что использовать в работе с детьми с тнр для практики общения

Развитие коммуникативных умений у дошкольников с Тяжёлыми нарушениями речи.

что использовать в работе с детьми с тнр для практики общения. Смотреть фото что использовать в работе с детьми с тнр для практики общения. Смотреть картинку что использовать в работе с детьми с тнр для практики общения. Картинка про что использовать в работе с детьми с тнр для практики общения. Фото что использовать в работе с детьми с тнр для практики общения Елена Константиновна Попович
Развитие коммуникативных умений у дошкольников с Тяжёлыми нарушениями речи.

Развитие коммуникативных умений у дошкольников с ТНР.

квалификационной категории Е. К. Попович

Коррекционное воздействие включает три этапа:

I. развитие мотивационно-потребностной сферы;

II. формирование представлений о правилах эффективного общения;

III. овладение коммуникативными умениями.

I. Развитие мотивационно-потребностной сферы.

Основная задача первого направления работы – вызвать у детей коммуникативную потребность и коммуникативное намерение, инициативность и стремление к общению друг с другом.

На первом этапе коррекционного воздействия формирование и развитие мотивационно-потребностной сферы,а также стимуляция невербальных средств определяют основные направления работы:

— формирование положительного настроя на занятия;

— привлечение внимания к сверстникам;

— обучение осознанию собственных эмоций и ощущений;

— введение невербальных средств общения, регулирующих и воздействующих на процесс коммуникации.

Мы, педагоги, чётко осознаём, что даже при имеющейся потребности в общении, коммуникативное намерение детей чрезвычайно сильно зависит от комфортности общения с конкретным собеседником, позитивной эмоциональной окрашенности контакта.

Мы учим детей сотрудничать, то есть учить слышать, понимать и соблюдать правила игры, развивать контроль за движениями и умение работать по инструкции; воспитывать доверительное отношение друг к другу; развивать чувство ответственности за другого человека.

Особое место на первом этапе занимает комплекс игр «Мои чувства», помогающий научить детей понимать по выражению лица эмоциональное состояние человека,познакомить с невербальными средствами общения: мимикой, жестами, позами и научить применять их на практике.

II. Второй этап работы по развитию коммуникативной компетентности у детей с ТНР заключается в формировании представлений о правилах и способах эффективного общения.Основные направления этой работы:

— дальнейшее развитие невербальных средств общения;

— обогащение способов эмоционального реагирования;

развитие умения слушать и слышать;

— восприятие и понимание информации;

— формирование представлений о правилах общественного поведения и умения осознавать и воссоздавать различные типы взаимоотношений.

На данном этапе решаются следующие задачи:

развитие вербальной и невербальной коммуникации;

— определение эмоционального состояния и отражение его с помощью выразительных движений и речи;

развитие слухового восприятия и памяти;

— понимание смысла сообщений, выделение основной идеи высказывания;

— использование приема активного слушания: дальнейшее развитие мыслей собеседника;

развитие умения понимать друг друга, вникать в суть полученной информации;

развитие умения работать с информацией через установление логических причин, следственных связей, также умозаключений;

развитие способности аргументировать свою точку зрения, свои высказывания.

Игры: «Строим дом», «Что было бы, если…»

III. Третий этап посвящается автоматизации приобретенных умений и навыков на специальных занятиях и в условиях свободной деятельности, то есть умения говорить.

Чтобы решать поставленные задачи, необходимо сделать выработанные на предыдущих этапах коррекционного воздействия навыки произвольными. Для этого мы используем метод проблемных ситуаций. Попадая в коммуникативные ситуации, ребенку необходимо самостоятельно организовать свое поведение, учитывая интересы и эмоциональное состояние сверстников, применять адекватное правило и проявлять волевые усилия.

Считаю, что планируя коммуникативные ситуации в работе с детьми, необходимо придерживаться исследовательских методов, а не трансляцию знаний, которая является малопродуктивной в коррекционно-педагогическом процессе. Не исключена и полная импровизация общения. Это очень эффективный метод для развития коммуникативных умений. Главное – это создание речевого общения, взаимодействия, совместного решения поставленной задачи.

