что есть храм божий

Храм — дом Божий

что есть храм божий. Смотреть фото что есть храм божий. Смотреть картинку что есть храм божий. Картинка про что есть храм божий. Фото что есть храм божий

Бог вездесущ. Он присутствует на всяком месте, нет во Вселенной места, где бы не присутствовал Бог. Но есть особые, священные места, предназначенные для молитвы. Это церкви, или храмы. Храм еще называют домом Божиим, местом особого присутствия Господа. Это место, куда все мы собираемся для общей молитвы и службы Богу. Совместная молитва так и называется — богослужение. Христиане собираются в храме для молитвы в воскресные и праздничные дни, но и при каждой удобной возможности следует посещать церковь. Сам Господь заповедовал нам молиться соборно, то есть всем вместе. Он сказал: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф 18, 20). Если даже молитва двух или трех человек так сильна и угодна Богу, то тем более молитва многих верующих, возносимая в храме. На службе с нами незримо присутствуют Сам Бог, Ангелы и святые. Во время службы мы стоим благоговейно, не отвлекаемся, не разговариваем и не ходим по храму. Мы помним, что пришли к Самому Богу и стоим перед Его глазами. Во время службы мы внимаем чтению и пению и молимся со всем народом, единым сердцем и душой. Конечно, в храме можно молиться Богу и о своих нуждах, и за близких.

Храм в силу своего особого назначения даже снаружи отличается от обычных домов и зданий. Он посвящен Самому Богу, а Богу нужно приносить в дар только лучшее. Поэтому наши храмы, монастыри великолепны и прекрасны. Их красота видна издалека, а мелодичный колокольный звон, зовущий народ на службу, разносится на многие километры.

Источник

Разве не знаете, что вы храм Божий?

что есть храм божий. Смотреть фото что есть храм божий. Смотреть картинку что есть храм божий. Картинка про что есть храм божий. Фото что есть храм божий

Апостол Павел возвещает нам сегодня о высоком предназначении человека, об удивительном замысле Божием о нас. «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» – говорит он (1 Кор. 3:16).

Для того чтобы Павел смог сказать нам: «Вы храм Божий» – таким живым храмом стал Христос. Вспомним, как Господь, находясь в храме Иерусалимском, проповедовал Иудеям: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего» (Ин. 2:19–21). Теперь же апостол Павел открывает нам, ученикам Христовым: «Вы храм Божий».

Мы можем выстроить определенную смысловую цепочку. Нечто, задуманное Богом, сначала исполняется во Христе, а потом Писание и нам говорит: а теперь ты, теперь с тобой это должно произойти, потому что ты христианин. Все, происшедшее со Христом в Его земном служении, таинственным образом касается и нас, так как мы – члены тела Христова, часть Церкви Его. Только во Христе это произошло, по словам святителя Феофана Затворника, «ипостасно», а в нас имеет исполниться «благодатно-нравственно».

Интересно, что в древности храмы возводились согласно пропорциям человеческого тела. Храм для древних христиан был образом человека. Система мер, употреблявшихся при строительстве, была основана на размерах частей тела. Расстояние измеряли локтями, а также пальцами, ладонями, шагами, саженями – расстоянием между концом среднего пальца левой руки и концом среднего пальца правой руки при разведенных руках. Знаменитая «золотая пропорция», которой древние строители удивили мир, опять же связана с человеческим телом. Например, соотношение между средним пальцем и ладонью, ладонью и кистью руки, кистью руки и локтевого сустава и т. д. Человек был камертоном средневекового храмоздательства.

После завершения строительства православного храма в нем всегда служится «Чин освящения храма». Присутствующий когда-нибудь на этом прекрасном богослужении знает, что порядок освящения храма подобен всему тому, что делается для освящения человека в Таинствах Крещения и Миропомазания.

Обряд освящения храма начинается молитвою и призыванием Святого Духа, потому что алтарь посвящается Всевышнему. Точно так же бывает и перед Крещением, ведь человек тоже посвящается Богу. Далее специально освящается престол – это указывает на вселение Господа в сердце христианина. Престол омывается водой со специальными молитвами, так же как и при Крещении. По освящении престола, жертвенника и утвари освящается и весь храм каждением, молитвою, кроплением святой водою – опять же так, как в Крещении. Последующее помазание святым миром стен храма ясно указывает на Таинство Миропомазания, совершаемое над человеком после Крещения. Затем сразу служится Литургия – так и новокрещеного Церковь как можно скорее причащает Тела и Крови Христовых. Причем Литургия должна, по Уставу, служиться в новоосвященном храме семь дней подряд – полный недельный цикл. Это символизирует то, что христианин отныне призван непрерывно совершать в сердце своем «жертву хваления и воскликновения» (Пс. 26:6).

Посмотрите, братья и сестры, на какую высоту ставит человека христианство! Мы строим и освящаем храмы по образу человека – значит, мы человека считаем выше храма. Человек в христианской системе ценностей всегда будет выше всего, потому что Бог стал человеком. Но при этом будем помнить, что благовестие о человеке как о храме не есть уже свершившийся факт, но наше призвание, сверхзадача. Считая себя дворцами и храмами, в душе мы можем иметь отхожее место и в сердце содержать грязный притон, в котором разбойники (наши страсти) веселятся с блудницами (нашими преступными помыслами).

Необходимо разрушить этот внутренний притон, изгнать разбойников и блудниц, слезами покаяния освятить место под строительство храма и по кирпичику начинать строить, имея терпение и помня, что это не дело одного дня, но всей жизни. Вера здесь будет нам фундаментом, дела – строительными кирпичиками, смирение – цементом, замешанным на воде покаянных слез. Построив же храм, нужно опасаться растлить его, ибо сказано: «Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог» (1 Кор. 3:17).

Удивимся, братья и сестры, красоте Божьего замысла о нас, но и устрашимся, потому что труд предстоит большой и задачи очень высоки. Многие в этом строительстве срывались с лесов, многие бросали храм недостроенным и уходили. В нашей стране миллионы недостроенных, разрушенных, загаженных, брошенных храмов – живых, но пустых святилищ с попранными алтарями, сорванными крестами. Храмов, в которых вместо запаха ладана сигаретный дым, вместо ангельских песнопений крик и мат, вместо икон – порнографические картины. Эти заброшенные храмы есть души многих наших родных и близких – крещеных, но Бога не знающих.

Будем молитвенно вздыхать о них, и просить Господа, чтобы вложил в них жажду богопознания. И про самих себя скажем Богу: «Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския» (Пс. 50:20). Положим еще один кирпичик в основание нашего храма – очередной воскресный день, проведенный свято. И пусть каждый день будет означать для нас хотя бы небольшое продвижение в созидании дома Божьего из униженного грехом, но прекрасного по замыслу Всевышнего существа – человека.

Источник

Храм Божий

Мысли о. Иоанна Кронштадтского. – К милостыне и милосердию приводит нас, скорее всего храм Божий, его пастыри и учители, его службы, поучение, наставление и примеры.

Посмотрим же теперь, как смотрит на значение храма Божия наш уважаемый пастырь и как поучает нас относиться к храму Божию.

Есть ли на земле место выше, святее, благотворнее, как храм Божий? Нет! Ибо в нем престол Божий, в нем страшные тайны совершаются, в нем наше обновление, освящение, примирение с Богом, усыновление: тут схождение Духа Святого, тут Троицы явление в Животворящих тайнах; тут наше обновление, обожение, тут просвещение, тут руководство наше к животу вечному, тут всегдашняя об нас молитва Церкви, как при жизни, так и по смерти нашей; тут отъемлется наше бремя греховное; тут решение и вязание грехов, тут единодушная и общая молитва, тут умиление с обильными слезами, тут утешение Св. Духа, тут утверждение и препоясание силою свыше нас немощнейших. Как любил Богоотец, царь и пророк Давид дом Божий! – Как любил его и наш Спаситель, Христос Господь, во дни плоти своей. А Матерь Божия воспиталась в нем, во святая святых. Как любили апостолы дом Божий! Стоя в храме, будь весь как на небе с Богом, ибо в храме все небесное: тут прославляется имя небесного Бога Отца и Сына и Св. Духа; он дом молитвы, дом, в котором совершаются поднебесные Тайны. Где всякий глаголет славу; тут прославляются и призываются в ходатаи о нас Пресвятая Богородица, все силы Небесные, все Святые, эти земные ангелы, небесные человеки; тут прославляются небесные добродетели Святых; тут общая молитва. Не о чем другом житейском, а о спасении душ, о прощении грехов, о преуспеянии в добродетели и даровании блаженного бессмертия душам нашим, – молитва на всех. Всякое житейское попечение должно отлагать в сторону при входе в храм и стоянии в нем.

Храм преддверие неба и рая…и как бы самое небо, ибо в нем престол Божий, служение ангелов, частое схождение Святого Духа, совершение небесных, животворящих и страшных Таин, очищение грехов, подаяние святыни, причащение Божественных Тела и Крови.

В церкви все премудро, свято, благолепно, животворно, поучительно; тут текут струи жизни, тут мир, радость, свобода. За что ее не любить?

Какое чудное, духовное богатство в Церкви, богатство веры, упования и любви, богатство благости, милосердия, премудрости Божией, богатство чудес, очищение прегрешений, освящение, просвещение мира и свободы духовной. О! если бы верные и неверные знали и познали это и помнили, и усердно притекали к Церкви!

Дом мой – дом молитвы. Приходя в храм, мы как бы восходим на небо, оставляя все земное за собою: по крайне мере, так должны входить в храм. Дома нас весьма много отвлекает от молитвы, а в храме все внушает нам благоговение и молитву: и престол Божий и лики Господа и Святых и образ креста животворящего и Евангелие на престоле и царские врата, ведущие в алтарь, в это земное небо и самый вид алтаря, возвышенного пред прочими местами храма и чтение, и пение, каждение и светильники горящие и священники, лица служащие, облеченные в священные одежды: все, все внушает тебе благоговение и молитву; все внушает, что ты во святилище Божием, лицом к лицу с Самим Богом.

Когда молишься Господу, познай, что Он близ тебя в устах твоих и в сердце твоем, любит тебя, как чадо свое и непрестанно благотворит тебе, живит тебя, очищает, освящает, просвещает, миротворит, укрепляет, утешает, питает, помогает тебе, и с крепкою любовью призывай Его, благодари и прославляй Его, ибо это долг твой, жизнь твоя, сила твоя и слава твоя.

Службы церковные своим ходом и содержанием молитв, чтением и песнопением, внушают глубочайшую благодарность к Богу и взаимное общение и любовь друг к другу, кто бы другой этот ни был и сознание наших бесчисленных согрешений и непрестанное покаяние за них, с произношением часто молитв мытаря в кратком виде: Господи, помилуй.

Церковь есть носительница духа любви, спасения, святыни, правды, кротости, незлобия, терпения и долготерпения, Его премудрости, Его живота…живота вечного. Бесконечно важно значение Церкви для христианина; она во всем руководитель и спасает его от рождения до гроба и за гробом.

Какую цель имеет Церковь, совершая для нас Богослужение? Да исполняемся Духом Святым, глаголющее себе во псалмах и пениях и песнях духовных, воспевающее и поющее в сердцах наших Господу, да служим Господу; не работая Богу, а работая миру, мы работаем своим страстям, чтобы приносить плод смерти.

В храме место только молитве, покаянию, славословию и благодарению Творца и Господа Спасителя и Судии нашего, а не помышлениям земным или страстям житейским, плотским и да молчит здесь всякая плоть человека и да стоит со страхом и трепетом и ничто же земное в себе да помышляет и никого и ничто да не предпочитает Творцу, да не стремится ни к кому и ни к чему, но всем умом и сердцем да погружается в Господа, в созерцание Его правды, святыни, благости, премудрости, всеведения, присносущие Его, всемогущества, Его неописанной красоты и доброты; да наслаждается Его сладости бесконечной, да доброжелательствует искренно себе и всем людям, да желает и молит себе и им единого на потребу – спасения души и обо всем мире да приносит Создателю, создавшему весь род человеческий от единой крови, молитву о его мире, просвещении и спасении. Храм – небо земное: здесь престол Царя неба и земли, здесь совершается страшная пренебесная жертва – Тело и Кровь Владычная и верные соединяются с Господом и обожаются обожением чудным.

Во время молитвы необходимы следующие условия для того, чтобы молитва была благоугодна и благоплодна для души: 1) чтобы разумом ясно понимать значение и силу каждого слова молитвы; 2) сердцем сочувствовать тому, что говорится, или отвращаться с негодованием греха, словом охотно и непринужденно молиться; 3) волей стремиться всеусиленно к избежанию греха или к деланию добродетели, т.е. к отсечению своей грешной, растленной воли и к исполнению воли Божией и 4) чтобы в сердце не было лукавства, двоедушия, какой-либо страсти или пристрастия, например: злопамятства, корыстолюбия, словом, молиться чистым сердцем. Такая молитва есть богоугодная молитва.

Иисус Христос говорил ученикам: «Бдите и молитесь, да не внидете в напасть» ( Мф.16:41 ).

Во время молитвы, да и во всякое время, надо помнить, что души наши совершенно открыты и наги, ясно видимы Богу, со всеми своими сокровенными помышлениями, чувствами, намерениями и потому молиться надо всем сердцем, всем помышлением, со всею искренностью, горячностью, простотой сердечной.

Чему научает нас Св. Церковь краткими возгласами или славословиями, произносимые священником или архиереем, например: «Яко Твоя держава и Твое есть царство и сила, и слава, Отца и Сына и Св. Духа, ныне и присно и во веки веков. Яко подобает тебе всякая слава, честь и поклонение Отцу и Сыну и Св. Духу, ныне и присно и во веки веков. Яко благ и человеколюбец Бог еси и Тебе славу воссылаем Отцу и Сыну и Св. Духу ныне и присно и во веки веков. Яко Бог милости, щедрот и человеколюбие еси и Тебе славу воссылаем Отцу и Сыну и Св. Духу ныне и присно и во веки веков. Яко милостив и человеколюбец Бог еси и Тебе славу воссылаем Отцу и Сыну и Св. Духу ныне и присно и во веки веков. Яко благословится Имя Твое и прославится царство Твое, Отца и Сына и Св. Духа, ныне и присно и во веки веков». Они внушают нам высокие помыслы о бесконечном могуществе и величии Божием, о бесконечной благости и милости Божией и о вечном царстве Божием, для того, чтобы мы, несомненно, надеялись на получение Его милости и здесь и в вечности и стремились со всем усердием к вечной жизни, употребляя здешнюю жизнь, как средство и как поприще и ратоборное место для снискания наград от Бога в будущей жизни.

Для чего священник воздевает руки пред престолом во время пения херувимской песни (на обедне), пред великим входом? В напоминание и изображение молитвы Богочеловека в Гефсиманском саду пред самым предательством Его Иудою и в изображение Голгофского распятия. Велика, дивна, действенна была эта молитва: она была принесена за весь мир: безмерна, велика и искупительна Голгофская жертва. Ради сей молитвы и сей крестной жертвы помилуй и меня, Отче небесный, Сыне Единородный и Душе Святый. Аминь.

Фимиам в храме – это вещественное знамение святыни, Существа Божия и Святых Его, и напоминаниенам жить в святыне. Вечно присуща Богу святыня и Святым по благодати и дару Его и нам должна быть присуща всегда святыня, а смрад греховный, нам присущий, должно всячески удалять – через покаяние, труды, посты, молитвы, милостыни.

Для чего мир преподает священнослужитель пред чтением Евангелия? Для того чтобы в глубокой тишине душевной и мире чувств и самому читать Евангелие, нимало не спеша и не волнуясь и всем прочим людям слушать оное.

Ты слышишь часто в храме возглас «мир всем», чтобы помнить, что ты находишься в храме Бога мира и что ты должен быть в мире и с Богом и с людьми и с самим собою: С Богом – через покаяние и соблюдение заповедей, с людьми – через целомудрие, правду, милосердие, кротость и терпение, с собою – не позволяя себе ничего противозаконного и не насилуя своей совести. Молитва: «подай, Господи», внушает нам, что мы решительно ничего своего не имеем, кроме множества грехов, – и все получаем от Бога туне, даром, по милости Его и потому должны смиренно просить Его обо всех своих нуждах и за полученное благо немедленно благодарить.

А слова: «Тебе, Господи», после выражения» «Сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим», внушают нам всегдашнюю и совершенную преданность Иисусу Христу во всей жизни нашей, во всех нуждах, искушениях, лишениях, обидах от людей».

Почему часто поем: «Господи, помилуй». – Потому, что мы существа падшие, непрестанно согрешающие и прогневляющие своего Господа и достойны всякого осуждения и наказания. Во всякое время и все блага, которые имеем и которых просим, имеем по милости Божией, а не по делам и заслугам нашим, – и просим как милости Божией, а не как должного или принадлежащего нам по праву. Таким образом, эта краткая молитва учит непрестанному самоосуждению, покаянию, смирению, исправлению, упованию на милость Божию, милосердию к ближним, памятование о праведном Суде Божием и мздовоздаянии по делам каждого из нас.

Полюби сердечно молитву: «Господи, помилуй». Она научит тебя смирению, покаянию, умилению, она столь же необходима грешнику, как воздух чистый для дыхания, как верное лекарство больному.

Что приятно Господу в наших молитвах за ближних, живых и умерших?

Любовь с верою и упованием на милость Его. И так надо молиться всегда с любовью, в простоте веры, в твердой надежде.

Частое возглашение: «Господи, помилуй, подай,Господи, Тебе, Господи», напоминаем, во – первых о том, что мы все стоим пред лицом Господа, внимающего нашим молениям; во – вторых о том, что мы рабы Его, долженствующие исполнять волю Его и непрестанно преступающие ее, и заслуживающие строгого наказания. – «Главы ваша Господеви приклоните», показывает то, что мы стоим пред лицом Господа и со смирением предаемся Ему.

Сколько молитв у нас вычитывается всякий день. Но где плоды?! Все как семя, посеянное при пути, или на камне или в тернии, все пропадает!

По мере того, как вы будете удаляться от Церкви, от Богослужения, от этого царствия Божия, вами будут обладать страсти житейские, разные недобрые навыки и князь века сего со своими темными силами, вас будет покрывать сень смертная.

В заключение всего вышесказанного, нельзя пройти молчанием, что отец протоиерей Иоанн Ильич Сергиев не только благоговейно чтим всеми у нас в России, но даже немецкая печать говорит о дорогом пастыре: в № 31 еженедельного немецкого иллюстрированного журнала «Die Woche» («Неделя»), издающегося в Берлине, помещена небольшая, но интересная статья, посвященная характеристике нашего высокочтимого пастыря и снабженная портретом отца Иоанна Кронштадтского (по фотографии Н. Булла).

Приводим эту статью немецкого журнала в русском переводе; она носит заглавие «Русский чудо священник (Wunderpriester) отец Иоанн Кронштадтский». «В обширных владениях Царя и далеко за их пределами произносится с уважением и почетом имя простого (schlichter) русского священника. Его имя отец Иоанн, а прозвище Кронштадтский – по месту его службы. Уроженец далекого севера русского государства (он родился близ Архангельска), о. Иоанн является, истинным сыном народа. Оттого – то он так хорошо знает и понимает народные скорби (Leiden), стараясь смягчить их всюду, где в том встречается нужда и вот почему народная масса почитает его как святого, как чудотворца. И о. Иоанн Кронштадтский действительно творит чудеса не в мистическом конечно духе, или как обладатель какой-нибудь сверхъестественной силы; нет, он действует силой своей личности и могуществом своего любвеобильного сердца. И в Царе, и в нищем он видит лишь человека (Mensch). Оба нуждаются в нем, и обоим он ищет послужить. Когда Император Александр III чувствовал приближение последних минут, Он вызвал на юг к своему смертному одру о. Иоанна Кронштадтского помолиться вместе с ним. Но не одно желание или жажда духовных потребностей влечет к нему массу. Он является ей вместе с тем помощником в ее материальных нуждах. Миллионами исчисляются те рубли, которые находились для этой цели в распоряжении о. Иоанна Кронштадтского. Но сам он остался бедным и живет скромно, жизнью обыкновенного священника, он применяет к делу евангельские слова: «любовь есть исполнение долга».

Какая краткая и вместе с тем, какая верная и глубокая характеристика личности и деятельности уважаемого русского пастыря, написанная в таком симпатичном, прочувствованном тоне пером немецкого журналиста!

С.– Петербург 1902 г.

Источник

Храм Божий – высшее, что есть на земле – протоиерей Валериан Кречетов

В сего­дняш­нем Еван­ге­лии гово­рится о том, что на соро­ко­вой день после рож­де­ния Спа­си­тель был при­не­сен в храм, как и подо­бало вся­кому пер­во­рож­ден­ному мла­денцу муже­ского пола: он дол­жен был посвя­щаться Богу.

Проповедь на Сретение Господне

Во имя Отца и Сына и Свя­таго Духа.

В сего­дняш­нем Еван­ге­лии гово­рится о том, что на соро­ко­вой день после рож­де­ния Спа­си­тель был при­не­сен в храм, как и подо­бало вся­кому пер­во­рож­ден­ному мла­денцу муже­ского пола: он дол­жен был посвя­щаться Богу. И в Иеру­са­лим­ском храме встре­тили Его свя­тые Симеон Бого­при­и­мец и про­ро­чица Анна.

Исто­рию свя­того пра­вед­ного Симеона Бого­при­имца, навер­ное, мно­гие знают. Он был одним из семи­де­сяти пере­вод­чи­ков-тол­ков­ни­ков Биб­лии. Чело­век он был по тому вре­мени очень обра­зо­ван­ный. И когда пере­пи­сы­вал книгу про­рока Исайи и дошел до слов Се Дева во чреве при­и­мет, и родит Сына, и наре­кут имя Ему Эмманyил, еже есть ска­за­емо, с нами Бог (Ис.7:14), то, по чело­ве­че­скому разу­ме­нию, он решил: «Как это может быть? Это же невоз­можно!» И он решил испра­вить. И есть даже в Тре­тья­ков­ской гале­рее кар­тина, запе­чат­лев­шая, как он соби­ра­ется соскоб­лить ножом и испра­вить слово «дева» на «жен­щина». Но ангел оста­но­вил его и ска­зал: «Все, что здесь напи­сано, – истина, и ты не умрешь до тех пор, пока не уви­дишь испол­не­ния этого про­ро­че­ства». И Симеон про­жил три­ста лет, пока не испол­ни­лось это про­ро­че­ство. А как это про­изо­шло, вы слы­шали в сего­дняш­нем Евангелии.

Вто­рое из дей­ству­ю­щих лиц сего­дняш­него празд­не­ства ‑про­ро­чица Анна, вдо­вица чистая, при храме в посте и молитве под­ви­за­лась, и она тоже спо­до­би­лась видеть при­не­сен­ного в храм Спасителя-Младенца.

Этот празд­ник Сре­те­ния, так же, как празд­ник Вве­де­ния во храм Пре­свя­тыя Бого­ро­дицы, при­зы­вает всех к посе­ще­нию храма Божия.

Самое выс­шее, что есть на земле из дан­ных чело­веку бла­го­де­я­ний, – это храм Божий. В нем пре­бы­вает бла­го­дать Божия, в нем совер­ша­ются все таин­ства, в нем пре­бы­вает неви­ди­мый гор­ний мир. Цер­ковь во всей пол­ноте своей все время нахо­дится прежде всего в храме Божием.

Есть виде­ния, кото­рые были во время бого­слу­же­ний. Вы зна­ете, наш храм Покрова Пре­свя­той Бого­ро­дицы – сви­де­тель­ство этой истины. Андрей, Хри­ста ради юро­ди­вый, и его уче­ник Епи­фа­ний видели, как Матерь Божия покры­вает своим Покро­вом всех моля­щихся. И вме­сте с Ней – ангелы, апо­столы, про­роки и все святые.

Ангел явился про­року Заха­рии в алтаре, когда воз­ве­стил ему о рож­де­нии Иоанна Предтечи.

Ангелы-хра­ни­тели все­гда нахо­дятся у пре­стола Божия в хра­мах, и это – сви­де­тель­ство того, что здесь осо­бое место пре­бы­ва­ния без­п­лот­ных сил и вообще свя­тых. Поэтому Цер­ковь вос­пе­вает так: В храме сто­яще славы Твоея, на Небеси сто­яти мним.

Исходя из этого, и все свя­тые прежде всего стре­ми­лись в храм Божий. И если они не нахо­ди­лись в глу­бо­кой пустыне, как пре­по­доб­ные Анто­ний Вели­кий или Марк Фра­че­ский, Павел Фивей­ский или Мария Еги­пет­ская, то все они прежде всего все­гда пре­бы­вали в храме Божием.

Так что наши празд­ники, памяти свя­тых гово­рят о необ­хо­ди­мо­сти посе­ще­ния храма Божия.

Одна из наших рус­ских свя­тых, бла­го­вер­ная кня­гиня, под­ви­за­лась в домаш­ней молитве, в посте, дела мило­сер­дия совер­шала, бла­го­тво­рила много, ста­ра­лась боль­ных посе­щать. И вот неко­ему рабу Божи­ему было такое явле­ние. Ему было ска­зано: «Скажи ей, что добре она под­ви­за­ется, все это она хорошо делает. Но скажи ей, чтобы она обя­за­тельно все-таки в храм приходила».

То есть, хотя она и вела жизнь пра­вед­ную и мило­серд­ную, но при всем при том, если храм есть, то его нужно обя­за­тельно посе­щать. Вот ответ на мно­го­чис­лен­ные воз­ра­же­ния: «Глав­ное, мол, – в душе, а в храм Божий ходить – неважно».

Если вос­пи­та­ние Матери Божией – Той, Кото­рая стала чест­ней­шей херу­вим и слaв­ней­шей без срав­не­ния сера­фим, – про­ис­хо­дило в храме Божием, если Гос­подь был при­не­сен Мате­рью Божией в храм и здесь Его встре­тил Симеон Бого­при­и­мец, кото­рый узрел в этом испол­не­ние того, что ему было пред­ска­зано: ты не умрешь до тех пор, пока не уви­дишь сво­ими гла­зами Того, про Кого ты читал и думал: как это может быть? – то что еще нужно гово­рить о зна­че­нии храма Божия в нашей жизни?

И здесь Симеон Бого­при­и­мец гово­рит заме­ча­тель­ные слова, обра­ща­ясь к Спа­си­телю: Ныне отпу­ща­еши раба Тво­его, Вла­дыко, по гла­голу Тво­ему с миром, яко виде­сте очи мои спа­се­ние Твое, еже еси уго­то­вал пред лицем всех людей, свет во откро­ве­ние язы­ком, и славу людей Твоих Изра­иля.

В этих сло­вах заклю­чен глу­бо­чай­ший смысл, кото­рый Цер­ковь вло­жила в пес­но­пе­ния сего­дняш­него празд­ника. Под­твер­ждая и утвер­ждая эти слова Симеона Бого­при­имца, от лица Гос­подня вос­пе­вает Цер­ковь: Не ста­рец Мене дер­жит, но Аз держу его: той бо от Мене отпу­ще­ния про­сит. Внешне Мла­денца дер­жит на руках Симеон Бого­при­и­мец, но он дер­жит Того, Кто дер­жит всё тво­ре­ние в Своей руке.

В этих сло­вах заклю­чен глу­бо­чай­ший смысл. Когда в нашей жизни ино­гда воз­ни­кают такие мысли, что мы что-то там делаем, как гово­рят, для сози­да­ния, для под­дер­жа­ния Церкви, что мы защи­щаем, отста­и­ваем Цер­ковь, – на самом деле Цер­ковь нас защи­щает, и отста­и­вает, и сози­дает нас.

Когда еще в Вет­хом Завете люди при­но­сили дары в цер­ковь, то Гос­подь гово­рил им: «То, что вы Мне при­но­сите, не Мое ли это? Поэтому при­но­сите мне свою душу». Даждь ми, сыне, твое сердце (Притч.23:26) – так гово­рит Гос­подь. Нужно пом­нить эту истину: что когда мы что-то совер­шаем, как бы ради Бога или же во славу Божию, на самом деле не мы это совер­шаем, а Гос­подь спо­доб­ляет нас это совер­шать или при­ни­мать в этом уча­стие. Ибо неви­димо совер­ша­ется всё бла­го­да­тью Божией. Всё тво­рит Господь.

Было такое виде­ние: там была некая тра­пеза, пир, и все участ­вуют, каж­дый что-то делает, но участ­вует и Гос­подь тоже. И Гос­подь тру­дится больше всех.

Если мы что-то делаем, то делаем потому, что Гос­подь дал нам силы, дал разу­ме­ние, и мы можем это делать. Ведь если у тебя не будет ни рук, ни ног, ни разума, – что ты смо­жешь делать? Если ты дела­ешь что-то, то потому, что тебе дано. И тот, кто делает, и делает так, как подо­бает, совер­шает то, что дол­жен. Вот если он не делает, то совер­шает преступление.

Свя­той апо­стол Павел, полу­чив бла­го­дать апо­столь­ства, гово­рит: Аще… бла­го­вест­вyю, несть ми похвалы: нyжда бо ми нале­жит: горе же мне, аще не бла­го­вест­вую (1 Кор.9:16).

Такие слова можно ска­зать обо всем. Если ты что-то дела­ешь ради Бога – я уж не говорю, для храма, для Церкви, а вообще что-то дела­ешь доб­рого, – то ты дела­ешь то, что дол­жен делать, и горе тебе, если ты этого не дела­ешь. А то, что дела­ешь, ты дела­ешь потому, что тебе дано. Ты не смо­жешь ничего сде­лать, если в тебе не будет этого дарования.

Свя­той пра­вед­ный Симеон Бого­при­и­мец не дождался бы рож­де­ния Спа­си­теля, если бы ему не дано было такое дол­го­ле­тие. Гос­подь дал ему и дер­жал его: Не ста­рец Мене дер­жит, но Аз держу его: той бо от Мене отпу­ще­ния просит.

Вот это как раз и есть то, что должно быть в душе каж­дого веру­ю­щего чело­века. Пом­нить нужно, что всё – от Бога, и с Богом, и к Богу: Вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть (Ин.1:3). Всё, что мы имеем, мы имеем как дар Божий, и если что при­но­сим, то Божие.

Вот про­стей­ший при­мер: детей рас­тят, вос­пи­ты­вают, учат. А потом этот ребе­нок, выра­щен­ный роди­те­лями, полу­чив­ший обра­зо­ва­ние, про­фес­сию, что-то поку­пает и при­но­сит в пода­рок своим роди­те­лям на день рож­де­ния или на име­нины. Какую часть он делает из того, что для него сделано?

Поэтому Гос­подь, явив Свое неиз­ре­чен­ное сми­ре­ние, ска­зал: Шесть дней делай и сотво­риши в них вся дела твоя; в день же седь­мый, суб­бота Гос­поду Богу тво­ему (Исх.20:9–10). Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст гово­рит, что, Вла­дыка и Тво­рец всего, Он не взял себе бoль­шую часть, не взял поло­вину, ни тре­тью часть – а только одну седь­мую. И то, если взгля­нуть на это по?настоящему, то это больше дар Божий нам, чем наш – Богу. Потому что, выры­ва­ясь из кру­го­верти суеты, мы при­хо­дим в храм Божий, полу­чаем здесь бла­го­дать и хоть тогда заду­мы­ва­емся над брен­но­стью этой жизни. И очи­ща­ется душа, и обновляется.

Будем же ценить дар Божий, кото­рый дан каж­дому чело­веку в его даро­ва­ниях. И этот без­цен­ный дар, дар мило­сти Божией: веры истин­ной, храм Божий. Будем ценить это и по воз­мож­но­сти посе­щать храм Божий и сми­ряться, все­гда напо­ми­нать себе, что если мы при­шли сюда, то не мы что-то совер­шили, а Гос­подь спо­до­бил нас всту­пить в это свя­тое место. Аминь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *