ребенка с речевой патологией учителем заводится особая тетрадь, куда заносятся сведения о ребенке, результаты логопедического обследования, направления и этапы коррекционной работы, результаты работы.
Такие ученики вполне способны овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому–то понадобятся месяцы занятий, кому-то – годы. Суть занятий тренировка речевого слуха и буквенного зрения.
Логопедические занятия обычно проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезные азбуки. Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве на письме этот звук соответствует. Обычно используются противопоставления: чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое от звонкого. Упражнения включают повторения слов, подбор слов на заданный звук, слог, звукобуквенный и слоговой анализ и синтез слов, диктанты.
Неплохо обратиться к неврологу: он может помочь логопедическим занятиям, порекомендовав определенные стимулирующие, улучшающие память и обмен веществ мозга препараты.
Главное – помнить, что для коррекции дислексии и дисграфии требуется тесное сотрудничество логопеда, родителей и врача.
1. Ежедневно в течение 5 минут (не больше) учение в любом тексте, кроме газетного, зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву А, зачеркнуть, а букву О обвести. Можно давать парные согласные, а так же те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Через 2 – 2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 минут) улучшается качество письма.
2. Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет). Пишите тексты по 150 – 200 слов, с проверкой. Ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (не в коем случае не красной). Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Ребенок имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии.
3. Давайте ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и последующее списывание текста.
Занимаясь с ребенком, помните несколько основных правил:
1. На всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома – он должен почувствовать хоть маленький, но успех.
2. Откажитесь от проверок ребенка на скорость чтения. Надо отметить, что эти проверки давно уже вызывают справедливые нарекания у психологов и дефектологов. Хорошо еще, если учитель, понимая, какой стресс ребенок испытывает при проверке, проводит ее без акцентов, скрыто. А ведь бывает и так, что создают полную обстановку экзамена, вызывают ребенка одного, ставят на виду часы, да еще проверяет не своя учительница, а завуч. Может быть для ученика без проблем это все и не имеет значения, но у ребенка с дислексией может развиться невроз. Поэтому, если есть необходимость проведения проверки на скорость чтения, сделайте это как можно в более щадящей форме.
3. Помните, что нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками (надлежащими исправлению).
4. Подход «больше читать и писать» успеха не принесет. Лучше меньше, но качественнее. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. На первых этапах должно бать больше работы с устной речью: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова.
5. Не хвалите ребенка за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, если у ребенка что – то не получается. Очень важно не показывать ребенку свою эмоциональную вовлеченность: не злиться, не раздражаться и не радоваться слишком бурно. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно гораздо более будет способствовать устойчивым хорошим результатам.