1. Собственно речевые умения:

• вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими);

• поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника; (Наши правила речевого общения).

• проявлять инициативу в общении,

• доказывать свою точку зрения;

• выражать отношение к предмету разговора,

• сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать;

• высказываться логично, связно;

• говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.

2. Умения речевого этикета: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др.

3. Умение общаться в паре, группе из 3 — 5 человек, в коллективе.

4. Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.

5. Неречевые (невербальные) умения — уместное использование мимики и жестов.

Игры с успехом могут применяться не только на занятиях, но и в повседневной жизни ребенка, способствуя развитию коммуникативных умений в эмоционально привлекательной для детей форме.

Психологическое сопровождение дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи. Важно, чтобы каждый ребёнок перед поступлением в школу имел равные стартовые возможности – это является воплощением идеи гуманистического.

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников в конфликтных ситуациях. В современном мире мы все чаще сталкиваемся с проблемами дошкольников в коммуникативной сфере. Дошкольники становятся заложниками технического.

Консультация для воспитателей «Развитие коммуникативных способностей дошкольников» Общение – это сложный процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий.

Консультация «Развитие коммуникативных способностей у дошкольников» Коммуникативные способности– есть важное условие развития ребёнка-дошкольника, его социализации и индивидуализации, формирования личности.

Развитие коммуникативных умений у дошкольников в группах смешанного состава. Развитие коммуникативных умений у дошкольников в группах смешанного состава. Изучение процесса формирования коммуникативных умений у дошкольников.

Развитие речевого дыхания у детей с нарушениями речи Русанова С. П. Учитель-логопед ЧДОУ «Православный д/с «Покровский». г. Белгород, Белгородский район. Важнейшие условия правильной речи.

Система игр, направленных на формирование коммуникативных умений у старших дошкольников 1. «Царевна Несмеяна» Цель: создание игровой ситуации, стимулирующей активность детей, побуждающей их к сближению друг с другом, с окружающими.

Влияние коллективных игр на развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Ведущий в этот возрастной период вид деятельности дошкольников — игра — способствует развитию коммуникативных умений ребенка. Возникают.

Источник

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЮ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ В ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЮ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Создание благоприятного психологического микроклимата в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи

Психологическая атмосфера складывается из отношения к детям каждого педагога, а также взаимоотношений самих педагогов в группе. Комфортным для ребенка является доброжелательный, ласковый и эмоционально положительный тон воспитателя. При таком стиле поведения педагога необходимость порицания детей сводится к минимуму. Ласку, мягкость и доброжелательность воспитателя не следует путать со вседозволенностью. Важно в общении с воспитанниками добиться сочетания требовательности и тонкого понимания ребенка.

Очень важны личностные качества воспитателя. Это объясняется тем, что ребенок с ТНР дошкольного возраста наиболее ориентирован на взрослого, находящегося рядом, подражает ему в словах, манерах, оценках, чувствах, поступках.Дети с проблемами в развитии зачастую ранимы, обидчивы, повышено эмоциональны. Воспитателю группы для детей с тяжелыми нарушениями речи необходимо уметь правильно оценить состояние ребенка, его поступки, их причины; уметь сопереживать ребенку, добиваться его расположения и взаимопонимания, а не беспрекословного подчинения.

Адаптация ребенка с общим недоразвитием речи в коллективе

Для ребенка, начавшего посещать специальную группу, незнакомая ранее среда (режим, помещение, дети, педагоги, занятия) требует адаптации. Ребенку трудно перестроиться, привыкнуть к новой обстановке. У некоторых детей нервное напряжение перерастает в конфликты, реакции неудовольствия, протеста. Может наблюдаться ежедневный невротический плач по утрам, невротическая рвота, потеря аппетита, агрессивность. Привыкание при спокойной, комфортной обстановке в группе, доброжелательном мягком отношении педагогов проходит безболезненно для ребенка. В случае затянувшегося периода адаптации, когда посещение группы превращается для ребенка и его родителей в мучение, следует обратиться за помощью к психологу дошкольного учреждения.

Функции воспитателя в группе для детей с тяжелыми

нарушениями речи

Специфика работы воспитателя в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи определяется имеющимися у каждого ребенка:

Выбор индивидуальных мер воздействия на ребенка

Воспитатель часто сталкивается с нестандартным поведением ребенка (отказ идти на прогулку, участвовать в занятии, отсутствие дистанции в общении со взрослыми и т.д.). Использование традиционных методов в подобных случаях безрезультатно. Педагог должен понимать, что негативизм (противодействие просьбам) обычно возникает как защитная реакция ребенка на психологическое давление.

Единственный способ – отвлечь внимание ребенка, найти ему интересное, активное двигательное занятие. Важно учитывать, что бережный, вдумчивый, сугубо индивидуальный подход к каждому проблемному ребенку будет способствовать преодолению речевого нарушения.

Обогащение, уточнение и активизация словарного запаса детей в процессе всех режимных моментов

Воспитатель находится с детьми в течение всего дня в самой разной обстановке: в раздевалке, в умывальной комнате, спальне, уголке природы, игровом уголке, на участке и в других местах, где имеется широкая наглядная база для формирования словарного запаса у детей с общим недоразвитием речи. Кроме того, в продолжение дня (в отличие от учителя-дефектолога), воспитатель имеет возможность многократного повторения и закрепления новых слов, без чего не может происходить введение их в самостоятельную речь ребенка.Во время умывания, дежурств, коллективного труда, одевания на прогулку воспитатель своими вопросами побуждает детей к речевому общению. Например, при одевании детей на прогулку, воспитатель спрашивает: «Что ты делаешь?», «Что ты надеваешь?», «Что надевает Маша?», «Скажи, Маше, чтобы она надела шапку» и т.д. Не следует стремиться для таких вербальных упражнений каждый раз собирать всю группу. Достаточно объединить для этой цели четверых-пятерых детей. Главное, чтобы они занимались добровольно, с желанием и всегда с положительными эмоциями.

Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей

Воспитателю необходимо внимательно следить за речью детей и исправлять их ошибки не только на занятиях, но и на протяжении всех режимных моментов. Очень важно, чтобы ошибки исправлялись воспитателем корректно. Нельзя дразнить ребенка, высмеивать его, так как это может спровоцировать снижение речевой активности или речевой негативизм, замкнутость, отрицательное отношение ребенка к воспитателю.

Методика исправления ошибок на занятии и вне занятия отличаются друг от друга. Во время игры, бытовой деятельности не следует привлекать внимание детей к ошибкам кого-либо из них. Воспитатель, используя перерыв в игре, подзывает к себе ребенка и работает с ним над исправлением ошибки индивидуально. Если ошибка встречается в обращении к педагогу, то воспитатель предлагает ребенку правильный ответ и просит повторить сказанное.

На занятиях ошибки ребенка фиксируются воспитателем, к исправлению неточностей привлекаются все дети подгруппы. Сам воспитатель исправляет грамматические ошибки в том случае, если это не могут сделать дети. Ошибки в произношении также исправляются по ходу ответа, от ребенка следует добиваться проговаривания правильного варианта.

Требования к речи воспитателя группы для детей с тяжелыми нарушениями речи

Речь воспитателя, который постоянно находится в поле зрения ребенка с ОНР, является важным источником, из которого дети получают образец родного языка, культуры речи.

Анализ педагогической литературы и практический опыт показывают, что в речи воспитателей встречаются следующие недостатки:

Организация и содержание коррекционной работы воспитателя в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи

Задачи коррекционной работы воспитателя в группе для детей с ТНР.

При ведущей роли учителя-дефектолога в коррекционном процессе по преодолению речевых нарушений, коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем специальной группы, чрезвычайно важны и тесно связаны с задачами учителя-дефектолога. Это:

Решение поставленных коррекционных задач осуществляется воспитателем на специально организованных занятиях, а также в течение всего времени пребывания ребенка в дошкольном учреждении в течение дня.

Воспитатель решает общеобразовательные задачи и формирует необходимый объем знаний во время наблюдений на прогулках, во время экскурсий, при ознакомлении с окружающим миром и природой. Одновременно он способствует развитию речи детей, проводит работу по обогащению, уточнению и активизации словарного запаса у детей, развивает элементарные математические представления, обучает детей изобразительным навыкам рисования, лепки, аппликации и конструирования. Воспитатель формирует у детей навык общения, подсказывает, как лучше обратиться к товарищу, что сказать.

Воспитатель принимает активное участие в подготовке детей к логопедическим занятиям. При наблюдении за предметами и явлениями окружающего мира воспитатель знакомит детей с новыми словами, уточняет их значение и смысловые оттенки.

Формирование речи, закрепление и усвоение речевых навыков проводится воспитателем и во время режимных моментов: одевания после сна и на прогулку, во время умывания перед едой, в процессе наблюдений на прогулке, во время игр,утренников, досугов и развлечений. При этом воспитатель стимулирует речевую деятельность, возникающую по инициативе самого ребенка.

Организация деятельности воспитателя на занятиях

Компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и подготовка к дальнейшему обучению в школе обуславливают необходимость овладения теми же видами деятельности, которые предусмотрены для нормально развивающихся детей. Поэтому в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи предусмотрены два вида занятий:

Учитель-дефектолог проводит следующие виды коррекционно-развивающих занятий:

Воспитатель проводит следующие виды общеобразовательных занятий:ознакомление с окружающим и развитие речи;формирование элементарных математических представлений;рисование;лепка;аппликация;конструирование;сенсорика;игра (сюжетно-ролевая и дидактическая), физкультурные занятия (может проводить руководитель по физической культуре).

Музыкально-ритмические занятия проводит музыкальный руководитель.

Психолог проводит занятия по игротерапии, развитию внимания, памяти, мышления, личности и формированию навыков общения.

Количество занятий меняется в зависимости от года обучения и периода обучения.

Построение коррекционных занятий воспитателя опирается на ряд

методических правил

При проведении занятий следует также учитывать и общепедагогические требования:

Для проведения занятий группа делится на две подгруппы: I подгруппа занимается с учителем-дефектологом в логопедическом кабинете, II подгруппа в то же время – с воспитателем в групповой, после чего подгруппы меняются местами. На следующий день воспитатель сначала занимается с I подгруппой, а учитель дефектолог – со II. Деление на подгруппы осуществляется по результатам комплексного обследования поступивших в группу детей. Существует две точки зрения по вопросу объединения детей в подгруппы:

Иногда в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи при делении детей на подгруппы основываются на возрастном принципе, объединяя детей по возрасту и не учитывая особенности их общего и речевого развития. Как показывает практика, такой подход не способствует успешной организации коррекционной работы.

На протяжении учебного года допускается перевод детей из одной подгруппы в другую, но не предусмотрен перевод детей в другую специальную группу того же дошкольного учреждения.

При организации и проведении занятий воспитателю необходимо учитывать психолого-педагогические особенности детей с речевыми нарушениями, проявляемые ими при восприятии материала.

Источник

Использование нетрадиционных технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ЛАСТОЧКА»

ОПЫТ РАБОТЫ

учителя-логопеда Игнатьевой Ю. О.

«Использование нетрадиционных технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР»

«Терпение и творчество,

В работе логопеда»

В нашем дошкольном учреждении ведет свою работу группа компенсирующей направленности, которая решает основные проблемы коррекции речи детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Специфика речевого дефекта ребенка с ОВЗ и возникающие вторичные отклонения (нарушения в развитии высших психических функций, общей и мелкой моторики, ориентировки в пространстве, эмоционально-волевой сферы, творческой активности, процессов общения, индивидуальные особенности ребенка, среда обучения и воспитания вносят свои коррективы в известные традиционные методики и требуют поиска новых форм работы и новых решений для успешного коррекционно-образовательного процесса.

В различных методических и научно-популярных изданиях дефектологи, логопеды, педагоги и психологи представляют новые нетрадиционные формы работ с детьми с ТНР в дополнении к традиционным методам. Над этими работами трудились такие авторы как М. А. Поваляева, М. И. Чистякова, Е. А. Пожиленко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко и другие.

Какие же методы и приемы будут способствовать эффективной коррекции речи у детей с ТНР? Как обеспечить полноценное эмоциональное и психическое развитие дошкольника с ОНР? Эти вопросы интересуют меня на протяжении всего учебного процесса.

Проанализировав современные инновационные подходы, техники и методы в области логопедии, я пришла к выводу, что использование нетрадиционных технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР может быть действенный способом решения этой проблемы.

Использование нетрадиционных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ приобретает особую актуальность и значимость. Это связано, прежде всего, с тем, что традиционные технологии не могут в полной мере обеспечить эффективность коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями. В то время как нетрадиционные технологии вызывают положительный эмоциональный отклик у детей, поддерживают познавательный интерес к деятельности, предупреждают переутомление, способствуют более активному включению в деятельность.

Цель – создание цикла коррекционно-логопедических занятий с использованием нетрадиционных технологий, обеспечивающих эффективную коррекцию звукопроизношения, фонематических процессов, формирование лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с ТНР.

— Изучить современные подходы к использованию нетрадиционных технологий в коррекционно-логопедической работе.

— Развивать все компоненты речевой системы ребенка с ТНР (коррекция звукопроизношения, развитие фонематического слуха, обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи.

— Развитие мелкой моторики, мимики, воздушной струи.

— Закреплять навыки звукового анализа и синтеза.

— Совершенствовать зрительно-пространственную ориентировку.

— Развитие мотивации к логопедическим занятиям.

— Распространить опыт использования нетрадиционных методов в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР.

Новизна опыта заключается в сочетании традиционных и нетрадиционных технологий использования в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР.

Отличительная особенность представленной работы – авторские дидактические пособия и рекомендации по их использованию в коррекционно-логопедических занятиях.

Представленные методические рекомендации, дидактические пособия, игры и упражнения с ними рекомендованы учителям-логопедам, дефектологам, педагогам ДОУ.

Использование нетрадиционных технологий в логопедической работе с детьми с ТНР.

В 2018 – 2019 учебном году я осуществляла коррекционно-образовательный процесс в старшей группе компенсирующей направленности. Для определения использования нетрадиционных технологий в коррекционно-логопедической работе было проведено логопедическое обследование детей с ОВЗ в количестве 6 человек.Обследование проводилось по следующим параметрам:

Для диагностики использовались следующие методики:

Речевая карта О. Крупенчук

Демонстрационный материал к речевой карте О. И. Крупенчук для обследования детей страшего дошкольного возраста (сост. Е. Михайлова).

В. С. Володина «Альбом по развитию речи».

Кроме логопедического обследования, было проведено диагностическое обследование уровня развития у детей мимической мускулатуры, мелкой моторики.

Результаты диагностических обследований детей старшего дошкольного возраста с ОНР выявили нарушения звукопроизношения, нарушение фонетико-фонематических процессов, ограничение словарного запаса, несформированность лексико-грамматических средств языка, нарушение звукослоговой структуры слов, несформированность связной речи, мелкой и общей моторики, мимики и пантомимики.

Для получения наиболее эффективных результатов, с детьми был организован цикл индивидуальных коррекционно-логопедических занятий с использованием нетрадиционных технологий.

Каждое занятие с использованием нетрадиционных технологийвыстраивалось по структуре:

1. Организационный момент;

2. Сообщение темы логопедического занятия;

3. Артикуляционная гимнастика

4. Развитие дыхания и воздушной струи.

5. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам;

6. Автоматизация звука изолированно в слогах, словах.

8. Автоматизация звука в предложении

9. Формирование ЛГС речи

11. Итог логопедического занятия.

1. Организационный момент в логопедическом занятии.

Его цель – введение в тему занятия, создание мотивации к предстоящей деятельности, пробуждение интереса к познанию новых звуков. Для этого использовую релаксационные, мимические и имитационные упражнения. Например, «отправимся в гости», «пойдем в цирк», «посетим зоопрак».

2. Сообщение темы логопедического занятия. Задания, предлагаемые в этой части, позволяют плавно и незаметно для детей перейти к теме занятия. Я демонстрирую куклу, или загадываю загадку, предлагаю найти лишнюю из предложенных картинок и прошу определить первый звук в названии этой картинки.

Игровая форма сообщения темы занятия не только пробуждает у детей интерес к занятию, мотивирует их на дальнейшую деятельность, но и способствует достижению главной задачи этого этапа – сосредоточить внимание детей на изучаемом звуке, восприятии новых или повторении пройденных звуков.

3. Выполнение артикуляционной гимнастики.

Цель – формирование полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

По мимо традиционных артикуляционных упражнений, я использовала игры с элементами биоэнергопластики и «гастрономической логопедии», которые помогли разнообразить ежедневное выполнение артикуляционных упражнений.

4. Развитие воздушной струи и речевого выдоха.

Для формирования длительного и плавного выдоха использую разнообразные игры-вертушки, упражнение с полоской салфетки, ваты и мини-песочницу.

5. Характеристика звука. На этом этапе уточняется артикуляция – положение губ, языка и зубов при произношении изучаемого звука и акустические признаки звука.

6. Изолированное произношение звука.

Упр. «Заведем мотор самолета», «Шар сдулся», «Тигр рычит», а также звуковые дорожки.

Используя мини-песочницу предлагаю ребенку нарисовать полет самолета, следы животных, дорожку и пр. Ребенок рисует пальцем на песке одновременно изолированно произносит звук громко, обычным голосом и шепотом.

Также использую камешки Марблс, предлагаю ребенку выложить звуковую дорожку повторяя поставленный звук.

Автоматизация изучаемых звуков в слогах и слоговых сочетаниях.

Упр. «Пианист». Ребёнок имитирует игру на пианино, ударяет по очереди каждым пальчиком и проговаривает заданный слог нужное количество раз. Аналогично выполняется упражнение «Цветочек», когда слоги и слова проговариваются с разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки открываются и закрываются).

Используя песочницу предлагаю ребенку нарисовать вертикальные и горизонтальные линии и одновременно произносить заданные слоги.

«Су – джок» Ребенок катает ребристую палочку (ребристый мячик) рукой, проговаривая слоговые ряды, слова.

«Посчитаем на счетах»

Ребенку нужно произнести речевой материал одновременно передвигая колесико на счетах. Второй ребенок произносит слово столько раз, сколько колесиков отложено на счетах.

5. Произношение звуков в словах, чистоговорках.

Предлагаю ребенку заполнить дорожку камешками, проговаривая картинки на поставленный звук.

Выложи рисунок и проговори чистоговорку, стихотворение на поставленный звук.

6. Физкультминутка на логопедических занятиях с использованием нетрадиционных технологий тесно связана с темой занятия и призвана не только снять усталость и напряжение, эмоциональную нагрузку, но и совершенствовать общую моторику, способствовать выработке четких координированных действий во взаимосвязи с речью.

Формами проведения физкультминуток могут быть подвижная игра, имитация трудовых действий, произношение чистоговорок, сопровождающихся действием, а может быть направлена на развитие мимики и пантомимики.

На этом этапе я использую упражнения и игры, направленные на развитие мимики и пантомимики. Мимические упражнения улучшают работу лицевых мышц, способствуют развитию подвижности артикуляционного аппарата. Например, покажи радость когда ты идешь в цирк, удивление – увидели огромного слона, испуг – на арене волк, подмингни правым глазом клоуну клоуну.

7. Автоматизация звука в предложении. По мимо традиционной логопедической методики я применяю нетрадиционные игры Н. Коняхиной с фонариком и без него. В основе этих игр лежит идея использования фонарика в качестве подсветки обратной стороны. Эти игры производят эффект волшебства и чуда.

Данные пособия решают задачи автоматизации и дифференциации звуков, закрепление пройденного лексического материала, отработка предлогов, и еще много каких педагогических задач можно с интересом решать при помощи этой серии игр.

Игры представляют собой игровое поле с набором карточек. При первом взгляде эти карточки пусты, но стоит только поднести их к фонарику как происходит «волшебство» и появляется картинка. Эти игры производят эффект чуда.

Обязательным условием при выборе заданий на этом этапе работы является логическая и игровая связь с сюжетом занятия.

Для достижения высокого уровня результатов коррекционно-логопедической работы и сопровождения занятий с использованием нетрадиционных технологий мною создано комплексное авторское пособие «Мягкие буквы-звуки» и плоские фетровые игрушки.

Пособие представляет собой мягкие буквы (звуки, которые сшиты из ткани и синтепона. На буквы (звуки) нашита лента велкро («липучка»). Каждая буква изготовлена из соответствующего цвета, обозначающего гласность, согласность твердость и мягкость. Для обозначения звонкости к соответствующим буквами пришит колокольчик.

Дополняют это пособие плоские фетровые игрушки, с обратной стороны которых нашита лента велкро («липучка»). Эти игрушки изготовлены как в соответствии с лексическими темами, так и нужных мне игрушек для автоматизации звука.

За счет «липучки» пособие можно использовать как горизонтально, так и на вертикально.

Данное пособие помогает решать следующие задачи:

Закрепление характеристики звука и буквы.

1. Обогащать словарный запас.

2. Упражнять в умении соотносить существительные с местоимениями он, она, оно, они.

3. Формировать навыки образования относительных и притяжательных прилагательных.

4. Упражнять в употреблении слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами и суффиксами увеличения.

5. Упражнять в согласовании существительных и числительных.

6. Развитию ориентировке в простарнстве.

7. Закрепление образа буквы.

По мимо традиционных техник использую свое авторское комплексное пособие «Мягкие буквы-звуки» и плоские фетровые игрушки.

На этом этапе знакомлю ребенка с образом буквы, которой на письме обозначается новый звук. Мы рассматриваем из каких элементов состоит буква и на что она похожа. Продолжая работать с пособием «Мягкие буквы-звуки», демонстрирую ребенку набор плоских игрушек, в основном в рамках изучаемой лексической темы, и прошу ребенка выбрать только те, в названии которых есть автоматизируемый нами звук и приклеить их на букву.

7. Далее переходим к формированию лексико-грамматического строя речи.

На этом этапе работы моя задача обогатить и закрепить словарный запас ребенка, упражнять в умении соотносить существительные с местоимениями.

Упражнять в употреблении слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами и в согласовании существительных и числительных.

Для этого применяю следующие игры и упражнения: «Жадина», «Назови ласково», «Посчитай до 5», «Один много» и др.

8. Развитие психических процессов.

Цель – развитие внимания, памяти, мышления.

На этом этапе я применяю следующие игры «Кого не стало, «Кто спрятался», «Вспомни и назови». Прошу ребенка закрыть глаза и убираю с буквы одну игрушку, а в конце прошу ребенка назвать всех «героев» буквы.

9. Итог логопедического занятия. Итог занятия может быть предложен в игровой форме, где гость занятия приготовил для детей сюрприз. Например, клоун спрятал в волшебном колпаке подарок для ребенка и предлагает задать вопросы, чтобы узнать, что там лежит.

В процессе рефлексии результатов мне важно узнать оценку детьмипрошедшего занятия через ответы на вопросы: «Какие задания показались вам интересными? Какое задание было самым трудным?» и т. д.

Использование нетрадиционных технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми с ТНР старшейгруппы компенсирующей направленности позволило достичь следующих результатов:

Учебный год Уровень развития компонента Компоненты речи

Звукопроизношение Фонематический слух Лексический строй Грамматический строй Связная речь

Н. г К. г. Н. г К. г. Н. г. К. г. Н. г. К. г. Н. г. К. г.

2018-2019 Высокий 0% 17% 0% 50% 0% 17% 0% 17% 0% 17%

Средний 0% 50% 17% 50% 17% 50% 17% 67% 17% 50%

Низкий 100% 33% 83% 0% 83% 33% 83% 16% 83% 33%

В таблице видно, что дети имеющие низкий уровень развития речи на начало учебного года повысили результаты, и перешли на средний уровень развития речи, а дети со средним уровнем поднялись на высокий уровень. Значительно улучшилось звукопроизношение, лексико-грамматический строй речи, связная речь, а также артикуляционная моторика, общая и мелкая моторики.

Проанализировав данные, я пришла к выводу о том, что уровень развития речи некоторых детей хотя и не достиг возрастной нормы, но все-таки повысил качественную результативность. Без положительной динамики речевого развития детей нет. У одного воспитанника уровень развития звукопроизношения остался на низком уровне ввиду сложного врожденного анатомического дефекта.

Проводя мониторинговое исследование эффективности коррекционно-развивающей работы, можно сделать вывод, что грамотно организованная образовательная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья, позволяет достичь высоких результатов работы.

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта

Теоретический опыт работы по теме «Использование нетрадиционных технологий в логопедической работе с детьми с ТНР» представлен мною на международном сайте «МААМ»

В феврале 2019 года в ГАОДПО ИРОСТ г. Курган. на курсах повышения квалификации для учителей-логопедов по теме «Использование нетрадиционных технологий в логопедической работе с детьми с ОВЗ в процесс реализации ФГОС», я представила свой практический опыт работы, проанализировала опыт коллег по данному направлению и пришла к следующему выводу.

Использование в работе учителями – логопедами нетрадиционных технологий формирует у детей правильное звукопроизношение, развивает навыки грамматического строя и связного оформления собственного высказывания, обогащает и активизирует словарный запас детей с нарушением речи, нормализует произносительную сторону речи и, конечно, является эффективной формой воздействия на эмоциональную сферу дошкольника.

Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи. учитель-логопед Лощилина Е. Б. Понятие «игровые.

Использование игровых технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста Одна из важнейших задач воспитания ребенка – это формирование мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

Использование LEGO — технологий в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи Ни для кого не секрет, что количество детей, имеющих различные речевые нарушения, за последнее время резко увеличилось. Это связано с ухудшением.

Использование новых технологий в работе с детьми дошкольного возраста по программе дополнительного образования «Знайка» СОГБУ «ДЕМИДОВСКИЙ СОЦИАЛьНО – РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ «ИСТОК». ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С.

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста. Смирнова Е. А., воспитатель.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста АКТУАЛЬНОСТЬ Здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первые места в иерархии потребностей человека нашего общества. Сейчас практически.

План самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» План самообразования Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» 2018– 2019уч. г..

Проект «Использование нетрадиционных технологий в изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста» Участники проекта: воспитанники старшей группы, воспитатель, родители воспитанников. Тип проекта: творческий. Продолжительность: долгосрочный.

что использовать в работе с детьми с тнр для практики общения. Смотреть фото что использовать в работе с детьми с тнр для практики общения. Смотреть картинку что использовать в работе с детьми с тнр для практики общения. Картинка про что использовать в работе с детьми с тнр для практики общения. Фото что использовать в работе с детьми с тнр для практики общенияИспользование квест-технологий в развивающей работе с детьми дошкольного возраста по развитию речи Мастер – класс для педагогов. Тема: «Использование квест – технологий в развивающей работе с детьми дошкольного возраста по речевому развитию».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *