что ели апостолы на тайной вечери
Меню Тайной Вечери
Ученые установили что предположительно подавали к столу во время Тайной Вечери, последней трапезы Иисуса Христа с двенадцатью учениками. На столе тогда были рагу из фасоли, баранина, оливки, пряности и крепленое вино.
Результаты исследования будут опубликованы в книге, которая выйдет в следующем месяце и будет называться «Иерусалим: Тайная вечеря».
Урчиоли рассказывает, что в Библии с большими подробностями описано что происходило на Тайной Вечере, однако, не сказано что именно ели Христос и апостолы. Логично было бы предположить, что, поскольку Иисус был евреем, он и его ученики соблюдали традиции принятия пищи, описанные в Торе. Еврейский закон устанавливает определенные ограничения на приготовление и употребление тех или иных продуктов, не вызывает сомнения, что присутствующие на последней трапезе их выполняли.
Тайна Вечеря. Фреска, 1495-1498 гг. Худ. Леонардо да Винчи
Пикник после охоты. Мозаика из виллы Романо, Сицилия. Первые века нашей эры
Посуда, из которой апостолы ели, скорее всего была сделана из камня. Археологи находят множество каменных сосудов, тарелок, чашек и кувшинов близ Иерусалима и в Галилее, датируемых первыми веками нашей эры. Согласно еврейской традиции при приготовлении и принятии пищи необходимо соблюдать чистоту и не смешивать мясное и молочное, каменная посуда считается в этом смысле наиболее «чистой», после мытья в ней не остаются частицы пищи от предыдущей трапезы. Положение гостей за столом также имеет четкую регламентацию, наиболее важные люди помещались непосредственно справа и слева от хозяина дома или главного гостя. В Евангелии от Иоанна указывается, что Иуда был одним из любимых учеников, поэтому скорее всего он сидел слева от Иисуса.
Поцелуй Иуды. Фреска, конец XIII в. Худ. Чимабуэ
Иоанн Креститель обличает Ирода Антипу. Фреска 1435 г. Худ. Мазолино да Паникале
Рассказывая о составе меню на Тайной Вечере в своей книге, Урчиоли и Бероньо попытались установить и время ее проведения. По их мнению, Тайная Вечеря произошла во время праздника кущей (Суккот), осеннего праздника в память о годах, проведенными евреями в пустыне после Исхода. Это, однако, не согласуется с Евангелием от Марка, в котором сказано, что Иисус готовился к тайной вечере в первый день опресноков, когда приносили в жертву пасхального агнца. Если Тайная Вечеря случилась во время Пасхи, то скорее всего обед включал и баранину.
Разве Бог ест? Что, как и с кем ел Иисус Христос
Приблизительное время чтения: 9 мин.
Иисус Христос — Бог. Разве Бог ест? Разве Ему нужна еда? Конечно, нет! Но Христос — Богочеловек. Он воплотился и прожил жизнь среди людей в человеческом теле. А людям необходимы еда и питье. Иисус ел и пил, как любой человек. И с Ним за столом сидели разные люди — Его родственники, Его ближайшие ученики, те, кто звал Иисуса к себе в гости, и те, кому Он помогал, грешники и праведники, богатые и бедные… Такое совместное принятие пищи называют трапезой. Вспомним самые важные трапезы, о которых рассказывает Евангелие…
Что ел Иисус
Иисус родился и, как любой маленький ребенок, сначала питался маминым молоком. Есть иконы, на которых изображено, как Богородица кормит Младенца Иисуса грудью. Потом Христос подрос и начал принимать пищу так, как было принято в Его народе. Вместе с Марией, Иосифом, Своими близкими Иисус, наверное, ел жареное зерно, ел хлеб, макая его в оливковое масло или в уксус, мог видеть на столе редьку и сельдерей, огурцы и орехи, фиги и виноград, мед и изюм, чечевицу и бобы, птицу, яйца, редко — мясо и часто — рыбу, которую галилейские рыбаки ловили в Генисаретском озере. Эти продукты в основном составляли меню жителей древней Иудеи.
Какую рыбу ловили апостолы?
Многие из первых учеников Христа были рыбаками. Интересно, а какую рыбу ловили рыбаки в Галилейском море (на самом деле это пресное озеро, но по меркам Израиля оно такое большое, что его называют морем)?
Тилапию называют рыбой святого Петра. По преданию, это та самая рыба, которую апостол Петр выловил по повелению Христа.
Во рту у нее он нашел монету и заплатил ею храмовый налог за Учителя и за себя.
Еду готовили женщины, за столом семьи собирались утром перед началом работы и после её окончания, когда солнце уже зашло. До 30 лет Иисус зарабатывал на хлеб плотницким ремеслом. Работа непростая, физически тяжёлая, поэтому и еда у плотника должна быть сытная. Правда, семья Иисуса была небогатая, поэтому вряд ли они устраивали роскошные пиры. Но скромные семейные трапезы, если в доме царят любовь и понимание, порой ценнее застолий с горой угощений.
Когда Иисус вышел на проповедь и пошел по Палестине со своими учениками, в путешествиях большой общине тоже нужно было чем-то питаться. Последовав за Иисусом, его ученики оставили свои привычные занятия и больше не зарабатывали денег на пропитание. Теперь им оказывали помощь сочувствующие проповеди Евангелия состоятельные иудеи. А кроме того, Иисуса и апостолов нередко звали в гости в разные дома, где устраивались застолья. Звали, чтобы послушать мудрые речи галилейского Проповедника, иногда — поспорить с Ним. Например, Христа приглашали к своему столу фарисеи, рьяные поборники иудейских законов, и Иисус, возлежа с ними за столом, продолжал учить Истине, которая часто не совпадала с представлениями хозяев.
Как еды было мало, а хватило всем
Дважды в Евангелии рассказываются истории, когда Христос сумел накормить много людей небольшим количеством еды, многократно преумножив её. Еда это была — хлеб и рыба. И трапезы эти были поистине чудесными.
Первая история такая. Иисус узнал, что убит Иоанн Креститель, великий пророк, который крестил Самого Иисуса. Христос отправился на лодке в пустынное место возле Вифсаиды. За Проповедником пешком по суше пошла огромная толпа — люди собрались из разных городов. Иисус вышел из лодки. Перед ним было целое море людей. Все они пришли не только для того, чтобы услышать Иисуса, но и чтобы получить от Него исцеление — слава о Его чудесах распространялась быстро.
Пока Спаситель исцелял больных, наступил вечер. Люди проголодались. Ученики попросили Христа отпустить народ в селения, чтобы те купили себе еды, но Иисус повелел ученикам самим накормить толпу. «Чем? — удивились те. — У нас нет столько еды. Вот есть мальчик, у него с собой пять ячменных хлебов и две рыбки. Но разве хватит этого для толпы, в которой больше пяти тысяч человек?!»
Тогда Иисус Сам взял этот ячменный хлеб, воздал благодарение Небу, преломил и раздал ученикам. А ученики раздали людям, которые отдыхали, сидя на траве по сто и по пятьдесят человек. То же сделали и с рыбой. И чудесным образом хватило всем! И все насытились! Больше пяти тысяч человек — пятью хлебами! Мало того, после ученики ещё собрали остатки этого хлеба — двенадцать корзин кусков!
Вторая история похожа на первую. В очередной раз за Иисусом шло множество народа. Огромная толпа находилась в пути целых три дня, и всё это время люди ничего не ели. Иисус подозвал к Себе учеников:
«Мне жаль этих людей. Им предстоит долгий путь домой. Я не хочу отправлять их голодными — они ослабнут в пути…»
Раньше ели… лежа?!
В Евангелии не раз говорится, что Иисус и Его слушатели возлежали за трапезой. Не сидели, как привыкли мы, а возлежали. Почему так? А потому что в евангельские времена пиры проводились именно так, по греко-римскому обычаю: посредине стоял невысокий столик, а гости вокруг него возлежали по трое на ложе, опираясь на левый локоть и оставляя правую руку свободной для приема пищи из общего блюда. На каждом ложе гости возлежали таким образом, что голова каждого находилась на груди соседа. Так можно было вкушать угощения не спеша, расслабленно, сопровождая трапезу доверительной беседой.
«Но, Учитель, где нам найти столько хлеба, чтобы накормить всех? — растерялись апостолы. — Мы так далеко отошли от мест, где можно добыть еду… У нас есть всего семь хлебов и несколько мелких рыбёшек…»
И вновь Иисус приказал людям сесть на землю. Взял хлеб и рыбу, помолился, преломил хлеб, дал ученикам, а те раздали людям. И опять все были сыты. Только в этот раз в толпе было, как свидетельствует Евангелие, «четыре тысячи человек кроме женщин и детей», то есть больше четырех тысяч человек, а корзин с остатками хлеба и рыбы после трапезы ученики набрали семь.
Как Иисус… Сам приготовил еду!
Иисус не только преумножал еду — Он Сам ее готовил! Да-да, представьте себе, в Евангелии есть история, когда Господь уже после Своего Воскресения, Преображённый, Сам приготовил трапезу для Своих учеников. И снова это были хлеб и рыба.
Апостолы тогда рыбачили на озере. Они очень радовались непомерно большому улову — рыб было много, они были огромные, и сеть, на удивление, не порвалась! Наконец, счастливые рыбаки причалили к берегу. Вышли… и увидели Человека. Он был светлым, в светлых одеждах, сидел у костра, на углях запекалась рыба, а рядом лежал хлеб. Человек попросил их принести рыбу, которую апостолы только что поймали. Петр, онемевший от неожиданности, послушно вытащил из лодки сеть, в которой было целых сто пятьдесят три рыбины, но приблизиться к Человеку побоялся. Он смотрел на Преображенного Христа, узнавал Его, но не смел ни произнести что-либо, ни сделать шага к костру.
«Придите, обедайте», — ободрил рыбаков Человек.
Растерянные ученики продолжали стоять у берега. Тогда Христос Сам взял хлеб и рыбу и отдал апостолам…
Как было устроено застолье
Застолья во времена Христа были не просто общим приемом пищи. За столом объединялись родственники, общались друзья и единомышленники. По тому, кто как располагался вокруг стола — ближе к хозяину, дальше от него, во главе стола или где-то сбоку, — можно было определить, кто важнее и знатнее. Если тебя пригласил на торжественную трапезу видный, важный человек, можно было за угощением заявить о себе. Богатые могли показать всем, как они богаты, удивив гостей количеством блюд и их пышностью, но могли выразить с помощью щедрого застолья и свою доброту, своё милосердие — накормить бедных и голодных. В свою очередь, гости за трапезой имели возможность высказать почтение хозяину, развлечь других гостей, показать, как они умны и остроумны.
С застольем в Иудее были связаны специальные ритуалы и традиции. Перед едой особым образом омывались руки, читались молитвы… Помните, Иисус перед трапезой на Тайной Вечере омыл ноги своим ученикам? Для нас это действие кажется странным, а в евангельские времена на Востоке такое поведение было обычным: хозяин таким образом оказывал почтение самым дорогим гостям.
Сам Христос за столом беседовал с учениками и мудрыми людьми Иудеи, учил и проповедовал. Ему было неважно, знатный человек сидит рядом с Ним или бедняк, праведник или грешник, — Христос готов был разделить трапезу с каждым
Позже первые христиане переняли эту традицию. В первые века после Воскресения Христа христианские общины устраивали так называемые агапы: раз в неделю вечером или ночью верующие собирались вместе, молились, совершали таинство Евхаристии, причащались. А потом у них была общая трапеза. На стол выкладывали овощи, фрукты, рыбу, вино и воду. Состоятельные жертвовали на застолье свои деньги, на агапу могли прийти бедняки, вдовы, старики, сироты — всем хватало еды и все были сыты.
Самая чудесная трапеза
Главные события Евангелия происходили во время иудейского праздника Пасхи. Перед праздником Иисус и Его ученики совершили пасхальную трапезу, то есть у них было праздничное застолье. Мы называем это событие Тайная Вечеря.
Хлеб и рыба — особая еда
Хлеб и рыба были главными продуктами для жителей Иудеи, едой для жизни. А у христиан хлеб, который в таинстве становится Причастием, и рыба даже стали символами Христа. По-гречески рыба — это «ихтис». А ещё «ихтис» — это сокращение греческой фразы «Иисус Христос Божий Сын Спаситель». Первые христиане, которых преследовали и убивали римляне, вынуждены были скрывать свою веру. Чтобы узнавать «своих» и подавать знаки другим христианам, они рисовали на стенах катакомб или чертили прутиком на песке изображение рыбки. Этот общий «пароль» отлично понимали «свои»: где «ихтис», там — христиане.
В Евангелии не говорится, что именно ели апостолы и Христос тем великим вечером, но известна традиция пасхальных трапез той эпохи. Обязательной пасхальной едой была маца — пресная лепёшка из теста. Ведь еврейский праздник Пасхи был посвящен освобождению евреев от египетского рабства: люди так торопились убежать от своих мучителей из Египта, что захватили с собой ещё не заквашенное тесто, и уже после спасения, в пустыне выпекали из него пресные лепешки. Вот в память о том спасении и по завету Бога евреи сохранили в веках рецепт приготовления мацы.
Ещё на столе на Тайной Вечере могли быть мясо ягненка или козлёнка, горькие травы, фрукты, орехи, овощи, чечевичная похлебка. И конечно, обязательно выкладывался на стол хлеб и ставилось виноградное вино.
На Тайной Вечере произошло очень важное событие. Вот что Евангелие рассказывает о нем: И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.
Так на Тайной Вечере Самим Господом было установлено таинство Причастия. И когда сегодня, спустя два тысячелетия, мы приходим в храм на литургию, принимаем от священника из Чаши Кровь и Тело Христовы, мы невидимым для нас образом становимся участниками именно той Тайной Вечери, самой чудесной из всех трапез.
Установлено, что ели апостолы и Иисус Христос на Тайной вечере
|
Блюда, поданные на последней трапезе Иисуса Христа с 12 апостолами, перестали быть секретом. Специалист в области кулинарии Мигель Анхель Амодовар посвятил этой теме целую книгу.
Мигель Анхель Амодовар утверждает, что во время последней трапезы Иисус нарушил строгие правила евреев и настоял, чтобы апостолы вкушали «всего». В сопровождении своей матери и Марии Магдалины, Христос ел лежа и брал пищу рукой с низкого стола.
Первым блюдом был салат из горьких трав на основе сельдерея. Это блюдо символизировало жизнь, полную слез и печали, которую вели евреи во время рабства в Египте.
Вторым блюдом была рыба – жареная, запеченная или на гриле – поданная вместе с кисло-сладким соусом. Возможно, что это был один из видов рыб, который сами сотрапезники ловили в реке Иордан, но не исключено, что это была рыба из Галилейского моря, например, сардины. Соус был приготовлен из оливкового масла, меда, уксуса и вина, измельченных орехов и фиников.
Основное блюдо было из баранины или ягненка, как предписано в Ветхом Завете и откуда пошла традиция потребления такого мяса на Пасху. Мясо было приготовлено в виде жаркого с оливковым маслом, водой, белым вином, луком, чесноком, яблоком, яйцами вкрутую, гвоздикой, петрушкой, кориандром, куркумой, солью и перцем. В виде гарнира могла подаваться чечевица, пишет Agerpres.
Ужин закончился блюдом «Jaroset», напоминающим глину, используемую евреями для строительства своих домов. Этот десерт состоял из тушеных инжира, яблок, кураги и орехов, смешанных с имбирем, корицей, медом и сладким вином.
Другим блюдом могло быть мясо куропатки, говорят некоторые, напоминая, что это было довольно обычная еда во времена Ирода. Другие считают, что только богатые люди могли позволить себе такое блюдо, и вряд ли оно могло быть на столе Иисуса и его апостолов.
Меню Тайной Вечери Христа и Апостолов
Что было на столе у Христа и Апостолов? Что ели на Тайной Вечери? Ягненок, пресный хлеб, зелень, и, возможно, соус на основе сока граната, с миндалем, сливами, орехами, финиками, медом и вином? Это могло быть на столе у Апостолов, ведь речь идет о еврейской Пасхе.
Меню последнего ужина Христа и Апостолов не описано в Евангелии, но в Книге Исхода есть описание ужина. Евреи покидали Египет, чтобы отправиться в Землю Обетованную. Поели в спешке, и получили напутствие отмечать ежегодно это событие. В католической религии этот ужин из празднования исхода превратился в утверждение евхаристии. Изображения его с веками стали предлагать нам на столе разнообразную пищу, далекую от традиций Ветхого Завета.
Художники изображали то, что хотели на столе у Христа и Апостолов? Нет, конечно. В средневековье представления о дарах природы не связывалось с материальным, а видело в событиях, в природе и даже в предметах необьяснимое и божественное. Все становилось символичными, приобретало тайный смысл. Так определенные животные и растения стали указывать на кровь Христа, а павлин, мясо которого еще у римлян считалось не поддающимся гниению, преаратился в символ воскрешения, подразумевал человека не запятнанного грехами и предназначенного к бессмертию.
Искусство — это метафора, переплетение тайного смысла и символов, но нам зачастую нелегко их понять.
В раннее средневековье изображение Тайной Вечери – святого симпозиума мы видим простым и сдержанным. Застолье напоминает римский банкет в триклиниуме – гости полулежат вокруг стола, на столе ужин (мозаики Сант Апполинарии Нуово в Равенне) — пресный хлеб и две большие рыбины. Это символ христианства, греческое слово РЫБА “ ichthýs ” складывали из начальных букв фразы “ I esùs CH ristòs TH eù HY iòs S otèr” (Иисус Христос Сын Бога Спасителя).
Фреска Тайная Вечеря, церковь Сан Мартино, Кантон Тичино
Необычное блюдо для Тайной Вечери, его мы видим в 13-15 веках в церквях северо-западных Альп. Местные художники вдохновлялись местными традициями, и не следовали библейским указаниям. В Ветхом Завете значение раков негативное, они считаются нечистыми животными, а в горных территориях Европы они стали обычной доступной пищей во время Великого пасхального поста.
Символическое значение раков двойственное – с одной стороны, красный цвет вареных раков ассоциировался с кровью Христа, с другой – их движение, они пятятся назад, напоминало об отступниках веры.
В эпоху Возрождения, период оживленной светской жизни, полной удовольствии (в еде в первую очередь) меню Тайной Вечери меняется на картинах. Почти в два раза увеличивается количество блюд на столе, появляются бокалы и бутылки из стекла, серебрянная столовая посуда. Изменились традиции, художники писали Тайную Вечерю и видели перед глазами роскошную сервировку столов на пирах принцев и Синьоров, на которых работали.
Ужин Христа и Апостолов становится обычным в трапезных монастырей и занимает целую стену.
Во Флоренции иконография Тайной Вечери также получила широкое распространение. Андреа дель Кастаньо, Перуджино, Андреа дель Сарто, Гирландайо получали заказы от больших монастырей и аббатств. Доменико Гирландайо три раза изобразил Тайную Вечерю, одна из его работ в церкви Оньисанти на треугольной стене, выходящей в сад.
На столе, накрытом нарядной льняной скатертью (вышита узором Драконы Перуджи) тарелки с остатками трапезы – хлеб, вино, зеленые листья салата (символ раскаяния), апельсины (райские фрукты), 37 ягод черешни (кровь Христа), абрикосы (символ греха), гранаты (зерна его – многочисленные верующие-последователи Христа). Павлин и щегол наблюдают за трапезой сверху.
Самая знаменитая Тайная Вечеря, конечно, создана Леонардо да Винчи для трапезной монастыря Санта Мария делле Грацие в Милане.
Фреска в плохом состоянии, но после 17 лет реставрации, смогли разглядеть блюда на столе. Они достойны роскошного двора Людовико дель Моро – среди них угорь на гриле с ломтиками апельсина. Среди многочисленных интересов Леонардо немалое место занимала кухня и кулинария. В его заметках рецепты рыбных блюд с медом и специями, не говоря об устройствах и приспособлениях, изобретенных для кухни. Читайте в статье Леонардо да Винчи был шеф-поваром!
Тайная Вечеря флорентийского художника Алессандро Аллори понравилась бы вегетарианцам. Венецианские бокалы для вина, изобилие фруктов и овощей на роскошных блюдах (майолика производства Урбино декорирована музыкальными инструментами ), на скатерти цветы.
Они скопированы с рисунков гербария семьи Медичи, созданного придворным художником Якопо Лигоцци из Вероны. Миндаль, груши, яблоки, финики, оливки и каштаны, чертополох, роза, гвоздика, лилия, хлеб и вино символы евхаристии, аллегории божественной природы Христа, его страданий и воскрешения.
Тинторетто создал 6 полотен Тайной Вечери, и многие полны новизны и необычных деталей. Читайте в статье Последняя Вечеря Тинторетто.
С XV века на Тайной Вечере появляются собаки и кошки под столом, часто воюющие друг с другом.
Первых кошек привезли римские легионеры и они быстро рапространились повсюду в Европе. Кошки воспринимались положительно, они ловили мышей. Но в средневековье отношение к ним изменилось, их обвиняли в связи с темными злыми силами. Читайте в статье Кошка — синоним Дьявола
Ликвидировать кошек любыми путями – призывал Папа Григорий IX в болле “Vox in Rama” 1233 года, давшей начало Инквизиции. С такой “славой” кошек изображали у ног предателя Иуды. А вот собака всегда символ человека справедливого и верного.
Тайная вечеря наводит на мысли не только о еде
Группа ученых из Корнелльского университета, США, пришла к выводу, что порции еды на картинах, изображающих Тайную вечерю с участием Иисуса Христа, становятся все больше и больше.
Изучив десятки художественных полотен, исследователи доказали: представление о тайной вечере менялось веками вместе с изменением общественных представлений о разумной достаточности. Вот что сказал соавтор исследования, декан факультета истории религии вирджинского Уэслеан-колледжа Крэйг Вэнсинк:
В последние 20-30 лет психология многих людей изменилась. Большие порции стали символом не столько благополучия и достатка, сколько символом обжорства и ожирения. Возможно, современные художники начнут уменьшать порции на картинах, изображающих Тайную вечерю. Во всяком случае, в экономически развитых странах, где продуктов питания достаточно, обилие еды на столе теперь не рассматривается как благо.
Как выглядел последний ужин Иисуса Христа со своими учениками? Что именно они вкушали? Об этом рассказал историк и священник Яков Кротов:
– Хлеб ломали руками и обмакивали в оливковое масло? Или были ложки и вилки?
– Ложек и вилок решительно не было. Вилки появляются в XV веке. А ложки здесь как бы даже и ни к чему. Макали в оливковое масло, может быть, в какую-то приправу. Евангелие нам говорит, что Спаситель обмакивал хлеб в соль. На столе была солонка.
– Вы согласны с выводами ученых, которые говорят, что поскольку представление о так называемой разумной достаточности с той поры сильно исказилось, то с течением времени изображения Тайной вечери становятся все более изобильными?